reforef.ru 1


Тема урока: «Главные направления эволюционного процесса.

Пути достижения биологического процесса».

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с главными направлениями эволюционного процесса, путями достижения биологического прогресса. Формировать представление о макроэволюции как исторически длительном процессе формирования крупных таксонов живых организмов.

2.Продолжить формирование диалектического-материалистического мировоззрения учащихся о закономерностях развития жизни на Земле, объяснение с позиций современной науки причин возникновения разнообразия видов живых организмов.

3.Воспитание бережного отношения к природе, её охране, основ рационального природопользования.

Тип урока: формирование и совершенствование знаний.

Вид урока: урок взаимного обучения.

Метод обучения: объяснительно- иллюстративный.

Способ обучения: коллективный, групповой.

Структура урока:

Организационный момент(0,3мин)

Контроль знаний учащихся( тестирование с взаимопроверкой-5 мин.)

Формы естественного отбора:

Движущая 2,7,9.

Стабилизирующая 1,3,5,8.

Разрывающая 4,6,9.

1.Поддерживает среднее значение признака.

2.Поддерживает одно из крайних значений признака, способствует его усилению либо ослаблению.

3.Действует в относительно постоянных условиях среды.

4.На океанских островах живут мухи с длинными и очень короткими крыльями.

5.Устойчивость формы цветка у насекомоопыляемых растений.

6.Давление отбора направлено против особей со средним значением признака в сторону его усиления и ослабления.

7.Повышение устойчивости колорадского жука к ядохимикатам.

8.Средний рост человека относительно постоянный.

9.Действует при изменении условий среды.

Изучение нового материала(20 мин)

1.Связь изученного материала с новым, постановка проблемного вопроса, сообщение темы и постановка цели урока.


2.Макроэволюция-процесс формирования крупных систематических групп: типов, классов, отрядов. В основе макроэволюции лежат механизмы видообразования: наследственность, мутационная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

3.Главные направления эволюционного процесса (рассказ-5мин)

(И.И Шмальгаузен, А.Н Северцев)

Эволюционные преобразования приводят к различному уровню приспособленности организмов, определяя главные направления эволюционного процесса- состояние процветания или угнетения систематической групп.

Приобретение группой организмов разнообразных приспособлений может стать причиной освоения новых мест обитания, новых источников питания и привести к ослаблению конкуренции с родственными группами организмов. Это приведет к вспышке размножения и широкому расселению особей группы, что будет способствовать формированию многочисленных генетически различных популяций:

новый признак-новые места обитания-новые источники питания-ослабление конкуренции-вспышка размножения-расселение в места обитания с различными условиями-новый признак…

а) Процветание группы организмов- результат успеха в борьбе за существование-Биологический прогресс(возрастание уровня приспособленности).

«Биологический прогресс- процветание, определяемое относительно высокими темпами эволюции, при которых приспособленность организма возрастает. Объективным показателем биологического прогресса является увеличение численности, ведущее к расселению и расширению ареала»

(И.И Шмальгаузен).-с 149.

Характеристика:

-увеличением численности особей;

-расширением ареала;

-образованием дочерних групп(видов, подвидов, популяций)

(Класс Насекомые, Нематоды (круглые черви) и т. Д)

«Биологический регресс(снижение уровня приспособленности организма. Организм отстает в темпах эволюции от изменений во внешней среде и в особенности от темпов эволюции и распространения экологически близких форм. Численность вида уменьшается. Вид или группа видов идет навстречу вымиранию» (И.И.Шмальгаузен)


Характеризуется:

-уменьшением численности особей;

-сужением ареала;

-сокращение числа дочерних групп.

Биологический регресс часто приводит к вымиранию группы организмов(из многочисленных групп древнейших земноводных остались только ветви, которые привели к образованию современных земноводных и пресмыкающихся. Вмешательство человека привело к сокращению численности европейского бобра,зубра,соболя,уссурийского тигра, различных видов птиц, не выдержавших изменений в биогеоценозах, полному исчезновению дронта, стеллеровой коровы).

4. Пути достижения биологического прогресса.(взаимообучение в группах-10 мин.).Вопрос о возможных достижениях биологического прогресса был разработан А.Н Северцевым.

а)Арогенез(морфофизиологический прогресс)- эволюционное направление, связанное с крупными изменениямив строении, повышающими общий уровень организации-ароморфозами.

Характеристика арогенеза:

-дает значительные преимущества в борьбе за существование;

-делает возможным переход в новую среду обитания;

-способствует повышению выживаемости и снижению смертности в популяциях.

Изменения в результате ароморфозов не являются приспособлениями к конкурентной среде обитания, они носят характер и позволяют расширить использование условий внешней среды, повышают независимость от условий существования.

Ароморфозы растений:

-возникновение фотосинтеза (самостоятельное превращение неорганических веществ в органическое позволило растениям расселиться в места обитания, лишенные готовых органических веществ).

-переход от размножения спорами к размножению семенами (наличие оболочек в семени и запасного питательного вещества повышают выживаемость зародыша растения).

Ароморфозы животных:

-шерстный покров (защита организма от перегрева и переохлаждения позволило расширить среды обитания);

-теплокровность (постоянная температура тела повысила независимость организмов от климатических условий среды).


В процессе эволюции путем арогенеза возникают классы, типы и другие крупные систематические группировки.

Б) В ходе эволюции отдельных групп организмов возникает большое количество мелких приспособлений к определенным условиям среды.

Аллогенез- эволюционное направление, связанное с приобретением алломорфозов (идиоадаптаций)- приспособлений к определенным условиям среды обитания, полезным в борьбе за существование, но не изменяющим уровня организации организмов.

Характеристика аллогенеза:

-не сопровождается изменением основных черт организации (нет изменений во внутреннем строении, работе внутренних органов);

-приводит к увеличению численности и расширению ареала вида.

Идиоадаптации растений:

-многообразие приспособлений цветка к перекрестному опылению ветром и насекомыми (у растений, опыляемых ветром, множество мелких цветков собранно в соцветие; у растений, опыляемых насекомыми, цветки крупные, с ярким венчиком, одиночные или собраны в соцветие, с сильным ароматом и сладкой жидкостью внутри для привлечения насекомых);

-приспособления плодов и семян к рапространению(«летучки» одуванчика, «крылышки» клена, сладкая мякоть плодов вишни, боярышника для привлечения птиц, «Крючья» репейника и череды и т.д).

Идиоадаптации животных:

=белая окраска полярных животных (цвет окружающей среды);

-разные типы клюва у птиц (в связи с использованием различной пищи и разных способов её добычи).

В процессе эволюции путём аллогенеза возникают виды, роды,семейства.

В) Переход к сидячему образу жизни и пассивному питанию сопровождается упрощением организации и устранением от конкуренции с другими видами, что также ведёт организмы по пути биологического прогресса.

Катагенез- эволюционное направление, сопровождающееся упрощением организации(общая дегенерация).

Характеристика катагенеза:

1) исчезновение органов и систем органов;


2) переход к сидячему или паразитическому образу жизни;

3) возникновение приспособлений к специфическим условиям жизни.

В процессе катагенеза изменяется внешний облик, но не затрагиваются черты данной систематической группы.

Общая дегенерация растений:

1. Утрата корня и листьев у повелики- паразита клевера.

Общая дегенерация животных:

1. отсутствие органов передвижения паразитических червей, появление присосок и крючьев для фиксации в теле хозяина;

2. развитая система размножения, огромная плодовитость (бычий цепень, паразитирующий в кишечнике человека, за свою жизнь производит около 11 млр. яиц.

5. Соотношение направлений эволюции( рассказ-5 мин.)

Пути эволюции органического мира сочетаются либо сменяют друг друга:

Ароморфоз-новые условия среды-частные приспособления(серия идиоадаптаций или дегенерация, редко-регресс)- ароморфоз…

Ароморфозы происходят реже идиоадаптаций, но именно они определяют новые пути развития органического мира. Таким образом, достижение биологического прогресса на различных направлениях эволюции приводит к возникновению многочисленных форм жизни и обеспечивает одновременное существование организмов разной степени сложности- от бактерий до человека.

Закрепление изученного материала(фронтальная работа на основе теста-10мин.)

Подведение итогов урока:оценка знаний,д/з:пов.п43-49, п.50,записи.