reforef.ru 1
Морозова Мария Михайловна,


учитель биологии ГБОУ ЦО №1637

apus_apus@pochta.ru

ГДЕ ЖИВЕТ АЙ-АЙ?



(наглядность как ведущий метод при изучении зоогеографии в школе)
Прочитайте следующие названия и постарайтесь вспомнить, слышали ли вы их раньше? А если и слышали, то знаете ли, что они означают? Галаксия, кукабара, улис, лиопельма, ай-ай.

Тогда прочтите эти названия: фосса, поссум, мунго, пекари, капибара, дукер, импала. Названия животных? А где эти животные обитают?

Это действительно названия животных, причем, научные названия, общепринятые. И животные эти не редко встречающиеся виды, а одни из самых распространенных и известных на своем континенте. Так, например, кукабара – это птица из семейства зимородковых, которая обитает в саваннах и редколесье Австралии и Новой Гвинее. А лиопельмы – небольшой род лягушек, который включает в себя несколько эндемичных видов. Они обитают в Новой Зеландии и сильно отличаются от своих собратьев: у них нет наружной ушной перепонки, круглые глаза, а из яиц выходят уже полностью сформированные лягушки. А вот мунго – некрупные хищники из эндемичного подсемейства Мадагаскарских хищников.

Продолжать можно достаточно долго. Но возникает вопрос: почему мы о них не просто не знаем, а даже не слышали? При изучении курса зоологии в 7 классе биогеографическая составляющая в нем очень мала. Читая учебник под редакцией В.М. Константинова, школьники знакомятся с многообразием млекопитающих и птиц, с особенностями их образа жизни, но лишь в редких случаях на страницах книги можно найти указания, где то, или иное животное обитает. Исключение делается лишь для редких групп, например, подкласса однопроходных («Распространены однопроходные в Австралии и прилегающих на ней больших островах»), инфракласса сумчатые («Древние млекопитающие, распространенные в Австралии, Южной, Центральной и Северной Америки»), надотряда пингвинов («распространены только в Южном полушарии: от тропиков до Антарктиды») и других общеизвестных видов. (1) Другие школьные учебники – тоже не исключение.


Может изучение биогеографии в школе не принесет никакой пользы учащимся? Но ведь этот курс в рамках дополнительного образования позволил бы систематизировать и обобщить знания учащихся о систематике животных, многообразии живых организмов, закрепить знания о том, как организмы приспосабливаются к среде обитания, изучить основные пределы распределения живых организмов на планете, современные вопросы охраны биологического разнообразия, рассмотреть фаунистическое районирование суши. Познакомив учащихся с основами биогеографии, мы объединяем знания и по биологии, и по экологии, и по географии.

И после многочисленных заявлений детей о том, что «пираньи живут в реках Австралии», а «пингвины ходят по Арктике бок о бок с белыми медведями» родилась идея провести курс занятий в рамках работы школьного биологического кружка. Остановить свой выбор было решено на разделе биогеографии – зоогеографии.
Но, встав перед проблемой выбора программы дополнительного образования по биологии для детей 5-7 классов, я была удивлена тому минимуму, который удалось найти по данному курсу. Поиск в интернете, прогулки по книжным магазинам и общение с коллегами показали, что есть огромное количество программ, таких как «Юный Исследователь», «Мир под микроскопом» или «Юный цветовод/аквариумист» (2). А вот хорошей школьной программы дополнительного образования по зоогеографии мне так и не удалось найти. Так почему же поиски не дали результата? Возможно, я просто плохо искала. Хотя в большей степени я склоняюсь к другой причине.

Знакомство с биогеографией требует огромного объема наглядного материала. Ян Амос Коменский в своей "Великой дидактике" сформулировал "золотое правило" наглядного обучения, согласно которому в чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: "видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запах - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами..." (3)


Усвоение материала при использовании наглядных средств обучения зависит от наличия наглядных пособий и технических средств. А биология, как никакая другая наука, требует использования наглядных методов обучения. Но если, изучая материал на уроках, мы можем что-то нарисовать на доске, показать на таблице или обратиться к иллюстрациям учебника, то изучение зоогеографии оказывается напрямую связанной с современными информационными технологиями. При подготовке и проведении занятий учитель в первую очередь опирается на интернет-ресурсы не только российских, но и зарубежных сайтов.

Форма занятий может быть разнообразной – это и традиционное занятие в классе, и экскурсия в зоологический музей или зоопарк. Но и работа в классе строится у нас в форме виртуальной экскурсии. Каждое занятие – это путешествие на какой-нибудь континент или его часть. Начинаем всегда с работы с картой. Обсуждаем особенности климата того места, куда мы попали, причины его формирования. Говорим и о движении материков. Затем немного времени уделяется растениям. И потом – знакомство с животным миром. Особое внимание - эндемичным и реликтовым видам, живым ископаемым. Не обходим вниманием и различные уникальные виды животных. Так, на своих занятиях я в качестве своеобразной «затравки» показываю наиболее ярких обитателей той или иной фаунистической области. Знакомясь с фауной Мадагаскара, ребята обязательно услышат о удивительном лемуре ай-ай и лягушках-помидорах. Если мы говорим о Австралии, то обязательно посмотрим маленький видео-сюжет, посвященный птице-лире.

Рассказ, который очень быстро перетекает в оживленную беседу, начинается с обзора эндемичных семейств рыб, затем амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Ребята активно включаются в работу, так как к каждому занятию они самостоятельно подготавливают краткие сообщения и презентации о заинтересовавших их видах животных.


Проведение такого рода занятий требует огромной предварительной подготовки, которая включает в себя подбор материала и составление компьютерной презентации. Грамотно составлять презентации учатся и школьники – перед тем, как будут распределены темы, обязательно подчеркивается, что фотографии, которые будут использованы в презентации, должны:


  • быть четкими, а объекты на них изображены крупно

  • содержать информацию о названии вида (а в идеале еще времени года и месте съемки)

  • содержать название на латинском языке (да и сам поиск фотографий ведется только на латыни)

Отбирая иллюстративный материал, необходимо всегда сравнивать между собой несколько информационных источников, поскольку самая распространенная ошибка состоит в неправильном определении вида. Ребята понимают, что интернет часто содержит в себе огромное количество ошибок и учатся мыслить критически. Ведь сегодня необходимо быстро ориентироваться в растущем потоке информации, находить, осмысливать, и анализировать нужное.

Кроме подборок фотографий (как наглядного иллюстративного материала), существенно повышает интерес учащихся и демонстрация живых объектов (например, африканских гигантских улиток – ахатин или богомолов), а также работа со школьной коллекцией. Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. В результате этого метода у учащихся формируется познавательный интерес, потребность к знаниям. Невозможно говоря про ай-ая, не вспомнить о книге Джеральда Даррелла «Ай-ай и я» (4), а смотря сюжет об Австралии, не рассказать о Девиде Эттэнборо (5). При таком подходе дети заинтересовываются книгами, берут их читать.

Воспитательное значение использования иллюстративного материала состоит в формировании у учащихся визуальной и слуховой культуры. В диагностическом отношении использование иллюстрации дает учителю обильную обратную информацию, поскольку порождает у учащихся многочисленные вопросы, отражающие движение их мысли к пониманию сути явления.


Вместо заключения, хотелось бы добавить, что при кажущемся всеобхвате знаний молодому учителю может показаться, что «ничего нового придумать уже нельзя», но современные информационные технологии открывают новые горизонты для творчества учителей. Ведь не только в биологии есть области знаний, полезных и важных, которые не удавалось освещать именно из-за нехватки, скажем, технических средств.


Список литературы:


  1. Константинов В.М,, Бабенко В.Г., Кучменко В.С., 2004. Биология. Животные. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Часть вторая. М.: Издательский центр «Вентана-Граф»

  2. Чередниченко И.П., 2010. Экология 6-11 классы. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. Волгоград: «Учитель»

  3. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. - М.: 1982.

  4. Даррелл Д. 2008. Ай-ай и я. Юбилей ковчега. М.: Эксмо

  5. Эттенборо Д. 2000. К югу от экватора. М.: Армада