reforef.ru 1



СОДЕРЖАНИЕ.


СОДЕРЖАНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

МНОГООБРАЗНЫЙ МИР ЛЮБВИ. 6

любовь в современном мире. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 24

А) Высказывания респондентов о любви - определение понятия «любовь» 28

ВВЕДЕНИЕ.


Что такое любовь? Этот вопрос издавна интересовал человечество.

Люди спрашивали себя и о том, когда и как возникла любовь - вынес ли её человек из животного царства или она появилась позднее.

Бесспорно то, что рождение любви, как и других человеческих чувств, зависело от множества причин, главная из которых - духовное усложнение человека, рождение в нём новых идеалов, подъём на новые ступени этического и эстетического развития. Входя в жизнь человечества, любовь меняет весь строй её ценностей. Это совершенно новый стимул человеческого поведения, и, появляясь, он бросает свой отсвет на все другие стимулы, смещает их равновесие, резко меняет пропорции. Простота человеческой жизни теперь пропадает, рождение любви запутывает, усложняет индивидуальную жизнь, лишает её былой ясности и цельности. И давным-давно стало понятно людям: любовь приносит человеку не только свет, но и мрак, она не только поднимает, но и гнетёт человека

Любовь - непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого, прежде всего, выступает человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую жизненную значимость [19. С.17]. Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечение его в систему общественных связей. Любовь – это единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности [19. С.18]. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя.


Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности, как особая форма творчества и одновременно стимул к творчеству в различных областях, как предметное выражение глубин личности и её свободы, притом свободы, готовой свободно привести себя в рабство, как сложное многоплоскостное пересечение биологического и социального, личностного и общественно значимого, интимного, затаённого и вместе с тем открытого, ищущего, претендующего.

Любовь - не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы [19. С.74]. Подлинная любовь редка ещё и потому, что многие не готовы к ней и даже боятся её, ибо она требует «живой души», самоотверженности, готовности к поступку, тревоге и заботе. Глубина любви и её видовое многообразие определяются ни одним предметом любви, но и отточенностью самой способности любить, развитостью человеческих качеств любящего.

Страсть любить, как отмечает Э.Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. «Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» [19. С.23]. Однако большая часть людей не способна развить её до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще - это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, её надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по Фромму [19. С.27], следующие обстоятельства:


  • большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым», а не «как любить», не с позиции возможности любви;

  • представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить;
  • смешиваются понятия «влюблённость» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе.


Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь - это искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех её проявлениях (любовь к труду, к Родине, удовольствиям и т.п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, её стимулом, источником энергии. Поэтому в каждую эпоху выделялись разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы её проявления, расположив их по мере значимости и смыслу.

Итак, цель настоящей работы – постараться ответить на вопросы, что же такое «любовь»; разобраться, как это явление связано с развитием личности и что нужно делать (как жить), чтобы испытать это Великое чувство.

Для реализации цели были поставлены и решены
следующие задачи:

  • произведён библиографический поиск и отбор литературы по теме;

  • проанализированы формы и виды любви;

  • разработана анкета и проведено социологическое исследование;

  • уточнены ценностные ориентации современной молодёжи, связанные с вопросом любви;

  • сделаны выводы о влиянии любви на жизнь человека.

МНОГООБРАЗНЫЙ МИР ЛЮБВИ.


В любви особенно поражает её многообразие видов и форм. Мы говорим о любви к самому себе и любви к человеку, любви к жизни и к Родине, любви к истине и добру, любви к свободе, к власти, к Богу и т.д. Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская и т.п. Существует любовь-страсть, любовь-нужда, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины и т.д.

Что соединяет до крайности разнородные страсти, влечения, привязанности в единство, именуемое «любовью»? Вопрос о взаимных отношениях любви не проще, чем вопрос о её смысле.


Т.Кемпер в основу своей классификации кладёт два независимых фактора: власть и статус [7. С.63]. Власть - это способность силой заставить партнёра сделать то, что ты хочешь; статус - способность вызывать желание партнёра, идти навстречу твоим требованиям. В зависимости от того, является уровень власти и статуса низким или высоким, выделяются семь типов любви:


  • романтическая любовь, в которой оба партнёра обладают высокими статусами и властью: они стремятся идти навстречу друг другу и вместе с тем каждый из них может «наказать» другого, лишив его проявлений своей любви;

  • родительская любовь к маленькому ребёнку, в которой родитель обладает высоким уровнем власти и низким статусом (поскольку любовь ребёнка к нему ещё не сформировалась), а у ребёнка мало власти, но высок статус;

  • братская любовь, в которой оба члена пары имеют малую власть друг над другом, но охотно идут навстречу один к другому;

  • харизматическая любовь, имеет место, например, в паре учитель-ученик. Учитель имеет и возможность принуждения, и желание идти навстречу ученику, а ученик не обладает властью над учителем и охотно исполняет его пожелания;

  • «поклонение» литературному или другому герою, с которым нет никакого реального взаимодействия и у которого нет власти, но высок статус, а у его поклонника нет ни статуса, ни власти;

  • влюблённость, когда у одного из партнёров есть и власть, и статус, а у другого их нет, как это бывает в случае односторонней, безответной любви;

  • «измена», когда один обладает и властью, и статусом, а другой только властью, как это имеет место в ситуации супружеской измены, когда оба супруга сохраняют власть друг над другом, но один из них уже не вызывает желания идти ему навстречу.

Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью, является, тем не менее, на наш взгляд, абстрактной и явно неполной. Два элементарных фактора, власть и статус, очевидно, недостаточны для выявления и разграничения всех тех, многообразных отношений, которые покрываются общим словом «любовь».


Попытки разобраться в типах любви известны с давних пор. Так, для выражения различных аспектов и оттенков любви древние греки, например, использовали различные термины.

Словом «эрос» они обозначали чувства, направляемые на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Этот термин выражает любовь-страсть, ревность и чувственное влечение и связан с его пафосом, аффектной, чувствительной стороной. «Эрот» выражает царящую в природе полярность и непреодолимую тягу к её преодолению. Эрот – это и страстная самоотдача, восторженная любовь, не оставляющая в себе места жалости и сочувствию к самому себе.

Слово «philia» («любовь-дружба») обозначает связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором. Эта любовь затрагивает отношения близких друг другу людей, она обычно удовлетворена присутствием любимого и развитием естественных чувств. Эти чувства, появились без особого усилия, в процессе личного общения, их ценность в том, что они необходимы человеку как чему-то целому, а не как взятому в отдельных его особенностях. Основное душевное состояние здесь – «духовный покой», внутренняя близость, взаимопонимание. Таким образом, «philia» означает духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь, выражает соединение подобных принципов (тогда как эрос – борьба и соединение противоположных).

Слово «storge» означает любовь, которая связана с органическими родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейные связи). Это нежная, уверенная, надёжная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности. Этот термин выражает чувства не отдельной личности, а чувство родовой общности, без которого греки не представляли своего существования.

Термин «agape» у греков означал разумную любовь, возникающую на основе оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т.п. эту любовь человек может разумно обосновывать, ведь она основана на убеждениях, а не на спонтанных чувствах, привычках. Этот аспект любви исторически связан с адекватной оценкой другой личности, что лежит в основе взаимоуважения; в ней чем больше понимания, тем меньше места чувствам. Это любовь, укрепляемая деятельность разума, поэтому она абстрактна, безличностна более чем другие формы любви. Это воля, направляемая разумом.


В средние века христианство трактовало любовь как высший принцип нравственности, наиболее широко раскрывающий человеческую сущность. Под любовью понималась некая внутренняя сила человека, которая никогда не иссякает, а беспрестанно, без усталости распространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию [7. С.52].

Христианский мыслитель Аврелий Августин выделял три формы любви:


  • любовь человека к Богу;

  • любовь к ближнему;

  • любовь Бога к человеку;

Первая форма любви выражается как стремление человека к совершенству на пути к Богу. Она связана с человеком, его природой, дающей возможность думать, решать. Она начинается как желание любить Бога, однако, без нужной ясности о предмете любви. В результате исканий человеку надо достичь правильного направления любви и, конечно, возвышенной любви к богу, а не низменной любви к сотворённому миру.

По мнению Августина, вся любовь к людям, вещам в этом мире истинна тогда, когда она во имя Бога, а не во имя человека.

Любовь к ближнему – вторая форма любви, принятая в христианстве. Она возможна потому, что «ближний» – это подобие Бога. Она объединяет всех людей без исключения в единое целое.

Третья форма – любовь Бога к созданию. Бог не только любит, он сам есть любовь. И его любовь прорывается наружу как творение и избавление человека от грехов; хотя в таком аспекте она в своей начальной глубине не постижима, не доступна человеку.

Классификации любви, имеющие достаточно ясное основание, обладают тем достоинством, что они поддаются хотя бы теоретической проверке. Такие классификации полезны в психологии, при исследовании эмоциональных отношений. Но их роль в философском анализе любви не может быть существенной.

Любовь очень разнородна, она включает в себя не только разные виды и их подвиды, но и то, что можно назвать формами любви, её модусами
. Видами любви являются, например, любовь к ближнему и эротическая любовь. Формами проявления любви к ближнему служат любовь к детям, любовь к родителям, братская любовь; модусами являются любовь мужчины и любовь женщины, любовь северянина и любовь южанина, любовь средневековая и любовь современная. Можно говорить просто о любви к ближнему; можно говорить более конкретно о любви к детям или, ещё более конкретно, об отцовской (материнской) любви. Конкретизация может идти дальше, в результате чего выделяются не только формы и модусы, но и «модусы модусов».

Познакомимся с некоторыми формами любви.

Материнская любовь – это забота и ответственность, необходимые для жизни ребёнка. Это установка, которая внушает ребёнку любовь к жизни, а не только желание оставаться жизнеспособным, которая даёт ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле.

Связь матери и ребёнка по своей природе – это неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой её даёт. Из-за бескорыстного характера материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее священным изо всех эмоциональных связей. Сущность материнской любви – забота о росте ребёнка – предполагает желание, чтобы ребёнок отделился от матери. В этом основное её отличие от любви эротической. В эротической любви два человека, которые были разделены становятся едиными. В материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто терпеть, а именно хотеть и поддерживать отдаление ребёнка. Именно на этой стадии материнская любовь превращается в такую трудную задачу, потому что требует бескорыстности, способности отдавать всё и не желать ничего взамен, кроме счастья любимого человека. Именно на этой стадии многие матери оказываются неспособными решить задачу материнской любви.

Материнская любовь – это любовь к растущему ребёнку, любовь, которая ничего не желает для себя. Это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых, и наиболее обманчивая из-за лёгкости, с которой мать может любить своего младенца. Но именно потому, что это трудно, женщина может стать действительно любящей матерью. Женщина, которая не в состоянии любить, не может быть нежной матерью, не может быть любящей матерью, чья задача в том, чтобы быть готовой перенести отделение ребёнка – и даже после отделения продолжать его любить.

Братская любовь – это любовь между равными; материнская любовь – это любовь к беспомощному существу. Как бы они не отличались друг от друга, общее у них то, что они по своей природе всеобщи. Противоположность этим обоим типам любви составляет эротическая любовь. Она жаждет полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща, к тому же, вероятно, это самая обманчивая форма любви [12. С.139].


Прежде всего, её часто путают с переживанием «влюблённости», внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми. И кроме этого за эротическую любовь часто принимают влечение друг к другу, которому способствует обманчивый характер полового желания.

Половое желание требует слияния, оно может быть внушено не только любовью, но так же и тревогой и одиночеством, жаждой покорять и быть покоренным, тщеславием, потребностью причинять боль и даже унижать. Половое желание вызывается или легко сливается с любой другой сильной эмоцией, одной из которых является любовь. Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечёт друг к другу [12. С.138]. Когда желание полового слияния вызвано любовью, то физическая близость лишена жадности, потребности покорять или быть покорённым, но исполнена нежности. Если желание физического соединения вызвано не любовью, это никогда не ведёт к единству, которое было бы чем-то большим, чем оргиастическое преходящее единение [12. С.138].

В эротической любви есть предпочтительность, которой нет в братской и материнской любви. Она предпочтительна только в том смысле, что человек может соединять себя целиком и прочно с одним человеком.

Отношения форм любви к её видам и модусов к формам не остаётся постоянным: разные виды любви могут иметь разные формы своего проявления, а разные формы - разные модусы.

А сейчас сосредоточимся на видах любви. Их можно соотносить по-разному. Самое простое и достаточно естественное их упорядочение – это представление всего поля любви в виде серии «наплывающих» друг на друга «кругов». Каждый из «кругов» включает в чем-то близкие виды любви, а движение от ядра к периферии подчиняется определённым принципам.

Следуя этому принципу, выделяется девять таких «кругов», ведущих от эротической любви через любовь к ближнему, любовь к человеку и т.д. к любви к истине, к добру и т.п. и далее к любви к власти, к богатству и т.д.


В первый «круг любви» следует, судя по всему, включать эротическую (половую) любовь и любовь к самому себе.

Что представляет собой эротическая любовь, известно каждому из собственного опыта или научной литературы. В определённом, очень важном значении эротическая любовь делает человека полноценным: она сообщает ему такие полноту, насыщенность и остроту бытия, какие не способно давать ничто иное.

Следует так же иметь в виду, что эротическая любовь не тождественна сексуальному влечению, она не является простым придатком последнего. Любовь столь же основной феномен, как и секс. В норме секс является способом выражения любви. Лёгкость секса, отсутствие препятствий обесценивает любовь. Любовь сохраняется и после того, как спадает сексуальное напряжение [как раз это один из её критериев]. Если бы эротическая любовь была чистым желанием физического обладания, её можно было бы во многих случаях без труда удовлетворить, и любящий не хотел бы быть любимым, что весьма существенно для любви.

Любовь человека к самому себе является предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой его любви. Любовь к себе - это та начальная школа любви (прежде всего любви к человеку), в которой без обладания элементарной грамотностью остаются недоступными «высокие университеты» любви. Человек, любящий только одного человека и не любящий «своего ближнего», на самом деле желает господствовать или повиноваться, а не любить. Кроме того, когда кто-то любит ближнего, но не любит самого себя, всей жизнью своей доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной.

Второй «круг любви» - это любовь к ближнему. Она включает любовь к детям, к родителям, братьям и сестрам, членам семьи и т.д. Важность и фундаментальность этой любви очень значительны и весомы, так как эта любовь является своего рода «школой человечности» (Ф.Бекон). Любовь к ближнему - лучшая проверка более общей любви к человеку и лучшая школа такой любви.


В любви к ближнему особенное место занимает родительская любовь и любовь детей к родителям.

Здесь следует также учесть, что любовь к ближнему включает не только родственные чувства, но и любовь ко всем тем, кто вошел в нашу жизнь и оказался прочно связанным с нею.

Третий «круг любви» - любовь к человеку, по поводу которой ещё в древности было сказано, что она бывает только большая, нет маленькой любви. Любовь к человеку включает любовь к самому себе, любовь к ближнему и любовь к каждому иному человеку, независимо от каких-либо дальнейших его определений.

Это, в частности, любовь к будущим поколениям и связанная с нею ответственность перед ними. Ведущий принцип такой любви прост: нужды будущих людей столь же важны, как и нужды современных. Каждое поколение должно стремиться оставить следующему поколению всё, что оно получило от предыдущего, количественно и качественно не в худшем состоянии, чем оно имело само. О том, как трудно реализовать это положение, выразительно говорит расточительность современной экономики, растрачивание ею невозобновимых природных ресурсов.

В четвёртом «круге любви» - любовь к Родине, любовь к жизни, любовь к Богу и т.п.

Любовь к Отечеству - одно из самых глубоких чувств, закреплённое в человеческой душе веками и тысячелетиями. Любовь к Родине означает любовь к родной земле и живущему на ней народу. Эти две составляющие единого чувства обычно идут вместе, поддерживая и усиливая друг друга. Но случается, что они трагически расходятся: человек любит Родину, но не своих соотечественников. Любовь к Родине, противопоставленная любви к живым людям, неминуемо оказывается абстрактной и губительной для окружающих. И если такой человек восходит на вершину власти, он приносит бедствие своему народу. Противопоставление Родины и её народа никогда не приносило и не способно принести добра: ни в том случае, когда интересы Родины становятся выше интересов народа, ни в том, когда любви к народу отдаётся предпочтение перед любовью к родной земле.


Чувство патриотизма делает человека частицей великого целого - своей Родины, с которой он готов разделить и радость, и скорбь.

Любовь к Родине менее всего является слепым, инстинктивным чувством, заставляющим бездумно превозносить отечество, не замечая его пороков. Любить Родину - значит, прежде всего, желать ей добра, добиваться того, чтобы она сделалась лучше.

Пятый «круг любви» - это любовь к природе, которой посвящены прекрасные страницы художественной литературы.

Космическое чувство, о котором говорится далее, является одним из аспектов, одной из составляющих любви к природе. Направленная на мир как целое, она говорит о единстве человека и мира, об их слитности и даже взаимовлияния. Из этого чувства проистекает, как нам кажется, убеждение в одушевлённости природы.

Однако, космическое чувство доступно далеко не всем. Тому, кто не верит в его существование, одухотворение всего и наполнение бытия смыслом кажется крайностью, свидетельствующей о присутствии в нашем сознании элементов мифологического мышления. Но тем, у кого такое чувство есть, оно представляется одним из наиболее глубоких и ярких ощущений.

Космическое чувство единства со Вселенной, растворённости в ней ярко проявляется в неодолимом инстинкте, влекущим наши сердца к единству всякий раз, когда в каком-либо направлении возбуждается наша страсть. Оно проявляется и охватывающей нас ностальгии при созерцании природы, перед лицом красоты, в музыке - в ожидании и ощущении великого наличия.

Шестой «круг» - это любовь к истине, добру, прекрасному, справедливости и т.п.

Седьмой «круг» - любовь к свободе, творчеству, славе, власти, своей деятельности, богатству, «закону и порядку» и т.п.

Восьмой «круг» - это любовь к общению, игре, собирательству, коллекционированию, развлечениям постоянной новизне, путешествиям и т.п.

И, наконец, последний, девятый «круг», который, собственно, уже и не является «кругом любви» - влечение в пище, пристрастие к сквернословию и т.п.


В этом движении от первого «круга» любви к её последнему «кругу», от её

центра к периферии достаточно отчетливо обнаруживаются некоторые закономерности.

Прежде всего, по мере удаления от центра уменьшается эмоциональная составляющая любви, непосредственность и конкретность этого чувства.

От «круга» к «кругу» падает интенсивность любви, охват ею всей души человека. Эротическая любовь и любовь к детям могут заполнить всю эмоциональную жизнь индивида. Любовь к творчеству или любовь к славе чаще всего составляет только часть такой жизни. Пристрастие к игре или коллекционированию - только один аспект целостного существования человека, как правило, лишенный самостоятельной ценности.

Уменьшается от «круга» к «кругу» и охватываемое любовью множество людей. Эротическая любовь захватывает каждого или почти каждого. Бога, истину и справедливость любят уже не все. Любовь к славе или к власти - удел немногих.

С уменьшением непосредственности и конкретности любви растёт социальная составляющая этого чувства. Она присутствует и в любви к себе, и в любви к детям, но она гораздо заметнее в любви к власти, свободе или богатству.

Чем дальше от центра, тем обычно ниже стандартная оценка тех ценностей, на которые направлена любовь. С удалением от центра, эти ценности становятся всё более неустойчивыми, амбивалентными.

Интересен вопрос, на сколько соответствует деление видов любви на «круги» их возникновению и развитию в ходе человеческой истории? Оказывается, эротическая любовь всегда сопутствовала человеку (в зачатке она уже есть в животном мире); любовь к самому себе почти столь же стара, как и сам человек; позднее сложилась любовь к справедливости и свободе и т.д.

любовь в современном мире.

Если любовь – это способность зрелого, созидательного характера, то отсюда следует, что способность любить у индивида, живущего в какой-либо определённой культуре, зависит от влияния этой культуры на характер этого индивида.


Сейчас, в настоящее время, любовь – это относительно редкое явление, и её место занимают разные формы псевдолюбви, которые, на деле, являются многочисленными формами разложения любви. Современный человек отчуждён от себя, от своих ближних, от природы. Хотя каждый старается быть как можно ближе к другим, каждый остаётся крайне одиноким, проникнутым глубокими чувствами тревоги и вины, которые всегда появляются там, где человеческое одиночество не может быть преодолено.

Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться [12. С.106]. Развлекаться – это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин – всё потребляется и поглощается. Наш характер приспособлен к тому, чтобы обменивать и получать, торговать и потреблять; все предметы, как духовные, так и материальные, становятся предметом обмена и потребления.

Одно из самых значительных выражений любви, и особенно брака с его отчуждённой структурой, это идея «слаженности». Идеал счастливого брака – это идеал исправно функционирующий слаженности: муж должен «понимать» свою жену и помогать ей; он должен делать благосклонные замечания по поводу её нового платья и вкусного блюда. Она, в ответ, должна «понимать» его, когда он приходит домой усталый и расстроенный; должна внимательно его выслушать, когда он говорит о своих деловых затруднениях; не сердиться, а «понимать», когда он забывает о её дне рождении. Весь набор этих видов отношений сводится к хорошо отлаженной связи двух людей, остающихся чужими друг другу на протяжении всей жизни.

Они никогда не достигают «глубинной связи», но любезны друг с другом и стараются сделать друг для друга жизнь как можно приятнее [12. С.155].

При таком понимании любви и брака («команда», взаимная терпимость) главный акцент делается на отыскании убежища от непереносимого в других случаях чувства одиночества. В «любви» отыскивается, наконец, спасение от одиночества. Создаётся союз двоих лиц против одиночества, и этот союз ошибочно принимается за любовь и близость [12. С.154,155].


Подчеркивание духа слаженности, взаимной терпимости и т.д. – это явление относительно новое.

Истинная любовь возможна, только в том случае, если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит, каждый из них воспринимает себя из глубины своего существования. Только в таком «центральном переживании» состоит человеческая реальность, только здесь - жизненность, только здесь - основа любви. Любовь - это постоянный риск, это состояние движения, роста, работы сообща; наличие гармонии или конфликта, радости или печали являются вторичным по отношению к основному факту: два человека чувствуют полноту своего существования, в единстве друг с другом каждый из них обретает себя, а не теряет. Есть только одно доказательство наличия любви: глубина отношений, жизненность и сила каждого из любящих – это плод, по которому узнаётся любовь.

Сегодняшние наши души гораздо больше тяготеют к разладу, чем к согласию, и даже в наших личных отношениях больше разлада, чем лада, распри, чем дружелюбия. Родители и дети, юноши и девушки, мужья и жены – их душами и отношениями больше правят пружины самолюбия, чем «друголюбия», «я-запросы», чем «мы-запросы». Души близких больше соперничают, чем живут в мире, их силовые струны звучат чаще мирных. Почти с колыбели микроб разлада заражает нашу психику и создаёт в нас разладное подсознание, разладные чувства.

Цивилизация раздробленного человечества и раздробленного человека – так можно бы назвать теперешнюю цивилизацию.

Новая цивилизация, которая зреет в лоне нынешней, станет, возможно, цивилизацией единого человечества и цельного человека, и её генеральным законом будет, наверно, не соперничество, а содружество людей.

И одним из главных строителей этой цивилизации может стать именно любовь. Всякая любовь – братская, половая, родственная как принцип отношения человека к миру и к другим людям.

Успеем ли? Сумеем ли мы совершить эту величайшую в истории человечества революцию? Пересоздадим ли первичные человеческие молекулы – семью, социальную группу – так, чтобы их атомы скреплять не внешними силами, как сейчас, а внутренним тяготением друг к другу?


Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы провели анкетирование среди студентов 1-2 курса. Опрошено было 72 человека, в том числе 25 юношей (М) и 47 девушек (Ж).

Следует отметить, что анкету молодые респонденты заполняли ответственно, что говорит о серьёзном подходе к вопросам любви.

Исследование выявило, что молодое поколение продолжает верить в любовь (86,1% всех опрошенных), хотя все же есть люди (9,7% всех опрошенных), которые считают, что она утратила своё значение; ответившие, что «любовь не существует».

Большинство учащихся, заполнявших анкету (86,1% всех опрошенных), были уже влюблены, что свидетельствует о том, что представления о любви, желание её испытать формируются в человеке с детства (так, 18% отметили, что влюбились впервые в детском садике; 12% - в возрасте 7-9 лет). 44,4 % опрошенных признают любовь с первого взгляда; часть респондентов (10%М; 25%Ж) отметила, что именно так к ним пришла любовь.

За что же можно любить? Мнения респондентов разделились слежующим образом: большинство (52% М, 91,5%Ж) не ограничились привычными «за внешность/характер и т.п.», здесь были различные варианты («за все или ни за что – просто любить» (71%Ж), «не за что, а супротив всего» (15%Ж)); в основном, полагают, что любить можно за внешность молодые люди (28%М); за такие параметры, как «внутренние качества» (70%М; 80%Ж), «за характер» (40%М; 8,5%Ж), «за душу» (? 30% всех опрошенных), за готовность помочь (20%), за чувство юмора (10%), за верность (15%), «за всё» (30%); к сожалению, нашлись люди, которые, считают, что люить возможно и за богатство (12%М).

Приходит осознание красоты и сложности этого чувства [См. приложение 2]. Встречаются прямо-таки философские определения: «это категория верхнего предела какого-либо рода взаимоотношений» (М, 18лет); «это открытие в себе новых горизонтов души, отражение лучших эмоций и чувств, которые вызывает у тебя тот самый…» (Ж, 18лет); «это продолжение разумного-доброго-вечного» (М, 18 лет). Подмечен дуализм этого чувства: «это когда ты терпеть не можешь человека или какое-то его качество, но быть без него не можешь и готов на всё чтобы он был рядом» (М, 18 лет);


В основном представления о любви сложились только как о благоприятном чувстве [См. приложение 2] дополняются и пониманием её других сторон. Так, часть респондентов имеет представление и об «отрицательных» последствиях любви («это наркота от которой нет лекарства» (М, 19 лет); «Любовь – это страдание» (Ж, 19 лет)); многие высказывания указывают на тесную духовную связь между любящими «Любовь – это Взаимопонимание, уважение, заинтересованность в развитие и счастье того, кого любишь, это если с духовной точки зрения:)» (М, 19 лет); «Любовь – это привязаность, уважение, понимание...» (М, 20 лет); «Любовь – это когда жизнь становиться одна на двоих» (Ж, 18 лет); «Любовь – это наверное какое то чувство привязанности, когда в отсутсвии этого человека, ты начинаешь скучать, тебе непреодолимо хочется его увидеть потрогать» (М, 19 лет). Первым хочется с этим человеком поделиться своими мыслями, переживаниями» (М, 19 лет); «Любовь – это Когда ты понимаешь что без этого любимого человека не может существовать твоя жизнь!» (Ж, 18 лет).) Так же неоднократно любовь объяснялась как явление связанное каким-либо образом с чем-то сверхъестественным волшебством: «Любовь – это Что-то совершенно иррациональное, необъяснимое, за пределами понимания» (Ж, 20 лет); «Любовь – это это что-то неподвластное. но данное каждому, просто познано не всеми!» (Ж, 18 лет); «Любовь – это сказка» (Ж, 18 лет).

На вопрос «кто сильнее любит?» ответы не равнозначны, но многие отметили, что «это всегда индивидуально» [См. приложение 2, пункт 7]

Большинство отвечавших главным в любви выделили чувство ответственности за любимых, сделать их счастливее (а значит быть счастливым и самому). Причем, для части девушек характерен оттенок некоторой жертвенности: «Пусть ему будет хорошо» (Ж, 15 лет). Так же отмечены и важнейшие функции любви – создание семьи и воспроизводство (? 40%). Например: «Любовь совокупность психологических и физических действий, направленных на размножение» (М, 16 лет); «Любовь нужна, чтобы завести семью, материлизовать себя» (М, 14 лет).


Интересен тот факт, что лишь один человек, давая определение любви, отметил многообразие её проявлений: родительская любовь, любовь к объектам природы, любовь ко всему прекрасному.

В целом, молодое поколение 17-20 лет – люди XXI века – представители новой цивилизации, основанной на любви. Не случайно часть опрошенных (до 20%) отметили, что любовь спасёт мир, спасет человечество, что любовь не угасает, а продолжает развиваться, усовершенствуясь, преобразовываясь, приобретая новые формы и виды и от действия каждого из нас зависит, какая смерть нас ожидает: смерть человечества или смерть одной цивилизации и рождение другой…


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В ней нельзя быть расчетливым – природа легко опрокинет любые расчеты! В ней можно быть только чутким, чтобы следить за её прихотливым течением и вовремя душой угадать все её изгибы, неуловимые для глаза смещения, необъяснимые подчас для разума повороты. В любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни.

Подлинная любовь – это выражение созидательности и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание. Это не аффект, в смысле подверженности чьему-то воздействию, а активная борьба для развития и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить. Если любить - это значит иметь установку на любовь ко всему, если любовь – это черта характера, она должна присутствовать не только в отношениях к своей семье и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает в контакт на работе, в своей профессиональной деятельности и, кроме этого, любовь должна присутствовать в отношении ко всему окружающему миру, ко всем проявлениям жизни.


Любовь многолика и её мир неисчерпаем, потому что каждый человек любит по-своему. Любовь – это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; в самом деле, вряд ли найдётся хоть кто-то, кто не имел или не имеет этого переживания хотя бы в малой степени, по крайней мере в детстве, юности или в зрелом возрасте.

Любовьодна из немногих сфер, в которой человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Здесь он - высшая ценность, высшее значение. Именно потому только в любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное.

Необходимо отметить и то, что любовь – это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить (многое можно заставить сделать: работать, даже совершать зло, но не любить) – ни другого, ни себя. Любовь – дело свободной инициативы, она основа самой себя. У неё нет внешних побудителей, она не сводится к инстинктам.

Таким образом, любовь – фундамент человеческого мира, главная из «святынь», к счастью, возрождающая своё значение, наряду с милосердием, совестью, верой и надеждой.

Любовь сейчас пока намного проще, чем она может быть. Ей мешают и тяготы жизни, и наша сегодняшняя психология, которая враждебна любви, потому что она живёт от «я», а не от «мы».

Наша современная раскованность и даже распущенность в пропаганде секса, культ изощрённой эротики приучают современного человека поклоняться тому в любви, что в ней является вторичным и подчинённым духовно-нравственному и эстетическому началу. Какое бы счастье не приносило сексуальное общение, всё же «звёздная вершина» любви – в духовной гармонии, сердечной близости, и абсолютной незаменимости любимого человека, тогда как в сексе замена вполне возможна.


Сейчас – будь то художественная литература, искусство, религия или философия – нужно прежде всего будить в человеке способность любить и в особенности – любить другого человека.

Только в любви и через любовь человек становится человеком…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Большая Российская энциклопедия / Перераб. и доп. В 2хт. Т.2.– М.: Научное издательство,1998

  2. Ивин А.А. Философия любви. М.: Научное издательство, 1990

  3. Пекелис В.Д. Как найти себя. – М.: Детская литература, 1985

  4. Рюриков Ю.Б. Любовь: азбука и алгебра. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997

  5. Рюриков Ю.Б. Любовь на исходе XX века. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998

  6. Спиноза Б. Этика. – М-Л.: ОГИЗ, 1932

  7. Сухомлинский В.А. Книга о любви. – М.: Политиздат., 1983

  8. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1969

  9. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989

  10. Фромм Э. Душа человека / Перевод с англ.. – Т.В.Панфилова, Т.И.Перепёлова. – М.: АСТ, 1998

  11. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990

  12. Фромм Э. Душа человека / Перевод с нем. – В.А.Закс, Э.М.Телятникова. – М.: Республика, 1992 (Мыслители XX века)

Приложение 1

АНКЕТА


Уважаемый респондент!

Мы проводим социологическое исследование по вопросам любви.

Ваше мнение для нас очень ценно. Поэтому просим Вас искренне ответить на эти вопросы нашей анкеты. Правила её заполнения очень просты: отметьте кружком подходящий ответ (ответы) или впишите в отведённом месте свой ответ.

Фамилию указывать не обязательно.
1.Как ты думаешь, есть ли любовь на свете?

а) да

б) нет

в) не знаю

2.Дай определение любви (как ты понимаешь это слово) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Был ли ты уже влюблён?

а) да

б) нет

в) не знаю
4.В каком возрасте ты влюбился впервые? ____________________________________
5.Признаёшь ли ты существование любви с первого взгляда?

а) да

б) нет

в) затрудняюся ответить
6.Как ты думаешь, за что один человек любит другого?

а) за внешность

б) за богатство

в) за характер

г) другое __________________________________________________________ ___________________________________________________________________
7.Кто любит сильнее?

а) женщина

б) мужчина

в) оба одинаково

г) это всегда индивидуально

д) не знаю
8.Зачем нужна любовь? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Любил ли ты по-настоящему?

А) да

б) нет

в) наверное

г) затрудняюсь ответить
10. Расскажи немного о себе:

Пол ________________________

Возраст _____________________


Мы тебе очень признательны!

Приложение 2


Таблица

ответов на вопросы анкеты

студентов 1-2 курсов г. Тюмени



Вопросы

Ответы

Человек

В процентах

Всего

25

47

72

М

Ж

М

Ж

Чел.

%

1. Как ты думаешь, есть ли любовь на свете?

А

20

42

80

89,4

62

86,1

Б

3

4

12

6,4

7

9,7

В

2

1

8

4,2


3

4,2

3. Был ли ты уже влюблён?

А

21

41

84

87,2

62

86,1

Б

3

3

12

6,4

6

8,3

В

1

3

4

6,4

4

5,6

5. Признаёшь ли ты существование любви с первого взгляда?

А

11

21

44

44,7

32

44,4

Б

8

13

32

27,65

21

29,2

В

6

13


24

27,65

19

26,4

6. Как ты думаешь, за что один человек любит другого?

А

7

-

28

-

7

9,7

Б

3

-

12

-

3

4,2

В

10

4

40

8,

14

19,4

Г

13

43

52

91,5

56

77,8

7. Кто любит сильнее?

А

1

1

4

2,1

2

2,8

Б

4

1

16


2,1

5

6,9

В

3

3

12

6,4

6

8,3

Г

15

41

60

87,3

56

77,8

Д

2

1

8

2,1

3

4,2

9. Любил ли ты по-настоящему?

А

13

18

52

38,3

31

43

Б

4

8

16

17,1

12

16,7

В

4

9


16

19,1

13

18,1

Г

4

12

16

25,5

16

2,2



Приложение 3.

А) Высказывания респондентов о любви - определение понятия «любовь»


(авторский стиль сохранён)

  • Любовь – это это взаимное чувство, основанное на симпатии (Ж, 17 лет)

  • Любовь – это жить ради кого-то (Ж, 19 лет)

  • Любовь – это ах, ох, уххх) когда захватывает дух) (М, 17 лет)

  • Любовь – это в глазах другого видеть счастье (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это состояние души (М, 18 лет)

  • Любовь – это то, что нельзя описать словами (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это первейшая острейшая потребность человека (М, 19 лет)

  • Любовь – это знать что ты кому то по настоящему нужна (Ж, 18 лет)

  • Любовь – также легко описать, как, например, "грустно", "Весело" и "хочется смеяться", "зеленый цвет" и т.д.) (М, 18 лет)
    Любовь – это доверие (Ж, 17 лет)

  • Любовь – это Взаимопонимание, уважение, заинтересованность в развитие и счастье того, кого любишь, это если с духовной точки зрения:) (М, 19 лет)

  • Любовь – это все,что связано со словом "взаимо" (Ж, 19 лет)

  • Любовь – это Радость самоотдачи (М, 18 лет)

  • Любовь – это такое состояние , когда ты живёшь другим человеком , и он тобой.. (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это категория верхнего предела какого-либо рода взаимоотношений. (М, 18 лет)
  • Любовь – это находишь в счастье другого человека своё собственное)) (Ж, 18 лет)


  • Любовь – это болото где тонут два идиота (М, 18 лет)

  • Любовь – это состояние острого счастья. Это не выразить. (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это наркота от которой нет лекарства (М, 19 лет)

  • Любовь – это дружба и влюбленность. Когда ты знаешь человека, все его хорошие и плохие стороны, но он не перестает тебе нравиться (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это чувство (М, 17 лет)

  • Любовь – это не описать словами (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это и в Африке любовь (М, 18 лет)

  • Любовь – это дикая сила...когда мы пытаемся её обуздать, она нас уничтожает...когда мы пытаемся поработить её, она обращает нас в своих невольников...когда мы пытаемся постичь её, она приводит нас в смятение мыслей и чувств. (Ж, 18 лет)

  • Любви нет, так что и определения ее нет. (М, 19 лет)

  • Любовь – это адреналин в крови (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это химическая реакция в мозгу, индуцирующая блаженство (М, 18 лет)

  • Любовь – это Что-то совершенно иррациональное, необъяснимое, за пределами понимания (Ж, 20 лет)

  • Любовь – это просто слово (М, 18 лет)

  • Любовь – это жизнь (Ж, 20 лет)

  • Любовь – это чувство привязанности (М, 19 лет)

  • Любовь – это Самое необходимое чувство. (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это привязаность, уважение, понимание... (М, 20 лет)

  • Любовь – это когда жизнь становиться одна на двоих (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это совокупность чувств, мыслей; страсть (М, 18 лет)

  • Любовь – это открытие в себе новых горизонтов души, отражение лучших эмоций и чувств, которые вызывает у тебя тот самый.. (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это когда ты терпеть не можешь человека или какое-то его качество, но быть без него не можешь и готов на всё чтобы он был рядом (М, 18 лет)
  • Любовь – это привыкание к человеку (М, 19 лет)


  • Любовь – это когда не сравниваешь и не сомневаешься. (Ж, 19 лет)

  • Любовь – это продолжение разумного-доброго-вечного (М, 18 лет)

  • Любовь – это это что-то неподвластное. но данное каждому, просто познано не всеми.! (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это наверное какое то чувство привязанности, когда в отсутсвии этого человека, ты начинаешь скучать, тебе непреодолимо хочется его увидеть потрогать( в хорошем смысле). Первым хочется с этим человеком поделиться своими мыслями, переживаниями (М, 19 лет)

  • Любовь – это зависимость, ответственность, щастье (М, 18 лет)

  • Любовь – это страшное землетрясение души (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это чувство, которое содержит в себе эмоциональную и физическую привязанность к чел, сопровождается страстью, нежностью, ревностью и тп. это потребность в человеке, жизненная в нем необходимость (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это Когда ты понимаешь что без этого любимого человека не может существовать твоя жизнь! (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это самое прекрасное чувство на свете (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это ожидание чуда (Ж, 18 лет)

  • Любовь – это то, что осталось от бога на земле (Ж, 19 лет)

  • Любовь – это сказка (Ж, 18 лет)

Б) Высказывания респондентов о любви - «Зачем нужна любовь?»

(авторский стиль сохранён)

  • Любовь нужна для счастья. (Ж, 16 лет)

  • Любовь нужна, чтобы добавить в жизнь ярких красок) и в тоже время переживания и т д) каждый для себя выбирает зачем она ему) но нужна - однозначно) (М, 17лет)
    Любовь - это необходимость, потребность)она абсолютно меняет жизнь, переворачивает, раскрашивает) (Ж, 19)

  • Она просто есть... И без нее было бы не так хорошо жить) (М, 18 лет)
    без любви жизнь становится серой чередой одинаковых будней. (Ж, 18 лет)
  • Любовь нужна, чтобы жить с целью (М, 19 лет)


  • Любовь нужна, чтобы знать, что есть что-то хорошее (Ж, 18 лет)

  • Любовь нужна. Для продолжения рода! (М, 18 лет)

  • Любовь нужна просто так (Ж, 18 лет)

  • Без любви было бы скучно (М, 20 лет)

  • Любовь нужна чтоб мучаться (Ж, 18 лет)

  • «Зачем нужна любовь?» а зачем нужен воздух? (М, 19 лет)

  • Любовь нужна, чтобы жить (Ж, 17 лет)

  • Любовь нужна, чтобы всегда знать и помнить о своих недостатках (М, 18 лет)

  • Любовь нужна, чтобы делать нашу жизнь разнообразней (Ж, 19 лет)

  • Она не нужна, она просто есть (М, 18 лет)

  • Любовь нужна Для ярко окрашенной жизни, а не мотонной .. (Ж. 18)

  • Любовь нужна, любовь сильного человека делает сильнее, он сделает все и добьется многого ради другого человека! (М, 20 лет)

  • Для того, чтобы понять, зачем нужна любовь, наверное, нужно представить мир без любви...еуч...как скучно! (Ж, 18 лет)

  • Любовь нужна чтоб не было скучно (М, 18 лет)

  • Любовь нужна, чтобы чувствовать свою нужность, необходимость, наполнять жизнь самым лучшим смыслом. (Ж, 18 лет)

  • Любовь нужна, чтоб любить друг друга (М, 18 лет)

  • Любовь нужна, чтобы знать, что ты не один (Ж, 18 лет)

  • Любовь нужна, чтобы жить и любить (М, 20 лет)

  • Любовь нужна для того, чтобы помнить, что надо ежедневно перестраивать себя; для того, чтобы - впервые в жизни - признать: люблю другого человека больше, чем самого себя (Ж, 18 лет)

  • Любовь нужна, чтобы был мир на земле (М, 18 лет)

  • Любовь нужна для самореализации через творчество, через желание стать лучше (Ж, 20 лет)
  • Любовь нужна, и это наверняка можно обосновать с помощью философии - типа одна из основ мира, вытекает из трех составляющих души и т.д. - короче "потому" - высшая первопричина, тот ответ, который бог (М, 18 лет)


  • Любовь нужна чтобы жить))) (Ж, 18 лет)

  • Любовь нужна, чтобы не быть одному всю жизнь (М, 20 лет)

  • Любовь нужна, чтобы жизнь приобрела смысл. (Ж, 18 лет)

  • Любовь нужна, чтобы не терять время на тупой поиск смысла жизни (М, 19 лет)

  • Любовь нужна, чтобы чувствовать себя живым (Ж, 18 лет)

  • Так получилось. Любовь просто нужна. Нужна, чтобы быть нужным? (Ж, 19 лет)

  • Любовь нужна, это одна из обязательных программ на жизненном пути каждого (Ж, 18 лет)

  • Любовь некоторым нужна, некоторым не нужна...ведь любить и быть любимым достаточно сложно, нужно бесконечно отдавать все силы, быть ответственным и т.д. и ведь ради этого стоит жить!! (Ж, 18 лет)

  • Любовь нужна, чтобы жить и быть счастливым (Ж, 18 лет)

  • Любовь нужна для того, чтобы знать, что такое счастье в любви и горе (Ж, 19 лет)

  • Любовь нужна для страдания (Ж, 17 лет)

  • Любовь нужна, чтоб одному и другому жилось значительно легче (Ж, 18 лет)

  • Любовь нужна для жизни, для будущего .(без любви у меня, допустим,не будет семьи, а значит и будущего процветания ) (М, 18 лет)