reforef.ru 1

¬ыпускной ЅјЋ


Ћеонид √ќЋќ¬јЌќ¬

ото автора и фирмы Gillet

Remus? „то такое –емус?

ѕоначалу такое “невежество” специалистов немецкой компании Gillet кажетс¤ напускным. Ќе могут же они, в самом деле, не знать про фирму номер один в мире тюнинговых глушителей? ¬едь коллеги как-никак, тоже занимаютс¤ производством систем выпуска...

Ќо потом ¤ пон¤л, что люди из фирмы Gillet вр¤д ли крив¤т душой. ќни имеют право ничего не знать про глушители Remus. ¬едь никто не удивитс¤, если профессор консерватории недоуменно вскинет бровь при упоминании певицы по имени Ѕритни —пирс...
ћаленький немецкий городок Ёбенкобен почти на границе с ‘ранцией. —импатичный домик с прудиком, возле которого стоит серебристый Mercedes S-класса.

— «начит, ѕауль √иллет сейчас на заводе, — гл¤д¤ на машину, говорит мо¤ провожата¤. — ќн давно продал Gillet корпорации Tenneco, но бывает на заводе почти каждый день. ј ведь ему уже 81 год...

«а домиком сто¤т огромные цеха. Ќыне фирма Gillet принадлежит той же корпорации Tenneco Automotive, что выпускает амортизаторы Monroe, но занимаетс¤ разработкой и выпуском компонентов системы выпуска отработавших газов. √одовой оборот в ≈вропе вместе с отделением по выпуску глушителей дл¤ рынка запчастей под маркой Walker — около миллиарда долларов. Ёто вам не тюнинг. ¬ мире конвейерных поставок совсем другие масштабы и иные правила игры!

— —отрудничество с Porsche продолжаетс¤ — мы будем поставл¤ть системы выпуска не только дл¤ нынешних Porsche 996 (это заводской индекс нынешней модели 911) и 986S (это Boxster S), но и дл¤ следующего Ѕокстера с заводским индексом 987 и дл¤ внедорожника Cayenne. ј еще мы очень рады, что в портфеле новых заказов есть и гр¤дущий BMW первой серии, и Golf V, производство которого начнетс¤ через три года, и Focus следующего поколени¤...

ћежду мелкими тюнинговыми компани¤ми и крупными поставщиками — огромна¤ разница. ¬о врем¤ визита на Remus (см. ј– є 13—14, 2000) мой коллега –устам јкини¤зов обнаружил в тамошней лаборатории всего пару стендов с беговыми барабанами. ћетодика разработки в подобных фирмах — прикинув “на глаз” будущие характеристики, сделать несколько вариантов глушителей, на слух выбрать самый “звучный” и передать размеры в цех. “акие компании живут — и неплохо! — в основном благодар¤ рекламе, броскому дизайну и маркетингу.


¬ Ёденкобене дело обстоит совсем по-другому. ¬о-первых, Gillet беретс¤ за поставку всей системы выпуска целиком — от выпускного коллектора и каталитического нейтрализатора до резонатора и глушител¤. ¬о-вторых, вс¤ система должна быть рассчитана и испытана часто еще до того, как на фирме-заказчике соберут “в металле” сам двигатель. “акой расчет, естественно, невозможен без новейших станций автоматизированного проектировани¤ (CAD, Computer Aided Design). ј так как разные фирмы используют разные системы CAD, то гиллетовские инженеры вынуждены работать со всеми п¤тью разновидност¤ми программного обеспечени¤.  ака¤ им нравитс¤ больше?

— ƒа все они одинаковы, — устало отмахиваютс¤ здешние компьютерщики. — „етверта¤ CATIA была чуть устаревшей, но теперь выходит п¤та¤ верси¤, така¤ же универсальна¤, как и остальные.

„тобы упростить работу с заказчиками, Gillet разбил своих инженеров на группы. √руппа BMW, группа VW/Audi/Skoda, команда GM/Opel/

Fiat... »нтересно, что в одну группу попали DaimlerChrysler и Porsche.

— ќни ведь штутгартцы и имеют между собой намного больше общего, чем вы думаете, — откровенничают в Ёденкобене.

ѕолучив заказ, Gillet начинает разработку. √лушители определенного литража (примерно в 20 раз больше рабочего объема двигател¤) нужно вписать в компоновку будущего автомобил¤. ћесто под днищем современных машин — на вес золота, каждый грамм металла тоже на учете. ¬ результате на свет по¤вл¤ютс¤ причудливые “биологические” конструкции, которые вызывают в пам¤ти рисунки желудочно-кишечного тракта из медицинской энциклопедии. —ложные извивы труб, неопределенной формы корпуса резонаторов...

 стати, медицинска¤ аналоги¤ вполне уместна. ¬едь выхлопную систему на «ападе нынче называют по-другому: это emission control system, система контрол¤ за выбросами в атмосферу. ѕриглушить шум двигател¤ — теперь вовсе не главна¤ задача инженеров из Ёденкобена. ќни должны помочь автопроизводител¤м очистить выхлоп до уровн¤, которого требуют экологические нормы Euro 3!


Ќачинаетс¤ все с выпускного коллектора. ќтечественные автозаводы, как встарь, льют эту деталь из чугуна. ј Gillet выполн¤ет коллекторы полыми внутри, с двойными тонкими стальными стенками. ѕод это отведен целый участок цеха, где роботы сваривают воедино металлические половинки коллекторов с помощью восьмикиловаттных углекислотных лазеров.   чему такие сложности? ƒело в том, что сразу за выпускным коллектором на современных двигател¤х став¤т соты каталитических нейтрализаторов — так они быстрее нагреваютс¤ и выход¤т на режим эффективной очистки токсичных выхлопов. ј коллектор с теплоизолирующими двойными стенками еще больше сокращает врем¤ разогрева нейтрализаторов.   тому же такой коллектор гораздо легче чугунного.

Ёффективность близко расположенного к двигателю нейтрализатора вообще сильно “зав¤зана” на свойства выпускного коллектора. ¬едь изогнув каналы коллектора определенным образом, можно добитьс¤ того, чтобы потоки выхлопных газов от всех четырех цилиндров равномерно растекались по сотам нейтрализатора. ј можно и не добитьс¤...

— Ёто результат компьютерной оптимизации потоков выхлопных газов через соты нейтрализатора, — инженер показывает на цветовые эпюры, которые вис¤т на стене лаборатории. —  расным отмечены участки концентрации давлени¤, синим — те места, куда газы “не добивают”. Ёто значит, что в синих участках сот каталитический слой не загружен — драгоценные палладий и платина, которые призваны ускор¤ть реакции окислени¤ токсичных выхлопов, просто не работают! –аньше мы пытались оптимизировать потоки опытным путем — делали несколько вариантов коллекторов, ставили на стенд, продували. ј теперь это делает специальна¤ программа дл¤ моделировани¤ газодинамических процессов. ѕравда, даже мощный компьютер считает такую картинку полдн¤. Ќо это все равно окупаетс¤ сторицей!

Ќаличие компьютеров не отмен¤ет обычных “живых” испытаний. я был поражен теми стендовыми мощност¤ми, которыми располагает Gillet! —пециальные установки дл¤ термических тестов выпускной системы, на которых она изнутри раскал¤етс¤ докрасна и одновременно охлаждаетс¤ снаружи (“термошок”). Ќесколько заглушенных камер дл¤ акустических испытаний. ≈сть даже специальное безэховое здание, изнутри облицованное звукопоглощающими панел¤ми. “уда загон¤ют автомобиль, став¤т на беговые барабаны, запускают мотор и начинают “движение”. Ќеподалеку от среза выхлопной трубы помещена специальна¤ “голова с ушами” фирмы Head Acoustics — манекен с двум¤ микрофонами, который воспринимает окружающие звуки подобно человеку, бифонически. ѕо проводам сигналы от микрофонов идут в основное здание — в комнату дл¤ прослушивани¤. “ам шесть кресел с электростатическими наушниками класса hi-end. «вук великолепный — слышно не только “пульс” двигател¤ и шуршание шин, но и чириканье птичек за открытыми воротами “ездовой” камеры.


— —ейчас вы слышите, как звучит Mercedes SLK 230 Kompressor со штатной системой выпуска, — молодой инженер-акустик с серьгой в ухе дает отмашку, и оператор пускает запись. — «вук м¤гкий, потому что в спектре выхлопа р¤дной “четверки” много четных гармонических составл¤ющих. ј вот как звучит наш, гиллетовский, выхлоп. —лышите разницу? ѕо¤вилась агрессивна¤ жесткость, присуща¤ р¤дным “шестеркам”. ј все потому, что наши резонаторы подмешивают в звук больше нечетных гармоник — третьей, п¤той... —ейчас мы учимс¤ моделировать звучание выхлопа на компьютере. » если раньше мы оценивали звук наших систем постфактум, после разработки, и лишь пытались его подкорректировать по желанию клиента, то теперь все будет по-другому. »нженеры-акустики еще до начала разработки нового двигател¤ будут приезжать к нам, садитьс¤ в эти кресла, надевать наушники, вместе с нами прослушивать “голоса” разных выхлопов — и выбирать понравившийс¤ звук! ј уж как заставить двигатель звучать именно так — это уже наша забота. ’отите, чтобы скромна¤ двухлитрова¤ “четверка” звучала как оппозитный мотор Porsche? ѕожалуйста!

»нтересно, что гиллетовское отделение Walker, которое выпускает глушители дл¤ рынка запчастей, практически не пользуетс¤ огромными возможност¤ми лабораторий Ёденкобена. ¬кладывать столько сил и средств в детали дл¤ подержанных машин просто невыгодно...

 онечно же, на √иллете есть и цела¤ галере¤ моторных динамометрических стендов, где крут¤т “живые” двигатели с присоединенными системами выпуска. ¬ одной из камер герметична¤ дверь открыта, и видна укрепленна¤ на стенде фордовска¤ бензинова¤ “четверка”. ћы заходим внутрь, и инженер озабоченно демонстрирует нейтрализатор с частично оплавившейс¤ кромкой сот.

— ¬от, посмотрите. Ётот нейтрализатор Ford заказал конкурирующей фирме. ј теперь, когда до премьеры двигател¤ осталось два мес¤ца, они вы¤снили, что система не выдерживает высоких нагрузок! “еперь ломаем голову, как выручить фордовцев...

—ейчас в Ёденкобене монтируетс¤ новейший вибростенд, который позвол¤ет имитировать работу двигател¤, — это на случай, когда самого мотора “в металле” еще не существует, а его характеристики Gillet уже получил. ”становка стоит около п¤ти миллионов марок! Ќо она привлечет новых заказчиков: они будут уверены, что к моменту сборки первых прототипов нового мотора вс¤ выпускна¤ система уже будет готова и испытана. » что непри¤тностей с ней не будет.


ƒинамометрические стенды, конечно же, позвол¤ют оценить и вли¤ние системы выпуска на мощность двигател¤.

— ќбычно грамотно рассчитанна¤ выпускна¤ система, в которой противодавление потоку выхлопных газов снижено до минимума, позвол¤ет уменьшить потери мощности процентов на п¤ть. ¬о вс¤ком случае, это мы гарантируем нашим заказчикам. Ќо бывают и другие случаи. Ќапример, недавно мы сделали выпускную систему дл¤ новой ¬олги — √ј« рассматривал возможность нашего сотрудничества. ¬ Ёденкобен пригнали “мула” — обычную ¬олгу √ј«-3110, но с агрегатами от “одиннадцатой” машины. » мы обнаружили, что сможем легко уменьшить потери мощности аж на 10%! ѕросто изначально выпускна¤ система была рассчитана неоптимально.  стати, вы не знаете, что случилось с заводом ћосквич? ј то у нас в подвале стоит —в¤тогор, который тоже пригнали как образец дл¤ подобного исследовани¤. Ќо потом завод отказалс¤ от сотрудничества. ћы говорим: “ћашину хоть заберите, она же без документов!” —начала нам обещали прислать перегонщика из ћосквы, а теперь вообще затихли...

¬ообще, –осси¤ видитс¤ из Ёденкобена несколько по-иному. Ќапример, дл¤ мен¤ стало откровением то, что российские заводы почти не выпускают... нержавеющей стали!

— Gillet посто¤нно ищет возможность наладить производство в –оссии. Ќо дело в том, что мы привыкли выпускать глушители из долговечных материалов.  ак минимум 70% наших глушителей сделаны из нержавейки, а остальные детали — из алюминизированной стали, котора¤ лучше сопротивл¤етс¤ коррозии, нежели оцинкованна¤. Ќо ваши заводы делают глушители из обычной м¤гкой стали, котора¤ в российских “соленых” зимних услови¤х не прослужит и двух лет! ј “нержавейки” в –оссии производитс¤ очень мало. ƒа к тому же она тоже слишком “м¤гкऔ и не удовлетвор¤ет нашим стандартам. ¬от, сейчас ведем переговоры о том, чтобы российские заводы начали выпускать хот¤ бы алюминизированную сталь...

ј знаете, кто составл¤ет кост¤к рабочей силы в Ёденкобене?  огда ¤ несколько лет назад посещал немецкие заводы Mahle, Elring, Goetze или Mann-Hummel, мои провожатые всегда находили среди рабочих у станков несколько человек из –оссии — и показывали как диковинку. ј теперь... ¬ Ёденкобене работает 30% русских! ≈сть даже целые “русские” участки. ѕричем, как правило, наши эмигранты сто¤т у самых сложных станков — например, там, где ведетс¤ лазерна¤ сварка. » немцы так довольны рабочими из –оссии, что потихоньку стараютс¤ заменить ими турок, которых раньше было гораздо больше.

ƒа, причудливо тасуетс¤ колода. ¬о времена ¬еликой ќтечественной войны росси¤н гнали на работу в √ерманию силой. Ќо потом пришла победа, и пленные немцы строили дома в –оссии. Ѕыл среди пленных и ѕауль √иллет — в то врем¤ владелец большой семейной фирмы Heinrich Gillet, с 1860 года выпускавшей железнодорожные фонари и прочую мелкую жест¤нку. ¬ русском плену ѕауль √иллет познакомилс¤ с человеком из фирмы Adam Opel AG, который помог ему после возвращени¤ на родину получить заказ на производство опелевских глушителей. ј теперь √иллету уже 81 год, его предпри¤тие Gillet превратилось в лидирующую европейскую компанию по производству систем выпуска. » в Ёденкобене с удовольствием принимают рабочих из –оссии, которые едут в √ерманию по собственной воле...