reforef.ru 1
1. природа и сущность орг-ции. определение орг-ции. логическое соотношение между значениями термина «организация»


2. парадигма организации. природа организации. генезис организации. черты и св-ва орган-ции.

3. задачи изучения дисцип-ны «то». предмет и содержание курса.

4. то как область знания и методологическая база управ-кой практики. соврем-е проблемы исслед-я, реорганизации и формирования организаций в россии.

5. значение исторического опыта развития теории организации. классическая теория ф. тейлора, гилберта, гантта. принципы организации (структурные, процесса, конечного результата) по а. файолю. рациональная бюрократическая организация по м. веберу.

6. эффективная организация в рамках «системы – 4» р. лайкерта на основе челов-ких мотиваций. 4 стиля руководства

7. (10). важность организаций. организации как открытые системы. конфигурация организаций. структурные и контекстуальные параметры организаций. (классификация систем)

8. оценка эффективности организаций. ситуационные подходы к оценке эффективности: целевой подход, ресурсный подход, подход с учетом внутренних процессов.

9. системный подход в то. опред-е системы. система и окружение. подсистемы. нек-е макроскопические св-ва систем. целостность и независимость.

11. введение в понятие «самоорганизация». общая харак-ка процесса самоорганизации. самоорган-я как источник порядка и развития систем. основные типы самоорган-ся систем.

эволюция самоорганизации социальных систем предполагает:

13. общие основания законов организации. понятие «зависимость», закономерность, закон как общенаучные категории. законы неорганического, органического и надорганического мира.

14. законы общие и специфические. законы организации и законы для организации. механизм действия и механизм испол-ния объектив-х законов. общая харак-ка законов орган-ции и наличие общего в системах разной природы.

15. закон синергии. синергия как единство многообразия.


16. закон самосохранения. самосохранение как поддержание и воспроизвод-во (репродукция) внутр-х взаимосвязей системы.

17. закон развития. смена фаз жцс.

18. закон единства анализа / синтеза.

19.закон информированности-упорядоченности.

20. законы композиции и пропорциональности. предварит-я декомпозиции и последующая композиция.

21. компоненты внутренней среды организации. основополагающие элементы современной организации.

26. классификация организаций

26. основные организационно-правовые формы организаций. рыночные формы производственно-хозяйственных орган-ций.

27. миссия и цели организации. классификация целей организации. основные функции организаций.

29.организация малых предприятий. разновидности форм организации малых предприятий.

30. организация исполнительной власти. огу. функции гу.

31. особенности государственных организаций.

32. жцо.

34. понятие организационной структуры управления, ее назначение.

38. оценка эффективности организ-ных проектов. корректировка организационных структур.

39. коммуникации в организации.

40. организационная культура и этические ценности.

41.источники этических ценностей в организации.

43.инновация и изменения. стратегическая роль изменений. инкрементальные и радикальные изменения.

47. управление знаниями. нематериальные активы организации. функции управления знаниями. концепция управления талантами.

48. процесы принятия решений в организации. индивидуальное принятие решений. модели принятия коллективных решений.

50. межгрупповой конфликт в организации. источники.

51. власть и организация. власть личности. источники вертик-й и гориз-й власти. тактика усиления власти.


54.основные формы интеграции в бизнесе. особенности корпорат-го управ-я.

55.фпг как средство формирования современного крупного производства. тнк. м-народные совместные предприятия.

56. государственное регулирование и поддержка предприятий. цели и задачи госуд-го регулирования. принципы госуд-го регулирования.

57. формы и методы государственного регулирования предпринимательской деят-ти

1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ОРГ-ЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГ-ЦИИ. ЛОГИЧЕСКОЕ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЗНАЧЕНИЯМИ ТЕРМИНА «ОРГАНИЗАЦИЯ»

1)Орг-ция – объединение людей для достижения общих целей (например, ВУЗ, орган госвласти, компания), т. е. реально существующая соц-ая сис-ма. 2)Орг-ция – внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого, связано со строением (устройство, например, машины, мех-ма, орг-ции, используется для исследования струк-ры взаимодействия чего-либо). 3)Орг-ция – совокуп-ть целенаправленных процедур или действий, ведущих к образованию необходимых связей (например, процесс – все в мире организованно, чел-к постоянно изучает орг-цию и пытается регулировать эти процессы). 4)Орг-ция – строение, взаимосвязь составляющих описываемого (устр-во, формирование, взаимосвязь). Вывод: Орг-ция отражает яв-ия и события, м\т быть процесс или сис-ма. Форма орг-ции м\т быть объективной и субъективной. Орг-ция м\т прояв-ся в матер-ой, интеллектуальной и смешанной форме. Формы интеллектуальной орг-ции – любые знания чел-ва , процесс их получения, анализа, систематизации. По средствам интеллектуальной орг-ции чел-к воспринимает происходящее, постигает сущность, сравнивает яв-ия и события. ТО – ЭТО ВСЕОБЩАЯ ОРГ-АЯ НАУКА. Представляет единые общие для всех объектов аспекты орг-ции объектов и сис-ем. Вывод: Орг-ция имеет самое непостредственное отношение к формированию, функционированию и развитию всего в этом мире. Нужны стройные научные представления о сущности содержания процессов орг-ции. На предприятиях орг-ция – это сис-ма и инструмент орг-ции компании. В рамках гос-ва орг-ся сис-ма законод-ой, исполнительной и судебной власти. Здесь проявляется и субъективная деятельность-творчество. Прикладная орг-ция-субъективная деятельность, основанная на матер-ых принципах. Вывод: Орг-ция хар-ет объективные, субъективные и смешанные процессы или сис-мы в матер-ом, интеллектуальном и смешанном выражении. Эта формулировка подчеркивает самый широкий, универ-ый, всеобщий хар-ер орг-ции как основы представлений и целенаправленных действий чел-ка в окруж-ем мире. Термин «орг-ция» употребляется как в научном, так и в бытовом языке универсально, применительно к любому процессу и любой сис-ме. ОРГ-ЦИЯ ИМЕЕТ ДВОЙСТВЕННУЮ ПРИРОДУ. С одной стороны, ее всегда образует определенная группа матер-ых эл-ов из конкретной сис-мы, имеющих свою сущность, струк-у и особые формы существования. С др-ой – орг-ция есть форма процесса упорядочения эл-ов любых сис-ем в структурно орг-ые группы, различающиеся по сложности, способные выполнять особые функции, задачи. Природа орг-ции м\т иметь как объективное, так и субъективное и смешанное начало.
2. ПАРАДИГМА ОРГАНИЗАЦИИ. ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИИ. ГЕНЕЗИС ОРГАНИЗАЦИИ. ЧЕРТЫ И СВ-ВА ОРГАН-ЦИИ.

ПАРАДИГМА - строго научная, общепризнанная теория, представленная моделью основных понятий. ПАРАДИГМА ОРГ-ЦИИ позволяет четко выделять не т\о присущее всем единое, общее, но и весь спектр различий в орг-ции обл-ей знаний, методик их применения. С фил-кой т. зр. формир-е и применение парадигмы орг-ции обуславливает необходимость рассмотрения практики в кач-ве истины в процессах построения наших представлений об окруж-м мире. Этим определяется эффект-ть сопоставления теории и практики, что обеспечивает проверку правильности научных взглядов и концепций с помощью орг-ции эксперимента. ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРАДИГМА ОРГ-ЦИИ приобретает в качестве инструмента обеспечения связи м\у самост-ыми темами, разделами, направлениями не т\о одной, но и различных обл-й знаний. Также, парадигма орг-ции призвана отражать представления, обоснования и адаптации инновационных идей и подходов к реальным сис-ам, условиям их использования. В этом смысле она способна облегчить стадию внедрения нововведений, убедительно и достоверно раскрывая суть предлагаемого на понятных примерах и аналогиях. ОРГ-ЦИЯ ИМЕЕТ ДВОЙСТВЕННУЮ ПРИРОДУ. С одной стороны, ее всегда образует определенная группа матер-ых эл-ов из конкретной сис-мы, имеющих свою сущность, струк-у и особые формы существования. С др-ой – орг-ция есть форма процесса упорядочения эл-ов любых сис-ем в структурно орг-ые группы, различающиеся по сложности, способные выполнять особые функции, задачи. Природа орг-ции м\т иметь как объективное, так и субъективное и смешанное начало. ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение и последующий процесс развития, приведший к определенному сост-ию. Приступая к исследованию генезиса орг-ции, необходимо прежде всего ответить на вопрос: что первично в орг-ции – процесс или сис-ма? Всякая сис-ма яв-ся рез-ом процесса ее орг-ции, но не всякий процесс заканчивается созданием сис-мы. Вывод: ОРГ-ЦИЯ, КАК ПРОЦЕСС-ПЕРВИЧНА, КАК СИС-МА – ВТОРИЧНА. Какова природа процесса орг-ции? Имеет место объект-я природа орг-ций, т.е. случайный, эволюционный процесс происхождения, формирования мироздания. А субъект-й процесс орг-ции – целенаправленная деят-ость чел-ка по совершенствованию форм построения процессов и сис-ем. Реальная орг-ция в лице чел-ка, группы объединяет эти 2 начала в смешанный объективо-субъективный процесс. Т.е. орг-ция имеет двойственную объективо-субъективную природу. Как формируются отношения м\у объективной и субъективной орг-цией? Чел-к пытается выяснить устойчивые позиции объект-й орг-ции. Познает окруж-й мир, а затем повторяет, адаптирует или модернизирует их применение. Задача любого чел-ка – лучше узнавать природу и успешно применять для адаптации.


МИССИЯ - образ компании, предназначение компании, ее кредо, выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. ЦЕЛИ - конкретные намерения о реализации миссии.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ВСЕХ ОРГ-ЦИЙ: 1)имеют цель; 2)проходят этапы «зарождения-роста-развития-упадка»; 3)обмениваются вещ-ом, энергией, информацией; 4)борются за существование; 5)способны к слиянию и размножению; 6)образуют родственные сообщества; 7)болеют, стареют и умирают. СВ-ВА ОРГ-ЦИИ: 1)иерархичная струк-ра и сменяемость эл-ов при относительно стаб-ой струк-ре; 2)развитие и способность к объединению с др. орг-циями, росту, усложнению; 3)обмен вещ-ств, энергией инф-ей с др. орг-циями и с внеш. Средой; 4)адаптация к изменениям внеш. среды; 5)целенаправленность (ориентация орг-ции на постановку и достижение желаемого); 6)дискретность (прерывность, выделение составляющих); 7)цикличность (периодическое повторение определенной последовательности); 8)оперативность (быстрота, своевременность); 9)гибкость (способность к адаптации); 10)корпоративность (способность к групповой ассоциации); 11)селективность (способность к совершенствованию путем отбора, закрепления и развития необходимых качеств). Реорганизация – более\менее значит-ые изменения струк-ы, функций орг-ции вызванные потребностью повысить эффективность или изменить цели. Дезорган-ия – нарушение, разрушение орг-ции противостоящее процессу орг-ции. Кач-во орг-ции оценив-ся устойчивостью и эффективностью достижения цели. Кач-во зависит от орг-ти струк-ры орг-ции. Орг-ость – мера орг-ции по отклонению текущего состояния от желаемого. Эффек-сть зависит от способности к самоорг-ции и от кач-ва управления.
3. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИП-НЫ «ТО». ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

В курсе «ТО» испол-ся 3 смысла термина «организация», т.к идет и об организациях как управляемых объектах, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллективом, и о проектировании организаций с разработкой их организационных структур.


Задачи ТО: 1)получение знаний об орг-ции как процессе и объекте; 2)исследование прогресс-х форм орг-ции; 3)изучение методов орг-го проектиров-я. РЕЗ-ОМ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ д\ы стать знания об орг-ции как о сложной динамической сис-ме во всем ее проявлении. ПРЕДМЕТ ТО: общие, частные, специфические зак-ны, действующие в орг-х сис-ах, а также мех-мы их прояв-ия и использ-ия. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТО: 1)позновательная-исслед-ие процессов орг-ций в соц-х сис-ах; 2)методологич-я-разработка методов и мех-ов, позволяющих раскрывать процессы станов-ия, развития сложных орг-нных сис-м; 3)рационально-орг-ющая-обобщение опыта для последующего использ-ия; 4)прогностическая-позволяет сделать прогнозы и предотвращать проблемы. ГЛАВНЫЙ ПОСТУЛАТ ТО – о закономерностях развития: орг-ые сис-мы развиваются по объективно сущ-им зак-ам, они м\т быть выявлены и использованы при решении практических задач создания, проектирования, функционирования и ликвидации орг-ий. СОВРЕМЕННАЯ ТО ВОЗНИКЛА НА СТЫКЕ НЕСК-ИХ ДИСЦИПЛИН. В нее включают экон-ие, юрид-ие науки, инфор-ку, социол-ию, психологию. Этот перечень свидетельствует о ее междисциплинарном хар-ре и широкой компетентности, затрагивающей различные обл-ти как гуманитар-ого, так и естественно-научного знания. ТО БАЗИРУЕТСЯ КАК НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУКАХ (матем-ка, технические науки (теория мех-ов и машин), естественные науки (физика, химия), информ-ка (программирование сис-м), теория управ-я (кибернетика), общая теория сис-м (системология)), так и на практике (в обл. политики, эк-ки, произв-ва, торговли, соц-х программ, права, образ-ия, науки, искусства).
4. ТО КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА УПРАВ-КОЙ ПРАКТИКИ. СОВРЕМ-Е ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕД-Я, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ.

ТО – обл. научного знания об общих закономер-ях образов-ия, устр-ва, функционир-я и развития орг-ций как слож-х динамич-х сис-м, имеющих цель. В последнее время мощный импульс получило становление и применение самостоятельного, специализированного инструментария соц-х сис-м. Расширение представлений о внутренних состояниях и изменениях в процессах и сис-ах орг-ции, прежде всего в соц-ой сфере, породило необходимость разработки, адаптации и применения целого колмплекса соц-х методов. Практическая орг-ция соцсис-ем отлич-ся огранич-ой степенью формализации их построения, функциониров-я и развития. Состав и содерж-е примен-ых здесь методов дополняются спец-ми инструм-ми в соответствии с конкретными обстоятельствами, условиями, уровнем развития ставящихся и решаемых задач соц. орг-ции. Методол-ия-это логическое учение о том, какую группу методов, с каких научных позиций и как надо применять в данном исследовании, с тем, чтобы получить верный рез-ат.


МЕТОДЫ ТО: 1)индукция – из множ-ва фактов позволяет осмысление опыта, имеет 3 формы: обобщающее-описательная, статистич-ая, абстакто-аналитическая (устные зак-ы, отражают связи; анализ, синтез, исследования и т.д.); 2)комплексный подход (примен-ся к из-нию орг-ых отношений, изначально опред-ет место и роль каждой изучаемой состав-щей в общей сис-ме представлений, это особенно необходимо для того, чтобы изначально не упустить редкий сегмент возможных прояв-ий орг-ции, основополаг-ий метод исследования всей совок-ти орган-ых отнош-ий). Состав и содержание методов широки и разнообразны. К методам исследования относят и такие сложные как прогнозирование (представление о том, к чему орг-ия должна и м\т привести в будущем) программирование (проектирование предстоящих орг-ых изменений) и моделирование (прораб-ся вар-ты развития орг-ции и их последствия). Они относятся не т\о и не столько к методам исследования, ск-ко к методам разработки и осущ-ия реальной орг-ции. Определяющее значение в выборе и применении методов имеют сами объекты исследования, особенности их формирования, функц-ния и развития. Соврем-я модель формирования и развития общ-ва основывается на обеспечении возможностей более свободной и самост-ой деят-ти всех субъектов. Уже это обуславливает перераспределение и модернизацию целого ряда проявлений и развития орг-ций. В последнее время наиболее полно они прояв-ся в процессе проведения соц-о-эк-их реф-ом в России. С одной стороны, с началом проведения реформ прогрессируют децентрализация, расширение возможностей коммуникации, развитие прямых горизон-ых связей. С др. стороны, новые тенденции развития самоуправ-я увелич-т число хоз-их субъектов, расширяют приемы и способы орг-цых изменений. При это значительная часть противоречий возникает в рез-те нарушения соответствия м\у ур-нем развития самоуправ-я субъектов и степенью соверш-ва орг-ции.

5. ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Ф. ТЕЙЛОРА, ГИЛБЕРТА, ГАНТТА. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ (структурные, процесса, конечного результата) по А. ФАЙОЛЮ. РАЦИОНАЛЬНАЯ БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО М. ВЕБЕРУ.


Тейлора считают родонач-ом науки управ-ия. усилиями тейлора, вебера, файоля был заложен фундамент классической теории орг-ций – эф-ая орг-ция это сис-ма, построенная на строго формальных принципах. Представители этой теории стремились конструировать орг-ию очень тщательно. Основ-ые принципы управления: 1)Принцип координации (обязывает согл-ть должностные функ-ции как по гориз-ли, так и по вертикали); 2)Скалярный принцип (означает необходимость иерархического постр-ия орг-ции); 3)Функциональный (должностные обязанности на каждой ступени управления д\ы быть определены наст-ко детально, наск-ко это возможно); 4)Принцип порядка (соответствие людей стр-ре); 5) Прин-п единонач-ия (запрещение 1го чел-а подчин-ся сразу 2ум рук-ям); 6)Принцип департаментализации (требует строить орг-ю «сверху вниз»); 7)Прин-п диапазона контроля (дир-ор крупного предпр-ия не д\н иметь более 3-6 подчин-ых, т.к. кол-во возможн-х связей, кот-е придется конрол-ть рук-ю возрастет); 8)Прин-п соответ-ия (равен-во власти и ответ-ти на всех уров-х). Сис-ма Тейлора построена на жесткой регламентации труд-х процессов, хронометрировании, разделении раб-х функ-ий и доведении их до автоматизма. Френк и Лили Гилберт и Генри Гант так же с помощью микрохронометра и киносъемок изуч-т трудовые процессы. Графики Ганта до сих пор использ-ся в промыш-ти для нормиров-ия трудового процесса. ФАЙОЛЬ создал админ-ю теорию управ-ия. Он утверж-ал, что управлять значит вести предпр-ие к опред-ой цели, извлекая max из имеющихся в распоряжении рес-ов. Структурные принципы: раздел-е труда, единство рук-во, центр/децентр, власть и ответ-ть; принципы процесса: дисциплина, справед-ть, вознагр-е, единство команд; принципы конечного рез-та: стабильность, порядок, инициатива, корпорат-й дух.

РАЦИОНАЛЬНАЯ БЮРОКРАТИЧ-Я ОРГАН-Я ПО М. ВЕБЕРУ если каждый б\т знать, что и как делать, и точно испол-ять все инструкции, то любое предпр-ие б\т раб-ать, как хорошо завед-ый мех-изм. Теория Вебера яв-ся идеологией бюрократии. Хотя бюрократия и была до Вебера, но он пок-ал, что четкая рег-ия функц-ий, полномочий и ответств-ти придает процессу управления большую соглас-ть и орган-сть. Отрицательной стороной бюрократ-ой орг-ции яв-ся то, что она не остав-ет возможностей для твор-ва и сознат-ого выбора, не повышает ответ-ти, а прячется за инструк-ями, чтобы ее всегда м\о было избежать.

6. ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В РАМКАХ «СИСТЕМЫ – 4» Р. ЛАЙКЕРТА НА ОСНОВЕ ЧЕЛОВ-КИХ МОТИВАЦИЙ. 4 СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

Р. Лайкерт разраб-ал собственную теорию стилей рук-ва. 4 модели стилей: в модели 1: рук-ль не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений, а задачи спускаются сверху вниз уже готовыми. Основ-й стимул – страх и угроза наказания, вознаграждения случайны. Модель2: рук-во удостаивает подчин-х некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть реш-ий делегир-ся вниз, но приним-ся они в строго предпис-х границах. Модель 3: рук-во прояв-ет большое, но не полное доверие к подчиненным. Общие воп-сы реш-ся наверху, частные делегир-ся вниз. Для мотивации использ-ся огранич-ое включение в принятие реш-ий. Модель 4: хар-ет полное доверие. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням. Поток коммуник-ий идет не т\о вверх-вниз, но и гориз-но. Эта модель ориентир-на на отнош-ия, в основе кот-ых лежит бригад-ая орг-ия труда, коллегиальное управление, делегир-ие полномочий и общий контроль. Модель 2 и 3 промеж-ые. Преимущ-ва концепции Лайкерта в том, что ее м\о легко операционализ-ать. Лайкерт опросил сотни менеджеров в десятках компаний для того, чтобы док-ть: самая эф-ая, продук-ая орг-ция имеет рук-ля, которого м\о охарак-ть моделью 4.

Разработанная Лайкертом "Система-4" предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях, к-е должны проявляться через: процесс выдвижения целей; принятие решений; контроль; децентрализацию.
7. (10). ВАЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ. ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ. КОНФИГУРАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ. СТРУКТУРНЫЕ И КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОРГАНИЗАЦИЙ. (КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ)

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК ОТКРЫТЫЕ ИЛИ ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ. Открытая харак-ся максим-ным взаимодействием с окруж-й внешней средой через обмен ресурсами, продукцией, инф-цией… выживание зависит от внешней среды => вынуждено постоянно адаптироваться. Закрытые не зависят от внешней среды. Естественные – все их ф-ции опред-ся природой, искусственные – опред-ся ч-ком. Детерминированные (твердые) – лишение организации, самоорганизации инициативы, стохастические(мелкие) – не возможен четкий прогноз. Простые – не имеют цели и внешнего действия, сложные – имеют цель и выполняют заданную функцию, способны к поиску, выбору решения, памяти. И др…


В ТО объектом из-я яв-ся организационные системы, в к-х главными элементами яв-ся люди, а важнейшими отношениями являются экономические и социальные. Организационная система – целостное образование направленного действия, состоящее из взаимосвязанных элементов(людей, коллектива) и обладающие ф-циями.
8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ. СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД, РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД, ПОДХОД С УЧЕТОМ ВНУТРЕННИХ ПРОЦЕССОВ.

ОЦЕНКА ЭФ-ТИ ОРГ-ЫХ СИС-М проводится с целью выбора наиболее рац-ого вар-та струк-ры или способа ее совершенствования. Эф-ть орг-ой струк-ры д-на оценив-тся на стадии проектир-я, при анализе струк-р упр-я действующих орг-ций д/ы планир-я и осущ-я мероприятий по совершенствованию упр-я. Комплексный набор критериев эф-ти сис-мы упр-я формир-ся с учетом 2-х направлений оценки ее функционир-я: 1) по степени соотв-я достигаемых рез-ов установленным целям производственно-хоз-ой орг-ции; 2) по степени соотв-я процесса фукнционир-я сис-мы объективным треб-ям к его содерж-ю, орг-ции и рез-ам. Критерием эф-ти при сравнении различных вар-ов орг-ой стрк-ры служит возм-ть наиболее полного и устойчивого достиж-я конечных целей системы упр-я при относ-но меньших затратах на ее фнкционир-е. Критерием эф-ти мероприятий по совершенствованию орг-ой струк-ры служит возм-ть более полного и стаб-ого достиж-я устан-ных целей или сокращ-я затрат на упр-е, эффект от реализации к-ых д-н за нормативный срок превысить произв-ые затраты. ПРИ ОЦЕНКАХ ЭФ-ТИ ОРГ-ОЙ СТРУК-РЫ м-т быть исп-ны следующие пок-ли: 1) хар-щие эф-ть сис-мы упр-я, выражающиеся ч/з конечные рез-ты деят-ти орг-ции и затраты на упр-е. м-т рассм-ся: объем выпускаемой продкции, прибыль, себестоимость, капит-ые вложения, кач-во продукции. 2) хар-щие содерж-е и орг-цию процесса упр-я, в том числе непосредственные рез-ты и затраты упр-ого труда. В кач-ве затрат на упр-е учит-ся текущие расходы на содержание аппарата упр-я, эксплуатацию технич-их ср-в, подготовку и переподготовку кадров. 3) хар-щие рац-ть орг-ой струк-ры и ее технико-организационный уровень. Они м-т исп-ся в кач-ве нормативных при анализе эф-ти проектируемых вар-ов орг-ых струк-р. К ним относ-ся: принятие нормы управл-ти, уровень централизации ф-й упр-я.

9. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ТО. ОПРЕД-Е СИСТЕМЫ. СИСТЕМА И ОКРУЖЕНИЕ. ПОДСИСТЕМЫ. НЕК-Е МАКРОСКОПИЧЕСКИЕ СВ-ВА СИСТЕМ. ЦЕЛОСТНОСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – исследование целостности организации ч-з выделение многообразных элементов, всех типов связей м\у ними и сведение в единое целое. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - Особый метод научного анализа организации, когда организация рассматривается по многоэкранной схеме. «СИСТЕМА» - комплекс взаимосвязанных элементов вместе с их связями и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внешней средой. Системы имеют линию жизни, они рождаются -> период становления -> упадка ->сменяется другими системами. Все организации являются системами. Среда для системы выступает надсистемой. Модель белого/черного ящика, Белый ящик - система состоит из известных компонентов, соединенных по известным образом, действующих по известным законам. Черный ящик - невозможно понять, что происходит внутри организации, но известны параметры входа и выхода. Системный анализ используется в теории организации для из-я закономерностей строения и функционирования организаций. Подсистемы. Крупные составляющие сложный систем, таких как организация, ч-к или машина, зачастую сами яв-ся системами. Эти части наз-ся подсистемами. Подсистемы могут состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом
11. ВВЕДЕНИЕ В ПОНЯТИЕ «САМООРГАНИЗАЦИЯ». ОБЩАЯ ХАРАК-КА ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ. САМООРГАН-Я КАК ИСТОЧНИК ПОРЯДКА И РАЗВИТИЯ СИСТЕМ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ САМООРГАН-СЯ СИСТЕМ.

ЭВОЛЮЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

1 – наличие заранее определенной цели в окрукаждой системы. 2 – гибкость, адаптивность и изменчивость структур. 3 – необходима в организации децентрализация и участие работников в принятии решения. 4 – многоцелевое принятие ресурсов. 5 – в организации должно быть сочетание управления и самоуправления. 6 – самообразование, самовоспламенение и самоконтроль. 7 - саморазвитие – переход на новый уровень. САМООРГАНИЗАЦИЯ – необратимый процесс, приводящий в рез-те кооперативного взаимодействия подсистем к образованию более эффек-х структур с позиции системы. Самоорганизация – основной процесс эволюции сложных систем. САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ — это открытые системы, они свободно обмениваются с внешней средой энергией, веществом и информацией. Условия для самоорганизации: 1) гетерогенность – неоднородность систем. 2) поток энергии ч\з динамическую систему. 3) отбор от бракованных подсистем. Сначала самоорганизация присуща только живым системам,но развивается кибернетика – наука о управлении, которая рассматривает управление животными и машиной. Кибернетика исследует алгоритмы, позволяющие управлять системой, чтобы она функционировала к этой цели. Синергетический – система сама запускает механизмы самоорганизации. Системы бывают: самонастраивающиеся – накопленный опыт выражается в в изменении целей; саморазвивающейся – цели, структура разрабатываются самостоятельно, увеличивает спрос; самообучающиеся – в процессе развития происходит обучение. Вырабатывает собственные критерии и стремления к их достижению.

13. ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ЗАКОНОВ ОРГАНИЗАЦИИ. ПОНЯТИЕ «ЗАВИСИМОСТЬ», ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, ЗАКОН КАК ОБЩЕНАУЧНЫЕ КАТЕГОРИИ. ЗАКОНЫ НЕОРГАНИЧЕСКОГО, ОРГАНИЧЕСКОГО И НАДОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

«зависимость»- основа формирования закона, показывает связь м\у входным действием и результатом преобразования входного действия. «Закон»– объективно существующая необходимая существенная, устойчивая и повторяющаяся связь м\у явлениями в природе и обществе. На основе знания закона можно понять и предвидеть будущее. «Закономерность» – совокупность связанных законов, рассматривается как расширение закона. 2 категории законов: законы природы(человеческого общества), они абсолютно объективны, не противоречат и не регулируемы. Законы, разрабатываемые людьми – первичные, непоследовательные, противоречивы. м\у законом и закономерность существует постоянная зависимость, а именно законы постоянно открытые, служат ступенькой для познания следующих. Законы различают по сфере действия и по степени общности: всеобщие (выражают взаимосвязь м\у наиболее универсальными свойствами и явлениями природы), частные, спецефические(изучаются частными науками: физика, биология, история, экономика). Закон природного мира: закон оптимальной самореализации как мира, так и его составных элементов на основе их активности и динамического равновесия; закон единства природного мира и качественного многообразия его форм; закон сменяемости- функционирование и развитие материальных структур в природе о существовании не прямо и не последственно, а через смену их составных элементов; закон обеспечения динамического равновесия – всякое структурное образование существует лишь до тех пор, пока в нем сохраняется динамическое равновесие м\у его элементами.
14. ЗАКОНЫ ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ. ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЗАКОНЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ И МЕХАНИЗМ ИСПОЛ-НИЯ ОБЪЕКТИВ-Х ЗАКОНОВ. ОБЩАЯ ХАРАК-КА ЗАКОНОВ ОРГАН-ЦИИ И НАЛИЧИЕ ОБЩЕГО В СИСТЕМАХ РАЗНОЙ ПРИРОДЫ.

общие законы - выражают взаимосвязь м\у наиболее универсальными свойствами и явлениями природы, действуют во всех материальных системах; специфич-ие – действуют в конкретных ситуациях или видах деят-ти. Закон природного мира: закон оптимальной самореализации как мира, так и его составных элементов на основе их активности и динамического равновесия; закон единства природного мира и качественного многообразия его форм; закон сменяемости - функционирование и развитие материальных структур в природе о существовании не прямо и не последственно, а через смену их составных элементов; закон обеспечения динамического равновесия – всякое структурное образование существует лишь до тех пор, пока в нем сохраняется динамическое равновесие м\у его элементами.
15. ЗАКОН СИНЕРГИИ. СИНЕРГИЯ КАК ЕДИНСТВО МНОГООБРАЗИЯ.

ЗAКOН CИНEPГИИ - вoзмoжнocти opгaнизaции в цeлoм бoльшe, чeм cyммa вoзмoжнocти ee cocтaвныx чacтeй, взятыx в oтдeльнocти. Дaнный эффeкт oбecпeчивaeтcя зa cчeт взaимнoй пoддepжки и вcecтopoннeй пpopaбoтaннocти peшaeмыx opгaнизaциoнныx зaдaч. В peзyльтaтe coвмecтнoй дeят-ти дocтигнyтый эффeкт c лиxвoй пoкpывaeт пoтepи oт oгpaничeния caмocтoятeльнocти. Действие закона синергии в организациях отличается от действия в естественных системах. Любая организация обладает потенциалом (организационный, производственный, экономический, правовой,..), потенциал зависит от квалификации работников, технологической насыщенности, профессионализма руководителей. Синергия – процесс изменения потенциала, она может вызвать как положительные, так и отрицательные последствия. Суть: привлекаемые ресурсы либо усиливают друг друга, либо ослабевают, => потенциал заметно больше или заметно меньше. Повышение => приобретение новых ресурсов, понижение – вывод из процесса части ресурсов. Применительно к социа-м организациям закон синергии проявляется, в частности, в приросте энергии, превышающем сумму индивид-х усилий членов организации. Это явление предопределило переход челов-ва к организованным формам трудовой и общес-ной деят-ти и привело к возникновению организаций. Основная трудность управ-я эффектом синергии состоит в том, что в отличие от физических систем, для к-х существуют единицы измерения энергии и методы оценки энергетического потенциала, для организационных систем пока еще нет способов объективной оценки ур-ня внутренней энергетики. Решение практич-х задач управ-я деловой организацией вынуждает исследователей вести активные поиски в направлении разработки таких оценок. Наиболее простой способ заключается в оценке показателей деят-ти анализируемой организации по сравнению с работой другой аналогичной организации.

16. ЗАКОН САМОСОХРАНЕНИЯ. САМОСОХРАНЕНИЕ КАК ПОДДЕРЖАНИЕ И ВОСПРОИЗВОД-ВО (РЕПРОДУКЦИЯ) ВНУТР-Х ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СИСТЕМЫ.

Зaкoн caмocoxpaнeния бaзиpyeтcя нa тoм, чтo любaя opгaнизaция в цeлoм и ee cocтaвныe элeмeнты в чacтнocти cтpeмятcя coxpaнить ceбя и cвoи cyщecтвyющиe cвязи. Для этoгo нeoбxoдимo использовать весь свой потенциал. Еcли изъять из дeят-ти пpeдпpиятия пpинцип cтaбильнocти, тo oнo пpидeт к aнapxии и paзopитcя, ecли иcключить пpинцип paзвития, тo oнo зaкocтeнeeт и тoжe paзopитcя. Сaмocoxpaнeниe oбecпeчивaeтcя зa cчeт иcкycнoгo coчeтaния cтaбильнocти и paзвития. Результат действия закона будет благоприятным, если руководитель и подчиненные осведомлены о законе. Закон самосохранения служит основой для оценки способности организации к выживанию в изменяющихся условиях существования. Полученная оценка испол-ся для определения времени существования организации и при прогнозировании ее дальнейшего развития. Основой борьбы за самосохранение яв-ся способность организации не только приспосабливаться к внешней среде, но и уметь использовать происходящие в ней изменения в своих интересах. Полный и исчерпывающий анализ внешней среды позволяет руководителям как вновь создаваемых, так и уже существующих организаций предвидеть потенциальные угрозы выживаемости, а также предугадать новые возможности развития.
17. ЗАКОН РАЗВИТИЯ. СМЕНА ФАЗ ЖЦС.

Развитие – процесс закономерного кач-ного изменения. Процесс развития хар-ся 3 зак-ми диалектики: 1)зак-н единства и противоречия пок-ет источник; 2)зак-он перехода колич-х в кач-ые – развитие; 3)зак-н отрицания – отриц-ие показ-т прогрессивный хар-ер развития. Развитие имеет 2 формы: 1)эволюционное разв-ие (процесс постепенного, непрерывного, коли-ого изменения); 2)революционное (скачкообразное). Развитие бывает: 1)Прогрессивное (изменения положительные); 2)Регрессивные (наоборот). Развитие происходит ч\з неустойчивость, изменчивость, бифукации. Одним словом, любая орг-ция находится в процессе постоянного изменения – развития, а цель этого развития – оптимальная самореализация. Зак-н разв-ия: каждая орг-ция в процессе своего развития стремиться к оптимальной самореализации как целого, так и составных своих эл-ов на основе их активности и динамического равновесия. Зак-н развития реализ-ся ч\з совок-сть принципов: 1)динамич-ого равнов-ия (оптимального соответствия соот-ий м\у эл-ми сис-мы, устойчивость и изменчивостью); 2)преимущ-ого разв-ия (стрем-ся обеспечить оптимальное разв-ие посредством переключения рес-ов с менее важных на более важные и перспективные направ-ия); 3)принцип сменяемости (разв-ие происходит так, что отд-ые эл-ты смен-ся на новые); 4)принцип разумного консерватизма или инерции (развитие происходит с некоторым запаздыванием); 5)пр. адаптации или эластичности (каждая сис-ма стремиться сгладить неровности); 6) пр. стабилизации (стремление к стабилизации (максимальному продлению) наиболее важных этапов жизненного цикла – этот пр. реализ-ся совместно со всеми вышеперчисл-ми пр.). Знание основ-х зак-ов и принципов разв-ия орг-ци способствует ее успеху. ЖИЗН-ЫЙ ЦИКЛ – период от зарождения орг-ци до ее гибели. В жиз-ом цикле сис-м выдел-ют 6 этапов: 1)зарождение (внутренне, скрытое разв-ие); 2)рождение (утверждение в рамках революционного переворота в борьбе со старым); 3)распространение (превращение в господствующую); 4)зрелость; 5)дряхление (нарастание противоречий, вступ-ие в кризис); 6)отмирание. ОНТОГЕНЕЗ ПРЕДПРИЯТИЯ (развитие) предполагает, что каждое предприятие в своем развитие проходит след. Фазы жизн-о цикла: становление, расцвет, угасание. Онтогенез – индивидуальное разв-ие предприятия, сов-ость преобразований, претерпеваемых предприятием от зарождения до конца жизни.

18. ЗАКОН ЕДИНСТВА АНАЛИЗА / СИНТЕЗА.

Все формы чел-ой деят-ти представляют эти 2 единства. Аналитический и синтетический методы использ-ся во взаимопереплетении. Анализ – такой исследоват-ий метод, при к-м О. исследования раздел-ся либо реально либо мысленно на составные части, либо эл-ты. Синтез – исслед-ий метод, имеющий целью объединить отдельные части изуч-ой сис-мы, ее эл-ты в единое целое; позволяет переводить знания на более высокий уровень с тем, чтобы оценить возможности. Зак-н един-ва, анализа и синтеза – каждая управляющая сис-ма стрем-ся к наиболее эффек-ой функциональной и орг-ой струк-ре за счет постоянного циклического процесса анализа-синтеза. Менеджер д\н обладать методами сис-ого анализа для принятия управлен-х реш-ий. Дифферен-ия в орг-ции д\а сопровожд-ся интеграцией (объединением), а анализ синтезом, иначе произойдет потеря един-ва. Но жесткая интеграция душит свободу, твор-во эл-ов. В самоорг-ся сис-ме с помощью циклич-кого процесса происходит смена устарев-их эл-ов на новые, т.е. сис-ма стремиться к оптимизации. При моделировании эк-х сис-м использ-ся методы декомпозиции (цели нижних уровней иерархич-ой струк-ы вывод-ся из целей верхнего уровня) и композиции (цели верхнего уровня иерархии вывод-ся путем согласов-ия нижних уров-й иерархии). Зак-н един-а, анализа и синтеза действует во всех сферах жизни чел-ка: от семьи до мировой сис-мы. Закон единства анализа и синтеза утверждает, что благодаря использованию в процессах управления организацией процедур анализа и синтеза обеспечивается настройка организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели. Разделение труда – по специализации.
19.ЗАКОН ИНФОРМИРОВАННОСТИ-УПОРЯДОЧЕННОСТИ.

Классическая теория информации определяет информацию через меру уменьшения неопределенности знания о чем-либо. Закон информированности-упорядоченности: чем большей информацией о внутренней и внешней среде владеет система, тем эффективнее ее стремление к упорядоченности и самоорганизации. Следствия из закона: 1. Чем четче сформулированы задачи управления и организована база данных об объектах управления, тем устойчивее функционирует организация. 2. По мере роста сложности системы количество необходимой информации растет экспоненциально — гораздо быстрее, чем сложность самой управляемой системы. 3. Неупорядоченная под конкретные задачи управления информация приводит к дезинформации, к тому же возрастают проблемы хранения, переработки и передачи информации, увеличиваются затраты. Качество информации. Ценность информации Достоверность информации Открытость информации
20. ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ. ПРЕДВАРИТ-Я ДЕКОМПОЗИЦИИ И ПОСЛЕДУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ.

ЗАКОН КОМПОЗИЦИИ И ПРОПОРЦ-ТИ – нек-ая сис-ма стрем-ся к опт-му взаимному располож-ю частей и к оптим-му колич-му соотнош-ю м/у ними. К-ая сис-ма стремся приобрести, создать или сохранить в своей струк-ре все необх-ые ресурсы, к-ые нахся в заданной пропорции. З-н отражет необх-ть согласования целей эл-ов сис-мы с ее гл. целью, а также необх-ть опред-ого соотнош-я м/у частями целого – их соотв-е, соразмерность или зав-ть. Достиж-е необх-ых пропорций, соразмти и соотв-я в границах орг-ции равнозначно повыш-ю уровня самосохр-я сис-мы. Несоотв-е м/у частями, эл-ами сисмы – диспропорция, она снижает эф-ть орг-ции и способствует ее разруш-ю. Реализ-и этого закона способствуют нормы и правила, координация, поощрения. Например уровни иерархии связаны с нормами управл-ти. Композиция имеет в виду соотнош-е и взаимное располож-е частей исследого целого. Пропорц-ть – опред-ое колич-ое соотнош-е соотв-е с чем-либо. Принципы к-ые обеспеч-ют закон пропорц-ти: пр-п координирования – к-ая комп-я д-на следить за стратегич-ими, тактич-ими и оперативными измен-ями и вносить соотв-щие коррективы в набор и пропорции рес-ов; пр-п стабилизации – измен-е содержя набора рес-ов и их пропорции не д-ны вых-ть за пределы нормативного уровня; пр-п планир-я – в к-ой комп-и д-н быть обоснованный план деят ти и разв-я; прп ограничя подразумевает что набор рес-ов и их пропорции д-ны быть огран-ны рац-ыми рамками д/ их эф-ого исп-я; пр-п полноты – к-ая комп-я д-на вып-ть весь набор ф-й на своем уч-ке деят-ти вне зав-ти от кол-ва пост-ых раб-ов; пр-п согласования – планируемые ресурсы д-ны подходить друг к другу по всем осн. хар-ам. ПРОПОРЦ-ТЬ – ОПРЕД-ОЕ КОЛИЧ-ОЕ СООТНОШ-Е СООТВ-Е С ЧЕМ-ЛИБО. Принципы к-ые обеспеч-ют закон пропорц-ти: пр-п координирования – к-ая комп-я д-на следить за стратегич-ими, тактич-ими и оперативными измен-ями и вносить соотв-щие коррективы в набор и пропорции рес-ов; пр-п стабилизации – измен-е содержя набора рес-ов и их пропорции не д-ны вых-ть за пределы нормативного уровня; пр-п планир-я – в к-ой комп-и д-н быть обоснованный план деят ти и разв-я; прп ограничя подразумевает что набор рес-ов и их пропорции д-ны быть огран-ны рац-ыми рамками д/ их эф-ого исп-я; пр-п полноты – к-ая комп-я д-на вып-ть весь набор ф-й на своем уч-ке деят-ти вне зав-ти от кол-ва пост-ых раб-ов; пр-п согласования – планируемые ресурсы д-ны подходить друг к другу по всем осн. хар-ам.


Для современного этапа развития экономической и хозяйственной деятельности в России характерно наличие трех мощных факторов, вынуждающих предприятия создавать объединения и реализовывать совместные групповые стратегии развития. Первый из них связан с общим состоянием экономики страны, второй—с деятельностью банков, третий – с внедрением новых рыночных технологий ведения бизнеса.
21. КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

внутренние элементы, присущие непосредственно самой организации (миссия, цели, стержневые цели и ценности, люди и квалификации, системы, стратегия, культура, структура, процессы бизнеса). Миссия организации —- это образ компании, предназначение компании, ее кредо, выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. В миссии должна быть заключена философия управления, а формулировка миссии должна представлять собой установку для всего персонала компании. Она должна быть короткой, точной и понятной для всех работающих.Цели организации — это конкретные намерения о реализации миссии. Выбор цели организации — наиболее ответственный момент в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируются стратегия и тактика организации, разрабатываются планы и прогнозы, оцениваются результаты. Цель — это тот самый стержень, вокруг которого и формируется оргаж-зация как единая система. Выработка стержневых целей и ценностей имеет глубокий смысл: они должны учитывать меру социальной и этической ответственности организации перед обществом. Стратегия — один из рычагов осуществления миссии и достижения целей. Стратегию как долговременный замысел можно осуществить только в том случае, если он не противоречит реальности. Стратегия иногда определяется как метод, посредством которого компания планирует создавать уникальные ценности (товар или услуги). Системы — это хорошо отработанные процедуры, стимулирующие функционирование и развитие организации. Если в организации хорошо работают системы планирования, контроля, информации, мотивации и признания, обучения кадров, то можно говорить об успешной организации. Люди и квалификации — важнейший ресурс любой организации. Культура внутренней жизни организации — это образ жизни, мышления, действия.
26. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

КЛАС-ИЯ ОРГ-Й ВАЖНА ПО 3 ПРИЧИНАМ: нахождение сходных орг-й по каким-либо параметрам для создания минимума общих методик для их анализа и совершенствования; возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т. д. Орг-и могут быть: ПРАВИТ-Е И НЕПРАВИТ-Е; КОММЕР-Е И НЕКОМ-ИЕ; БЮДЖЕТ-Е И ВНЕБЮД-Е; ОБЩЕСТ-Е И ХОЗ-ЫЕ; ФОРМА-Е И НЕФОРМАЛЬ-Е; КРОМЕ ТОГО, РАЗЛИЧАЮТ ОРГ-И ПО: отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т. д.); самостоятельности принятия решения (головные, материнские, дочерние и зависимые); по величине (по численности членов организации). МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ. Прав-е орг-и, статус к-м дается официа-ми формами власти. На эти орг-и распространяются различ-е привилегии, но и предъявляются жестокие требования. (Привилегии – финансирование. Требования – гос-е чиновники не имеют права возглавлять коммер-е структуры, не имеют права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды сотрудников.) Неправит-е орг-и – все другие организации, которые не имеют статуса правител-ных. Комм. орг-и – орг-и, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров. Неком-е орг-и ставят целью удовлетв-е общественных потребностей. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации (прибыль не облагается налогами). Бюджетные орг.это орг-и, источником финансирования к-х явл-ся госуд-ный бюджет или бюджет госуд-ного органа. Они освобождаются от многих налогов, в том числе НДС. Не бюджетные орг. сами изыскивают источники финансирования. Общест. орга-и строят свою деят-сть на удовлетв-и потребностей своих членов общества (во внутренней среде). Они отличаются от неком-ких тем, что менее масштабны (например, любая партия). Хоз-е орг-ии служат для удовлетворения потребностей отдельных индивидуумов и общества путем хозяйственно-производительной деят-ти во внешней для организации среде. Фор. ор-и - это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации (общества, товарищества и т. д.), к-е выступают как юрид-е или неюридические лица. Неф. ор-и – это не зарегистрированные в госуд-ных органах власти орган-и либо в силу их малочисленности, либо по каким-то др причинам.