reforef.ru 1
  1. Роль пирамидной и экстрапирамидной системы в регуляции движений.


Деление на две системы условно, но оно существует, так как при поражении разных систем возникают разные симптомы. Оба звена входят в состав эфферентного звена двигательной системы.

Пирамидная система. 4 -7 поля моторной зоны коры, клетки Беца. Нервные волокна, идущие от коры, идут в составе двигательного пути, проецируются на подкорковые образования, и на уровне продолговатого мозга происходит перекрест. Далее они следуют в спинной мозг и, переключаясь на моторные нейроны спинного мозга, в составе спинномозгового нерва выходят на конкретные мышцы-исполнители. Поражение коркового звена пирамидной системы приводят к парезам и параличам определенной группы мышц: руки, ноги или туловища на стороне, противоположной поражению.

Экстрапирамидальная система. Ряд базальных ядер образует стриопаллидарную систему, которая является подкорковой частью экстрапирамидной системы. Центральной структурой является бледный шар. Нарушения подкорковой зоны экстрапирамидной системы приводят к двум видам нарушений:

  1. Динамическим ― дискинезиям ― разного рода патологическим движениям.

  2. Статическим ― нарушениям позы.

Нарушения корковой зоны экстрапирамидальной системы приводят к апраксиям. (+см. 14)


  1. Нарушение речевых функций при локальных поражениях мозга.

Выделяют две основные формы речи:

  • Импрессивную ― процесс понимания речевого высказывания ― путь от слова к мысли ― проходит стадии:

  • Восприятие речевого сообщения

  • Декодирование сообщения

  • Формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включение её в общий смысловой контекст.

Письменная импрессивная речь ― чтение, устная ― слушание.
  • Экспрессивную ― процесс высказывания с помощью языка ― путь от мысли к слову. В психолингвистике переход рассматривается в контексте теории порождающих грамматик. Теория Ноема Хомского или теория Мельчука ― переход от внутренней глубинной смысловой структуры к внешней


  • Мотив-побудитель мысли, замысла. В мотиве реализуется потребность в речевой коммуникации в той или иной форме.

  • Замысел или мысль ― общая схема высказывания: что и как я скажу.

  • Поиск или выбор слов, необходимых для выражения мысли. ("лошадиная фамилия")

Письменная экспрессивная речь ― письмо, устная ― речепроизводство.

  • Восприятие речи:

  1. Перцепция звуков речи ― выделение из речевого потока звуков речи ― тех звуков, которые свойственны определенной системе языка.

  2. Синтез звуков речи в речевые единицы ― перевод отдельных звуков в цепочки. Необходимо сохранение последних поступающих элементов в памяти.

Восприятие интонационных и эмоциональных характеристик речи, выделение индивидуальных характеристик речи: кто говорит, знаком ли голос. Выделение значений отдельных единиц и контекста их употребления, восприятие переносных смыслов.

  • Нарушения речи при поражении корковых отделов мозга.

Речь ― афазии; чтение ― алексии, письмо ― аграфии.

Сохранно движение речевого аппарата и элементарные формы морфологических ощущений, но нарушена структура речевого акта как деятельности.

Афазии: при поражении афферентных звеньев:

  1. Сенсорная афазия.

  • Основной дефект ― нарушение понимания речи, нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов.

  • Симптомы ― литеральная (голос - колос - холост) и вербальные (замена слов по смыслу) парафазии. Подсказка не помогает. Непонимание обращенной или зашумленной речи.

Кроме первичных симптомов можно наблюдать системные симптомы, отражающие нарушение всей системы. Они проявляются в отчуждении смысла слова. Больной теряет смысл воспринимаемого.

Возможны третичные расстройства: "словесная окрошка" или "словесный салат" ― речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи. Речь ― набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.п.


  • Локализация ― поражение левой височной области мозга.

  1. Акустико-мнестическая афазия

  • Основной дефект ― нарушение слухоречевой памяти ― невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух.

  • Симптомы: 1. Суждение объекта воспроизведения 2. Модально-неспецифический характер нарушений, который проявляется в слухоречевой сфере. 3. Повторные предъявления не улучшают воспроизведения. Введение смысловой организации улучшает воспроизведение.

  • Локализация ― поражение средних отделов левой височной области.

  • Механизмом является патологически повышенная тормозимость следов интерферирующими возбудителями.

  • Пробы ― снижение объема запоминания.

  1. Оптико-мнетстическая афазия

  • Основной дефект ― трудности вспоминания называния предмета или объекта ― нарушение номинативной функции речи и невозможность по названию найти нужный предмет. (чаще предмет, чем действие)

  • Симптомы ― вербальные и литеральные парафазии.

  • Локализация ― поражение задневисочного и теменно-затылочного отделов мозга.

  • Механизм ― уравнивание возбудимости следов, т.е. разные связи слова всплывают в памяти с одинаковой вероятностью.

  • Проба ― картинки с предметами. Подсказка помогает. При демонстрации очков: стекла, глаза, брови, железки. В речи: объяснение функции, назначения, ситуации, в которой используется предмет, но без использования названия предмета.

  1. Афферентная моторная афазия

  • Основной дефект ― нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова.

  • Симптомы:

  • замена отдельных артикуляций, смешение звуков.
  • Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н)


  • Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены.

  • Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв.

  • Нарушение чтения

  • Нарушения написания фраз при зажатом языке.

  • Локализация ― постцентральные отделы левого полушария мозга.

  • Механизм ― выпадение кинестетического афферентного звена речевой системы.

  • Проба ― написание слов с зажатым языком, произнесение похожих слов и т.п.

  1. Семантическая афазия

  • Основной дефект ― распад понимания, нарушение понимания логико-грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов.

  • Симптомы ― нарушение понимания:

  1. Предлогов ― "круг над крестом" и "крест на кругом" ― одно и то же.

  2. Слов с суффиксами "ца", обозначающими вместилище (хлебница…)

  3. Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша)

  4. Конструкций родительного падежа, (типа "брат отца" при понимании отдельных слов.)

  5. Временных конструкций ("перед завтраком я прочитал газету")

  6. Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот)

  7. Предложений с логическими инверсиями ("Колю ударил Петя". Кто драчун?)

  8. Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга.

  9. Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен?)

  • Локализация ― зона ТПО.

  • Проба ― предъявление сложных предложений.

При нарушении эфферентных звеньев:

  1. Эфферентная моторная афазия
  • Основной дефект ― нарушение процесса перехода от одной артикулемы к другой.


  • Симптомы ― больной правильно артикулирует первый звук первого слога, но не может перейти к следующему. Персеверация. Инертные стереотипы речи. В большей степени страдает произвольная речь, в меньшей ― непроизвольная. Телеграфный стиль ― замена развернутого предложения на ряд существительных в именительном падеже.

  • Локализация ― нижний отдел премоторной области.

  • Проба ― посчитать 1, 2, 3, 4, 5, ― 1, 2, 3, 4, 5. Посчитать 2, 4, 6, 8, ― 2, 3, 4, 5.

  1. Динамическая афазия

  • Основной дефект

  1. трудности извлечения отдельных слов, особенно ― глаголов.

  2. Аграматизм ― нарушение полноты или избыточность того, что говорит больной.

  3. Эхололии ― повтор последних слов инструкции вместо выполнения задания.

  • Локализация ― задние отделы мозга ― нарушение синтагматич. Передние отделы мозга ― формы, связанные с образованием речевого потока.

  • Проба ― метод заданных ассоциаций ― больного просят назвать все красное, что он знает. Он называет только предметы, которые видит в данный момент. Если просят назвать группу существительных, а затем глаголов, то больной называет только существительные.



3. Проблемы межполушарной асимметрии мозга.

Межполушарная асимметрия ― неравноценность, качественно различие того "вклада", который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию. Различия в мозговой организации ВПФ, в левом и правом полушариях мозга.

Это направление возникло на экспериментальных фактах, что левое и правое полушарие неравнозначно обеспечивают психические процессы. Функциональная асимметрия ― разное по характеру и функциям участие левого и правого полушария в мобилизации психической функции.

  1. Проблема парциальности функциональной асимметрии.

Каждая форма асимметрии может быть выражена количественно, с помощью коэффициента асимметрии. Каждый профиль асимметрии отражает специфику структурно-функциональной организации мозга конкретного человека. На основе сочетаний парциональных асимметрий показана возможность построения классификации функциональной организации мозга.


Рука. Глаз. Ухо.

П п п

Л л п

И т.д.


  1. Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе

Пример дихотомий. Выполнение полушариями разных функций: левое полушарие ― вербальная, последовательная, абстрактная, европейская; правое ― невербальная, синтетическая, конкретная, азиатская. Зрительное и слуховое восприятие. Слуховое - одномоментное осознание после окончания фразы, зрительное - не одномоментное .

Механизмы, которые специфичны для левого или правого полушария, но необходимые для того, чтобы обеспечить процесс в обоих полушариях.

Произвольное и непроизвольное выполнение функций. Левое и правое полушария по-разному принимают участие. Левое полушарие доминирует по речи и обеспечивает речевую деятельность, т.е. контролирует высшие речевые формы произвольной регуляции любого вида психической деятельности. Правое полушарие связано с непосредственно протекающими чувственными аспектами психической деятельности, т.е. обеспечивает непроизвольную автоматизированную сторону этой деятельности. При исследовании речи при поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и письменной речи. Левое полушарие - нарушаются следы памяти. Правое - нарушается непосредственно запоминание.

  1. Проблема развития и формирования функциональной асимметрии.

До определенного возраста полушария эквипотенциальны, их дифференцировка завершается в период полового созревания (Ленненберг: человек, достигший полового созревания, не может выучить иностранный язык как родной, так как латерализация уже произошла.) Зарегистрированы анатомические различия между левым и правым полушариями как у новорожденных, так и у др. детей. Зона Вернике и зона Брока в правом полушарии отличаются от аналогичных в левом.

  1. Проблема левшества.

Три группы теорий: а) генетические теории: левшество обусловлено генетическими механизмами. б) социо-культурные: большая праворукость обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок. в) патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы на различных этапах пренатального и постнатального развития. Речь нарушается у левшей как при поражении левого полушария (40%), так и правого (20%), в билатеральном (40%). Но у левшей наблюдается неспецифический характер речевых нарушений. Нет четкого соотношения симптомов с соответствующей локализацией, как у правшей. Речевые нарушения развиваются быстрей, чем у правшей. До одного года 52% правшей, 47% левшей; до 2 лет 70% правшей, 70% левшей; к 7-и годам 85% правшей, 12% левшей; к пубертатному периоду - 90% правшей, 8% - левшей.


  1. Проблема расщепленного мозга.

Синдром расщепленного мозга разделен на два основных синдрома : 1) Синдром аномии ― больной не может назвать стимулы, поступающие в правое полушарие, когда стимул передается в левое полуполе зрения или в левую руку. Если стимул сметит полушарие, то он ощутим и называем. 2) Синдром дисконии и дисграфии : человек не может писать левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать или срисовывать правой.

Эти модели можно рассматривать на следующих клинических моделях ―

  1. Проба Вада: в левую или правую сонную артерию вводят амитал натрия, который оказывает наркотизирующее действие на клетки головного мозга, следовательно, дезорганизуется деятельность одного полушария, и по ошибкам в разных родах деятельности судят о наличии центров в одном из полушарий ― какое ведущее в данной деятельности.

  2. Модель с расщеплением мозга. Операция по рассечению мозолистого тела или врожденная опухоль.

  3. Электрошоковая терапия ― специальное лечение эпилептических припадков ― электрическое воздействие наносится на левую или правую часть скальпа, следовательно, на время дезорганизуется левое или правое полушарие.

  1. Нарушение пространственного гнозиса.

Значительную роль в пространственной ориентировке играет зона ТРО (см.), ответственная за симультанный анализ и синтез поступающей информации разных модальностей. Соответственно, ее поражение вызывает различные формы оптико-пространственных нарушений:

  • оптико-пространственные агнозии,

  • апрактоагнозии,

  • нарушения сложных символических пространственных функций.

Больной с поражением ТПО неловко ориентируется в пространстве (особенно право-лево), нарушается движение, речь, восприятие; он не понимает схемы, принципы действия приборов, логико-грамматические конструкций фраз и т.д.


По данным Кок, нарушения зрительно-пространственных функций могут возникать при поражении как ЛП, так и ПП:

Пространственное мышление при поражении ЛП: нарушение категориального анализа (ЛП – концептуальные пространственные представления – решает задачи, требующие координатных представлений о пространстве) .

Пространственное мышление при поражении ПП: нарушение непосредственных симультанных синтезов пространственных отношений (ПП – перцептивные перцептивные представления – решает задачи, требующие сохранности топологических пространственных отношений).

В ориентировке в пространстве участвуют различные анализаторные системы, в том числе зрительная, звуковая. Важнейшей системой среди них является зрительная.

Зрительная. Нарушения пространственного гнозиса возникают при поражениях вторичных полей коры. К таким нарушениям относится оптико-пространственная агнозия (затылочно-теменные отделы; трудность ориентации в пространственных признаках предмета или окружающей среды, лево-право, низ-верх, больше-меньше, дальше-ближе), односторонняя пространственная агнозия (затылочные области и лобные доли ЛП; игнорируется все, что слева, нарушение зрительной афферентации пространственно организованных движений).

Слуховая. С ее помощью определяются:


  • направление звука (верх-низ, право-лево, спереди-сзади);

  • угол отклонения звука от средней линии;

  • степень удаленности источника звука.

Не забудь сказать про слепых людей, которые ориентируются в пространстве в основном с помощью слуха!

(Тактильная). Ощупывание предмета позволяет опознать его по таким параметрам, как объем, вес, тип поверхности. Это ведь тоже важно для ориентировки в пространстве? Тогда, в принципе, можно сказать про астереогнозы (хотя напрямую с пространственным гнозисом это не связано).

  1. Роль подкорковых структур мозговой организации ВПФ.


Корковые и подкорковые структуры играют важную и специфическую роль в психической деятельности при ведущем участии коры больших полушарий. В целом все ВПФ имеют горизонтальную (корковую) и вертикальную (подкорковую) мозговую организацию.


  1. Нарушение экспрессивной речи. (см.2)




  1. Значение нейропсихологии для клинической практики.

… безусловно велико! Сложно представить современную клиническую практику без достижений нейропсихологии, поскольку для лечения заболевания необходимо знание глубинных процессов, происходящих в различных образованиях мозга! Более того, существует направление нейропсихологической науки – клиническая нейропсихология, которая изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга, и сопоставляет их с общей клинической картиной заболевания! Было установлено, что поражение той или иной зоны мозга приводит к появлению первичных симптомов и вторичных, системных влияний данного дефекта на всю ФС или на несколько ФС .

Луриевские методы диагностики*. А.Р.Лурия разработал нейропсихологические методы изучения ВПФ, ставшие основным инструментом клинической диагностики локальных поражений мозга. Эти методы направлены на изучение:

  • познавательных процессов (речь, восприятие, память, мышление)

  • произвольных движений и действий (элементарных и сложных)

  • личностных характеристик, проявляющихся в поведении.

Методы Лурия позволяют охарактеризовать состояние изучаемых функций и  более тонко, чем технические средства диагностики, отражают патологическое состояние различных мозговых структур ответственных за эти функции. Они основаны на Лурийско-Выготской теории системной динамической локализации ВПФ.

Их применение в клинике. Сначала они использовались только для изучения травматических и опухолевых поражений мозга, позже – для изучения его сосудистых поражений. Тут-то и выяснилось, что эти методы выявляют не только грубые изменения мозговой ткани, но и сравнительно тонкие изменения, связанные с нарушением кровотока. Эти методы распространены в клинике инсультов, стереотаксической клинике (контроль за эффективностью операций и выбора хирургической тактики), клинике локальных поражений мозга у детей (известно, что нейропсихологическая симптоматика в детском и взрослом возрасте различна) и т.д..


  1. Форма нарушения тактильного гнозиса.

Уровни тактильного анализатора:

1. рецепторы

  • нарушения протопатической диффузной и эпикритической чувствительности

  • локализация

2. проводниковый уровень(волокна А,В,С)

  • нарушения потеря чувствительности на стороне поражения

  • локализация спинной мозг ниже поясницы

  • нарушения потеря чувствительности на противоположной стороне

  • локализация более высокие отделы спинного мозга

  1. таламус

  • синдром Дежерина (синдром раздражения таламической области):

  • потеря чувствительности на противоположной стороне тела

  • повышение порогов болевой и t чувствительности (болевое ощущение кажется максимальным – «все или ничего»)

  • сильная аффективная реакция (неприятно!)

  • длительность болевых ощущений

  • локализация таламус.

4.теменная кора (3 первичное поле)

  • нарушения анестизии (выпадение всех видов чувствительности на противоположной стороне) онемение руки, частичные нарушения по всему телу

  • локализация постцентральная область; в каждом участке этой зоны соматотопически представлены разные участки тела

5. теменная кора (вторичные гностические зоны)

  • нарушения астереогноз (см.ниже!)

  • локализация нижняя теменная область

  • нарушения соматоагнозия (см.ниже!)

  • локализация верхняя теменная область

Нарушения при поражениях 1,2,5 вторичных (НТК) и 39,40 третичных полей (ВТК)

  1. тактильная предметная агнозия
  • симптомы: невозможность тактильно определить форму, величину, вес объекта, сравнить два объекта, определить его назначение – невозможность интегрировать отдельные тактильные ощущения в целостный образ


  • локализация: Нижняя Теменная Кора

  1. тактильная алексия(чаще – ЛП)

  • симптомы: на пальцах пишутся цифры или буквы, но больной не может их назвать

  • локализация: Нижняя Теменная Кора

  1. пальцевая агнозия

  • симптомы: нарушение узнавание пальцев при закрытых глазах

  • локализация: левое полушарие - контрлатеральная рука

  1. тактильная агнозия текстуры (не Микадзе)

  • симптомы: трудности опознания материала (шероховатости, мягкости, твердости…)

  • локализация:

  1. нарушение: тактильная амнестическая агнозия (не Микадзе)

  • симптомы: невозможность назвать объект, ощупываемый с закрытыми глазами, хотя правильно описывается объект и его назначение

  • локализация:

6. Соматоагнозия (нарушение схемы тела):

  • анозоагнозия игнорирование определенного дефекта (потери зрения, слуха, нарушения речи, движений и т.д.) локализация - Верхняя Теменная Кора, особенно правая

  • аутотопагнозия трудности в оценке положения частей тела, неузнавание отдельных частей тела

  • геитсоматоагнозия – игнорирование половины (чаще левой) тела

  • саматопарагнозия – иллюзия изменения размеров, удвоения или отделения отдельных частей тела, «чужая рука» локализация ― правое полушарие

  1. Постцентральная область, ее строение и функции.

  2. Нарушение памяти.

Память – сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось. Определение Микадзе – как «отче наш»:

Память – совокупность процессов, связанных с организацией и сохранением прошлого опыта, делающих возможным его повторное использование.


Звенья памяти:


  1. восприятие (сенсорный отпечаток)

  2. фиксация

  3. хранение

  4. забывание

  5. извлечение

  6. воспроизведение

  7. узнавание

Основные способы деления памяти:

  • по семантической организации: автобиографическая (непроизвольная, события жизни) и семантическая (память-знания, заучивание)

  • по модальностям: слуховая (речевая и звуковая), зрительная, тактильная, двигательная и т.д..

  • по типу мнестической деятельности: произвольная и непроизвольная (опосредованная)

  • по временным характеристикам: отсроченная и непосредственная

Добрались до главного.

Выделяют четыре формы нарушений памяти:

  • собссно амнезия – значительное снижение или отсутствие памяти

  • гипоамнезия – ослабление памяти (при атеросклерозе, задержке психического развития, старении)

  • гиперамнезия – усиление памяти (последствие травм и болезней, иногда врожденное)

  • парамнезия – обманы памяти («ложное узнавание»), контаминация – смешение следов памяти.

Мозговая организация мнестических процессов, по Лурии, подчиняется тем же законам, что и другие формы познавательной психической деятельности. Различные формы и звенья мнестической деятельности имеют различные мозговые механизмы.

Нарушения памяти делят на:

  • модально-специфические

  • модально-неспецифические

  • псевдоамнезии (нарушения памяти как мнестической деятельности)

Модально-неспецифические. Невозможность запечатления/забывание текущих событий независимо от их модальности и сферы, к которой они относятся; нарушение кратковременной памяти, при этом долговременная память сохранена. Соответствующие этим нарушением функции локализованы в 1 функциональном блоке мозга (срединные неспецифические структуры мозга). На разных уровнях морфологической организации этого блока – разные нарушения памяти:


каудальный (продолговатый мозг) – нарушения памяти протекают в синдроме нарушения сознания, внимания, цикла «сон-бодрствование»

диэнцефальный (средний мозг) – больше страдает кратковременная память (причина – не в процессе запечатления следов, а в усилении механизма интерференции следов побочными воздействиями, посторонние стимулы и деятельность стирают все предшествующие следы) (проба – одна за другой предлагаются для запоминания две группы слов, просят повторить первую – и не фига); повышенная реминесценция следов (запомненное легче воспроизводится через несколько часов или даже дней)

лимбический – корсаковский синдром: практически отсутствует память на текущие события («здравствуйте, доктор!»… «здравствуйте, доктор!», но прекрасно сохранена память о далеком прошлом, сохранены профессиональные знания)

корковый (медиальные отделы височной и лобной областей) – нарушается кратковременная память + интерференция; семантические нарушения: нарушается память на понятия, невозможно пересказать только что прочитанную басню; нарушается установка на запоминание, смысловое опосредование не помогает, возникают контаминации и конфабуляции; при более серьезных поражениях – нарушение ориентировки во времени и пространстве

Модально-специфические. Первичные расстройства памяти, не связанные с познавательной деятельностью, – расстройства конкретных анализаторных систем. Возникают при поражении 2 и 3 функциональных блоков. Сужается объем запоминаемой информации в пределах одной модальности. Невозможно формировать деятельность, направленную на запоминание материала.

Основные типы расстройств:


  • нарушение слухоречевой памяти,

  • нарушение зрительно-речевой памяти,

  • нарушение слуховой (музыкальной) памяти,

  • нарушение зрительной (например, лицевой) памяти (проба – предъявление фигур),
  • нарушение пространственной памяти,


  • нарушение цветовой памяти.

Основные симптомы:

  • паталогическая инертность (трудно переключиться с одного стимула на другой (повтор слова)

  • платообразная кривая запоминания (4-5 слов в каждом запоминании)

  • не применяются приемы для облегчения запоминания (опосредование не помогает)

  • псевдологические рассуждения (оправдывания, неадекватная реакция на неуспех)

Локализация – поверхность лобных долей (конвенситальные отделы)

Пробы: предъявления набора фигур.

Кроме того! Нарушения памяти могут быть вызваны алкогольной интоксикацией (и то же самое – при поражении гиппокампа). Синдром описан Корсаковым: хронический алкоголизм вызывает нехватку тиамина (В1)халтурят клетки таламуса, мозжечка, корынарушается долговременная и кратковременная память и ориентация во времени и пространстве. Механизм этого нарушения:

  1. нарушается фиксация материала

  2. нарушается воспроизведение

нарушается перевод их кратковременной в долговременную память.

  1. Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора.

(см. 8)

  • восприятие температуры и боли по принципу "все или ничего"

  • виды чувствительности связаны с типами волокон. Для тактильной и двигательной чувствительности требуется наибольшая реактивность, поэтому им принадлежат наиболее миелинизированные волокна. Для болевой и температурной ― менее. ("Надо почувствовать и убежать, а если больно и горячо, то уже поздно" Микадзе.)

  1. Нарушение эмоционально-личностной сферы.

В современной общей психологии эмоции рассматриваются как сложные многоаспектные психологические образования, выполняющие познавательные и регуляторные функции. В настоящее время отсутствует единая психологическая теория эмоций. В рамках деятельностной теории эмоции представляют собой внутренние регуляторы деятельности: они осуществляют положительное или отрицательное подкрепление не отдельных этапов деятельности, а общего соотношения достигнутых деятельностью результатов с ее мотивом и целями.


Эмоции представляют собой сложные системные психологические образования, включенные в различные виды психической деятельности и базирующиеся на разных потребностях. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от тех потребностей, на базе которых они формируются. Человеку, присущи как элементарные эмоции, связанные с витальными потребностями, так и более сложные, социально опосредованные эмоции. Одной из важнейших характеристик эмоций является их взаимосвязь с опознавательными процессами. В эмоциях ― критериях длительности эмоциональных явлений ― выделяют эмоциональный фон и эмоциональное реагирование. Существенными характеристиками эмоций являются их знак и интенсивность. Осознание эмоций непосредственно связано с возможностью их произвольной регуляции. Параметры эмоций: знак, интенсивность, длительность, реактивность, качественные характеристики, степень осознанности, степень произвольного контроля

Эмоции выступают:


  1. Как инициирующий момент деятельности.

  2. Как регулирующий компонент уже осуществляемой деятельности.

Три основные локализации, связанные с эмоциями:

  1. Гипофизарно-гипоталамическая область.

  2. Гипофизарная область

  3. Лобная область.

  1. ствол мозга.

РФ играет важную роль в оценке информации, поступающей в НС человека. Нейроны РФ неспецифичны, т.к. не реагируют на модальную информацию, но реагируют на любую сенсорную информацию, в которой усматривается признак новизны.

Есть зоны в коре мозга, непосредственно связанные с эмоциями, например, участок РФ ― голубое пятно. Он связан с выделением норадреналина и играет важную роль в запуске эмоциональных реакций. Недостаток норадреналина приводит к депрессиям, а избыточное накопление ― к появлению срессорных состояний. Черная субстанция ― связана с выделением медиатора дофамина, приводящее к возникновению приятных ощущений, чувства эйфории. Кокаин действует на структуры, выделяющие дофамин.

Лимбическая система. 2 гиппокампа и таламус. Называются кругом а по фамилии человека, их описавшего. Поток эмоций, вся информация, поступающая к человеку, проходит через эти структуры и получает определенную эмоциональную окраску. Эти структуры связываются с присвоением той или иной информации нейронам, замыкающимся в дугу.