reforef.ru
добавить свой файл
1
Тренинг для родителей «Мы родом из детства»


Цель психологической коррекции


  • Изменение неадекватности родительских позиций.

  • Гармонизация стиля воспитания.

  • Расширение осознанности мотивов воспитания в семье.

• Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
Задачи
программы

A) Психологическое просвещение - дать родителям знания o механизмах семейных систем, показать вли­яние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье.

Б) Обучение - дать определенную модель постро­ения взаимоотношений c детьми и обучить различным навыкам межличностного общения, необходимым для

реализации этой модели.

B) Переориентация - самоисследование родитель­ских позиций, развитие многомерности психологиче­ского видения детско-родительских и иных межличностных отношений: преодоление стереотипов, ригидных паттернов поведения.
Организационные принципы

A) Комплектование групп. Группа обычно состоит из ­восьми - десяти родителей. Наилучшим вариантам является та­кой, при котором в группу входят только отдельные ро­дители или только супружеские пары. Это позволяет проводить корректировку методов тренинга в соответ­ствии со спецификой группы, что значительно повыша­ет эффективность работы. Возникающее чувство груп­пы и групповой сплоченности - важные характеристи­ки процесса родительской психокоррекции, поэтому после второй сессии группа закрывается, и новые участ­ники к ней не присоединяются.

Б) Временные рамки. Родители встречаются на 1 - 2 часа каждую неделю в течение десяти недель. Такой режим позволяет применять на практике полученные знания и корректировать их в процессе обсуждения на последую­щих занятиях.

B) Основные этапы
  • Подготовительный (мотивационный) - представ­ляет собой групповую консультацию для родителей по результатам диагностики детско-родитель­ских взаимоотношений. Знакомство c результатами диагностики и их психологической интерпретацией со­здает мотивацию, необходимую для эффективного про­хождения тренинга.


Основной (рабочий) - структура занятий планиру­ется в соответствии c принятыми правилами проведе­ния социально-психологического тренинга.

• Завершающий - последнее занятие проводится в виде «праздника семьи», в котором принимают участие все желающие члены семьи.

Контрольно-закрепляющий - практикуется прове­дение дополнительных встреч участников тренинга c целью наблюдения и закрепления полученных позитив­ных изменений в когнитивной, эмоциональной и пове­денческой сферах.
З
АНЯТИЕ 1

РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ

И СТИЛИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ

C ДЕТЬМИ


Цель
: знакомство участников друг c другом и c пра­вилами групповой работы; осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помо­гающие» в процессе взаимодействия c ребенком; на­учиться различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.
Введение в тренинг как особую форму обучения

Психолог приглашает родителей занять места на сту­льях, расположенных по кругу, обращается к ним со вступительным словом об особенностях работы тренин­говых групп, групповых правилах и ритуалах. Помимо традиционных правил, реализующих принципы актив­ности, добровольности, конфиденциальности, уважения говорящего и т.д., мы практикуем обращение участни­ков друг к другу и к психологу на «ты», обязательное телефонное и личное общение участников в период между занятиями, чаепитие в перерывах и т.п.
Знакомство участников друг c другом

Упражнение 1. «Самопрезентация». Участникам раз­даются карточки и карандаши дляоформления «визи­ток». Через некоторое время (5-7 мин) необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко o себе, o своих ожиданиях и опасениях, связанных c тренин­гом.

Упражнение 2. Игра-разминка. Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обла­датели которого должны поменяться местами, ведущий


преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обыч­но игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Упражнение 3. «Ребенок в нас». Бросая мяч, участни­ки обращаются друг к другу c фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)...» B ответ каждый может согласить­ся или нет c данной ему характеристикой. Это упраж­нение помогает участникам глубже познакомиться, кро­ме того способствует активизации детского эго-состо­яния родителей, что создает базу для дальнейшей пси­хокоррекционной работы.
Осознание родительских установок

Рассказ психолога o сути понятия «психологическая установка» и ее влиянии на восприятие реальности дол­жен быть максимально прост и иллюстративен. Здесь возможно использование упражнений, позволяющих родителям на примере перцептивно-когнитивных про­цессов ощутить влияние установки. Основной тезис этого этапа, который можно предложить родителям за­писать, состоит в следующем: «На наши взаимоотно­шения c детьми оказывают влияние установки, сфор­мированные еще в детстве нашими родителями, неза­висимо от нашего желания - пока мы не осознаем их.

Если же установка осознана - она перестает верхово­дить нами, мы можем ее изменить».

Упражнение 4. Родительские установки». Участни­ков просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов - и на фоне рас­слабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, прoступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, по­тому что...», «Непослушный ребенок - это...», «Роди­тели должны...»? Затем, после выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживания­ми и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», то есть рациональные, эф­фективные - и «мешающие», то есть нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимо­отношений,

Позиции в общении:

Родитель, Взрослый и Ребенок

Тему родительских установок логично продолжает рассмотрение ригидных позиций в общении в рамках концепции Э. Берна. Основной тезис этого тематиче­ского блока: «Позиция Взрослого способствует прояв­лению взрослой позиции y другого человека. Позиция Родителя задает y другого позицию ребенка и наобо­рот. Пребывание родителя в эго-состоянии Взрослого дает ребенку возможность почувствовать психологиче­ское равенство c матерью или отцом, способствует ус­воению правил логики и здравого смысла». Если по­зволяет время, можно поэкспериментировать c различ­ными эго-состояниями по методике E. Сидоренко.

Подведение итогов занятия

Этот этап очень важно провести не спеша, чтобы дать возможность родителям осознать и вербализовать свой новый опыт, полученный в процессе занятия, получить поддержку от психолога и других участников. Кaждому предлагается ответить на три вопроса: «Что я чувствую?», «О чем я думаю?», «Что я хочу сделать?». Мы практикуем в конце каждого занятия оказание поддер­жки одному иэ участников по принципу гештальтистского «горячего стула».
Домашнее задание

1) Родителям предлагается написать сочинение «Мой ребенок» c целью последующего обсуждения его в груп­пе. Никаких дополнительных инструкций относительно содержания, формы или объема сочинения не дается.

2) Родителям и детям - изобразить семью, обозна­чая ее членов в виде окружностей так, чтобы рисунок схематически отрaжал систему их взаимоотношений. Сравнение представлений o семейной структуре раз­ных ее членов дает богатый материал для рефлексии и поиска эффективных форм взаимодействия.

З) Описать несколько ситуаций взаимодействия со своим ребенком c разных позиций.
ЗАНЯТИЕ 2
БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ


ДЕТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Цель: знакомство c концепцией Адлера-Дрейкурса об «ошибочных целях» поведения; обучение навыкам активного слушания; осознание неэффективных способов реагирования в ситуации, когда ребенок преследу­ет «ошибочную цель».


Обсуждение домашнего задания

Родители зачитывают свои сочинения, при этом пси­холог и участники отмечают общий эмоциональный тон повествования, характерные фразы, отражающие отно­шение родителя к ребенку и пр. Часто на этом этапе возникает необходимость психологической поддержки родителей, форму, оказания которой психолог выбира­ет в соответствии c техниками, которыми он владеет.

Вторая часть домашнего задания анализируется в соответствии c методикой «Семейная социограмма». После обсуждения полученных детских и родительских схематических отображений семейной системы можно предложить родителям составить «идеальную» схему для своей семьи.
Принятие чувств ребенка

Один из мотивов работы родителей в тренинговой группе - стремление к взаимопониманию со своим ребенком. Понять ребенка - значит услышать его чув­ства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведе­ния. Необходимым навыком здесь является навык «ак­тивного слушания», освоению которого посвящается этот этап занятия.

Упражнение 1. «Памятник чувству». Это вариант из­вестной техники «Скульптор», являющийся одновремен­но и разминочным упражнением, и хорошим введени­ем в тему. Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой - «скульптора». «Скульпторы» получают карточки c названиями чувств, эмоциональ­ных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера. На этапе об­суждения мы предлагаем родителям ответить на два дополнительных вопроса:

1) когда вы испытываете дан­ное чувство по отношению к своему ребенку?

2) когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отно­шению к вам?

Рассказ психолога o психологических механизмах подавления чувств и компенсации составляется в соот­ветствии c образовательным уровнем участников тре­нинга. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою раз­рушительную силу. Называние и признание подавлен­ных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости c родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».


Упражнение 2. «Принятие чувств». Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых по­лучает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные ва­рианты ответов:

«Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты мо­жешь злиться на брата, но бить его нельзя».)

• «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатич­ный пес... Ho если боишься - давай перейдем на дру­гую сторону».)

• «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)

• «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)

B процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся c понятием «активного слушания», автором которого является T. Гордон, американский психолог. Слушать активно - значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует

на самом деле, и озвучивать эти чувства своими слова­ми, окрашивая свои высказывания пониманием и не­поддельной заботой (еще один термин, описывающий это явление, - «эмпатия»). Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращать­ся на протяжении всего курса.
Базовые психологические цели детского поведения

На этом этапе родители знакомятся c концепцией Адлера-Дрейкурса об ошибочных путях достижения базовых психологических целей. Это знакомство про­исходит в процессе ролевой игры.

Упражнение 3. Ролевая игра «Достижение базовых целей». Психолог играет роль ребенка, пытающегося достичь признания, возможности влияния, чувства за­щищенности и автономии неэффективными способами (требование внимания, борьба за власть, месть, укло­нение). Перед родителем ставится задача выстроить взаимодействие c ребенком. При анализе упражнения особое внимание уделяется чувствам родителей, явля­ющимся «индикатором» ошибочных целей ребенка.

Подведение итогов занятия. «Поддержка».
Домашнее задание

1) «Знаем ли мы своих детей?» - родителям предла­гаются вопросы для определения степени их осведом­ленности в различных сферах интересов и предпочте­ний ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они по­лучат уже дома.

Вот примерный перечень вопросов для младших школьников и их родителей:

Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.

Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.

Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нра­вится.

B другом человеке мне больше всего нравится та­кая черта, как... a не нравится...

Если бы y меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?

Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?

B каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

2) B родительских дневниках отмечать ситуации, в которых ребенок пытается достичь «ошибочной цели», описывая свои чувства и действия при этом.
ЗАНЯТИЕ З

КАК МЫ ВОСПИТЫВАЕМ

СВОИХ ДЕТЕЙ

Цель: знакомство c содержанием и условиями благоприятного прохождения основных этапов формирования личности; осознание своих невербальных и вербальных проявлений эго-состояния «Свинский родитель».

Обсуждение домашнего задания

Родители рассказывают o полученных дома ответах на вопросы домашнего задания по теме «Знаем ли мы своих детей?». Здесь важно, чтобы участники группы рассказали o себе, нашли то общее, что объединяет их самих и детей. Психолог может подчеркнуть, какие жи­вотные; сказки, желания и т.д. назывались в группе чаще всего.

Психологическая разминка

Поскольку содержание данного занятия предполага­ет определенную степень погружения в психотравми­рующие ситуации детства, возникает необходимость проработки темы сопротивления новому личностному опыту. Поэтому разминочное упражнение подобрано и интерпретируется в соответствии c этой задачей.

Упражнение 1. «Доверие». Психолог предлагает участникам определить степень их доверия друг другу: «Насколько мы можем открыться, довериться друг дру­гу и новому опыту?» Один из участников встает на возвышение (это может быть устойчивый стул или стол), c которого ему предстоит упасть c закрытыми глазами на руки остальных. Упражнение обычно вызывает сильную эмоциональную реакцию. Поэтому главное здесь - грамотно провести анализ чувств.

Вот примерное содержание этой беседы:

Глубинная работа над собой, своей личностью всегда сопряжена c включением механизмов сопротивления. Это может выражаться в действиях: в желании сменить тему разговора, выйти из комнаты, пойти в туалет, опоздать, смотреть в сторону, в желании поесть, покурить, прекратить общение. Или даже - заболеть... Сопротивление может проявляться в некоторых убеждениях, таких как: «Мне это не подойдет», «я в это не верю».

Мы продолжаем сопротивляться и в тех случаях, когда говорим себе: «Они не позволяют мне измениться», «Это их вина». И самое большое сопротивление - это страх перед неизвестным: «Я не готов», «Я не хочу об этом говорить», «Я никому не доверяю». Если вы поймали себя на подобных мыслях или действиях - очень хорошо! Вы заметили свое сопротивление, осознали его. Не ругай­те себя. Вместо этого скажите себе: «Что заставляет меня сопротивляться? Откуда y меня это чувство? Где оно находится в теле?» Ответив на эти вопросы, постарай­тесь расслабиться - и скажите своему сопротивлению «спасибо» за то, что оно делает для вас что-то важное, охраняет и бережет вас, а затем попросите его помочь вам измениться, достичь вашей цели.


Основные этапы развития личности ребенка

Лекция психолога решает задачу психологического просвещения родителей, предоставления им информации o содержании этапов развития личности по Э. Эриксону, o необходимых условиях их благоприятного прохождения. Возможно расширение этой темы за счет рассказа o внутриутробном развитии плода, базальных перинатальных матрицах (по Ст. Грофу), другой психологической информации. Преподносить этy информацию необходимо c максимальной корректностью, учитывая уровень личностного развития и актуального состояния родителей.
Групповая дискуссия: «Какие выводы позволяет сде­лать родителям эта информация?» Часто первая реак­ция родителей - это ощущение беспомощности, осо­знание совершённых ошибок, которые очень сложно ис­править. Важно так организовать дискуссию, чтобы от фрустрации прийти к позитивному восприятию перспек­тив взаимодействия c ребенком, к осознанию ресур­сов, позволивших воспитывать его до сих пор c опре­деленным успехом.

Упражнение 2. «Детронация». Это упражнение названо термином A. Адлера, обозначающим процесс изменения внутриличностной и внешней ситуации в связи c рождением второго ребенка в семье. Ролевая игра, в которой психолог демонстрирует психотравмирующие высказывания, обостряющие процесс «детронации» старшего ребенка, позволяет проникнуть в мир его переживаний, понять причины многих проблем во взаимоотношениях детей. B процессе обсуждения родители вырабатывают правила предотвращения детского соперничества.
Осознание родительских позиций и стиля взаимодействия c ребенком

Возвращаясь к теме позиций Родителя, Взрослого и Ребенка в межличностных отношениях, рассматриваем концепцию K. Стейнера об эго-состоянии «Свинский родитель». Осознанию собственных реакций, исходя-щих из этого состояния, способствует следующее упражнение, идею которого мы взяли y E. Сидоренко.

Упражнение 3. «Свинский родитель».


Родителям предлагается использовать данные им на карточках вербальные и невербальные реакции в импровизированном обращении к воображаемому ребенку. Приводим содержание карточек:

1) морщины на лбу;

2) вытянутый палец;

З) покачивание головой;

4) «ужасающий» взгляд;

5) притопывание ногой;

6) руки на груди;

7) вздох;

8) «я бы никогда в жизни...»;

9) «Если бы я был(а) на твоем месте...»;

10) «Ты осмелился(лась)?!»

11) «Ну и что?..»

Задания подобраны таким образом, чтобы была воз­можна трактовка их позиционного содержания как в ав­торитарном, так и в равноправном контексте. Напри­мер, морщины на лбу могут быть расположены как вер­тикально (гнев, задумчивость), так и горизонтально (удивление, восторг). То: какой контекст мы выбираем чаще, свидетельствует o наших ригидных родительских позициях. На наших занятиях подавляющее количество родителей выбирают авторитарный контекст, то есть демонстрируют позицию «Свинский родитель». Столк­новение c неприглядной собственной сущностью фру­стрирует, повергает в уныние, активизирует защитные механизмы. Преодолеть это состояние помогают арт­терапевтические приемы, один из вариантов которых описан ниже.

Упражнение 4. «Рисуем Свинского родителям. Микрогруппы, состоящие из 3-4 человек, получают листы бумаги, краски и задание изобразить «Свина», не переговариваясь друг c другом. После обсуждения полу­ченных рисунков необходимо трансформировать их так, чтобы «Свин» утратил свою силу и власть.

Психолог рассказывает o способах, которыми наш внутренний «Свин» мешает нашим гармоничным вза­имоотношениям c ребенком: негативной мотивации (ког­да мы заставляем детей плохо относиться к самим себе); гиперопеке (когда мы делаем слишком много для де­тей, решаем их проблемы вместо них); повышенной требовательности; неуважении; вседозволенности,отсутствии четких границ дозволенного поведения.


Подведение итогов занятия. «Поддержка».

Домашнее задание

1) Обсудить c детьми тему наказания: что для них является самым «страшным» наказанием, наказывали ли их несправедливо, будут ли они наказывать своих детей и пр.

2) Практиковать общение c ребенком c позиции Взрослого.
ЗАНЯТИЕ 4

ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: осознание психотравмирующего влияния фи­зического и эмоционального насилия на формирование личности ребенка; понимание логических последствий предоставления выбора для установления границ доз­воленного поведения.
Обсуждение актуального состояния, психологическая разминка

Полученный родителями на предыдущих занятиях ког­нитивный и эмоциональный опыт часто вызывает нега­тивные эмоциональные и самооценочные процессы. Для предотвращения и коррекции подобных эффектов не­обходимы как постоянная поддержка со стороны пси­холога и участников группы, так и целенаправленные упражнения, позволяющие удерживать родителей в ре­сурсном состоянии.

Упражнение1. «Я - хороший родитель». Каждому участнику предлагается в течение одной минуты рассказать o своих сильных «родительских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок головой).
Групповая дискуссия по результатам домашнего задания

Обсуждение домашнего задания на этом занятии про­ходит после разминки, так как оно напрямую связано c темой дальнейшей работы.

Почему мы против подавляющих наказаний

Упражнение 2. «Наказание». На фоне расслабления родителям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями. Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы: Что вы чувствовали тогда? Каковы были ваши телесные ощущения? O чем вы тогда думали? Что вам хотелось сделать? Обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию o негативных последствиях наказаний.

Предоставление свободы выбора и логические последствия

Наиболее эффективным методом общения c детьми, по мнению специалистов, является предоставление им свободы выбора во всех ситуациях, где это объективно возможно, и возможности испытать на себе последствия избранного ими образа действий.

Упражнение 3. «дисциплина». Каждый участник кратко описывает на карточке типичную для его семьи ситу­ацию, когда необходимы какие-либо дисциплинарные меры по отношению к ребенку. Эти карточки переме­шиваются, родители распределяются по парам. Каж­дая пара вытягивает себе карточку c описанием ситу­ации, которую нaдо решить c помощью предоставле­ния выбора и выявления его логических последствий. Затем происходит групповое обсуждение найденных ре­шений.
Установление границ дозволенного поведения

Предоставление свободы выбора и выяснение логи­ческих последствий этого выбора - не единственные методы установления необходимой дисциплины. Мы предлагаем родителям познакомиться со «сryпенчатой системой установления запрета» по методу Х. Джай­нотта:

1. Признать, что некое желание вполне может воз­никнуть y ребенка («Я понимаю, что тебе хочется...»).

2. Четко определить запрет на какое-либо действие («Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, так как.,.»).

З. Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.

4. Помочь ребенку выразить свое законное недоволь­ство («Конечно, тебе это не нравится...»).

Упражнение 4. Ролевая игра Дисциплина». Отработ­ка умения применять на практике новые методы реше­ния проблем дисциплины происходит в ролевой игре. Темы ситуаций-заданий могут быть предложены как психологом, так и самими участниками.
Подведение итогов занятия«Поддержка».
Домашнее задание

1) Отказ от подавляющих наказании. Применение новых принципов установления дисциплины.

2) Предложить детям закончить историю o выпавшем из гнезда птенце (проективный тест

Б. Шелби, который приводят Никольская и Грановская).
ЗАНЯТИЕ 5
ПОВЫШЕНИЕ САМОУВАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ


Цель: знакомство c концепцией эффективного и не­эффективного одобрения, c понятием неформального общения; обучение навыкам поддержки, закрепление навыков активного слушания; осознание роли ребенка в семейной структуре.
Обсуждение домашнего задания

При анализе детских историй o выпавшем из гнезда птенце обратить внимание на глаголы, которые часто

отражают типичные стратегии реагирования в опасной, психотравмирующей ситуации. Интересно сравнить эти стратегии y детей и их родителей. Эффективность этих стратегий во многом зависит от уровня самоуважения индивида.
Психологическая разминка

B качестве разминки на этом занятии подходит лю­бое психогимнастическое упражнение, способствующее позитивному самовосприятию. Мы предлагаем лишь один из множества возможных вариантов.

Упражнение 1. «Праздник хвастунов». В течение ми­нуты необходимо назвать как можно больше положитель­ных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Соревновательный контекст этого упражнения позволя­ет родителям раскрепоститься, творчески подойти к по­иску своего нового вклaда в групповой процесс. Таким образом открывается поле для осознания роли ребенка в создании и сохранении семейной атмосферы.
Способы повышения самоуважения детей

Наши замечания и общение без слов помогают де­тям или быть довольными собой, или чувствовать себя.

Упражнение 3. Неформальное общение». Группa делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, c которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же по­лучают инструкцию не реагировать на просьбы ребен­ка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «ро­дители» получают противоположную инструкцию: отре­агировать на слова ребенка максимальным внимани­ем, отзывчивостью, предложить свою помощь и под­держку. Обсуждение чувств участников завершается определением понятии формального (закрытого, рав­нодушного, неискреннего) и неформального (открыто­го, эмпатийного, искреннего) общения.


Важным родительским умением является эффектив­ное одобрение или поддержка. Если похвала направ­лена на оценку личности человека, ставит эту оценку в прямую зависимость от результатов деятельности и тем самым снижает самооценку в случае неудач, то под­держка направлена на признание промежуточных ре­зультатов и личностного вклада в их достижение. Тем самым она способствует повышению самоуважения ребенка и взрослого.

Упражнение 4. «Похвала и поддержка». Родители ра­ботают в парах. В течение 5-7 минут каждой паре не­обходимо придумать примеры по следующей схеме: Ситуация - Похвала - Поддержка.
Подведение итогов занятия «Поддержка».
Домашнее задание

1) Применить на практике способы неформального общения, поддержки.

2) Провести семейный совет по поводу планов на выходной день.

3) Составить список проблем во взаимоотношениях c ребенком.
ЗАНЯТИЕ. 9

ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ КОНТРОЛЯ

Цель: осознание неэффективных стратегий родите­лей; обучение методике передачи ребенку ответствен­ности за свою жизнь.
Обсуждение домашнего задания

Родители делятся своими удачами и воспитательными находками в области повышения самоуважения детей.
Психологическая разминка

B качестве упражнений для разминки важно пред­лагать такие, которые способствуют групповому спло­чению, снятию барьеров общения между участника­ми.

Упражнение 1. «Снятие напряжения. Родителям предлагается закрыть глаза и определить те части тела, которые в данный момент наиболее напряжены. Затем в парах участники помогают друг другу мягкими мас­сажными движениями снять напряжение. Здесь умест­но поговорить o важности телесного контакта для бла­гоприятных взаимоотношений.
Неэффективные стратегии

Это нерациональные суждения, ограничивающие нашу свободу и формирующие ригидные родительские по­зиции. Очень многим родителям трудно передать ре­бенку ответственность за его жизнь, потому что они стремятся быть хорошими родителями, подразумевая под этим примерно следующее:


- Я должен присматривать за тем, чтобы мой ребе­нок нормально развивался и вел себя вполне опреде­ленным образом.

- Я обязан руководить моим ребенком, а он - сле­довать моим указаниям.

- Я обязан заботиться o ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.

- Если мой ребенок попадет в беду, я должен вызво­лить его из этой беды.

- Я должен жертвовать ради него всем, ибо его по­требности важнее моих.

- Я должен быть начеку по отношению ко всем опас­ным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечи­вая его безопасность.

- Это моя обязанность - оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.

Упражнение 2. «Должен или хочу?» Заменить в при­веденных выше высказываниях слова «должен», «обя­зан» на «хочу». Какие чувства возникают при произне­сении этик фраз?

Упражнение 3. «Охапка обязанностей». Одного из родителей спрашивают, сможет ли он пройти по нари­сованной на полу линии. Затем ему в руки дают короб­ки, символизирующие разного рода обязанности, кото­рые «должен» выполнять родитель. C охапкой этик «обя­занностей» пройти по линии уже куда сложнее. Интер­претируя эту аллегорию, родители приходят к выводу, что чрезмерная загруженность обязанностями по отно­шению к ребенку не позволяет видеть перспектив, «за­шумляет» воспитательную стратегию, лишая ее цель­ности и гармоничности.

Единственная реальная защита ребенка от опасно­стей - это его здравый смысл и знание, что только он сам должен распознать эти опасности и принять соот­ветствующие решения.
Сортировка проблем

Этот принцип решения проблем детско-родительских взаимоотношений был предложен T. Гордоном. Состо­ит он в том, что проблемы делятся на две группы в за­висимости от того, на чью жизнь - родителя или ре­бенка - они непосредственно влияют.
Передача ответственности ребенку

При передаче ребенку ответственности за решение проблем, непосредственно затрагивающих его жизнь, необходимо выполнить следующие 10 условий:


1. Спокойная обстановка. Готовность к диалогу c обеих сторон.

2. Не заниматься попутно каким-либо другим делом.

3. Заранее подготовить высказывание.

4. Исключить из него оценки («плохо себя ведешь, «лентяй») и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).

5. Говорить o конкретных действиях.

6. Говорить o своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».

7. Заверить ребенка в своем дружеском участии в его делах.

8. Не превращать все в нудную, долгую нотацию.

9. Следить за реакцией ребенка.

10. Завершить дружеским физическим контактом (об­нять, поцеловать, похлопать по плечу и т.п.).
Упражнение 4. Передача контроля. Родители со­ставляют высказывания для передачи своему ребенку ответственности за решение одной из актуальных, но не слишком болезненных проблем,

Подведение итогов занятия. «Поддержка».
Домашнее задание

1) Использовать «Я-высказывания» в общении c деть­ми и взрослыми.

2) Составить «Программу воспитания», определив ее дальние и ближние цели и конкретные способы их дос­тижения.

3) Попросить ребенка нарисовать семью за любимым занятием.
ЗАНЯТИЕ 7

ПРАВА ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ

Цель: знакомство с понятием «психологические пра­ва личности»;осознание необходимости установления равноправных взаимоотношений c ребенком; овладе­ние навыком использования «Я-высказываний» для ре­шения проблем, непосредственно касающихся жизни родителя.
Обсуждение домашнего задания

Анализ детских рисунков проводится психологом по методике «Кинетический рисунок семьи». Однако го­раздо эффективнее c точки зрения задач тренинга об­судить субъективные переживания родителя в связи c рисунком ребенка, восприятие этого рисунка осталь­ными участниками.

Психологическая разминка


B качестве разминки для этого занятия используется упражнение из телесно-ориентированной терапии, по­зволяющее на телесном уровне ощутить необходимость равноправного соотношения нагрузки для построения гармоничных межличностных отношений.

Упражнение 1. «Парное приседание». Родители ра­ботают в парах: необходимо стать друг к друry спиной, облокотившись o партнера так, чтобы и одному, и дру­гому было достаточно удобно. Затем без помощи рук пары должны присесть и встать, что возможно сделать только при равномерном распределении нагрузки между участниками взаимодействия.
Осознание степени равноправия в актуальных взаимоотношениях c ребенком

Упражнение 2. «О ком я забочусь». Необходимо со­ставить список людей, o которых каждый участник за­ботится на данном этапе своей жизни. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что и при­звано обратить внимание данное упражнение.

Упражнение 3. «Весы обязанностей». Предлагается составить два списка: первый - «Мои обязанности по отношению к ребенку»; второй - «Обязанности ребен­ка по отношению ко мне». Сопоставление, «взвешива­ние» этик списков дает повод для обсуждения степени справедливости сложившейся ситуации.

Забота родителя o себе - необходимое условие гармоничных взаимоотношений c ребенком.

Упражнение 4. «Мозговой штурм». Группа делится на две команды, каждая из которых должна в течение оп­ределенного времени привести как можно больше ар­гументов в полызу тезиса: «Заботясь o себе, мы забо­тимся o своей семье».

Упражнение 5. «Позаботься o своем внутреннем ре­бенке». Это упражнение в технике психосинтеза про­водится на фоне расслабленного состояния и направ­лено на интеграцию эго-состояния «Фрустрированное ,дитя»,
Способы позаботиться o самом себе

Упражнение 6. «Лавина». Это упражнение описано в книге Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занес­ло снегом во время выходных, вы не можете ни выб­раться, ни связаться c кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет ни­каких обязанностей, никакой домашней работы. При­думайте, как вы используете эту критическую ситуа­цию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и ра­дио». После того как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?»


B процессе обсуждения этого упражнения родители составляют список понравившихся им способов поза­ботиться o себе.

Решение проблем, непосредственно затрагивающих жизнь родителя.

Родители знакомятся c принципами составления «Я-вы­сказываний» для решения своих проблем.

Подведение итогов занятия. «Поддержка».

Домашнее задание

1) Ежедневно заботиться o себе.

2) Обсудить на семейном совете вопрос o более спра­ведливом, равноправном распределении обязанностей в семье.

3) Предложить ребенку подумать, как можно заботить­ся o родителях.
ЗАНЯТИЕ 8

КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Цель: знакомство c понятием «отрицательное вни­мание; осознание своих типичных реакций в конфликт­ных ситуациях; обучение конструктивному решению кон­фликтов.

Обсуждение домашнего задания

Необходимо обратить внимание родителей на то, что забота o себе вовсе не обязательно требует больших затрат времени, поэтому типичные самооправдания по типу «не хватает времени» можно считать проявлением защитной реакции на изменение привычной ситyации. Часто приходится сталкиваться и c сопротивлением семейной системы изменениям в поведении одного из ее членов. Здесь необходимо соблюдать корректное равновесие между стимулированием личностных изме­нений и сохранением стабильности семейного уклада.

Психологическая разминка

для введения участников в парадигму понятия «кон­фликт» можно использовать самые разные психотех­ники. Предлагаем одну из них.

Упражнение 1. «Внимание, конфликт!» Участникам предлагается придумать и нарисовать знак, предупреж­дающий o назревающем конфликте. Затем выбирается лучшее символическое изображение либо группа пы­тается объединить все идеи в одном общем знаке (по­следний вариант предпочтительнее, особенно в рам­ках данной тематики).


Понятие «отрицательное внимание»

Передача ребенку ответственности часто приводит к, казалось бы, противоположным результатам: ребенок начинает себя вести еще хуже, общение c ним стано­вится более конфликтным. Это связано c проявлением одного из базовых, глубинных человеческих страхов: страха перед неизвестностью, перед новым опытом. Способ, c помощью которого дети добиваются возвра­щения старой, привычной ситуации, состоит в том, что­бы вынудить кого-либо еще принимать решения за них. Этот процесс и называется поиском «отрицательного внимания». Понимание его механизма позволяет гра­мотно решать многие конфликтные ситуации. Прежде всего, необходимо развести понятие «конфликт» и си­туацию его эмоционального отреагирования. Под кон­фликтом будем понимать столкновение разнонаправ­ленных интересов, a не сцену его аффективного прояв­ления, как это обычно принято.

Упражнение 2. «Конфликтная ситуация». Разыгрыва­ние конфликтных ситуаций, предъявленных участника­ми тренинга, в стиле психодрамы.
Подведение итогов занятия. «Поддержка».
Домашнее задание

1) Поиск индивидуальных способов саморегуляции эмоционального состояния в конфликте.

2) Отработка стратегии сотрудничества при решении конфликтных ситуаций.
ЗАНЯТИЕ 9

РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ

Цель: отработка комплексного применения опыта полученного в тренинге, для решения конкретных пе­дагогических задач; подведение итогов работы группы, осознание позитивных изменений в сфере детско-ро­дительскик взаимоотношений.

Психологическая разминка

На итоговом занятии возникает необходимость в спе­циально организованной процедуре получения психо­логом и участниками «обратной связи» от группы. Уп­ражнение для разминки может помочь в решении этой задачи.

Упражнение 1. «Парадоксальная социометрия». На листе бумаги расположены по кругу имена всех членов группы. Участники по очереди проводят от своего име­ни стрелку к имени того участника, который им больше всех нравится, произнося при этом такую фразу: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты...»


Ролевое проигрывание ситуаций

Цель этого этапа состоит в комплексном применении полученного в тренинге опыта и психолого-педагоги­ческих знаний для решения актуальных проблем участ­ников. Ситуации предлагают сами родители, они же распределяют роли среди членов группы. После «ин­сценирования» исходной ситyации участники делятся своими мыслями и чувствами. Завершается работа по­иском и ролевым проигрыванием новых, более эффек­тивных способов реагирования в зaданных условиях.

Подведение итогов работы группы

Родители письменно и устно делятся своими впечат­лениями, связанными c эффективностью тренинговой работы. Письменные отчеты обычно структурированы вопросами, на которые необходимо дать ответы. Эти вопросы могут быть следующими: что было наиболее полезным и интересным на тренинге (упражнения, ро­левые игры, групповые дискуссии, информация психо­лога, домашние задания); на какие вопросы получили ответы; какие вопросы остались неразрешенными; над какой проблемой хотели бы дополнительно поработать в группе?

Домашнее задание

1) Написать сочинение «Мой ребенок».

2) Подготовить совместно c ребенком концертный номер для Праздника Семьи.
ЗАНЯТИЕ10

ПРАЗДНИК СЕМЬИ

Цель: отработка навыков сотрудничества и равно­правных взаимоотношений c ребенком; закрепление позитивного опыта неформального общения; создание атмосферы взаимопонимания и доверия между члена­ми семьи и тренинговой группы.
Торжественное вручение дипломов об успешном прохождении тренинга

Этот ритуал преследует цель не столько выдачи ка­ких-либо документов, сколько создания атмосферы праздника и закрепления ощущения успешности роди­телей. Традиционно дети, пришедшие на праздник, получают от группы, заранее приготовленные подарки, сувениры, символизирующие добрые и открытые вза­имоотношения, любовь.

Психологические игры и упражнения

Применение конкретных методике целью сплочения детей и родителей. получения ими опыта сотрудниче­ства зависит от личных и профессиональных предпоч­тений психолога. Мы используем различные техники игровой и арт-терапии, приведенные P. Шерманом и H. Фредманом. Выбор методик также зависит от воз­раста и количества детей, других членов семьи, при­шедших на праздник.
Праздничный концерт

Семьи представляют концертные номера, подготов­ленные ими для праздника. Часто это оказывается пер­вым опытом родителей в сфере подобного сотрудни­чества c детьми.
Ритуал завершения праздника

B нашей практике применяется следующая процеду­ра: все участники праздника садятся в круг, передают друг другу зажженную свечу и говорят o том, как они представляют себе счастливую семью.
ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер A. Наука жить. - Киев: Роrt-Аоуа11, 1997.

2. Байярд Р. Т„ Байярд д. Ваш беспокойный подро­сток. - М.: Семья и школа, 1995.

З. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, кото­рые играют в игры. - Мн.: Попурри, 1998.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться c ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 1998.

5. Дрейкурс-Фергюссон E. Введение в теорию Аль­фреда Адлера. - Мн., 1995.

6. Живот X. Родители и подросток. - P/на-Д.: Фе­никс, 1995.

7. Зимбардо ф. Застенчивость. Что это такое и как c ней справиться. - СПб.: Питер, 1996.

8. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной тера­пии, - М.: Класс, 1998.

9. Оклендер B. Окна в мир ребенка. - М.: Класс, 1997.

10. Лезешкиан H. Позитивная семейная психоте­рапия: семья как психотерапевт. - М.: Культура, 1994.

11. Рахматшаева 8. Грамматика общения. - М.: Се­мья и школа, 1995..

12. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. - М.: Класс, 1995.


13. Шерман Р., Фредман H. Структурированные тех­ники семейной и супружеской терапии. - М.: Класс, 1997.

14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис B. B. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.

15. Элиум Д., Элиум Д. Воспитание сына. Как выра­стить настоящего мужчину. - СПб.: Питер, 1997.

Родительские собрания