reforef.ru 1
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА

ДИСПЕТЧЕРА СЛУЖБЫ ТАКСИ

Ерофеев Дмитрий Сергеевич, рук. Загребнев В.Ю.

БОУ ОО СПО «Торгово-экономический колледж им.Г.Д.Зуйковой»
До появления программ такого типа, все сведения о заказах, водителях и других производственных данных записывались на бумагу и, как следствие, могли содержать ошибки или просто потеряться. АРМ диспетчера такси вносит сведения и базу данных о заказах и сотрудниках и может брать оттуда данные о районах, улицах и домах расположенных на этих улицах, что исключает такого рода ошибки.

Сегодня на рынке существует несколько аналогичных программных продуктов: АРМ диспетчера такси 2.0, программный комплекс «Диспетчер такси», программа Диспетчер такси Стандартная версия (1.0.0.0) и др.

Цель работы: разработка программы автоматизации деятельности диспетчера такси.

Задачи работы:


  • Исследовать сферу деятельности службы такси.

  • Проанализировать существующие аналоги автоматизации деятельности диспетчера такси.

  • Выбрать СУБД и язык программирования.

  • Построить структуру СУБД.

  • Согласовать интерфейс с заказчиком.

  • Написать программный код.

  • Оформить проектную документацию.

В своей основе служба диспетчеров такси представляет собой компанию-посредника, которая обеспечивает перевозчика информацией и одновременно координирует действия исполнителя (водителя такси) и клиента (пассажира). Заказ принимается по телефону и посредством радиосвязи, а в некоторых случаях и по телефону, передается водителю такси.

Заказы поступают по телефону к диспетчеру, он записывает необходимые данные в базу заказов. Дату и время поступления заказа диспетчер вводит сам или они вводятся автоматически.

После выполнения заказа водитель по рации отчитывается перед диспетчером, тот ставит заказу статус «Выполнен» и у водителя меняется статус на «Свободен».


В случае, когда заказ отменяется, клиент попадает в «Чёрный список», то есть он не имеет право пользоваться услугами данного таксопарка. Диспетчер вносит имя того водителя, который должен был выполнять отмененный заказ, в специальный список, который регламентирует то, по чьей вине заказ сорвался.

После каждой смены диспетчер формирует отчет, который показывает, сколько заказов поступило, сколько выполнилось, сколько было отменено, и их общую стоимость.

Эти отчеты поступают к администратору, на основании этого всего администратор формирует общий отчет (сводный отчет) за определенную дату.

В конце месяца администратор, пользуясь своими отчетами, формирует отчет по итогам месяца и отправляет его высшему руководству таксопарка.

При разработке программного обеспечения АРМ диспетчера службы такси была использована каскадная модель жизненного цикла, потому что


  • Разработка идет последовательно, этап за этапом;

  • На каждом этапе формируется полный пакет документации.

  • По каскадной модели разработано большое количество научных и методических источников.

  • Последовательная организация работ позволяет планировать сроки завершения каждого этапа.

С качестве СУБД была принята Microsoft Access, как стандартная СУБД и СУБД, на которую колледж имеет лицензию. Благодаря технологии ADO MS Access легко подключается к программе, написанной на языке Delphi.

На основании Технического задания были определены основные требования к программному обеспечению:

  1. Разделение рабочих мест на два режима: «Администратор» и «Диспетчер».

  2. Вход по логину и паролю.

  3. Заполнение карточки водителя и диспетчера, только в режиме администратора.

  4. Печать сводных отчетов по диспетчерам, по водителю, формирование «черного списка», только в режиме администратора.
  5. Заполнение карточки заказа, только в режиме диспетчера.


  6. Изменение статуса заказа, только в режиме диспетчера.

  7. Регистрация прибывших на смену водителей, только в режиме диспетчера.

  8. Печать отчета за смену, только в режиме диспетчера;

В результате структурно-функционального моделирования была разработана модель, представленная на рисунке 1.

64546465

Рисунок 1. DFD-модель деятельности ПО АРМ диспетчера службы такси
Пользовательский интерфейс режима «Администратор» представлен на рисунке 2.

787

Рисунок 2. Интерфейс режима "Администратор".
Основная связь используемая в программе – это связь с базой данных по средствам технологии ADO. Основное преимущество подобной связи в том, что через связь, установленную в ADO Connection средствами ADO Query и ADO Table, можно вносить изменения в базу данных, и получать из нее необходимые данные, а так же проводить сравнивания данных и прочие операции.

Для печати отчетов используется технология работы с Microsoft Word через Delphi. Благодаря установлению этой связи можно импортировать данные из таблиц тестовой базы данных в виде запроса, что и используется при составлении отчетов в режимах «Администратора» и «Диспетчера». Используя свойство RecordCount компонента ADOTable, задаем переменную цикла с параметров и выполняем сравнивание каждой записи с условием, в случае положительного исхода данные импортируются в Word.

В результате работы было разработано программное обеспечение АРМ диспетчера службы такси, которое выполняет все поставленные задачи.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Автоматизированное рабочее место в системе управления предприятием // Сборник научных трудов. — СПб, 2002.


  2. Батлер Э. Microsoft Office Access 2007: профессиональное программирование [Текст] / Э. Батлер. — Вильямс, 2009.

  3. Дарахвелидзе П., Марков Е. Программирование в Delphi 7 [Текст] / П. Дарахвелидзе, Е. Марков. — Санкт-Петербург: «БХВ-Петербург», 2003.

  4. Калашян А.Н., Калянов Г.Н. Структурное моделирование бизнеса: DFD-технология [Текст] / А.Н.Калашян, Г.Н.Калянов. — М.: Финансы и Статистика, 2001.

  5. Кантарь И.Л. Автоматизированные рабочие места управленческого аппарата [Текст] /И.Л.Кантарь. — М.: Финансы и статистика, 1990.

  6. Каурова О.В. Учет и отчетность в торговле [Текст] / О.В.Каурова. — М.: Вильямс, 2003.

  7. Кириллов В.В., Громов Г.Ю. Введение в реляционные базы данных [Текст] / В.В.Кириллов, Г.Ю. Громов. — М.: BHV, 2009.

  8. Рапопорт Э.Я. Структурное моделирование объектов и систем управления [Текст] / Э.Я.Рапопорт. — М: финансы и статистика, 2003.

  9. Тельнов Ю.Т. Реинжиниринг бизнес процессов [Текст]/ Ю.Т. Тельнов. — М.: Финансы и Статистика, 2004.