reforef.ru 1




«ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

  1. Понятие и сущность цены.

  2. Функции цены.

  3. Понятие и принципы ценообразования. Задачи и политика ценообразования.

  4. Цели и требования к ценообразованию.

  5. Смежные экономические дисциплины, изучающие ценообразование.

  6. Состав и структура цены. Система цен.

  7. Признаки классификации цен. Виды цен.

  8. Виды цен по характеру обслуживаемого оборота и степени государственного регулирования.

  9. Виды цен по способу фиксации.

  10. Виды цен по способу получения информации об уровне цены.

  11. Виды цен с учетом фактора времени. Трансфертные цены. Мировые цены. Цены, используемые в учете и статистике.

  12. Классификация цен в зависимости от условий поставки и продажи товаров (франкирование цен).

  13. Скидки с цены: понятие и виды.

  14. Рынок: понятие и виды.

  15. Рыночный спрос. Кривая спроса.

  16. Рыночное предложение. Кривая предложения.

  17. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

  18. Особенности ценообразования в условиях совершенной конкуренции.

  19. Особенности ценообразования в условиях монополии.

  20. Максимизация прибыли в условиях монополии.

  21. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции.

  22. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции.

  23. Конкурентные стратегии монополистически конкурирующих фирм.

  24. Особенности ценообразования в условиях олигополии.

  25. Модель дуополии Курно. Модель Бертрана.

  26. Модели теории игр. Модель ценового лидерства.

  27. Этапы процесса ценообразования.

  28. Понятие и виды издержек.

  29. Определение издержек для целей ценообразования.
  30. Анализ безубыточности.


  31. Основные факторы, влияющие на уровень цены.

  32. Ценовая информация и ее роль в принятии решений по ценам.

  33. Характеристика затратных методов ценообразования.

  34. Характеристика рыночных методов ценообразования.

  35. Метод текущих цен и тендерный метод ценообразования. Ценообразование, ориентированное на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.

  36. Характеристика параметрических (эконометрических) методов ценообразования.

  37. Методы конечного ценообразования. Дифференцированное ценообразование.

  38. Методы конкурентного и ассортиментного ценообразования.

  39. Географический принцип ценообразования. Установление цен со скидками и зачетами.

  40. Инициативное изменение цен.

  41. Метод ценообразования с учетом жизненного цикла товара.

  42. Цели ценовой политики.

  43. Основные стратегии ценообразования.

  44. Этапы разработки ценовой стратегии.

  45. Понятие и основные приемы сегментированного ценообразования. Особенности сегментирования на основе идентификации покупателей.

  46. Особенности сегментирования на основе места и времени покупок.

  47. Особенности сегментирования на основе закупаемого количества товара, дизайна товара, товарного пакета. Значение сегментированного ценообразования.

  48. Особенности ценообразования на биржевом рынке.

  49. Способы установления биржевой цены.

  50. Риск в определении цены и страхование цен.

  51. Методы регулирования цен.

Вопрос 1. Понятие и сущность цены.1


  1. Понятие цены. Рыночная цена. Цена спроса и предложения, равновесная цена

  2. Теория цены А. Маршалла

1. Цена - это количество денег, которое покупатель готов заплатить продавцу за приобретаемый товар. Цена является рыночной характеристикой товара: в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей.


Рыночная цена – это сумма денег, которую покупатель добровольно платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара или услуги при условии, что оба они являются независимыми сторонами и руководствуются только коммерческим соображениями.2 При этом под коммерческими соображениями понимается возмещение затрат и получение прибыли продавцом, а также удовлетворение экономических потребностей покупателем.

В основе цены лежат два объективных экономических закона:


  • «Цена – денежное выражение стоимости (ценности)», т.е. закон, выражающий динамику снижения затрат;

  • «Закон роста потребительной стоимости», выражающий изменение результата (продукта) труда, удовлетворяющего человеческие потребности.

Действуя одновременно, эти законы создают базу цены. Однако на формирование цены влияют и другие экономические законы: закон спроса и предложения, закон денежного обращения (инфляция), типы рынка и др.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части:

  • цены, их виды, структуру, величину, динамику изменения;

  • ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен, изменения действующих.

Обычно рассматривают два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный).

При рыночном подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара (работ, услуг).

При производственном (затратном) подходе в основе установления цены лежат производственные затраты, связанные с производством и реализацией товара (работ, услуг).

В рамках рыночного подхода цену можно определить как форму выражения ценности благ, появляющуюся в процессе обмена. В рамках производственного подхода цена – это денежное выражение стоимости товара.


Таким образом, связь между стоимостью и ценой появляется при затратном подходе, который предполагает, что величина цены определяется при измерении всех затрат, необходимых на производство единицы продукции в денежном выражении, т.е. издержек производства или себестоимости, и прибавлением к ним определенной величины прибыли. Сумма издержек производства и прибыли на единицу продукции (товара, работ, услуг) представляет собой искомую цену.

Итак, цена определяется как определенное денежных единиц, получаемое за единицу товара, работы, услуги. Она определяет меру полезности единицы товара, работы, услуги для потребителя.

На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цена спроса на каждое количество товара – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара цена предложения может либо повышаться либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать.

2. А. Маршалл изначально предполагал, что на рынке представлен нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободная конкуренция. На рынке в одно и то же время существует лишь одна цена. Общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода, за это время не меняется мода или вкусы, никакой новый заменитель не влияет на спрос, никакое новое изобретение не воздействует на предложение.

Нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального предложения.


Нормальная цена предложения как для продолжительных, так и для коротких периодов определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, т.е. представляет средние затраты.

Совокупные затраты на производство могут быть получены либо путем умножения предельных затрат на число единиц товара, либо путем сложения всех фактических затрат производства его отдельных частей и добавления всех рент, полученных за счет дифференциальных преимуществ производства.

Нижней границей цены товара являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить предельные издержки.

В конечном счете цена зависит не от предельных, а от совокупных затрат труда и капитала и, следовательно, цены определяются общим уровнем спроса и предложения.

А. Маршалл рассматривал формирование рыночной цены в трех периодах времени, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно этому различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никакие меры, либо приспосабливать переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспосабливать к изменившейся цене все факторы производства.

Для коротких периодов парк средств производства практически постоянен, но его использование колеблется в зависимости от спроса. Предложение товаров растет без увеличения оборудования.

Продолжительный период должен иметь достаточно времени, чтобы можно было приспособить к спросу не только факторы производства данного товара, но и факторы производства этих факторов производства и т.д. В этих условиях производители заменяют и приобретают дополнительное оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли. В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано. При данном фиксированном предложении товаров цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, а его снижение – к падению цены.


В условиях краткосрочного равновесия может вдруг измениться спрос. Объем выпуска увеличивается за счет более интенсивного использования оборудования. В течение короткого периода другие фирмы не могут войти в эту отрасль. С другой стороны, спрос может и снизиться, что приведет к сокращению объема выпуска товаров и предложения. В коротком периоде фирма может понести убытки, но она может и продолжать работать.

Различия между предложением в долгосрочном и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде каждая фирма может расширить свое производство, и новые фирмы могут войти в эту отрасль. Такие процессы происходят в условиях роста цен, или когда цена обеспечивает сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль несовместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние, и всякая фирма не будет иметь нормальную прибыль. Цена может колебаться в пределах короткого периода, но в долгосрочном периоде она постоянна.

Существенное воздействие на предложение товаров оказывает изменяющийся во времени уровень цены и прибыли. В связи с этим можно выделить три возможных варианта изменения рыночной цены. В первом случае рыночная цена в успешных периодах отклоняется все дальше от цены равновесия. Во втором рыночная цена неопределенно варьируется вокруг цены равновесия в известных пределах. В третьем случае рыночная цена постепенно достигает равновесия, т.к. вариация постоянно уменьшается. В длительном периоде предложение приспосабливается к изменению спроса путем расширения или сокращения объемов производства. Чем продолжительнее период времени, тем более полно предложение сможет приспособиться к изменению спроса. Таким путем происходит образование нормальной цены продолжительного периода. Нормальная цена – это не средняя цена определенного периода, а цена в конце того периода, в котором изменилось предложение.

Вопрос 2. Функции цены.


  1. Функции цены. Характеристика учетно-измерительной и регулирующей функций

  2. Стимулирующая функция цены и функция распределения и перераспределения: их характеристика, сходства и отличия

  3. Характеристика функции сбалансированности спроса и предложения, внешнеэкономической, социальной функций, функции цены как средства более рационального размещения производства


1. Выделяют следующие функции цены:

  • учетно-измерительная;

  • регулирующая;

  • стимулирующая;

  • распределения и перераспределения;

  • сбалансированности спроса и предложения;

  • внешнеэкономическая;

  • социальная;

  • функция цены как средства более рационального размещения производства.

Измерительная составляющая учетно-измерительной функции цены – первичная функция. С помощью цены можно определить количество денег, которые покупатель платит, а продавец получает за проданный товар (работу, услугу). Измерительная функция позволяет измерять, сопоставлять и оценивать товары (работу, услуги) по их стоимости, дает возможность сравнивать различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Цена выявляет, сколько затрачено труда, сырья, материалов на производство и реализацию товара. Цена также устанавливает величину издержек производства и обращения, размер прибыли. Таким образом, учетная составляющая учетно-измерительной функции позволяет оценить объем получаемой прибыли, т.е. учесть объем производства продукции в денежном выражении. В рыночных условиях цена обычно значительно отклоняется от издержек. Для того чтобы быть конкурентоспособным, производителю следует постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Удержаться в конкурентной борьбе возможно лишь снижая затраты и постоянно улучшая качество товара (работ, услуг). Учетно-измерительная функция приобретает особое значение при разработке системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.


Регулирующая функция цены проявляется в том, что она выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.

Цена оказывает регулирующее воздействие на участников рынка:


  • побуждает продавцов товара увеличить (уменьшить) его предложение, возникающее под воздействием повышение (снижения) рыночной цены на этот товар;

  • побуждает покупателей приобретать этот товар в большем (меньшем) количестве в соответствии с понижением (повышением) его цены.

На рынках с разной степенью монополизации как на стороне предложения, так и на стороне спроса производители и потребители могут оказывать непосредственное влияние на формирование и движение цены. Так, производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену (как это было бы в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение предложения товара, сохранив прежнюю цену.

В случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цен теряет свое качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Ее уровень в значительной (а иногда и в решающей) степени определяется элементами регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо монополистом-потребителем, либо государством.

В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса.

2. Стимулирующая функция цены. Рыночное ценообразование создает возможности для выбора варианта при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства. Так, существует вариант сочетания различных факторов производства для создания той или иной продукции (например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек). К этому добавляется выбор рынков, производимой продукции, инвестора, кредитора и т.д.


Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия на производство через следующие ориентиры:


  • повышенную (пониженную) рентабельность;

  • надбавки (скидки) к цене;

  • применение различных видов цен (свободные, регулируемые, расчетные и др.).

Учитывая стимулирующее воздействие перечисленных ориентиров-показателей, предприятие будет иметь различный уровень доходов, следовательно, возникают экономические стимулы для пересмотра ассортимента выпускаемых товаров, расширения производства тех, где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший сбыт.

С помощью розничных цен стимулируется потребление продукции. Например, при снижении абсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу полезного эффекта расширяется сфера потребления соответствующей продукции. Фирмы, изучая рынок, определяют группы покупателей (сегменты рынка), которые могут приобрести их продукцию по различным уровням, группам, интервалам цен, и с учетом этого обстоятельства наращивают производство соответствующих товаров, получая при этом высокую массу прибыли.

В систему экономического стимулирования, кроме цены, включены все базирующиеся на цене стоимостные экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги. Эффективность функционирования всего механизма хозяйственного стимулирования зависит от правильного сочетания и использования субъектами рынка стимулирующей роли цены и других экономических рычагов. Выбор в пользу цены или другого экономического рычага делают субъекты рынка.

Функция распределения и перераспределения связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, регионами, группами населения. В ситуации когда необходимо быстрое изменение приоритетов и пропорций в экономике, допускается введение государственного регулирования цен, в крайних случаях – прямое установление цен государственными органами. Это предполагает систему налогообложения с взиманием НДС и акцизов, а также ведение или отмену различных налоговых льгот.


Функция распределения и перераспределения сходна со стимулирующей, так как обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. Но есть и различия. Стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия предприятия, направленные на повышение качества, увеличение объемов производства и т.д., призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя. А перераспределительная функция связана либо с государственным воздействием на уровень и структуру цен, либо с действиями монополий или олигополий, если монополии или олигополии с помощью цен регулируют свои доходы и определяют свои перспективы.

3. Функция сбалансированности спроса и предложения. При помощи цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спросом и предложением, а значит, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в дефиците или избыточном предложении. Возврат к равновесию возможен за счет изменения цен или объемов производства.

Цены также реализуют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента внешнеторговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между предприятиями разных стран, а также между странами.

Социальная функция цены выражается в структуре и объемах потребления товаров, благ и услуг, расходах, уровне жизни, прожиточном минимуме, потребительском бюджете семьи.

Функция цены как средства более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.