reforef.ru 1

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова


Филологический факультет

Кафедра методики преподавания русского языка и литературы

Поурочный план по русской литературе

в 5 «б» классе

Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Ванька»

Выполнила: студентка 4 курса,

группы РН-ТиХК - 07,

Иванова Елена Сергеевна

2011 год.

Дата проведения: 22.02.2011 г.

Тема урока: Антон Павлович Чехов. Рассказ «Ванька».

Тип урока: урок – введение.

Цели урока:

- образовательные: совершенствовать навык осознанного правильного чтения; продолжить формирование умения работать с текстом рассказа.

- познавательные: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.П.Чехова; выяснить с детьми, как жил их ровесник; подвести детей к выводу о тяжёлой судьбе крепостных людей.

- развивающие: развивать память, внимание, речь, наблюдательность.

- воспитательные: воспитывать интерес к произведениям русских классиков; воспитывать нравственные качества.

Методы: словесные, наглядно-практические, фронтальный и индивидуальный опрос, словарная работа.

Оборудование: учебник «Литература: Учебник – хрестоматия для 5 классов национальной школы. Часть 1. Авторы – составители М.Г. Ахметзянов, Л.Н. Багаутдинова, Н.Н. Вербовая; презентация «А.П.Чехов. «Ванька».
Ход урока

От всякой боли средство есть – терпенье.

Публий Сир ( 1 в. до н.э)
I. Организационый момент.

II. Вступительное слово.

- В сегодняшнем уроке мы поговорим о великом писателе Антоне Павловиче Чехове и прочитаем его рассказ «Ванька». К концу урока мы должны прийти к выводу о тяжелой судьбе крепостных людей.

- Кто такие крепостные?

- Давайте прочитаем выражение римского поэта Публия Сира «От всякой боли средство есть - терпенье». Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели в том числе и А.П. Чехов.


III. Просмотр презентации.

Запись в тетради. Комментарии.

IV. Чтение ключевых моментов текста.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом А. П. Чехова “Ванька”.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться…

- Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.

И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. И снова ваш ровесник.

Комментированное чтение. Фронтальный опрос. По ходу чтения показываю на слайдах иллюстрации рассказа.

- В чем похожи Петька и Ванька? А в чем различие?

- Дойдет ли письмо Ваньки?

V. Словарная работа.

- В тексте встретятся старые слова, которые вышли из употребления.

(Запись в тетради определения незнакомых слов с текста)

Ледник – погреб для хранения продуктов.

Выволочка – наказание.

Шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут.

Подпасок – помощник пастуха.

Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом.

Намедни – вчера.

VI. Оценки за урок.

VII. Домашнее задание.

Дочитать рассказ.