reforef.ru 1
ПЕРВЫЙ ТУР. 10 класс

1. Согласны ли Вы с приведенными ниже определениями исторических терминов и понятий? Если согласны, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (по 1 баллу за правильный ответ, максимум - 6).


  1. Местничеством применительно к XV – XVII вв. называется вся совокупность правил и принципов организации местной власти в России.

  2. Экономические крестьяне – это крестьяне, которые во второй половине XVIII в. получили право уходить на время в города на заработки.

  3. Воевода – глава уезда в России в XVII в.

  4. Меркантилизм – государственная политика в России XVII – XVIII в., ставившая своей главной целью обогащение российского купечества.

  5. Барокко – стиль в архитектуре, преобладавший в России в первой половине – середине XVIII в.

  6. Предводитель дворянства – согласно Жалованной грамоте дворянству выборный глава уездной или губернской дворянской корпорации.


2. Впишите пропущенные буквы (одну или несколько) в названия мест сражений русской армии (величина пробела не отражает количество пропущенных букв). 1 балл за 5-6 правильных ответов, 2 балла за 7-8 правильных ответов. Максимальный балл – 2.

1. Козлу……а

2. Кени……берг

3. Пр……йс……ш-Эйлау

4. Ауст……рлиц

5. М……ден

6. Хал……н-Гол

7. Гро……-Ег…..рсдорф

8. Баяз……

3. Соотнесите имена историков и названия их трудов. Для этого соедините в ответе соответствующие цифру и букву. Ответ оформите в виде таблицы (1 балл за три-четыре правильных ответа, максимальный балл – 2 - за все правильные ответы).




Историки




Названия трудов

1.


В.О. Ключевский

А.

«История государства Российского»

2.

Б.А. Рыбаков

Б.

«Курс русской истории»

3.

В.Л. Янин

В.

«История второй русской революции»

4.

П.Н. Милюков

Г.

«Новгородские посадники»

5.

Н.М. Карамзин

Д.

«Язычество Древней Руси»


4. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий конкретный ответ. Вычеркните лишний элемент в каждом ряду (по 1 баллу за ряд, максимальный балл - 5).

1. Днепр, Дон, Ильмень, Ловать, Волхов, Ладожское озеро.

2. Бесермен, баскак, ясак, ярлык, пайдза.

3. «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза», «Союз молодежи», «Ослиный хвост», «Черный квадрат».

4. «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», «Чапаев», «Александр Невский», «Иван Грозный».

5. Контрибуция, деноминация, девальвация, приватизация, ваучер, дефолт.
5. Среди перечисленных князей – три пары современников, которым случалось сражаться друг против друга в усобицах. Выделите эти пары, а если удастся – назовите также, при каких обстоятельствах, когда и где им приходилось сталкиваться на поле боя (по 1 баллу за выделенную пару, по 1 баллу за дополнительную информацию, максимальный балл – 6).

Михаил Ярославич Тверской

Всеслав Брячиславич Полоцкий

Юрий Всеволодович

Изяслав Ярославич

Юрий Данилович

Мстислав Мстиславич Удалой
6. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 10).

Постепенно отдельные отрасли государственного управления стали поручаться боярам. Так появились первые (1)__- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине столетия их насчитывалось уже два десятка. Дворянской службой ведал __(2)__. Иностранными делами управлял __(3)__. Его первым руководителем был дьяк __(4)__. За государственными землями, раздаваемыми дворянам, следил __(5)__. Некоторые подобные учреждения ведали определенными территориями. Например, территорией присоединенных в этот период ханств ведал __(6)__ . Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался великокняжеским наместникам, управлявшим на основе системы __(7)__. В рассматриваемый период этот порядок был отменен. Теперь местное управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки __(8)__, избиравшимся из местных дворян. Так, в середине __(9)__ века в России складывался государственный аппарат, характерный для формы правления, известной как __(10)__.

7. Определите автора этого текста и назовите произведение, из которого он взят. Нарисуйте (в виде сплошной линии на карте) маршрут его путешествия (пути туда и обратно совпадают) (максимальный балл – 12).
Автор и произведение:

________________________________________________________________

Определите автора этого текста и назовите произведение, из которого он взят. Нарисуйте (в виде сплошной линии на карте) маршрут его путешествия (пути туда и обратно совпадают) – 12 баллов.

Автор и произведение:

________________________________________________________________

Не стригше, отвели в Сибирской приказ и отдали дьяку Третьяку Башмаку, что ныне стражет же по Христе, старец Саватей, сидит на Новом, в земляной же тюрьме. Спаси ево, господи! и тогда мне делал добро.

Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила; больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцеть волокли телегами и водою и саньми половину пути. (…)

Посем указ пришел: велено меня из Тобольска на Лену вести за сие, что браню от писания и укоряю ересь Никонову. (…)

Таже сел опять на корабль свой, еже и показан ми, что выше сего рекох, - поехал на Лену. А как приехал в Енисейской, другой указ пришел: велено в Дауры вести - двадцеть тысящ и больши будет от Москвы. И отдали меня Афонасью Пашкову в полк, - людей с ним было 600 человек; и грех ради моих суров человек: беспрестанно людей жжет, и мучит, и бьет. И я ево много уговаривал, да и сам в руки попал. А с Москвы от Никона приказано ему мучить меня.

Егда поехали из Енисейска, как будем в большой Тунгузке реке, в воду загрузило бурею дощенник мой совсем: налился среди реки полон воды, и парус изорвало, - одны полубы над водою, а то все в воду ушло. Жена моя на полубы из воды робят кое-как вытаскала, простоволоса ходя. А я, на небо глядя, кричю: “господи, спаси! господи, помози!” И Божиею волею прибило к берегу нас (…).

Посем привезли в Брацкой острог и в тюрьму кинули, соломки дали. И сидел до Филиппова поста в студеной башне; там зима в те поры живет, да Бог грел и без платья! Что собачка, в соломке лежу: коли накормят, коли нет(…)

На весну паки поехали впредь. (…) На Байкалове море паки тонул. По Хилке по реке заставил меня лямку тянуть: зело нужен1 ход ею был, - и поесть было неколи, нежели спать(…)

Потом доехали до Иргеня озера: волок тут, - стали зимою волочитца (…) А дети маленьки были, едоков много, а работать некому: один бедной горемыка-протопоп нарту сделал и зиму всю волочился за волок (…)


Было в Даурской земле нужды великие годов с шесть и с семь, а во иные годы отрадило (…)

Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, - кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: “матушка-государыня, прости!” А протопопица кричит: “что ты, батько, меня задавил?” Я пришел, - на меня, бедная, пеняет, говоря: “долго ли муки сея, протопоп, будет?” И я говорю: “Марковна, до самыя смерти!” Она же, вздохня, отвещала: “добро, Петровичь, ино еще побредем” (…)

Десеть лет он2 меня мучил или я ево - не знаю; Бог разберет в день века. Перемена ему пришла, и мне грамота: велено ехать на Русь. (…)

В Енисейске зимовал и паки, лето плывше, в Тобольске зимовал. (…)Приехал на Верхотурье, - Иван Богданович Камынин, друг мой, дивится же мне: “как ты, протопоп, проехал?” А я говорю: “Христос меня пронес, и пречистая богородица провела; я не боюсь никово; одново боюсь Христа”.

Таже к Москве приехал, и, яко ангела божия, прияша мя государь и бояря, - все мне ради (…)


аввакум карта

8. Расположите государственные учреждения в порядке их исчезновения (2 балла максимально за полностью правильную последовательность).


  1. Земские соборы

  2. Боярская Дума

  3. Сенат

  4. Верховный Тайный Совет

  5. Редакционные комиссии

9. Перед Вами – фрагменты стенных росписей и мозаик древнерусских храмов. Три из них находятся с одном и том же памятнике и возникли одновременно, четвертый происходит из другого памятника и принадлежит другой эпохе (5 баллов максимально).

Определите, какой памятник «лишний» (1 балл) _________________________________________
Назовите храм, из которого происходят три представленных памятника (2 балла)

___________________________________________________________
Назовите храм, из которого происходит третий памятник, и главу расписывавшей его артели (2 балла)

А.

семья ярослава мудрогооранта

гурий никитин жнецыскоморохи из софии киевской


10. Выберите правильные характеристики социально-экономического развития России в XIX веке. Ответ оформите в виде таблицы (по 1 баллу за правильный ответ, максимум 6).
1. Еще до отмены крепостного права в России начался промышленный переворот.

2. Даже к концу XIX в. крестьяне составляли более 75% населения Российской империи.

3. Уже на начальной стадии промышленного переворота в России стали возникать крупные монополистические объединения, в первую очередь, в металлургии.

4. В результате бурного развития промышленности в пореформенный период в России возникли два новых промышленных района – Бакинский и Московский.

5. В 60-е-70-е гг. XIX в. Железные дороги в России строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Но уже с середины 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении.

6. В области финансов в середине XIX в. важное значение имела финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, вводившая в России твердую денежную единицу – золотой рубль.

11. Перед Вами таблица, отражающая общие потери (убитые, раненые, пленные, пропавшие без вести) вооруженных сил основных участников войны.


Государства

Потери (в тыс.)

% потерь от численности армий

1

9347,3

60,3

2

7860,0

59,3

3

4880,0

54,2

Италия

1681,0

30,0

4

327.5

8,2

Франция

4701,8

55,9

Англия

3303,1

34,8


Внимательно ознакомьтесь с данными таблицы и ответьте на вопросы:

К какой войне относятся приведенные статистические данные?

_____________________________________________________________________________

Какие страны обозначены в таблице «1», «2», «3» и «4»?

3. Какая страна вступила в войну позже других? _________________________________
12. Изучите данные о числе студентов в России и СССР и некоторых других странах (в тыс. чел.; в скобках дается количество студентов на 10 тыс. населения).


Год

Россия и СССР

Великобритания


США

Германия

1860

8,5 (1 на 10 тыс.населения)

Данных нет

Данных нет

7,3 (2 на 10 тыс.населения)

1890

12,5 (1 на 10 тыс.населения)

13,4 (4 на 10 тыс.населения)

60,1 (10 на 10 тыс. населения)

28,4 (6 на 10 тыс.населения)

1913

127 (8 на 10 тыс.населения)

Данных нет

Данных нет

79,6 (12 на 10 тыс.населения)

1920

215 (16 на 10 тыс.населения)

59,0 (14 на 10 тыс.населения)

550 (51 на 10 тыс.населения)

119 (20 на 10 тыс.населения)

1930

272 (17 на 10 тыс.населения)

62,3 (14 на 10 тыс.населения)

?

128 (20 на 10 тыс.населения)

1940

812 (42 на 10 тыс.населения)

44,0 (9 на 10 тыс.населения)

1420 (108 на 10 тыс. населения)

49,7 (7 на 10 тыс.населения)

1950

1247 (70 на 10 тыс.населения)

102 (21 на 10 тыс.населения)

2302 (149 на 10 тыс. населения)


117 (23 на 10 тыс.населения)

1970

4581 (189 на 10 тыс.населения)

485 (87 на 10 тыс.населения)

5261 (257 на 10 тыс.населения)

363 (62 на 10 тыс.населения)


Ответьте на следующие вопросы:

Назовите три периода в отечественной истории, отмеченных наибольшими темпами роста количества студентов.

Дайте объяснение этому факту

Охарактеризуйте сравнительную динамику роста численности студентов в России и СССР и в других странах мира во второй половине XIX в., в первой половине XX в. и в 1950-х – 1970-х гг.

Максимальный балл – 10.

13. Перед Вами фрагменты документов и иллюстрации. Внимательно изучив их, заполните пропуски в тексте, обозначенные цифрами, и ответьте на вопросы:

Когда (месяц, год), где и кем (назовите глав делегаций) был подписан каждый документ?

Какая иллюстрация относится к каждому из документов?

На чем основаны Ваши выводы?
Фрагмент № 1: «Мы, президент __(страна - 1)__, премьер-министр __(страна - 2)__ и премьер __(страна - 3)__, встречались в течение последних четырех дней в столице нашего союзника – __(страна - 4)__ и сформулировали и подтвердили нашу общую политику… Мы согласовали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга».
Фрагмент №2: «В соответствии с соглашением о контрольном механизме… верховная власть в __(страна - 5)__ будет осуществляться главнокомандующими союзных Вооруженных сил… Военные преступники должны быть арестованы и преданы суду».

Фрагмент №3: «Мы рассмотрели и определили военные планы трех союзных держав в целях окончательного разгрома общего врага…Мы решили в ближайшее время учредить всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности… Мы согласились с тем, что 25 апреля 1945 г. в __(город - 6)__ в __(страна - 7)__ будет созвана конференция __(организация - 8)__, чтобы подготовить устав такой организации».


Иллюстрации

A.

потсдам с эттлиялта
тегеран43imgb
14. Перед Вами текст одного очень известного документа. Внимательно ознакомьтесь с ним и ответьте на вопросы после текста.

«В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним повиновением царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ему вместе с представителями народа вывести государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России».

Назовите этот документ, его автора и точную дату подписания.

Можно ли провести приблизительную датировку исходя только из текста документа? Дайте развернутый ответ со ссылкой на упоминаемые события.

Что этот документ дает для понимания характера императорской власти в России того времени?
До 4 баллов за правильные ответы.
15. Соотнесите события отечественной и всеобщей истории, совпадающие по хронологии (совпадение в рамках одного года). Ответ оформите в виде таблицы. Возможны несколько вариантов правильного ответа (желательно выявить все), а также «лишние» события, не имеющие соответствия в другом столбце таблицы (максимально 8 баллов).




События отечественной истории




События всеобщей истории

1.

Первый полет человека в космос

А

Окончание корейской войны

2.

Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трех сферах

Б

Строительство Берлинской стены

3.

Визит Хрущева в США

В

Образование НАТО

4.

«Ленинградское дело»

Г

Победа революции на Кубе

5.

Принятие 3-й Программы КПСС, XXII съезд КПСС)

Д


Завершение Нюрнбергского процесса

6.

Смерть Сталина

Е

«Пражская весна»

7.

Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»

Ж

Карибский кризис

8.

Первое испытание атомной бомбы в СССР

З

Убийство Дж. Кеннеди


1 тяжел

2 Пашков