reforef.ru
добавить свой файл
1

Введение


За годы, прошедшие с начала социально-экономических трансформаций России, трудно назвать какую-либо науку, которая могла бы считаться столь же актуальной, как экономическая психология. Это объясняется рядом причин, в том числе, возникновением множества вопросов, ответы на которые ожидались практиками-экономистами (прежде всего, менеджерами) от специалистов именно этой науки.

Из данных социологических исследований известно, что среди самых неудавшихся задач реформирования на первом месте стоит проблема “экономической преступности” (ее отметило 98 % ответивших экспертов). Второе и третье места разделили “создание рыночной системы управления” и “стимулирование инвестиций” (по 96%). Очевидно, последняя в существенной мере может являться следствием первых двух. Таковы на сегодняшний день достаточно важные, по сравнению с западными, особенности отечественной экономической сферы, в которой существуют соотечественники, в том числе и менеджеры.

Стремление людей разобраться в происходящем подняло экономическое образование «на гребень волны». Современная попытка реформирования образования, имеющая в качестве первоначальных основных целей приведение системы обучения в соответствие с современными требованиями российского общества и мировыми стандартами, является ровесницей и логическим следствием самих социально-экономических реформ. Поскольку ни одно из российских правительств официально не заявляло о смене курса, а продолжительность обучения в учреждениях высшего образования составляет пять лет, уже несколько выпусков экономистов существовавших к началу реформ вузов должны были бы быть подготовлены так, как если бы в России была создана рыночная экономика западного образца. Однако при крушении советской идеологии стало ясно, что Россия является общностью народов, живущих как бы в различных исторических и культурных эпохах. При имевшейся в начале реформ альтернативе - полностью создать новое содержание экономического образования (с целью сформировать совершенно новое экономическое мышление) или заимствовать что-то у Запада, второй путь был выбран как наиболее легкий и приемлемый в ситуации почти прекратившегося государственного финансирования. Поскольку в настоящий момент становится совершенно очевидным своеобразный путь России в ее движении к рыночным отношениям, представляется актуальным и ответ на вопрос, что именно следует заимствовать экономическому образованию России из мирового опыта, если она хочет достичь по-настоящему современного уровня образования и конвертируемости экономических дипломов.


К числу таких особенностей следует отнести российский менталитет, интерес к которому проявляют многие науки, в том числе и экономическая психология.

Предлагаемая читателю книга написана с позиций социокультурного подхода. Это означает, что авторы придают первостепенное значение тем характеристикам человеческой личности, которые формируются и эволюционируют в определенной социокультурной среде, составной частью которой является и экономическая культура.

По нашему мнению, значение человеческих качеств проявляется на макро- и микроэкономическом уровнях. Главные вопросы, на которые должна ответить макроэкономическая психология – каковы «человеческие» последствия смены экономического уклада, в особенности, если она происходит революционным путем, а также возможности предсказания экономического поведения различных групп населения в многоукладной, эволюционирующей экономической среде. Знания, предоставляемые макроэкономической психологией, могут послужить для формирования социально ориентированной экономической политики.

Микроэкономическая психология фокусирует свое внимание на экономическом поведении, ограниченном рамками преимущественного для данной социокультуры, стабилизировавшегося во времени экономического уклада. Она является более разработанной областью знания и может служить руководством для экономически активных людей.

Основная часть книги посвящена вопросам макроэкономической психологии. В нее входят: психология предпринимательской деятельности, психология денег и инвестиционного поведения, психология поведения на рынке труда, психология рекламы. Авторы стремились с позиции социокультурного подхода в экономической психологии найти объяснение явлениям, являющимся в этих областях наиболее актуальными. Очевидно, что увеличение числа предпринимателей в России могло бы послужить созданию «среднего класса», противостоящего обнищанию общества. Это происходит крайне медленно и в достаточно болезненных формах, Существенные тому причины – психологические. В частности, это традиционное для России негативное отношение к предпринимателю, его деятельности, экономической активности вообще. Психологически можно объяснить, а значит и найти пути работы с явлениями вроде отсутствия установки у россиян на активное инвестиционное поведение, особое отношение к труду и т.д.


Микроэкономическим вопросам посвящены главы о проявлении психологических факторов в сфере производства и управления. Читатель найдет в них ответы на вопросы о мотивации труда персонала предприятий, о способах и приемах повышения результативности управленческой деятельности в индустриальном обществе и многие другие.

Коллектив авторов сходится во мнении, что залогом успеха современного отечественного менеджера, предпринимателя, любого экономические активного человека является не только и не сколько система знаний, правил и рекомендаций по успешному ведению бизнеса, сколько серьезная мировоззренческая позиция, глубокое понимание причинно-следственных связей в явлениях социально-экономической реальности, привычка к рефлексии и стремление к самосовершенствованию.

Выражаем надежду, что наша работа будет интересна широкому кругу читателей, участвующих в практическом решении различных экономических проблем - менеджерам, предпринимателям, экономистам самого широкого спектра специальностей, а также аспирантам и студентам, стремящимся к совершенствованию экономического образования.
Научный редактор – И. В. Андреева

В состав авторского коллектива входят:

Д. э. н., канд. психол. н., профессор И. В. Андреева (Введение; глава 1: 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6; гл. 2: 2.3. гл. 3: 3,7);

К. э. н., доцент Н. Ф. Дмитревская (Глава 1: 1.7; гл. 4; гл. 9);

Д. э. н., профессор А. А. Сарно (гл. 7)

Д. э. н., канд. психол. н., профессор А. Л. Слободской (Гл. 2: 2.1, 2,6.);

Д. э. н., профессор В. А. Спивак (Гл.1: 1.3; гл. 3: 3,7; гл. 8)

К. э. н., ведущий н. сотр. Е. Г. Филатова (Гл.2: 2,4; 2,5; гл. 3; гл. 5; гл.)

К. психол. н., доцент И. В. Яковлева (Гл. 2: 2.2.)

Авторский коллектив выражает благодарность своим коллегам, преподавателям и научным работникам Кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов, принявших участие в обсуждении разделов и тем настоящей работы. Приносим благодарность студентам СПбГУЭФ, принявшим участие в научно-исследовательской работе по проблемам экономической психологии, материалы которой частично вошли в книгу: Андрееву Павлу, Герасименко Ирине, Мальцевой Светлане, Эпштейн Мае.