reforef.ru 1
Вечер для пятиклассников «Вернись в прошлое»


Цель:


  • Обобщение и систематизация знаний школьников по устному народному творчеству.

  • Привитие детям любви и уважения к фольклорным традициям русского народа.


Оборудования:

  • хлеб с (маслом) солью рушник,

  • костюмы участников,

  • все для чаепития,

  • баранки.


Ход мероприятия.
В зале накрыты столы: чай, пироги, пряники, конфеты. На сцене – скамейки, изображения окошка (за окошком – луна). На скамейках сидят девочки за рукоделием, прядут, вышивают, поют русскую песню. Приглашаются гости, учащиеся 5-ых классов, гости рассаживаются за столы.
1 ведущий: Добрый вечер, гости дорогие! Люди молодые, неженатые, милости просим на наш праздник русской народной мудрости посвященный. Пожалуйте в нашу горничную – посиделочную. Рады гостям, как добрым вестям. По старому русскому обычаю гостей принято встречать хлебом – солью. Добро пожаловать! Поклон вам, гости дорогие.
2 ведущий: Все уселись за столом, будет всем нам здесь приятно, побывать у нас в гостях, песни русские попеть в русский пляс с душой пуститься, пирогов отведать всласть. Всем мы рады вам сердечно!
1 ведущий: На много столетий (вперед) раньше, чем на свете появилась письменность, люди, населявшие тогда Землю, уже знали и песню, и сказку, и праздничный танец. Но эти песни и сказки были совсем не похожи на наши теперешние, и исполняли их певцы и рассказчики совсем иные. Чем в наши дни.

Вот и собрались мы для того, чтобы всем вместе поделиться знанием фольклора, показать свои умения, свою мудрость. А чтоб в столь сложном пути не свернуть, не сбиться, напомню вам пословицу:

«Тише едешь, дальше будешь».

Вот так вот, потихонечку и начнем. Да и, не мудрствуя, лукаво, с пословиц в путь наш должен и отправимся.

1 ученик: Пословицы и поговорки, эти маленькие изречения житейской мудрости, существовали в обиходе человечества за тысячи лет до нашего времени.


Поговорка – цветочек, пословица – ягодка, пословица – всем делам помощница.

Так издавна говорили наши предки, приписывая пословице важное значение, как выразительнице народной мудрости.

А сейчас, сыграем с вами в игру.

Сами мы тюменские

Бараночки вкусненские!

Ты пословицу скажи

И баранку получи.

(Дети называют пословицы, за каждую пословицу получают баранку)
1 ведущий: А теперь, красные девицы и удалые молодцы, попробуйте-ка справиться с богатой народной мудростью – фантазией, загадками.
2 ведущий: В древности роль загадок была очень серьезной. Сведения об этом нам сохранили другие произведения фольклора-мифы, сказки.

Решение загадок было испытание мудрости. По словам мифа, не выдержавший этого испытания платился иногда и мифом.

На проезжей части дороги, неподалеку от греческого города Фив поселилось страшное чудовище – Сфинкс. Он задавал загадки всем проезжающим, и тех, кто не мог их разгадать, он пожирал. Это наказание было послано Фивом за то, что они прогневали бога Марса.

Мудрый юноша Эдик разгадал загадку Сфинкса: «Кто утром ходит на 4х ногах, днем на 2х, а вечером на 3х»?

Человек в младенчестве, зрелом возрасте, в старости.

Посрамленный Сфинкс кинулся со скалы в море и утонул.
Я: Во многих русских народных (пословицах) сказках герой или героиня должны решить загадку, чтобы получить в награду жениха, невесту, целое царство и другие сокровища.

Но хотя в наши дни за решение загадок не полагается никакой награды, веселую, занимательную загадку знают и любят по всюду.

Вот теперь попробуйте отгадать несколько загадок:


  1. Черная корова всех поборола

Белая корова всех подняла.

(День и ночь)

  1. Мал маличок мастил мостичок,

Без жердьев, без кольев, без топора.


(Мороз)


  1. Десять мальчиков, у каждого свой чуланчик.

(Перчатки)

  1. Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

(Машина)

  1. Если ему работу дать,

Зря трудился карандаш.

(Ластик)

  1. Белая чайка по черному полю скакала,

След за собой оставляла.

(Мел)

  1. На море дощечка лежит –

Не сохнет, не мокнет, не ржавеет.

(Язык)

  1. Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле – да не птица.

(Ветер)

1 ведущий: А наш праздник продолжается.

В гости к нам пришли скоморохи веселые:

Сашка да Вовка

Ромка да Сережка.

Что принесли с собой?
Сашка: «Прибаутки и небылицы. Сценки вам покажем, вас повеселим, поразвлекаем»

Во поле береза стояла

Во поле береза стояла

Во поле кудрявая стояла

Люли, люли, стояла

Люли, люли, стояла.
Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати

Люли, люли, заломати

Люли, люли, заломати.
Я пойду, пойду, погуляю,

Белую березу заломаю,

Люли, люли, заломаю,

Люли, люли, заломаю,
Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли, три гудочка,

Люли, люли, три гудочка,
Четвертую – балалайку,

Четвертую – балалайку,

Люли, люли, балалайку,

Люли, люли, балалайку,
Стану в балалайку я играти,

Стану в балалайку я играти,

Люли, люли, играти,

Люли, люли, играти.

Частушки

Мы с подружкою вдвоем


Вам частушки пропоем

Вам частушки пропоем

Про то, как в 5Б живем.
На уборку как-то раз

Попросили весь наш класс

Наши мальчики бредут

Как на каторгу идут.
Есть у нас такой товарищ

Федею зовется

Что угодно ему скажешь,

А он все смеется.

Что случилось что такое?

Нет Захатову покоя

Он уперся словно буйвол

Мыть полы воще не буду.
Всё равно пятый наш Б

Лучше всех на свете

Потому что в этом классе

Только чудо-дети.
Мы частушки вам пропели

Пели и старалися

Мы хотели, ой, хотели

Чтобы вы смеялися.
Ой, довольно, мы напелись

Дайте смену новую

Ой, спасибо, гармонисту

За игру веселую.

(Поклон гармонисту)
1 ведущий: Ну, какой же праздник без хоровода? «Во поле береза стояла».

Миша: А теперь, как в старых, добрых сказках, мы приглашаем вас на пир

Вам сказка – а нам бубликов связка.

Вам сказки, а нам пироги да сладости.

И конечно, как без чая и пирогов!

Без этого и праздник – не праздник.

Угощайтесь, гости дорогие, приятного аппетита.


Вовка: Ты не видел моего теленочка?

Сашка: Рыжего?

Вовка: Да, рыжего.

Сашка: С белым пятном на лбу?

Вовка: Да, с пятном.

Сашка: И с обрывном на шее?

Вовка: Да верно. Где ты его видел?

Сашка: Нет, сосед. Я такого не видел.
Ромка: Андрейка, ты чего плачешь?

Сережка: Об ворота ударился головой.

Ромка: Ну-ка, скажи, когда это случилось?

Сережка: Вчера вечером.

Ромка: Почему же плачешь сегодня?

Сережка: Так ведь вчера дома никого не было.

2 ведущий: Спасибо вам, скоморохи, оставайтесь у нас, веселитесь с нами, будьте нашими гостями. А мы продолжим наш праздник.
Леша: Как горошинки, катятся одна за другой, коротенькие песенки-частушки.

Их трудно читать, хочется петь – и непременно веселым голосом.

Мне редко под них хочется приплясывать – такой у них бодрый четкий ритм.

Ни одни посиделки, ни один праздник Руси не обходились без песенок-горошенок. Ну-ка, девицы, блесните знанием частушек.