reforef.ru 1
Александр Федоров


В июле 1991 года одна из самых популярных европейских актрис Изабель Юппер получила приз за исполнение женской роли па очередном Мос­ковском кино­фестивале. Вместе с Клодом Шабролем, ре­жиссером фильма «Мадам Бовари» (экра­низация романа Гюстава Флобера) она всего на пару дней прилетела в нашу столицу. Ее визит прошел скромно, без помпы, без .многочис­ленных интервью. Да и сама Юппер внешне аб­солютно лишена <<звездности>>: небольшого роста, ху­денькая, с веснушками на лице. Её никак не на­зовешь красавицей. В свои тридцать с хвос­тиком она по-прежнему выглядит хрупкой, беззащитной.
Впервые очутившись на съемочной площадке в 16 лет (это была картина Нины Компанеец «Фостин и прекрасное лето»), она за прошедшие годы успела сыграть около полусотни ролей, но так и не приобрела сверкающий ореол актрисы-сим­вола.

Изабель родилась в богатой семье, где ро­дители были достаточно тактичны, чтобы не на­вязывать детям профессиональных установок. Поэтому, когда Изабель решила покинуть Сор­бонну (где изучала русский язык), чтобы поступить в актерскую школу, никто не аал ей перечить. К тому же обе сестры Изабель — Элизабет и Каролин — уже связали свое бу­дущее с кинематографом (Элизабет сегодня доааточно известная во Франции актриса и писательница, а Каролин — режиссер). В начале творческой карьеры Изабель играла ровесниц — симпатичных девчонок, которым отводились весьма скромные роли на пери­ферии сюжетов. Думаю, мало кто обратил на нее внимание в мелодраме Клода Сотэ «Сезар и Розали», где в главных ролях блистали Ив Монтан и Роми Шнайдер... Однако уже в «Вальсирующих» Бернара Блие, в характере героини Юппер проявляется нечто новое. На вид она такая же, как и в «Фостине» и т.п., но в глазах уже затаился дерзкий огонь вызова, провокационного соблазна. Героиня Юппер азартно бунтует против скучной и раз­меренной жизни своих обеспеченных роди­телей...

Эту затаенную дерзость Изабель Юппер сыг­рала и в антирасистской криминальной драме Ива Буассе «Дюпон Лажуа», где ее героиня становится жертвой насилия, в авангардистски-эротическом эссе Алена Роб-Грийе «Осторож­ное прикосновение к удовольствию», мелодра­ме Жана-Луи Бертучелли «Доктор Франсуаза Гайан».

Все эти роли были как бы многообещающей прелюдией к «Кружевнице» швейцарского ре­жиссера Клода Горетта, где Изабель Юппер сыграла наивную провинциальную девушку, на


свое несчастье влюбившуюся в студента-интел­лектуала. Банальная на первый взгляд фабула получила на экране чрезвычайно тонкую психологическую трактовку. Интимные чувства героини были переданы актрисой с мастерст­вом подлинного таланта. Через год Изабель получила приз за лучшее исполнение женской роли на Каннском фестивале (фильм Клодо Шаброля «Виолетта Нозьер») и вместе с Иза­бель Аджани блестяще сыграла в драме Андре Теши не «Сестры Бронте». Уже в качестве звезды международного класса американский режиссер Майкл Чимино приг­ласил ее в свой супервестерн «Врата роя», а Жан-Люк Годар в экстравагантные картины «Спасайся, кто может» и «Страсть». В драме Мориса Пиала «Лулу» Изабель досталась роль легкомысленной подружки безнадежного повесы (Жерар Депардье). В «Глубоких водах» Мишеля Девиля актриса снова возвращается к ситуации любовной и психологической провокации, вместе с Жаном-Луи Трентиньяном разыграв дуэт, построенный на взаимной конфронтации супружеской четы. Но рубеже 80-х годов она сыграла главную роль в драме итальянского режиссера Мауро Болоньини «Подлинная история дамы с камели­ями». Это была вовсе не экранизация знаме­нитой «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына, а попытка рассказать историю невыду­манную, построенную на архивных материалах и письмах. Используя мотивы, связанные с жизнью Дюма-сына, Мауро Болонини воссоз­дал на экране изысканную атмосферу артисти­ческих кругов Франции XIX века. В переливах световых и цветовых гомм, среди роскошных покоев и театральных лож, интим­ных будуаров и романтических пейзажей про­ходила перед зрителями типичная для фран­цузской классической литературы история «вос­хождения» юной и прекрасной провинциалки (Изабель Юппер) к «олимпу» Парижа, закан­чивающаяся неизменной роковой развязкой. Отношения дочери (Изабель Юппер) и отца (Джан-Мария Волонте) были отнюдь не об-


ИЗАБЕЛЬ ЮППЕР





Классика и

современность,


детектив и


психологическая


драма —во все

времена и во всех


киножанрах


героини Изабель


Юппер не могут


прожить без


любви...


резцовыми: по сути, именно он толкал ее к ре­меслу куртизанки, продав девушку-подростка хозяину балаганчика. Актеры хорошо чувст­вовали подтекст, глубину и многозначность кинематографической паузы. Их великолепный дуэт наполнен множеством оттенков. На экране возникает клубок сдерживаемых и, все же, выплескивающихся через край страстей, обид, взаимного притяжения и ненависти, оттесняя но второй план немаловажную для сюжета фильма линию Дюма-сына.

Изабель Юппер отлично вписалась в атмосфе­ру изобразительного решения картины (опера­тор Эннио Гварнери), близкого к гамме полотен французских живописцев первой половины XIX века: тщательно выстроенные композиции и па­норамы, завораживающие, поэтически снятые «ню», интерьеры и костюмы, словно сошедшие с полотен Энгра. Эмоциональность, чувствен­ность экранного зрелища в «Подлинной исто­рии», и даже представленные в ней ситуации «любовного треугольника», обычно настраива­ющие на бытовое восприятие сюжета, нисколь­ко не мешали углубленному психологизму лен­ты, размышлениям о тайнах человеческой души...

В 80-х годах Изабель Юппер по-прежнему активно снималась — в фильмах французских режиссеров, в Америке, Австралии и Италии. По-прежнему ее окружал блеск режиссерских и актерских имен: Джозеф Лоузи («Форель»), Бертран Блие («Женщина моего приятеля»), Анджей Вайда (экранизация романа Ф Дос­тоевского «Бесы»), Клод Шаброль («Женское дело», «Мадам Бовари»), Она с удовольствием принимает приглашение своей сестры Каролин сыграть главную роль в ее картине «Подписано: Шарлотт»... Одну из лучших своих ролей Юппер сыграла, на мой взгляд, в психоло­гической драме венгерского режиссера Марты Месарош «Наследство» («Вторая жена»),


действие которой происходит во время Второй мировой войны.

В 1983 году Изабель Юппер впервые встре­тилась на съемочной площадке с итальянским кинобунтарем Марко Феррери, задумавшем рассказать довольно эпатажную историю семейного любовного треугольника: отца (Марчелло Мастрояни), матери (Ханна Шигула) и дочери (Изобель Юппер). Фильм «История Пьеры» получился драматичным и насмешли­вым, горьким и полным романтической носталь­гии. Вопреки множеству эротических, часто би­сексуальных эскапад своей героини — теат­ральной актрисы — Изабель Юппер отнюдь не спешит с однозначной трактовкой роли. Стрем­ление к искренности человеческих отношений и чувств, взаимопониманию и любви, — вот ос­новные духовные качества ее Пьеры. Несмотря ни на что, она любит свою героиню, как, впро­чем, и все авторы фильма любят своих взбал-мошнных, непутевых, странных персонажей. Классика и современность, детектив и психо­логическая драма — во всех времена и во всех киножанрах героини Изабель Юппер не могут прожить без любви...

— Думаю, многие мои фильмы говорят о том,
как трудно жить, и как трудно любить, — говорит
актриса в одном из интервью. — Я люблю раз­ные роли. Но ток получилось, что чаще я играла в драмах. Поэтому я считаю себя героиней драматической. В настоящей комедии я еще не сыграла.

Как и у большинства актеров, у Юппер есть любимые режиссеры, о совместных фильмах с которыми оно вспоминает с удовольствием — Клод Шаброль, Жан-Люк Годар, Морис Пиала, Бертран Тавернье:

— Я очень люблю Бертрана Тавернье. Это
интересующийся кучей самых разных вещей и

очень образованный режиссер. Его метод ра­боты классический. Особенно по сравнению с Блие, Годаром и Пиала... Изабель Юппер снималась в разных странах мира, однако у нее нет болезненных амбиций завоевания Америки. Она считает себя евро­пейской актрисой, снимающейся в фильмах, рассчитанных на самые разные вкусы — от мас­совых до изысканно «киноманских». В последние годы Юппер все больше внимания уделяет семье, своим детям (оно растит сына и дочь). Однако в интервью Изабель не любит распространяться на эту тему, считая свою личную жизнь интимной, закрытой для посторонних глаз частью «айсберга». Она сожалеет, что слишком много внимания уделяла кино, - наступило время подумать и о доме...


Остается надеяться, что домашние хлопоты не помешают знаменитой актрисе сниматься в новых картинах.

Александр Федоров
Статья впервые опубликована в журнале «Видео-Асс Premiere» (Москва):
Федоров А.В. Изабель Юппер // Видео-Асс Premiere. 1994. N 22. С.86-87.


ФИЛЬМОГРАФИ Я

Изабель Юппер

(родилось 16 марта 1955 г., Париж)

1971. - Фостин и прекрасное лето (Faustine el le belele) Франция

1972 - Бар у перекрестка (Le bar de la louche Франция

1972 - Сезор и Розоли (Cesar el Rosalie) Франция

1973 — Вальсирующие (Les valseuses) Франция
1973 - Амелопед (L'Amelopede) Франция
1974 — Розовый бутон (Rosebud) США

1974 — Дюпон Ложуа. Франция

1974 - Алоиза (Aloise) Франция

1974 - Большое безумие (Le grand delire) Франция

1974 -Серьезно, кок наслаждение (Serieux commele plaisir) Франция

1974 -— Осторожное скольжение к наслаждению (Glisserneni progressif du plaisir) Франция


  1. - Доктор Франсуаза Гойон (Docter Francoise Gaillana) Франция

  1. - Пьер Ривер (Je suis Pierre Rivere) Франция




  1. -Маленький Марсель (Le petit Marcel) Франция

  2. - Судья и убийца (Le juge el ('assassin) Франция

  3. Тихо... снимают (Silence... on loume) Франция

1977

1978 1978 1979

1980 -1980

— Кружевница (La denle) Швейцария-Франция

— Индейцы еще долеко (Les indienes est lion
encore) Швейцария

— Виолетта Нозьер (Violette Noziere) Франция


- Сестры Бронте (Les seurs Bronte) Франция


  • Возвращение к любимой (Relour о la bien-aimee) Франция

  • Врата роя (Heaven's Gate) США

  • Лулу (Loulou) Франция

1980 — Спасай, кто может (жизнь) (Sauve qui peui (la vie) Франция

1981 1981

1981

1982

1982

1983

1983

1984 1984 1984

.1986

1986

1987

1987

  1. - Подлинная история дамы с камелиями (La vera storia della signoro delle camelie) Италия-Франция

  • 1980 - Наследство (Orokseg) Венгрия-Франция

  • Чистка (Coup de torchon) Франция

— Крылья голубки (Les ailes de la colombe) Франция

  • Глубокие воды (Еаих profondes) Франция

  • Страсть (Passion) Франция

  • Форель (la fruite) Франция

- История Пьеры (Storia di Piera) Италия- Франция

— Женщина моего приятеля (La lemme de mon pole) Франция

  • Потаскушка (La garce) Франция

  • Мешок узлов (Sac de noeuds) Франция

- Подписано: Шарпотт (Signe Charlotte) Франция

  • Окно спальни (The Bedroom Window) США

  • Кактус (Cactus) Австралия

- Одержимые (Бесы) (Les possedes) Франция

— Черный Милан (Milan noir) Швейцария

1989

  • Женское дело (Une affaire de femmes) Франция

  • Месть женщины (La vengence de femme) Франция




  • Мадом Бовари (Madame Bovary) Франция

  • Малина (Molina) Германия