reforef.ru 1
МКОУ СОШ №9 им. А.П. Гайдара


Интегрированное занятие

ТЕМА:

«Обучение росписи Балхарской посуды»
Выполнила : Логопед

Педагог доп. образования

Чернышова М.В.
Кизляр 2012
Тема : «Обучение росписи балхарской посуды»
Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды ( тарелок и кувшинов).

Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения.

Научить создавать эскизы предстоящего узора для тарелки, кувшина. Развивать чувство красоты предмета, его узоров.

Пополнить словарный запас детей.

Способствовать развитию мелкой моторики.
Предварительная работа: Рисование элементов узоров балхарской росписи. Изготовление из папье-маше тарелочек, силуэтов кувшинов. Посещение Музея народно-прикладного искусства Дагестана. Отгадывание загадок.
Оборудование: Образцы балхарской росписи (таблицы); образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов). Тарелки, изготовленные из «папье-маше» детьми на предыдущих занятиях, кисть, очки, гуашь, репродукция глиняной посуды. Национальный костюм для бабушки Айшат (лакский).

Дагестанская музыка на народных инструментах (диск).

Расставлены стульчики в два ряда и один впереди по центру, руль для водителя.

Дети стоят полукругом перед доской.
I.Организационный момент:
Педагог:

- Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие!


  1. Вводная часть


Педагог: Сегодня наше занятие необычное – «занятие – путешествие». Мы отправимся в гости к бабушке Айшат. (Она просит нас о помощи). А разговор на нашем занятии пойдет о народных ремеслах Дагестана. Ребята, а какими народными ремеслами славится наша республика?

Дети:

- Серебряная насечка по дереву – селение Унцукуль;


- Ковроткачество – села Табасаранского района;

- Златокузнецы (ювелирные изделия) – селение Кубачи;

- Гончарное производство (изготовление глиняной посуды) селение Балхар.

III.Ознакомление с промыслами народов Дагестана
Педагог: Так в каком же дагестанском селении делают керамическую (глиняную) посуду?

Дети: В селении Балхар!

Педагог: Правильно, ребята, сегодня мы отправляемся в селение Балхар. А на чем же мы отправимся, на каком транспорте, отгадайте?!
Загадка о транспорте:

По дороге дом идет

Всех на экскурсию везет

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.
Дети: Автобус.
Педагог: Правильно ребята, это автобус. Я прошу вас всех занять свои места.

( Дети занимают свои места в автобусе. Впереди – водитель, а в руках у него руль).

Отправляемся в селение Балхар!

(Звучит лезгинка № 5. Мелодия исполняется на народных инструментах (тихое сопровождение).

А пока мы в пути – немного поговорим…

Селение Балхар расположено в горах. Жители этого села еще в далеком прошлом занимались керамикой, т.е. из глины они делали, делают и сегодня замечательные кувшины. Работами по выделке керамики здесь всегда занимались женщины, а мужчины заготавливали хворост для обжига и торговали готовой посудой.

Женщины – балхарки формуют свое изделие на гончарном круге. Готовые сосуды они просушивают, раскрашивают в купольных печах.

Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Благодаря тому, что посуда окрашена в два цвета ( один цвет фон, а другой узор, изделие выглядит строго, нет лишней пестроты.

Как называется краска для росписи балхарских изделий?
Дети: Ангоб.

Педагог: А как изготавливают ангоб?

Дети: Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины и наоборот.


Педагог: А мы сегодня, вместо ангоба будем работать гуашью!

(Заканчивается музыка. Автобус останавливается.)

IV. Мастера селения Балхар
Педагог: Ну вот мы и приехали в селение Балхар! А вот и бабушка Айшат нас встречает…

Бабушка Айшат:

Здравствуйте, ребята – гости мои дорогие!!! Как я рада, что вы приехали. А позвала – то я вас к себе вот по какой причине – к нам в селение Балхар едут иностранные гости. Они хотят узнать, чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, которые изготавливают наши мастерицы.

И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна ваша помощь.

Я слышала вы в детсаду хорошо справляется с этой работой!

Ну , как поможете мне расписать посуду в балхарском стиле?

Тогда прошу вас, проходите в мастерскую!
(Бабушка Айшат показывает посуду из глины – дети рассматривают)
Ребята, занимайте рабочие места!

( Дети садятся на места).
Педагог: Ребята, а какую балкарскую посуду вы можете назвать?

Дети: Водоносные кувшины, кувшины для молока, маслобойки, подойники, тарелки.

Педагог: А какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

Дети: Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок.

Педагог: Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?

Дети: Растительный, геометрический, зооморфный, а так же простейшие изобразительные средства - линия, штрих и пятно.

Педагог: Какие линии используются в балхарской росписи?

Дети: Зигзагообразные, волнистые, параллельные линии, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза.

Педагог: В декоративном украшении керамических изделий роспись используется с учетом формы и поверхности изделий.


(на доске образцы росписи, репродукции…)

Ребята при росписи кувшина, как расписываем горловину?

Дети: горловину украсим прямыми линиями и полосками (с штриховкой различными элементами.

Педагог: А как распишем центральную часть тулова?

Дети: Композиция узора этой части кувшина строится из одного, двух крупных элементов (изображение «руки», «глаза», стебля с листочками, большого цветка) и заполнение остальной части более мелкими деталями (завитки, спирали, мелкие листочки, штрихи…)

(рассматривается кувшин)

Педагог: А как выполняется роспись декоративных тарелок? ( В какой последовательности.)

Дети: Центральная часть – основное композиционное поле – строится по принципу центральной симметрии. Роспись начинается с центра. Край тарелки – различные мотивы ленточного орнамента.

(Рассматривается тарелка)
V. Физминутка.
Педагогом читается «Дагестанская сказка», дети имитируют происходящие в сказке события пальчиками.
В Дагестане есть гора

Очень-очень высока

Под горой течет река

И бурлива, и шумна…
Мы по мостику пройдем-

Речку эту перейдем

(дети считают «бревнышки» пальчиками до 5)

Очутились на полянке

Где скакали наши зайки…
Зайки прыгали, шутили

И волка вдруг разбудили.

Зарычал спросонья волк,

Побежал зубами щелк.
Зайки очень испугались

И с испуга в лес подались.

Зайки спрятались в лесу

Под большущую сосну,
Мимо шел охотник лесом

Созерцал все с интересом.

Увидал охотник зверя

И ружье свое прицелил.
Вдруг раздался шум в лесу

Рухнул волк тот под сосну.

Стали заиньки галдеть,

Танцевать и песни петь…


Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.-

Вот как, вот как


Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот как, вот как

Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот как, вот как

Надо зайке поскакать.
VI. Самостоятельная работа:
На столе: баночки с водой, кисточки, тряпочки, тарелочки (затонированные) из «папье – маше», силуэты кувшинов, белая гуашь (ангоб.)

Дети работают самостоятельно.
VII. Выставка работ детей.
Дети рассматривают работы.
Бабушка Айшат: Спасибо ребята, за помощь! Вы мне очень помогли! Красивая посуда у вас получилась!
VIII. Чтение стихотворения:
Автор Абдул Мирзаев

«Балхарец сказал…»
1-й ребенок:

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг-

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?
Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно, у кувшина

С доброй горскою бузой.

2-й ребенок:

Выбирай кувшин неспешно,

Напрягай свою смекалку.

Цвет и звон его, конечно,

Намекают на закалку
Самый лучший выбрать можно,

Но не жди однако, чуда-

Что вольешь в кувшин порожний,

То и выльется оттуда.
3-й ребенок:

Эти кубки, эти чаши

Лондон видел и Нью-Йорк,

Красота кувшинов наших

Всюду вызвала восторг!
Но пускай им будет ясно:

Сыновья растут у нас

Величавей и прекрасней,

Закаленней во сто раз!
IX. Итог занятия:
Педагог: Ребята, что нового вы узнали на занятии?
(Дети обобщают знания, полученные на занятии)
Педагог дает словесную оценку работам детей.