reforef.ru 1


В.А. СУХОМЛИНСКИЙ
ДУХОВНЫЙ МИР ШКОЛЬНИКА
(ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

Москва — 1961




ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга является итогом многолетнего изу­чения жизни и деятельности учащихся общеобразова­тельной школы. Работая учителем, классным руководи­телем, завучем и директором школы, автор в течение 25 лет изучал жизнь и труд многих ученических коллек­тивов разных возрастов, а также опыт воспитательной работы учителей и классных руководителей других школ. При этом ставилась задача — выяснить роль самых раз­нообразных факторов, определяющих становление ду­ховного облика школьников.

Среди фактов и явлений, положенных в основу на­стоящей книги, по мнению автора, наибольшую ценность представляют факты жизни и деятельности одних и тех же воспитанников и целых коллективов с момента по­ступления детей в школу до ее окончания. В таком объеме — от начала школьного воспитания до его завер­шения — изучались жизнь и труд 29 ученических кол­лективов, насчитывающих в общей сложности свыше 700 воспитанников. Наблюдение и исследование жизни и деятельности учащихся происходило одновременно и последовательно: в то время как старший классный кол­лектив вступал, например, уже в юношеский возраст, следующие за ним несколько коллективов находились на более ранних ступенях физического и духовного разви­тия. Это позволило не только добиться объективности выводов и обобщений, но и совершенствовать практику воспитательной работы, определить наиболее эффектив­ные пути формирования идейно богатого, насыщенного высокими интересами духовного мира воспитанников.

Формирование духовного мира молодого поколения, его идейная подготовка к строительству коммунизма — один из важных вопросов теории и практики коммуни­стического воспитания.


1

На протяжении ряда лет мы изучали место и роль интеллектуальных запросов и интересов школьников среднего и старшего возраста. Практика воспитательной работы убедила, что эта сторона духовного развития под­растающего поколения очень тесно связана с жизнью — с развитием нашего общества, с укреплением социали­стических взаимоотношений, с постепенным переходом от социализма к коммунизму. 20—25 лет назад, когда все выпускники средней школы шли в институт и получали среднее образование для дальнейшего обучения в ин­ституте, интеллектуальные запросы и интересы юношей и девушек связывались главным образом с будущим интеллектуальным трудом (например, интерес к иност­ранному языку вытекал из того, что приобретение выс­шего образования невозможно без изучения иностран­ного языка).

Но по мере того как все большая часть молодежи после окончания средней школы включалась в производи­тельный труд, интеллектуальные запросы и интересы учащихся приобретали иной характер: они все больше связывались с предстоящим трудом на фабрике, на за­воде, в колхозе. Наряду с этим в последние годы наблю­дается и такое замечательное явление: зная, что они не будут учиться в вузе, юноши и девушки проявляют боль­шой интерес к знаниям, далеким по своему содержанию и характеру от производительного труда (хотя бы к тому же иностранному языку). В самом факте обладания гуманитарными знаниями они видят утверждение нрав­ственного достоинства человека-труженика.

На комсомольско-молодежном диспуте, посвященном теме «Как мы представляем свою будущую жизнь» 18-летняя выпускница нашей школы Вера С. сказала; «И от родителей и от учителей мы часто слышим: надо хорошо учиться, знания за плечами не носить, знания необходимы прежде всего в вашем будущем труде и т.д. Всюду, где речь идет о школе, только и слышишь: надо готовиться к труду, надо применять знания в жиз­ни. Я знаю, что лучше быть хорошей звеньевой, чем пло­хой учительницей, хорошим токарем, чем никудышней артисткой, но если это так, то зачем мне геометрическая интерпретация комплексного числа, теория стихосложе­ния, французский язык, тонкости стилистики в сочине­ниях? Взрослые, по-видимому, думают, что мы будем лучше учиться, если будем уверены, что любой выучен­ный в школе материал может быть применен в труде. Но ведь мы же понимаем, что не все может приложиться в труде, не одним трудом живет человек. Может быть, мне хочется знать о романтизме и сентиментализме про­сто потому, что я человек, может быть, чем проще труд, тем больше нужно иметь знаний, тем выше должна быть культура, чтобы жизнь была радостнее, светлее? Я ре­шила стать дояркой. Этот труд можно сделать интерес­ным, творческим. Но если бы вся жизнь была только в труде, мир стал бы для меня скучным и безрадостным. Меня поддерживает вера в то, что, кроме труда, в моей жизни будет и богатая духовная жизнь. Вот возьму да и изучу французский язык настолько хорошо, что буду читать в подлиннике Гюго. Хочется сделать это прежде всего для того, чтобы доказать, что я настоящий чело­век».


Эти слова — наиболее яркое выражение тех тенден­ций, развитие которых мы видим уже в течение несколь­ких лет. В сознании подрастающего поколения все глуб­же утверждается мысль о том, что знания нужны не только для трудовой деятельности. Пристальный взгляд в жизнь открывает удивительные вещи. Токарь механи­ческого цеха вагоностроительного завода Андрей В. в сво­бодное от работы время изучает древнегреческую скульп­туру; двадцатидвухлетняя доярка Анна П. поступила на гуманитарный факультет университета не потому, что хо­чет оставить работу на ферме, а потому, что, по ее сло­вам, «когда много знаешь, чувствуешь себя настоящим человеком»; садовод-колхозник средних лет Петр С. со­брал целую библиотеку по физике элементарных частиц.

Советский труженик стремится знать неизмеримо больше, чем нужно ему для повседневного труда, — эти замечательные ростки коммунизма крепнут не по дням, а по часам.

Наша задача — раскрыть перед каждым воспитанни­ком благородство познания и преобразования мира, ве­личие и силу мышления. Не меркантильный подход, не узко практический расчет должны руководить помысла­ми молодого человека при выборе им жизненного пути, а страстное желание учиться, познавать, обогащать свой ум независимо от того труда, который является основным его вкладом в склад общественных богатств, по вы­ражению В. И. Ленина. Там же, где знания рассматри­ваются только с точки зрения их практического приме­нения в будущем, появляется холодный, бесстрастный расчет, волевые усилия вдохновляются неблаговидными, а иногда и низменными побуждениями, вроде, например, того, что иностранный язык надо знать хорошо, потому что без него ни в какой институт не поступишь, после окончания школы надо идти на производство, так как это самый краткий и надежный путь в институт, и т. п.

Придавая большое значение духовному миру форми­рующейся личности в подготовке ее к созидательному труду на благо Родины, мы вкладываем в понятие «ду ховный мир», «духовная жизнь» следующий смысл. Сфера духовной жизни человека — это развитие, формирование и удовлетворение его нравственных, интеллек­туальных и эстетических запросов и интересов в процессе активной деятельности. Источником духовного мира че­ловека является материальный мир, объективная дейст­вительность и особенно важнейшие стороны последней— общественная жизнь человека, его социальный и нрав­ственный опыт.


Духовное богатство человека — нравственная направ­ленность высших форм психической деятельности, идей­ность его побуждений, интересов, мыслей, взглядов, убеждений — определяется характером, содержанием, сущностью его общественной жизни, его взаимоотноше­ниями с другими людьми, его ролью в трудовой жизни коллектива.

Духовное богатство человека — один из важнейших элементов его всестороннего развития. Автор рассматри­вает формирование духовного мира человека в тесной связи как с его умственным и физическим, так нравст­венным и эстетическим развитием.

Решающими условиями формирования духовного ми­ра человека являются объективные условия физического развития человека (прежде всего развитие его мозга), влияние общественного сознания на сознание индивиду­альное, общественная практика в целом. От того, на­сколько полно используется роль этих факторов в воспи­тательном воздействии на личность, зависит эффектив­ность воспитания, идейная направленность мыслей, чувств, убеждений, мировоззрения человека.

Автор взял в основу изучения духовного мира школь­ников анализ их деятельности в широком смысле этого понятия. Наибольшую ценность представляют, конечно, те виды деятельности, в которых внутренние, духовные силы человека — его ум, чувства, взгляды, убеждения, воля — направляются на преобразование мира, на созда­ние и умножение материальных богатств общества. Зада­ча школы заключается в том, чтобы создавать условия для такой деятельности, способствовать проявлению ак­тивных духовных сил человека. Воспитание духовных интересов и запросов — это прежде всего создание, обес­печение такой обстановки, которая способствовала бы развитию общественной, интеллектуальной, творческой активности учащихся. От этого в значительной мере за­висит достижение всех важнейших воспитательных целей советской школы.
Г лава I

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЙНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА —

ОСНОВА БОГАТСТВА И ПОЛНОТЫ ЕГО ДУХОВНОГО МИРА


Наша страна вступила в исторический период раз­вернутого строительства коммунизма. Наряду с созда­нием и укреплением материально-технической базы ком­мунизма важнейшим условием преобразования общества является воспитание нового человека.

Формирование нравственного облика человека буду­щего, образ которого красной нитью проходит через все материалы XXI съезда КПСС, через исторические доку­менты, определившие характер и направленность пере­стройки школы,— этот воспитательный процесс отражает закономерности исторического развития социалистическо­го общества.

Чтобы создать и укрепить материально-техническую базу коммунизма и на этой основе перейти к осуществ­лению коммунистического принципа распределения, надо у всех членов общества воспитать внутреннюю потреб­ность трудиться по способностям. Эта потребность — основа духовного мира нового человека, средоточие его нравственных достоинств.

Потребность в созидательном, творческом труде фор­мируется уже сейчас в сознании многих тысяч передовых членов нашего общества. Материальной основой этой потребности является повышение жизненного уровня трудящихся. Валентина Гаганова перешла из передовой бригады в отстающую, зная, что на первых порах зара­боток ее уменьшится. Ее самоотверженный поступок, нашедший отклик в сердцах тысяч рабочих и колхозни­ков, является свидетельством того, что передовой совет­ский человек поднялся на высшую ступень духовного, нравственного развития — в своих поступках он руковод­ствуется высокими общественными интересами, крите­рием нравственности для него является борьба за обще­ственное благо. Патриотический поступок Валентины Гагановой свидетельствует о том, что в жизни строителя коммунизма на первое место все больше выдвигаются духовные, моральные стимулы и побуждения.

Но духовная жизнь не только отражает взаимоотно­шения между людьми, сложившиеся в процессе материального производства. Идеи, овладевшие сознанием, ока­зывают в свою очередь влияние на жизнь, на производ­ство.


Человечество уже в седой древности убедилось, что, кроме силы физической, у человека есть сила духовная — верность своим убеждениям, уверенность в своей пра­воте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие. Понятие о силе духа, о мужестве и волевой стойкости является историческим, оно складывалось постепенно. Бесстрашными и мужественными борцами, проявлявши­ми силу духа задолго до социального освобождения че­ловечества в результате первой в мире социалистической революции, всегда были выразители прогрессивных взглядов и идей, опиравшиеся на народ, черпавшие веру в его творческих силах. То обстоятельство, что тысячи борцов отдали свои жизни за светлое будущее человече­ства задолго до того, как это будущее стало действитель­ностью, является ярким свидетельством огромной преоб­разующей силы передовых идей. Воодушевленные этими идеями, люди становились сильнее, чувствовали себя не­победимыми, шли на смерть и не считали ее поражением.

Но вершиной социального и нравственного прогресса явились коммунистические идеи. Они озарили самые благородные порывы и стремления человечества светом научной истины. Воодушевленные этими идеями, тысячи борцов почувствовали себя выразителями дум и чаяний всего трудового народа, и это придало им новую силу. Источником духовной силы людей, воодушевленных ком­мунистическими идеями, впервые в истории человечества явилась реальная поддержка народных масс, осознание того, что революционные идеи, овладевая сознанием масс, становятся, по словам К. Маркса, материальной си­лой. В борьбе, в лишениях, в самопожертвовании тысячи борцов за возвышенную идею находили глубокое личное счастье, потому что они осознавали достижимость цели, осуществимость мечты.

В нашей социалистической стране, где мечта челове­чества об освобождении труда стала действительностью, роль духовной жизни человека, роль идей, овладевших сознанием масс, в преобразовании мира неизмеримо по­высилась. Не только против зла старого мира, но и за благо мира нового — в этом заключается смысл борьбы строителей коммунизма. Эта борьба требует самоотвер­женности, героизма, силы духа. Но характер этой борь­бы иной — она выражается в самоотверженном труде, в создании материальных основ коммунизма, в верности идеям пролетарского интернационализма, в бескорыстном служении обществу, в неуклонном соблюдении норм со­циалистического общежития.


Коммунистический труд с особой настоятельностью требует целеустремленности, высокой идейности жизни тружеников. Единство творческого, созидательного тру­да—труда у станка и в поле, на стройке и на ферме — и богатой духовной жизни, овладение сокровищами чело­веческой культуры—таким должен быть главный стимул, побуждающий человека к учению, к обогащению своих запросов и интересов.

В практике воспитательной работы мы добиваемся того, чтобы труд входил в духовную жизнь школьников как важнейшая сфера проявления творческих способно­стей. Благодаря тому, что потребность в творческом труде переживается как духовная потребность, человек, вступая на путь самостоятельной трудовой жизни, не только при­меняет, использует знания, прилагает их к чему-то гото­вому, но и совершенствует труд, подчиняет его запросам своего духовного мира.

Мы добиваемся того, чтобы уже в стенах средней школы наши воспитанники вели опытническую, исследо­вательскую работу по преобразованию природы расте­ний, по повышению плодородия почвы. На отдельных не­больших участках они получают урожай в пять, а иногда ив 10 раз выше, чем на колхозных полях. Пусть работа, необходимая для такого значительного повышения уро­жайности, станет обычным явлением в широком масшта­бе только через 10, 20 лет, но если человек начинает ее сегодня, в его душе будет гореть неугасимый огонек жаж­ды к тем знаниям, которые нужны будут лишь в буду­щем.

Если мысль устремлена в будущее, человек стано­вится творцом труда. В тракторной бригаде нашего кол­хоза работает несколько бывших воспитанников нашей школы. Радует, что бригадир Александр Щербина, мо­лодые механизаторы Василий Бегма. Александр Мало­летке навсегда сохранили в своей душе стремление к обо­гащению знаниями. Они являются настоящими творца­ми культурного, интеллектуально насыщенного труда. Коллектив молодых механизаторов поставил перед собой цель: добиться того, чтобы запас органических веществ в почве из года в год накоплялся, чтобы высокая уро­жайность не вела к истощению почвы. Изучая развитие растений на каждом поле, механизаторы пришли к вы­воду, что, если дождевые и весенние воды смоют один миллиметр верхнего плодородного слоя, это означает по­терю десятков килограммов азота, фосфора, калия на гектар. «Не дать эрозии ни одного миллиметра поч­вы!» — поставили перед собой задачу комсомольцы. Бо­рясь за достижение этой цели, молодые труженики уви­дели, как много им еще надо знать. Перед ними открыл­ся увлекательный, захватывающий мир жизни почвы. Молодые труженики учатся, они создали свой кружок по изучению агробиологии и химии. Потребность в зна­ниях возникла благодаря творческому преобразованию труда. И свое творчество в труде и приобретение новых знаний — как связанных, так и не связанных с трудом— молодые механизаторы переживают как нравственное до­стоинство!


Сейчас больше чем когда бы то ни было важно первенство высокой коммунистической нравственности по отношению к другим сторонам духовного облика чело­века. Решающим фактором, определяющим нравственную чистоту, благородство учащегося, является не то, кем он стремится стать—трактористом, садоводом, шахтером или инженером, а то, каким человеком он стремится быть.

Стремление к высокоидейной, духовно богатой, куль­турно насыщенной жизни возможно только на основе всеобщего труда. В своей практической работе мы доби­ваемся того, чтобы уже в годы отрочества и ранней юно­сти воспитанники познавали красоту, полноту единства труда и духовной жизни. В моменты наивысшего трудо­вого напряжения, когда все физические и волевые силы направлены на достижение высокой цели, коллектив должен жить глубокими мыслями и страстными чувства­ми, — это одно из самых важных правил нашей системы воспитательной работы. Летом, когда наши старшекласс­ники коллективно трудятся на полях и животноводче­ских фермах, они живут наиболее богатой духовной жизнью. После работы, которая в дни летней страды проводится обычно в две, а иногда и в три смены, воспи­танники собираются в школе или на полевом стане в за­висимости от места работы. Свободное время посвящает­ся беседам и чтениям об искусстве, рассказам о перспек­тивах развития науки и техники, диспутам на моральные темы (юношей и девушек больше всего интересует воп­рос о духовном мире человека будущего). Так, летом 1958 г. в наиболее напряженный период уборки урожая учащиеся с большим интересом прослушали цикл бесед о музыке. Беседы проводил квалифицированный музыко­вед, они сопровождались исполнением лучших музы­кальных произведений.

Мы увидели, что развитие и удовлетворение духовных запросов и интересов объединяет коллектив молодых тружеников; труд для них становится интереснее именно потому, что, кроме трудового творчества, людей связы­вают также другие многогранные интересы, запросы.

В стремлении к единству труда и всего духовного строя личности — неисчерпаемый источник нового, ком­мунистического трудолюбия, любви не к труду вообще, а к труду, возвышающему человека.


Воспитательные задачи школы ярко выражены в до­кументах XX и XXI съездов партии, в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи шко­лы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народ­ного образования в стране», в Законе о школе, принятом на основании этих тезисов. Главной, ведущей задачей является воспитание нового человека. В отчетном докла­де Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС перед школой поставлена задача воспитывать людей большой души и возвышенных идеалов. Не случайно в этих словах на первое место выдвигается духовная жизнь воспитанни­ков: чтобы простой, будничный труд принес человеку творческий взлет, открыл перед ним возможности для подвига — а это является предметом романтической меч­ты молодежи, — необходима огромная сила духа, един­ство интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни, глубокая убежденность в возвышенной роли будничного труда, ощущение личного счастья. Источником этой си­лы являются коммунистические идеи и претворение их в практике конкретной деятельности.

Коммунистические идеи содержат в себе неисчерпае­мые возможности для воодушевления детей, подростков, юношей и девушек возвышенными, благородными, чисты­ми побуждениями. Человек, воодушевленный идеями коммунизма, непобедим. Коммунистическая идейность проявляется и развивается в практике в тех конкретных взаимоотношениях, в которые вступают воспитанники и в своем коллективе, и в коллективах взрослых тружени­ков. В нашем обществе выражением идейности стано­вится творческий труд, созидание, подчинение личных интересов благу общества. Понимание и переживание высокой общественной цели труда дает молодому поко­лению радость, богатство духовной жизни. «Так человек не выдержал бы, но как за идею пошел, так у него все это и получается» — не случайно эти слова одного из героев романа Николая Островского являются любимым выражением учащихся старших классов. Если воспитан­ник всем своим существом понимает высокую цель ком­мунизма, если возвышенная идея становится для него личной целью, - он войдет в жизнь убежденным комму­нистом, цели общественные будут для него личной целью.


Воодушевление коммунистическими идеями обога­щает духовную жизнь человека, так как личные интересы наполняются высоким содержанием. Беззастенчиво лжи­выми являются измышления буржуазных социологов, утверждающих, что социализм и коммунизм якобы «ни­велируют» личность, подгоняют ее под общий шаблон. Наоборот, в обществе, где высшей целью являются ин­тересы народа, личная духовная жизнь раскрывается во всей полноте.

Человек социалистического общества является труже­ником, и его духовная жизнь неразрывно связана с тру­дом. Обеспечить коммунистическую целеустремленность духовной жизни школьников, особенно в годы юности, можно только при условии, если в творческом труде они находят применение своим неисчерпаемым интеллекту­альным и эмоциональным силам. Полнота духовной жизни определяется ведущей ролью высокоидейных об­щественных интересов и запросов по отношению к интел­лектуальным и эстетическим интересам и запросам.
Глава II

ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА

ШКОЛЬНИКОВ
Особенности и единство методов нравственного воспитания

Социалистический строй открывает безграничные воз­можности для самого активного участия каждой лично­сти в общественной жизни. По мере развития и укрепле­ния социалистических отношений и формирования рост­ков коммунистических отношений расширяются возмож­ности для участия детей, подростков, юношей и девушек в общественной жизни. Учет этих возможностей, а также учет возрастных особенностей воспитанников — эти фак­торы в большой мере определяют специфику и единство методов нравственного воспитания. От того, насколько широка сфера духовной жизни воспитанников, зависит действенность двух основных методов нравственного вос­питания — убеждения и практического приучения.

Мастерство нравственного воспитания, как показы­вает опыт практической работы, заключается в том, что­бы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеж­дали прежде всего его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся также в процессе активной деятельности. Богатство духовной жизни начи­нается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступ­ке. Мы побуждаем воспитанников к поступкам, которые имеют ярко выраженный, высоконравственный характер. Этот метод нравственного воспитания мы называем побуждением к активному проявлению мысли и чувства.


На первое место в практике нашей воспитательной работы ставятся поступки, в которых проявляется гу­манное, человечное отношение ребенка К другим людям. Богатство духовной жизни личности в большой мере за­висит от того, насколько глубоко человек не только по­нимает, но и чувствует благородство идей гуманности, человечности.

Воспитание чувства человечности — одно из самых важных условий формирования личного достоинства, личной чести. В основу гуманных, человечных поступков ложится созидательный труд для людей, прежде всего для будущего.

Уже в первый год пребывания в школе наши воспи­танники закладывают маленькую дубраву — сажают же­луди. Труд этот сопровождается мыслями о том, что дуб­ки вырастут лет через пятьдесят, что они принесут счастье людям будущего. На протяжении всех десяти лет пребывания в школе продолжается уход за маленькой дубравой. Наряду с этим ежегодно создается какая-ни­будь новая материальная ценность для людей, для бу­дущего. Например, в течение 3—5 лет повышается пло­дородие небольшого участка почвы: выращиваются са­женцы плодовых и декоративных деревьев, закладывают­ся полезащитные лесополосы.

Мысли и чувства, пробуждаемые в сознании ребенка воспитателем, являются стимулом духовного развития тогда, когда они влекут к более серьезной, более трудной деятельности, чем та, которая в данный период совер­шается. Опыт убедил нас в том, что эффективность руко­водства духовной жизнью при всех условиях зависит прежде всего от характера активной деятельности: от того, как она утверждает в сознании школьника возвы­шенные, благородные чувства и к какой новой, более серьезной деятельности она его побуждает.

Из любой деятельности, которая совершается в дан­ный период, воспитанник должен обязательно выносить убеждение в том, что он способен и на более серьезное дело, что его силы и возможности позволяют преодоле­вать еще большие трудности и препятствия. Какая-то доля неудовлетворенности самим собой и своим трудом, критическое отношение и к собственным усилиям и к их результатам — это очень важный, необходимый эле­мент духовного развития. Осознание того, что он может сделать несравненно больше, чем делает в настоящее время, вдохновляет воспитанника к волевым усилиям, вселяет в него бодрость, уверенность. И наоборот, если в сознании школьника возникла мысль, что он достиг предела, исчерпал свои возможности, его волевые уси­лия ослабевают, самое легкое дело кажется ему трудным различные препятствия вызывают уныние, растерян­ность; даже результат, достигнутый благодаря настойчи­вым побуждениям воспитателя, не доставит ему радости и удовлетворения.


Волевые усилия как активные проявления мысли и чувств именно тогда и рождаются, когда воспитанник убежден, что выполняемая им работа не является пре­делом, когда перед ним открывается перспектива более серьезного труда. В практике воспитательной работы мы много раз организовывали коллективный труд таким об­разом, что уже в ходе выполнения одного дела у детей, подростков, юношей или девушек зарождалось стремление выполнить более серьезное (или добиться более значи­тельных результатов в таком же деле). Во всех случаях уже одна мысль о перспективе увлекательного труда в будущем пробуждала у воспитанников настолько боль­шие волевые усилия, что процесс преодоления трудностей доставлял им подлинную радость.

Особенно большое значение имеет осознание перспек­тивы более серьезного труда для воспитания подростков, юношей и девушек. Много раз мы убеждались, что инертность, пассивность, равнодушие закрадываются в сердца питомцев этих возрастов потому, что за прибли­жающимся результатом они не видят ничего нового, бо­лее серьезного и значительного по сравнению с тем, что достигалось ими в труде раньше. Чем старше воспитан­ник, тем важнее для его духовного развития переживание своего достоинства, чести в связи с преодолением трудно­стей, тем глубже должно быть у него убеждение, что он, преодолевая затруднения, готовится к более серьезным делам.

Осознанность волевых усилий, сознательное руководство ими — этот элемент духовной жизни, характерный для старшего школьного возраста, является особенно чважным условием духовного развития юношей и деву­шек.

Чем глубже юноши и девушки переживают цель, во имя которой они преодолевают трудности, тем сознатель­нее они относятся к своим поступкам, тем больше испы­тывают чувство собственного достоинства. Вот почему так важно вовлекать воспитанников старшего возраста в решение задач, имеющих ярко выраженную общенарод­ную, государственную целенаправленность.

Побуждая учащихся к активному проявлению мысли, чувств, воли, нельзя не учитывать тех глубоких измене­ний, которые происходят в настоящее время в самом ха­рактере как умственного, так и физического труда. Об­щаясь с передовыми людьми производства, принимая уча­стие в жизни трудовых коллективов, подростки, юноши и девушки убеждаются в том, что трудности, которые приходится преодолевать взрослым, чаще всего носят интеллектуальный характер. «После летней практики в тракторной бригаде,— сказал на комсомольском собра­нии ученик X класса нашей школы Николай В.,— я убе­дился вот в чем: в любом труде теперь решают дело не физические усилия,'а умения, мастерство. Крепкие руки хороши только тогда, когда у человека умная голова. Ра­зумная голова делает руки золотыми».


Стремление юношей и девушек к такому физическому труду, в котором «разум проявляется на кончиках паль­цев», ставит очень важные требования перед воспитате­лями.

Побуждая школьников к волевой деятельности, надо стремиться к тому, чтобы эта деятельность активизиро­вала мысль, которая может вызвать волевые усилия и воодушевлять детей. В самой деятельности должны со­держаться возможности для углубления идейного за­мысла, помогающие проявлять волевые усилия. Если в процессе труда" воспитанник убеждается, что именно бла­годаря труду он становится умнее, поднимается на бо­лее высокую ступень нравственного развития,— в таком случае он в своем труде видит не просто объем работы, которую надо выполнить, но и условие для приложения своих интеллектуальных, нравственных, волевых усилий. В созидательном творческом труде, который чаще всего является деятельностью воспитанников, интеллектуаль­ная и нравственная, идейная сферы органически сочета­ются: проявить способности разума, сметливость, сообра­зительность считается нравственным достоинством. Вот почему большое место в духовной жизни школьников должен занимать творческий труд.

Процесс самоутверждения, играющий в нравственном воспитании очень важную роль, является по существу осознанием воспитанником собственных нравственных достоинств. Богатая духовная жизнь характерна тем, что учащийся осознает себя как личность, осмысливает свои нравственные достоинства в преодолении трудностей во имя общественных интересов. Без преодоления трудно­стей невозможно самоутверждение, невозможна и богатая духовная жизнь, замедляется духовное развитие. Роман­тика подвигов на поле боя, путешествие в далекие края, мечты о космических полетах и т. п. — все это увлекает подростков и юношество прежде всего испытанием силы воли, утверждением личных достоинств. Чем в большей мере присуще деятельности воспитанников преодоление трудностей, тем глубже духовное развитие, тем ярче единство мысли, эмоций и их активного проявления — волевых действий.


Мы изучали духовную жизнь классных коллективов, звеньев, отдельных школьников с целью определить са­мые разнообразные стимулы, побуждающие к напряже­нию сил во имя достижения поставленных целей. Резуль­таты изучения свидетельствуют о том, что одним из важ­нейших стимулов является осознание своей победы над трудностями, в частности — обращаем на это особенное внимание — осознание роли интеллекта, разума в этой победе. Осознавая, что он решил, казалось бы, неразре­шимую задачу, поставленную самой жизнью, задачу, к решению которой он приступил с большим энтузиазмом, но потом встретил неожиданные трудности и преодолел их, учащийся глубоко переживает чувство морального удовлетворения. И чем чаще он морально удовлетворен, тем больше осознает он смысл жизни как борьбы всего народа за лучшее будущее. Это возвышает его духовно, обогащает его нравственный опыт.

Практика убедила нас в том, что для формирования богатого духовного мира школьников надо выбирать та­кие способы и приемы побуждения к активной деятель­ности, которые раскрывают перед воспитанниками заман­чивую перспективу преодоления трудностей, пробуждают у них такие эмоции, как чувство достоинства, чести, са­молюбия. Сама деятельность тоже должна включать в себя возможности для преодоления трудностей и препят­ствий, посильных для данного возраста.. Важно, чтобы с первых же дней воспитания их увлекала как обществен­ная, так и интеллектуально-творческая сторона преодоле­ния трудностей. Любой, самый обычный труд можно сде­лать фактором общественной деятельности и предметом захватывающих интеллектуальных поисков, открытий, что в конечном счете и воспринимается детьми как преодоление трудностей, доставляет им большое удовлет­ворение, рождает первые ростки самоутверждения. На­пример, в обычных условиях на больших площадях со­бирается урожай пшеницы не более 30—35 центнеров с гектара. Но, если проявить творческую мысль, по­строить трудовой процесс на основе раскрытия новых, еще недостаточно изученных свойств растения, можно повысить урожайность в три, в пять, в десять раз. С та­кого творческого труда и начинается преодоление труд­ностей нашими воспитанниками. Уже 7—9-летние дети на нескольких десятках квадратных метров выращивают урожай с каждого метра в десять, а иногда и в пятнад­цать раз выше, чем на колхозных массивах, причем ре­зультаты эти достигаются не увеличением физической нагрузки, а исключительно активностью мысли, творче­ством. Такой труд осознается и переживается воспитан­никами как настоящее преодоление трудностей, как ут­верждение творческих возможностей мышления, нравст­венного достоинства.


Чем старше воспитанник, тем выше его требования к характеру трудностей и препятствий, которые предла­гаются ему в повседневной жизни. В старшем отроче­ском возрасте и в юности он испытывает удовлетворе­ние главным образом от осознания своих общественных (нравственных), интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий в преодолении трудностей, к которому побуждают высшие чувства — любовь к Родине, нена­висть к врагам Отечества, презрение к трусости, нече­стности, лицемерию и тому подобным порокам, готов­ность отдать свои силы для коллектива и т. д.

В оценке нравственных достоинств человека стар­шим школьником на первое место все больше выдви­гается общественный, гражданский элемент. Для сред­него и особенно для старшего возраста мы всегда стре­мимся найти такую деятельность, в которой ярко, наглядно выступает преодоление трудностей во имя ут­верждения нового мира — идеалов коммунизма. В жиз­ни—безграничное поле для такой деятельности. Это прежде всего коммунистический, бескорыстный труд для общества, общественная деятельность, ставящая своей целью укрепление норм коммунистической морали и правил социалистического общежития. Одним из видов такой деятельности является борьба за рост, увеличение всенародной собственности.

Одной из важных составных частей воспитания юно­шей и девушек является воодушевление их таким тру­дом, который бы наглядно показывал, как будут люди работать при коммунизме, насколько глубоко войдут в их духовный мир заботы об интересах общества. В практике нашей воспитательной работы мы организуем трудозую деятельность следующим образом: вступая в подростковый возраст, каждый классный коллектив по­лучает 0,25—0,30 гектара земли. Ставится следующая задача: в течение 5—6 лет не только из года в год по­вышать урожайность зерновых культур на этом участ­ке, но и обогащать почву питательными веществами, сделать ее более плодородной. Подростки вносят в почву удобрений больше, чем требуется для данной культуры, почва из года в год накопляет питательные вещества и влагу. Этот труд осознается школьниками как участие в создании коммунистического изобилия — важнейшей предпосылки построения нового общества. Благодаря это­му он наполняет их жизнь радостным переживанием, создает полноту духовных интересов и запросов.


Чем раньше включается воспитанник в волнующую, увлекательную, сознательную борьбу во имя возвышен­ных целей, чем больше удовлетворения, самоутвержде­ния в этой борьбе, тем раньше наступает то, к чему мы стремимся,— нравственная зрелость. Опыт показывает, что при правильном формировании духовно богатой, целеустремленной жизни школьники уже в ранней юно­сти сознательно управляют своими побуждениями, на­правляют их на достижение целей большой обществен­ной значимости, испытывают чувство личного удовлетво­рения от преодоления трудностей.

Духовная жизнь воспитанников, особенно юношей, озаряется светом благородной мечты о подвиге. Эту меч­ту надо культивировать и укреплять, но этого мало: надо длительной, терпеливой борьбой за достижение ряда целей готовить их к подвигу. Подвиг в жизни человека является не случайностью, а закономерным продолже­нием, проявлением его духовного развития. Подвиг, со­вершенный в короткое время, облагораживает духовный облик человека в такой же мере, как целый период идей­но насыщенной, духовно полноценной жизни.

В практике воспитательной работы мы стремимся к тому, чтобы каждый воспитанник уже в годы своей ран­ней юности совершил такой поступок, который в его возрасте, при его силах и возможностях был бы равно­сильным подвигу, который оценивался бы и коллекти­вом как подвиг. В жизни каждого школьника не раз об­стоятельства складываются так, что от него требуется огромная концентрация мысли и чувства для неотлож­ного волевого действия большой активности. Нередко такие же большие духовные силы требуются для дей­ствия, протекающего длительное время. Воспитанник, в процессе своего духовного развития закономерно при­шедший к подвигу, к самоотверженному поступку, де­лает решающий шаг на пути к самоутверждению. По­мочь ему сделать этот шаг — очень важный элемент формирования духовного мира.

Из сказанного вытекает вывод: специфика процесса нравственного воспитания и единство способов и приемов воздействия на сознание обусловливаются идейной на­правленностью коммунистического воспитания, тем нрав­ственным идеалом, который является нашей целью. Высокая мораль нового человека раскрывается прежде всего в труде, в созидании, в творчестве, в единстве сознания и поведения. Методика нравственного воспитания должна обеспечивать активную духовную жизнь, постоянное проявление ума, чувств и воли в деятельности.


Кратко проанализируем некоторые особенности мето­да формирования богатой, идейно полноценной духовной жизни — побуждения к активному проявлению мысли и морального чувства.

Побуждение к активному проявлению мысли и морального чувства

Наблюдения над духовной жизнью воспитанников убедили нас в том, что наиболее глубоко овладевают духовным миром школьников те мысли, те идеи, кото­рые мы называем возвышенными. Сущность этих мыс­лей, идей заключается в том, что они открывают перед воспитанниками перспективу для деятельности на благо общества, коллектива. Такими идеями являются: уча­стие в строительстве коммунизма, интернациональный долг перед трудящимися всего мира, ненависть к угне­тателям, готовность оказывать помощь угнетенным, дружба с детьми трудящихся всего мира, бескорыстное служение коллективу, подчинение личных интересов об­щественным, благородным целям, уважение достоинства человека, забота о нем, помощь и взаимопомощь, стрем­ление к подвигу.

Сила воздействия, этих идей на духовный мир человека определяется тем, что они отражают возвышенный
характер жизни и истории нашего общества: в них воплощена героика творческого труда и подвигов, романтика революционного преобразования не только экономических устоев, но и человеческой души. Благородство,
нравственную чистоту этих идей надо донести до сознания учащегося, учитывая его возраст, его силы и возмож-

ности. Возвышенные идеи тем и ценны в воспитательномотношении, что благодаря им создается единство коллективного и индивидуального, общественного и личного. Это единство — важнейшее условие нравственного воспитания вообще. Если воспитанник с раннего детства переживает чувство собственного достоинства от осознания своей причастности, приверженности к общему, народному делу, его личные интересы всегда подчиняются интересам общества. Наблюдения над духовной жизнью одних и тех же воспитанников на протяжении ряда лет убедили нас в том, что возвышенными идеями можно воодушевить даже маленьких учащихся. Например,

7-летние малыши по-своему принимают близко к сердцу не только горе отдельных людей, образы которых созда-
ются в их представлении, но и горе миллионов обездоленных детей трудящихся колониальных стран. Но эти
идеи должны раскрываться перед детьми в яркой, образно-конкретной форме. Чем ярче образ, тем непосред-
ственнее реагируют дети на мысль, овладевшую их сознанием, и это реагирование прежде всего эмоциональ-
ное.

Роль отдельных элементов духовной жизни —интел­лекта, чувств, волевых усилий — изменяется в зависимо­сти от возраста. В младшем школьном возрасте решаю­щую роль в формировании, утверждении и действенно­сти мысли, побуждающей к активному, волевому дей­ствию, играет яркость, выразительность свойств тех предметов и явлений, посредством которых воспитатель стремится донести до сознания воспитанников идею. Чем убедительнее для ребенка передаются в конкрет­ной картине, образе существенные черты явления, тем заметнее переживаемые ребенком чувства, тем понятнее становится для него абстрактная мысль, тем больше стремится ребенок проявить свою активность. Это объ­ясняется особенностями мышления ребенка этого воз­раста.

Отсюда вытекает специфика методических приемов воспитательной работы с младшими учащимися: доне­сти до их сознания значительную общественную, нрав­ственную идею, побудить их к активному проявлению мысли и морального чувства можно прежде всего путем воздействия на их чувства. Яркая картина, передающая сущность социального явления, отражающая нравствен­ную идею, задевает самые сокровенные уголки детского сердца.

Этот вывод многократно подтверждался эксперимен­тами. Мы побуждали детей 7—8-летнего возраста к от­важным, смелым (в меру их сил и возможностей) поступ­кам. При этом предпринимались, конечно, соответствую­щие меры предосторожности. В одних случаях мы созда­вали в представлении детей яркую картину, вызываю­щую презрение к трусости и нечестности, а в других — давали общую, более или менее отвлеченную (но со­вершенно понятную для данного возраста) характери­стику смелого поступка. Образное изложение предстоя­щей задачи несравненно больше, чем общая характери­стика, воздействовало на учащихся: дети всеми силами стремились доказать, что у них нет и малейшего призна­ка малодушия, нерешительности, боязни.


Аналогичные эксперименты, проводимые с учащимися старших возрастов, привели к выводу, что чем старше воспитанники, чем значительнее их социальный опыт, тем больше проявляется роль обобщающей мысли в побуж­дении к активному проявлению разума и морального чувства. Мысль, высказанная в общем виде, глубокая рассудочная характеристика, нравственный анализ яв­ления—все это пробуждает и утверждает у воспитан­ников старшего возраста стойкие чувства, придающие идее яркую эмоциональную окраску, усиливающую тем самым идею. Чем больше осознает юноша или девушка сущность возвышенной идеи, тем глубже преломляется эта идея в его чувствах. Отсюда вытекает специфика метода побуждения учащихся старшего возраста к ак­тивному проявлению мысли и морального чувства: что­бы донести до сознания юношей и девушек возвышен­ную, благородную идею, воодушевить ею, надо раскрыть перед ними богатство нравственного опыта человечест­ва, давать широкие обобщающие характеристики явле­ний. Мышление и моральные чувства проявляются актив­но благодаря общению людей, благодаря определенным взаимоотношениям между ними.

Отношения дружбы и товарищеской взаимопомощи между людьми в социалистическом обществе являются благородной почвой для формирования богатой духов­ной жизни коллектива. Богатство, идейная полноцен­ность, коммунистическая, целенаправленность жизни лич­ности в социалистическом обществе всецело определя­ются духовной жизнью коллектива: его целеустремлен­ностью, объединяющими мотивами, стимулами и побуж­дениями, приверженностью каждого члена коллектива общему делу, полнотой и глубиной переживаний, достав­ляемых коллективом каждому человеку.

Нравственное воспитание личности, духовное раз­витие ее осуществляется прежде всего в коллективе. Формирование передовых убеждений, чувства коллек­тивизма—важнейший результат успешного воспитатель­ного воздействия коллектива на личность. Чувство ду­ховной общности, духовного родства личности с коллек­тивом является активной нравственной силой, побуж­дающей личность к преодолению трудностей, к подви­гу во имя возвышенной идеи.


Наблюдая взаимоотношения воспитанников в процес­се труда и отдыха во многих коллективах, мы стреми­лись выяснить роль разных источников, питающих уве­ренность воспитанников в правоте своего дела, готов­ность к отстаиванию личных убеждений. Наблюдения привели к выводу, что главным среди этих источников является осознание и переживание учащимся духовной общности с коллективом. Если коллектив уверен в том, что, например, работа по конструированию сравнитель­но сложной модели машины или механизма завершится успехом, если всем членам кружка ясны трудности и препятствия, которые надо преодолеть, — каждый подро­сток или юноша отстаивает правильность замысла в спо­рах с членами других коллективов. Характерно, что при этом развивается и индивидуальное творчество и одно­временно обогащается, совершенствуется коллективный замысел.

Особенно ярко проявляется роль духовной общности коллектива и личности в тех случаях, когда творческий замысел в трудовой деятельности сочетается с ее боль­шой общественной значимостью. Чем глубже эта общ­ность, тем ярче переживаются общественные цели труда как цели личные, тем больше стремится сделать каждый член коллектива для общего дела. В практике воспита­тельной работы на идейной, духовной общности трудо­вого коллектива мы строим общность организационную: взаимную зависимость, подчинение и руководство в кол­лективе.

В качестве примера приведем общественно полезный труд, выполнявшийся учащимися в течение трех лет. Пионерам одного из отрядов (12—13-летним детям) мы рассказали о работе, которую проводят трудящиеся на­шей страны по умножению всенародных богатств. Мы показали им возможность такой же работы в родном селе: превратив два гектара неплодородной почвы в поч­ву высокого плодородия, они создадут материальную ценность, которая будет приносить пользу людям в те­чение многих десятилетий, а возможно и столетий. Де­тей воодушевила эта высокая цель. Они настойчиво трудились: вносили местные удобрения, проводили раз­нообразные агромелиорационные мероприятия Через три года почва, считавшаяся раньше заброшенной, дала высокий урожай зерновой культуры. Работа эта требо­вала большой сплоченности, организованности пионер­ского коллектива. Подростки преодолевали значитель­ные трудности. Никакая организационная структура, ни­какая зависимость не могли бы привести к победе, если бы каждый ребенок не чувствовал общественной значи­мости выполняемой работы, поддержки и помощи кол­лектива.


Опыт убедил нас, что создание духовной общности на почве возвышенных идей возможно уже в работе с 7—8 летними детьми. Искусство воспитания заключает­ся в том, чтобы уже самым маленьким детям предоста­вить возможность активно проявить в жизни, во взаимо­отношениях с товарищами благородные чувства и стрем­ления, которые пробуждают у них яркие картины, вопло­щающие большие социальные и нравственные идеи.

В коллективах младших школьников, где детей еще не связывают тесные товарищеские и дружеские взаимо­отношения, ощущение духовной общности, причастности к борьбе за возвышенную идею имеет особенно большое организующее значение. По мере расширения круго­зора учащиеся все больше осознают свою духовную общность. В старшем возрасте они ставят на первое ме­сто в ней долг перед Родиной, обязанности перед обще­ством. Прикосновение первичного коллектива к лично­сти, которому такое большое значение придавал вы­дающийся советский педагог А. С. Макаренко, осмыс­ливается коллективом старших школьников как осуще­ствление воспитательных функций, возлагаемых на кол­лектив-обществом, народом. Наблюдения над жизнью и трудом лучших коллективов старших воспитанников убедили нас в том, что нравственное лицо коллектива как раз и определяется тем, насколько глубоко понимает и переживает коллектив в целом свою роль воспитателя по отношению к отдельным учащимся.

На протяжении десяти лет — с первого дня обучения детей в школе до получения ими аттестата зрелости — мы принимали участие в жизни нескольких коллективов воспитанников. Это позволяло наблюдать духовное раз­витие как коллектива в целом, так и отдельных воспи­танников, формирование их нравственных убеждений, взглядов, мировоззрения. Мы убедились, что единство нравственного сознания и нравственного поведения, ос­нованное на коммунистических идеалах, убеждениях, наиболее ярко проявляется при том условии, когда духов­ная общность, объединение коммунистическими идеями никогда не прекращается, а, наоборот, углубляется по мере роста сил и возможностей воспитанников, особенно мальчиков в старшем периоде отрочества и в годы юности. Так, в период с раннего отрочества до окончания школы несколько коллективов нашей школы объединя­лись деятельностью, в основе которой лежала идея то­варищеского содружества с членами других коллекти­вов, помощь им, взаимная выручка (например, во время полевых работ в ученической учебно-производственной бригаде). Члены этих коллективов отличались умением давать глубокую нравственную оценку явлениям окру­жающей жизни: их глубоко трогали интересы общества.


Спад или прекращение духовной общности ведут к тем ненормальностям в воспитании ученических коллек­тивов (особенно в так называемом переходном, «труд­ном» возрасте), с которыми нередко приходится встре­чаться в практике. Непрочность и неустойчивость кол­лектива, отсутствие организационного единства, усиле­ние тенденций противопоставления личных интересов коллективным, потеря чувства чести коллектива, притуп­ление чувства личного достоинства, бравирование не­достатками (выставление их на показ) — все это только побочные явления, сопутствующие ослаблению духовно­го единства на почве возвышенных идей. По мере ук­репления сил и возможностей воспитанников мы стре­мились не только усиливать значительность идей, кото­рыми объединяются коллективы, но и расширять поле дея­тельности, на котором проявляются разум и нравствен­ные чувства. Это обстоятельство имеет очень важное зна­чение в духовном развитии, особенно мальчиков и юно­шей.

В формировании духовного мира воспитанников, в обеспечении духовного единства коллектива большое значение имеет правильное понимание сущности деятель­ности, в которой активно проявляются интеллектуальные и эмоциональные силы. Представление о деятельности нельзя ограничивать трудом, усилиями рук, — это было бы примитивным сужением, обеднением духовной жиз­ни. Нельзя согласиться с поверхностным взглядом на процесс воспитания, утверждающим, что якобы значи­тельный физический труд, преодоление лишений и пре­пятствий— все это уже само по себе является духовной закалкой, идейным воспитанием. Воспитательная роль труда зависит от того, как он отражается в духовной жизни — как преломляется в мыслях и чувствах, на­сколько глубоко затрагивает волевую сферу.

Преодоление трудностей в процессе труда, связанное с напряжением физических усилий, становится фактором духовной жизни лишь при том условии, когда эти усилия побуждаются значительными общественными и нравственными идеями. В этой связи формирование убеждений, взглядов личности на мир является задачей исключительной важности.


Активное проявление мысли и моральных чувств — это сочетание самых разнообразных видов деятельности. Кроме физического труда, большое воспитательное зна­чение имеет и коллективная деятельность, требующая преодоления трудностей чисто духовного характера. Это главным образом утверждение новых, коммунистических взаимоотношений как в своем ученическом коллективе, так и в коллективах взрослых. Поступкам и поведению, связанным с этой стороной духовной жизни, мы придаем очень большое значение. Каждый пионерский и особенно комсомольский коллектив ставит своей целью добиться утверждения той или иной черты взаимоотношений в коллективе, представляющей собой, как правило, росток коммунизма. Например, один пионерский отряд в тече­ние нескольких лет боролся за то, чтобы каждый пио­нер говорил только правду, чтобы никогда и никто не скрывал ни один недостаток. Мы раскрывали перед детьми благородство поступков, связанных с борьбой за достижение этой цели. В этих поступках пионеры осмыс­ливали и, что особенно важно, чувствовали единство нравственного и эстетического идеала. Они стремились сказать правду потому, что это, по их словам, очень красиво.

Большое значение в формировании убеждений имеет мыслительная деятельность в процессе приобретения знаний, осмысливания явлений окружающей жизни, преодоление трудностей чисто интеллектуального харак­тера. От характера умственного труда в процессе уче­ния зависит активность интеллекта, а следовательно, и активность духовной жизни учащихся вообще (здесь теснее всего соприкасается обучение с воспитанием). Наблюдение уроков и других видов занятий помогло нам заметить ряд серьезных недостатков процесса обу­чения, отрицательно сказывающихся на формировании убеждений. Наиболее значительным из них является односторонняя направленность умственного труда — на­копление знаний без использования их для жизненной практики, включая и интеллектуальный труд, необходи­мый для дальнейшего духовного развития личности. Мысли, связанные с логическим анализом фактов и яв­лений окружающего мира, не вызывают у воспитанников чувств, переживаний. Даже при отсутствии зубрежки такая односторонность является злейшим врагом духов­ного развития: умственный труд учащегося сводится по существу к тому, чтобы запоминать, накоплять знания и воспроизводить их по требованию педагога. Все, что воспринимает ученик на уроке, ему надо сохранить в памяти; во всем прочитанном он видит только определен­ный объем материала для усвоения. Такое обучение, даже будучи хорошо построенным с точки зрения ди­дактических требований, отупляет человека, не учит его самостоятельно мыслить, ослабляет его интерес к науке и собственному духовному миру, сводит на нет его любо­знательность, лишает его чувства радости познания — важнейшей интеллектуальной эмоции. Многие факты и явления, над которыми стоило бы задуматься, усколь­зают от внимания школьника лишь потому, что «это не изучается». Круг фактов, событий, явлений, над которы­ми надо только думать, но не учить, не усваивать, ста­новится очень узким.


Уродливость такого обучения заключается не только в том, что, обладая большим запасом знаний, ученик не умеет ими пользоваться, но прежде всего в том, что его мышление становится пассивным, перестает быть источ­ником духовной жизни, питающим чувства и волю.

Придавая большое значение активности мысли уча­щегося как в интеллектуальном труде, так и в труде фи­зическом, мы стремились предотвратить эти недостатки. В практике учебно-воспитательной работы мы придер­живались следующего правила: знания, приобретаемые учеником в процессе обучения, не должны оставаться мертвым грузом, храниться в памяти «про запас», для какой-то далекой деятельности, которая начнется когда-то. Знания должны постоянно развиваться в процессе их практического применения и тем самым разви-вать мышление учащегося. Чем большим запасом зна­ний обладает школьник на данной ступени своего раз­вития, тем активнее и разностороннее должна быть дея­тельность мысли, сочетающаяся с деятельностью рук — с физическим трудом, с созиданием материальных ценно­стей, с преобразованием мира. В системе каждого пред­мета, особенно по основам наук о природе, есть безгра­ничное количество возможностей для союза мысли и труда, для обогащения на этой основе духовного мира воспитанников.

Задача учителя-воспитателя заключается в том, что­бы побудить воспитанника к такому труду, в основе ко­торого лежит интересный творческий замысел. Сочета­ние интеллектуальных и физических усилий в таком тру­де как раз и является условием духовной закалки мо­лодого поколения, условием формирования его готовно­сти к производительному труду.

Нам надо готовить к жизни людей, умеющих не толь­ко трудиться, управлять машинами и механизмами, но и умных, обладающих богатыми чувствами творцов тру­да. Творчество в области труда будет в коммунистиче­ском обществе расцениваться как самое высокое духов­ное богатство человека. Ведущую роль в творчестве, в созидании, в интересном, интеллектуально насыщенном труде играет деятельный, активный разум.
Глава III