reforef.ru 1

Haute Couture

Шеф легкового отделения Мерседеса Юрген Хубберт въехал на сцену на знаменитом купе 300SL пятидесятилетней давности и говорил легко, свободно и без бумажки. Потом запросто похлопал по плечу поп-звезду Лайонела Ричи — этот только что пропел свой хит “The One”... А какие потом были блюда! На огромной тарелке — что-то маленькое. Потом еще одна тарелка, уже с другим, тоже маленьким. Потом еще, еще и еще. Может, спросить — что это? Но ведь начнут объяснять, а я не пойму и трети. Мой гастрономический английский ни к черту...

Кстати, в том ли магазине я покупал туфли? И галстук какой-то дурацкий... Переживу. Главное — улыбаться и учтиво кивать встречным-поперечным. Вспомнилась байка о Фаине Раневской: хоть кто-нибудь здесь скажет

“... твою мать”, чтоб можно было вступить в разговор?

В Гамбурге показывали новейший Mercedes SL. Самый дорогой, самый изысканный и самый непрактичный из всех серийно выпускаемых Мерседесов. И, возможно, самый красивый.

Апо соседству расположилась выставка, посвященная истории двухместных Мерседесов. Получилось по-немецки сентиментально.

Вот нагромождение коробок от фирменных мерседесовских запчастей. Если отойти на пару шагов, то можно заметить, что коробки образуют контур автомобиля. На стене — табличка с подсказкой. Один американский дизайнер, увидев однажды Mercedes SL, решил сам собрать такую машину. И год за годом выписывал из Германии все запчасти. “Входной контроль” был строжайшим. Если хоть что-то в присланной детали смущало, он тут же отсылал ее назад и требовал прислать новую. Когда все было готово к сборке, дизайнер умер. А коробки с запчастями остались.

Вот Mercedes SL конца пятидесятых, а рядом — коллекция женских туфелек, причем все — знаменитой швейцарской фирмы Bally. Читаем и узнаем, что в возрасте 23 лет при невыясненных обстоятельствах погибла ослепительной красоты проститутка, которую привечали и сильные мира сего. Следствие выяснило, что больше всего на свете ей хотелось иметь Mercedes SL, и она-таки успела купить его, расплатившись с дилером огромным количеством мелких купюр. А еще она любила швейцарские туфли Bally... Хороший вкус.


На фотографии — Леонид Ильич Брежнев и Вилли Брандт. Во время встречи в верхах Брандт подарил Брежневу Mercedes SL. Знал слабое место вождя нашей компартии! Ночью Брежнев вышел из резиденции, завел Mercedes и помчался по ведущей с холма извилистой дорожке. Охрана в шоке. Но ехал Брежнев недолго. Не вписался в крутой поворот, вмазался в ограждение, заглушил мотор и пошел спать.

В общем, haute couturе, dolce vita и все такое...

Ну, а теперь — к технической прозе. Хотя какая тут проза, это же Mercedes SL!

В основе машины — та же платформа, на базе которой построен Mercedes S-класса. В усовершенствованном виде эта же “тележка” предстала в 1999 году в обличье роскошного купе Mercedes CL. И вот — вершина, Mercedes SL. Заводской индекс автомобиля — R 230.

Рассказ о новшествах начнем с тормозов. Тем более что, как показали наши тесты, проведенные на гоночной трассе (см. АР № 13—14, 1999), тормоза были слабым местом предыдущего Мерседеса SL. Сначала из-за резкого снижения эффективности тормозов водитель был вынужден бороться с машиной в поворотах, а затем, на финише, из-под арок задних колес полыхнуло пламя. С новым Мерседесом, судя по всему, такого не случится.

Самое важное: впервые в мире здесь применено “дистанционное” управление тормозами. Система называется SBC, Sensotronic Brake Control. Вкратце, суть в том, что давлением в тормозных магистралях водитель теперь управляет не непосредственно (пусть и с помощью вакуумного усилителя), а подавая команды устройству, которое и распоряжается находящейся в специальном резервуаре под давлением до 160 атмосфер тормозной жидкостью. Причем распоряжается с умом. Если водитель резко отпустил педаль газа, система SBC воспринимает это как боевую тревогу и, на всякий случай, кратковременно увеличивает давление в рабочих механизмах, чтобы колодки плотнее прижались к тормозным дискам. Теперь, если за сбросом газа последует нажатие на педаль тормоза, реакция последует практически мгновенно. Это не все. В зависимости от условий движения, SBC может передавать на каждый из колесных тормозных механизмов различное усилие. Предположим, пришлось тормозить при прохождении левого поворота. То есть правые колеса (внешние по отношению к центру поворота) нагружены сильнее, а потому способны более эффективно реализовать тормозное усилие. А раз так, то пусть правые тормоза работают сильнее. Если есть риск срыва в занос задней оси, то система проследит и за тем, чтобы в задних тормозных механизмах давление было меньше, чем в передних. Будь водитель один на один с тормозами, ему бы для этого потребовалось по меньшей мере четыре ноги и столько же педалей тормоза. Но быстродействия головного мозга все равно бы не хватило. Однако и это не все. SBC следит за тем, чтобы тормозные диски и колодки все время были сухими. Время от времени, в зависимости от интенсивности дождя, система чуть подтормаживает все колеса. Причем делает это так деликатно, что водитель ничего не замечает. А знаете, как SBC узнает о том, сильный ли идет дождь? По частоте взмахов “дворников”!


Есть у SBC еще одно достоинство: поскольку электронасос, поддерживающий высокое давление в камере с тормозной жидкостью, питается от бортовой сети автомобиля, тормоза не снижают своей эффективности даже при выключенном двигателе.

А если... Ничего страшного не должно случиться, даже если по каким-то причинам напряжение в бортовой сети резко упадет. Для этого есть специальный цилиндр, механически связанный с педалью. И ежели произойдет коллапс электросистемы, автомобиль все равно можно будет остановить. Правда, при этом будут работать только передние тормозные механизмы. Кстати, этот же цилиндр служит для поддержания обратной связи с водителем во время торможений при исправной системе SBC: реактивное усилие на педали изменяется в зависимости от интенсивности торможения.

Естественно, SBC интегрирована с другими, “традиционными” системами активной безопасности, включая ESP и АБС. К слову, на Мерседесе SL антиблокировочная система тормозов работает теперь так, что педаль тормоза вообще не вибрирует. Это не только повышение комфорта. На водительском симуляторе в Берлине мерседесовцы провели специальное исследование и выяснили, что две трети водителей приходят в замешательство, когда при интенсивном торможении в дело вступает АБС и педаль тормоза начинает вибрировать. В лучшем случае они перестают наращивать усилие на педали, а в худшем — и вовсе снижают его. Тесты показали, что при торможении на снежной дороге одно только отсутствие вибраций при работе АБС позволило уменьшить тормозной путь более чем на два метра!

Кроме всего этого, серьезной ревизии подверглись и “механические” компоненты тормозов. Передние диски, например, теперь не только вентилируемые, но и перфорированные, а их толщина увеличена до 32 мм. Представляете?

Конечно же, на модели SL применена система ABC (Active Body Control), дебютировавшая в 1999 году на купе CL (см. АР № 20, 1999). Сами разработчики уверяют, что они нашли бескомпромиссное решение извечной дилеммы, стоящей перед инженерами-подвесочниками: что лучше — ставить мощный стабилизатор, улучшая управляемость, но жертвуя комфортом, или наоборот? Можно не жертвовать ни тем, ни другим, если, конечно, вы готовы пожертвовать кругленькую сумму на такой Мерседес. Система ABC входит в стандартную комплектацию. И теперь, в зависимости от настроения (прохватить “на грани” по горной дорожке или расслабиться), остается лишь выбрать один из двух режимов работы подвески — Sport или Comfort. Но и в том, и в другом случае кузов в поворотах будет крениться едва-едва: если при выполнении “переставки” на предыдущем Мерседесе SL кузов наклонялся на 6,5 градусов, то сейчас — на 3,4. Главное же отличие от системы ABC, которая устанавливается на купе CL, в том, что отныне учитывается и нагрузка (вес водителя, пассажира и груза в багажнике): это позволило при полной нагрузке уменьшить крен еще на полградуса.


А еще SL стал первым Мерседесом с алюминиевой задней подвеской. Здесь вообще много алюминия: из него сделаны капот, двери, передние крылья, складывающаяся крыша, некоторые элементы силовой структуры кузова.

...Передо мной — гора литературы о новом топ-Мерседесе, фотографии, записи в блокноте. Не перелопатить! Скорей всего, чего-то важного я не сказал. Но ведь это первая и, я точно знаю, не последняя встреча с этой потрясающей машиной. Скоро мы на ней поездим.

Сколько стоит? Много, очень много. Первое время Mercedes SL будет предлагаться только с пятилитровым мотором V8. Цена базовой версии в Западной Европе — 94308 евро. Чтобы прикинуть розничную цену в России, нужно вычесть 16% внутреннего налога, а затем прибавить 50% — это наши таможенные и прочие сборы. Получится около 120 тысяч евро. Mercedes SL с мотором V6 будет тысяч на пятнадцать дешевле, а вот “шестисотый” (V12) потянет, видимо, на все 150 тысяч. Но эти версии появятся позже: Mercedes SL с мотором V6 выпустят летом будущего года, а “шестисотый” придется ждать до 2002 года. И знаете, что самое интересное? В Москве за ними выстроится очередь! Я не шучу. Проблема будет не в том, где и как найти покупателя, а как выбить более щедрые квоты для России. Точно такая же ситуация сейчас с продажами купе Mercedes CL, а ведь SL еще круче!

P.S. Только что нам стало известно, что уже подготовлена версия SL 55 AMG. Подробнее — на стр. 5.