reforef.ru 1
Министерство образования Республики Башкортостан

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(2010-2011 учебный год)
Муниципальный этап

9 класс

ЗАДАНИЯ
Часть 1


  1. Какими звуками отличаются данные пары слов:

рад-ряд, род-рот, кров-кровь, суда-сюда?

  1. Расчлените слова на морфемы и укажите количество выделенных вами в каждом слове морфем:

вдвоем, футбол, испек, парикмахерская.

  1. От существительных мужского рода агроном, министр, кочегар, хирург образуйте существительное женского рода. В каких случаях это вам сделать не удалось? Почему?

  2. Объясните, в чем состоят структурные различия синтаксических конструкций: Солнечный день. День солнечный.

  3. Определите синтаксическую роль инфинитива в предложении:

Какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь. (А.С. Пушкин)

  1. Сгруппируйте данные слова по их принадлежности к той или иной части речи: Три, трое, третий, втрое, втроем, тройной, тройка, трижды, тройник, трио.

  2. Укажите, в написании каких слов в данных парах допущена ошибка:

сервиз - сервис, компания - кампания, колос - колосс, здравица - здравница, приемник - преемник, помощь - помочь, прецендент - прецедент, дермантин - дерматин.

8. По приведенным толкованиям, взятым из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова, определите сами толкуемые слова:

А. Широкое низкое деревянное ведро - это…

Б. Мужчина по отношению к своим детям - это…

В. Находиться в неподвижном положении, при котором туловище опирается на что-либо своей нижней частью, а ноги согнуты или вытянуты - это…

Г. Выражающие полноту удовольствия, радости, веселья или иных чувств отрывистые характерные звуки, сопровождающиеся короткими и сильными выдыхательными движениями - это…


Часть 2
Прочитайте фрагмент из повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и выполните данные ниже задания
(1) По санаторию распространилась весть, казавшаяся нелепой: безногий летчик увлекся танцами.

(2)Действительно, Алексей неукоснительно участвовал в вечерах и танцевал, не пропуская ни одного танца. (3) Играл баян, кружились пары.

(4) Мересьев, разгоряченный, со сверкающими от возбуждения глазами, выделывал змейки, повороты, ловко и, как казалось, без труда вел свою легонькую и изящную даму.

(5) С улыбкой на разгоряченном лице выходил он на улицу, небрежно обмахиваясь платном, но, как только переступал порог и вступал в полу тьму ночного леса, улыбка тотчас сменялась гримасой боли. (6) Цепляясь за перила, шатаясь, со стоном сходил он ступенек крыльца, бросался в мокрую росистую траву и, прижавшись всем телом к влажной, еще державшей дневное тепло земле, плакал от жгучей боли в натруженных, стянутых ремнями ногах.
Задания


  1. Укажите номера простых предложений; выделите их грамматические основы.

  2. Выпишите обособленные обстоятельства из простых предложений и определите способ их морфологического предложения.

  3. Объясните слитное и раздельное написание НЕ в словах, встретившихся в тексте.

  4. Определите:

    1. основную тему текста и входящие в нее микротемы;

    2. стилистическую принадлежность текста;

    3. основную мысль текста.


Часть 3

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Сильный человек. Каков он?»