reforef.ru 1

Финансовый Университет при Правительстве РФ


Кафедра Социологии

Социологическое исследование
По предмету «Социология»
на тему

«Стереотипы студентов в отношении пожилых людей»


Выполнил:
Научный руководитель:

Москва 2010

Вступление


В современном мире вопросы, касающиеся пожилых людей, стали актуальны как никогда. Их число постоянно растет, происходит старение населения во всем мире. Поэтому сейчас образовалась возрастная группа пожилых, по своей численности приближенная к группе молодежи. К подобным социально-демографическим изменениям, пожалуй, не были готовы ни государственные институты, ни само общество, что сказывается на недостатке социальных программ для пожилых людей, низком уровне государственной поддержки стариков, вследствие чего их положение ухудшается.

Однако не только это влияет на положение престарелых людей в современном обществе. Сегодня они часто воспринимаются как обуза для семьи, рабочего коллектива, всего общества в целом. Их считают пассивными, бесполезными, надоедливыми, требовательными и больными. Это негативный образ пожилого человека в глазах общества и - особенно - молодых людей, которые живут активной и насыщенной жизнью.

Социальные проблемы пожилых людей изучает геронтосоциология. Однако эта область социологии является одной из самых мало изучаемых как за рубежом, так и в нашей стране.

Исследователи полагают, что негативное отношение молодежи к пожилым людям возникает из-за мнения, что старики слабы, беспомощны, не могут сами себя обеспечивать, то есть они становятся иждивенцами общества.

Такое отрицательное отношение основано на том, что, в сравнении с молодыми, пожилым людям намного сложнее учиться новому, запоминать информацию. Это и приводит к мнению, что старики – обуза общества.

Это явление называется эйджизм (ageism), то есть негативное отношение к пожилым людям. Несмотря на актуальность проблем, связанных с отношением к пожилым людям, в России проводится очень мало исследований на эту тему.


Люди, входящие в категорию пожилых людей


Прежде чем говорить о пожилых людях, необходимо определить, кто входит в эту категорию. Её можно разделть, к примеру, по возрасту: от «молодых пожилых» в возрасте от 55-70 лет до старых в возрасте 90 и больше. Также можно разделить людей по гендерному признаку, по месту жительства (мегаполис, маленький город или деревня), по уровню образования, по месту работы (возможно, бывшей) и так далее. Помимо этих категорий пожилые сильно различаются по «степени сохранности познавательной сферы»1. В этой категории можно выделить, во-первых, людей, которые обладают хорошей памятью, внимательны, способны довольно легко усваивать новую информацию, то есть, способные к обучению. Во-вторых, это люди, у которых произошли какие-либо изменения в психике: умственные нарушения, депрессия, спутанность сознания.

Важно выделять все эти категории, так как они являются факторами, которые влияют на отношение к пожилым людям, создают предвзятое мнение, отрицательные стереотипы.

Обычно пожилыми людьми называют тех, кто достиг пенсионного возраста. Таким образом, в России под эту категорию попадают мужчины старше 60 лет и женщины старше 55. Однако Всемирная организация здравоохранения ввела классификацию, по которой «старыми» становятся люди старше 75, а, достигнув 90, – «долгожителями».

В последнее время в геронтологической литературе отказываются от терминов «старый», «старик», «престарелый», заменяя их термином «пожилой человек». Это связано как с продолжительностью жизни в развитых странах, так и с тем, что последнее время, согласно общественному мнению, все больше людей видят потенциал развития в пожилых2.

Определение понятия стереотип


Рассуждая о стереотипном образе, необходимо определить понятие стереотипа.

Впервые понятие стереотип использовал американский журналист Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение» в 1922 году, в которой излагалась первая концепция стереотипов. Термином «стереотип» Липпман пытался описать процесс категоризации людей обществом. Именно в этой книге были высказаны идеи, которые предопределили направление исследований в области стереотипов и предвзято негативную трактовку понятия «стереотип».3


По Липпману стереотип – это знание о предмете, которое есть в сознании человека, оно влияет на восприятие индивидом этого предмета. При этом Липпман указывает на устойчивость знания, называя его «рисунком в голове». «Самые тонкие и самые распространенные механизмы воздействия — это те, что создают и поддерживают репертуар стереотипов. Нам рассказывают о мире до того, как мы его видим. Мы получаем представление о большинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваемся с ними. И если полученное нами образование не помогает четко осознать существование этих предубеждений, то именно они управляют процессом восприятия. Они маркируют объекты либо как знакомые, либо как странные и необычные, усугубляя различие по этому параметру: слегка знакомое подается как очень близкое, а чуть-чуть странное — как абсолютно чужое. Эти различия вызываются к жизни с помощью мелких знаков, варьирующих в диапазоне от подлинных индексов до неясных аналогий. Они наводняют свежее восприятие старыми образами и проецируют на мир то, что было сокрыто в памяти». 4.

Концепция Липпмана имеет прагматическую ориентацию, главной проблемой исследования сознания он считает функциональную – проблему влияния уже имеющегося, сформированного знания о предмете на процесс его дальнейшего восприятия.

Липпман выделил четыре основных аспекта стереотипов. Во-первых, стереотипы всегда проще, чем сама реальность. Они являются утрированным описанием действительности, сильно сокращая сложные многообразные понятия. Во-вторых, люди приобретают стереотипы извне: из СМИ, от знакомых, а не формируют их сами на основе собственного опыта. В-третьих, стереотипы всегда ложны. Они приписывают людям черты, которыми они должен обладать только по причине принадлежности к какой-либо группе. При этом до сих пор идут споры о том, есть ли в стереотипе хоть «зерно истины». В-четвертых, стереотипы очень устойчивы. Пример, не входящий в рамки стереотипа лишь убедит индивида в том, что это исключение из правила, а не докажет ложность стереотипа.5

Стереотипы в отношении пожилого человека


Уже просто такие слова как «старость» и «пожилой человек» вызывают негативные ассоциации у многих людей. Это отчасти проблема особенностей русского языка, потому что, к примеру, в Германии пожилых людей называют «Senioren» (то есть уважаемый).

Отношение к пожилым людям у отдельных возрастных групп во многом строится на общественном мнении. Существуют различные факторы, влияющие на мнение общества: экономическая и политическая ситуация, традиции, нормы и ценности этого общества.

В современном мире нет четкой позиции по отношению к старым людям. Существуют две противоположные концепции: мудрый старец, имеющий многолетний опыт, и негативный образ «выжившего из ума» старика.6

Это утверждение доказывается и исследованием А. В. Писарева «Образ пожилых в современной России». Оно показало, что в современном общественном сознании сформировался противоречивый образ пожилых людей. 80% всех опрошенных придерживаются позиции, что пожилые – это обездоленные люди, которые нуждаются в социальной защите. При этом 60% считают, что пожилое население обладает значительным потенциалом, который должен быть вовлечен в социальную жизнь. И только 6% опрошенных считают пожилых ненужным балластом общества, лишь тормозящим его развитие.

Однако, если посчитать статистику опрошенных молодых людей до 30 лет, мы получим другие цифры. Менее половины из них считают, что у пожилых есть потенциал.7

О. В. Краснова в книге «Стереотипы пожилых и отношение к ним» из всего множества стереотипов пожилого человека выделяет такие как «старый человек – это существо болезненное, слабое, без средств к существованию, которое не может работать и нуждается в постоянной помощи и опеке; это существо заброшенное и одинокое, консервативное, нередко страдающее нарушениями мозговой деятельности; с возрастом человек утрачивает умение принимать правильные решения, его развитие затормаживается, он не способен к дальнейшему обучению, постепенно утрачивает память и сексуальные функции»8.


О. В. Краснова выделяет две причины таких негативных стереотипов. Во-первых, у большинства людей успешный человек воспринимается как финансово независимый, физически здоровый и имеющий множество социальных связей. И именно пожилым людям такие характеристики уже не свойственны. Они часто имеют очень узкий круг общения, их финансовое положение является низким, также они сталкиваются с серьезными проблемами со здоровьем.

Во-вторых, так как для молодых людей наиболее важными качествами часто являются самостоятельность, даже автономность, и объективная способность рассчитывать только на свои силы, то зависимость и пассивность большинства людей считаются признаками их слабости.

Однако при этом Краснова указывает на то, что по результатам многих исследований было обнаружено, что кроме негативного отношения у молодежи встречаются также и такие оценки пожилого человека, как опытного, мудрого, заботящегося о своей семье.

По вопросу о ролевом поведении пожилого человека на пенсии были выявлены две группы представлений. Во-первых, старики должны отдыхать после долгих лет работы, заниматься собой, общаться с друзьями. Во-вторых, пожилые люди должны заниматься семьей: воспитывать внуков, помогать по дому.

Таким образом, даже в рамках одного исследования возможно выявление диаметрально противоположных стереотипов пожилого человека.

Эйджизм по отношению к пожилым людям

Термин «эйджизм» ввел в научный оборот американский социолог Роберт Батлер. И, хотя, эйджизм имеет множество определений, наиболее часто его определяют, дискриминацию по возрастному признаку. Этот термин применим ко всем возрастным категориям, но обычно он проявляется в негативном отношении к пожилым людям. Таким образом, эйджизм – это негативное отношение к пожилым людям, ведущее к формированию отрицательных стереотипов, что сказывается на жизни стариков, ограничивая их возможности во многих областях: экономической, политической и социальной жизни общества.


В статье «Эйджизм в работе с пожилыми людьми» О. В. Краснова указывает на то, что чем старше люди становятся, тем хуже к ним относятся молодые. Несправедливое отношение, дискриминация и желание «избавится от обузы» делает положение пожилых очень не стабильным. Таким образом, эйджизм определяют как отрицательное или унижающее отношение к людям определенной возрастной группы, связанное с возрастом данной категории. С каждым годом уважение к ним становится все меньше и меньше, и люди перестают обращать внимание на нужды пожилых. Краснова утверждает, что на западе эта проблема является одной из самых острых.

В тексте статьи Краснова указывает, что молодежь воспринимает себя сильной и самостоятельной, считая пожилых обузой для себя, так как они не дают развиваться инновациям. Это является одной из основных причин эйджизма.

В другом исследовании, где опрашивались девушки 20 — 24 лет, респондентам было предложено закончить предложения: «Быть ребенком/взрослой/старой для меня означает...». Автор выделила три типа ответов, два из которых характеризуются негативным отношением к старости.

Вариант «Быть старой...» оказался самым неоднозначным и сложным для респондентов: 40 % дали явно негативные оценки (беспомощность, зависимость, одиночество, неудовлетворенная потребность в общении, косность и т.д.).

Около 20 % респондентов оценивают старость как период, когда «все прошло», ушла молодость, нет возможности чего-то добиться. Старость характеризуется как состояние бездеятельности, пассивности, ненужности, как жизнь лишь воспоминаниями. Респонденты опасаются, наряду со страхом смерти, что в старости может снизиться уровень включенности в общественную деятельность и придет осознание несостоятельности прожитой жизни.

Позитивные оценки встречаются у 30 % респондентов: «быть спокойной, умной, любящей, любимой». Лишь 10% охарактеризовали старость как «период активной жизнедеятельности».

Таким образом, у большинства молодых людей к 25 годам формируется стойкая неприязнь старости и становятся заметны различные проявления эйджизма.9


По вопросу явления эйджизма в России показательна работа Б. Г. Тукумцева и О. В. Юсуповой «Отношение молодежи к пожилым людям», основанное на исследовании сотрудников НИИ «Международного центра по проблемам пожилых людей». Это исследование показало, что эйджизм в России – реально существующее явление.

Это исследование проводилось среди студентов самарских вузов в виде сочинения на тему «Пожилые люди в нашей жизни». Одним из интереснейших фактов является то, что в начале работы многие студенты оценивали роль пожилых людей положительно, однако ближе к концу их точка зрения кардинально менялась.

Касательно этого противоречия исследователи отмечают: «Создается впечатление, что авторы этих строк полностью абстрагируются от возможности каких-то родственных связей и ответственности перед теми пожилыми людьми, о которых они говорят. Они воспринимают их как посторонних (а может быть, потусторонних) субъектов, с которыми не только их, но и никого другого не могут связывать какие-либо чувства и отношения»10.

Таким образом, нужно отметить тот факт, что молодые люди не имеют четкого мнения касательно стариков. Их проявления эйджизма имеют скорее подсознательный характер.

Взаимоотношения молодежи и пожилых людей.


В статье П. Ф. Кравчука и Ю. Ю. Шкариной «Особенности социальных взаимодействий между пожилыми людьми и молодежью в современном российском обществе» исследуются особенности взаимодействий пожилых людей и молодежи, также выявляются причины ухудшения их характера отношений и факторы, способствующие их улучшению.

По результатам проведенного исследования 80% всех опрошенных (и молодежи 14-30 лет, и пожилых людей) считают проблему взаимоотношения молодежи и стариков одной из самых актуальных. При этом не была выявлена зависимость между ответом на этот вопрос и возрастом респондента.

58,2% всех опрошенных полагают, что за последнее десятилетие отношения между пожилыми и молодыми людьми ухудшились, и причиной этого большинство называет социально-экономические реформы в России. Однако исследователи выявили, что у большинства молодежи преобладают такие чувства к пожилым, как уважение, сочувствие, симпатия.


В ходе исследования было выяснено, что основным фактором, провоцирующим негативное отношение к пожилым людям, большинство молодых людей считает СМИ. По мнению респондентов, СМИ формируют негативный образ пожилых через создание стереотипа слабого, больного, нуждающегося в помощи старика. И молодые люди, получая неверную информацию, которая драматизирует положение пожилых. При этом стереотипы становятся основанием для возникновения социальных дистанций.

Однако, несмотря на негативный образ, сформированный СМИ, 57,3% опрошенной молодежи считают пожилых мудрыми и уважаемыми людьми, которые заслужили себе отдых. При этом процент мнений о пожилом человеке как об умном и интересном собеседнике увеличивается с возрастом: так считают 28% среди 14-16 летних опрошенных и 41% среди 25-30 летних.11

В исследовании польского социолога Хелены Издебской были собраны данные об отношениях молодежи в возрасте 19-22 лет с их бабушками и дедушками. Большинство респондентов не высказали доброжелательности, уважения к родственникам, они не проявили чувства ответственности за них. Скорее наоборот, распространено мнение, что пожилые люди – обуза для молодежи, которой должно заниматься государство, а не родственники. Многие респонденты считали, что идеальным решением для пожилых людей было бы создание большого числа домов престарелых, где бы они жили, не мешая своим родным.12

Схожее исследование было проведено в России среди студентов Ростовского университета. Но результаты были почти диаметрально противоположными. Только 20 % респондентов указали, что у них есть друзья пожилого возраста, но уже 60% ответили, что они всегда находят общий язык с пожилыми людьми. Никто не согласился с тем, что пожилые люди являются обузой для семьи и общества. Почти все студенты готовы оказывать даже посторонним людям престарелого возраста помощь как физическую, так и моральную, но только 20% материальную. И почти все респонденты знакомят своих друзей с пожилыми родственниками.


Таким образом, можно сделать вывод, что отношения молодежи с пожилыми людьми находятся не в таком плачевном состоянии, как в Польше. Да, они не идеальны, но не имеют столь тревожного характера.13

Улучшение мнения о пожилых людях


Популярное предложение по улучшению сложившихся стереотипов – просветительство, то есть пожилым людям предлагается писать мемуары, которые потом предлагаются для чтения детям, подросткам и молодежи.

Обоснованность своего предложения она доказывает через исследование, которое проводила ее дипломница. Это исследование проводилось следующим образом. Сначала детей из 7-9 классов школы проверяли на предмет стереотипов по отношению к пожилым людям. Выявленный набор стереотипов был противоречивым: с одной стороны, дети считали пожилых больными, ворчливыми, занудными, но, с другой стороны, характеризовали их как добрых и заботящихся о семье.

Потом тем же школьникам было предложено прочитать мемуары и, более того, поговорить со своими родными бабушками и дедушками об их жизни.

После разговора мнение о пожилых людях у детей сильно изменилось: они говорили о них как об умных, знающих людях, имеющих за плечами огромный опыт. Таким образом, это исследование доказало возможность изменения стереотипов. Кроме использования воспоминаний для просветительства детей и молодежи, Краснова предлагает средства массовой информации как инструмент воздействия.

Уже в недалеком будущем О. В. Краснова прогнозирует улучшение образа пожилых людей в глазах общества. Она указывает на то, что стереотип старого человека не менялся уже около 15 лет, то есть речь идет о людях, потерявших все свои сбережения «на книжке», что сильно повлияло на их характер и изменило его в худшую сторону. Однако сейчас люди предпенсионного возраста – это те, кто получил среднее и высшее образование, то есть интеллигентные и образованные люди. Краснова считает, что прежний стереотипный образ пожилого человека – шаркающие старухи в бесформенных кофтах и сгорбленные старики с палкой – будет постепенно сглаживаться образом финансово независимых и интеллектуально развитых пожилых мужчин и женщин, у которых есть ресурсы для спокойной и уверенной жизни.14

Описание исследования
Проблемная ситуация:
Необходимо изучение стереотипов, касающихся пожилых людей, так как от этого напрямую зависит их положение в обществе, права, благосостояние, помощь. Стереотипы молодежи имеют наибольшее влияние, т.к. именно от них зависит будущее как людей, уже находящихся в пенсионном возрасте, так и тех, которые к нему приближаются.

Таким образом, чтобы улучшить положение пожилых людей, необходимо знать существующие стереотипы и факторы, влияющие на их формирование.
Проблема:
Недостаточность существующей информации о структуре и характере, степени распространенности стереотипов студентов в отношении пожилых людей.
Объект:
Студенты г. Москвы.

Предмет:
Структура, характер и степень распространенности стереотипов студентов в отношении пожилых людей.

Цель:
Выявить стереотипы студентов в отношении пожилых людей и факторы, влияющие на их формирование.

Задачи:


  1. Выявить структуру стереотипов студентов.

  2. Классифицировать респондентов в соответствии с их стереотипами.

  3. Выявить факторы, влияющие на формирование стереотипов студентов: социально-демографические характеристики респондента.

  4. Выявить факторы, влияющие на формирование стереотипов студентов в отношении пожилых людей: референтная группа респондента.

  5. Выявить факторы, влияющие на формирование стереотипов студентов в отношении пожилых людей: наличие пожилых людей в окружении респондента.


Гипотезы:
1. У студентов существует множество стереотипов в отношении пожилых людей, которые касаются различных сфер жизни стариков.

2. Социально-демографические характеристики (пол, возраст, уровень дохода и т.п.) влияют на стереотипный образ пожилого человека в глазах студентов.

3. Окружение респондента влияет на его стереотипы.

4. Оказывает влияние наличие пожилых людей в близком контакте и отношения с ними.

Анкета
Анкета является жестким инструментом исследования, и невозможно избежать влияния на результаты многих факторов. Респонденты, которые будут заполнять анкету самостоятельно, могут воспринимать вопросы и варианты ответов иначе, чем исследователь, могут не понимать, что от них требуется.

Возможно, предусмотрены не все варианты ответа. Возможна ситуация, когда респонденты предпочитают совсем не отвечать на вопрос. Все это может исказить общую картину.

Составленная анкета состояла из 28 вопросов, и была предложена к ответу студентам различных ВУЗов, разных годов обучения, направлений и специализаций, из разных слоёв населения и разных национальностей.

Добрый день, дорогие друзья!

С целью наработки практического опыта я провожу пробное анкетирование по теме «Стереотипы студентов в отношении пожилых людей».
Основная задача данного исследования - это выяснить, каков стереотипный образ пожилого человека в глазах студента. В данной анкете несколько блоков вопросов разного типа: как открытые, так и с выбором ответа. Заполнение анкеты займет у Вас не больше 15-20 минут. Мы просим Вас не пропускать вопросы. Любой Ваш ответ важен для нас. Мы гарантируем конфиденциальность предоставляемой Вами информации.
Благодарим Вас за помощь!
Инструкция по заполнению: при ответе на вопрос отметьте кружочек или квадратик рядом с Выбранным вами вариантом ответа или впишите свой ответ в оставленном для этого месте.
Ответьте, пожалуйста, на несколько общих вопросов, касающихся пожилых людей.


  1. Представьте себе пожилого человека. Напишите, каким Вы его видите (4-5 прилагательных).
    1. в
    2. в
    3. в
    4. в
    5. в



  2. Как Вы считаете, с какого возраста человека можно назвать пожилым?
    в


  3. Находите ли Вы общий язык со стариками или считаете, что между вами пропасть?

    1. Нахожу общий язык.
    2. Считаю, что между нами пропасть.



  4. Определите, пожалуйста, насколько Вы согласны с суждениями, характеризующими различные сферы жизни пожилых людей, по шкале от 1 до 5 (1 – абсолютно не согласен, 5 – полностью согласен).

Суждения

1

2

3

4

5

После выхода на пенсию все старики должны сидеть дома и заниматься внуками.
















Даже в семье мнение пожилого человека ничего не значит.
















Пожилые люди – обуза для семьи и общества, они должны коротать старость в домах престарелых.
















Я всегда прислушиваюсь к советам Ваших бабушек и дедушек.














Моя семья помогает пожилым родственникам, даже если они живут в другом городе.
















Я считаю, что взрослые люди относятся к пожилым с большим уважением, чем молодежь.
















Главой моей семьи является пожилой человек, именно он принимает все важные решения.



















  1. Укажите, пожалуйста, число пожилых преподавателей, ведущих занятия в Вашей группе.
    1. 0
    2. 1
    3. 2
    4. 3
    5. 4 и более.




  1. Как часто Вы проводите время с пожилыми преподавателями?
    1. Общаюсь каждый день.
    2. Общаюсь несколько раз в неделю.
    3. Провожу время с пожилыми несколько раз месяц.
    4. Общаюсь около одного раза в месяц.
    5. Почти не провожу время с пожилыми людьми.
    6. Совсем не провожу время с пожилыми людьми
    99. Затрудняюсь ответить.




  1. Часто ли возникают конфликтные ситуации между Вами и пожилыми преподавателями?
    1. Конфликтных ситуаций не бывает вообще.
    2. Конфликтные ситуации случаются редко (реже одного раза в месяц).

    3. Конфликтные ситуации бывают примерно один раз в месяц.

    4. Конфликтные ситуации случаются несколько раз в месяц.
    5. Конфликтные ситуации бывают почти каждый день.
    99. Затрудняюсь ответить.



Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о вашей семье.


  1. Укажите, пожалуйста, сколько у Вас бабушек и дедушек (включая двоюродных, троюродных, с которыми Вы поддерживаете общение).
    1. 0
    2. 1
    3. 2
    4. 3
    5. 4 и более.




  1. Часто ли возникают конфликтные ситуации между Вами и пожилыми родственниками?
    1. Конфликтных ситуаций не бывает вообще.
    2. Конфликтные ситуации случаются редко (реже одного раза в месяц).
    3. Конфликтные ситуации бывают примерно один раз в месяц.
    4. Конфликтные ситуации случаются несколько раз в месяц.
    5. Конфликтные ситуации бывают почти каждый день.
    99. Затрудняюсь ответить.




  1. Как часто Вы проводите время с пожилыми родственниками?
    1. Общаюсь каждый день.
    2. Общаюсь несколько раз в неделю.
    3. Провожу время с пожилыми несколько раз месяц.
    4. Общаюсь около одного раза в месяц.
    5. Почти не провожу время с пожилыми людьми.
    6. Совсем не провожу время с пожилыми людьми.
    99. Затрудняюсь ответить.




  1. Как часто Вы обращаетесь за советом к своим родным, когда у вас проблемы?

1. Часто.

2. Иногда.

3. Редко.

4. Никогда.


  1. Часто ли Ваши родители и братья/сестры проводят время с пожилыми людьми?
    1. Общаются каждый день.
    2. Общаются несколько раз в неделю.
    3. Проводят время с пожилыми несколько раз месяц.
    4. Общаются около одного раза в месяц.
    5. Почти не проводят время с пожилыми людьми.

    6. Совсем не проводят время с пожилыми людьми.

    99. Затрудняюсь ответить.





  1. Часто ли возникают конфликтные ситуации между Вашими родителями и братьями/сестрами и пожилыми людьми?
    1. Конфликтных ситуаций не бывает вообще.
    2. Конфликтные ситуации случаются редко (реже одного раза в месяц).
    3. Конфликтные ситуации бывают примерно один раз в месяц.
    4. Конфликтные ситуации случаются несколько раз в месяц.
    5. Конфликтные ситуации бывают почти каждый день.
    99. Затрудняюсь ответить.




  1. Как часто Вы обращаетесь за советом к своим друзьям, когда у вас проблемы?

1. Часто.

2. Иногда.

3. Редко.

4. Никогда.


  1. Часто ли Ваши друзья проводят время с пожилыми людьми?
    1. Общаются каждый день.
    2. Общаются несколько раз в неделю.
    3. Проводят время с пожилыми несколько раз месяц.
    4. Общаются около одного раза в месяц.
    5. Почти не проводят время с пожилыми людьми.
    6. Совсем не проводят время с пожилыми людьми.
    99. Затрудняюсь ответить.




  1. Часто ли возникают конфликтные ситуации между Вашими друзьями и пожилыми людьми?
    1. Конфликтных ситуаций не бывает вообще.
    2. Конфликтные ситуации случаются редко (реже одного раза в месяц).
    3. Конфликтные ситуации бывают примерно один раз в месяц.
    4. Конфликтные ситуации случаются несколько раз в месяц.
    5. Конфликтные ситуации бывают почти каждый день.
    99. Затрудняюсь ответить.


Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся положения пожилых людей в сфере работы.


  1. Каков возраст выхода на пенсию в нашей стране?
    в


  2. Определите, пожалуйста, насколько Вы согласны с суждениями, характеризующими различные сферы жизни пожилых людей, по шкале от 1 до 5 (1 – абсолютно не согласен, 5 – полностью согласен)


Суждения

1

2

3

4

5

Пожилой человек должен выходить на пенсию строго по достижении пенсионного возраста.
















Причиной тому, что пожилые люди продолжают работать, является лишь нехватка средств, получаемых от государства.
















Пожилые люди не могут продвинуться по службе, так как они плохо обучаются новому и у них отсутствуют новаторские качества.
















Пожилые люди обладают богатым опытом, что делает их ценными сотрудниками.
















Пожилым людям легко устроиться на работу, так как у них большой стаж и опыт.














Пожилые люди – плохие руководители, так как с возрастом теряют жесткость управления, что ведет к снижению производительность работников.
















Пожилые люди продолжают работать, чтобы не оставаться в одиночестве дома.
















На рабочем месте пожилых людей ценят.
















Я хотел бы, чтобы Вашим начальником (научным руководителем) был пожилой человек.
















Даже в предпенсионном возрасте стоит продолжать «взбираться по карьерной лестнице».

















Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся положения пожилых людей в сфере их отношений с окружающими.

  1. Как Вы относитесь к критическим замечаниям стариков?
    1. Прислушиваюсь и стараюсь следовать их советам.
    2. «Пропускаю мимо ушей».
    3. Прошу вообще не делать мне замечаний.





  1. Определите, пожалуйста, насколько Вы согласны с суждениями, характеризующими различные сферы жизни пожилых людей, по шкале от 1 до 5 (1 – абсолютно не согласен, 5 – полностью согласен).

Суждения

1

2

3

4

5

Я всегда прислушиваюсь к советам, которые мне дают пожилые люди, даже если я с ними не близко знаком.
















Я готов оказывать пожилым людям моральную поддержку (выслушать, когда им это необходимо)
















С пожилыми людьми можно поговорить о чем угодно: от истории России до компьютерных вирусов.















Я готов оказывать пожилым людям физическую помощь (донести тяжелые сумки, перевести через дорогу)

















Пожилые люди могут говорить только о себе и своих болезнях.
















Пожилые люди настолько занудны, что проводить в их обществе больше 5 минут невозможно.
















Я готов оказывать пожилым людям материальную помощь (подавать милостыню нищим, перечислять деньги домам престарелых)

















Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся образа жизни пожилых людей.

  1. Приведите несколько примеров досуга пожилого человека.
    в




  1. Определите, пожалуйста, насколько Вы согласны с суждениями, характеризующими различные сферы жизни пожилых людей, по шкале от 1 до 5 (1 – абсолютно не согласен, 5 – полностью согласен).

Суждения

1

2


3

4

5

Все пожилые люди ведут пассивный образ жизни.
















Лучшим развлечением для пожилого человека является телевизор.
















Старость – время для активной жизни, так как отсутствие работы дает возможность заниматься любимыми делами.
















Многие пожилые люди занимаются садом/огородом.
















Многие люди начинают участвовать в общественной деятельности в пожилом возрасте.
















Пожилые женщины много времени проводят у плиты и за рукоделием.














Пожилые люди обладают плохим здоровьем.
















Плохое здоровье мешает пожилым людям жить полной жизнью.
















Проблемы со здоровьем у пожилых людей приводит к тому, что поликлиники и больницы становятся неотъемлемыми атрибутами старости.
















Пожилые люди часто сталкиваются со смертью старых друзей, что делает их одинокими и замкнутыми.
















Общественная деятельность дает пожилым людям возможность расширять круг общения.
















Если пожилой человек живет вдалеке от семьи (в другом городе), то его общение складывается в основном из споров с соседями и скандалов в очередях.














Пожилым людям не нужны новые знакомые.
















«Посиделки» на лавочках у подъездов с соседями – важная составляющая общения пожилых людей.
















Круг общения пожилых людей ограничивается их семьей.


















Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о Вас:

  1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол.
    1. Мужской.
    2 Женский.

  2. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст (количество полных лет).
    Лет



  3. На каком курсе Вы учитесь?
    1. 1 курс.
    2. 2 курс.
    3. 3 курс.
    4. 4 курс.
    5. Другое.



  4. Укажите, пожалуйста, специализацию Вашего вуза.
    1. Гуманитарно-обществоведческая специализация.
    2. Естественно-техническая специализация.
    3. Другое

  5. Оцените, пожалуйста, доход Вашей семьи.
    1. Мы живем от зарплаты до зарплаты, денег не хватает на покупку даже необходимого.

    2. Денег хватает на покупку продуктов и повседневные расходы, но покупка одежды представляет трудности.

    3. Денег, в основном, хватает, иногда получается откладывать, но для покупки товаров длительного пользования требуется брать в долг.
    4. Покупка товаров длительного пользования не Вызывает трудностей, однако не можем себе позволить покупку автомобиля или дорогостоящий отпуск.
    5. В настоящий момент мы можем ни в чем себе не отказывать.
    99. Затрудняюсь ответить.


  6. Укажите, пожалуйста, уровень образования Ваших родителей (в нужной ячейке поставьте галочку):




Образование отца

Образование матери

Неоконченное среднее







Среднее







Средне-специальное







Неоконченное высшее







Высшее образование и выше








Благодарю Вас за участие в опросе!









Вывод



Итак, целью исследования было выявить стереотипы студентов в отношении пожилых людей и факторы, влияющие на их формирование. Были выявлены следующие стереотипы:

1. Ценность жизненного опыта.

  1. Пассивность образа жизни.

  2. Потребность в посторонней помощи.


  3. Необходимость выхода на пенсию.


Были выявлены следующие категории респондентов:

    • респонденты, которые считают, что пожилые люди обладают ценным опытом и мудростью;

    • респонденты, которые считают, что образ пожилых людей отличается пассивностью;

    • респонденты, которые готовы оказывать пожилым людям помощь,

    • респонденты, которые считают необходимым завершать рабочую деятельность по достижении пенсионного возраста.


В ходе исследования, однако, было выявлено, что характер отношений между респондентом и пожилыми людьми, вопреки всему, не оказывает существенного влияния на стереотипы студентов в отношении пожилых людей. Возможно, однако, что это является недостатком масштабов исследования.

Было установлено, что респонденты, отвечающие на вопросы, что пожилым людям необходима посторонняя помощь, в большинстве своём имеют пожилых родственников. Респонденты, считающие, что пожилое население обладает полезным жизненным опытом, также считают необходимым выход на пенсию по достижении пенсионного возраста.
Также были выявлены следующие связи:

  • между стереотипом «Ценность жизненного опыта» и частотой контактов с пожилыми людьми – родственниками и преподавателями.

  • между стереотипом «Пассивность образа жизни» частыми конфликтами с пожилыми людьми.

  • между стереотипами «Необходимость выхода на пенсию», «Потребность в посторонней помощи», и частотой контактов с пожилыми родственниками и преподавателями.

Несомненно также влияние социально-демографических характеристик (пола, курса и образования родителей) на исследуемые стереотипы.
Факторами, оказывающими значимое влияние на стереотипы студентов в отношении пожилых людей, несомненно являются:

  • наличие пожилых родственников;
  • частота контактов с пожилыми родственниками;


  • частота конфликтов с пожилыми родственниками;

  • частота контактов с пожилыми преподавателями;

  • социально-демографические характеристики.



Заключение
Проанализировав перечисленные выше исследования, можно сделать вывод, что негативное отношение общества к пожилым людям в России является печальной реальностью. Исследование проблемы взаимоотношений пожилых людей с молодежью актуально, так как люди, принадлежащие этим возрастным категориям, будут находиться в тесном контакте на протяжении всей жизни.

Основной причиной возникновения негативных стереотипов старости является то, что у многих молодых людей основными ценностями в жизни являются такие, как активность, независимость, новаторство, продуктивность, потенциал. В сравнении с ними пожилые люди выглядят их «антиподами»: пассивными, замкнутыми людьми, не имеющими никаких перспектив стариками, коротающими свой век в очередях в поликлинике.

Поведя обзор статей, касающихся темы стереотипного образа пожилого человека, можно выделить основные стереотипы, существующие среди молодежи современного общества. Все стереотипы можно разделить на два основных направления: негативные и позитивные.

В основе позитивных стереотипов лежат важность жизненного опыта, мудрости, накопленной годами, что уже само по себе вызывает уважение, как бы подсознательно заставляя молодых людей ценить пожилых, заботится о них.

Негативные стереотипы основаны на диаметрально противоположной разнице между такими ценностями молодежи, как активность, перспективность, инновационность и возможностями пожилых людей, их традиционным, консервативным укладом жизни.


1 О. В. Краснова «Порождение заблуждений: пожилые люди и старость»

2 О. В. Краснова «Порождение заблуждений: пожилые люди и старость»

3 Л.А. Боровская «Теория стереотипов Липпмана и ее последующая трансформация в социальной науке»


4 Липпман Уолтер «Общественное мнение»/Пер. с англ. Т,В. Барчуновои — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004 стр. 104

5 Власть стереотипов // http://psyfactor.org/lib/stereotype.htm

6 В. В. Лемиш «Феномен геронтокультуры: проблемы исследования»

7 А. В. Писарев «Образ пожилых в современной России»

8 Краснова О. В. Стереотипы пожилых и отношение к ним // Психология зрелости и старения, весна. 1998. М.: Центр Геронтолог. С. 10-18

9 О.В.Краснова «Эйджизм в работе с пожилыми людьми»

10 Тукумцев Б. Г., Юсупова О. В. «Отношение молодежи к пожилым людям»

11 П. Ф. Кравчук и Ю. Ю. Шкарина «Особенности социальных взаимодействий между пожилыми людьми и молодежью в современном российском обществе»

12 К. Висьневск-Рошковск "Новая жизнь после шестидесяти". М., 1989

13 Альперович В. Д. «Старость. Социально-философский анализ».

14 О. В. Краснова «Имидж пожилых будет улучшаться»