reforef.ru 1
Богданов Н. В. «Иван Тигров»


(Чтение с остановками по технологии РКМЧП для учащихся 3-4 кл.)

Задачи:

* Сохранение памяти о героических событиях в истории страны.

* Формирование уважения к защитникам Родины.

* Понимание и критическое осмысление общечеловеческих ценностей.
Фаза вызова

Вступление. Рассказ о теме (ключевые слова: война, героизм, дети)

Каждый год 9 мая на улицах наших городов и деревень появляются убелённые сединами люди с орденами и медалями на груди. Это ветераны войны, люди, которые отдали лучшие годы своей юности для того, чтобы сегодня над нами светило мирное солнце. Более 65 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Много лет отделяют нас от тех событий. Нужно ли нам о них помнить, как вы думаете?

Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года армия фашистской Германии, самая сильная, самая многочисленная армия в мире, вооружённая по последнему слову техники, напала на нашу родину. Немецкие фашисты во главе с Гитлером уже завоевали к тому времени почти всю Европу и установили во многих странах свой жестокий порядок. Теперь они хотели покорить нашу страну, которая тогда называлась Советским Союзом и простиралась от Балтийского моря до Тихого океана. В этой огромной стране жили вместе с русскими украинцы и белорусы, молдаване и латыши, эстонцы и литовцы, киргизы и узбеки, таджики и туркмены, казахи и азербайджанцы, грузины и армяне. И все они от мала до велика поднялись на защиту свободы и независимости своей родины. Мужчины воевали с фашистами на фронте, женщины и старики трудились в тылу, чтобы накормить армию, обеспечить её оружием и боеприпасами. И даже дети встали в один строй со взрослыми: работали на заводах, ухаживали за ранеными, сражались в партизанских отрядах, которые громили врага на захваченных им территориях. Почти четыре года длилась война. Страшными были жертвы: миллионы наших соотечественников погибли в боях, в концлагерях, умерли от голода и холода, но не сдались и победили. 9 мая 1945 года флаг нашей родины взмыл над поверженной столицей фашистской Германии.


Память о тех героических событиях жива. Мы помним и чтим всех тех, кто защитил нашу Родину. О тех далёких годах написано немало книг. Они помогают вам стать такими же сильными и мужественными, как их герои, любить свою родину, как солдаты Великой Отечественной.
Фаза осмысления

Сегодня мы познакомимся с рассказом Николая Богданова «Иван Тигров». Читать будем с остановками.

«Иван Тигров»

1-я остановка. Обсуждение названия произведения.

- Что может произойти в рассказе с таким названием? О чём пойдёт речь?

Чтение первого фрагмента.

На Москву фашисты ехали по шоссе. В деревню Верейка даже не заглянули. Что в ней толку: в лесу стоит, а вокруг – болота. А вот когда от Москвы побежали – удирали просёлками. Наши танки и самолёты согнали их с хороших дорог – пришлось гитлеровцам пешком топать по лесам и болотам. И вот тут набрели они на Верейку.

Заслышав о приближении врагов, все жители в лес убежали и всё имущество либо в землю зарыли, либо с собой унесли.

Ничего врагам не досталось, ни одного петуха. Словно вымерла деревня. А всё-таки два человека задержались: Ваня Куркин и его дедушка Севастьян.

Старый пошёл рыболовные сети прибрать, да замешкался, а малый без деда не хотел уходить, да тут ещё вспомнил, что в погребе горшок сметаны остался, хотел одним духом слетать и тоже не успел. Высунул нос из погреба – смотрит, по домам уже немцы рыщут. И танки по улице гремят.

Дедушка свалился к нему с охапкой сетей в руках.

- Ванюша, затаись, тише сиди, а то пропали! – шумит глухой под носом у немцев.

В его глухоте был внучек виноват. Когда Ваня был поменьше, озорные парни его подговорили деду в ружьё песку насыпать. Так, мол, крепче выстрелит.

Дед пошёл за зайчишками – ружьё не проверил, не заметил, что в стволе песок. Приложился по косому, выпалил, ружьё-то и разорвалось. С тех пор дед оглох – кричит, а ему кажется, что говорит тихо. Беда с ним!


Немцев мимо деревни прошли тысячи, но, видно, торопились: погреб не обнаружили. Когда движение утихло, Ваня осторожно выглянул и удивился.

2-я остановка.

- Что мог увидеть Ваня удивительного?

Чтение второго фрагмента.

Перед околицей, в песчаных буграх, немцы успели нарыть большие ямы. Спереди тщательно замаскировали их кустами и плетнём.

В одной яме поставили танк, громадный, почти с избу. На боках чёрные пауки нарисованы – свастика.

Ваня понял, что это засада.

И как же хитро этот танк действовал! Когда вышли на дорогу наши танки, он их обстрелял. Стрельнёт – и тут же уползает из одной ямы в другую.

Наши стреляют туда, где заметили вспышку от выстрела, а танка там уже нет: он в другую яму уполз.

И страшно Ване, дух захватывает, сердце останавливается, когда снаряды рвутся, а любопытство пуще страха.

«Неужели, - думает он, - немцы хитрее наших, а?» И такая досада его берёт, зубы стискивает.

«Была бы у меня пушка, я бы вам показал, как в прятки играть!»

Ну какая же у него пушка! Горшок сметаны, завязанный в тряпку, - вот и всё оружие!

Да в тылу у него глухой дед прячется под сетями – тоже не велика сила. И хочется Ване своим помочь, а пособить нечем.

Неожиданно стрельба кончилась.

Наши танки отошли. Наверное, пошли обход искать. Или за подмогой. Ведь им могло показаться, что танков здесь много.

Фашисты вылезли из своего танка – потные, грязные, страшные.

Достают заржавленные консервные банки. Вскрывают ножами, едят. Что-то ворчат про себя.

«Ишь ты, наверное, ругаются, что курятины у нас в деревне не нашли!» - подумал Ваня.

Посмотрел на горшок и усмехнулся: «И не знают, что рядом свеженькая сметанка…»

И тут мелькнула у него такая мысль, что даже под сердцем похолодело: «Эх, была ни была… А ну-ка, попробую! Хоть они хитры, а не хитрее нашего деда!»


3-я остановка.

- Сможет ли Ваня найти способ помочь своим?

- Что он может предпринять?

- Как вы понимаете слова Вани: «Хоть они и хитры, а не хитрее нашего деда!»?

Чтение третьего фрагмента.

И он выкатился из погреба, держа обеими руками заветный горшок.

Бесстрашно подошёл к немцам. Фашисты насторожились, двое вскочили и уставились на него в упор:

- Малшик партизан?

А Ваня улыбнулся, протягивая вперёд горшок.

- Я вам сметанки принёс. Во, непочатый горшок… Смотри-ка!

Немцы переглянулись.

Один подошёл. Заглянул в горшок. Что-то сказал своим. Потом достал раскладную ложку, зацепил сметану и сунул Ване в рот.

Ваня проглотил и замотал головой:

- Не, не отравлена. Сметана – гут морген! – И даже облизнулся.

Немцы одобрительно засмеялись. Забрали горшок и начали раскладывать по своим котелкам: сметана хороша была.

А Ваня быстро освоился. Подошёл к танку, похлопал по пыльным бокам и похвалил:

- Гут ваша танка, гут машина… Как его зовут? «Тигра»?

Немцы довольны, что он их машину хвалит. Посмеиваются.

- Я, я, - говорят, - «тигер, кениг»…

А Ванюша заглядывает в дуло пушки. Танк стоит в яме, и его головастая пушка почти лежит на песчаном бугре. Так что нос в неё сунуть можно.

4-я остановка.

- Как дальше будут развиваться события?

Чтение четвёртого фрагмента.

Покосившись на немцев, которые едят сметану, Ваня осторожно берёт горсть песку, засовывает руку в самую пасть орудия. Из неё жаром пышет: ещё не остыла после выстрелов.

Быстро разжал Ваня ладонь и отдёрнул руку. Гладит пушку, как будто любуется.

А сам думает: «Это тебе в нос табачку, чихать не прочихать… Однако маловато. Ведь это не то что дедушкино ружьё – это большая пушка».

Ещё раз прошёлся вокруг танка. Ещё раз похвалил:


- Гут «тигр», гут машина…

И, видя, что немцы сметаной увлеклись и ничего не замечают, взял да ещё одну горстку песку таким же манером в дуло пушки подсыпал.

И только успел это сделать, как грянул новый бой. На дорогу вышел грозный советский танк. Идёт прямо грудью вперёд. Ничего не боится. С ходу выстрелил и первым снарядом угодил в пустую яму, откуда вражеский «тигр» успел уползти.

Немцы бросились к своему танку. Забрались в него, запрятались и давай орудийную башню поворачивать, на наш танк пушку наводить…

Ваня нырнул в погреб. В щёлку выглядывает, а у самого сердце бьётся, словно выскочить хочет.

«Неужели фашисты подобьют наш танк? Неужели ихней пушке и песок нипочём?»

Вот немцы приладились, нацелились – да как выстрелят! Такой грохот и треск раздался, что Ваня на дно погреба упал.

Когда вылез обратно и выглянул – смотрит: стоит «тигр» на прежнем месте, а пушки у него нет. Полствола оторвало. Дым из него идёт. А фашистские танкисты открыли люк, выскакивают из него, бегут в разные стороны. Орут и руками за глаза хватаются.

«Вот так, с песочком! Вот так, с песочком! Здорово вас прочистило!»

Ваня выскочит и кричит:

- Дед, смотри, что получилось, «тигру» капут!

Дед вылез – глазам своим не верит: у танка пушка с завитушками… Отчего это у неё так ствол разодрало?

И тут в деревню, как буря ворвался советский танк. У брошенного «тигра» остановился.

Выходят наши танкисты и оглядываются.

- Ага, - говорит один, - вот он, зверюга, готов, испёкся… Прямо в пушку ему попали.

- Странно… - говорит другой. – Вот туда мы стреляли, а вот сюда попали!

- Может, вы и не попали, - вмешался Ваня.

- Как так – не попали? А кто же ему пушку разворотил?

- А это он сам подбился-разбился.

- Ну да, сами танки не разбиваются: это ведь не игрушки.

- А если в пушку песку насыпать?


- Ну, от песка любую пушку разорвёт.

- Вот её и разорвало.

- Откуда же песок-то взялся?

- А это я немного насыпал, - признался Ваня.

- Он, он, - подтвердил дед, - озорник! Он и мне однажды в ружьё песку насыпал.

Расхохотались наши танкисты, подхватили Ванюшу и давай качать.

Мальчишке раз десять пришлось рассказывать всё сначала и подъехавшим артиллеристам, и подоспевшим пехотинцам, и жителям деревни, прибежавшим из лесу приветствовать своих освободителей.

Он так увлёкся, что и не заметил, как вместе со всеми вернулась из лесу его мать.

5-я остановка.

- Как мать, на ваш взгляд, отнеслась к поступку сына?

Чтение завершающего фрагмента.

Она ему всегда строго-настрого наказывала, чтобы без спросу в погреб не лазил, молоком не распоряжался и сметану не трогал.

- Ах ты разбойник! – воскликнула мать, не разобравшись, в чём дело. – Ты чего в хозяйстве набедокурил? Сметану немцам стравил! Горшок разбил!

Хорошо, что за него танкисты заступились.

- Ладно, - говорят, - мамаша, не волнуйтесь. Сметану снова наживёте. Смотрите, какой он танк у немцев подбил! Тяжёлый, пушечный, системы «тигр».

Мать смягчилась, погладила по голове сына:

- Да чего уж там, озорник известный…

…Прошло с тех пор много времени. Война окончилась нашей победой. В деревню вернулись жители. Веретейка заново отстроилась и зажила мирной жизнью. И только немецкий «тигр» с разорванной пушкой долго ещё стоял у околицы, напоминая о вражеском нашествии.

И когда прохожие или проезжие спрашивали: «Кто же подбил этот немецкий танк?» - все деревенские ребятишки отвечали: «Иван Тигров из нашей деревни!

Оказывается, с тех пор так прозвали Ваню Куркина – Тигров, победитель «тигров».

Так появилась в деревне новая фамилия.

6-я остановка

- Оцените поведение героя. Почему он действовал так, а не иначе?


- Как бы вы поступили на его месте?

- Считаете ли вы удачным название рассказа?

- Каким вам видится автор этого рассказа? Как он относится к своим персонажам?

- Может быть, подобная история или герой знакомы вам по фильмам или другим книгам?


Фаза рефлексии

Работа с афоризмами. (Афоризм – краткое выразительное изречение).

- Какой из предложенных афоризмов раскрывает, по-вашему, смысл рассказа, его главную мысль? Обоснуйте свой выбор.
Афоризмы:

«Война состоит из непредусмотренных событий».

Наполеон 1
«Герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше».

Ралф Эмерсон (американский поэт, 19 в.)

«Несчастна страна, у которой нет героев».

Пьер Буаст (французский афорист, 18-19 вв.)
«Истинное мужество обнаруживается во время бедствия».

Вольтер
«Храбрость для защиты отечества – добродетель, но храбрость в разбойнике – злодейство».

А. Бестужев
«Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху».

К. Ушинский
«…Нет героев от рожденья, -

Они рождаются в боях».

А. Твардовский
(Даётся краткая информация о книгах по теме «Дети на войне»)

Литература:

Защитники: Рассказы о Великой Отечественной войне. //И. Туричин, Н. Богданов, Н. Внуков; Худож. В. Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 64 с.: ил. – (Б-ка мужества).

Максимова Л. А. – зав. библиотекой МАОУ «Лицей №9»