reforef.ru 1

А.А. Хисматуллин



Междумирие в религии Ахл-и Хакк (Людей Истинного)



«За ними Барзах до того дня, когда они будут воскрешены»

(Коран, 23: 100)
В науке традиционно принято пояснять каждый компонент заглавия, делая акцент на ключевом из них. Не буду отступать от этой традиции, тем более что заявленная тема не столь широко освещена в отечественном востоковедении и философии. Прежде всего, в формате энциклопедической справки следует дать представление о том, кто такие Ахл-и Хакк и что собой представляет их религия.

Арабо-персидское словосочетание Ахл-и Хакк (по-персидски) Ахл ал-Хакк (по-арабски) буквально означает Люди Истинного или Приверженцы Истинного. Скажем, последователей религий откровения называют в исламе Ахл-и китаб, то есть Люди Писания, те, у кого есть своя Книга, своё Писание. Исторически, учение Ахл-и Хакк появляется в системе религиозных учений в 14 в. Основателем учения считается полулегендарная личность по имени Султан Исках. Почему полулегендарная? Да потому что о нём и его жизни достоверно практически ничего неизвестно кроме того, что приверженцы учения считают его прямым духовным преемником седьмого шиитского имама Музы ал-Казима (ум. в 799 г. в багдадской тюрьме), и кроме того, что в Курдистане в долине Сахна есть его гробница. Физическая смерть, как видите, конец 8 и 14 в. в эзотерических учениях не имеет никакого значения. Изначально общины Ахл-и Хакк представляли собой ультрашиитские секты, имамы которых считались носителями Божественной сути. После физической смерти Султана Исхака единая община Ахл-и Хакк, как это обычно случается, разделилась на несколько подобщин уже со своими основателями и лидерами.

На сегодня сами Ахл-и Хакк оценивают эти подобщины так (цитирую):

«Словосочетание Ахл-и Хакк стало популярным для двух групп. Первая группа состоит из двух общин. Одна община Ахл-и Хакк — это те, которые, являясь приверженцами метода Султана Исхака, пока сделали книгу Бурхан ал-Хакк своим руководством к действию и следуют по ней. Вторая община — оставшиеся из его окружения и помощников, которые именуют себя по разному, в том числе ‘Али Аллахи, Насири, Шайтанпараст (то есть «поклоняющиеся Дьяволу», Сатанисты) и прочими. Вторая группа включает тех из «настоящих Ахл-и Хакк», которые ищут Истинного как мотыльки, независимо от того, являются они внешне приверженцами метода Ахл-и Хакк, или нет».


Иными словами, вторая группа – это ищущие Бога в любой религии.

До недавнего времени (где-то около столетия тому назад, может чуть меньше) общины Ахл-и Хакк были довольно обособлены как этнически, так и географически. Это были в основном курды, проживавшие на территории Иранского и Иракского Курдистана. Сейчас ситуация в корне меняется. Одно из ответвлений Ахл-и Хакк (а именно, приверженцы метода Султана Искаха), преодолев этническую и географическую обособленность, на мой взгляд, объективно становятся носителями новой религии. Благодаря переводам своих сочинений на европейские языки, общины Ахл-и Хакк появились в ряде стран Европы, не говоря уже об их распространении в самом Иране и Ираке.

Почему можно говорить о появлении нового религиозного учения или новой религии? Потому что у нас есть необходимые и достаточные признаки, а именно: вера в Единого Бога; разработанная религиозная идеология, отличающаяся от традиционной мусульманской идеологии; наличие собственных священных текстов, наличие своих святых, наличие собственных мест паломничества и ритуально-культовой практики. Всё это происходит благодаря одному из современных учителей Ахл-и Хакк по имени Нур-‘Али Элахи (ум. 1974), получившему в своё время два высших образования – духовное и светское (юридическое). Он более тридцати лет отработал в системе иранской юриспруденции в качестве прокурора и судьи, а затем, с выходом на пенсию, написал несколько основополагающих трудов по религии Ахл-и Хакк. Они не единожды переиздавались в Иране и частично были переведены на европейские языки.

По определению учителей Ахл-и Хакк, религия в широком смысле есть суть всех Божьих религий, то есть в действительности наука (без всяких кавычек) — достаточно точная, основанная на экспериментальных и объективных наблюдениях. При таком подходе она универсальна, независима от любых частных культов, отделена от исторических или культурных факторов. Подобный инновационный подход не отрицает законности ни одной из Божьих религий, но, скорее, говорит о том, что отличия между Божьими религиями являются лишь внешними и касаются производных вопросов. С помощью основополагающих и всеобъемлющих признаков религии люди разбираются в своей истинной судьбе, проницают собственное духовное существование (т. е. собственное «я»), учатся владеть им, побеждая столь свойственный современному человеку эгоцентризм.


Религиозная наука, как и любая другая наука, зиждется на фундаменте подтверждающих свидетельств и экспериментов, которые должны обнаруживать объективность на протяжении всей жизни.

Суть религии Ахл-и Хакк заключается в двух постулатах: 1. Божественная суть проходит через последовательные манифестации в человеческой форме. 2. Каждый человеческий дух должен пройти Путь к совершенству через последовательные проявления в человеческой оболочке или, в терминологии Ахл-и Хакк, через цепь различных одеяний. Этот путь состоит, максимум, из 1000 одеяний и длиться 50 000 лет. Срок в 50 000 лет указан в Коране (Ступени, 70: 4).

«Восходят ангелы и дух к Нему в день, величина которого пятьдесят тысяч лет».

Есть кое-что, что не учитывается в пятидесяти тысячах лет: 1) лицо, наказываемое по причине ослушания и становящееся на время животным; 2) ребенок-сороковка, т. е. умирающий до достижения им сорока дней; если же он проживет хотя бы секунду спустя сорок дней, то одеяние входит в расчет. Спустя пятьдесят тысяч лет определяется окончательная участь.

«Два одеяния составляют сто лет: к примеру, если в одном одеянии мы прожили двадцать лет, то в следующем одеянии мы проживём восемьдесят лет, и по такой же аналогии в других одеяниях. А если спустя эти пятьдесят тысяч лет кто-то не доведёт себя до совершенства, то он отправится к Нижайшим Низам».
Определение Междумирия в исламской теологии Барзах

Термин Барзах буквально означает «перешеек» или «перегородка» между чем-то и чем-то. В исламской теологии Барзах означает промежуточное состояние духа или промежуточный мир, в котором этот дух находится, между материальным миром и миром вечности. В Коране есть упоминание Барзаха для тех, кто умер, но захотел вернуться назад:

«За ними преграда (Барзах) до того дня, когда они будут воскрешены» (23: 100)

Барзах также именуют Миром образов (‘алам ал-сувар), Миром подобия (‘алам ал-амсал), и дух, находящийся в Междумирии, имеет оболочку подобия (калиб-и мисали).


Междумирие — это мир-интервал между материальным дольним миром и Вечным домом, лишённый пространственных измерений и временного обращения.

У каждой планеты есть свой собственный Исток и Место возврата (Мабда’ ва Ма‘ад), и у каждой планеты также есть свой собственный расчёт и Междумирие.

Междумирие (‘алам-и барзах) подобно Миру духов (‘алам-и арвах), измерения времени и пространства у него нет, он сплошь воспроизведения. Кого-то захотят, например, помучить, ему дают некое воспроизведение мучения, которое в нашем времени не продлится, возможно, и четырёх часов, тогда как то лицо будет вкушать воспроизведение тысячу лет. В Коране говорится: «Отведут его в место, где и не умрёт он, и живым не останется», это указание на Междумирие.
Местонахождение

Междумирие каждой планеты находится в особой атмосфере той самой планеты, а его обитатели не имеют понятия о других планетах. Те же, кто пребывают в вечном раю или аду, место которых у каждой планеты находится отдельно от прочих планет, не имеют понятия друг о друге, если только не получают разрешения. Лишь находясь в совершенстве, они объединяются. Сотворённый дух каждой планеты в течение всего установленного срока не переходит на другую планету.
Время в Междумирии

Так называемого реального времени в Междумирии нет. «С точки зрения временного обращения, для каждого индивида из сущих индивидов сообразно его судьбе и по достоинству поступков есть вид периода хода времени, так что годичный период в Междумирии, с точки зрения объективного сопоставления, в различных случаях может отличаться от годичного периода солнечного летоисчисления планеты Земля: например, временной период планеты Земля от одного года до, минимум, одной секунды может равняться одной секунде до, максимум, одного года в Междумирии, или наоборот».

Согласно представлениям Ахл-и Хакк, не следует думать, что «временной период в Междумирии, будет ли одна его секунда считаться равной одному солнечному году на Земле, или наоборот, является следствием фантазий и иллюзий находящегося там духа,. То есть временной период там не похож на иллюзорные видения во сне. В том Мире подобия ось вращения времени и пространства будет зиждиться на основе духовно-смысловых воспроизведений, а не на воплощениях материального объёма, количества и протяжённости земного мира. Другими словами, всё, что возникнет от тех воспроизведений, для каждого будет объективной сущностью и чистой истиной».


Мир междумирия был выразительно назван Миром подобия в такой связи: поскольку каждое существо в этом земном материальном мире во время смерти, какой бы формы, фигуры и облика оно ни было, в том самом количестве и качестве появится в Мире междумирия, и к тому же в любой среде, оказавшейся недостаточной для движения к совершенству в материальном мире, для него в Мире междумирия будет в точности подготовлена и воплощена среда, похожая на ту самую среду, и на тот самый срок, который необходим. Например, если какой-нибудь человек умрёт в детстве, то постигнет своё оставшееся физическое развитие в Междумирии. Такая же аналогия и для иных случаев.

«Другой момент, на который надо обратить внимание: соотношение отличия материального дольнего мира с Миром междумирия (с самых низин до самых вершин) такое же, как у материнской матки для зародыша со свободной средой для новорождённого. Точно так же сравнивается относительное отличие между мраком и светом».
Цель пребывания в Междумирии

Зависит от текущего положения духа на Пути к совершенству. Каждый со смертью должен обязательно отправиться в Междумирие, исключая тех, кто проделал путь к своему совершенству в этом мире. Они более не отправляются в Междумирие. Это первая категория.

Дух, ещё не достигший грани совершенства, сколько не меняет свою оболочку, умирая и оживая, каждый раз со смертью физического элементного тела отделяется от него и временно перемещается в Мир междумирия. Это вторая категория.

Великое снисхождение оказывается тем, у кого после физической смерти много грядущих наград, которые значительно перевешивают их прегрешения. Такие люди преодолевают остаток пути к своему совершенству в Междумирии, однако испытания, которым они подвергаются, являются более интенсивными. Больше преимуществ у тех, кто преодолевают путь к своему совершенству в человеческом мире. Для тех людей, чьи поступки приводят к тому, что они остаются в Междумирии для преодоления остатка движения к своему совершенству, обеспечивают средства испытания в виде воспроизведений, взятых из этого мира. Это третья категория. То есть те, кто завершают свой Путь к совершенству в Междумирии. В случае если они не достигают успеха, то их вторично возвращают в этот мир.


Как уже стало понятно, основной целью пребывания в Междумирии, так же как и в физическом мире, являются испытания. Разница заключается в отсутствии там у духа физического тела, поэтому и испытания там более интенсивные, чем в физическом мире.

Испытания даются двумя путями: путём полных воспроизведений, взятых из физического мира, так что междумирный дух может даже и не отличить своё местонахождение, либо путём присоединения междумирного духа к духам живущих в материальном мире.

Дух, находящийся в Междумирии, можно присоединить к человеку или животному, который живёт в этом мире. Если будет дух грешника, то его присоединяют к духу того, кто испытывает мучения и кто несчастен. А если будет дух добродеющего, то его в дольнем мире присоединяют к духу лица добродеющего, дабы он воспользовался его добрыми делами для своего усиления.
Срок пребывания в Междумирии

Срок пребывания в Междумирии зависит от тех расчётов, которые там совершат по предыдущим пребываниям в физическом мире. Иногда в Междумирии для человека создают все предпосылки, и он там проделывает движение к совершенству и более уже не возвращается. В общем, если он останется в Междумирии, то это считается снисхождением.

Пауза духа в Междумирии неизвестна и для всех неодинакова. Вполне вероятно, что какому-то духу сразу же дадут возвратиться в материальную оболочку дольнего мира, или же он на время останется, поскольку уменьшение и увеличение срока паузы в Междумирии для каждого сущего также основано на расчёте, который в том мире определяется свыше.