reforef.ru 1
Кафедра социологии


Конкретное социологическое исследование:

«Образ деловой женщины глазами студентов»

Выполнили:

Проверил:


2009

Актуальность исследования. Проблема исследования


Деловая женщина. Кто же она в современном мире?

Проанализировав различные источники, мы выяснили, что определений «деловой женщины» очень много и каждый автор видит ее по своему. Например, Международная лига женщин за мир и свободу видит ее как борца за свои права, а с точки зрения Ассоциации Женщин России она преуспевающая бизнес-леди.

Актуальность данного исследования состоит прежде всего в том, что в современном обществе образ деловой женщины не только очень популярен, но и широко пропагандируется различными СМИ. Причём люди получают информацию только об одной стороне медали: о карьерном росте, профессиональных достижениях. Семейная же устроенность деловых женщин остаётся всегда на заднем плане.

Какой видят деловую женщину студенты, а точнее студентки, так как группу респондентов составили девушки, которые, возможно, в будущем пополнят ряды деловых женщин.

Цель исследования


Целью данного исследования является не только знакомство с передставлениями студентов о деловой женщине, но и выявление их личного отношения к рассматриваемому типу женщин.

Гипотеза исследования

Представления студенток факультета иностранных языков о деловой женщине в целом должны совпадать с классическим образом работающей, успешной женщины с некоторыми проблемами в личной жизни. Это, прежде всего, женщина сильная, независимая, которая имеет свой бизнес, является хорошым руководителем, женщина, уверенная в себе и своих силах. До 30 лет приоритетом для неё является построение карьеры, после 30 — семьи. Такой образ должен быть привлекательным для современных девушек, ведь пропаганду положительного образа деловой женщины мы можем увидеть и на телеэкранах, и в женских журналах, и в интернете на различных женский сайтах, форумах и т.д.

Объект исследования


Молодые девушки, студентки факультета иностранных языков.

Предмет исследования


В нашем социологическом исследовании предметом явлиются особенности понимания выражения «деловая женщина» студентами и привлекательность образа деловой женщины для студенток.

Респонденты


Объект исследования является численно небольшим, поэтому выборка в нашем исследовании была сплошной, то есть охватывающей каждого представителя студенческой группы.

Для проведения исследования были выбраны три группы факультета иностранных языков. Опрошены были только представительницы женского пола, так как в первую очередь среди них ведётся пропаганда деловой женщины.

В исследовании были опрошены студентки в возрасте от 18 до 20 лет. Количество респондентов 22 человека.

Метод исследования


Для данного исследования мы выбрали метод анкетирования, так как этот метод позволяет нам проанализировать общее представление студенток о деловой женщине. Этот метод наиболее простой в составлении раздаточного материала и в проведении.

Анкетирование — метод опосредованного сбора информации в форме ответов на вопросы анкеты. Наше анкетирование проводилось с помощью бумажных анкет, они были розданы респондентам на некоторое время, затем собраны. Мы обощили результаты и представили их в виде таблиц и диаграмм.

Анкета


Анкета состоит из 10 вопросов, к которым предлагаются несколько вариантов ответов или свободный ответ. Для нас очень важен пункт свободного ответа, так как это может отразить истинное мнение респондентов, а не ответ «по шаблону». Образ деловой женщины мы составили по следующим критериям:

  • Как респонденты видят образ деловой женщины

  • Ее внешний вид

  • Род ее деятельности

  • Жизненные приоритеты

  • Ее друзья

  • Мотивы быть «деловой женщиной»
  • Отдых деловой женщины


  • Ее семья

  • Есть ли среди знакомых респондентов деловые женщины

  • Привлекателен ли для респондентов образ деловой женщины

Результаты исследования


Обработав результаты анкет мы составили таблицы в процентном соотношении по каждому вопросу. Для наглядности данные результаты представлены в виде диаграмм.

Вопрос 1


Расшифруйте понятие «деловая женщина»?



Вопрос 2


Как вы думаете, как она должна выглядеть?



Вопрос 3


Чем она занимается?



Вопрос 4


Что для нее приоритетно в жизни?



Вопрос 5


Есть ли у нее друзья?



Вопрос 6


Почему женщина стала «деловой»? Как вы думаете, какой у нее был для этого мотив?



Вопрос 7


Среди ваших знакомых есть деловая женщина?



Вопрос 8


Как она отдыхает?



Вопрос 9


Как вы думаете, деловая женщина и семья совместимы?



Вопрос 10

Хотите ли вы стать в будущем деловой женщиной?




Обработка результатов


В принципе, представления студенток о деловой женщине совпадают с общими представлениями людей.

Она успешная, уверенная в себе женщина, занимающая руководящую должность, стремящаяся построить карьеру, добиться в жизни успеха. Скорее всего, она приобрела статус таковой, так как стремилась к более благополучной, «лучшей» жизни. Она стильная, ее стиль деловой костюм. У нее, как и у любой другой женщины, есть семья и друзья. Она не зациклена только на работе и может позволить себе отдых в дорогих элитных заведениях или на курортах.

Так как большинство опрошенных нами студентов знакомы с деловыми женщинами (59%), мы можем считать выводы нашего исследования вполне достоверными и репрезентативными.

Результаты по последнему пункту вопроса анкеты свидетельствуют о том, что образ деловой женщины привлекателен для русских студенток. Это, во-первых, говорит о том, что девушки хотят жить по-европейски, то есть быть, как в Европе, бизнес-леди. Во-вторых, это говорит о том, что в нашей стране посредством СМИ проводится пропаганда образа деловой женщины. Считается, что женщины недостаточно активны в общественной жизни. Пропагандируется женская карьера, успех в деловой жизни, а не в личной, приоритетное место в профессиональных планах русских девушек все чаще занимают высокие посты и финансовое благополучие. СМИ призывают женщин быть активными в политической жизни, проводятся дискуссии о возможности лидирующего положения женщин в политической, экономической и других сферах общества.