reforef.ru 1
Урок Русского языка в 4 классе


УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Колмогорова Людмила Геннадьевна
Тема: «Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков»

Цели: познакомить со словами с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; учить грамотно писать слова, употреблять в речи; развивать речь, кругозор, орфографическую зоркость; воспитывать инетрес к литературе, русскому языку.

Оборудование: художественные книги, учебник русского языка, тетради, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока:


  1. Организационный момент

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говори

И тихонечко сиди.

Улыбнулись друг другу, сели все правильно.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Грамматическая минутка.

  • Подготовка руки к письму;

  • Письмо узора;

  • Кроссворд:

  1. Помощник профессора, врача при выполнении каких-нибудь научных работ, операций. (ассистент)

  2. Официальный документ об окончании учебного заведения, о присвоении звания (аттестат).

  3. Эффективный цирковой или эстрадный номер (аттракцион).

  4. Изготовление рисунка из наклееных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи (аппликация).

  5. Желание кушать (аппетит).

  6. Тщательно выполненый, старательно, точно. Исполнительный, соблюдающий во всем порядок (аккуратный).

  7. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (апплодисменты).

Слайд №1

Учитель записывает на доске, дети в тетради через запятую с комментированием.

  • Из какого языка пришли к нам эти слова?

  • Почему в данных словах пишется удвоенная буква согласного?
  • Посколько эти латинские слова стали русскими, то приставка в них не выделяется.


  • Назовите русские приставки, последняя буква в которых зависит от первой буквы корня? (рас, раз, из, ис)

Записать примеры, выделить приставки.

(рассказ, разговор, исследовать, израсходовали)

  1. Новый материал.

  • Сегодня мы познакомимся с новыми словами, содержащими латинскую приставку АД.

А*нотация, а*литерация, а*бревиатура.

Слайд №2

  • Восстанови пропущенные буквы.

  • На уроке развития речи мы с вами составляли аннотацию. Что такое аннотация?

  • Какая латинская приставка была в этом слове?

  • Как и почему она изменилась?

  • Какой в этом слове был латинский корень?

Слайд №3

  • У вас на столах книги – составьте аннотацию к данной книге в парах, запишите (зачитать 2-3 аннотации).

Физминутка

«Ленивые восьмерки», «Надень шапочку», игра на внимание.

Учебник русского языка, стр.120

  • Прочитайте стихотворение.

  • Кто автор? (Эмма Мошковская)

  • Какие звуки повторяются в стихотворении?

  • Какое впечатление создает этот прием?

  • Как называется этот литературный прием? (звукопись).

  • Это звукопиь, основанная на повторе согласных звуков – АЛЛИТЕРАЦИЯ.

Слайд №4

  • Какие еще латинские слова переводятся как «буква»? (литера, грамма, нота)

  • Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Обида»

  • Какой звук повторяется в стихотворении?

  • Какое впечатление создается?

  • Как называется этот литературный прием?

  • Нужно ли нам так поступать? (обижаться).

  • Обида разрушает человека изнутри, надо учиться прощать.

  • Еще одно слово, с которым мы с вами сегодня познакомимся – АББРЕВИАТУРА.

Слайд №5
  • АББРЕВИАТУРА – это слово, образованное из первых букв или начальных частей словосочетания (ЧП, Минздрав).


  • Существуют словари аббревиатур.

Слайд №6

  1. Закрепление.

Работа по учебнику стр. 122 №92.

Работа в тетради №59 – коллективно, №60 – самостоятельно.

Проверка работы в тетрадях.

  1. Итог урока.

  • С какими новыми словами познакомились на уроке?

  • Из какого языка пришли к нам эти слова?

  1. Домашнее задание: 10 зашифрованных слов.

Слайд №1.

Слайд №2

А*нотация, А*литерация, А*бревиатура

Слайд №3

НОТА – «пометка», «записка», «буква», «письмо»

АД+ нот/о +аци+я = аннотация

Слайд №4

Литера – «буква»

АД + литер/о +аци+я = аллитерация.

Слайд №5

Бревио – «сокращать»

АД + брев/о +тур+а = аббревиатура

Слайд №6