reforef.ru 1



Самарина В.В.
ПИШЕМ


КАЖДЫЙ ДЕНЬ


ПО-РУССКИ


Пособие по письму
Книга для студентов
Базовый уровень


ИРКУТСК
2012

ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель пособия - развитие языковой, речевой и коммуникативной компе­тенции в области письменной речи на элементарном и базовом уровнях. Его можно использовать как для самостоятельной работы учащихся, так и в ауди­торных условиях под руководством преподавателя.

Пособие может быть рекомендовано и при работе по другим учебникам, так как оно базируется на стандартах и лексическом минимуме элементарного и базового уровней.
Структура пособия.

Пособие состоит из двух частей.

Первая часть (элементарный уровень) содержит 15 уроков в соответствии с уроками учебника «Дорога в Россию» (элементарный уровень). В первую часть пособия входят три приложения: «Русские имена», «Группы глаголов по типам спряжений» и «Способы образования видовых пар глаголов».

Вторая часть пособия (базовый уровень) включает в себя 6 уроков, что соответствует учебнику «Дорога в Россию» (базовый уровень), и приложение «Таблица окончаний существительных и прилагательных».

Спра­вочный материал окажет помощь учащимся при са­мостоятельной работе.

В пособии осуществляется принцип поэтапной работы по развитию на­выков и умений письменной речи.

В первых уроках первой части пособия даются упражнения на отработку техники письма: упражнения на правильное написание элементов и самих рус­ских букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений.

Лексико-грамматические упражнения языкового уровня помогают закре­пить грамматический материал, данный в учебнике. Это тестовые, подстано­вочные упражнения, работа в пределах текстовых единиц. Коммуникативно-речевые задания направлены на формирование умений:

• написать записку, заявление, поздравительную или пригласи­тельную открытку;


• заполнить анкету, написать биографию;

• написать письмо с учетом регистра общения;

• составить и написать план прочитанного текста;

• написать изложение текста с опорой или без опоры на план и смысло­вые вехи;

• написать небольшое собственное монологическое высказывание;

• написать сочинение с опорой на план, модели предложении и тексто­вой материал;

• составить конспект.

Работа по развитию письменной речевой деятельности проводится по определенной системе, которая реализуется в заданиях выделенных рубрик.

В заданиях «Пишем предложения» учащимся предлагается на­писать предложения по заданной модели.

В заданиях «Пишем микротексты» и «Пишем тексты» представлены упражнения, которые помогают написать тексты на основе предлагаемых моделей и заданной лексики.

При выполнении заданий «Работаем текст» уча­щиеся должны расположить части данного текста в логической последователь­ности, определить основную тему, ответить на вопросы или написать их, само­стоятельно составить план текста.

В рубрике «Пишем изложение» учащимся предлагается на вы­бор один из трех вариантов заданий в зависимости от уровня их подготовки.

Выполняя задания рубрики «Пишем сочинение», учащиеся пишут сочинение биографического характера. Сначала им предлагается напи­сать краткую биографию человека, опираясь на модели предложений и задан­ную лексику. Затем они знакомятся с дополнительными фактами жизни этого человека. Используя эти материалы, учащиеся пишут сочинение по плану, дан­ному в пособии.

Учащиеся овладевают элементарными навыками конспектирования, ко­гда выполняют задания «Пишем конспект». Они должны найти в тексте предложения, содержащие основную информацию, и сократить текст. Работу по составлению конспекта рекомендуется проводить под руково­дством преподавателя.

Особое внимание уделяется работе по словообразованию, лексике и се­мантике слов в упражнениях «Работа с лексикой»


В разделе «Повторяем глаголы» представ­лены лексико-семантические упражнения, в которых обращается внимание на особенности употребления глаголов. В конце каждого урока приводится список глаголов, над синтаксической сочетаемостью которых учащиеся работают под руководством преподавателя.

Используемый в пособии текстовой материал - это специально состав­ленные тексты определенной тематики и культурологической направленности.


УРОК 1 Склонение имён существительных с местоимениями и прилагательными
1. а) Напишите вопросы к выделенным словам.

Образец: Анна рассказывала об этом старом иркутском парке.

О каком парке рассказывала Анна?

1. Мне нравится этот новый интересный журнал.

2. Сегодня в киоске уже нет этого нового интересного журнала.

3. Этому новому интересному журналу только год.

4. Недавно я показал этот новый интересный журнал другу.

5. Мой друг заинтересовался этим новым интересным журналом.

6. Об этом новом интересном журнале он нашёл информацию в Интернете.
б) Напишите микротекст «Встреча с журналистом», отвечая на вопросы и используя словосочетание этот молодой журналист.

1. Статью какого журналиста прочитали недавно Антон и Анна?

2. С каким журналистом они решили познакомиться?

3. Какого журналиста они видели по телевизору?

4. С каким журналистом в субботу встречались в парке?

5. Какому журналисту Антон и Анна подарили цветы?

6. Какой журналист подарил Антону и Анне свои книги?

7. О каком журналисте Антон и Анна рассказали Игорю и Марии?

этот молодой

этого молодого


этому молодому

с этим молодым

об этом молодом


в) Напишите предложения с словосочетаниями серьёзный переводчик, талантливый писатель.
2. Напишите вопросы к выделенным словам.

1. Это красивое современное здание находится на берегу реки Ангары.

2. Раньше здесь не было этого красивого современного здания.

3. Жители дали этому красивому современному зданию название «Мечта».

4. Я увидел это красивое современное здание на сайте «Чудеса света».

5. Туристы восхищаются этим красивым современным зданием.

6. Наша фирма решила снимать офис в этом красивом современном здании.
3. а) Напишите вопросы к выделенным словам.

1. Эта талантливая художница родилась в Иркутске.

2. У этой талантливой художницы недавно была выставка.

3. Мы пришли к этой талантливой художнице на выставку.

4. На выставке мы увидели эту талантливую художницу.

5. Мы познакомились с этой талантливой художницей.

6. Потом мы часто вспоминали об этой талантливой художнице.
б) Напишите микротекст Газета "Иркутская неделя", отвечая на вопросы и используя словосочетание эта известная сибирская газета.

1. Какая газета называется «Иркутская неделя»?

2. Какой газете недавно было 20 лет?

3. Какая газета выходит один раз в неделю?

4. В какой газете всегда можно прочитать много интересного?

5. Редакция какой газеты находится в Иркутске?

6. Какой газетой больше всего интересуются россияне?

7. Какую газету читали преподаватели вчера?

эта известная


эту известную

(в) этой известной



4. Дополните предложения.

1. Все девушки любят _________ модную одежду.

2. Я знаю этого старого _________ учителя много лет.

3. Когда Юра болел, он ходил к этому_________ врачу.

4. Когда на улице холодно, все мечтают о _________ теплой погоде.

5. Когда я поздравляю маму с днём рождения, я желаю ей ___________здоровья и ______ настроения.

6. Антон живет в ____________ доме, в __________ квартире.

7. Игорь встретился с ________юристом, который дал ему полезные советы.

8. Анна прочитала телепрограмму и узнала, что в понедельник можно посмотреть первую серию нового _____________ телесериала, во вторник - _____________ передачу о Русском музее, в среду -______________ французское кино, в четверг - ___________ спектакль, в пятницу можно послушать____ музыку, в субботу можно увидеть __________артиста, который будет выступать в телепередаче, а в воскресенье днём Аня решила посмотреть _____________ старую кинокомедию.


хороший,

хорошее

хорошего

хорошему

хорошим

хорошем

хорошая

хорошей

хорошую



5. Составьте предложения, используйте данные словосочетания. Напишите предложения.

Мой родной город.

Это …

… большой и красивый.

Друзья живут …

Вы были …

… находится в Корее.

Друг написал …

Преподаватель спрашивал …

Я рассказывал …

Я много думал …
6. Продолжите вопросы.

Образец: Какой …?

Какой студент учится в первой группе?

О каком …?

О какой …?

О каких …?

В какой …?

В каком …?

В каких …?

На каком …?

На какой …?

На каких …?

Какой …?

Какая …?

Какое …?

Какие …?

Когда ….

Какого …

Каким …

С какой …

С какими …

К каким …

Сколько времени …

Сколько раз ….

Кому ….

Какому …

Какой …

Каким …
7. Закончите диалоги.
Извините, это место свободно?

- Нет, …
Вы сейчас свободны?

- Да, …
Вы говорите по-русски?

- К сожалению, …
Скажите, пожалуйста, где здесь музыкальный театр?

- Извините, …
Пора обедать.

- А что …


Скажите, кто смотрел новый фильм?

- Никто …
Где вы были вчера?

- Нигде …
8. Закончите предложения. Используйте данные словосочетания: моя старшая сестра, мой старший брат.
Моему другу нравятся ….

… много друзей и подруг.

Я люблю ….

Я всегда покупаю подарки ….

Родители всегда думают ….

Родители ходили в гости ….

Мой новый друг познакомился ….

Вчера я ходил на стадион….

Я написал письмо ….

Я хочу рассказать вам ….

Дома не было ….

… живут в небольшом городе.

… и … хорошие друзья.
Пишем письмо

9. а) Помогите Антону написать письмо Джеку. Допишите окончания.
Привет, Джек!

Пишу тебе перв... письмо из Иркутска. Ты знаешь, что я очень хотел учиться в Сибири, в Иркутске, поэтому я здесь в эт... прекрасн... небольш... городе. Сейчас я учусь в Иркутск… Государственн… Лингвистическ... унивеситет…. Почти каждый день у меня занятия. Сейчас я изучаю только русск... язык, а потом буду изучать ещё русск... литературу и историю, миров… культуру и философию. Я думаю, что будет интересно. Может быть, ты помнишь, что я интересуюсь восточн... культурой и искусством. Я очень люблю современн... арабск... музыку, китайск... и корейск... живопись. Но здесь я хочу познакомиться с русск... культурой. Мне нравится русск... искусство: русск... театр, русск... кино, русск... музыка и русск... живопись.


Ты хочешь узнать, где я был и что видел в Иркутске? Я уже был в Художественн... музее, видел небольш... иркутск… деревянн… дома и камен… церкви. Мне очень понравилась Нов... Набережная. Я ходил в Иркутск... Краеведческ… музей. Эт... знаменит... музею 150 лет. Там замечательн... картины известн… стар… и современн… художников. Особенно мне понравились картины Репина, Брюллова и Поленова. В следующ… письме я расскажу тебе об эт... русск... художниках.

Я узнал, что в Иркутске есть Музыкальн… театр. Там можно посмотреть популярн… оперы и балеты. Недалеко находится Драматический театр, где я хочу посмотреть известн… трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта».

А как твои дела? Где учишься? Что ты сейчас делаешь? Какие предметы изучаешь? Чем ты занимаешься в свободное время? В какой театр ты уже ходил? Что ты там смотрел? В каком музее ты уже был? Что тебе особенно понравилось? Куда ещё хочешь пойти? Чем ты сейчас интересуешься?

Передай привет нашим знакомым и друзьям!

Пока! Пиши.

Антон.
6) Какое письмо Джек напишет Антону, если он живёт в другом городе? Используйте следующие слова и словосочетания:
медицинский институт, русский язык, химия, биология, психология;

театр, балет «Золушка»;

музей, картины Федотова и Иванова;

большой городской стадион, футбол.
в) Напишите письмо Антону, ответив на его вопросы.
Предложный падеж (6). Объект

10. Вы пышете письмо петербургскому другу.

а) О чём вы ему расскажете?

Иркутский Государственный Лингвистический университет, Музей Тальцы, Лимнологический музей в посёлке Листвянка на Байкале, Музей Декабристов, музей Усадьба Сукачева, Музыкальный театр, Драматический театр, Театр юного зрителя (ТЮЗ), красивая большая выставка, новый спектакль, ночной клуб, музыкальная рок-группа, студенческое общежитие, маленькая кухня, удобная комната, активный сосед, милая соседка, сибирский климат, иркутская погода.

б) О чём вы его спросите?

Новая квартира, младшая сестра, старший брат, студенческая жизнь, Новосибирский университет, юридический факультет, будущая профессия, зимний Новосибирск, Новосибирское метро, Летний сад, Академгородок, новая картинная галерея, Новосибирская консерватория, интересный концерт в театре, замечательный хоккейный матч на стадионе.
11. Закончите предложения, выбрав нужные словосочетания:

первая встреча,

престижная высокооплачиваемая профессия,

интересная выставка ,

новый музыкальный спектакль,

деревенская жизнь.

полезная профессия
1. Сейчас Олег Антонов — известный бизнесмен. Ещё в юности он мечтал ____________ .

2. Моя сестра Анна любит музыку. Вчера она рассказала мне _____________.

3. Мои родители часто вспоминают, как они встретились в первый раз. Они любят вспоминать _________________.

4. Раньше Инна часто ездила к бабушке в деревню. Она рассказывала мне __.

5. Макс любит арабскую архитектуру. Он прочитал в газете _____________.

6. Николай — детский хирург. Раньше он всегда мечтал ____________ .
12. а) Напишите словосочетания.

Образец: читать - романтическая любовь

читать о романтической любви

думать - зимний экзамен

мечтать - морское путешествие

рассказать - хорошая гостиница

написать - новый итальянский фильм

прочитать - молодая певица и популярный актёр

говорить - интересный матч

вспоминать - старый учитель

помнить - первая любовь

заботиться - младший брат

б) Напишите предложения с этими словосочетаниями.

Образец: Вечером Мария читала повесть о романтической любви.

Работаем с текстом

13. а) Прочитайте рассказ Славы. Расположите смысловые части текста в логической последовательности.
Мой день

Я – студент. Меня зовут Слава, то есть Ярослав. Я учусь в Техническом университете. Я – будущий инженер. Я хочу рассказать вам, что я делал в первый рабочий день недели.

В понедельник я встал не очень рано, почти в 10 часов, потому что мои занятия начинаются в 13:00. Я позавтракал, выпил кофе и, как обычно, поехал в университет на занятия. Сейчас ноябрь, и на улице холодно. Я ехал на 24 (двадцать четвёртой) маршрутке, смотрел в окно и мечтал о тёплых желтых листьях, о солнечной осенней погоде, о чистом байкальском воздухе. А потом в маршрутку вошла моя подруга, и мы с ней говорили о наших занятиях и о новом преподавателе русского языка.

После занятий я поехал в общежитие. В автобусе я вспомнил, что забыл взять в библиотеке журнал «Русское слово». Я хотел прочитать статью об русской грамматике. Конечно, я возьму журнал завтра. В общежитии я поужинал, немного отдохнул, а потом сделал домашнее задание – нашёл в Интернете статью о самом первом автомобиле в мире и о технических новинках в автомобильной промышленности, о бензиновых машинах и электромобилях. Поздно вечером я перевёл эту статью на немецкий язык.

В университет мы приехали в 12 часов 45 минут. На первой паре1 мы слушали лекцию о современном сибирском писателе Валентине Распутине и о его самой известной книге «Сибирь, сибирь». Во время перерыва я пошёл в столовую. Я пил чай и вспоминал, как хорошо готовит дома моя мама. Я вспоминал о её вкусном борще, рыбном салате и фруктовом торте. Как жаль, что мамы здесь нет!

На второй паре я слушал лекцию о теории относительности и о физической природе космоса.

На третьей паре я слушал лекцию о теории вероятности в математике. Когда я слушал лекцию, я писал конспект.


Ночью я смотрел новый документальный фильм о Восточных Саянах. Сначала я посмотрел последние мировые новости - программу «Сегодня». Я узнал о новом заводе на Урале, о большой выставке в Сибирском научно-техническом центре и о большом успехе русской оперной певицы Анны Нетребко в Париже и в Риме. Ещё я посмотрел художественный фильм «Ребро Адама» о знаменитых американских адвокатах. После фильма я позвонил другу, и мы 5 минут говорили о вчерашнем хоккее. Спать я лёг очень поздно в 3 часа ночи и уже ни о чём не думал.
б) Напишите, о чём или о ком Слава:

Образец: В маршрутке Слава мечтал о солнечной осенней, ....

мечтал в автобусе;

говорил с подругой;

слушал лекцию;

вспоминал во время перерыва в столовой;

хотел прочитать статью в журнале;

перевел текст;

узнал из программы «Сегодня»;

смотрел документальный фильм;

смотрел художественный фильм;

думал, когда лёг спать.

14. Напишите, как вчера прошёл ваш день. Используйте глаголы из текста «Мой день». Что вы делали?
Местоимения свой, своя, своё в предложном падеже (6)
15. Напишите местоимение свой там, где это возможно.

1. Я часто вспоминаю о _____ (моем) родном городе, о _____ (моей)

родной улице.

2. Это _____ (наш сад). Мы всегда с удовольствием работаем в ____ (нашем) саду.

3. Это _____ (ваш) клуб? Вы часто бываете в _____ (вашем) клубе?

4. Максим и Марина - муж и жена. ______ (Их) сын Артём уже учится в школе.

5. Ира, расскажи мне, пожалуйста, о______ (твоём) путешествии в Египет.


6. Моя мама часто рассказывает мне о ____ (моём) дедушке. Я люблю слушать рассказы мамы о ______ (моём) дедушке.
16. Выберите правильный вариант и дополните предложения.

1. Мадрид - родной город Марии. Она часто рассказывает нам ... родном городе. Она говорит, что ... родном городе красивые здания. Я часто спрашиваю Марию ... родном городе и рассказываю ей ... родном городе.

2. У Кати есть маленький сын. Сейчас ... сын живёт с бабушкой в другом городе. Катя часто думает ... маленьком сыне. Она каждый день звонит матери и спрашивает ... маленьком сыне. Мать рассказывает Кате ... маленьком сыне.

3. Пётр купил новую машину. Уже месяц он ездит ... новой машине. Мы спрашивали Петра ... новой машине. Он сказал, что ... новая машина сейчас в гараже. Теперь он всё время думает ... новой машине. Скоро мы поедем в Петербург ... новой машине.

4. У Светланы есть собака. Светлана заботится ... собаке. Подруга Лида часто спрашивает Светлану ... собаке и рассказывает ей ... кошке.

5. Инна и её муж Николай часто вспоминают ... большом доме. ... большой дом находится в деревне. Они живут ... большом доме только летом, а зимой ... доме никто не живет.

6. Жану нравится младшая сестра Виктора. Он часто спраши­вает Виктора ... младшей сестре. Виктор рассказывает Жану ... младшей сестре.

о

а

на


его

её

их

своем

своей



17. а) Дополните предложения, используя местоимения его, её, мой, моя, свой, своя.

Алексей и Люда вместе учились в университете. Они давно не встречались. Алексей приехал в гости к Люде, и они показывают фотографии друг другу. Вот эти фотографии.

Тут фотографии: Алексей, Вика, жена Алексея, школьный друг Виктор,

новая машина Алексея, собака Алексея
Фотографии Алексея

Алексей: «Смотри, это я. Это ... фотография. А это ... школьный друг Виктор. Я часто вспоминаю ... друге. Это ... новая машина, по телефону я уже говорил тебе ... машине».

Люда спросила Алексея ... молодой жене Вике. Алексей ответил, что ... жена - удивительный человек и что он очень любит её.

А ещё Алексей рассказал ... любимой собаке. Он сказал, что ... собака самая хорошая, что он всегда заботится о ... собаке.
Фотографии Люды ( Люда, дочь Анюта, Саша, муж Люды, школьная подруга Галя, старый дом Люды)
Люда: «А вот ... фотография. Здесь мне 20 лет. Это ... школьная подруга. Я тоже часто вспоминаю ... подруге. А это ... любимый муж Саша. В письме я уже писала тебе ... муже».

Алексей спросил Люду ... маленькой дочери. Люда рассказала Алексею ... дочери Анюте много интересного. Ещё Алексею очень понравился старый дом на фотографии. Люда сказала, что это ... дом. Летом она любит жить с семьёй ... старом доме. И Люда немного рассказала ... старом доме .
6) Напишите, о ком и о чём рассказали и узнали Алексей и Люда. Используйте местоимения его, её и свой, своя.

Образец: Алексей рассказал о своём школьном друге Викторе, ...

Алексей узнал много нового о Люде, о её школьной подруге Гале, ...
Предложный падеж (6). Место. Время
18. Знаете ли вы, где находятся эти объекты?

Образец: Исторический музей Красная площадь

Исторический музей находится на Красной площади.

Музыкальный театр

Иркутский цирк

Памятник Гагарину

Центральный телеграф


Гостиница «Ангара»

Музей Декабристов

Центральная научная библиотека

Исторический музей

Драматический театр

Театр кукол

Торговый центр «Престиж»

Стоматологическая поликлиника

Китайский ресторан


Байкальская улица

Центральный бульвар

бульвар Гагарина

Нижняя Набережная

площадь Кирова

улица Тимирязева

Байкальская улица

Красная площадь

Улица Карла Маркса

Байкальская улица

Волжская улица

проспект Жукова

Верхняя Набережная


19. Напишите, где живёте вы и ваши друзья: в каком городе, на какой улице, в каком доме, на каком этаже, в какой квартире (комнате)?
20. а) Образуйте прилагательные от существительных:

история –

химия –

юриспруденция –

физика –

социология –

экология –

философия –

б) Ответьте на вопросы:

На каком факультете учатся будущие историки?

На каком факультете учатся будущие химики?

На каком факультете учатся будущие юристы?

На каком факультете учатся будущие физики?

На каком факультете учатся будущие социологи?

На каком факультете учатся будущие экологи?

На каком факультете учатся будущие философы?

На каком факультете учатся будущие психологи?

На каком факультете учатся будущие филологи?
в) Напишите предложения.

Лингвистический университет, международный факультет, языка, курсы, есть, русский, в, на, язык.

Курсы, язык, подготовительный, русский, на, студенты, по-русски, говорить, учиться, писать, читать.


Прошлая, мы, ходить, в, пятница, театр, музыкальный.

Мы, спектакль, очень, этот, понравиться.

Воскресенье, студенты, футбольная, болеть, команда, в.

Друг, гитара, мой, хорошо, играть, на.
21. Выберите правильный вариант.

1. Каждую неделю мы с подругой ходим в театры. ... мы идём в Молодёжный театр. ... мы ходили в Малый театр, а ... мы пойдём в театр «Современник».


на

прошлой

этой

будущей (следующей)


неделе

2. Директор Дома музыки рассказал, что ... в Доме музыки будет выступать известный итальянский скрипач, ... выступала замечательная испанская певица, а ... выступает знаменитый немецкий пианист.


в

прошлом

этом

будущем (следующем)


месяце

3. Мои друзья всегда интересно отдыхают. ... они ездили в горы и катались там на лыжах. ... они отдыхают на озере Байкал, а ... они поедут на Север на Соловецкие острова.


в

прошлом

этом

будущем (следующем)


году


22. Запишите в свою записную книжку: а) даты жизни известных людей

Образец: Русский учёный Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935).

Русский учёный Константин Эдуардович Циолковский родился в тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году и умер в тысяча девятьсот тридцать пятом году.

• Русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский (1821 - 1881)


• Русский композитор Пётр Ильич Чайковский ( 1840 - 1 893)

• Русская актриса Мария Николаевна Ермолова (1854 - 1928)

• Русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова (1889- 1966)
б) когда и где проходили или будут проходить Олимпийские игры и чемпионаты мира по футболу

Образец: (1998) чемпионат мира по футболу проходил (Франция).

В тысяча девятьсот девяносто восьмом году чемпионат мира по футболу проходил во Франции.
• (2004) летние Олимпийские игры проходили (Греция).

(2008) они проходили (Китай), а (2012) летние Олимпийские игры будут проходить (Англия).

• (2002) чемпионат мира по футболу проходил (Япония и Южная Корея).

(2006) он проходил (Германия), а в (2010) чемпионат мира по футболу будет проходить (Южно-Африканская Республика).
Пишем текст

23. Вы познакомились с Виктором и его семьёй. Напишите своему другу письмо и расскажите, что вы узнали об этой семье.

а) Напишите, где родился Виктор, где живёт его семья.


Кто?

родился живёт

где?

Слова:

• маленький старинный город в Сибири или на севере России;

• новая квартира; небольшой, но современный дом в центре города.
6) Напишите, где и кем работают (или работали), где учатся и чем занимаются, что любят делать Виктор и члены его семьи.


Кто?


работает / работал (кем?)

учится

занимается (чем?)


любит + (что делать?)


где?



Образец: Отец Виктора, Иван Павлович, работает врачом в детской больнице. В свободное время он любит ездить с друзьями на рыбалку.

отец, Иван Павлович

мама, Вера Сергеевна

бабушка, Мария Петровна
дедушка, Павел Иванович
Виктор
старший брат, Денис
младшая сестра, Ася

• врач, детская больница; ездить с друзьями на рыбалку.

• учительница музыки, музыкальная школа; ходить в театр,

• библиотекарь, городская библиотека (раньше); пенсионерка (сейчас);

смотреть телесериалы.

•преподаватель физики, педагогический институт (раньше), пенсионер (сейчас);

играть в шахматы.

•университет, химический факультет, второй курс; кататься на лыжах.

•программист, строительная фирма;

путешествовать.

•школа, десятый класс; гимнастика, спортивная школа.

в) Напишите, кто (Виктор и члены его семьи) думает, мечтает, помнит, вспоминает о чем.


S + Р + О6

Слова:

вспоминать - молодость и первое свидание;

думать - зимний отдых;

помнить - первая поездка в Сибирь на озеро Байкал;

мечтать - летнее морское путешествие; первое выступление на чемпионате России по гимнастике.
24. Напишите рассказ о своём друге и его семье.
Работаем с текстом

25. В тексте «Художница Зинаида Серебрякова» вы встретите новые слова. Познакомьтесь с ними и выполните задания.

1) Подчеркните общий корень в словах;

Художник, художница, художественная (академия); Любовь, любить, любимый, влюблённая (девушка); Работа, работать, заработать, заработанные (деньги);

2)

поступать - поступить куда?


В этом году моя подруга Надя поступала на юридический факультет, но не поступила. А мой друг Андрей поступил в медицинский институт.
Напишите, в какой институт (университет), на какой факультет хотите поступить вы.

3)

бывать, побывать где?


Марина и Максим часто бывают в Драматическом театре. Они уже побывали на спектаклях «Лес», «В джазе только девушки», «На качелях».

Мои друзья любят ездить в сибирские города. Они побывали в Якутске, в Красноярске, в Новосибирске, в Барнауле.
Напишите, где вы побывали в России, в Сибири или на Дальнем Востоке.

4)

выйти замуж за кого? (4)

жениться на ком? (6)

пожениться


Моя подруга хочет выйти замуж за спортсмена. Мой друг не хочет жениться на артистке, потому что вечером ее никогда не будет дома.

Катя вышла замуж за Сергея. Сергей женился на Кате. Они поженились. Теперь они муж и жена.
Напишите, когда женился ваш отец, вышла замуж ваша мать, когда они поженились.

5)

иметь успех (4)


у кого? (2)


не иметь успеха (2)



Известный русский композитор П.И.Чайковский написал много опер. Сейчас его оперы имеют большой успех у зрителей всего мира. Но так было не всегда. Например, его опера «Евгений Онегин» сначала не имела большого успеха.

Этот писатель пишет интересные книги. Они всегда имеют успех.

Я посмотрела первую серию нового телесериала, и мне он не понравился. Думаю, что этот телесериал не будет иметь успеха у зрителей.
Как вы думаете, имеют успех или не имеют успеха у зрителей детективные фильмы?
6) получить признание

Творчество И.С. Тургенева получило общественное признание не

только в России, но и за границей. Его книги получили высокую оценку читателей и имели большой успех.
Напишите, творчество какого русского писателя получило общественное признание в вашей стране.

26. Прочитайте текст «Художница Зинаида Серебрякова» и напишите, какие две основные темы можно выделить в этом тексте.