reforef.ru 1

1 Сущность, предмет и метод дисциплины «Т.О.»


Т.О. – одна из наук теории управления, она вооружает методологией управления. Она изучает: 1) организацию как явление и как процесс; 2) организационные системы; 3) принципы(правила) функционирования; 4) законы по которым организации работают; 5) организационную культуру; 6) основы организационного проектирования; 7) современные формы бизнеса. Организация в целом и ее основные части являются объектом изучения теории организации. Предметом изучения данной дисциплины является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций. Методология анализа организаций. Системный подход, принцип интеграции, целостность объекта и комплексность его анализа. Равновесие и внутренняя непротиворечивость системы. Развитие системы, относительность целостности. Диалектический метод в контексте анализа организации, его достоинства и недостатки. Системный подход на диалектической основе как единая научная методология. Междисциплинарный подход. Общедисциплинарный, постдисциплинарный уровень знаний.

2 Место Т.О. в системе научных знаний.Теория организации – наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей нас действительности. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, социальной психологии, антропологии). Психология, выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база тех психологических исследований, которые о связаны с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и разработке мотивационных методов, степени удовлетворенности работой, психологических аспектах процессов принятия решений, оценке поступков и позиций людей. Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Для теории организации большую научную значимость приобретает изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, анализ факторов социальной активности и социальной патологии, моделировании социальной значимости деятельности человека, исследование его социальных возможностей, ожиданий, ограничений. Социальная психология дает ответы на вопросы, возникающие в процессе функционирования организации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе. Антропология, эта отрасль знаний изучает функцию культуры общества, т.е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения. Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внешних взаимодействий. Юридическая наука изучает право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах.
3 Эволюция взглядов на сущность организации

Современный человек на протяжении всей своей сознательной жизни связан с теми или иными организациями, являясь их работником или вступая с ними в контакт - детские сады, школы, институты, учреждения. Организации стали универсальной формой человеческой жизни. XIX век ассоциируется у человечества с именами великих личностей- Наполеон, А.С.Пушкин, Петр I, М. Ломоносов и многие другие, то XX век останется в памяти веком “суперорганизаций”, в корне изменивших материальную основу человеческой жизни. Практически за каждым из значительных достижений XX века стоит не гений - одиночка, а мощь организации. Мы не помним имени изобретателя цветного телевизора или микроволновой печи, но прекрасно знаем названия компаний их производящих - Сони, Филипс и др. Тоже самое можно сказать и про автомобили, компьютеры, мобильные телефоны и другие полезные вещи. Это не означает, что талант и опыт отдельной личности утратили значение в жизни общества, они по-прежнему лежат в основе его развития, однако материальная культура современного общества стала настолько сложной, что дальнейшее развитие требует колоссальной концентрации ресурсов. Только в рамках современной организации, объединяющей и координирующей усилия сотен и даже тысяч талантливых и высоко квалифицированных людей, стало возможным осуществление проектов, о которых гении прошлого могли только мечтать. “Сони”, “Дженерал моторс”, Главкосмос, Ай-Би-Эм - являются организациями. Организации составляют основу мира менеджеров, они являются причиной, обуславливающей существование менеджмента. При этом должна быть обеспечена преемственность новых подходов организационной науки с традиционными методами и подходами, положительно себя зарекомендовавшими на протяжении всей истории развития человечества. Современный менеджер должен знать и уметь применять на практике законы, которым подчиняются организации, владеть теоретическими знаниями и практическими навыками в части проектирования и корректировки организационных систем, уметь различать их статические и динамические особенности, грамотно применять принципы рационализации, основанные на использовании новых рыночных технологий. Кроме того, менеджеру необходимо разбираться в тонкостях организационной культуры, исходя из исторических предпосылок организационной науки.


4 Сущность организации как явлениеОрганизация как явление – сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, действующая на относительно постоянной основе, для достижения общих целей. 1.Сознательно координируемое образование – а)предприниматель, б) гос-во: экономическая, законодательная, экологическая функции. 2. Социальное – создают люди для людей. 3. Границы: вид деятельности, место положения, масштаб, персонал. 4. Относительно постоянная основа – доверие. 5.Цели – удовлетворение потребностей. Изучая орг-ию как явление, нужно использовать несколько подходов: 1) исторический – нужно рассматривать в развитии, 2) системный – любая орг-ия это система, 3) функциональный – орг-ия рассматривается как набор выполняемых функций, 4) комплексный – рассмотрение орг-ии как комплекс взаимосвязанных ресурвос и видов деятельности.

5 Сущность организации как процессаОрганизация как процесс – одна из общих функций менеджмента. Функции – организовывание, планирование, мотивация, контроль. Организацию как управленческий процесс нужно рассматривать в двух аспектах – 1) процесс создания чего-либо: 2) совершенствование чего-либо.

Организовать – рационально распределить работы. Существует несколько методов: 1) метод деления на равные по объёму работы (метод создания равных по численности управленческих групп), используется в микро организациях до 10 человек; 2)Метод деления работ по функциональному признаку (бухгалтера, экономисты). Сквозные профессии. 3) Метод деления работ по региональному признаку. Характерно для крупных организаций, имеющих сеть филиалов и представительств. 4) Метод деления работ по продукту (видам деятельности). Для крупных организаций, выпускающих разнородную продукцию; 5) Метод деления работ по интересам потребителей (налоговые инспекции), для гос.учредений и коммунального хозяйства.

Для каждой работы характерно 2 характеристики: масштабность – количество задач операций, которые работник должен выполнить; сложность – степень самостоятельности в принятии решений.



6 Факторы, формирующие внутреннюю среду организации

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они определяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

Внутренняя среда организации: 1)ЭПО (ЧК, основной капитал, оборотный капитал, информация); 2) Миссия (цели, задачи); 3) Технология (технология произ-ва продукта, технология управления); 4) Структура (стр-ра организации и управления). Внутреннюю среду организации формирует сам предприниматель.

Внутренняя среда организации зависит от внешней, представляет собой органическую составляющую внешней среды, получая из неё всё необходимое для того, чобы реализовать своё предназначение, и предлагая ей результаты своих усилий по преобразованию ресурсов в продукцию и услуги.
7 Экономический потенциал организации и его составляющие

Экономический потенциал организации – возможности, формы для реализации её целей (ресурс организации). ЧК - человеческий капитал (ресурс). Основной капитал – вложенные деньги.
8 Внешняя среда организации

Внешняя среда организации – это те факторы, на которые предприниматели не оказывают воздействие (или очень слабо оказывают), но должны учитывать в своей деятельности.

Внешняя среда организации: деловая среда – прямое воздействие на предприятие: потребители, конкурентыё партнёры по бизнесу, гос-во; макросреда – среда косвенного воздействия: экономическое развитие, политическая обстановка, социальная ситуация, национально-культурные особенности, географическое положение, научно-техническое развитие, международная обстановка.

Характеристика внешней среды: 1.Сложность внешней среды – количество факторов, на изменение которых должна реагировать организация (фирма). 2. Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на изменение других. 3. Подвижность ф-ов внешней среды (скорость изменения). 4. Неопределённость факторов – зависит от качества той информации, которой располагает фирма.


9 Деловая среда организации

Не существует ни одной организации, которая бы ни имела внешнего окружения и ни находилась бы с ним во взаимодействии. Любая организация нуждается в постоянном получении из внешней среды исходных ресурсов для обеспечения своей жизне­деятельности. При этом каждая организация должна отдавать свой продукт во внешнюю среду в качестве компенсации за это. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает. В последнее время в связи с усилением конкуренции, а также резким ускорением процессов изменения в окружающей среде организации все в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением и развивать свои способ­ности адаптации к изменениям внешней среды.

Ключевую роль в выработке и проведении политики взаимо­действия организации с окружением играет управление орга­низацией, особенно его высшее звено. Вопросы долгосрочной стратегии взаимодействия организации со средой становятся основой построения всех процессов управления организацией.

Внешнее окружение организации, состояние взаимодействия с которым определяется в конечном счете преимущественно каче­ством управления организацией, можно представить в виде двух сфер. Первая сфера — это общее окружение организации, которое отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с данной организацией. Общее внешнее окружение является более или менее одинаковым для подавляющего большинства организаций. Вторая сфера — это так называемое непосредственное деловое окружение (среда прямого влияния) организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосред­ственно связаны или же непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации. При этом важно подчеркнуть, что и организация в свою очередь может непосред­ственно влиять на этих субъектов.

Непосредственное деловое окружение организации создают:

· потребители;· поставщики;

· конкуренты;· деловые партнеры;

· регулирующие службы и организации, такие, как административные органы, общественные объединения и ассоциации, профсоюзы.

Управляя процессами взаимодействия организации с окружа­ющей средой, менеджмент сталкивается с рядом серьезных проблем, порождаемых неопределенностью в состоянии окружаю­щей среды. В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджментом, является снижение неопределенности в окружении путем развития адаптивностиорганизации к внешней среде и установления широких связей с окружением, позволяющих организации органично вписываться в окружающую среду.

Управляя процессами взаимодействия организации с окружа­ющей средой, менеджмент сталкивается с рядом серьезных проблем, порождаемых неопределенностью в состоянии окружаю­щей среды. В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджментом, является снижение неопределенности в окружении путем развития адаптивностиорганизации к внешней среде и установления широких связей с окружением, позволяющих организации органично вписываться в окружающую среду. Управляя процессами взаимодействия организации с окружа­ющей средой, менеджмент сталкивается с рядом серьезных проблем, порождаемых неопределенностью в состоянии окружаю­щей среды. В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджментом, является снижение неопределенности в окружении путем развития адаптивностиорганизации к внешней среде и установления широких связей с окружением, позволяющих организации органично вписываться в окружающую среду. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. Изучение макрокружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.


10 Система и признаки, её характеризующие.

Система – нечто целое, состоящее из частей и элементов для направленной деятельности. Св-ва: 1 Самосохранения. 2 Требует управления. 3. Зависит от св-в, входящих в неё элементов. Если система большая, то она делится на подсистемы: техническая, экономическая (форма собственности, планирования, учёта), социальная, управляющая, управляемая.
11 Классификация систем

Естественные – создаются без участия человека. Искусственные – создаются человеком для реализации своих целей. Предсказуемые – входыне воздействия и рез-ты известны. Непредсказуемые – результат предсказать невозможно или очень сложно. Открытые – взаимодействуют с внешней средой. Закрытые – автономные. Жёсткие – устойчивы к внешним воздействиям. Мягкие – активно взаимодействуют с внешней средой, но слабоустойчивы у изменениям в ней.

12Открытая система

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений. Открытая система это такая система, которая имеет постоянные и регулируемые взаимосвязи с внешней средой. Характер этих взаимосвязей предполагает изменчивость как внешней, так и внутренней среды.

13Социальная организация как системаНаиболее распространены социально –экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом, существует социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Социальные организации. Их особенности: реализация потенциальных возможностей и способностей человека; формирование единства интересов людей. Единство целей и интересов служит системообразующим фактором; сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности. В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Социальные организации могут быть: правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие; бюджетные и небюджетные; общественные и хозяйственные; формальные и неформальные.



14 Классификация социальных системПризнак классификации. Вид организации. Пояснения.

1.Степень значимости организации. 1.1.Организации правительственные. Высокая степень ответственности за результат работы; льготы. 1.2.Неправительственные. Льгот не имеют, но степень ответственности высокая.

2.Источник финансирования. 2.1.Бюджетные. Финансирование за счёт бюджетов различных уровней. 2.2. Небюджетные. На самофинансировании.

3.Среда, в которой потребляется продукт организации. 3.1. Хозяйственные. Производят продукт для потребления во внешней среде. 3.2. Общественные. Продукт для потребления внутри себя.

4.Постановка целей (является ли прибыль целью орг-ии). 4.1. Коммерческие. Обязательно целью является прибыль. 4.2.Некоммерческие. Не ставят прибыль как цель деятельности.

5.Статус организации. 5.1. Формальные. Организации зарегистрированные в установленном порядке. 5.2. Неформальные. Формально не регистрируются.
15Хозяйственные организации и их классификация

Хозяйственные организации – это организации, удовлетворяющие потребности человека и общества во внешней для организации среде. Хозяйственные организации располагают собственностью, необходимой для производства основного продукта. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний. Классификация: по времени действия: срочные (в регистрационных документах указывается, на какой срок создана организация);бессрочные. по сезону активного действия: летние, зимние и т. д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок.; по масштабу производства: единичное производство; серийное производство; массовое производство; по специализации пр-ва: специализированное производство; универсальное производство;


16Типология организаций

Типология выполняет важную познавательную роль в следующих основных аспектах.1. таким путем достигается систематизация, упорядочение объекта изучения. Это не только улучшает ориентацию в объекте, но и побуждает сосредоточиться на особенностях, сходствах и различиях организаций по разным параметрам. 2. типология дает известную основу для установления общности и типизации проблем для разных организаций, перенесению методов их решения с одних на другие. Типология имеет самостоятельный смысл лишь в том случае, если она способствует производству нового знания. В основу типологии организаций могут быть положены разные основания, например: какой-то формальный признак - группировка организаций по городским районам, по времени начала рабочего дня и т.п.

17 Жизненный цикл организации и его структура.ЖЦО – период существования организации на рынке, от момента зарождения до ликвидации. ЖЦО – это изменение состояния организации в определённой последовательности в период существования её на рынке.

1 этап (зарождение) – организация создаётся и находится в статическом состоянии. Формируются учредительные документы; уставной капитал; создаётся экономический потенциал; постановка целей и задач; формирование миссии. Задачи рук-ля: 1) проведение анализа внешней среды, 2) формирование структуры орг-ии, 3) формирование экономического механизма хозяйствования, 4) разработка эффективной системы орг-ии и труда.

2 этап (рост) – задачи: исследование внешней среды, исследование самого продукта, его жизненного цикла и его модернизацию; анализ экономических показателей и совершенствование на этой основе ценовой политики; совершенствование технологии про-ва, с первой стороны способствует повышению качества, с 2-ой стороны формирование издержек. Задачи рук-ля: совершенствование орг-ии управления; совер-ие механизма хозяйствования; поиски эф-ых форм управления персоналом.

3 этап (стабилизация) – Задачи: исследование внешней среды, исследование внутренней среды ( с корректировкой целей, оборудования), исследования по управлению качеством продукта, повышение кач-ва продукта, совершенствование процессов по произ-ву услуг. Задачи рук-ля: разработка соц. программ по развитию пресонала, разработка соц.программ по повышению технического уровня про-ва предприятия, разработка соц. программ по освоению новых видов продуктов, новых видов деятельности.

4 этап (спад) – Задачи: анализ хоз.деятельности, поиск пути снижения затрат, анализ внешней среды, поиск тех направлений деятельности, которые дадут быструю отдачу.

Задачи рук-ля: стабилизация коллектива, работа с внешними партнёрами, совершенствование структуры управления, поиск наиболее удобной организационной формы управления предприятия (реструктуризация).


Выводы: Орг-ия в течение жизненного цикла уверенно развивается, когда имеет обоснованную стратегию и эффективно использует ресурсы, перестраивается, когда перестаёт отвечать избранным целям, погибают, когда не могут выполнять поставленных задач.

18 Классификация отношений, складывающихся в организации

По поводу распределения работ складываются различные группы отношений: 1 – линейные – формируют вертикаль власти и уровень управления. 2- функциональные – между отделами и службами, образуют звенья управления. 3 латеральные – межличностные. 4 отношения управленческого аппарата – на гос. уровне (акционерное общество, совет директоров).

19 Методы распределения работ в организации и их характеристика

Организовать – рационально распределить работы. Существует несколько методов: 1) метод деления на равные по объёму работы (метод создания равных по численности управленческих групп), используется в микро организациях до 10 человек; 2)Метод деления работ по функциональному признаку (бухгалтера, экономисты). Сквозные профессии. 3) Метод деления работ по региональному признаку. Характерно для крупных организаций, имеющих сеть филиалов и представительств. 4) Метод деления работ по продукту (видам деятельности). Для крупных организаций, выпускающих разнородную продукцию; 5) Метод деления работ по интересам потребителей (налоговые инспекции), для гос.учредений и коммунального хозяйства.

По поводу распределения работ складываются различные группы отношений: 1 – линейные – формируют вертикаль власти и уровень управления. 2- функциональные – между отделами и службами, образуют звенья управления. 3 латеральные – межличностные. 4 отношения управленческого аппарата – на гос. уровне (акционерное общество, совет директоров).

20 Система управления организациейСистема управления – сложное образование процессов и явлений. Это совокупность подсистем, связей между ними, обеспечивающих заданные функции орг-ии.СУ делится на:


1 Методология: законы, принципы, функции.2 Процессы управления: постановка целей, определение задач, коммуникации, разработка и принятие управленческого решения.3 Структура управления: уровни управления, звенья управления, орг-ые отношения, организация труда и профессионализм персонала.

4 Техника управления: документооборот, орг.техника, средства связи, рабочие места.

В любой системе управления присутствует субъект и объект. Субъект – тот руководитель, который направляет управленческое воздействие. Объект – то, на что направлено управляющее воздействие.

Конструкцией любой системы управления является – структура.

В структуре управления всегда присутствуют: - Звенья – структурные подразделения, отдельные руководители, специалисты, выполняющие управленческие функции в определённой области менеджмента.- уровни управления – образуют иерархию власти

- связи – горизонтальные и вертикальные. Для того, чтобы построить структуру управления нужно выявить факторы: 1) масштабы предприятия, 2) состав подразделений, 3) форма собственности, 4) вид деятельности, 5) характер среды, в которой организация работает, 6) вид юридического лица.

Структура управления это значит: 1.Определить количество уровней и звеньев. 2. Определить численность управленческого персонала по уровням и звеньям. 3. Разрабатывать положения об отделах и службах. 4. Разработка должностных инструкций. 5 .Определение квалификационных требований к персоналу.

21 Функциональное содержание организацииЭто совокупность действий относительно однородных по некоторому признаку, направленная на достижение частной цели и подчинённых общим целям организации. Критерием оценки любой функции, является её полезность.

Функции, выполняемые в орг-ии:

- Производственная – функции основного и свпомогательного про-ва по изготовлению товара или услуг. (исполнительский уровень)

- Функции управления производственными функциями – ф-ии по планированию деятельности основного и вспомогательного про-ва, по орг-ии деятельности. (управленческий уровень, низовой и средний уровень).


Ф-ия управления управленческой деятельностью – стратегическое управление, представительные функции, консультационные. (высший уровень).
22 Общие и конкретные функции управления.В теории организации по отношению к управленческим функциям есть 2 понятия: 1) конкретная функция управления, (КФУ) 2) общая функция управления (ОФУ).

Любая конкретная функция состоит из общей функции управления: организовывание, планирование, контроль, мотивация. трудоёмкость, 2) сложность выполнения работ, 3) стоимость.Классификация конкретных функций управления.

Признак классификации. Наименование ф-ии управления. 1.Степень влияния на сферы деятельности орг-ии. 1.1.Общее руководство предприятием или орг-ей. Президент компании, директора филиалов. 1.2.Управление маркетингом. Специалисты по пиару. 1.3.Управление финансами. Управляющий по финанасам, главбух. 1.4.Ведение учётной политики. Анализ деятельности. 1.5.Управление имуществом. Собственники, совет директоров. 1.6.Планирование и прогнозирование.2. Признак воздействия на отдельные стадии произ-ва. 2.1. Комплексная подготовка про-ва. Службы главного художника. Экспериментальные произ-ва. 2.2. Линейное руководство основным произ-ом. Выполняют начальники цехов. 2.3. Оперативное управление основным произ-ом. Выполняют мастера смен, участков, диспетчерская служба. 2.4. Управление сбытом. Управление качеством.3.Признак воздействия на отдельные факторы произ-ва. 3.1. Управление персоналом. Управление человеческими ресурсами, отдел кадров, отдел труда и з/п. 3.2. Управление материально техническим обеспечением. Отдел материально-технического снабжения. 3.3. Управление информационной структурой предприятия. Служба главного механика, энергетика. 3.4. Хозяйственное обслуживание. Служба АХО. 3.5. Управление инвестициями. Общее собрание акционеров. Вывод: любая и перечисленный функций таблицы выполняет общие функции.

23 Методы управления организацией.Метод управления – совокупность приёмов и способов воздействия на управленческий объект для достижения постоянных целей.3 группы методов:


1) Организационный распорядок (административные). Этот метол воздействует на следущие мотивы поведения: 1. соблюдение дисциплины труда. 2. чувство долга. 3. желание работать в этой организации.Характер воздействия на персонал. Издание приказов, распоряжений, расстановка персонала по рабочим местам, разработка положений об отделах и службах, разработка должностных инструкций.Экономические. Воздействие на интерес работника.

Примеры методов: внутренние (материальное стимулирование, оплата труда, премирование, надбавки); внешние (ценообразование,); налогообложение.

3) Социально-психологические. Основано на социальном механизме (отношения между людьми в орг-ии). Характер воздействия косвенный. Частично основан на правовых нормах. Участие работников в управлении предприятием. Социально-демографический анализ. Социальное развитие коллектива. Развитие инициативы и ответственности.

24.Информацион системы в управ орган. Необходимым элементом структуры управления является информация. Информация — столь же важный элемент произ­водства, как люди, машины, сырье, деньги. Она составляет пред­мет и содержание управленческой деятельности, так же как сы­рье является объектом деятельности производственных систем. В настоящее время происходит существенное изменение роли ин­формации, она приобретает преобразующий характер. Этот про­цесс осуществляется на вполне определенной материальной ос­нове, которая включает компьютеры, видеоинформационные системы связи и передачи связи, банки данных, базы знаний, ма­тематические модели, программные средства, информационные технологии, специалистов и другие составляющие информаци­онного обслуживания. Необходимость защиты информации.1. Несанкционированный доступ извне, копирование или изменение информации случайные или умышленные действия, приводящие к:- искажению либо уничтожению данных;- ознакомление посторонних лиц с информацией, составляющей банковскую, финансовую или государственную тайну.2. Некорректная работа программного обеспечения, приводящая к потере или порче данных из-за:- ошибок в прикладном или сетевом ПО;- заражения систем компьютерными вирусами.3. Технические сбои оборудования, вызванные:- отключением электропитания;- отказом дисковых систем и систем архивации данных;- нарушением работы серверов, рабочих станций, сетевых карт, модемов.4. Ошибки обслуживающего персонала.Под управленческой информацией понимается совокупность сведений о процессах, протекающих внутри фирмы и ее окружении, которые служат основой принятия управленческих решений.Информация может быть классифицирована::по назначению (одноцелевая - связана с решением одной кон­кретной проблемы; многоцелевая - используется при решении не­скольких самых разнообразных проблем);по возможности хранения (фиксируемая информация - может храниться практически бесконечно, не подвергаясь при этом иска­жению; не фиксируемая информация - используется в момент получения; она также может храниться некоторое время, но при этом постепенно искажа­ется и исчезает);по степени готовности для использования (первичная информация - представляет собой совокупность полученных непосредственно из источника несистематизированных данных, содержащих много лишнего и ненужного; промежуточная информация - состоит из све­дений, прошедших через процесс предварительной «очистки» и сис­тематизации, позволяющей решить вопрос о конкретных направле­ниях и способах их дальнейшего применения; конечная информация - дает возможность принимать обоснованные управленческие реше­ния);по полноте информация бывает частичной или комплексной,по степени надежности информацию можно разделить на до­стоверную и вероятностную. Специфической формой такого рода управленческой информации являются слухи. Они представляют собой продукт творчества коллектива, пытающегося объяснить сложную, эмоционально зна­чимую для него ситуацию при отсутствии или недостатке офици­альных сведений. Информация может быть также классифицирована по объему, источникам, возрасту, способам передачи и распространения. Система поддержки финансовых опреаций (СПФО): Специальная программа анализирует эту транзакцию и сравнивает ее со своими данными. Управленческие информационные системы (УИС):Они регулярно создают структуированные и краткоизложенные отчеты о различных аспектах деятельности организации. Системы автоматизации работы офиса (САРО):Это система, которая создает, хранит, изменяет, отображает и осуществляет деловую корреспонденцию.


25.Самоорганизация и самоуправление. Самоорганизация-необратимый процесс,кот в рез взаимод подсистем орг-ии,приводит к нов образованиям нов стр-р,нов типу орг-ии,нов подсистем.Саморегулирование-самост реагирование орг-ии на внеш среду,в основе оператив инфо(жестк)Саморазвитие-связ с накоплением структур инфо,с серьёз корректир цели и хоз механизма.Условия для осущ самоорган:открытость с-мы,проц развит с-м скачкообраз,неравновесность различ факторов,кот влияют на развит с-м,существен продолжит-ть развит с-мы,результаты не сразу,соглас действие элементов с-мы.В основу заложены:Изменчивость-в орган под воздейст внеш среды происход накопление возмущения,она теряет свою стабил-ть и переход в др состояние.Наслед-ть-завис-ть орган от её прошлого,Отбор-орган отбирает зависим-ти и законы,если нарушит их,то саморазруш. Самоуправление предполагает самостоятельные решения целевых задач, разработку средств и методов их решения. Самоуправление-демократизация управ-я,т.е.в участии персонала и управ предприятием(советы труд коллектива)Самоуправ сущ только при наличии формал с-мы управл.Принципы:1)принцип вторичности-самоуправ вторично по отнош к формал с-ме управ-я,2)прин сочетания управ и самоуправ-в люб орг-ии управ и самоуправ должны быть на всех Ур-нях,3)прин мягкой регламентации-процсамоуправ не могут быть жесткорегламентир законодат актами.

26.Виды самоорганиз.Самоорганизующ с-ма-с-ма,в кот накопление опыта,запоминание и сруктуризация информации выражается в изменеии струк-ры с-мы и уровня организации.Классификация: 1)самонастраивающаяся с-ма-с-ма, в кот накопление опыта выражается в изменении существен для цели с-мы параметров,2)саморазвивающ с-ма-с-ма,кот самостоят вырабат цели своего развития и критерии их достижения,изменяет свои параметры и стр-ру в заданном направлении,3)самообучающ с-мв-с-ма,кот в с-ме развит проходит процесс обучения,накапливает опыт,сама ищет критерии кач-ва своего фукционирования.

27.Основ элементы самоуправление. Самоуправление предполагает самостоятельные решения целевых задач, разработку средств и методов их решения. Самоуправление реализует потребность индивида и коллектива к творчеству, свободе и самовыражению.Только оптимально соотнеся целенаправленное управление и самоуправление, управление и саморегулирование можно добиться успеха и стать конкурентоспособным. Самоуправление-демократизация управ-я,т.е.в участии персонала и управ предприятием(советы труд коллектива)Самоуправ сущ только при наличии формал с-мы управл.Принципы:1)принцип вторичности-самоуправ вторично по отнош к формал с-ме управ-я,2)прин сочетания управ и самоуправ-в люб орг-ии управ и самоуправ должны быть на всех Ур-нях,3)прин мягкой регламентации-процсамоуправ не могут быть жесткорегламентир законодат актами.


28.Зависимость,закономерность,закон.Зависимость-причинно-следствен отношение одного явления к другому;связь между переменными входа в с-му и выходами из неё. Закономе́рность — необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры. Закон строится на зависимости.Сущ 3 группы закона:1)Зав-ти,кот зафиксированы в законодат актах,2)Зав-ти,кот разделяются большинством людей,3)Зав-ти,кот раздел большин-ом авторитет учёных.Законы орган должны не противоречить всеобщ законам развития,опираться на общие св-ва слож с-м,согласов друг с другом,выявляться и подтверждаться на достовер инфо фондах.

29.Классификация зависимостей. Зависимость-причинно-следствен отношение одного явления к другому;связь между переменными входа в с-му и выходами из неё. Бывают: Объективные(кот формир независимо от воли людей)-Субъективные(формир самим челом),Моральные(подтверждаются действующ нормы общения)-Аморальные(наруш действующ нормы общения),Долговременные-Краткосрочные.


30.Виды зависимостей и практика их использования в управ орган. Зависимость-причинно-следствен отношение одного явления к другому;связь между переменными входа в с-му и выходами из неё.Виды:1)завис-ть словесная,2)формульная-основ вид,3)графичес-производ и строится на формул,4)таблич-производная от формул.