reforef.ru 1
Тема: «Молитва Господня и стихотворение А.С.Пушкина «Отец людей, Отец Небесный!»

Цели урока: познакомиться с новым жанром духовной литературы (молитва), его своеобразием и стихотворением А.С.Пушкина «Отец людей, Отец Небесный!»; развивать умения анализировать произведения в единстве формы и содержания; учиться формировать личное отношение к произведениям; воспитывать духовно-нравственные качества личности на лучших образцах духовной и художественной литературы.
Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока:
урок-размышление.

Технология: суггестопедия.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, фланелеграф, индивидуальные пособия.
Структура урока:

1. Оргмомент – 1 мин.

2. Вступление. Слово учителя. – 1 мин.

3. I этап Актуализация ранее изученного материала (5 минут)

4. II этап. Исследовательская работа. (5 минут)

5. III Этап. Анализ молитвы «Отче наш». (12 мин.)

6. IV Этап. Анализ стихотворения «Отец людей…» (12 мин.)

7. Домашнее задание – 2 мин.

8. V этап. Заключение – 2 мин.
ХОД УРОКА

I
. Вступление. Слово учителя.
Звучит колокольный звон
– Ребята, слышите колокольный звон?

Он приглашает нас в необычный мир – мир духовной литературы, мир веры и любви,

на урок-размышление по теме «Молитва Господня и стихотворение А.С. Пушкина «Отец людей, Отец Небесный!».

Мы ещё раз прикоснемся к богатству духовной литературы, познакомимся с её новым жанром, его своеобразием, проанализируем тексты «Молитвы Господней» и стихотворения А.С. Пушкина «Отец людей, Отец Небесный!».

В конце урока попробуем ответить на вопрос: В чем сходство и отличие этих произведений?

I
этап. Повторение (5 минут)
– Вы уже знаете, что такое духовная литература?

– Основой её является книга книг – Библия.

– Её первые страницы говорят о сотворении мира:


Сотворение – творение – значит, у этого мира есть Творец.

– Давайте вспомним, как возник этот мир.

– Кто мне поможет рисовать на фланелеграфе?
(1 минута – играет песня «Солнышко»)
– Дети, посмотрите, какой прекрасный мир приготовил нам Творец! На уроках физики, химии, биологии вы изучаете законы этого гармоничного мира.

– Но так ли все радостно в нем?

Библия открывает нам эту тайну. Она повествует, что в Эдемском саду разыгралась Вселенская трагедия. Откусив от яблока раздора, Ева приняла в свое сердце дух гордости – «гордыни»? Так появился грех, что в переводе означает: «пройти мимо цели».

– Мимо какой цели? Жить в любви! Потому что по законам любви был сотворен этот мир. Грех принес разрушение природы, злобу, зависть и жестокость в человеческую душу. Мир двигается к катастрофе.

– Но кто же принёс спасение? Это сделал Иисус. Иисус Христос взял на себя грехи этого мира и научил людей общаться с Богом.

– А с помощью чего человек может общаться с Богом? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя небольшое исследование.
II этап. Исследовательская работа (5 минут)
– Пожалуйста, возьмите карточку №1 оранжевого цвета, которая лежит перед вами.

– Прочтите цель исследования. (дети зачитывают вслух)

– Духовная литература имеет жанры. Жанр – это …

– Мы с вами знаем литературные роды. Какие?

– Как вы думаете? Имеет ли роды духовная литература? Имеет. Эпос и лирику. К эпосу мы отнесем уже известные вам жанры: притча, житие и др.

К лирике – Книгу Песня Песней Соломона.

Основой для исследования являются отрывки из текстов духовной литературы.

Прочтите задания.

1.Читаем первый текст. Притча о сеятеле.

Притча – это… Идея этой притчи: разное состояние сердец для принятия духовного слова.

2. Читаем текст №2.

Ответ: Житие «Сказание о Борисе и Глебе».


Идея: Глубокое внутреннее послушание не позволяет переступать порог греха даже под страхом смерти.

Житие – это…

Название следующего жанра духовной литературы спрятано в содержании этого отрывка. Какое слово чаще всего повторялось в нём?

Молитва. Что вы понимаете под словом «Молитва»?

Ответы детей.

Вписываем название нового жанра в карточку.

Давайте посмотрим несколько определений жанра молитвы:


  1. Ожегов.

  2. Даль.

  3. Духовная литература.


3. Вывод.

В результате нашей исследовательской работы:

    1. Мы повторили жанры духовной литературы.

    2. Открыли для себя новый жанр – молитва.


III Этап. Анализ молитвы «Отче наш». (10 мин.)
Самая известная молитва «Отче наш» – Господня молитва.

Эта молитва изложена в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки (Новый Завет).

Я прочту её на старославянском языке. Обратите внимание на звучание молитвы и произношение. Подумайте, о чем эта молитва?

Обратите внимание на устаревшие слова:

ИЖЕ – который;

ЯКО, ЯКОЖЕ - как;

ДАЖДЬ – дай;

ДНЕСЬ – сегодня.

(Релаксация. Включается музыка)
Давайте настроимся на молитву.
«Возьмёмся за руки, закроем глаза, глубоко вдохнем, почувствуем биение своего сердца и сердца того, кто рядом».

Я прочитаю эту молитву вслух, а вы вместе со мной мысленно повторяйте. (Чтение молитвы на старославянском языке). Пауза…

О чем эта молитва?

Молитва удивительная по своей силе и красоте.
У вас на партах лежит современный перевод этой молитвы. Прочтите эту молитву про себя.

Давайте обратим внимание на композицию молитвы, увидим её глубокий смысл.

Эта молитва имеет определенное религиозно-каноническое построение.


– С чего она начинается?

Композиция.


  1. Обращение – Отче наш!

  2. Семь прошений: давайте найдем их.

  1. да святится имя Твое! (прославляется имя Божие нашими добрыми делами).

СВЯТИТСЯ – СВЯТО: истинный, величественный, исключительный по важности.

С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»


  1. да приидет Царствие Твое. (правда, истина. Жизнь в мире и любви).

С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»


  1. да будет воля Твоя и на земле, как на небе. (Бог помог нам исполнять волю его так, как на небе исполняют ангелы).

ВОЛЯ (от глагола «ВОЛГО» – хочу, желаю) – согласие с Богом. Власть и сила, нравственное право, могущество.

В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»


  1. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. (дал пищу).

НАСУЩНЫЙ – сущий, существующий, имеющий важное жизненное значение, совершенно необходимый.

С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»


  1. И прости долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

ПРОЩЕНИЕ (от слова «просто» т.е. прямо, удобно) – примириться сердцем, Не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость; миловать.

В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»


  1. Не введи нас во искушение.

ИСКУШЕНИЕ – желание чего-либо запретного.

В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»


  1. Но избавь нас от лукавого (от всякого зла).

ЛУКАВЫЙ – (от слова «лук» - изогнутый путь) хитрить, притворяться, вести себя неискренне.


С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»


  1. Заканчивается молитва прославлением Отца Небесного.

«Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки веков!»

После каждой молитвы идет слово: Аминь. (Истинно, да будет так).

С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»


Обобщение:

Мы увидели каноническое построение молитвы:

I. Обращение.

II. Семь прошений.

III. Прославление.
– Кто хочет прочитать текст молитвы самостоятельно?

– Какое влияние на душу человека оказывает это произведение?

– Эта молитва называется Господней потому, что её нам дал сам Христос, научил людей молиться и открыл очень важные для человека истины.

– Какое откровение вы получили для себя?

– Я открыла слово «прощение»! …
Вывод:

– Чтение молитвы – это сложный духовный труд. И как радуется человек, когда ему открывается смысл того или иного слова в молитве?! Проникать в глубину Евангельских текстов человеку приходится всю жизнь.
IV Этап. Анализ стихотворения «Отец людей…» (12 мин.)
Каждый из нас, входя в этот мир, встает на путь духовного поиска: для чего я пришёл в этот мир? Что такое истина, т.е. правда жизни?
Именно выражение в поэтическом слове молитвенных и духовных переживаний, исканий мы видим в стихотворении А.С. Пушкина «Отец людей, Отец Небесный!», которое является поэтическим переложением молитвы Господней. Это стихотворение написано в последние годы жизни поэта. Именно в этот период современники замечали тяжелое состояние его духа. Мыслями он обратился к прожитому, подводил итог в печальной думе о себе и времени.
Чтение стихотворения учителем.
Не правда ли, молитвы, которые мы услышали сегодня, похожи?

Что в них их общего, и в чем отличие?

Это предстоит определить вам в ходе анализа данного стихотворения:

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ



  1. Тема стихотворения.

  2. Идея.

  3. Образ лирического героя.

  4. Композиция.

  5. Размер стиха.

  6. Ритмический узор.

  7. Рифмы в стихотворении.

  8. Выразительные средства языка


На эту работу вам отводится 3 минуты. Каждая группа должна подготовить выступление по своему плану.

Выступление групп.

Так в чем сходство и отличие молитвы Господней и стихотворения А.С. Пушкина «Отец людей, Отец Небесный!»?


СХОДСТВО

ОТЛИЧИЕ

1. А.С. Пушкин сохранил все религиозное, каноническое содержание молитвы «Отче наш» через тему, идею и композицию.

1. Облек молитву в форму художественного слова (образа).

 

2. Ввел особую авторскую интонацию в произведение, показал личное доверие и любовь к Небесному Отцу.




  1. Домашняя работа:

1 уровень. Выучить стихотворение А.С. Пушкина

2 уровень. Творческое задание. Сочинить молитву-прошение, молитву-благодарность за свою семью, родных, друзей.
VI. Заключение.
Играет музыка.

Учитель задает вопросы:

  1. Что вы открыли для себя на уроке?

  2. Чему удивились?

  3. Что поняли, почувствовали?


Одной из самых главных молитв является молитва за свою Родину.

Молитва – это желание благословить, поднять нашу Россию. Россию, выраженную в своем дивном, могучем, поющем языке.

Как сказал наш известный философ Ильин: «И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык».

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Ворониной И.И.
21.01.2008г.