reforef.ru 1

«Большой, умный, ко всему внимательный человек» (М.Горький)


Цель: развитие познавательной деятельности учащихся;

Задачи:


  1. Систематизация, расширение знаний по биографии и творчеству А.П.Чехова.

  2. Развитие творческих способностей учащихся.

  3. Развитие умения делать выводы, обобщения.

Оборудование: презентация, рисунки учащихся, предметы для театрализации рассказов.

Слайд 1

  1. Вступительное слово учителя

Кто-то подсчитал, что в прозе Чехова живут и действуют восемь тысяч персонажей. Даже короткие рассказы густо заселены, и каждый герой – личность. При этом нет ни предисловий, ни нравоучительных проповедей. Сюжеты разнообразны, но тема почти что одна: гибель души человеческой, ценности мнимые, преходящие и вечные, сострадание к слабым и униженным. И удивительная мягкость, юмор, не переходящий в сатиру.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.П.Чехова. Чтобы наш рассказ не превратился в монолог, дома вы приготовили сообщение о писателе и прочитали его рассказы «Ванька», «Экзамен на чин», повесть «Степь». Ребята приготовили презентацию по теме урока.

Знакомясь с презентацией, учащиеся составляют ассоциативный ряд.

В конце урока выполняют тест по теме занятия.

Слайд 2 (рассказ ученика)

«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл»

А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в слободе Крепкая близ Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился.

Слайд 3
  • Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».


Слайд 4

  • Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев…

Слайд 5

  • На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.

Слайд 6

  • В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву. Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными уроками. Это были годы неотступной бедности.

Слайд 7

В 1879 году поступает на медицинский факультет Московского университета. Сразу по приезде в Москву Чехов принимает на себя заботы о родителях и младших, почти единственным средством существования семьи становятся его литературные заработки. Занятия в университете Чехов соединяет с разнообразной и непрерывной литературной работой.
Серьезные надежды Чехов связывал с привезенной в Москву (и, возможно, здесь переработанной) своей большой драмой. Но попытка войти в русскую литературу с серьезным, проблемным произведением оказалась неудачной. И изначальные особенности таланта Чехова — юмор и наблюдательность — позволили ему не отступить, а пойти иным путем, завоевав сначала юмористические журналы и газеты.

«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…»

Слайд 8

Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях.

Слайд9

Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник», «Осколки».


Тексты Антона иллюстрировал Николай. Уже в это время стала складываться специфически чеховская немногословность – («Краткость – сестра таланта», - афористически определит писатель впоследствии), внешняя беспристрастность.

В основе чеховских сценок лежит не просто наблюдательность, меткость деталей, живость языка. Уже в юмористических сценках и рассказах присутствуют темы поздних произведений Чехова. Он смеется над несуразностями мышления и поведения, пустыми претензиями, безуспешными попытками подогнать под какой-нибудь шаблон непредвиденную сложность жизни («Хирургия», «Канитель», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Экзамен на чин».


Слайд 10


Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов XIX века. Иногда – это смех сквозь слёзы, а иногда юмор рассказов превращается в жестокую сатиру, актуальную и в наши дни.

Слайд 11

Рассказ «Экзамен на чин» о том, как проходят экзамены у чиновников. Старика Фендрикова , прослужившего 21 год на почте, заставляют сдать экзамен на первый классный чин – коллежского регистратора( чин 14 класса, равный армейскому чину прапорщика). Несмотря на слабые ответы, чин ему дан, но Фендриков терзается тем, что зря выучил стереометрию, которой в программе вовсе не оказалось.

Инсценирование рассказа

Слайд 12

Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько "вторых имен". Псевдонимов у Чехова было более 50! Вот история некоторых из них:

*Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте  - так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии отец Покровский, любитель переиначивать фамилии.

*Сокращение фамилии: Нте, -нте, Анче.

*Шуточное письмо в редакцию "Осколков" подписано "полковник Кочкарев" (гибрид полковника Кошкарева и "Мертвых душ" и Кочкарева из "Женитьбы").


*Подписывался Лаэрт, Улисс.

*Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка N 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч.Б.С.(Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.

Слайд 13


  • Людей, близко знавших Антона Павловича, поражал и его талант человечности, душевной чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-Кудринской всегда было оживленно и многолюдно.

Слайд 14

  • Чехов писал по заказу святочные и пасхальные рассказы, но всегда не как заказные, а от сердца, со всей серьезностью таланта. Тяжелые впечатления детства и юности мы находим в рассказах Чехова о детях. Наверное, крепко, по-настоящему Чехов любил детей, если написал такие рассказы. «Ванька» - один из самых горестных рассказов.



Слайд 15 «Ванька» (инсценирование рассказа)

Слайд 16

  • . В марте 1888 повестью «Степь» Чехов дебютировал в «толстом» журнале «Северный вестник"

  • «Степь» – это размышление Чехова о жизни, о России, о её прошлом, настоящем и будущем, о людях… «Степь очень часто объединяется с детскими рассказами Чехова: те же мотивы, образы. «Степь» явилась своего рода итогом раннего творчества Чехова: в ней соединились юмор, лиризм, мастерство бытовой зарисовки и пейзажа. Задачу своей повести Чехов видел в том, чтобы показать, «какое богатство, какие залежи красоты остаются еще не тронутыми и как еще не тесно русскому художнику». В «Степи» есть новое качество, которое будет отличать многие поздние произведения писателя: картина жизни вырастает в ней до обобщения, до символа. «Степь» - это мой шедевр, - писал Чехов, - лучше сделать не умею.

  • Слайд 17, слайд 18 (Читает Марина Позднякова)

  • Слайд 18
  • Через все произведение Чехова раскрывается степь – как единое целое. Чехов мечтал показать 9-летнему мальчику (а вместе с ним и нам, читателям) прекрасную Россию, древнюю легендарную степь.


Писатель рассчитывал на душевную одаренность читателя, на его восприимчивость к красоте и поэзии. На то, что настоящий читатель будет вслушиваться в слова и образы, чтобы их услышать, будет всматриваться в нарисованные писателем картины, чтобы их увидеть. Все поймет и добавит недостающее сам.

***Учитель: Мои читатели оказались одаренными?

Вам удалось всмотреться?

А вслушаться? (ответы учащихся)

*Слайд 19

С середины 1884, времени окончания университета, до выхода повести «Степь» в н. 1888 Чехов создал более 350 произведений. Это период «многописания». Значительная их часть относится к жанру, который сам Чехов, в отличие от «мелочишки» и «сценки», называл «серьезным этюдом». Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный».

  • Слайд 20

Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»

В очерках «из Сибири» Чехов много раз подчеркивает честность и чистоплотность сибиряков и их «манеру жить».

Читает учитель (письмо А.П.Чехова из Сибири)

«По сибирскому тракту, от Тюмени до Томска, нет ни поселков, ни хуторов, а одни только большие села, отходящие одно от другого на 20, 25 и даже на 40 верст. Усадеб по дороге не встречается, так как помещиков здесь нет; не увидите вы ни фабрик, ни мельниц, ни постоялых дворов... Единственное, что по пути напоминает о человеке, это телеграфные проволоки, завывающие под ветром, да верстовые столбы. В каждом селе - церковь, иногда и две; есть и школы тоже, кажется, во всех селах. Избы деревянные, крыши тесовые. Около каждой избы на заборе или на березке стоит скворечня, и так низко, что даже можно рукой достать. Скворцы здесь пользуются общей любовью, и их даже кошки не трогают. Садов нет.


Я доволен и благодарю бога, что он дал мне силу и возможность пуститься в это путешествие... Многое я видел и многое пережил, и все чрезвычайно интересно и ново для меня не как для литератора, а просто как для человека, Енисей, тайга, станции, ямщики, дикая природа, дичь, физические мучительства, причиняемые дорожными неудобствами, наслаждения, получаемые от отдыха, - все вместе взятое так хорошо, что и описать не могу».

Слайд 21


  • 11июля 1890 года Чехов прибыл на Сахалин и пробыл на острове 3 месяца и 2 дня, проделав там колоссальную работу: посетил тюрьмы, провел перепись всего населения острова. Результатом поездки стала книга «Остров Сахалин».

Слайд 22

В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихово А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей . Доктор Чехов, как вспоминают, любил выписывать рецепты. Чехов – художник никаких готовых рецептов не предлагает и предоставляет простор для размышления самим читателям, которых он однажды сравнил с судом присяжных.

Слайд 23

Обострившийся в 1897 году туберкулез вынудил А.П.Чехова покинуть Мелихово и поселиться в Ялте. «Я как в изгнании», - жаловался он в письмах. «Если я литератор, то мне нужно жить среди народа».

Слайд 24.

В творчестве Чехова отразились черты русского национального характера — мягкость, задушевность и простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества.
Чехов — это трогательная страница подлинно нашей культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся, как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения.
  • Словом, порадуемся, что у нас есть такой писатель, как Чехов, которого можно перечитывать и перечитывать, такой «большой, умный, ко всему внимательный человек».


Учитель.

  1. Проверяем ассоциативный ряд: «Большой, умный, ко всему внимательный»…

2. Выполняем тест с выбором ответа по теме урока

  1. Заключительное слово учителя, подведение итогов.



Тест по теме «Творчество А.П.Чехова»

А.П. Чехов родился:

1) в Москве

2) в Петербурге

3) в Таганроге (слобода Крепкая)

Отец Чехова был:

1) очень богатым человеком

2) крупным коммерсантом

3) мелким торговцем

Антон Чехов:

1) прекрасно обеспечен материально

2) работает, чтобы прокормить себя и закончить гимназию

3) бросает гимназию, чтобы работать

Когда Павел Егорович разорился, семья уезжает:

1) в Петербург

2) в Москву

3) в Киев

Антон Чехов:

1) едет с семьей

2) остается в Таганроге

3) отправляется учиться заграницу

Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает:

1) в Медицинский институт

2) в Литературный институт

3) в Московский университет на медицинский факультет

Антон Павлович подписывается:

1) своим именем

2) именем своего брата

3) псевдонимом

Антон Павлович Чехов сотрудничает в юмористических журналах:

1)«Стрекоза»

2) «Стрекоза», «Будильник»

3) «Стрекоза», «Будильник», «Осколки»

Чехов написал следующие рассказы:

1. «Смерть чиновника»

2. «Кавказский пленник»

3. «Капитанская дочка»

4. «Хамелеон»

5. «Толстый и тонкий»

6. «Экзамен на чин»

7.»Три мушкетера»

К началу 90-х годов:

1. Чехов был совсем неизвестен как писатель

2. Чехов работал только врачом

3. Чехов был известен всей читающей России

«Это мой шедевр…», - писал Чехов

1) о повести «Степь»

2) о рассказе «Экзамен на чин»

3) о рассказе «Ванька»

Весной 1890-го года Чехов решил поехать:

1. за границу

2. на Сахалин

3. в Петербург