reforef.ru 1
Министерство экономического развития и торговли


Российской Федерации


Государственный университет-

Высшая школа экономики


Факультет Бизнес-информатика

Программа дисциплины


ИТ-инфраструктура предприятия
для направления 080700.62 «Бизнес-информатика»

подготовки бакалавра
Авторы: Олейник А.И. (aoleynik@hse.ru),

Сериков А.П. (aserikov@hse.ru)

Одобрена УМС Одобрена на заседании кафедры

Секция бизнес-информатики Управления информационными

Председатель ресурсами предприятия


Зав. кафедрой

________________ В.И. Грекул _________________А.П.Сериков

“___” __________ 2007 г. “___” __________ 2007 г.


Утверждена

Ученым Советом факультета бизнес-информатики

Ученый секретарь




_____________________________________

«___»______________2007 г.



Москва, 2007 г.






  1. Обязательный минимум содержания дисциплины


Компоненты архитектуры информационных технологий (ИТ). Процессы управления ИТ. Бизнес-архитектура. Архитектура инфраструктуры. Понятие ИТ – инфраструктуры предприятия. Координация бизнеса и ИТ.

Аппаратно-программная платформа ИТ – инфраструктуры. Методы оценки производительности. Технические характеристики аппаратных платформ. Проектирование сетей. Системное прикладное программное обеспечение. Создание интегрированной системы управления. Обоснование решений по выбору оптимальной конфигурации аппаратно-программной платформы.

Передовые методы организации работы ИТ-службы. Управление на основе процессов. Библиотека мирового передового опыта ITIL (IT Infrastructure Library). Управление ИТ-услугами. Сервисный подход при организации работ. ITSM - IT Service Management - концепция управления инфраструктурой ИТ.


Системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктурой. Система управления ИТ – MOF (Microsoft Operations Framework). Эталонная модель управления ИТ-услугами Hewlett-Packard (IT Service Management Reference Model - ITSM).

Техническое обслуживание информационных систем (ИС). Гарантийное обслуживание.

Стандартные программы технического обслуживания. Расширенные программы технического обслуживания. Регламентные мероприятия. Построение централизованной системы мониторинга состояния системы. Контроль и диагностика технического состояния оборудования. Сервисные центры. Эффективность информационных систем. Внутрикорпоративные стандарты. Стандарт внутренней технической поддержки (HelpDesk).

II. Пояснительная записка
Программа разработана на кафедре «Управление информационными ресурсами предприятия»

Авторы программы: к.т.н., доцент Олейник Александр Иванович, к.т.н., доцент Сериков Александр Петрович

Аннотация:

Целью изучения дисциплины является получение студентами теоретических знаний в области развития и управления ИТ-инфраструктурой предприятия, а также практических навыков, позволяющих определять и минимизировать затраты на ИТ.

Задачи, решаемые в процессе изучения дисциплины, направлены на овладение студентами современными методологиями построения, развития и управления ИТ-инфраструктурой предприятия.

Дисциплина изучается на лекциях, семинарах, практических занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов.

На лекциях студенты приобретают теоретические знания по основным подходам к построению ИТ-инфраструктуры, по составу и характеристикам программно-аппаратного комплекса, современным методологиям организации обслуживания информационных систем и предоставления ИТ-услуг, по основным международным стандартам в области информационных технологий и формированию внутрикорпоративных стандартов, по вопросам построения и применения систем управления ИТ-инфраструктурой.


На практических занятиях студенты приобретают умения проектирования и комплексного исследования ИТ-инфраструктуры предприятия, применяют методы оценки, обеспечения и повышения надежности аппаратных и программных средств ИС, получают практические навыки по расчету показателей эффективности и экономичности информационных технологий.
На семинарах студенты приобретают навыки выступлениями с докладами и презентациями, а также навыки ведения дискуссии по обсуждаемым вопросам.

В ходе самостоятельной работы студенты выполняют проработку теоретического материала по конспектам лекций и рекомендованной литературе, выполняют промежуточные индивидуальные задания и контрольные домашние задания.

Программа дисциплины состоит из введения, 5 тем и заключения.
III. Требования к студенту и учебная задача дисциплины
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентами основ вычислительной техники, сетей и телекоммуникаций, основ программного обеспечения, моделирования и оптимизации бизнес-процессов, менеджмента организации, управления персоналом.

В результате изучения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ:


  • компоненты архитектуры информационных технологий;

  • структуру, состав, задачи и значение ИТ-инфраструктуры предприятия;

  • основные процессы ИТ-инфраструктуры;

  • методологии построения и управления ИТ-инфраструктурой предприятия;

- классификацию и характеристики аппаратных и программных средств;

  • основные стандарты в области применения информационных технологий;

- рекомендации международных стандартов по управлению ИТ-услугами;

-основные факторы, определяющие надежность и эффективность функционирования информационных систем;

- методы организации технического обслуживания и эксплуатации информационных систем;

- методы и системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия.

УМЕТЬ:


  • выполнять формализацию требований к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре предприятия;

  • обосновывать выбор технических и программных средств ИТ-инфраструктуры предприятия

- определять ресурсы, необходимые для обеспечения надежности функционирования информационных систем;

- анализировать показатели эффективности информационных систем;

  • организовывать работы по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем.


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • об основных направлениях развития ИТ-инфраструктуры предприятия;

  • об основных тенденциях развития аппаратно- программных платформ корпоративных информационных систем

- о взаимосвязи эффективности, надежности информационных систем и управления ИТ-инфраструктурой предприятия;

-о международных стандартах в области управления ИТ;

  • о влиянии ИТ-инфраструктуры предприятия на экономическую эффективность информационных систем и на решение бизнес-задач в целом.


ОБЛАДАТЬ НАВЫКАМИ:

- формализации требований к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре предприятия;

- определения ресурсов, необходимых для обеспечения надежности функционирования информационных систем;

- анализа показателей эффективности информационных систем;

- организации работ по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем.
IV. Тематический расчет часов


Аудиторные часы

Формы текущего контроля

Самостоятельная работа

Всего часов

Лекции


Семинары

Всего

22

22

44

Реферат

91

135



V. Структура учебных тем




Название темы

Всего

(час)

Лекции (час)

Семинары

(час)

1

Введение.

2

2




2

Тема 1. Архитектура информационных технологий

6

2

4

3

Тема 2. Аппаратно-программная платформа ИТ - инфраструктуры

10

6

4

4

Тема 3. Методы организации работы ИТ-служб

10

6

4

5

Тема 4 Системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия

8

2

6

6

Тема 5. Организация технического обслуживания и эксплуатации информационных систем.


6

2

4

7

Заключение

2

2







ИТОГО

44

22

22



VI. Формы текущего контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

- Реферат.

-Активность на семинарах.

- Письменный экзамен.
Структура итоговой оценки по учебной дисциплине:


Формы работы

Вклад в итоговую оценку (%)

Реферат (Орф)

30

Активность на семинарах. (Ос)

20

Экзамен (Оэ)

50


Оит = 0.2*Oрф + 0.3*Oс + 0.5* Oэ
При выставлении итоговой оценки Оит за дисциплину средневзвешенная оценка округляется до большего целого, если дробная часть оценки не ниже 0.5, в противном случае оценка округляется до меньшего целого. При выставлении итоговой оценки ОИТ5 по 5-балльной шкале используется решающее правило:

  • Если Оит  8, то ОИТ5 = 5 (“отлично”);

  • Если 6  Оит < 8, то ОИТ5 = 4 (“хорошо”);
  • если 4  Оит < 6, то ОИТ5 = 3 (“удовлетворительно”);


  • если Оит < 4, то ОИТ5 = 2 (“неудовлетворительно”).

VII. Литература
1.Базовый учебник


    1. ИТ Сервис-менеджмент, введение. Перевод на русский язык под редакцией М.Ю. Потоцкого– М.: Открытые Системы, 2003.

1.2. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем. - М.: МГУ, 1995. http://www.citforum.netis.ru/hardware/app_kis/contents.shtml

2 .Дополнительная

2.1. Олифер Н.А. и Олифером В.Г., Храмцовым П.Б., Артемьев В.И., Кузнецов С.Д. Стратегическое планирование сетей масштаба предприятия. http://citforum.univ.kiev.ua/nets/spsmp/index.shtml

2.2. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003.

    1. Лонгботтом Р. Надёжность вычислительных систем. Пер. с англ.- М.: Энергоатомиздат 1985.

    2. Безкоровайный М.М., Костогрызов А.И., Львов В.М. Инструментально-моделирующий комплекс для оценки качества функционирования информационных систем “КОК”. - М.:СИНТЕГ, 2003.

    3. Орлов И.А., Корнюшко В.Ф., Бурляев В.В., Авдеев В.Н. Основы эксплуатации и ремонта ЭВМ. - М.:Энергоиздат, 1981.

    4. Рябинин И.А. Надежность и безопасность структурно-сложных систем. - Санкт-Петербург, Политехника, 2001.

    5. Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. – М.:ДМК Пресс, 2002.

    6. Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. Менеджмент систем качества. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.

    7. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.
    8. Томпсон А.А. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.


    9. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

    10. Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10000 на системы качества: версии 1994 г. – М.: Изд-во стандартов, 1995 г.

    11. Международные стандарты ИСО серии 9000: версии 2000 г.

    12. Международный стандарт ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.

    13. Международный стандарт COBIT (Control Objectives for Information and Related Technology) - Контроль целей для информационных и связанными с ними технологиями.


VIII. Содержание программы
Тема 1. Архитектура информационных технологий

Компоненты архитектуры информационных технологий. Процессы управления ИТ. Бизнес-архитектура. Архитектура приложений. Архитектура интеграции. Архитектура общих сервисов. Архитектура информации. Архитектура инфраструктуры. Архитектура как руководство по выбору технологических решений. Планирование корпоративной архитектуры. Понятие ИТ – инфраструктуры предприятия. Задачи и значение ИТ – инфраструктуры. Факторы, определяющие ИТ-инфраструктуру предприятия.

Литература

[2.2]

Контрольные вопросы

  1. Назовите и охарактеризуйте основные элементы бизнес-архитектуры.

  2. Что является основой бизнес-архитектуры?

  3. Назовите основные типы бизнес-процессов и соответствующие им приложения?

  4. Назовите наиболее широко используемые технологии интеграции систем?

  5. Перечислите основные стандарты интеграции?

  6. Приведите примеры общих сервисов.

  7. Какие инструменты используются для описания моделей информации?

  8. Приведите примеры стандартов метаданных.

  9. Какое место занимает архитектура инфраструктуры в ИТ-архитектуре?
  10. Перечислите составляющие ИТ – инфраструктуры предприятия и объясните их назначение.




Тема 2. Аппаратно-программная платформа ИТ - инфраструктуры

Проблемы выбора аппаратно-программной платформы, соответствующей потребностям прикладной области. Классификация компьютеров по областям применения. Методы оценки производительности. Технические характеристики аппаратных платформ. Планирование сети. Тенденции развития локальных сетей. Тенденции развития глобальных сетей. Проектирование сетей. Системное прикладное программное обеспечение. Стратегические проблемы выбора сетевой операционной системы и СУБД. Стратегические проблемы создания корпоративных приложений. Защита корпоративной информации при использовании публичных глобальных сетей. Создание интегрированной системы управления. Планирование этапов и способов внедрения новых технологий. Обоснование решений по выбору оптимальной конфигурации аппаратно-программной платформы.

Литература

[1.2], [2.1]

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные требования, учитываемые при выборе аппаратно-программной платформы.

  2. Приведите примеры классификации компьютеров и вычислительных систем.

  3. Дайте характеристику основных методов оценки производительности компьютеров.

  4. Перечислите основные пути повышения производительности вычислительных систем.

  5. Охарактеризуйте основные этапы проектирования локальных вычислительных систем.

  6. Дайте оценку перспектив использования беспроводных сетевых технологий.

  7. Перечислите основные направления развития информационных систем.



Тема 3. Методы организации работы ИТ-служб

Передовые методы организации работы ИТ-служб. Управление на основе процессов. Библиотека мирового передового опыта ITIL (IT Infrastructure Library). Управление ИТ-услугами. Основные понятия и философия библиотеки ITIL.

Сервисный подход при организации работ. Основные характеристики процессов, входящих в разделы Поддержка и Предоставление услуг. Ключевые понятия процесса.


Поддержка услуг (Service Support). Служба Service Desk: цели, задачи, способы организации. Help Desk – организация диспетчерской службы, единая точка приема всех входящих событий.

Управление проблемами: этапы процесса, организация деятельности по процессу.

Значение процессов управления инцидентами и проблемами. Процесс Incident Management. Процесс Problem Management. Процесс Configuration Management.Процесс Change Management. Процесс Release Management.

Предоставление услуг (Service Delivery).Вопросы качества. Процесс Service Level Management. Процесс Financial Management for IT Services. Процесс Availability Management. Процесс Capacity Management. Процесс IT Service Continuity Management.

ITSM - IT Service Management - концепция управления инфраструктурой ИТ.

Литература:

[1.1], [2.8], [2.9]
Контрольные вопросы по теме:


  1. В чем заключается работа ИТ-служб.

  2. Что представляет собой ITIL.

  3. Что значит - Управление ИТ-услугами.

  4. Назовите цели службы Service Desk.

  5. Укажите особенности сервисного подхода.

  6. Как осуществляется управление проблемами.

  7. Назовите цель и задачи службы Help Desk.

  8. Объясните понятие Предоставление услуг.

  9. Назовите достоинства и недостатки библиотеки ITIL.

  10. В чем заключается основная идея внедрения ITSM.


Тема 4. Системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия
Целесообразность создания системы управления ИТ-инфраструктурой. Системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия. Обеспечение прозрачности инвестиций в ИТ-инфраструктуру. Примеры систем управления.

MOF - Microsoft Operations Framework. Интерпретация сервисного подхода к управлению ИТ от Микрософт - составные части, отличия от ITIL, преимущества и недостатки.

Введение в MOF. Подход MOF к сервис-менеджменту. MOF — миссия, цели и структура подхода. Модели MOF. Использование библиотеки ITIL. Взаимоотношения между подходом MOF и библиотекой ITIL. MOF — Модель процессов. Функции сервис-менеджмента (Service Management Functions — SMFs). MOF — Модель команды. Модель команды и коммуникации. MOF — Модель управления рисками. Значение управления рисками для оперативной работы ИТ.

Эталонная модель управления ИТ-услугами Hewlett-Packard (IT Service Management Reference Model - ITSM). Преимущества модели. Группы процессов: Гарантированное предоставления услуг; Координация бизнеса и ИТ; Проектирование услуг и управление ими; Разработка и развертывание услуг; Контроль деятельности. Координация бизнеса и ИТ.

Литература:
[1.1], [2.8], [2.9]
Контрольные вопросы по теме:


  1. В чем заключается управление ИТ-инфраструктурой.

  2. Укажите особенности подхода MOF к сервис-менеджменту.

  3. Назовите модели MOF.

  4. Перечислите функции сервис-менеджмента (Service Management Functions — SMFs).

  5. Как используется библиотека ITIL в системе MOF.

  6. Назовите достоинства и недостатки эталонной модели управления ИТ-услугами Hewlett-Packard.

  7. Перечислите Группы процессов IT Service Management Reference Model.


Тема 5. Организация технического обслуживания и эксплуатации информационных систем.
Назначение и задачи технического обслуживания. Время простоя информационной системы. Расчет стоимости простоя. Оптимизация ресурсов информационной системы.

Техническое обслуживание на этапе эксплуатации информационной системы. Ошибки обслуживания. Гарантийное и техническое обслуживание.


Стандартные программы технического обслуживания. Расширенные программы технического обслуживания. Решение задач интеграционного характера. Регламентные мероприятия. Документирование систем и оптимизация конфигураций оборудования и программного обеспечения серверного комплекса. Выполнение рутинных административных работ. Разовые мероприятия. Построение централизованной системы мониторинга состояния системы.

Персонифицированное обслуживание. Централизованная схема обслуживания. Удаленный мониторинг и диагностика. Восстановление работоспособности. Контроль технического состояния и конфигураций поддерживаемого оборудования.

Аутсорсинг. Этапы реализации проекта по аутсорсингу. Сервисные центры компаний - производителей оборудования. Сервис-интеграторы. Компании, специализирующиеся в области сервис-консалтинга

Взаимосвязь эффективности и эксплуатации информационных систем. Системы эксплуатации и сопровождения ИС. Разработка и утверждение внутрикорпоративных или отраслевых стандартов. Стандартные рабочие места. Стандарт хранения данных. Стандарт электронной почты. Стандарт обмена документами. Стандарт внутренней технической поддержки (HelpDesk). Определение необходимого числа сотрудников Help Desk.




Литература:

[2.3] - [2.7]
Контрольные вопросы по теме:


  1. Назовите задачи технического обслуживания.

  2. В чем особенности гарантийного обслуживания.

  3. Значение регламентных мероприятий.

  4. Какие существуют схемы обслуживания.

  5. В чем значение внутрикорпоративных стандартов.


  6. Раскройте сущность и необходимость аутсорсинга.

  7. Какие разновидности сервисных центров.

  8. Назовите задачи службы Help Desk.

  9. Расскажите о задачах эксплуатации информационных систем и методах ее организации.



IX. Примерная тематика для письменных работ


  1. Тематика контрольных домашних заданий:

1. Архитектура информационных технологий.

  1. Понятие и значение ИТ – инфраструктуры предприятия.

  2. Стратегические проблемы выбора сетевой операционной системы и СУБД.

  3. Обоснование решений по выбору оптимальной конфигурации аппаратно-программной платформы.

  4. Тенденции развития глобальных сетей.

  5. Основные понятия и философия библиотеки ITIL.

  6. Особенности сервисного подхода к управлению ИТ.

  7. Системы управления и мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия.

  8. Системы эксплуатации и сопровождения ИС.

  9. Взаимосвязь эффективности и эксплуатации информационных систем.

  10. Организация работы службы Service Desk.

  11. Сущность и необходимость аутсорсинга.



X. Методические рекомендации преподавателю
Изучение дисциплины направлено на получение студентами теоретических знаний и практических навыков в области построения, управления и развития ИТ-инфраструктуры предприятия, позволяющих формализовать требования к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре, определить ресурсы, необходимые для обеспечения надежности функционирования ИС и организовать работы по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем.

В результате изучения дисциплины студенты получают представление о проблемах и основных направлениях развития методологии управления ИТ-инфраструктурой предприятия, о способах обоснования аппаратно-программного комплекса, о направлениях развития систем технического обслуживания и эксплуатации ИС.


В процессе изучения дисциплины студенты овладевают способами определения ресурсов, необходимых для обеспечения надежности функционирования информационных систем, анализа показателей эффективности информационных систем, организации работ по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем..

Дисциплина изучается на лекциях, семинарах и практических занятиях. В рамках каждой темы последовательность занятий направлена на поддержание качественных изменений в освоении изучаемого материала. Целью является переход от пассивных форм восприятия к активным формам. Указанные изменения реализуются через последовательность от рассказа к показу, от показа к упражнению, от упражнения к самостоятельному применению полученных знаний.

На лекциях рассматриваются основополагающие теоретические вопросы и способы решения задач прикладного и системного характера.

Лекции строятся на последовательном систематическом устном изложении преподавателем учебного материала, представляющего логически законченное целое.

Основные цели лекций:

- систематизировать основные научные знания;

- раскрыть принципы анализа, построения и исследования информационных систем;

- ознакомить студентов с особенностями и областями использования изучаемого теоретического материала;

- создать теоретические предпосылки для практического освоения методов расчета информационных ресурсов и затрат.

Практические занятия проводятся с целью освоения методов проектирования сетей, выбора оборудования, методик расчета информационных ресурсов и затрат. В рамках этих занятий производится анализ типовых ошибок, допущенных при выполнении расчетов и контрольных домашних заданий, рассматриваются наиболее удачные варианты. Студенты привлекаются к разбору и сравнительному анализу предлагаемых вариантов решений.

На семинарах студенты выступают с докладами и презентациями на заданную тему. Происходит коллективное обсуждение, в результате которого приобретаются навыки ведения дискуссии по обсуждаемым вопросам.


В процессе самостоятельной работы студенты отрабатывают теоретические положения, изложенные на лекциях, и изучают примеры, рассмотренные на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют контрольные домашние задания. Задания носят индивидуальный характер. На каждое контрольное домашнее задание выносится несколько задач в зависимости от сложности темы.


XI. Методические указания студентам
Успешное освоение дисциплины основывается на систематической повседневной работе студентов. В процессе самостоятельной работы студенты в течение одного – двух дней прорабатывают материалы лекционных и практических занятий по конспектам и рекомендованной основной литературе.

Конспекты дополняются материалами, полученными при проработке дополнительной литературы.

Задание на выполнение контрольных домашних заданий студенты получают в виде словесной постановки на естественном языке.

При выполнении контрольных домашних заданий студенты должны кроме основной и дополнительной рекомендованной литературы использовать другие источники.

По результатам выполнения домашнего контрольного задания представляется отчет в бумажном и электронном виде (в виде презентации) с выводами и списком используемых источников информации. Результаты домашнего контрольного задания докладываются на семинаре.


Авторы программы:

А.И. Олейник

А.П. Сериков

Приложение А
Распределение часов по курсам, семестрам и темам

п/п

Наименование разделов


и тем


Аудиторные часы



Формы промежуточного контроля

Самостоятельная работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8




1 курс






















2 семестр



















1

Введение.

2




2







2

2

Тема 1. Архитектура информационных технологий

2

4


6




16

22

3

Тема 2. Аппаратно-программная платформа ИТ - инфраструктуры

6

4

10




20

30

4

Тема 3. Методы организации работы ИТ-служб

6

4

10




20

30

5

Тема 4 Системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия

2

6

8




16

24

6

Тема 5. Организация технического обслуживания и эксплуатации информационных систем.

2

4

6




19

25

7

Заключение

2




2







2






22

22

44




91

135