reforef.ru 1




ТЕМА: ВИДЫ ГОРНЫХ ПОРОД»
Цель урока:


Сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Научить распределять горные породы на группы. (Научить различать происхождение горных пород и распределять их на группы)

Задачи:

-Образовательные: ввести понятие магма, магматические, осадочные, метаморфические горные породы.

-Развивающие: продолжить развивать умения работать с текстом, рисунками, схемами, учебником.

-способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.

-Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.
Оборудование : образцы горных пород и минералов,

Таблица для выполнения практической работы,

Распечатка к уроку, для работы с текстом,

Компьютер и видеоматериалы к уроку,

Учебник ,тетрадь.
Тип урока : урок овладения новым материалом

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах.

Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические, магма
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По результатам урока учащиеся должны: знать/понимать основные понятия урока; основные виды осадочных, магматических, метаморфических горных пород; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород

Структура урока:

1 Организационный момент( 1 минута)

2 Опрос домашнего задания (4 минуты)

3 Введение нового материала ( 25 минут)

4 физминутка (2 минуты)

5 Закрепление знаний (10 минут)


6 Домашнее задание (1 минута)

7 рефлексия ( 1 минута)

8 Окончание урока (1минута)
Структура учебного процесса:


  1. Опрос домашнего задания

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о» Строение Земного шара»

1.1 Индивидуальные задания на карточках

  1. Начертить схему внутреннего строения Земного шара и подписать названия внутренних оболочек Земли

  2. Начертить схему строения литосферы и подписать названия основных слоёв,

«слагающих» её.

1.2 Фронтальный опрос домашнего задания

-Какие слои выделяются в строении земного шара?(ядро, мантия, земная кора)

-Что нам известно о земном ядре?(его радиус 3.5 тыс.км, температура 6000 ̊ С, состоит из железа)

-Что нам известно о мантии? (она имеет толщину около 2,9 тыс. км, температура в нем превышает 2000̊ С, выделяют нижнюю мантию(твёрдую), среднюю(полужидкую) и верхнюю(твёрдую)

-Какие существуют виды земной коры? (материковая, океаническая)

-Что называется литосферой? (это - твёрдая оболочка Земли. Она включает: земную кору и верхнюю мантию)

3 Введение нового материала

СЛ
1 ( многообразие горных пород)

Учитель. Посмотрите, какое огромное количество горных пород Я не случайно вам их показала. Как вы думаете о чем сегодня на уроке мы будем говорить?(о горных породах)

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с горными породами и тема нашего урока

Сл
2 «Виды горных пород»
Цель нашего урока научиться распределять горные породы на группы
Открываем тетрадь, записываем число 21.12, тема урока «Виды горных пород»
Учитель

  1. Из чего состоит земная кора? (из различных горных пород и минералов)
  2. Как вы думаете, в чём разница между минералами и горными породами? Ведь то и другое просто камни?


Сл
3 Чтобы ответить на этот вопрос давайте вспомним из курса начальной школы из каких минералов состоит гранит?(полевой шпат, слюда, кварц)

У вас на столах образцы горных пород работаем в парах собрать минералы на лист бумаги, из которых состоит гранит (учитель показывает на демонстрационном образце, а дети находят минералы) МОЛОДЦЫ все справились с заданием

Сл
4 (отличие горных пород от минералов)

Учитель. Итак чем отличаются минералы и горные породы?( Горные породы -это природные тела, состоящие из нескольких минералов. Минералы -это природные тела, имеющие однородный состав)
Зафиксируйте информацию из слайда в тетрадь

Учитель. Гранит – это горная порода или минерал?(горная порода, так как состоит из нескольких минералов)

ФИЛЬМ О МИНЕРАЛАХ


Сл 5
. Посмотрите, какие бывают в природе минералы.
Учитель.

Сл
6. В природе известны несколько тысяч видов минералов и горных пород. Горные породы более сложны по строению. И те и другие различаются между собой строением, твёрдостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.

Главная причина этого различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ними в земной коре и на её поверхности.

Сл 7. По происхождению горные породы и минералы можно разделить на магматические, осадочные, метаморфические.

Сейчас мы и будем с вами делить горные породы и минералы на группы

Сл.8 Работа с учебником стр. 83 вводим новое понятие – магма. Найти в тексте что такое магма?(раскалённое тестообразное вещество, находящиеся в средней мантии)

Магма – это ( записываем в тетрадь)

Магматические породы образуются при остывании магмы, они кристаллического строения, не имеют слоистости, не содержат остатков, животных и растений

Рассмотрите внимательно гранит : он имеет слоистость? (нет)

Имеет остатки растений и животных?(нет)

Итак. К какому виду горных пород относится гранит? (гранит-это магматическая горная порода)

Сл 8.1 Учитель. Итак!!! Магматические горные породы образуются в результате застывания магмы на поверхности и в глубине Земли
На столах у каждого лежат конверты, возьмите конверт, откройте, достаньте только сл. 9 таблицы для заполнения под номером 1

№1

Горные породы

магматические

осадочные


метаморфические

глубинные

излившиеся

обломочные

химические

органические









































































Сл.10. Среди магматических горных пород различают глубинные и излившиеся

Сл.11

Работа с учебником стр.84

В тексте найдите характерные признаки , образования глубинных горных пород(проверяем)

СЛ12

Взяли конверт, достали распечатку №2, её нужно приклеить в рабочую тетрадь

№2

Глубинные:


  1. Образуются из магмы в глубине земной коры

  2. застывание магмы на глубине происходит медленно

  3. Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы, они хорошо видны в породе

  4. Породы кристаллические, плотные

Учитель. Найдите из образца горную породу по этим характерным признакам, запишите в таблицу(гранит)

Сл.13 Другим видом горных пород являются излившиеся магматические горные породы

Найдите в тексте по каким характерным признакам можно определить этот вид горных пород?

СЛ13.1

Проверяем

Взяли конверт, достали распечатку 3, её также приклеиваем в рабочую тетрадь

№3

Излившиеся

  1. Образуются из магмы в трещинах и разломах земной коры

  2. Застывание магмы на поверхности происходит быстро

  3. Кристаллы мелкие, трудно различимые простым глазом

  4. Горные породы плотные, твёрдые, тяжёлые

Найдите из образца горную породу по этим признакам, запишите её в таблицу(базальт)

Сл.13.2 Дополнительная информация о горной породе - пемза (Желыгин Даниил)

У некоторых на столах лежат стихотворения, поднимите руку у кого стихотворение под № 1 прочтите его. (Бутракович Владимир)
В начале, возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит, в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал( )

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматические( )
Кто прокомментирует это стихотворение? О каких видах пород говорится в этом стихотворение ? (магматических горных породах)

Давайте обобщим, выделим самое главное
Ключевые вопросы ?

Где образуются магматические горные породы? (на поверхности, в глубине Земли)

В результате чего они образуются? (в результате застывания магмы)

При каких условия, формируются изверженные горные породы? (если остывание магмы происходит на поверхности Земли)

При каких условиях, формируются глубинные горные породы? (если остывание магмы происходит, ниже поверхности Земли)
Итак, какой вывод можно сделать?

Учитель. Магматические горные породы образуются в результате застывания магмы на поверхности и в глубине Земли. Если остывание происходит на поверхности Земли, то возникают изверженные горные породы (базальт), если остывание происходит ниже поверхности Земли, формируются глубинные породы как гранит

Учитель

Сл.14 Другим видом горных пород являются осадочные горные породы

Провожу опыт ,если я сейчас возьму гранит и буду его нагревать при помощи спиртовки, а затем опускать в стакан с холодной водой, как вы думаете , что произойдёт с гранитом? (он будет разрушаться) Так вот

Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения обломков горных пород в воде и на суше

На столах карточки с названиями осадочных горных пород

Сл.15. Пользуясь текстом учебника стр.85 выяснить, при каких условиях образуются обломочные горные породы?


Проверяем

СЛ 16

осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:

1.Ветра

2. Текучих вод

3.Колебаний температуры и других воздействий

Какие горные породы образуются при таких условиях, занесите данные в таблицу

(гравий, песок, галечник)

При помощи текста учебника скажите, как образуются осадочные горные породы химического происхождения?

Ученики

Сл.17. Образуются при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде

Найдите эти горные породы и занесите в таблицу(каменная соль, гипс)

Дополнительная информация о гипсе, как об осадочной горной породе химического происхождения ( Гольдинштейн Никита)

Третий вид осадочных горных пород - органические горные породы

Взяли из конверта текст №4

Пользуясь текстом, выясните, как образуются этот вид горных пород?

На суше и на дне водоёмов накапливаются не только обломки горных пород и выпавшие в осадок соли. Там же откладываются останки существ ,населявших в прошлом сушу или водоёмы. Это могут быть останки животных и частей растений. Таких горных пород очень много: уголь, нефть ,известняк, мел

СЛ18. проверяем

Образуются из останков животных и частей растений, накопившихся на суше и дне морей, океанов .Для них характерна слоистость. В течении тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы Какие же породы образовались, занесите их в таблицу (песчаники, известняки, уголь, мел)

Сл.18.1 Дополнительная информация о меле, как об осадочной горной породе органического происхождения ( Соловьёв Артём)

Из конверта нашли распечатку №5 приклеить в тетрадь

осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:

1.Ветра

2. Текучих вод

3.Колебаний температуры и других воздействий


осадочные горные породы химического происхождения

Образуются при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде

Третий вид осадочных горных пород - органические горные породы

Образуются из останков животных и частей растений, накопившихся на суше и дне морей, океанов .Для них характерна слоистость. В течении тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы

У кого на парте стихотворение под №2, прочтите его.(Тучина Александра)

Но прочность- не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворяться

Когда же раствор остывает

То соль из него оседает

А в толще морской или в темном болоте,

Вы массу останков животных найдете,

а также, растений отмерших останки

они образуют породы-осадки

О каких видах горных пород шла речь?(обломочных, химических, органических)

При каких условиях образуются осадочные обломочные горные породы? (воздействие внешних факторов)

Как образуются осадочные горные породы химического происхождения?(из водных растворов минеральных веществ)

Сделаем вывод

Как образуются осадочные горные породы? (осадочные горные породы образуются в результате накопления обломков, выпавших в осадок веществ, и останков живых организмов на дне водоёмов или на поверхности суши)

Сл.19
4 Физминутка ( проводит Морозова Юля)
По дороге мы идём

(ходьба на месте) раз, два, раз, два

Вдруг, увидели, лежит камень на дороге

Все присели, в руки взяли, посмотрели, вверх подняли (руки вверх)

Вид пород определили

И обратно положили (присели)

Дружно встали, подровнялись

И за парты тихо сели
3 Продолжаем

Сл.20 Третий вид горных пород метаморфический

Слово «метаморфоз» от греческого превращение

Пользуясь учебником стр. 86 выясните , при каких условиях образуются метаморфические горные породы?

Сл. 21.Метаморфические горные породы - это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления

Сл.21.1 Известняк -- мрамор

Сл.21.2 Песчаник—кварцит

Сл.21.3Гранит—гнейс

Занесите горные породы в таблицу

У кого стихотворение под № 3 , прочтите его( Гончаровский Никита).

И вот, под давлением, магма опять,

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения,

Наметятся, вдруг, превращения:

Сыпучий песок, превратился в кварцит

Был мел, очень мягкий, вдруг мрамор лежит

Такие породы, весьма специфические

Зовутся геологами метаморфическими

О каких горных породах шла речь в стихотворении (песок -в кварцит, мел -в мрамор)

Вид этих горных пород называется, как? (метаморфическим)

Давайте обобщим , что же мы узнали о метаморфических горных породах

В результате чего происходит превращения одних горных пород в другие? ( В результате воздействия высоких температур и давления)

Итак. Учитель

Метаморфические горные породы возникли из других горных пород при воздействии на них высокой температуры и давления

Из конверта взяли распечатку №6

Метаморфические горные породы - это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления

Сл. 22 Проверяем таблицу

Горные породы


магматические

осадочные


Метаморфические


глубинные

излившиеся

обломочные

химические

органические

гранит

Базальт

Галька

Поваренная

соль

Каменный

уголь

Мрамор




Пемза

Песок

гипс

Известняк

Кварцит







Гравий




мел

гнейс





















Итак, мы свами распределили горные породы на группы и достигли нашей цели

5 Закрепление

распечатка №7.1

сл.23 Установите соответствие(1вариант-осадочные,2вариант-магматические,3 вариант -метаморфические), напечатаны название на листах
Осадочные песок

Магматические мрамор

Метаморфические гранит

Базальт

Мел

Каменная соль

Сл. 24 Проверяем (на доске проверка)


Сл.25 Нужно из перечня горных пород вычеркнуть одну лишнюю и объяснить свой выбор

Базальт, гранит, известняк, пемза (перечислены магматические горные породы, кроме известняка)

Гравий, песок гранит, галька (перечислены осадочные горные породы, кроме гранита)

Каменный уголь, кварцит, мрамор, гнейс (перечислены метаморфические горные породы, кроме каменного угля)

Обменялись в парах своими работами и проверили друг друга, сосчитали сколько ошибок и поставили их количество ) Взаимопроверка сл.26
Сл.27 Правильно расположите горные породы и с помощью стрелок построить цепочку их возможных превращений

Мрамор, известняк ( известняк-мрамор)

Песчаник, кварцит (песчаник-кварцит)

Гнейс, гранит (гранит - гнейс)

Сл. 28

Какие виды горных пород у нас получились?(метаморфические)
Работа по колонкам

По описанию определить, о каких горных породах идёт речь?

1.распространённая глубинная магматическая горная порода. Состоит из кристаллов, хорошо видимые невооруженным глазом. Бывает серого, розового, красного и иного цвета (гранит)

2.лёгкая, пористая магматическая горная порода, образующая во время извержения вулкана при быстром остывании лавы (пемза)

3. Бесцветная, прозрачная или слегка окрашенная порода. Растворима, в воде. солёная на вкус (каменная соль)
Самоконтроль по ключу ученики сверяют свои ответы со схемой и фиксируют количество неверных ответов

С помощью сигнальных карточек учитель контролирует, как класс справился с заданием
Учащиеся, не допустившие ни одной ошибки, поднимают красный кружок,2 ошибки-зелёный,3-4 ошибки – жёлтый

6 подведение итога урока ( учитель выставляет оценки)

Сл.29 7. домашнее задание §13( дифференцированное задание по объёму и степени сложности).

Те ребята , которые справились с заданием и не допустили не одной ошибки вам предлагается создание проекта «Использование горных пород человеком», те которые допустили 1-2 ошибки, прочитать §13 и ответить на вопросы в конце параграфа, а те которые допустили в заданиях более 3 ошибок прочитать параграф, ответить на вопросы и решить тест на стр. 87.

7 Рефлексия

А сейчас вы возьмёте из конверта нарисованные горные породы и по очереди на магнит прикрепим их к доске , если вы собой довольны и у вас всё на уроке получалось вам было интересно и познавательно, то вы прикрепляете чёрный камень, если вы собой не довольны, вам было на уроке не интересно , то коричневый.
Что больше всего запомнилось из урока, по одному слову по цепочки называем (горные породы, магма, минерал……)

Сл. 30 9. Урок окончен