reforef.ru 1
В отличие от других металлов рынок алюминия похоже не собирается выходить из медвежьего тренда, демонстрируя свою слабость. С начала года котировки фьючерсов упали почти на 30% под влиянием появления признаков замедления экономического роста в Китае и европейского долгового кризиса.




Тем не менее, снижение котировок выглядит, по меньшей мере, не логично на фоне растущего спроса на металл, темпы которого превышают динамику предложения.

Годы

Предложение, млн.тонн

Темп роста

Спрос, млн.тонн

Темп роста

Баланс, млн.тонн

Запасы, млн.тонн

2007

38,150

12.50%

37,818

10.00%

332

3.9

2008

39,568

3.70%

37,445

-1.00%

2,123

6.8

2009

36,982

-6.50%

34,684

-7.40%


2,298

9.6

2010

41,688

12.70%

41,914

20.80%

-226

7.6

Источник – Aluminum Intelligence report, Jul-Aug 2011

Как видно из таблицы, по скорректированным данным по итогам года спрос на алюминий вырос более чем на 20%, а предложение – всего на 12,7%.

Тем не менее, на рынке продолжает присутствовать избыток сырья за счет большого объема запасов.

Процесс производства алюминия в упрощенном виде включает три основных стадии: добычу бокситов, их переработку в глинозем и, наконец, выплавку алюминия.

Добыча бокситов в мире в прошлом году увеличилась на 6,1% до 211 млн. тонн. При этом их запасы остаются достаточно существенными, ведь ежегодно добывается только 1% от всего объема бокситов, выявленных в земной коре. Наиболее крупными странами-продуцентами данного сырья являются Австралия (33,2% от мировой добычи), Китай (15,2%) и Бразилия (15,2%).

В 2010 году увеличилось также производство глинозема до 85 млн. тонн и самого алюминия. При этом крупнейшим продуцентом металла по-прежнему является Китай, с долей производство в общем объеме в 40,6%. Удельный вес России в мировом производстве составляет 9,3%.

Среди наиболее крупных компаний, производящих алюминий, следует выделись Aluminum Corporation of China Ltd. c долей рынка 10,8%, Русал (9,8%), Rio-Tinto (9,2%) и Alcoa (8,7%).

В целом производство металла является энергоемким, что может негативно отразиться на динамике его предложения в среднесрочной перспективе. Так, например, в конце первой декады текущего месяца парламент Австралии заявил, что государство может ввести налог на выбросы углекислого газа на 500 крупнейших загрязнителей страны, относящихся к горнодобывающей промышленности, энергетике и к транспорту.


Следует отметить, что электроэнергия составляет около 30% от расходов по производству алюминия и затраты австралийских производителей на нее могут увеличиться с текущих $60 на тонну. В результате их конкурентоспобность по сравнению с китайскими конкурентами ухудшиться. По мнению специалистов, стоимость углерода в Австралии будет расти с каждым годом и в течение следующего десятилетия может увеличиться до более чем $200 на тонну, в то время как в Китае она вряд ли вырастет более чем $60 на тонну.

Увеличение себестоимости производимой продукции на фоне низких цен на алюминий может привести к тому, что производители начнут получать убытки. В этом смысле в более выгодном положении находятся компании развивающихся стран, таких как Китай и Россия, где затраты на производство ниже.

Это подтверждается тем фактом, что в сентябре текущего года производство алюминия в Поднебесной выросло на 20,8% в годовом исчислении, несмотря на небольшое (-1,1%) снижение по сравнению с предыдущим месяцем. Это произошло несмотря на нехватку электроэнергии в Гуанси, Гуйчжоу и Хэнань, что было полностью компенсировано улучшенной утилизацией металла на других заводах. Кроме того, рост производства был во многом обусловлен повышением эффективности на новых заводах в западных провинциях.

Такие показатели по Китаю способствовали росту общемирового производства алюминия в сентябре на 12% в годовом исчислении и на 6,5% с начала года.

В России в январе-июле 2011 года наблюдалось сокращение производства первичного алюминия на 2,7%. При этом выпуск сплавов вырос на 40,1%, прутков и профилей – на 24,7%. Объемы производства плат, листов, полос и лент возросли на 39%.

Несмотря на снижение объемов производства экспорт «крылатого металла» из России по-прежнему растет. Страна является крупнейшим мировым экспортером и предоставляет около 39% всех поставок алюминия на мировой рынок. За ней следуют Австралия (доля экспорта 15%), Исландия (9%) и Бразилия (8%).


Основными странами-потребителями первичного алюминия являются США (24% всего мирового объема импорта), Китай (16%) и Япония (13%).

Как было отмечено выше, потребление алюминия в мире в прошлом году росло более быстрыми темпами, чем производство. В первой половине 2011 года спрос увеличился на 10% в годовом исчислении.

Алюминий используется в автомобильной промышленности, в строительстве, в качестве упаковочного материала и в других сферах.

Восстановление экономики Японии способствовало тому, что в текущем году впервые была зафиксирована положительная динамика объемов потребления алюминия в автомобильной промышленности. В годовом исчислении спрос на алюминий для производства автомобилей вырос на 6,8%.

Темп роста спроса на алюминий для нужд автомобильной промышленности в годовом исчислении, %.



Источник – Aluminum Intelligence report, Jul-Aug 2011

Постоянным спросом пользуется алюминий в сфере строительства, где темп его роста в среднем составляет около 10%.

Темп роста спроса на алюминий для нужд строительной отрасли в годовом исчислении, %.



Источник – Aluminum Intelligence report, Jul-Aug 2011

В сфере производства упаковочной продукции в июне 2011 года был зафиксирован существенный всплеск на 16,7% по сравнению с предыдущим месяцем. В годовом исчислении показатель вырос на 6,7%, увеличившись практически по всем странам мира, за исключением Японии.

Темп роста спроса на алюминий в качестве упаковочного материала в годовом исчислении, %.



Источник – Aluminum Intelligence report, Jul-Aug 2011

Большим бременем для рынка алюминия остаются существенные избыточные запасы. Несмотря на снижение соотношения запасов к потреблению, оба показателя остаются на высоких уровнях. Кроме того, согласно оценке аналитиков банка BNP Paribas в 2008-2010 году было накоплено свыше 2,5 млн. тонн неучтенных запасов.


Таким образом, рынок алюминия характеризуется перманентным переизбытком потенциального предложения за счет существенных запасов металла. Это в некоторой степени отпугивает инвестиционный спрос, заставляя котировки изменяться с учетом общемировой динамики производства и потребления. В определенном смысле алюминий по-прежнему остается товаром в чистом виде, цены на который определяются набором фундаментальных факторов.

В среднесрочной перспективе рынку грозит перераспределение сфер влияния за счет увеличения себестоимости производимой продукции. В результате позиции таких компаний как китайская Aluminum Corporation of China Ltd и российский Русал могут стать еще прочнее, а некоторые производители могут и вовсе уйти с рынка.

На мой взгляд, котировкам фьючерсов на алюминий еще есть куда падать и если это произойдет, то в среднесрочной перспективе критической областью может стать уровень $1950 за тонну.

В долгосрочной перспективе рост спроса на металл на фоне все большей монополизации рынка со стороны Китая может привести к сокращению предложения и повышению цен. Инвесторам следует внимательно следить за уровнем $2300 c целью рассмотрения возможности для покупок.

Для основного отечественного производителя алюминия долгосрочные перспективы выглядят скорее позитивно. Несмотря на возможное ухудшение финансовых показателей за IV квартал в связи со снижением котировок на товарном рынке, активность Русала может привести к увеличению его удельного веса в мировом производстве, что положительно скажется на показателях финансово-хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе.