reforef.ru 1 2
По учебнику «Математика – 6 класс» Г,Ф. Дорофеева.


(6 уроков)
Урок 1
.

Тема: Главная задача на проценты.
Цель: Активизация мыслительной деятельности учащихся при решении задач «на проценты» через личностно ориентированный подход.
Ход урока.


I.Орг. момент.


Сегодня наш урок посвящён теме: «Главная задача «на проценты». Мы с вами на уроках часто встречались с задачами «на проценты» и с другими заданиями, где встречаются проценты. Поэтому прежде чем перейти к новой теме, давайте повторим, что мы знаем.

II. Проверка домашнего задания.

Начнём с проверки домашнего задания (стр: 177 учебника №24 - 26, 21).

- Откройте тетради, Возьмите в руки карандаши. По очереди начиная с Маши говорим ответ начиная с №21. Если ответ правильный – в классе тишина, если нет – поднимаем руки. За правильный ответ в тетрадях на против задания выполненного верно ставим «+», если задание выполнено не верно ставим знак «-».

Подсчитайте количество «+» и поставьте себе оценку:

12 «+» - оценка 5

10,11 «+» - оценка 4

7, 8, 9 «+» - оценка 3.

Поднимите руки те, кто получил за домашнюю работу оценку 5.

Поднимите руки те, кто получил за домашнюю работу оценку «4».

Вопрос ко всем: Что вызвало затруднения?

Закройте тетради и передайте их на первую парту.
III. Устный счёт.

Итак, мы проверили, как вы поработали дома. А сейчас посмотрим, как быстро вы переводите проценты в десятичные дроби. Для этого мы поиграем в игру «Звёздный час» и мне нужны три помощника, которые будут проверять правильность ваших ответов и раздавать «баллы».

Помощники готовы.

- Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах.


Я вам показываю карточки, где написаны проценты, а вы из строчек на доске должны выбрать номер правильного ответа и поднять этот номер. За правильный ответ получаете 1 балл. В конце урока по результатам набранных баллов будет выставлена оценка.
На карточках:

1)21%; 2)78%; 3)60%; 4)80%; 5)6%; 6)2%;

7) 8) 9)



На доске:

I. 1)2,1 2)0,21 3)0,021 4)21

II. 1)78 2)0,78 3)7,8 4)0,078

III. 1)0,6 2)60 3)6 4)0,06

IV. 1)8 2)0,08 3)0,8 4)0,08

V. 1)6 2)60 3)0,6 4)0,06

VI. 1)0,2 2)0,5 3)2 4)50

VII. 1)0,3 2)75 3)0,75 4) 3

VIII. 1)0,25 2)25 3)1 4) 4.

Поднимите руки те, кто на все 9 вопросов ответили правильно.
IV. Изучение новой темы.

(Открывается доска)

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Итак, тема сегодняшнего урока «Главная задача «на проценты». Что же это за задача? Посмотрите на доску.

(На доске написана задача: «Мужская рубашка стоила 200 руб. Сколько она будет стоить, если её цена увеличится на 25%?)

Прочитайте задачу. Ответьте на вопросы:

- Сколько стоила рубашка? (200 руб)

- Какое действие скрывает за собой слово «увеличится»? (+)

- К чему прибавиться? (к 200)

- Сколько же нужно прибавить? (25%)

- Можно ли к рублям прибавить проценты? (нет)

Вот это и есть «главная задача «на проценты», нам нужно найти, сколько это 25%, от чего взято 25%? (от 200) Сформулируем эту задачу в общем виде: нужно найти процент от числа.

- Как же найти процент от числа? Давайте вспомним, 200 руб. – это 100%, сколько рублей в 1%. Каким действием найти? (делением, 200 : 100)


- Итак, нашли, сколько рублей в 1%, а нам надо увеличить стоимость товара на 25%, следовательно, надо найти сколько рублей в 25%. Как это сделать? (2 · 25)

- Итак, сколько стоила рубашка? (200)

- На сколько рублей увеличилась её стоимость? (на 50)

- Как найти, сколько будет стоить рубашка? (200 + 50)

Запишите решение задачи.

Давайте повторим, как найти «процент от числа» и запишем правило:

«Чтобы найти процент от числа, нужно число разделить на 100% и умножить на нужное нам число процентов».

Мы решили задачу одним способом. Но мы с вами теперь можем проценты представить в виде десятичной дроби и так же умеем находить дробь от числа.

Разберём второй способ решения задачи.

- Переведём проценты в десятичную дробь. 25% - это ... (0,25)

- Нам нужно найти 25% от какого числа? (от 200)

- Сформулируем задачу с дробью.(найти 0,25 от 200).

- Каким действием найти дробь от числа (умножением).

- Что мы найдём этим действием? (на сколько подорожала рубашка)

- Как найти, сколько теперь будет стоить рубашка? Как найти?

Запишите второй способ решения.

Чем отличаются наши способы?

Сегодня мы все задачи будем решать двумя способами.
V. Закрепление.

№590, 591, 589, 593.

Сейчас мы будем решать задачи у доски, те, кто вперёд решит любую задачу могут получить дополнительные баллы.

У доски мы решим только три задачи №590, 591, 589.

Итак, вот мы попробовали закрепить на практике наше правило, давайте его повторим.

Посчитаем наши баллы.

12,13 баллов - оценка 5

10,11 баллов - оценка 4

7, 8, 9 баллов - оценка 3.

Поставьте себе в тетради карандашом оценку.

Кто же у нас сегодня получил оценку «5», оценку «4»?
VI
. Физкульт. минутка. Дети, встали из-за парт.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.
Садитесь. Продолжим работу.
VII. Дополнительно.

Что ж, сейчас вы имеете возможность повысить свою оценку на балл, выполнив кодированное задание.

(Раздаю карточки трёх уровней)

1 уровень

а) 300 : 100 · 10

б) 1500 : 100 ∙ 20

в) 700 : 100 ∙ 30

г) 800 : 100 ∙ 8

д) 1700 : 100 ∙ 3

е) 800 : 100 ∙ 4

ж) 6200 : 100 ∙ 3

з) 2100 : 100 ∙ 20 (4 человека)
2 уровень

а) 15% от 200

б) 25% от 1200

в) 70% от 300

г) 32% от 200

д) 17% от 300

е) 10% от 320

ж) 62% от 300

з) 105% от 400 (11 человек)
3 уровень

а) 3 составляет 10%, от какого числа?

б) 15 составляет 5%, от какого числа?

в) 42 составляет 20%, от какого числа?

г) 21 составляет 25%, от какого числа?

д) 5,1 составляет 10%, от какого числа?

е) 8 составляет 25%, от какого числа?

ж) 93 составляет 50%, от какого числа?

з) 63 составляет 15%, от какого числа?

Найти 100% числа. (5 человек)


32

64

300

51

420

186

210

30

380

л

м

р

и


е

л

о

п

я


Ответ: промилле

Мы знаем, что процент – это сотая часть числа, а промилле его тысячная часть.

VII. Итог урока.

Выставляем оценки в дневники.

Записываем домашнее задание: №585, 586, 588, 583.
Методические комментарии. В результате данного урока каждый ребёнок получил отметку, хотя мы заранее с детьми договариваемся, что за работу на уроке плохая оценка в журнал сразу не ставиться, а даётся возможность реабилитировать себя на следующем уроке. Это делается для того, что бы ученик не боялся искать самостоятельно поход к заданию, находить своё решение. Самостоятельная работа в конце урока проводится по дифференцированным карточкам.

В тоже время на уроке проведён контроль ранее имеющихся знаний и первичный контроль по новой теме. Таким образом, оценка отражает не просто результат какого-то этапа урока, а результат работы ученика на протяжении всего урок. А смена видов деятельности и разнообразии форм проверки и контроля знаний позволяет поддерживать интерес и активность учащихся.


Урок 2.

Тема: Главная задача «на проценты».

Цель: Первичное закрепление умения находить процент от числа, контроль процесса усвоения изучаемого материала. Развитие самостоятельности и критического мышления.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

К доске выходят четыре человека по желанию, показать решение домашних заданий.
Остальные заполняют карточки под копирку.

1/2








3/5







1 1/5




0,4










0,75










80%




5%









Проверяем выполнение домашнего задания на доске.

Поставьте себе оценки за домашнюю работу:

все 4 задания – оценка 5;

3 задания – оценка 4;

2 задания – оценка 3.

Сдаём тетради.

Проверим работу на корточках. Сверьте свои ответы с ответами на доске (на обороте доски написана заполненная таблица).

Оцените свои ответы. Здесь всего 14 пустых клеток. Если вы правильно заполнили 13, 14 клеток - поставьте себе в тетрадь оценку «5», если вы правильно заполнили 10, 11, 12 клеток – поставьте себе в тетрадь оценку «4», если вы правильно заполнили 7,8,9 клеток – поставьте оценку «3».
2. Закрепление.

Фронтальная работа вместе с решением заданий у доски.

Кто решит вперёд правильно любое задание получает дополнительно балл. Сегодня вы решаете каждую задачу одним способом, каким, решаете сами.

№ 582 (а,в).

№ 597

№ 600

№ 602.
3. Самостоятельная работа.

Откройте «Дидактический материал» на странице 126, П – 22.

Решаем по вариантам.

Решаете, подходите на проверку решения.

4. Итог урока.

Выставление оценок с учётом всей работы на уроке, но ориентируясь на оценку за самостоятельную работу.

Задание на дом. Решите задачи № 597, 601 и № 596(а, в).
Методические комментарии. В результате данного урока каждый ребёнок опять получил отметку. Этот урок рассчитан на закрепление уже имеющихся знаний, большую самостоятельность учащихся, поэтому учитель к доске вызывает слабых учащихся и ведёт с ними фронтальную работу.

Так же на этом уроке проведён рубежный контроль знаний: выявить состояние навыка нахождения процента от числа. Самостоятельная работа для всех одного уровня.

Урок 3.
Тема: Главная задача «на проценты».

Цель: Расширение изучаемой темы, первичное закрепление умения находить число по его проценту, контроль процесса усвоения изучаемого материала. воспитание критического мышления.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания

Поменяйтесь в парах тетрадями. проведём комментированную взаимопроверку. Выставим оценки за домашнюю работу из расчёта, что если работа выполнена правильно только на 50% – это «3», на 75% - это «4», 100% - это «5». Верните тетради их хозяевам.

- Кто же сегодня справился с домашним заданием на 100%?

- Кто на 75%, на 50%?

- Что осталось непонятным?

Сдайте тетради.
2. Изучение новой темы.

Решим следующую задачу:

В первый день туристы прошли 32 км, что составило 40% всего пути. Найдите длину всего пути.

- от чего в этой задачи взято 40%? (от всего пути)

- что же в задаче принято за 100%? (весь путь)

- известен у нас весь путь? (нет)

- но что показывает число 32? (сколько км приходиться на 40%)

- что же мы можем найти? (сколько приходиться на 1 %)

- каким действием (делением)

- итак, мы нашли, сколько км приходиться на 1%, а что нужно найти в задаче? (весь путь, который составляет 100%)


- каким действием? (умножением)

Запишем решение этой задачи.

Рассмотрим второй способ решения.

- На предыдущих уроках мы находили процент от числа. В нашей задаче 40% берутся от всего пути, который не известен. Обозначим весь путь за х. Тогда как мы найдём 32 км, известные в задаче?

х · 0,4 = 32

- Как найти х?

х = 32 : 0,4.

Сформулируем задачу в общем виде.

40% его равны 32, найдите это число.

Запишите решение задачи вторым способом.
3. Закрепление.

Фронтальная работа вместе с решением заданий у доски.

Кто решит вперёд правильно любое задание получает дополнительно балл. Сегодня вы решаете каждую задачу одним способом, каким, решаете сами.

№ 607(в, г)

№ 604

№ 605

№ 608

№ 609
4. Самостоятельная работа проверяющего характера.
Сегодня самостоятельная работа по перфокартам на 4 варианта.

Пример

I вариант

1) 9% от 8100 а)900; б)729; в)7290; г)90; д)990; е)9000; ж)9; з)1/900

2) 50% от 32 а)160; б)156; в)8; г )64; д)16; е)128; ж)4; з)25.

3) 5% его, равны 15 а)3; б)75; в)30; г)0,75; д)45; е) 1/3; ж)300; з)3,5.

4) 16% его, равны 96 а)6; б)1536; в)15,36; г)600; д)60; е)160; ж)16; з)1/6.

5) 20% от 150 а)7,5; б)750; в)30; г)300; д)75; е)4/3; ж)3; з)2/15.

6) 8% этого числа равны 4 а)2; б)0,5; в)3,2; г)20; д)32; е)0,32; ж)0,2; з)0,032.

7) 80% от 40 а)40; б)1,68; в)0,5; г)3200; д)320; е)50; ж)5; з)32.

8) 24% его, равны 12 а)50; б)0,5; в)20; г)2,88; д) 28,8; е)288; ж)144; з)2.

Ученики выполняют задания, записанные на карточке в рабочей тетради. Затем заполняют контрольную карточку, отмечая места правильного ответа любым знаком. учитель накладывает палетку на контрольную карту так, чтобы в левом верхнем углу стоял нужный вариант. (Приведённая ниже палетка рассчитана на 8 вариантов, нужно просто перевернуть её на другую сторону.)

Контрольная карточка

Ф.И.

Вариант 1 вариант




а

б

в

г

д

е

ж

з

1




Х



















2













Х










3



















Х




4










Х











5







Х
















6
















Х







7






















Х

8

Х


























4. Итог урока.

Выставление оценок с учётом всей работы на уроке, но ориентируясь на оценку за самостоятельную работу.
5. Задание на дом.

Решите задачу № 606 и № 607(а, б), №614.

Методические комментарии. Этот урок продолжает и углубляет изучаемую тему. Здесь применяется тот же метод фронтальной работы с классом, при котором большинство учащихся решают задания быстрее, чем на доске.

Самостоятельная работа проводиться по перфокартам, что позволяет быстро проверить правильность выполнения заданий.

Методически, самостоятельная работа построена так, что позволяет детям повторить ранее изученные аспекты темы и применить знания, полученные на этом уроке.

Урок 4.


следующая страница >>