reforef.ru 1
p1020135.jpg


Мероприятие-путешествие в 7 классе.

Тема: «Стиль «Модерн». Творчество архитектора А. Гауди

и графика А. Мухи».

Просмотр документального фильма «Гений места. Антонио Гауди. Барселона».

Цели и задачи: развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать интерес к мировому искусству;

познакомить со стилем «Модерн», творчеством испанского архитектора А. Гауди, творчеством чешского графика А. Мухи;

показать на их примере, как творчество, фантазия и трудолюбие рождают произведение искусства;

закрепить понятие: «Архитектура – вид ИЗО».

Оборудование мероприятия:


  1. Альбом с репродукциями А. Мухи.

  2. Опорные понятия: стиль «Модерн», Альфонс Муха, Антонио Гауди, «Модерн» или АРТ НУВО.

  3. Документальный фильм-видео «Гений места. Антонио Гауди. Барселона».

  4. Листы и ручки (для учащихся).

Ход мероприятия:

  1. Организационная часть.

  2. Беседа по теме.

Ребята, я надеюсь, что сегодня вы получите удовольствие от мероприятия, потому что то, что вы сегодня увидите, никого не может оставить равнодушным.

Каждый человек мечтает провести свой отпуск где-нибудь в другом месте, чтобы отдохнуть, набраться впечатлений. Некоторые предпочитают физический отдых (в горах, на море), а некоторые – интеллектуальный, т.е. увидеть что-то интересное.

Сегодня мы мысленно перенесемся в далекую Испанию и совершим путешествие по ее столице Барселоне, познакомимся с гениальным испанским архитектором Антонио Гауди и его удивительным творчеством.

Вы увидите прекрасные работы чешского графика Альфонса Мухи. Что же объединяет этих талантливых людей?

Оба они работали в стиле «Модерн» (фр. /modern/ - современный) – художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX вв.


Это утонченный, изысканный стиль. Основной признак стиля модерн – декоративность, основной мотив – вьющееся растение, основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Архитектура модерна – органическое слияние конструктивных и декоративных элементов.

(Показываются на доске опорные понятия).

Альфонс Муха (1860 – 1939 г.) успешно работал над плакатами, декоративными панно, календарями, пригласительными билетами, программами, ювелирными украшениями.

Он создал более 60 плакатов. В них отражается тема женщины. Полные очарования женские фигуры встречаются на всех панно.

Большинство из пятидесяти панно А. Мухи объединены в циклы, состоящие из четырех частей или в парные сходные композиции.

Он создает циклы:

«Времена года» (1896 г.),

«Цветы» (1897 г.),

«Времена дня» (1899 г.),

«Месяцы» (1899 г.),

«Четыре драгоценных камня» (1900 г.) и другие работы.

Замечательный рисовальщик Муха передает свои стилизованные, идеализированные женские фигуры элегантными линиями, дополняя их эффектным орнаментом и приятными красками.

Давайте полюбуемся этими плакатами.

Согласитесь, что глядя на них, получаешь эстетическое удовольствие. Обратите внимание на орнамент, включение цвета, композицию, линию, насколько они совершенны.

Вы познакомились со стилем «Модерн» в графике.

Так как вторая часть мероприятия будет посвящена архитектуре, давайте вспомним, что такое архитектура? ( Искусство – проектировать, строить).

Архитектура – один из самых сложных и дорогостоящих видов изобразительного искусства. Архитектор должен обладать хорошим пространственным мышлением.

Какие вы знаете виды архитектуры? (Объемные сооружения, ландшафтная архитектура, градостроительство).

Какие три качества присущи архитектурному шедевру? (Польза, прочность, красота).

В архитектуре в стиле «Модерн» работали многие талантливые архитекторы, в России – архитектор Шехтель, его архитектурные сооружения можно увидеть в Москве.


А теперь, вы познакомитесь с творчеством гениального испанского архитектора (гордостью Испании) Антонио Гауди.

На защите дипломного проекта Антонио Гауди в барселонской провинциальной школе архитектуры председатель комиссии сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший».

Трудно представить, что люди могли бы не увидеть архитектурные шедевры Гауди, т.к. смерть караулила его с самого рождения. Мальчика, родившегося на свет 25 июня 1852 г. крестили на следующий же день, в Соборе Святого Петра, т.к. боялись, что он не выживет.

Что-то в этой семье было не так. Все братья и сестры Гауди умерли в молодости.

Однажды в детстве мальчик подслушал разговор отца и матери с врачом, который предрекал ему неизбежную смерть. Антонио решил выжить. И выжил, хотя болезни изводили его всю жизнь. В тридцать лет он выглядел старше ровесников, в пятьдесят – дряхлым стариком.

А в молодости Гауди был рыжеволосым, с пронзительными голубыми глазами, щеголем и денди, любителем лайковых перчаток и черных шелковых цилиндров.

Женщины влюблялись в него, но так случилось, что у него не сложилась личная жизнь, он остался одинок, жил с отцом и племянником.

Всю свою жизнь он посвятил высшей цели – творчеству.

В детстве он часами мог смотреть, как плывут облака, как течет вода. Его интересовало, как устроен цветок, как листья образуют крону, как вода обтачивает камень, почему дерево не падает под порывом ветра. Отсюда поразительное умение мыслить и чувствовать в трех измерениях

Гауди с 1900 г. работал в стиле «Модерн». Все его сооружения построены в Испании. Ни одного за его пределами. В родной Каталонии – четырнадцать, в любимой Барселоне – двенадцать.

За каждым из его творений тянется шлейф мифов и легенд, его дома – это ребусы, скрытый смысл которых разгадывать и невозможно.

Стены и изогнутые крыши, параболические арки, наклонные колонны, винтовые каминные трубы – таковы элементы архитектуры Гауди, возникшие из природных форм. «У Бога нет прямых линий» - говорил зодчий. Архитектура стала для Гауди попыткой сотворения мира на свой вкус и манер.


Первой крупной самостоятельной работой Гауди стал Каса Висенс – дом фабриканта керамической плитки Мануэла Висенса, заказанный в 1883 г. Гауди возвел мавританский дворец из самого доступного материала – керамики. Рельефные кирпичи и разноцветная плитка, составляющая геометрический рисунок, создавали эффект восточной роскоши. Чтобы усилить впечатление, архитектор украсил интерьеры росписью и арабской вязью.

В 1883 г. случай свел Гауди с удачливым бизнесменом. У Гауди появился идеальный покровитель – дон Эусебио Гуэль.

Меценат обладал безупречным вкусом, любил рискованные эксперименты, не навязывал своего мнения, сметы подписывал не глядя. Постепенно Гауди стал другом и в течение 35 лет был семейным архитектором Гуэлей.

Вилла и парк Гуэля – одни из самых запоминающихся. Дворец для мецената Гауди возвел за два года (1886-1888 г.г.). Этот элегантный дом послужил первым доказательством собственного архитектурного стиля молодого зодчего. Небольшая по величине постройка насыщена деталями. Здесь Гауди впервые применил бетонные параболические арки. Покои дворца размещены вокруг просторного зала, обведенного галереями. Вилла насчитывает 127 колонн, ни одна из которых не повторяет другую. Внутренняя отделка из дерева и чугунного литья, проекты мебели также принадлежат Гауди. Особую пышность и нарядность постройке придают мозаики из кусочков керамики и стекла.

Гуэль и Гауди мечтали превратить Лысую гору в сад. Район был почти голым, лишенным воды, с каменистой, бесплодной почвой. Крутые склоны порождали дополнительные сложности.

Частные виллы утопали бы в зелени, вокруг усадеб – дорожки, аллеи, беседки, фонтаны, гроты.

Коммерческий проект провалился. Было продано всего два участка из шестидесяти, состоятельные люди не захотели жить так далеко от города. Теперь «Парк Гуэль» не только радость для души и глаз, но и удовольствие для измученных легких – пальмовые рощи, чистый воздух, парк оказался выше уровня смога.


Любимое развлечение детей – бассейн со змеей и драконом.

Посидеть на скамье – змее – любимый ритуал.

Подрядчик вспоминал: «Гауди приказал рабочим снять с себя всю одежду и усесться как можно удобнее на свежий слой раствора, чтобы получить совершенную форму сидения».

Узор из блестящей керамической плитки только поначалу кажется случайным. По всей длине скамьи разбросаны магические формулы, таинственные знаки, зашифрованные послания.

(Скамью вы увидите при просмотре фильма.)

Сейчас парк Гуэль признан одним из самых уникальных искусственных пейзажей на планете.

Одно из самых популярных сооружений Гауди – дом Батло (1904-06 г.) – плод причудливой фантазии. В нем разработан сюжет – Святой Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура – его кожу, а кровля сложного рисунка – его хребет. Когда на фасад падают лучи солнца он, покрытый перламутровой «рыбьей чешуей», переливается всеми цветами радуги.

Здесь нет ни граней, ни углов, ни прямых линий, стены изогнуты. Горожане прозвали Каса Батло «Домом костей». Что-то в этом есть: колонны – кости, балконы – черепа – остатки жертв дракона, а над крышей поднимается башня с крестом.

(Вы увидите в фильме очередь туристов, желающих посмотреть интерьер и крышу дома.)

Поражаешься, как можно спроектировать такое здание, не говоря о том, как построить!

При строительстве Гауди отказывался от чертежей. Вместо них он лепил из гипса модели. Говорили, будто Гауди не строит, а выращивает свои здания.

Работая над одним из проектов, Гауди переделал его потому, что на стройплощадке росла сосна. «Я могу построить лестницу за три недели, но необходимо двадцать лет, чтобы выросло дерево, - пояснил он изумленному подрядчику. Это говорит о бережном отношении архитектора к природе.

Гауди пятьдесят. Он по-прежнему одинок, становится все более религиозным. Мастера уважают и побаиваются. От былого щегольства ничего не осталось, главное, чтобы было удобно: бесформенный костюм. Он соблюдает все посты, его пища – сырые овощи, оливковое масло, орехи, мед с хлебом и родниковая вода.


С 1910 г. единственная цель, страсть и забота – собор «Святое семейство», Саграда Фамилия. Собор, как и вся жизнь Гауди, полон скрытых и явных знаков. Двенадцать башен посвящены апостолам, а центральная, с крестом – символ искупительной жертвы Спасителя.

Внутреннее пространство – сад: колонны – стволы платанов, их смыкающиеся кроны образуют купол, сквозь него видно звездное небо.

В 1914 г. он оставит архитектурную практику, занимаясь возведением собора.

Перед тем, как установить камень, каждую скульптуру поднимали и опускали десятки раз. Гауди все время что-то переделывал, додумывал, отменял и снова рисовал, макетировал. Процесс строительства затянулся. В 1925 г. он вообще переселился на строительную площадку Саграда Фамилия.

В понедельник 7 июня 1926 г. Гауди покинул Саграда Фамилия и, как всегда, пошел на вечернюю исповедь, он попал под трамвай. Водитель трамвая потом говорил, что сбил пьяного бродягу. Документов не было, в карманах нашли Евангелие и горсть орехов. Через трое суток он умер.

Собор Саграда Фамилия – последнее творение великого архитектора, которое он так и не успел завершить. Строительство самой прекрасной из барселонских церквей продолжается, и по сей день. Собор Саграда Фамилия – это шедевр и только гений мог придумать и построить такое.

Сейчас в книгах, статьях о Гауди пишут - «гений». 2002 год назван годом Гауди, как признание его таланта.


  1. Задание.

Ребята, напишите в процессе просмотра фильма ответы на следующие вопросы:

  1. Какие архитектурные сооружения произвели на вас впечатление?

  2. Как называется стиль «Модерн» в Европе?

  3. Понравился ли вам стиль «Модерн»?

  4. Что ответил Гауди на вопрос епископа «Почему он уделяет внимание крышам?»

  5. Какой материал для отделки Гауди использовал наиболее часто?

  6. Почему архитектура является видом ИЗО?

  1. Просмотр фильма.


  2. Подведение итогов:

Ребята, согласны ли вы, что А. Гауди необыкновенно талантливый человек?

Что нового вы узнали?

А теперь хотелось бы услышать ответы на вопросы. Отвечают желающие.

Я уверена, что отныне, вы навсегда запомните архитектора А. Гауди и его фантастические творения.

Только фантазия и потрясающая работоспособность могут творить чудеса!

АЛЬФОНС МУХА

(1860 – 1939 г.)

Работал в стиле модерн (афиша, плакат, панно).

Он создал более 60 плакатов. Большинство объединены в циклы, состоящие из 4 частей:

«Времена года», 1896 г.

«Цветы», 1897 г.

«Времена дня» 1899 г.

«Месяцы», 1899 г.

«4 драгоценных камня», 1900 г.

« 4 вида искусств», 1898 г.

АНТОНИО ГАУДИ

(1852-1926 г.)

Испанский архитектор с 1900 г. работал в стиле модерн. Все его сооружения построены в Испании:

14 – в Каталонии;

12 – в любимой Барселоне.

Среди них:

дворец Гуэля (сад стоящих камней);

парк Гуэль (скамья-змея);

дом Каса Батло (дом костей);

дом Каса Мила ( прозвище «Каменоломня», «питомник для змей»);

собор «Саграда Фамилия».