reforef.ru 1
Анализ планов повышения квалификации педагогических работников, учебных программ областных институтов повышения квалификации


педагогических кадров на 2011 год
В соответствии с поручением министра образования и науки РК Жумагулова Б.Т. от 12 февраля 2011 года, пункт 12, Республиканским институтом повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования РК (РИПКСО) были проанализированы планы повышения квалификации работников образования на 2011г., программы, учебно-тематические планы курсов ПК, представленные областными институтами повышения квалификации на соответствие их ГОСО - 2009, учебным программам 12-летнего обучения.

Анализ программ и УТП курсов ПК облИПК проводился впервые. Данная экспертиза носила локальный характер и предполагала изучение программ и УТП курсов облИПК на соответствие их ГОСО 2009, учебным программам 12-летнего обучения.

Анализ планов повышения квалификации, учебных программ и учебно-тематических планов курсовых мероприятий внимание проводился по следующим критериям: актуальность темы; новизна курсов ПК; вариативность содержания; обеспечение свободы в выборе форм организации курса ПК; учет региональных особенностей при разработке тематики курсов.

Анализ показал, что в деятельности облИПК реализуются такие общие направления, как:


  • создание условий для свободного, многовекторного, личностно-ориентированного и востребованного профессионального роста учителя;

  • первоочередная направленность общего содержательного вектора повышения квалификации на основные направления модернизации образования в рамках Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы, 12- летнего образования;

  • реализация интерактивности, модульности, проектности, дистантности и непрерывности как факторов, обеспечивающих творческий и индивидуальный подходы к повышению квалификации.

В целом планы повышения квалификации на 2011 год, программы, учебно-тематические планы повышения квалификации всех облИПК составлены в соответствии с требованиями ГОСО и программами 12-летнего обучения.


ГОСО рассматриваются в программах, учебно-тематических планах повышения квалификации педагогических кадров на 2011 год всех областных ИПК.

Тематика курсов ПК облИПК охватывает не только содержание ГОСО 2009 и проблемы 12-летнего образования: на курсах ПК, в основном, акцент делается на обучение педагогов инновационным технологиям, методикам обучения отдельному предмету, развитие педагогического мастерства конкретной категории учителей.

Темы по переходу на 12-летнее обучение отдельно четко прописаны в планах ПК на 2011 год.

Количество курсов повышения квалификации, тематика которых непосредственно отражает проблемы 12-летнего обучения.




Обл

(гор) ИПК

г. Астана

г.Алматы

Акмолинский

Актюбинский


Атырауский

Алматинский


ВКО

Костанайский


Кызылординский

Карагандинский

Жамбылский

ЗКО

СКО

Мангистауский

Павлодарский

ЮКО

Всего курсов ПК

60


181

143

113


156

190

139

172

143

168

193

121

130

153

149

339

Из них по 12-летнему образованию

4

32

31

70

2

28

14

3

12

8

26

24

6

23

4

67


Особо следует отметить, что в планы ПК на 2011 год всеми ИПК включены вопросы реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг.

Вместе с тем, каждый ИПК имеет свои приоритеты в выборе направлений работы, количества и тематики курсов, их продолжительности, форм проведения, в определении категорий слушателей (Приложение 1).
В целом тематика курсовых мероприятий, нашедшая свое отражение в планах повышения квалификации, актуальна и отражает основные направления развития образования. (Приложение 2).

В то же время следует отметить, что недостаточное внимание уделяется таким вопросам, как:

  • статистика национального образования


  • проблемы социализации личности, формирования лидерских качеств;

  • пропаганда культурного наследия и национальных ценностей;

  • методика проведения экспертизы учебников и мультимедийных электронных учебников;

  • организация интерактивных уроков в режиме он-лайн;

  • решение олимпиадных задач по математике, физике, информатике;

Учитывая особенности регионов, ИПК планируют различные по продолжительности и формам проведения курсы повышения квалификации. Наиболее распространены 72-часовые и 36–часовые очные курсы. Наряду с этим ИПК планируют курсы заочной формы повышения квалификации, двухсессионные курсы - Жамбылский ИПК, трехсессионные курсы - Актюбинский обл ИПК, 3-дневные хозрасчетные курсы - ИПК Алматинской области. В некоторых планах преобладают 36-часовые курсы. Так, в плане одного ИПК из 139 курсов - 51 продолжительностью 36 часов, у другого из 143 курсов - 85.

Курсы повышения квалификации формируются областными, г.г.Астана. Алматы ИПК в основном по заявкам организаций образования на основе изучения конкретных потребностей конкретных категорий слушателей.

Анализ показывает, что в целом по республике курсами охвачено около 100 категорий педагогических работников. В то же время отдельными ИПК не предусмотрены курсы для воспитателей пришкольных интернатов, учителей малокомплектных школ (например, ИПК СКО). Не запланированы курсы для психологов и социальных педагогов, учителей естественно-математического цикла (ИПК ЗКО).

Недостаточно курсов для учителей специальных (коррекционных) организаций образования, психологов, социальных педагогов, воспитателей дошкольных организаций (на русском языке), ТиПО и физической культуре.

Ни одним облИПК не запланированы курсы по проблеме внедрения учебников нового поколения.

Учебно-тематические планы (УТП) формируются на основе модульной технологии (Приложение 3).

Результаты анализа модулей УТП показали, что в основном выдерживается единая форма структурирования учебных модулей, в структуре каждого курса присутствуют управленческий, информационно-содержательный, воспитательный, оценочно-мониторинговый модули. Вместе с тем, в учебно-тематических планах некоторых ИПК отсутствует оценочно-мониторинговый модуль.


В содержание курсовых мероприятий внедряются элементы кредитной системы обучения, программы для которой составляются на основе модульной технологии с учетом аудиторных и внеаудиторных видов занятий, где около 60% отводится на аудиторные занятия. Предусматриваются консультации, самостоятельная работа слушателя (СРС), самостоятельная работа слушателя с преподавателем (СРСП).

Следует отметить, что в планах повышения квалификации некоторых облИПК преобладают теоретические занятия в ущерб различным видам практических занятий, отсутствует диагностика профессионального уровня знаний слушателей.

В содержании программного материала по ТиПО не учитываются региональные особенности в соответствии с запросами индустриально-инновационной программы развития региона, спроса местного рынка труда.

Не во всех планах ПК обл ИПК имеются пояснительные записки, отражающие количественный и качественный состав общего контингента педагогов области, востребованность ими курсов повышения квалификации, актуальность содержания курсов, ожидаемые результаты, обоснования для определения тех или иных категорий слушателей, кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава ИПК, выбор форм повышения квалификации, методов проведения учебных занятий.

Не всегда корректны формулировки тем курсов. Имеются недочеты в формулировках тем на казахском языке.

Учебные программы областных ИПК определяют тематику, цели, задачи, направления, категории, проблемы, язык обучения, виды учебных занятий, формы контроля, ожидаемые результаты.

В основу учебных программ положены идеи компетентностного подхода, с позиций которого профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

Преобладают разнообразные формы контроля знаний слушателей: анкетирование /на выходе/, оценка реакции на обучение, тесты достижения, самооценка проектов, эссе, рефлексия, зачеты, контрольные вопросы, творческие задания, СРСП, рефлексивная беседа, тестирование, проекты, опросы, интервью, творческие задания, презентация, защита, беседа.


В то же время не все ИПК предусматривают в учебных программах использование современных форм практической работы со слушателями: тренинги, деловые игры, конференции, интернет-форумы, лабораторные работы для учителей, формы контроля, ожидаемые результаты.
Выводы:


  1. Планы повышения квалификации педагогических работников областных, г.г. Астана, Алматы ИПК на 2011 год в целом соответствуют ГОСО и учебным программам 12-летнего обучения.

  2. В планы повышения квалификации на 2011 год всеми ИПК включены вопросы реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг.

  1. Тематика курсовых мероприятий актуальна и отражает основные

направления развития образования в РК.

4. План повышения квалификации каждого ИПК отражает приоритеты в выборе тематики курсовых мероприятий, их продолжительности, форм проведения, в определении категорий слушателей, что обусловлено изучением потребностей педагогических работников и особенностями данного региона.

  1. В ряде ИПК республики имеется положительный опыт разработки планов повышения квалификации, учебных программ, учебно-тематических планов.

  2. Вместе с тем недостаточно внимания при планировании повышения квалификации педагогических кадров уделяется таким вопросам, как методика проведения экспертизы учебников; организация обучения в режиме он-лайн; социализации личности; переходу на ваучерно-модульную систему повышения квалификации и др.)

  3. Структура учебных программ не систематизирована. Не во всех планах ПК обл ИПК предусмотрены пояснительные записки, раскрывающие основные подходы к составлению плана повышения квалификации.

  4. Не всегда корректны формулировки тем курсов, в том числе на государственном языке.
  5. Ни в одном плане повышения квалификации не предусмотрены самостоятельные курсы по внедрению учебников нового поколения.



Рекомендации облИПК:

  1. Адаптировать программы курсов применительно к потребностям слушателей, увеличить их вариативность.

  2. Конкретизировать тематику курсовых мероприятий в соответствии с категориями слушателей.

  3. Разнообразить содержание и формы повышения квалификации за счет использования современных образовательных систем и технологий: очно-заочного, группового и индивидуального обучения, модульной технологии в организации учебных занятий на базе ИПК.

  4. Активно применять дистанционные формы повышения квалификации педагогов.

  5. Планировать большее количество практикумов для освоения и развития аналитической, проектной, исследовательской и менеджерской деятельности руководителей и учителей организаций образования.

  6. Рекомендовать включить в тематики курсовых мероприятий такие направления, как: проектирование образовательных программ на основе формирования компетенций педагогов; технологии проектирования содержания и методики экспертной оценки учебно-методических комплексов; методические аспекты работы учителя по подготовке учащихся к ЕНТ, ПГК.

7) Рекомендовать всем ИПК для использования положительный опыт разработки планов повышения квалификации, учебных программ, учебно-тематических планов Алматинского городского, Карагандинского областного ИПК.
Пути решения:


  1. Направить материалы по результатам анализа планов повышения квалификации, учебных программ и учебно-тематических планов с рекомендации по их совершенствованию в каждый ИПК.

  2. Провести on-line совещание со всеми облИПК по результатам анализа планов повышения квалификации, учебных программ и учебно-тематических планов.
  3. Провести республиканский семинар по обмену опытом планирования повышения квалификации, разработки учебных программ и учебно-тематических планов на базе ИПК г. Алматы или Карагандиского облИПК.

  4. Включить вопросы планирования повышения квалификации в содержание курсов РИПК СО для руководителей и специалистов ИПК,

  5. Осуществлять ежегодное согласование с РИПК СО планов повышения квалификации областных, г.г.Астана, Алматы ИПК.