reforef.ru 1
1941 год. Солдат-крестьянин, торжествуя…

Крестьянская страна с ее сезонной всепроходимостью , санями и лошадьми vs немецкого удара танкопробегом по бездорожью и разгильдяйству.

Та техника встала от износа и морозов. Заводить двигатели стало проблемой на фоне напряженности с ГСМ. Кухни ударно готовили кипяток для моторов и чая для людей помимо еды.

Противотанковые рвы раскисли, а затем и промерзли. Труднее стало заваливать для проходов под огнем прикрытия рвов и минных полей. Побросанные прямо на землю мины заносило глубоким снегом.

Кавалеристы Белова, Доватора, Плиева, в широком смысле гужевой транспорт, повторили поход Батыя [1] из глубин России.

Кавалерия- это не с шашкой на танки, а быстрый маневр верхом и атака, спешившись. Кони у коноводов. Но, как говорится, на кухне кухонный нож- оружие ближнего боя. Вспомним атаку Григория Мелехова на пулемет.

Ну не было бульдозеров и снегоходов на ДВС! Но что он сделает с мерзлым грунтом? Да и не возьмешь его в дальний рейд по тылам.

Аэросани для разведки. Походные кухни, огня в которых не видно: пища готовится быстро, как и вода кипятится для подогрева воды поить коней и чая. Дым ночью не в счет. Постоянное блюдо –конина от погибших в боях коней. Мерзлой ничего не сделается, не волкам же оставлять. Ночи длинные, проблема с освещением. Походные кузницы.

Уминалка своего рода- несколько рабочих лошадей в особых чулках от порезов снегом, впряженные в сани с амуницией для веса, едут елочкой по глубокой снежной целине и уминают снег в поле для прохода основной массы. Кони устали, впрягли других, но основная масса должна оставаться свежей. Кони, если нет обильных сугробов, пройдут везде. Какова ширина у машины и у саней? Скажем, в лесу по узкому лесному пути для подводы уминалки гуськом прошли, примяли, следом спешенные (ветки- бич для всадника) бойцы ведут на поводу коней. Если время от времени спешиваться и вести коней на поводу- это для всех- передышка и разминка.

До уверенного владения машинной техникой широкие массы еще не доросли, но как те повергнутые борцы в партере типа Антея, непобедимого в борьбе, пока не терял опоры в Матери-сырой земле, оказались в родных, так сказать, стенах (стихии).


Когда РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия) продержалась до осени, стали сказываться факторы, присущие стране, сохранившей традиции коневодства при наличии материальной базы: множества самих лошадей (еще и монгольская помощь) и инвентаря, то есть телег, саней, массового умения с ними обращаться и производственные мощности. С заготовкой кормов. Зима- то посвящалась перевозкам. Овес и ячмень в стране были. Сахара для рывка для боевых коней в НЗ было.

Сталину запала сцена из ссылки, когда они вернулись с рыбалки, недосчитались одного и услышал: «Тут, ведь видишь, с кобылой проблема, а ты- человека хватился. Человека сделать- раз плюнуть, а ты найди кобылу, где возьмешь?»

Под зиму уборка в сельском хозяйстве завершилась и напряженность с гужевым транспортом и занятостью рабочей силы приняла формы войсковых перевозок.

С наступлением осенней распутицы сказалось наличие в России множества телег старого образца с колесами на дегте, которые, будучи узкими, проваливались в грязь, доставали нераскисшего дна и уверенно ехали по нему, что было недоступно широким колесам машин, мявшим грязь и буксующим в ней.

Наступающие холода ударили по синтетической резине – основе РТИ (резинотехнических изделий). И так-то при оставлении без подпорок, разгружавших покрышки при продолжительной стоянке, те деформировались. Также требовалось не тормозить резко во избежание истирания шин (как у школьного ластика).

Как только земля подмерзла и выпал снег, выкатили конные сани с полозьями при металлических шинах, да и для моторной тяги тракторные- тоже. Лыжи- само собой.

Конь- транспорт и консерв. На поле боя солдат должен попасть свежим. Толку, если руки-ноги трясутся у полусонного, пот застит глаза. Потому всегда наряжали подводы с тягой у местных, чтобы солдат по пути поочередно отдыхал, не говоря о том, чтобы облегчить от раненых, ослабших и ранцев-сидоров. Иногда просто вздремнуть полчаса и как новый. Взвод на марше и при нем подвода, разгружающая от поклажи, ну, подтолкнут на крутых склонах, да и лошадь- живая душа психологической разгрузки.


Коня при тяжелом ранении можно пристрелить и съесть. Можно на него в отсутствие саней или телеги взвалить раненого, самому вести.

[1]Генерал Мороз и менталитет. Условно назовем фактором Батыя- полная проходимость территории.

Немец смотрел-смотрел на болото год за годом, ничерта, гад такой, не замерзнет, как, говорят, у русских, включал мозги и строил дамбу. Не все же в обход.

Батый приходил не когда- нибудь, а в феврале 1238 и в конце 1240 (к Киеву), и что получилось? Полное завоевание почти всея раздробленной Руси! Именно в условиях удлиняющегося дня и почти ежегодной полной проходимости территории со всеми реками и болотами на санном ходу двигалась тяжелая осадная техника с обозом провианта для людей и коней с прочей тягловой силой. Понятно, что укрепления откупались провиантом после акций устрашения типа Козельска.

Зимняя уязвимость мешала накоплению богатств, дабы не искушать искателей Фортуны, и вынуждала обходиться самым насущным на грани выживания. Искатели и не совались, зная, что население будет по-любому стоять насмерть, ибо поделиться запасами что с ними, что с пленными смерти подобно. “Боливар не выдержит”. Засеки по типу буреломов были полумерой.

Зачем было ломать голову над форсированием болот и рек, когда приходила зима и превращала всю территорию с вероятностью в 85% в сплошной санный путь. А сани –не сложная телега. Намного надежней и грузоподъемней, особенно если подковы и полосы металла на шины полозьев. То же и лопатой по снегу орудовать: расчищать и заваливать неровности, трамбуя и смачивая водичкой в отсутствие оттепелей типа усиления намораживанием трассы через реку.

Ломоносов (?) приехал в Москву именно с санным обозом мерзлой рыбы и прочего. Летом хватало работы от зари до зари и без перевозок, но вот зима посвящалась именно перевозкам и заодно поездкам в гости и общению.

В той же Италии ничего подобного не было и приходилось возводить мосты и дамбы напрямую через болота, потребовались инженеры и багаж всевозможных знаний. Не было и морозов, льда, снега набить погреба для сохранности продуктов. Зима- для здоровья, унимались всякие напасти и поветрия.

Народ отходил и оттягивался после хронического летнего переутомления без передышки, то посев, то прополка, то сенокос («коси, коса, пока роса», но ворошили и убирали сено под палящим солнцем, быстро сушившим сено) , то уборка.