reforef.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Амансыз ба! Добро пожаловать в Алматы – финансовый, культурный, спортивный центр нашей страны, город, который мы называем южной столицей суверенного Казахстана.


Знакомство с полуторамиллионным мегаполисом, где проживают представители более чем 130 национальностей, наши гости часто начинают с привокзальной площади станции Алматы 2,ведь она находится практически в центре южной столицы.

Сюда прибывают поезда, имеющие конечным пунктом следования наш город. Еще в 1938 г. по проекту архитектора А.П. Галкина в классическом архитектурном стиле здесь было построено здание железнодорожного вокзала, которое вполне соответствовало статусу главного города союзной республики (с 1929 по 1997 гг. Алматы был столицей Казхстана). После реконструкции в 70-х годах, вокзал стал более комфортным и сегодня входит в число памятников истории и культуры Алматы.

В центре привокзальной площади монумент (скульптор К.К. Сатыбалдин), воплотивший образ Абылая - великого хана Казахской Орды. Мудрость и справедливость Абылай хана снискали глубокое уважение в народе. Победоносный полководец, прозорливый политик, он в XVIII объединил земли Казахского ханства в единое государство и сохранил его независимость, отразив нападения внешних врагов.

Имя сподвижника Абылай хана, батыра Раимбека носит проспект, по которому следует продолжить движение в восточном направлении. И сегодня горожане часто называют его улицей Ташкентской.

Действительно, если бы мы отправились сейчас в противоположную сторону – на запад, то увидели бы, как проспект переходит в международную трассу, соединяющую Алматы с крупными городами Средней Азии – Бишкеком, Ташкентом. По мнению ученых здесь проходило одно из многих ответвлений Великого Шелкового пути, по которому купеческие караваны направлялись из Китая на Ближний Восток. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия в середине II века до н.э. но на территории нынешней Алматинской области он становится оживленным лишь в Х - ХIII веках. Эту активность можно объяснить тем, что, во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали пути через Среднюю Азию. Во-вторых, в регионе была относительно мирная обстановка. Богатые каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров. А перевозили по Шелковому пути ткани и пряности, красители и минеральное сырье, алмазы и яшму, янтарь и кораллы, слоновую кость, слитки серебра и золота, оружие и многое другое. Наряду с разнообразными товарами по Шелковому пути распространялись идеи: религии, наука, архитектура, музыка, живопись… Развитие пути помогало рождению и расцвету городов. Только в Семиречье по археологическим данным насчитывается 27 городищ.


Еще в первом тысячелетии нашей эры на месте современного мегаполиса находилось поселение Алмату с непременным караван-сараем, известное арабам, китайцам и персам, чьи торговые караваны совершали путешествия по безбрежным просторам древней земли. Название «Алмату», что в переводе означает «яблоневое» не случайно. В предгорьях Алатау – изобилие знаменитой «дички». По предположению великого генетика Н. Вавилова, территория на стыке Семиречья и Китая является прародиной яблок. Подтвердил этот факт профессор Б. Юниперт из Оксфордского университета, который установил, что британские яблоки имеют такую же структуру ДНК, как и дикорастущие яблоки на границе между Казахстаном и Китаем. «Каждое британское яблоко, - утверждает Б. Юниперт, происходит из горных долин Центральной Азии. Яблоки много лет «шли» на запад и совершенно не изменились».

Судьба Алмату складывалась не просто. К концу XVI века древний город пришел в упадок. От него осталась лишь небольшая часть, вернее, крупный аул, заселенный казахами рода дулат Старшего жуза.

Пр. Раимбека переливается в ул. Татибекова. У небольшого моста через р. Малую Алматинку справа – остатки земляного вала высотой 4 - 5 метров и стела с мемориальной доской, надпись на которой гласит, что здесь в 1854 г. была заложена крепость.

Выбор места для возведения укрепления был поручен приставу Большой Орды (Старшего жуза) майору М. Д. Перемышльскому. Ему приглянулось возвышенное место на крутом левом берегу в восьми километрах от выхода из ущелья небольшой, но бурной горной реки, у пересечения с большой караванной дорогой, ведущей в Среднюю Азию. Здесь и было решено заложить военное укрепление. Строительство велось на основе «Проекта укрепления за рекою Илею, на урочище Алматы, что в Большой Киргизской орде», высочайше утвержденного 7 марта 1854 года императором Всероссийским Николаем Первым (укрепление Заилийское, уже в следующем году получило название Верное).

Укрепление Верное, ставшее современным Алматы, строилось в соответствии с существовавшими тогда правилами фортификационного искусства. В плане оно представляло собою неправильный пятиугольник, одна сторона которого тянулась параллельно берегу Малой Алматинки. Крепость была окружена рвом. Внутри укрепления за достаточно прочными стенами размещались казармы, лазарет, провиантские и оружейные склады, пороховые погреба, дом для офицеров и начальника округа, походная церковь. Первоначально всё население крепости состояло из 470 солдат и офицеров Заилийского отряда. Хотя крепость и была довольно примитивным сооружением, расположение на господствующей над местностью возвышенности и продуманное размещение бастионов и кронверков значительно повышали ее фортификационные качества.


Спустя 30 лет, крепостные валы за ненадобностью были снесены.

Продолжая движение от остатков крепостного вала по ул. Татибекова, мы оказались в районе Малой станицы, образованной в 1860 г. Первоначально это был выселок семей военнослужащих Сибирского и Уральского казачьих войск..

Летом 1855 года с прибытием первой партии переселенцев – казаков и крестьян, причисленных к казачьему сословию, на юго-запад от крепости началась застройка казачьей станицы, названной Алма-Атинской. Позднее, не желая, по военным соображениям, расширять Большую Алма-Атинскую станицу (1855-1927 гг.), власти выделили переселенцам другой участок земли. Здесь начал строиться поселок, впоследствии переименованный в Мало-Алматинскую станицу (1860-1962 гг.).

Из архивных документов Переселенческого комитета следует, что на начало ХХ века в Семиречье находилось на учете 30 казачьих станиц и много выселков, где жили казаки на своих хуторах семьями. У казаков существовал общий принцип расположения станиц. Расстояния между ними были рассчитаны на часовой пробег лошади. В центре станиц всегда возводился православный храм.

В том месте, где ул. Татибекова переходит в ул. Халиуллина, справа по ходу движения видны золотые купола Свято-Казанского собора – самого старого из, ныне действующих, в городе.

Возводил храм вольный архитектор (в будущем первый городской голова) Павел Матвеевич Зенков в память основания алматинских поселений и победы над кокандцами в Узун-Агачской битве в 1860 году. Построен он из брусьев тянь-шаньской ели на высоком цоколе, оштукатурен, поэтому производит впечатление каменного сооружения. В декоре интерьеров использованы тяги на стенах и потолке, а также гипсовая лепнина. На примыкающей к храму с юга территории есть захоронения настоятелей церкви и священников.

Постепенно в край из Семипалатинска, Омска, Тюмени начали прибывать татары, занимавшиеся преимущественно торговлей. Военные власти отвели для них и других нерусских национальностей отдельную зону к востоку от крепости. Там возникла так называемая Татарская слободка (1857-1962 гг.), место, где селится ремесленный, торговый люд и устраивается санпропускник для караванов. Здесь верненцы могли приобрести различную утварь, заказать пошив сапог или халата, выбрать нарядную тюбетейку. Улицы в Татарской слободке назывались по тем местам, откуда прибыли переселенцы: Астраханская, Крымская, Казанская, Уфимская. Затем сюда переехали на постоянное жительство и казахи из окрестных аулов. В 1857 г. у слободы заработала водяная мельница, и через год был открыт пивоваренный завод.


Район, который поныне горожане называют «Татаркой», остается справа от ул. Халиуллина. Через «Татарку» (см. схему) возвращаемся на проспект им. Раимбека, следуем на запад до ул. Жетысуйской, и, немного поднявшись по ней, справа видим указатель, направленный на православный храм.

Проследовав в этом направлении, попадаем в центр бывшей Большой Алматинской станицы. Разбитая военными топографами, она копировала планировку древнеримских городов-лагерей. Прямоугольная система кварталов станицы создавала наилучшие условия для защитников при обороне укрепления, с тем, что улицы не только хорошо просматривались, но и простреливались в случае возникновения баталий. Еще в 1858 г на этом месте был возведен Софийским собор, к сожалению, не сохранившийся. От него остался только фундамент, на котором сейчас возведены новые стены женского монастыря. По периметру монастыря еще видны одноэтажные верненские домики. Самый большой из них, с десятком окон на фасаде, как и сотню лет назад занимает казачья община.

Значение Верного, как военно-административного центра Алатауского округа, быстро росло. К 1867 году в нем проживало уже около 10 000 человек, и это был самый крупный населенный пункт Семиречья. Поэтому 11 апреля 1867 года по указу императора Александра II было принято решение о возведении укрепления Верного в степень города, ставшего центром Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства.

Покинув исторический центр бывшей Большой Алматинской станицы, по улице Маметовой. направимся на запад к Центральной мечети.

Она расположена в районе исторического ряда города в квадрате улиц Пушкина, Маметовой, Есенова, Тургеньской, на площади 1,5 га. (архитекторы С. Баймагамбетов, Ж. Шарапиев, К. Жарылганов 1999 г.). В комплекс мечети входят здание ритуальных обрядов вместимостью 3000 человек, и площадь для проведения торжественных молебнов. Юго-западный торец здания выделен выступающим на фасаде, ориентированным на Мекку, пятигранным объемом михраба. Углы здания подчеркнуты башнями (гульдаста) с куполами, покрытыми стеклокерамической плиткой ярко-голубого цвета. Главный купол здания высотой 36 м украшен эпиграфикой (суры Корана), выложенной из цветной мозаики, и завершен позолоченным полумесяцем. Внутри здания, расположены пятничный, обрядный и женский залы. Антресоли верхнего уровня служат дополнительной площадью для молящихся. Стены покрыты беломраморными плитками. На портале использованы резные деревянные двери. Из подкупольного пространства, освещенного рядом оконных проемов, спускается великолепная люстра диаметром пять метров. В цокольном этаже размещены гардеробы, помещения для омовения, вспомогательные помещения.


Как и у других народов, принявших мусульманство, у казахов ислам тесно связан с древними религиозными верованиями. В этих краях исламу предшествовала политеистическая религия – тенгрианство. Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы, и к концу Х века утвердилось среди оседлого населения на Сырдарье. Затем ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье. Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа Баласагунского (1015-1016 гг.) “Кудатгу билик”, в котором получила отражение мусульманская идеология. Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников стала особенно активной при золотоордынском хане Берке (1255-66 гг.) и усилилась при хане Узбеке (1312-40 гг.). Проповедники ислама шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира. Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Большой вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского ордена Ясавия уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Ясави. Его стихи проповедовали величие бога и необходимость смирения. Сравнительно быстрому и безболезненному утверждению ислама в казахской степи способствовало то, что, во-первых, решающую роль в процессе исламизации казахов сыграла, значительная конвергентность догматических позиций тенгриизма и ислама; во-вторых, важным фактором явилось то, что с приходом ислама мусульманское духовенство в своей значительной части было сформировано из представителей местной шаманской духовной культуры, обеспечивших успех ислама в его суфийской форме в новой этнокультурной среде.

С улицы Маметовой повернем по ул. Пушкина, поднимаемся выше на один квартал и….

Считается, что как город, Верный начался именно отсюда, с пересечения улиц Кульжинской (ныне Макатаева) и Бульварной (теперь Пушкина).

Дело в том, что по первому градостроительному плану 1868 года, Верный был четко поделен на три разряда. Первый разряд составляли здания в квадрате улиц Казначейской (Калдаякова) – Торговой (Жибек-Жолы) – Сергиопольской (Тулебаева) – Командирской (Богенбай Батыра). В этом районе находились самые значимые здания Областного центра – мужская и женская гимназии, Дом губернатора Семиречья, Реальное училище, Пушкинский сад с восхитительным Кафедральным собором Вознесения…


В этой части современного Алматы сегодня можно увидеть памятники деревянного зодчества, пережившие катастрофическое землетрясение 1910 г.

Итак, мы на вышеупомянутом перекрестке. И сразу наше внимание привлекает Центральный рынок «Береке», который алмаатинцы любовно называют «Зеленым базаром». На Востоке базар – центр всеобщего притяжения, он вечен. Сюда идут не только за покупками, но и за общением. Правда, европеизированные горожане уже почти утратили страсть к азартному торгу, но, проходя вдоль прилавков, легко представить картины давно минувших дней, слыша зазывные крики продавцов - узбеков, таджиков, уйгуров. Знаменитые алматинские яблоки, курага, изюм – сухие и свежие фрукты на любой вкус, овощные и мясные ряды, напитки – шубат, кумыс, айран…

На Зеленом базаре несложно заблудится, ведь помимо закрытых павильонов, где одновременно могут находиться до трех тысяч продавцов и пяти тысяч покупателей, вокруг есть еще открытые торговые галереи, магазины, обменные пункты, кафе. Особенность восточных базаров заключается еще и в том, что, однажды появившись в определенном месте, они продолжают там жить иногда столетиями. Еще в 1875 г. здесь по проекту архитектора П. Гурдэ строится Гостиный двор (Зеленый базар) с каменными прилавками. Камни для облицовки, в том числе и зданий, брали в одном из предгорных ущелий – Бутаковском. Гостинодворскую площадь по периметру окружали солидные дома купцов Пугасова, Шевагина, Харина и других «благодетелей города». Но после установления советской власти и все былое великолепие было утрачено. Любопытно, что это подтверждает один из авторов социалистической революции Лев Давыдович Троцкий, который, будучи политическим ссыльным, в конце 20-х годов любил захаживать на Зеленый базар. По его оценке тогда Алма-Ата была маленьким, совершенно восточным по своему характеру городом который славился своими садами и виноградниками, а в целом «запущенное, сонное, грязное местечко, едва затронутое цивилизацией». Спустя ровно сто лет со времени появления Гостиного двора, в 1975 г., была проведена полная реконструкция Центрального рынка, южная сторона которого выходит на улицу Жибек-Жолы, что означает «Шелковый путь». В г. Верном это была улица Торговая.


В начале июня 1892 г. в городскую управу была представлена смета «На устройство шоссе по Торговой улице». Было решено замостить ул. Торговую от Бульварной (Пушкина) до Лепсинской (Фурманова). На этом отрезке жили тогда купцы А. Путалов, П. Иванов, А. Шахворостов, И. Абдул-Валиев. Силами солдат и заключенных городской тюрьмы это самое «замощение камнем улицы Торговой» было произведено. Сегодня, к сожалению, поверх камня положен асфальт, но сама улица сохраняет свое назначение главной торговой артерии города.

По улице Пушкина, двигаясь на юг, поднимаемся к перекрестку с улицей им. Гоголя. (Это название она получила в 1909 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения Н.В Гоголя. До того – это была улица Штабная, которую одной из первых еще в 1885 г. частично замостили).

Справа – Республиканский театр кукол (ул. Пушкина 63). Построенное в 1910 году, (автор проекта не установлен) здание предназначалось для городских культурных и зрелищных мероприятий. Верненское общество любителей драматического искусства осуществляло здесь театральные постановки. С 1919 года тут находился Советский театр. В этом здании 5 февраля 1921 года властями было проведено собрание, на котором приняли решение о переименовании города Верного в Алма-Ату.

В прочном приземистом здании на углу улиц Пушкина и Гоголя, построенном из обожженного кирпича, помещалось Пушкинское женское училище (ныне музыкальная школа А. Днишева). Оно примечательно тем, что перенесло колоссальное землетрясение 1887 г., нанесшее городу огромный урон. 10-ти бальный (по шкале Рихтера) толчок разрушил 1799 каменных и 837 деревянных двухэтажных домов. В течение одного дня, Верный из типичного губернского города превратился в развалины. После этой трагедии городскими властями был издан указ, который предписывал строить дома не выше двух этажей и только из дерева.

Жилые дома г. Верного, построенные после землетрясения 1887 г., в большинстве своем представляли собой деревянный сруб, обшитый досками как снаружи, так и внутри и затем оштукатуренный с обеих сторон. Как правило, деревянный сруб ставился на цокольный или полуподвальный этаж, сделанный из жженого кирпича на глиняном или известковом растворе. Необходимость цокольного этажа объяснялась рельефом местности, имеющим общий уклон с юга на север. Высокие парадные крыльца, обращенные на улицу, с каменными ступенями, перилами и навесами на резных колоннах обеспечивали вход в дом. Обычно такие дома имели красивые деревянные карнизы, фризы и наличники. Указанный тип жилого дома был характерен для центральной части города и принадлежал состоятельным горожанам. Подавляющее большинство построек Верного представляли собой небольшие домики, лишенные какого-либо архитектурно-художественного убранства, убогие хибарки крестьян-переселенцев и мазанки местной бедноты.




следующая страница >>