reforef.ru 1

9.Типы клиентов. Структура жалоб клиентов


Недобровольный клиент – это клиент, который направляется третьей стороной ; и яв-

ляется зачастую ≪незаинтересованным в получении помощи≫ (Ritchie, 1986, р. 516). Хороший

пример тому – многие школьники, а также клиенты, направленные судом. Они вообще не же-

лают участвовать в консультировании, не говоря уже о беседе о своих проблемах. Многие

недобровольные клиенты заканчивают консультирование преждевременно и выражают неу-

довлетворенность процессом консультирования (Paradise & Wilder, 1979).

Сопротивляющийся клиент – это участник консультирования, который не имеет жела-

ния перемен или оппозиционно настроен в отношении перемен (Otani, 1989; Ritchie, 1986). Та-

кой индивид может активно добиваться консультирования, но не желает проходить через те

болезненные процессы, которыми обычно сопровождаются перемены. Вместо этого клиент

≪застревает≫ на уверенности в правильности существующего поведения, даже тогда, когда

оно является непродуктивным и дисфункциональным. Некоторые сопротивляющиеся клиенты

отказываются принимать собственные решения, поверхностно вникают в проблемы, но согла-

шаются на любое действие, чтобы решить проблему (то есть делают все, что говорит

консультант). Сэкк считает, что ≪наиболее общей формой сопротивления является простое

128заявление “я не знаю" (Sack, 1988, р. 180). Такой ответ делает выбор консультантом следую-

щего действия затрудненным.

Отани (Otani, 1989, р. 459) предлагает четыре широкие категории, характеризующие со-

противление клиента: ≪количество высказываний, содержание высказывания, стиль общения

и установка по отношению к консультанту и к процессу консультирования≫. Определяемые

этими категориями 22 формы проявлений сопротивления показаны на с. 162.

7.Позиции консультанта.


Существует несколько приемов, с помощью которых консультанты могут помочь клиен-

там выиграть борьбу за инициативу и достичь успеха в консультировании. Один из них состо-

ит в том, чтобы предвидеть раздражение, фрустрацию и воинственность, которые могут про-

явить некоторые клиенты (Ritchie, 1986). Консультанты, которые предвидят, что какая-то

часть их клиентов окажется недобровольными или сопротивляющимися, смогут найти подход

и к этим индивидам, потому что подобное поведение клиентов не станет сюрпризом для

консультантов.

Второй прием для противодействия недостатку инициативы со стороны клиента состоит

в том, чтобы демонстрировать благожелательность, терпение и понимание, равно как и вооб-

ще неосуждающее отношение. Такая позиция консультанта повышает доверие клиента. Поми-

мо этого, неосуждающее поведение помогает клиентам лучше понять свои мысли и чувства,

связанные с консультированием. Это раскрывает их перед самими собой и процессом

консультирования (Doyle, 1992).

Третий способ выиграть борьбу за инициативу – использовать методы убеждения (Kerr,

Claiborn & Dixon, 1982; Senour, 1982). Любой консультант имеет некоторое влияние на клиен-

тов, и наоборот (Dorn, 1984; Strong, 1982). От того, как консультант реагирует на клиента, ди-

рективно или недирективно, может в значительной степени зависеть, перехватит ли клиент

инициативу в работе.
5.Убеждение и внушение в психологическом консультировании.

Третий способ выиграть борьбу за инициативу – использовать методы убеждения (Kerr,

Claiborn & Dixon, 1982; Senour, 1982). Любой консультант имеет некоторое влияние на клиен-

тов, и наоборот (Dorn, 1984; Strong, 1982). От того, как консультант реагирует на клиента, ди-

рективно или недирективно, может в значительной степени зависеть, перехватит ли клиент


инициативу в работе.

Ролофф и Миллер (Roloff & Miller, 1980) упоминают два прямых метода убеждения, ис-

пользуемые в консультировании: ≪нога в двери≫ («Foot in the door») и ≪дверь, захлопнутая

перед носом≫ («Door in the face»). В первом случае консультант предлагает клиенту выпол-

нить сначала маленькое задание, а затем большое. Во втором – сначала консультант просит

клиента решить явно невозможную задачу, а спустя некоторое время предлагает такую,

успешное разрешение которой достижимо.


13.Факторы, способствующие и препятствующие установлению доверительных

отношений между клиентом и консультантом.

Качества консультанта

Личностные и профессиональные качества консультантов очень важны для установле-

ния любых отношений помощи. Барбара Окунь (Okun, 1997) отмечает, что трудно выделить

личностные особенности консультанта из его или ее уровня и стиля деятельности, поскольку

они являются взаимосвязанными. Затем она перечисляет пять важных характеристик, которы-

ми должны обладать консультанты: самопознание, искренность, соответствие (своему поло-

жению), коммуникативные способности и образованность.

Консультанты, которые непрерывно развивают навыки самоанализа, лучше осознают

свои ценности, мысли и чувства. Они, по всей вероятности, смогут ясно оценить свои соб-

ственные потребности и потребности своих клиентов. Такая осведомленность может помочь

им быть честными с самими собой и с другими. Они способны быть более конгруэнтными и

одновременно повышать кредит доверия к себе. Консультанты, обладающие такого рода зна-

ниями, вероятно, смогут излагать свои мысли более ясно и точно.

Три другие характеристики, которые делают консультантов изначально более влиятель-


ными в глазах клиентов, – это воспринимаемая компетентность, привлекательность и кредит

доверия (Strong, 1968). Воспринимаемая компетентность определяется тем, насколько

консультант воспринимается клиентом как хорошо квалифицированный и информированный

в своей специальности. Консультанты, которые демонстрируют сертификаты и дипломы на

видном месте в своих офисах, обычно воспринимаются как заслуживающие большего доверия

и в результате чаще достигают лучшего результата (Loesch, 1984; Siegal & Sell, 1978). Клиен-

ты хотят работать с консультантами, которые демонстрируют высокую профессиональную

компетентность.

Привлекательность определяется воспринимаемым сходством между клиентом и

консультантом. Консультанты могут стать более привлекательными для клиента, если разго-

варивают с ним понятными, простыми, свободными от профессионального жаргона словами,

четко излагая свои мысли (Watkins & Schneider, 1989). Способ, которым консультант привет-

ствует клиента и устанавливает зрительный контакт, может также увеличить степень привле-

кательности. Консультанты, использующие невербальные приемы обращения к клиенту, такие

как кивки головой и движения глаз, выглядят более привлекательными, чем те, кто так не де-

лает (Claiborn, 1979; LaCross, 1975). Имеет значение и одежда консультанта (Hubble & Gelso,

1978). Одежда должна быть чистой, опрятной и соответствовать профессии, но не привлекать

к себе внимание. Кроме того, привлекательность консультанта зависит от его физических осо-

бенностей. Исследования показывают, что люди с большей охотой раскрываются, работая с

привлекательным консультантом (Harris & Busby, 1998).

132

Кредит доверия связан с искренностью и непротиворечивостью консультанта. Устанав-


ливая тесные взаимоотношения с клиентом, консультант должен проявлять искреннюю заин-

тересованность в клиенте и постоянно демонстрировать это. ≪Такие вещи, как мгновенное вза-

имопонимание или полное доверие, могут возникнуть, а могут и не возникнуть≫ (Patterson,

1985, р. 124). В значительной степени и то и другое порождается проявлениями поведения,

выражающими заботу и заинтересованность. Большинство клиентов не склонны проявлять ни

полного недоверия, ни -слепого доверия. Но, как отметили Фонг и Кокс (Fong & Сох, 1983),

большинство клиентов проверяют кредит доверия консультанта, выведывая информацию, де-

лясь секретами, выясняя предпочтения, опасения консультанта, осуждая сами себя или выяс-

няя мотивы действий консультанта. Следовательно, в целях установления контакта крайне

важно, чтобы консультант, отвечая на вопросы клиента, больше уделял внимания завоеванию

доверия, а не словесному содержанию вопросов.

Часто начинающие консультанты делают ошибку, пытаясь решать поверхностные, а не

реальные проблемы. Например, если клиент спрашивает консультанта: ≪Можно ли мне

рассказать вам кое-что?≫, неопытный консультант мог бы ответить: ≪Что вы подразумеваете

под этим "кое-что?"≫ Опытный консультант мог бы сказать: ≪Это звучит так, как будто вы не

решили еще, можете ли вы действительно доверять мне. Расскажите об этом поподробнее≫.

Доверие в отношениях с детьми, как и со взрослыми, возникает тогда, когда консультант,

прежде чем отвечать, внимательно выслушивает ребенка, позволяя ему свободно и открыто

выразиться как словами, так и на невербальном уровне (Erdman & Lampe, 1996).__


10.Свободное и структурированное (стандартизированное) интервью. Информационно-ориентированное интервью

Два типа ознакомительных интервью


Бенджамин (Benjamin, 1987) различает два типа первичных интервью: инициированное

клиентом и инициированное консультантом. Когда интервью инициировано клиентом,

консультант часто не видит цели клиента. Эта неопределенность может вызвать беспокойство

у консультанта, особенно если отсутствует предварительная информация. Бенджамин (Benjamin,

1987) рекомендует, чтобы консультанты работали над преодолением подобных ощуще-

ний, тщательно прислушиваясь ко всему, что говорит клиент. В подобных ситуациях, как и в

консультировании в целом, выслушивание ≪требует растворения себя в другом≫ (Nichols,

1998, р. 1). Не существует готовых стереотипов начала сессии. Интервью в консультировании

– это и искусство, и наука, и каждый консультант должен выработать свой стиль, исходя из

своего опыта, воображения и представления о себе.

Консультанту следует, вероятно, проявлять осторожность и не спешить расспрашивать

обо всех проблемах, которые могут быть у клиента. Клиент может не иметь проблем в тради-

ционном смысле слова, а лишь заниматься поиском информации.

Когда первая сессия инициируется консультантом, то, по мнению Бенджамина (Benjamin,

1987), консультант должен немедленно объяснить причины своей заинтересованности

во встрече с клиентом. В случае школьного консультанта, например, сессия может быть нача-

та непосредственно с представления консультанта клиенту. Если консультант немедленно не

объясняет причин проведения консультирования, клиент пытается их угадать, что создает не-

которую напряженность.

Паттесон и Уэлфел (Patterson & Welfel, 1983) полагают, что все клиенты начинают

133

консультирование с некоторым беспокойством и противодействием, независимо от предше-

ствующей подготовки. Бенджамин (Benjamin, 1987) высказывает гипотезу, что и большинство


консультантов также ощущают некоторую тревогу и неопределенность при проведении пер-

вой беседы. Чувство неопределенности у клиентов и консультантов может проявляться в по-

ведении как провокационность или агрессия (Watkins, 1983). Консультанты могут предотвра-

щать это путем обмена информацией с клиентами. Мантеи (Manthej, 1983) доказывает, что

представление консультантами информации о себе и своей работе происходит разными i

способами – визуально, аудиально, письменно, устно и наглядно. Хотя подобная самопрезен-

тация может оказаться трудным делом, эти трудности сполна компенсируются созданием хо-

роших отношений консультанта с клиентом. В целом обмен информацией на ранних этапах

повышает вероятность того, что клиенты и консультанты будут осознанно принимать реше-

ния и более полноценно участвовать в процессе консультирования.

Информационно-ориентированное первичное интервью

Хакни и Кормьер (Hackney & Cormier, 1994) подчеркивают, что первичное интервью в

консультировании может выполнять две функции: (1) оно может быть вводным собеседовани-

ем и служить для сбора необходимой информации о клиенте или (2) оно может быть сигналом

к началу взаимоотношений. Каждый из этих типов интервью имеет право на существование, и

некоторые задачи являются для них общими, хотя умения, на которые обращается особое вни-

мание при проведении интервью разных типов, различаются. Поскольку цель интервью перво-

го типа состоит в накоплении информации, структура сессии определяется консультантом:

консультант хочет, чтобы клиент рассказал о своих проблемах. Консультант будет отвечать

клиенту преимущественно путем вопросов-зондов, закрытых вопросов, акцентирования и

просьб о разъяснении (Hackney & Cormier, 1994), нацеленных на выявление информации.


Зондирующий вопрос – это вопрос, который обычно начинается со слов: кто, что, где или

как. Он предполагает более чем одно- двухсложный ответ, например: ≪Что вы планируете де-

лать для получения работы?≫ Некоторые из зондов, обычно те, которые начинаются со слова

≪почему≫, вызывают неодобрение и защитную реакцию клиента (например, ≪Почему вы это

делаете?≫) (Benjamin, 1987).

Акцентирование – это привлечение внимания к последним нескольким словам клиента.

Например:

Клиент: Ситуация, в которой я сейчас нахожусь, сводит меня с ума!

Консультант: Сводит вас с ума?

Закрытый вопрос – это вопрос, который требует конкретного и ограниченного (одно-

сложного) ответа, типа ≪да≫ или ≪нет≫ (Galvin & Ivey, 1981).

Консультант: Вы радуетесь встречам с другими людьми?

Клиент: Да.

Закрытый вопрос достаточно эффективен для выявления большого количества информа-

ции за короткий период времени. Но он не допускает детального уточнения, которое могло бы

также быть полезным.

В отличие от закрытого вопроса, открытый вопрос, который обычно начинается с

«что?», ≪как?≫, дает клиенту больший простор для ответа. Например: ≪Как это повлияло на

вас?≫, ≪Вы могли бы дать мне подробную информацию?≫ или ≪Расскажите мне подробнее об

этом≫ (Young, 1992, р. 44). Главное различие между закрытым и открытым вопросом ≪состоит

в том, поощряет или нет данный вопрос клиента на подробный разговор≫ (Galvin & Ivey, 1981,

p. 539). Это разница между ответом на зондирующий вопрос, который ориентирован на какой-

то факт, и рассказом, в котором проявляется более глубокий уровень понимания и объяснения

(Young, 1998).

Наконец, просьба о разъяснении – это вариант ответа, который консультант использует,


чтобы убедиться, что он понимает то, что говорит клиент. Консультант просит, чтобы клиент

повторил или уточнил детали только что сказанного. Например, консультант может сказать:

≪Пожалуйста, помогите мне понять эту связь≫ или: ≪Я не вижу здесь связи≫.

Существует целый ряд вопросов, ответы на которые консультант желает получить в ин-

формационно-ориентированном интервью. Консультанты часто рас-. считывают на то, что эта

134

информация может быть использована как часть психологической, профессиональной или

психосоциальной оценки. Консультанты, работающие в агентствах по вопросам психического

здоровья, в медицинских, коррекционных, реабилитационных и социальных агентствах, осо-

бенно заинтересованы в интервью такого типа. Хакни и Кормьер (Hackney & Cormier, 1994)

указывают, какую информацию консультанты накапливают в этих первичных интервью (с

165-166).

11.Стадии консультативного интервью.

Информационно-ориентированное первичное интервью

I. Паспортные данные

А. Имя клиента, адрес, номер телефона, по которому можно связаться с клиентом. Эта

информация важна на тот случай, когда консультанту потребуется войти в контакт с

клиентом в промежутке между сессиями. Адрес также позволяет получить некоторое

представление об условиях, в которых проживает клиент (например, собственная или

съемная квартира, студенческое общежитие, частный дом и т. д.).

Б. Возраст, пол, семейное положение, род занятий (или сколько классов школы окончил и в

каком году). Эта информация также может оказаться важной. Она позволяет выяснить,

относится ли клиент к меньшинствам, и обеспечивает базу для понимания информации,

которая будет получена в более поздних сессиях.

II. Существующие проблемы, главные и второстепенные


Лучше всего, если они изложены точно тем способом, которым их представил клиент. Если

проблема клиента как-либо проявляется в наблюдаемом поведении, это также должно быть

записано. Вот вопросы, которые помогают подобную информацию:

A.А. Насколько сильно проблема сказывается в каждодневной жизнедеятельности клиента?

Б.Б. Как проблема проявляется? Каковы мысли, чувства и т. д., которые связаны с этим?

Какое наблюдаемое поведение связано с этим?

B.В. Как часто проблема возникает? Как долго проблема существует?

Г.Г. Может ли клиент описать типичные события, которые окружают проблему? Когда это

135

происходит? С кем? Что случается до и после этого?

Д.Д. Что заставило клиента решиться прибегнуть к консультированию именно теперь?

III. Условия жизни клиента

Как клиент проводит свой типичный день или неделю? В каких общественных или

религиозных мероприятиях (действиях) принимает участие, как проводит досуг и т. д. Каков

характер профессиональной и/или образовательной ситуации клиента?

IV. История семьи

Отец и мать. Возраст, занятия, описания их характера, отношение друг к другу и каждого из

них - к клиенту и другим членам семьи.

A. Имена, возраст, порядок рождения братьев и сестер, отношения между клиентом и другим

членам семьи.

Б. Имеются ли случаи каких-либо психических расстройств у членов семьи?

B. Описание признаков, которые могут характеризовать стабильность положения семьи,

включая число смен места работы, число смен места проживания членов семьи и т. д. (Эта

информация обеспечивает понимание в более поздних сессиях, когда выявятся проблемы,

связанные с постоянством самого клиента и/или устойчивостью отношений.)

V. Личная история клиента

A. Медицинская история (анамнез): какие-либо серьезные заболевания, помимо обычных для


большинства населения, или заболевания и травмы, от пренатального периода и до

настоящего времени, которые могли повлиять на актуальное состояние клиента.

Б. Образование: начальная и средняя школа, дальнейшее образование. Сюда включаются

вне-учебные интересы и взаимоотношения со сверстниками.

B. Запись о прохождении военной службы.

Г. История карьеры: где клиент работал, какую работу выполнял, продолжительность

работы, взаимоотношения с товарищами по работе.

Д. Сексуальная и брачная история: где клиент получал информацию о вопросах пола? Как

строились его отношения с лицами противоположного пола? Помолвки и/или браки.

Другие серьезные эмоциональные события, предшествовавшие нынешней ситуации.

Причины разрыва предыдущих отношений. Как проходил период ухаживания за

нынешней супругой? Каковы причины (особенности супруга (супруги), личные

намерения), которые привели к браку? Как развивались отношения с супругом (супругой)

после свадьбы? Есть ли дета?

Е. Какой опыт клиент уже имел в консультировании, как он на это реагировал?

Ж. Каковы жизненные цели клиента?

VI. Описание клиента, сделанное по результатам наблюдения в процессе собеседования

Здесь вы могли бы указать особенности внешнего вида клиента, включая одежду, осанку,

жестикуляцию, выражение лица, голос, напряженность. Как, по вашему мнению, клиент

относился к вам во время сессии. Готовность клиента проявлять ответное чувство,

заинтересованность, сердечность, его сдержанность, пассивность и т. д. Выявились ли какие-

либо особенности перцептивных или сенсорных функций, влияющие на процесс

взаимодействия? (Зафиксируйте ваши наблюдения.) Каков был общий уровень

информационного взаимодействия (словарный запас, рассуждения, способность к


абстракции), поддерживаемый клиентом? Последовательность в рассуждениях, правильность

и скорость речи? Была ли логика, связность в замечаниях клиента?

VII. Резюме и рекомендации

В этом разделе вы можете подтвердить любые связи, которые выявились между изложенной

клиентом проблемой и другой информацией, полученной в сессии. Какой консультант, по

вашему мнению, лучше всего подошел бы этому клиенту? Если вы намерены быть

консультантом этого клиента, то какие из ваших черт могли бы оказаться особенно

полезными? Какие - могут оказаться совершенно бесполезными? Насколько реалистичны

цели, которые клиент ставит, прибегая к консультированию? Как долго, по вашему мнению,

может продлиться консультирование?__
12.Начальная стадия психологического консультирования: Задачи, приёмы.

Резюме

Формирование отношений – первая стадия в консультировании – является продолжи-

тельным процессом. Стадия начинается с выигрыша консультантом борьбы за структуру и по-

беды клиента в борьбе за инициативу. В такой ситуации обе стороны оказываются победите-

лями. Клиент выигрывает, становясь более информированным о характере консультирования

и получая представление о том, чего он может ожидать. Выигрыш консультанта заключается в

создании атмосферы, в которой клиенту будет комфортно делиться своими мыслями и чув-

ствами.

Консультирование может происходить в любой обстановке, но некоторые обстоятель-

ства, по-видимому, больше, чем другие, способствуют его проведению. Консультанты долж-

ны знать о влиянии на формирование отношений физических условий, в которых происходит

консультирование. Клиенты могут приспосабливаться к любому помещению, но определен-

ные факторы окружения, например размещение кресел, более благоприятны для проведения


консультирования. Есть Другие, менее очевидные факторы, которые также влияют на уста-

новление отношений. Например, имеет большое значение впечатление, которое складывается

у клиентов и консультантов друг о друге. С привлекательными клиентами – молодыми, с хо-

рошей речью, интеллектуально развитыми и общительными – работа может проходить про-

дуктивнее, чем с клиентами более старшего возраста, менее интеллектуально развитыми и не

проявляющими заинтересованности, Клиенты, вероятно, будут работать лучше всего с

консультантами, которых они воспринимают как заслуживающих доверия, привлекательных и

хорошо осведомленных.

Независимо от внешних условий и первого впечатления, более вероятно, что I

консультант, который проявляет внимание к вербальному и невербальному под ведению кли-

142

ента, установит с ним раппорт. Чтобы отношения могли укрепляться далее, консультант дол-

жен проявлять эмпатию и использовать другие полезные приемы, такие как переформулиров-

ка и рефлексия, которые выходят за рамки тёории консультирования. Когда консультанты

осознают собственные ценности уш чувства, они способны работать еще эффективнее. Пер-

вичное интервью в консультировании может начинаться по инициативе консультанта или кли-

ента и может быть сосредоточено на сборе информации или на динамике отношений. В лю-

бом случае для консультанта важно исследовать вместе с клиентом основания для консульти-

рования. Такое исследование может стимулировать клиентов к определению целей и облег-

чить создание взаимно согласованной программы консультирования. Когда этот шаг выпол-

нен, начинается работа по достижению поставленных | целей.__

30. Переносы и контрпереносы в психологическом консультировании

Перенос и контрперенос


Чтобы избежать циркулярного консультирования – ≪топтания на одном месте≫,

консультанту необходимы такие качества (умения), которые помогают активизировать разви-

тие процесса консультирования. Однако существует еще один аспект консультирования, кото-

рый в не меньшей степени влияет на качество результата – это взаимоотношения между

консультантом и клиентом. Способность консультанта и клиента эффективно работать друг с

другом во многом зависит от отношений, которые устанавливаются между ними. Консульти-

рование может сопровождаться сильными эмоциональными переживаниями (Cormier &

Cormier, 1998; Sexton & Whiston, 1994). Иногда консультанты и клиенты искренне испытыва-

ют друг к другу неприязнь или оказываются личностно несовместимыми (Patterson & Welfel,

1994). Тем не менее в большинстве случаев они могут и должны преодолевать явления пере-

носа и контрпереноса, являющиеся результатом мыслей и чувств, которые клиент и

консультант испытывают и выражают по отношению друг к другу. Несмотря на то что не все

теории консультирования в равной степени признают значение переноса и контрпереноса, эти

два явления в той или иной степени почти всегда встречаются во взаимоотношениях

консультирования.

Перенос. Перенос – это проекция клиентом прошлых или настоящих ощущений, устано-

вок или желаний на консультанта (Brammer & MacDonald, 1996; Brammer Abrego & Shostrom,

1993). Это понятие, пришедшее из психоаналитической литературы, первоначально обознача-

ло перенос ощущений из прошлого. Однако сегодня оно не ограничено рамками психоанали-

тической терапии и может основываться на текущих переживаниях (Corey, Corey & Callanan,

1998).

Всем консультантам присуще то, что Джельсо и Картер (Gelso & Carter, 1985) описыва-


ют как стереотип переноса – ≪притягивающий≫ перенос образ, выработанный на основе лич-

ного опыта и какого-либо теоретического подхода. Клиент тоже реагирует на образ

консультанта с точки зрения своего личного опыта и текущих условий. Манера консультанта

сидеть, говорить, жестикулировать или смотреть может вызвать реакцию клиента. Подобным

примером может служить высказывание клиента в адрес консультанта: ≪У вас голос, как у

моей матери≫. Это утверждение может наблюдаться и вне связи с переносом. Но если клиент

начинает вести себя по отношению к консультанту так, как вел бы себя с матерью, можно го-

ворить о переносе.

В консультировании часто встречаются пять видов переноса: клиент может восприни-

мать консультанта: 1) как идеал, 2) как провидца, 3) как воспитателя. 4) как источник фрустра-

ции или 5) как ≪пустое место≫ (Watkins, 1983, р. 207).

Консультанту может сначала понравиться явление переноса, которое представляет его в

положительном свете. Но это сомнительные радости. Для того чтобы преодолеть какие бы то

ни было эффекты, связанные с переносом, Уоткинс (Watkins 1983) предлагает специальные

приемы, показанные в табл. 6.2..

Каванах (Cavanagh, 1990) указывает, что перенос может быть как прямым, так и непря-

мым (косвенным). Хорошим примером прямого переноса является ситуация, когда клиент ду-

161

мает о консультанте так же, как о своей матери. Непрямой перенос сложнее распознать. Он

обычно обнаруживается в утверждениях или действиях клиента, которые не так явно напря-

мую связаны с консультантом (например, ≪Все это болтовня, пустая и безрезультатная≫ или

≪Я думаю, консультирование – это такой опыт, к которому я всегда стремился≫).

Как прямой, так и косвенный перенос бывает негативным или позитивным. Негативный


перенос имеет место тогда, когда клиент обвиняет консультанта в пренебрежительном отно-

шении или в отрицательном воздействии. Несмотря на то что разбираться с отрицательным

переносом на первых порах чрезвычайно болезненно, его необходимо преодолевать, чтобы

взаимоотношения консультирования вернулись к реальности и в конечном счете оказались

продуктивными Отрицательный перенос оказывает прямое воздействие на качество взаимоот-

ношений. Положительный перенос, особенно в мягкой форме, например выражение симпатий

клиента к консультанту, обычно трудно признается консультантом, потому что он поначалу

воспринимается как способствующий укреплению отношёний (Watkins, 1983). Косвенные или

умеренные формы положительного переноса наименее вредны для работы консультанта и

клиента.

Каванах (Cavanagh, 1990) считает, что и отрицательный и положительный перенос яв-

ляются формами сопротивления. Пока клиент удерживает внимание консультанта на пробле-

мах, связанных с переносом, процесс выработки и достижения целей является малопродуктив-

ным. Разрешить проблему переноса консультант может, скорее, действуя в конкретной ситуа-

ции, а не анализируя перенос и его источники. Например, если клиент жалуется, что

консультанты заботятся только о том, чтобы ими восхищались, консультант может ответить:

≪Да, действительно, некоторые консультанты могут испытывать такую потребность, и это в

самом деле я не очень хорошо. Но сейчас мы говорим о ваших целях. Давайте вернемся к ним.

Если же к вашим целям будут иметь отношение те потребности консультантов, а о которых

вы говорите, мы рассмотрим этот вопрос≫.

Кори и соавторы (Corey et al., 1998) усматривают в преодолении переноса терапевтиче-

скую ценность. Они полагают, что отношения клиента и консультанта улучшатся, если клиент


исправит искаженное представление о консультанте. Внимательное исследование ситуации

приведет к укреплению отношений, что выразится в увеличении доверия клиента и уверенно-

сти консультанта. Кроме того, избавившись от эмоций, связанных с переносом, клиент может

лучше понять прошлое и свободнее действовать в настоящем и будущем.

Контрперенос. Контрперенос – это проекция эмоциональной реакции консультанта или

особенностей его поведения на клиента (Hansen, Stevic & Warner, ч 1986). Например,

консультант-женщина может вести себя в отношении своей клиентки так, как она вела себя в

детстве по отношению к своей сестре. Такой характер взаимодействия может помешать

терапевтической способности консультанта; не говоря уже об объективности. Если ситуация

контрпереноса не будет адекватно разрешена, он может нанести вред отношениям консульти-

рования.

Кернберг (Kernberg, 1975) использует два основных подхода к проблеме концептуализа-

ции процесса контрпереноса. В классическом понимании контрперенос рассматривается как

негативное явление и оценивается как прямая или непрямая непроизвольная реакция

консультанта на клиента. Общий подход более позитивно относится к контрпереносу. С этой

точки зрения контрперенос рассматривается как диагностический инструмент для понимания

различных аспектов бессознательных побуждений клиента. Бланк и Бланк (Blank & Blank,

1979) предложили третий способ концептуализации данного явления. Они считают, что

контрперенос может носить как положительный, так и отрицательный характер. Уоткинс

(Watkins, 1985) считает этот третий подход более реалистичным.__
18.Консультативный контракт.

Заключение контракта

Существует два аспекта заключения контракта: первый касается процесса достижения


цели, другой – конечного результата. При определении цели консультант действует в рамках

теоретической базы, которая направляет его действия. Для достижения цели клиент учится

менять образ мышления, свои чувства и поведение. Для консультантов и клиентов естествен-

но взаимодействовать, опираясь на договоренность. Гудиер и Брэдли (Goodyear & Bradley,

1980) указывают, что все межличностные взаимоотношения являются договорными, но в не-

которых видах отношений это проявляется более явно, чем в других. Поскольку среднее число

консультационных сессий может быть небольшим, от пяти до шести (Lorion, 1974), то для

пользы дела, а также в целях экономии времени целесообразно применять контрактную систе-

му, Подобная система позволяет обеим сторонам участвовать в определении направления

консультационного процесса и в оценивании сдвигов. Она помогает консультанту и клиенту

быть более целенаправленными (Brammer, 1993).

Томас и Эзелл (Thomas & Ezell, 1972) отмечают несколько других преимуществ исполь-

зования контракта в консультировании. Во-первых, контракт обеспечивает письменную фик-

сацию целей, о которых договорились консультант и клиент, и принятого курса действия. Во-

вторых, формальная сущность контракта и его временные ограничения могут стать стимулом

для такого клиента, . которому свойственна тенденция откладывать исполнение конкретных

действий. В-третьих, если контракт подразделяется на ясно выделяемые части, это Даст кли-

енту ясное ощущение того, что проблемы могут быть решены. В-четвертых, контракт возлага-

ет ответственность за любое изменение на клиента и, таким образом, заключает в себе воз-

можность передавать инициативу клиенту и делать его более чутким к окружению и более от-

ветственным за свое поведение. Наконец, контрактная система путем специального уговарива-


ния числа сессий гарантирует, что клиенты будут регулярно возвращаться к консультирова-

нию.

158

Существует несколько подходов к заключению контрактов. Гудиер и Брэдли (Goodyear

& Bradley, 1980) предлагают несколько рекомендаций для обеспечения максимальной эффек-

тивности этого действия.

· Консультантам важно показывать своим клиентам, что цель консультирования – это

работа. Важно начинать с вопроса клиенту: ≪Над чем бы вы хотели поработать?≫, а

не с вопроса: ≪О чем бы вы хотели поговорить?≫

· Крайне важно, чтобы контракт о консультировании относился к изменениям в клиен-

те, а не в тех людях, которые не присутствуют на сессиях. Консультант действует как

консультант-эксперт, когда клиент хочет исследовать поведение другого человека,

например ребенка, подверженной вспышкам гнева, но работа подобного рода ограни-

чена.

· Консультант должен настаивать на контрактах, позволяющих избавиться от исполь-

зования клиентом таких слов, как ≪попробовать≫ или ≪может быть≫, которые не яв-

ляются конкретными. Подобные слова, как правило, приводят к неудаче клиента в

достижении цели.

· Консультант должен быть осторожен по отношению к целям клиента, направленным

на удовлетворение запросов других людей, и к тем целям, формулировка которых

включает слова типа ≪должен≫. Подобные цели имеют внешний источник, а не ведут

к внутреннему благополучию клиента. Например, если в определение начальной цели

клиент включает утверждение ≪Мне бы следовало больше радовать своего супруга≫,

он сможет действовать в соответствии с такой целью только временно, потому что

подобная цель: не может достаточное время служить внутренним стимулом. Чтобы

избежать включения в контракт такого рода целей, консультант должен выяснять,


чего действительно хочет клиент.

· Необходимо конкретно определять, чего клиенты желают достичь посредством

консультирования. Существует большое различие между клиентами которые заяв-

ляют, что они хотят быть счастливыми, и клиентами, которые объясняют, что они хо-

тят сбросить 10 фунтов или знакомиться по крайней мере с тремя новыми людьми в

день. Последние цели являются более конкретными, поэтому и консультанты и кли-

енты обычно знают, когда эти цели достигнуты.

· Консультант должен настаивать на том, чтобы контракты фокусировались на измене-

нии. Клиенты могут захотеть понять, почему они делают что-то, но одно лишь пони-

мание этого редко оказывается действенным. Следовательно, консультанты должны

придавать особое значение контрактам, которые способствуют изменению в поведе-

нии, мыслях или чувствах клиента.

Хотя контракт играет важную роль, помогая клиентам определить, понять и проработать

специфические аспекты их жизни, контрактная система имеет недостатки Окунь (Okun, 1997)

подчеркивает, что контракты должны быть открыты для пересмотра обеими сторонами. Этот

процесс зачастую требует времени и большого напряжения, Томас и Эзелл (Thomas & Ezell,

1972) упоминают ряд других | недостатков контрактной системы. Во-первых, консультант не

может обязать клиента заключить контракт. Соглашение не подразумевает внешнего харак-

тера награды или наказания, которые консультант мог бы использовать в целях принуждения

клиента к достижению согласия. Во-вторых, некоторые проблемы клиента могут не слишком

подходить для контрактной системы. Например, клиент, который хотел бы завести новых дру-

зей, может оговорить в контракте посещение мест, где существует благоприятная возмож-

ность встретить тех людей, с которыми он котел бы общаться. Тем не менее контракт не мо-


жет гарантировать, что клиент заведет новых друзей. В-третьих, контрактный способ работы с

проблемами сосредоточивается на внешнем поведении. Даже если выполненная работа иде-

ально соответствует условиям контракта, клиент может не достичь проникновения в суть

проблемы или не изменить восприятие. Наконец, начальная привлекательность контракта

ограничена. Клиентам, которые заинтересованы в изменении и которые находят идею

контракта свежей и привлекательной, со временем может надоесть подобная система.

Чтобы обеспечить успешное выполнение контракта, при определении его условий

159

консультант должен принимать во внимание образование клиента и уровень ето мотивации,

сущность представленных проблем и то, какие средства доступны клиенту. Гудиер и Брэдли

(Goodyear & Bradley, 1980) предлагают, чтобы консультант спрашивал клиента, как тот мог

бы саботировать выполнение контракта. Этот вопрос помогает клиенту осознать наличие

скрытого сопротивления выполнению соглашения.__


22.Приёмы конфронтации в психологическом консультировании.

Конфронтация

Конфронтация, так же как и непосредственная реакция, часто понимается неправильно.

Неосведомленные консультанты могут подумать, что конфронтация – это нападки на клиен-

тов, разновидность шоковой терапии; это, конечно же, недопустимо (Egan, 1990). Напротив,

конфронтация представляет собой как бы приглашение. В лучших своих образцах конфронта-

157

ция призывает клиента к рассмотрению, изменению или контролю определенного аспекта по-

ведения, который в t настоящий момент не существует или используется неуместно. Иногда

конфронтация позволяет дать метакоммуникационную обратную связь, не совпадающую с

желаниями и ожиданиями клиента. Такая реакция может не согласовываться с тем, как клиент


воспринимает себя и обстоятельства (Wilcox-Matthew, Ottens & Minor, 1997).

Конфронтация может ≪помочь людям более четко увидеть, что происходит, какие это

будет иметь последствия и как принять на себя ответственность за действия по изменению си-

туации, чтобы сделать жизнь более эффективной, а взаимоотношения с другими более благо-

приятными≫ (Tamminen & Smaby, 1981; p. 42). Позитивная, ответственная, осторожная, аде-

кватная конфронтация способствует личностному росту и поощряет непредвзятое исследова-

ние себя самого. Если консультант недостаточно владеет этим навыком, конфронтация может

фактически оказаться вредной для клиента. Избегание конфронтации в отношении поведения

клиента известно как эффект замалчивания (MUM effect) и приводит к тому, что консультиро-

вание оказывается менее эффективным, чем могло бы быть (Rosen & Tesser, 1970).

Существуют, однако, определенные условия использования конфронтации (Leaman,

1978). Консультант должен быть уверен в том, что взаимоотношения с клиентом достаточно

прочны, чтобы выдержать конфронтацию. Кроме того, консультант должен удачно подбирать

время для конфронтации и помнить о мотивах, которые привели к акту конфронтации (Cavanagh,

1990). Более продуктивной в конечном итоге оказывается конфронтация в отношении

сильных сторон клиента, чем его слабостей (Berenson & Mitchell, 1974). Консультант должен

побудить клиента воспользоваться теми ресурсами, которые он до этого не мог применить.

Независимо от того, направлена ли конфронтация на сильные стороны клиента или его

слабости, в осуществлении процесса конфронтации консультанты используют конструкцию

типа ≪Вы сказали... однако...≫ (Hackney & Cormier, 1994). Например, в первой части кон-

фронтации консультант может сказать: ≪Вы сказали, что хотите больше выходить в свет и об-


щаться с людьми≫. Во второй части консультант выдвигает на первый план разногласие или

противоречие в словах и действиях клиента, Он может сказать: ≪Но вы просиживаете у теле-

визора от четырех до шести часов каждый вечер≫.__
28.Проявления синдрома эмоционального сгорания.

29.Способы предупреждения синдрома эмоционального сгорания.

Кроме того, для поддержания душевного равновесия успешные консультанты использу-

ют превентивные меры, помогающие им избегать нежелательного состояния, известного про-

фессиональным помощникам как состояние выгорания (Grosch & Olsen, 1994). Выгорание –

это такое состояние эмоционального и физического истощения, когда человек не может пол-

ноценно функционировать. Это одно из наиболее часто встречающихся последствий работы в

качестве консультанта (Emerson & Markos, 1996; Kottler, 1993). Люди не в состоянии действо-

вать адекватно, если они никогда не выходят за рамки своей профессиональной роли.

Консультанты должны интересоваться тем, что происходит за пределами консультирования, и

стараться не переносить свою работу на дом ни умственно, ни физически. Кроме того, они

должны заботиться о своем обновлении путем простых, но эффективных мер, таких как ре-

монт своего офиса каждые несколько лет, чистка, упорядочение и создание новых архивов,

анализ новых материалов; также они должны вносить свой вклад в профессию консультирова-

ния путем написания или презентации материалов из области своей компетенции (McCormick,

1998). Ряд исследователей предлагают другие способы, какими консультанты могут предот-

вратить или избавиться от состояния выгорания (Boy & Pine, 1980; Pine & Aronson, 1981; Savicki

& Cooley, 1982; Watkins, 1983).

· Поддерживать отношения со здравомыслящими людьми.

· Работать совместно с ответственными коллегами и с организациями, в которых раз-


вито чувство долга.

· В разумных пределах придерживаться положений теории консультирования.

· Применять упражнения, которые уменьшают стресс.

· Влиять на факторы, вызывающие стресс.

· Совершенствоваться в самоанализе (а именно, идентифицировать стрессоры и релак-

49

серы).

· Периодически анализировать и уточнять роли в процессе консультирования, ожида-

ния и убеждения (например, работать интенсивнее, но не дольше).

· Пользоваться личностной терапией.

· Оставлять свободное и личное время (то ееть придерживаться сбалансированного

стиля жизни).

· При работе с клиентами придерживаться позиции независимого участия.

· Сохранять надежду.

Обобщая предыдущие научные изыскания в области личностных особенностей и ин-

тересов консультантов, Овеншайн и Ноффсингер пришли к следующему выводу: ≪Эффектив-

ные консультанты должны быть эмоционально закаленными, устойчивыми и объективными.

Они должны знать свои возможности и быть уверенными в себе, реалистично принимая свои

сильные и слабые стороны≫ (Auvenshine & Noffsinger, 1984, p. 151).__


31.Значение сопротивления клиента в психологическом консультировании.

Встречая клиентов, которые производят впечатление недостаточно инициативных,

консультанты зачастую не знают, что делать с ними, и недостаточно четко -i представляют

себе, как приступить к действиям. Поэтому некоторые консультанты проявляют нетерпение,

раздражительность и могут в конечном итоге отказаться от попыток работать с такими людь-

ми (Doyle, 1992). Результатом может оказаться не только преждевременное завершение отно-

шений, но также и обвинение клиента, превращение его в ≪козла отпущения≫, хотя проблема

не была полностью обусловлена его ошибкой. Если консультирование не оказалось успеш-


ным, многие консультанты заканчивают его обвинениями в свой адрес или в адрес своих кли-

ентов (West, 1975). Подобные взаимные обвинения исключены, если консультанты понимают

особенности процессов, происходящих при работе с трудными клиентами. Это включает и

правильное понимание особенностей недобро-вольного клиента, и представление о том, что

должен чувствовать клиент, направленный для консультирования. Упражнение со сменой ро-

лей может содействовать возникновению эмпатии у консультанта, имеющего дело с недобро-

вольными и сопротивляющимися клиентами.

Недобровольный клиент – это клиент, который направляется третьей стороной ; и яв-

ляется зачастую ≪незаинтересованным в получении помощи≫ (Ritchie, 1986, р. 516). Хороший

пример тому – многие школьники, а также клиенты, направленные судом. Они вообще не же-

лают участвовать в консультировании, не говоря уже о беседе о своих проблемах. Многие

недобровольные клиенты заканчивают консультирование преждевременно и выражают неу-

довлетворенность процессом консультирования (Paradise & Wilder, 1979).

Сопротивляющийся клиент – это участник консультирования, который не имеет жела-

ния перемен или оппозиционно настроен в отношении перемен (Otani, 1989; Ritchie, 1986). Та-

кой индивид может активно добиваться консультирования, но не желает проходить через те

болезненные процессы, которыми обычно сопровождаются перемены. Вместо этого клиент

≪застревает≫ на уверенности в правильности существующего поведения, даже тогда, когда

оно является непродуктивным и дисфункциональным. Некоторые сопротивляющиеся клиенты

отказываются принимать собственные решения, поверхностно вникают в проблемы, но согла-

шаются на любое действие, чтобы решить проблему (то есть делают все, что говорит


консультант). Сэкк считает, что ≪наиболее общей формой сопротивления является простое

128

заявление “я не знаю"≫ (Sack, 1988, р. 180). Такой ответ делает выбор консультантом следую-

щего действия затрудненным.

Отани (Otani, 1989, р. 459) предлагает четыре широкие категории, характеризующие со-

противление клиента: ≪количество высказываний, содержание высказывания, стиль общения

и установка по отношению к консультанту и к процессу консультирования≫. Определяемые

этими категориями 22 формы проявлений сопротивления показаны на с. 162.

Существует несколько приемов, с помощью которых консультанты могут помочь клиен-

там выиграть борьбу за инициативу и достичь успеха в консультировании. Один из них состо-

ит в том, чтобы предвидеть раздражение, фрустрацию и воинственность, которые могут про-

явить некоторые клиенты (Ritchie, 1986). Консультанты, которые предвидят, что какая-то

часть их клиентов окажется недобровольными или сопротивляющимися, смогут найти подход

и к этим индивидам, потому что подобное поведение клиентов не станет сюрпризом для

консультантов.

Второй прием для противодействия недостатку инициативы со стороны клиента состоит

в том, чтобы демонстрировать благожелательность, терпение и понимание, равно как и вооб-

ще неосуждающее отношение. Такая позиция консультанта повышает доверие клиента. Поми-

мо этого, неосуждающее поведение помогает клиентам лучше понять свои мысли и чувства,

связанные с консультированием. Это раскрывает их перед самими собой и процессом

консультирования (Doyle, 1992).

Третий способ выиграть борьбу за инициативу – использовать методы убеждения (Kerr,

Claiborn & Dixon, 1982; Senour, 1982). Любой консультант имеет некоторое влияние на клиен-

тов, и наоборот (Dorn, 1984; Strong, 1982). От того, как консультант реагирует на клиента, ди-


рективно или недирективно, может в значительной степени зависеть, перехватит ли клиент

инициативу в работе.

Двадцать две формы сопротивления клиента

Категория А: Противодействие, выражающееся в количестве высказываний кли-

ента Определение: Клиент ограничивает количество информации, сообщаемой консультанту.

Формы Молчание

Минимум высказываний

Многословие

Категория В: Ограничение содержания ответов

Определение: Клиент ограничивает тип информации, которую он передает консультан-

ту. Формы

Интеллектуальный разговор

Симптом рассеянности

Бессодержательный разговор

Демонстрация эмоций

Озабоченность будущим/прошлым

Риторические вопросы

Категория С: Сопротивление, проявляющееся в стиле ответа

Определение: Клиент манипулирует способами передачи информации консультанту.

Формы

Снижение значимости

Цензура/редактирование высказываний

Пересмотр мнения

Обольщение

Раскрытие информации в последний момент

Установка границ

Поиск причин вовне

Привлечение/отвлечение консультанта

Забывание

Лживые обещания

129

Категория D: Противодействие путем нарушения договоренностей

Определение: Клиент нарушает базисные правила консультирования.

Формы

Недостаточное соблюдение договоренностей

Задержка/отказ от платежа

Притязания на особое отношение

Источник: Client Resistance in Counseling: Its Theoretical Rationale and Taxonomic

Classification≫, by A. Otani, 1989 Journal of Counseling and Development, 67, 459.

Ролофф и Миллер (Roloff & Miller, 1980) упоминают два прямых метода убеждения, ис-


пользуемые в консультировании: ≪нога в двери≫ («Foot in the door») и ≪дверь, захлопнутая

перед носом≫ («Door in the face»). В первом случае консультант предлагает клиенту выпол-

нить сначала маленькое задание, а затем большое. Во втором – сначала консультант просит

клиента решить явно невозможную задачу, а спустя некоторое время предлагает такую,

успешное разрешение которой достижимо.

Четвертый способ, которым консультант может помочь клиенту в обретении инициати-

вы, – это действие через конфронтацию. В этой процедуре консультант конкретно указывает

клиенту на какой-либо элемент его поведения, например на упрямство. После этого клиент

принимает ответственность за свою реакцию на конфронтацию. Возможны три основные раз-

новидности реакции – отрицание, полное или частичное признание справедливости замечания

консультанта или выработка промежуточной позиции, которая синтезирует первые две

(Young, 1998). Полезным результатом конфронтации может оказаться новый способ действий

или новое восприятие проблемы клиентом, особенно если предпринимавшиеся ранее усилия

не приносили успеха.

Наконец, консультанты могут применять средства языка, особенно метафоры, чтобы

смягчить сопротивление или нерасположение клиента. ≪Как средство обучения и снижения

напряженности, метафоры могут использоваться в виде рассказов и рисунков, в целях предло-

жения новых идей, для оспаривания ригидных способов мышления, для развития толерантно-

сти к новым убеждениям и для преодоления напряженности, часто присутствующей между

консультантом и сопротивляющимся или недобровольным клиентом≫ (James & Hazier, 1998,

p. 122). Например, при обращении к клиенту, который раз за разом повторяет одну и ту же

ошибку, консультант может сказать: ≪Что делает драчун, если он бывает сильно бит всякий


раз, как развязывает драку?≫ (James & Hazier, 1998, p. 127).

Наконец, Сэкк (Sack, 1988) рекомендует использовать в качестве способов преодоления

сопротивления клиента такие прагматические приемы, как молчание (или пауза), рефлексия

(или эмпатия), расспрашивание, описание, Оценивание, притворство и совместное обсужде-

ние планов консультанта. Эти приемы особенно полезны в работе с такими субъектами, кото-

рые отвечают на инициативы консультанта словами: ≪Я не знаю≫.__
33 Теоретические подходы к консультированию. Взгляд на природу человека. Цель консультирования

Теоретические принципы современных психологических направлений

Направление

Основные теоретические принципы

Психоаналитическое направление

Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции

Адлерианское направление

Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели.

Терапия поведения


Человек – продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения.

Рационально-эмоциональная терапия (РЭТП)

Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но и одновременно со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.

Ориентированная на клиента терапия

(К.Роджерса)

Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности.

Экзистенциальная терапия

Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Классическим направлением психоаналитического консультирования является фрейдистское. Фрейдистские методы применяются, чаще всего, в определенной обстановке: в кабинете у консультанта. Наиболее известные методы – метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ переноса, анализ сопротивления и интерпретация. На практике эти методы применяются интегративно. Метод свободных ассоциаций основывается на предположении, что бессознательное всегда ищет выход. В повседневной жизни оно может проявиться в виде сексуальных или агрессивных шуток, оговорок, очиток, описок, забывании намерений. Консультант предлагает клиенту расслабиться и говорить свободно то, что ему приходит в голову. Условие только одно – сознательно сдерживать цензуру мыслей. Таким образом бессознательное попадает в сознание и становится доступным интерпретации консультантом. Толкование сновидений предполагает, что клиент регулярно рассказывает консультанту о том, что он видел во сне. «Фрейд рассматривает сны как попытку исполнения детских желаний или как проявление отрицаемых сексуальных стремлений. Он проявлял упорство в постижении природы сновидений, раскладывая их на части и анализируя их мельчайшие подробности, насколько это оказывалось возможным».


Классическими методами адлерианского консультирования выступают:1

1) Конфронтация, когда консультант подвергает сомнению рассуждения, основанные на индивидуальной логике клиента. Часто клиенты могут исследуя собственную логику, изменить и ее и свое поведение;

2) Задавание «вопроса». Консультант спрашивает: «Что изменилось бы, если бы Вам было хорошо?»;

3) Оказание поддержки. Поддержка подразумевает веру в человека. Консультанты оказывают поддержку, сообщая веру клиенту в то, что изменение возможно. Поддержка – ключ к изменению стиля жизни;

4) Действие «как будто». Клиентам предлагается действовать так, будто они являются теми, кем они хотят быть;

5) «Плевок в суп клиенту». Консультант обращает внимание клиента на некоторые проявления поведения и таким образом разрушает ценность определенного типа поведения;

6) Изменение условий задачи. Клиенты первоначально ставят перед собой краткосрочные достижимые цели и постепенно переходят к долгосрочным реалистичным целям.

К общим бихевиоральным методам (на бихевиористской теории основывается терапия поведения) относятся:

1) использование подкреплений, которые могут быть положительными или отрицательными.

Для того, чтобы развилось или угасло какое-либо поведение, каждое его проявление должно быть подкреплено. К специфическим бихевиоральным методам относятся:

1) Бихевиоральная репетиция. Она заключается в повторении одобряемого поведения до тех пор, пока оно не станет выполняться так, как этого хочет клиент;

2) Планирование окружения. Эта процедура включает частичное создание клиентом той среды, которая способствует определенным проявлениям поведения, или, напротив ограничивает их;

3) Систематическая десенсибилизация. Этот метод помогает клиентам преодолеть тревожность в определенных ситуациях. Клиента просят описать ситуацию, которая вызывает тревожность. Затем ему предлагают оценить эту ситуацию и расположить события и обстоятельства на иерархической шкале, начиная с тех, которые не вызывают никакого интереса, и заканчивая теми, которые являются наиболее неприятными. Чтобы помочь клиенту устранить тревожность, консультант учит клиента расслабляться физически или психологически. После этого иерархия рассматривается заново, начиная с предметов, вызывающих меньшее беспокойство. Когда тревожность начинает возрастать, клиенту помогают расслабиться снова. Основная идея этого метода: клиент не может одновременно чувствовать тревогу и быть расслабленным.


4) Тренинг ассертивности (уверенности в себе). Главная цель тренинга – научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, и не испытывать при этом ненужного беспокойства.

РЭТП имеет в своем арсенале два основных общих метода:

1) Обучение, предполагающее, что клиент должен изучить как мысли связаны с эмоциями и поведением. Эмоции и чувства в этой терапии рассматриваются как следствие мыслей, а не событий. Клиента обучают бороться с иррациональными мыслями.

2) Рациональная дискуссия. В когнитивной дискуссии клиент должен доказать, что его реакция логична. Здесь допускается задавать вопрос «Почему?», который обычно консультантами не задается, так как ставит клиентов в оборонительную позицию. Цель дискуссии – научить клиента проводить различия между рациональными и иррациональными мыслями. Имажинативная дискуссия, наоборот основывается на способности клиента не к логике, а к воображению. Корректируются мысли, приходящие клиенту, когда он воображает ситуацию, которая его расстраивает.

Ориентированная на клиента терапия (клиент-центрированная терапия) предполагает использование специфических методов, которые трудно описать, не утратив основной идеи этого подхода. Сам К. Роджерс писал, что личностный рост происходит в результате осознания своей взаимосвязи с другими людьми. Поэтому он ориентировался, скорее не на методы, техники и приемы, а на условия для взаимоотношений, ведущих к личностному росту в процессе консультирования:

1) Два человека находятся в психологическом контакте;

2) Один человек, клиент, находится в состоянии неконгруэнтности (конгруэнтность – состояние гармонии между реально переживаемым «я» и концепцией идеального «я»);

3) Второй участник, консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения;

4) Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту;

5) Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту;


6) клиент получает, по крайней мере, минимальное сообщение о понимании его консультантом и о безусловно доброжелательном отношении.

Экзистенциальный подход характеризуется свободным отношением к методам работы. «Подход к людям только как к объекту применения методов обязательно подразумевает манипулирование ими». Методы, используемые в данном направлении консультирования всегда индивидуализированы и могут быть заимствованы из любой теории и практики консультирования. Методологической основой выступает способность консультанта быть открытым и честным по отношению к клиенту и новому опыту. Кроме того, экзистенциальные консультанты часто используют метод конфронтации. Клиент сталкивается с необходимостью принять идею персональной ответственности каждого за свою жизнь.

23.Целесообразность советов в психологическом консультировании.

Запрет давать советы.

Основания для этого достаточно широки и многообразны.

Прежде всего, к­ак­ов бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизни каждого уникальна и не­предсказуема.

К тому же, советуя, консульт­ант берет на себя полностью ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действител­ьности.

В такой ситуации психолог ставит себя в позицию гуру­, что реально вредит консультированию­ приводит к тому, что у клиента вместо активного стремления разобраться в с­воей жизни и изменить ее, формируется массивное и поверхностное отношение к происходящему­.

При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом ­всей роли в происходящ­их событиях.
3.Общие особенности и различия психологического консультирования и психотерапии.

1.2 Психологическое консультирование и другие виды психологической помощи

Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи людям следующими основными особенностями. В отличие, например, от индивидуальной и групповой психиатрии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом. Разные виды индивидуальной и групповой психиатрии рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с клиентом – от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет, при значительно большем общем количестве часов, затрачиваемых на работу с клиентом.

В психиатрии, в отличие от практики психологического консультирования, активную роль в избавлении клиента от психологических проблем играет психолог. Именно он предпринимает активные действия, направленные на решение проблем клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто воспринимает воздействие психотерапевта и реагирует на них. В психологическом консультировании дело обстоит иначе, здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

В других видах практической психологической работы с клиентами, в отличие от консультирования, проводимая психотерапевтическая практика представляет непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, когда клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

В психологическом консультировании психодиагностика вначале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет более заметную роль, проводится обычно в самом начале консультации и на нее отводится гораздо больше времени.


За конечные результаты работы с клиентом психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. В других видах психиатрической практики психолог несет личную ответственность за конечные результаты своей работы с клиентом, поскольку сам занимается коррекцией психологии и поведения клиента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Консультант-психолог не обязательно должен владеть приемами и методами психотерапии, за исключением тех, которые он может применить в самой консультативной практике. Психотерапевт же, занимающийся практической коррекцией, должен профессионально владеть ее методами, так как в их применении и заключается часть его работы.

Таким образом, можно выделить специфические черты консультирования в отличие от других видов психологической помощи. Это:

- ориентация на клинически здоровую личность, имеющую психологические проблемы повседневной жизни;

- ориентация на здоровые стороны личности, независимо от степени нарушения и вере, что данный человек может измениться и решить свои проблемы;

- ориентация в большинстве случаев на настоящем и будущем клиентов;

- направленность на изменение поведения и развитие личности клиента.


6.Типология психологического консультирования.

Основные организационные формы оказания психологической помощи.

1. Индивидуальное консультирование


  • экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)

  • индивидуальная психолого-педагогическая помощь

  • индивидуальное психологическое консультирование

  • катарсическая психотерапия
  • библиотерапия


  • психоанализ

2. Семейное консультирование

  • тренинг эффективности родителя

  • поведенческая терапия

  • коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)

  • конкурентная терапия

3. Групповое консультирование

  • ролевой и коммуникативный тренинг

  • психодрама

  • тренинг сензитивности (эмпатии)

  • группы встреч

  • разъяснительная психотерапия (лекции)

  • телесно-ориентированные тренинги

  • арт-терапия

  • тренинг делового общения

  • групп-анализ

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

1.Понятие и определение психологического консультирования.

Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи людям следующими основными особенностями. В отличие, например, от индивидуальной и групповой психиатрии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом. Разные виды индивидуальной и групповой психиатрии рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с клиентом – от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет, при значительно большем общем количестве часов, затрачиваемых на работу с клиентом.

В психиатрии, в отличие от практики психологического консультирования, активную роль в избавлении клиента от психологических проблем играет психолог. Именно он предпринимает активные действия, направленные на решение проблем клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто воспринимает воздействие психотерапевта и реагирует на них. В психологическом консультировании дело обстоит иначе, здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

В других видах практической психологической работы с клиентами, в отличие от консультирования, проводимая психотерапевтическая практика представляет непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, когда клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

В психологическом консультировании психодиагностика вначале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет более заметную роль, проводится обычно в самом начале консультации и на нее отводится гораздо больше времени.


За конечные результаты работы с клиентом психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. В других видах психиатрической практики психолог несет личную ответственность за конечные результаты своей работы с клиентом, поскольку сам занимается коррекцией психологии и поведения клиента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Консультант-психолог не обязательно должен владеть приемами и методами психотерапии, за исключением тех, которые он может применить в самой консультативной практике. Психотерапевт же, занимающийся практической коррекцией, должен профессионально владеть ее методами, так как в их применении и заключается часть его работы.

Таким образом, можно выделить специфические черты консультирования в отличие от других видов психологической помощи. Это:

- ориентация на клинически здоровую личность, имеющую психологические проблемы повседневной жизни;

- ориентация на здоровые стороны личности, независимо от степени нарушения и вере, что данный человек может измениться и решить свои проблемы;

- ориентация в большинстве случаев на настоящем и будущем клиентов;

- направленность на изменение поведения и развитие личности клиента.


32.Виды психологического консультирования Требования к консультанту.