reforef.ru 1


Музейный урок по географии в 7 классе

Открытие Антарктиды

Учитель географии

МОУ СОШ №29 им.Д.Мурачева

г.Белгорода

Орлова Тамара Ивановна

Тема: «Географическое положение, открытие и исследование Антарктиды».

Учебно-воспитательные цели


  • обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний учащихся, понятий об Антарктике, раскрыть особенности географического положения материка; познакомить с историей открытия и исследования материка;

  • развивать у учащихся образное мышление, учить сопоставлять и делать выводы;

  • раскрыть научное и практическое значение современных исследований, подчеркнуть исключительный вклад советских и русских исследователей в исследование материка (патриотическое воспитание) продолжать формирование картографических умений, производить измерения по картам и глобусу.


Оборудование:

-
стенды музея «Под Андреевским флагом», «Только смелым покоряются моря», «Морским судам – быть!»;

- музейная карта «Географические открытия в Мировом океане»; физическая карта материков и океанов; атласы,

- сообщения учащихся, портреты первооткрывателей, картины и фотографии природы материка;

- приборы: секстант, компас, астролябия,

- макеты парусных судов.

Тип урока: изучение нового материла.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.

  2. Изучение нового материала.

Содержание: - понятие об Антарктиде и Антарктике, физгеографическое положение материка,

открытие материка русскими мореплавателями, современные исследования материка.
«Антарктида - материк..., внутренние области которого известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны»

Р. Берг
Бороться и искать,

Найти и не сдаваться!

А. Теннисон


Организация учебной деятельности на уроке.


  1. Слово учителя

  2. «Визитная карточка» материка.

  3. Самостоятельная работа по определению физ. географического положения материка / по карточкам-инструкциям/.

  4. Изучение истории открытия Антарктиды (сообщение учителя, учащихся).

5. Сообщения учащихся о современных открытиях, исследовании материка.


Материалы к уроку: Площадь материка = 14 млн. км

Длина береговой линии = 35 тыс. км Средняя мощность льдов = 1720 м Запасы пресной воды = 30 млн. км

Учитель:

У нас сегодня необычный урок – музейный. И пройдет он в школьном музее истории ВМФ. А знаете почему? Да потому что история флота – это страничка в истории нашей страны, а ее мы должны знать. И мы должны знать и помнить имена тех, кто творил ее.

Караваны кораблей мореплавателей уходили навстречу неведомому. Недели и месяцы были они в пути, плыли в неизвестность. Среди них было много русских мореплавателей. И вот сегодня мы узнаем лишь об одном, но таком важном открытии – открытии шестого материка.

Мы узнаем о таком далеком, но и близком материке – Антарктиде. Он близок нам тем, что история открытия материка принадлежит нашим соотечественникам, великим русским мореплавателям – М.П. Лазареву и Ф.Ф. Беллинсгаузену. Это были не просто мореплаватели-путешественники, это моряки, люди с морской душой, флотоводцы. Это бесстрашные первооткрыватели, их подвиг будет вечен.

Обратите внимание на материалы стендов. Перед вами материалы географических открытий русских мореплавателей. Посмотрите, на каких кочах, шлюпах, кораблях русские мореплаватели бороздили Мировой океан (демонстрация моделей судов).

А сейчас посмотрите на современную карту мира. Вот она – Антарктида…

Ребята! Что вам известно об Антарктиде?

Антарктида уникальна во многих отношениях, прежде всего по удивительным, неповторимым особенностям своей природы. Нигде не наблюдается столь своеобразные и суровые природные условия. Главная особенность шестого материка в его расположении: почти весь континент, площадь которого почти в 2 раза больше площади Австралии, находится внутри полярного круга, лишь антарктический полуостров выдается на несколько градусов к северу.


Присутствие в районе полюса огромного массива суши, окруженной водами океана, привело к возникновению гигантского ледникового покрова - самого крупного на Земле.
Самостоятельная работа:

Определите географическое положение материка по физической карте мира.

А теперь посмотрите на стенд «Только смелым покоряются моря», на котором помещена карта «Политический баластъ земного шара», которая издана в 1829 году И. Эйнерлингом. На этой карте еще нет Антарктиды, нет сведений о ней как о материке, не смотря на то, что вся карта исчерчена путями морских путешествий. Материк был открыт позже всех.

Подумайте, а почему?

(сообщение учителя и учащихся об истории открытия Антарктиды у стендов «Под Андреевским флагом», «Только смелым покоряются моря», «Морским судам – быть!».

История открытия:
С давних времен существовала легенда о существовании у Южного полюса неизвестной земли «Южный материк».

Еще в 1763г. М.В. Ломоносов в работе «О слоях земных» высказался по поводу существования южной земли достаточно определенно: «Вблизи Магелланского пролива около 53° полуденной ширины великие льды ходят, почему сомневаться не должно, что в большом отдалении острова и матерая Земля многими снегами покрыты и что большая обширность земной поверхности около Южного полюса занята оными, нежели в севере».

Джеймс Кук не раз отправлялся на поиски южного материка, подводя итоги своей экспедиции к загадочному материку, он писал: «Если кто-то обнаружит решимость и упорство ... и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать его славе открытий. Но должен сказать, то миру его открытия не принесут никакой пользы». Он дал предположительное описание материка, при этом он не пожалел мрачных красок. Результаты Кука охладили желание пускаться на поиски нового материка. Многие вообще разуверились в его существовании. Однако интерес к неизученному району планеты не мог полностью угаснуть. Однако доказать ошибку Кука смогли только бесстрашные русские моряки.

Уже Колумбу вслед уже за Магелланом

Круг света ходим мы великим Океаном:

И видим множество божественных там дел,

Земель и островов, людей градов и сел

Незнаемых пред тем и странных нам животных

Зверей и птиц и рыб, плодов и трав несчетных.

( Михаил Ломоносов)

Выдающиеся русские исследователи И.Крузенштерн, О.Е. Коцебу, В.Головнин утверждали о том, что южный материк существует. По их инициативе и по настоянию русское правительство снарядило специальную научную экспедицию на судах «Восток» и «Мирный» для отыскания южного материка. Командиром «Востока» был назначен капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен, командиром «Мирного» - лейтенант Михаил Лазарев.

Первая русская экспедиция (антарктическая) опровергли предположение Кука. 16 июля 1819г. корабли «Мирный» и «Восток» покинули Кронштадт и через 3 месяца подошли к Рио-де-Жанейро, отсюда взяли курс на неизвестные земли полярного океана. Корабли были укомплектованы только добровольцами. Экипаж «Мирного» состоял из 73 человек, а экипаж шлюпа «Восток» - из 117. Подготовкой экспедиции, ее снаряжением занимался П.М. Лазарев, а затем и Ф.Беллинсгаузен. Они уделили особое внимание обеспечению экспедиции инструментами и приборами, необходимыми для кораблевождения и научных исследований, лоциями, научной литературой (знакомство с приборами для навигации, лоциями, научной литературой - экспонатами школьного музея).

Тщательно и вдумчиво подошли они к снабжению экипажей одеждой, продовольствием. Не были забыты и подарки для туземцев тропических островов Океании, чтобы побудить диких к дружелюбию. (как вы думаете, для чего?). Конечно, чтобы обменять их на свежие продукты.

Впереди океан!..

Он всегда впереди, океан,

Где, как тайна, легли

Очертанья неведомых стран,

И где айсбергов дым,

И безбрежие синих оков,

И над штормом седым

Безответная мгла облаков.


В инструкции, которую получил Ф.Беллинсгаузен от морского министра, предлагалось отправиться для обозрения острова Георгия к Земле Сандвичевой, употребить всевозможное старание и великое усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли». На экспедицию возлагались задача пересечь в антарктических водах все меридианы «для совершения пути вокруг земного шара…».

15 декабря 1819 г. моряки увидели остроконечные вершины о. Южная Георгия. Именно в эти дни, 15-17 декабря 1819г., на карте южного полушария впервые появились русские названия, данные в честь офицеров шлюпов: мысы Порядина, Демидова, Куприянова, залив Новосильского. Остров Анненкова стал первой неизвестно землей, открытой российской антарктической экспедицией.

15 января 1820г. шлюпы «Мирный» и «Восток» впервые в истории российского флота пересекли Южный полярный круг. На следующий день, 16 января 1820г. близ 70 градусов южной широты с обоих судов была замечена неизвестная земля... Их встретил матерый лед чрезвычайной высоты. Простирался он так далеко, как «могло достигать зрение». Но удивительным зрелищем они наслаждались недолго, ибо стало пасмурно, и пошел снег. Это было неимоверно трудное и опасное плаванье для парусных кораблей с деревянным корпусом, между бесчисленным множеством огромных плавающих льдин. Холод, снег, сырость, частые и жестокие бури сопутствовали нашим мореплавателям. Но они не сдавались - и только вперед! Это присуще русским людям с их несгибаемой волей, бесстрашием. Несмотря на то, что они были так далеки от своей России, они помнили о ней, помнили о том задании, которое было им доверено: доказать, что существует он, ледовый материк. И они до него доберутся, какие бы тяжелые преграды не вставали на их пути. (демонстрация макетов парусных судов). В течение двухлетнего плаванья корабли пять раз приближались к берегам материка, но датой открытия материка принято считать 16 января 1820г.

Это было знаменательное время в истории географических открытий и в истории российского флота. Российские моряки вопреки прогнозам Кука и других ученых открыли «льдинный материк» и подошли к нему менее, чем на две мили.


Берег нового континента был покрыт толстым слоем снега и льда. Земли как таковой они не увидели. Открытием этого берега русская экспедиция подтвердила существование Антарктического материка. В плавании экспедиция пробыла 751 день, прошли 92 тыс. км, открыли 29 островов. Экспедиция обогнула весь материк, картировала его.

Было открыто много островов, которым были русские названия ( в основном острова называли в честь героев Отечественной войны 1812года.). Все они входили в группу, названную островами Россиян. Но с этим не хотели мириться англичане, переименовав ряд открытых островов на английские названия. Так остров Бородино переименовали в остров Смит, остров Березина - в Гринвич. Тем не менее, русские названия все же утвердились на карте Мирового океана.

Особую ценность представляли собой и метеорологические, ледовые наблюдения. Беллинсгаузен ставил опыты для определения условий образования льда. Определяли скорость морских течений. Интересно, что в экспедиции впервые использовали некий прообраз планктоновых сеток.

Экспедиция привезла с собой обширную коллекцию животных, растений, утвари и одежды, оружия туземцев островов тропической зоны. Замерялись высоты приливов и гор, тщательно выверялись географические координаты островов, гор, магнитное склонение

( знакомство с приборами: секстант, морской компас, астролябия)

Профессор Н.Зубов отмечал, что «экспедиция Беллинсгаузена – Лазарева занимает блистательное место не только среди антарктических экспедиций, но и среди других экспедиций по исследованию Мирового океана».

Современные исследования.

(у карты «Географические открытия в Мировом океане»).
На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Средь базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.


Н. Гумилев.

Стремление людей к знанию, их сила и воля помогают побеждать ураганные ветры и самые жестокие на земле морозы.

1957 - 1958 г.г. Международный геофизический год

1959г. Международный договор об Антарктиде, подписанный 12 странами (об использовании материка в мирных целях) 1955 - 1956 г.г. 1-я антарктическая станция (комплексная в «Мирном».

Сообщения учащихся о современном исследовании материка.

III. Заключительный этап урока.

Закрепление: (работа в с листами активности)


  1. Почему Антарктиду называют «Страной жестокого солнца», «Страной бурь»?

  2. Определите расстояние от г. Белгорода до берегов Антарктиды по

географической карте.

  1. Для чего нужен прибор секстант?

  2. Что такое лоция?


Домашнее задание.

Подведение итогов урока

Мы сегодня познакомились лишь с одной из страничек в истории нашего государства. Русский народ всегда будет с гордостью вспоминать имена Беллинсгаузена и Лазарева, их отважных спутников, трудами и подвигами которых внесен неоценимый вклад в сокровищницу отечественной науки и навсегда утвержден за нашей страной бесспорный приоритет на открытие Антарктиды.

Рефлексия .(см. приложение)