reforef.ru 1

Валерий Шикшин 4 дан

Заслуженный тренер России
ТЕОРИЯ

И


ПРАКТИКА


ФОРМ

Казань 2003

Предисловие

Об Деткове И.С, 6 дан Иван
Детков родился в 1960 году в Екатеринбурге. Программист, работает в Центре социальнмх проблем республики Татарстан. Будучи студентом в 1980 году познакомился с игрой Го, 1 дан получил 1983 году, бдан - в 1986 году. Чемпион Европы в составе сборной СССР 1990 года, Чемпион России 1985, 1988 годов, Чемпион СССР 1990 года, победитель турниров серии Гран-При, неоднократньм участник чемпионатов мира, серебренньїй призер чемпионата мира по рэнго 1993 года. С 1995 года живет и работает в США.

Содержание


Введение
……………………………………………………….1

Глава І. Классификация и назначение формы………….2


#1. Хорошие формы………………………………….2

І

#2. Плохие формы…………………………………...11

#3. Задачи…………………………………………….13

Глава II. Атака форм ………………………………………..15


#1. Атака слабостей хороших форм………………..15

#2. Атака плохих форм………………………………

#3.
Атака точек разрезания………………………….

#4. Задачи……………………………………………..

Гл
ава III Решение тэсудзи с использованием форм …….

#1. Методология решения тэсудзи………………….

#2. Сзнтэ-ходы на службе тесудзи………………….

#3. Задачи…………………………………………….

Глава IV. Другие формы середины игры …………………

#1. Ацуми-формы…………………………………….

#2. Сабаки-формы……………………………………..

#3. Сэмиай-формы……………………………………..

#4. Задачи…………………………………………….. .


Глава V. Формы в действии ………………………………


Введение

Форма является одной из основных понятий Го. Все взаимосвязи между выставленными на доску камнями осуществляются через форму. Если форма хорошая, то взаимосвязи между камнями нельзя разрушать, то єсть нельзя проникнуть в территорию или взять в плен камни. Если форма плохая, то можно разрушить взаимосвяаи между камнями и тем самым нанести невосполнимый урон.

В зтой книге автор будет рассматривать только формы середины игры, то єсть формы, связанные с борьбой, ацуми-формы, сабаки-формы, сэмиай-формы, формы, связанные с соединением камней и т.д.

Особых знаний по теории Го при чтении этой книги не требуется. Важно отметить, чтобы у читателя на основе классификации форм сложился ассоциативный образ, хотя бы наиболее важных форм: «цапля», «тигр», «бамба», «кукла» и т.д. Хочется отметить, что чувство формы должно воспитываться у детей с раннего возраста, и что образ формы должен ассоциироваться в мыслях читателей и детей с названием этой формы. Это позволит читателю строить хорошие формы и атаковать плохие формы противника на уровне подсознания. Почему это важно? Потому, что хорошие формы невозможно атаковать, так как против нее практически нет сенте ходов на ухудшение формы и против нее не проведешь тэсудзи. Хорошая форма игнорирует атакующий ход, если это ацуми-форма, либо легко построит глаза, если это сабаки-форма, либо легко выиграет самэай, если у нее много степеней.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей от тридцатого кю до первого дана. Автор верит, что прочитав эту книгу читатель вссгда будет строить только красивые форми и с удовольстнием атаковать плохие формы противника.

Автор выражает благодарность вице-президенту РФГ главному редактору «Игра Го России» Е.Панюкову за неоценимую помощь в создании, редактировании и публикации этой книги. Особенно, автор выражает благодарность И.Деткову, 6 дан, за ценные советы и замечания по рецензированию этой книги.



1

Глава 1. Классификация и назначение форм



# 1 Хорошие формы

Хорошими считаются формы, которые могут лепсо построить глаза, либо которые имеют много дамэ, Большинство форм, рассматриваемых в этой книге, как и даесэки, являются результатом многовековой истории Го, Под воздействием времени отшлифовывались формы, которые наиболее эффективно отражали взаимосвязи между камнями. Не все эти формы имеют название, поэтому одной из целей этой книги является классификация и определение каждой формы с тем, чтобы с названием формы представлять образ этой формы.

Чем же примечательны хорошие формы?

* Хорошие формы нельзя атаковать. Почему?

- во-первых, если форма плотная, то есть у нее много степеней, то она может игнорировать один или несколько атакующих ходов в окрестности этой формы;

- во-вторых, если форма легкая, то при атаке она легко построит себе глаза;

- в-третьих, при сэмэай у хорошей формы больше шансов на победу;

* Против хорошей фермы либо вовсе нет сэнтэ-ходов, либо нет сэнтэ-ходов на ухудшение формы;

* Потратив ход на создание хорошей формы, практически, до конца, партии можно забыть о ней;

* С хорошими формами во время борьбы везение, как правило, будет на вашей стороне;

* С хорошими формами ко-борьба будет благоприятней для вас.

Формы соединения


Существует шесть базовых форм соединения между камнями. Это косуми, кэйма, огэйма, иккен-тоби и ннккен-тоби. Все остальные являются комбинацией этих базовых форм.

Прочные формы соединения

Это - ноби и косуми. Прочными они называются потому, что не имеют слабостей, На Д,1 и Д.2 приведены примеры ноби и косуми соответственно.

Д.1 Черные камни и белые камни, отмеченные треугольником, соединены между собой при помощи ноби. Стена, образованная из черных камней не имеет слабостей. Каждый черный камень невозможно разрезать, то есть отделить друг от друга, Их можно только съесть целиком.


Д.2. Черные камни @ соединены между собой при помощи косуми (диагональный ход). Косуми нельзя разрезать, так как точки А и В - миаи. Если белые играют А, то черные - В и наоборот. Однако при ко-борьбе белые могут, сделав два хода подряд, в А и В, разъединить мерные камни.

* Основным назначением ноби является;

- построение плотной стены без изъянов, то есть плотности;

- прочное соединение своих камней
2

* Основным назначением косуми является;

- поднятие позиции на одну линию выше, например, на Д.2 с

третьей линии на четвертую;

- прочное соединение своих камней, например, при уменьшении

территории противника.

* Ноби и косуми находят широкое применение в середине игры,

Коневые формы соединения


Это - кайма и огэйма. Кэйма - это ход малым конем, как на Д.З. Огэйма - это ход большим конем, как на Д.6

ДЗ. Черные камни соединены между собой при помощи кэймя. Пункты "А" и "В" называются поясами кэйма. Пояс кэймы является слабостью данного вида соединения. Если белые играют "А", то черные должны сыграть "В" и наоборот. Для середины игры важную роль играет дальний пояс кэймы, то есть дальний от силы белых пояс.


На Д.4- - это, пункт 1.Кэйма со второй линии на третью не имеет слабостей, так как ее невозможно разрезать, как показано на

следующей диа.



Д.5. На пустой доске кэйму невозможно разрезать и в центре доски. Здесь видно, что черные легко соединяются, забирая белый камень в сите.

* Основным назначением кэймы является:

- Атака слабой группы противника. Атака с помощью кэймы позволяет гнать противника в заданном направлении (в направлении наклона кэймы).

- В фусэки кэйма применяется для огораживания угла с помощью симари, как показано на Д,3.

Д. 6. Черные камни соединены между собой с помощью огэймы. Пункты "А", "В", С и "Д" являются поясами огэймы. Для середины игры важную роль играют только два дальних пояса огэймы.
3

На Д. 7 - это пункты 1 и 3. Огэйма со второй на третью линию и с третьей на четвертую линию не имеет слабостей, то есть эту форму невозможно разрезать, как можно вилеть на Д. 8.