reforef.ru 1
Министерство образования и науки Российской Федерации





Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»



ЛЕПКА С НАТУРЫ ГИПСОВЫХ ЧАСТЕЙ ЛИЦА
НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКУЛЬПТУРЕ
И ПЛАСТИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ



Методические указания к практическим занятиям


Омск

Издательство ОмГТУ

2011
Составитель доцент Н. М. Скрипкина


Разработаны в соответствии с программой учебного курса по специальности 070601 «Графический дизайн».

Предназначены для студентов ОмГТУ 1-го и 4-го курсов всех форм обучения по дисциплине «Скульптура и пластическое моделирование».


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания разработаны в соответствии с программой учебного курса по специальности 070601 «Графический дизайн» для 1-го и
4-го курсов всех форм обучения по дисциплине «Скульптура и пластическое моделирование». Издание включает:

– рекомендации по оборудованию и освещению мастерской;

– перечень материалов и инструментов, используемых на занятиях по скульптуре, правила их хранения и использования;

– краткую характеристику видов скульптуры;

– методические указания по лепке с натуры;

– краткий словарь терминов, используемых при изучении дисциплины.

В ходе выполнения заданий по лепке частей лица студенты получают навыки работы с объемом, учатся передавать не только внешнее сходство, но и правильно и конструктивно воспроизводить характер формы. Приобретают теоретические и практические знания строения частей лица путем изучения их анатомии и конструкции, что в дальнейшем помогает правильному суждению о форме независимо от ее положения в различных ракурсах, а это очень важно при рисовании головы и фигуры в целом как с натуры, так и по памяти.


Лепка с натуры самым благоприятным образом сказывается на развитии способности передавать в объеме форму, воспринимаемую визуально и через тактильные ощущения, что развивает зрительную память и глазомер.

1. МАТЕРИАЛЫ ЛЕПКИ, ОБОРУДОВАНИЕ
И ОСВЕЩЕНИЕ МАСТЕРСКОЙ


Самыми распространенными материалами для лепки являются глина или пластилин. Наиболее удобной является глина, так как она более пластична, что важно при работе с большими объемами. Ею легче и быстрее набрать массу,
а также снять лишнее по мере необходимости.

Для работы с глиной используются инструменты: деревянные или металлические стеки, а также ножи (рис. 1, 2).

Также для работы необходимы доски, каркасы (рис. 5), циркули, уровни, отвесы, линейки, рейки. При помощи циркуля проверяется взятый «на глаз» размер, отвесом и уровнем – вертикальность постановки и работы, а также станка, на котором работает скульптор.
стеки.png стеки.png

Рис. 1. Ножи Рис. 2. Стеки

Для того чтобы поддерживать влажность глины и не дать ей пересохнуть, необходимо ее увлажнять при помощи разбрызгивателя воды (рис. 3).

Для длительного хранения работы необходимо ее закрывать влажной тканью и полиэтиленом.

Скульптурная мастерская должна быть оборудована стеллажами, емкостью для хранения глины и станками с вращающейся крышкой, доходящей до середины грудной клетки, и подъемным механизмом (рис. 4).

распылитель.jpeg станок.jpg каркас.png


Очень важную роль при работе с объемом играет освещение. Самым лучшим является естественное верхнее боковое. При необходимости можно использовать дополнительное освещение – софиты или рефлекторы.

При лепке с натуры работа и модель должны находиться на одном уровне (высоте), а также одинаково освещены. Боковое верхнее освещение наилучшим образом выявляет форму. Самым неблагоприятным является контровое освещение – когда скульптуру ставят против света. В этом случае виден в основном только силуэт, а объем совершенно не читается, свет «бьет по глазам», что приводит к утомлению и потере самоконтроля.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СКУЛЬПТУРЫ

По форме скульптура делится на два вида: круглая и рельеф. Круглая скульптура представляет собой объёмную форму, обозримую со всех сторон. Рельеф же – это уплощенное изображение, выступающее над фоном. В зависимости от степени объёмности он делится на подвиды: барельеф, горельеф и контррельеф (обратное изображение).

Основными жанрами скульптуры являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная), анималистический жанр.

Для создания скульптуры используются различные материалы: камень (мрамор, гранит, базальт, туф и др.), металл (бронза, чугун и различные сплавы), дерево, керамика, стекло, бетон, гипс и др.

Размеры скульптуры варьируются от монументальной, станковой и до скульптуры малых форм.

3. ЛЕПКА С НАТУРЫ ГИПСОВЫХ ЧАСТЕЙ ЛИЦА
(ГУБЫ, НОС, УХО, ГЛАЗ)

Программа учебной дисциплины по скульптуре и пластическому моделированию включает ряд заданий, последовательность которых подводит к лепке с натуры человеческой фигуры. Особое место в изучении фигуры отведено голове. Но для того, чтобы приступить к работе над этой сложной формой, не имея навыков работы с объемом, лучше всего начать с изучения отдельных частей (губы, нос, ухо, глаз), первоначально разобрав изображаемую форму и поняв ее внутреннюю конструкцию. И какой бы сложной она не казалась, её всегда можно представить как сочетание отдельных частей геометрической формы (шар, куб, цилиндр…). Проведение анализа формы очень важно и облегчает выполнение задания в разы. Необходимо внимательно изучить форму во всех ракурсах, для того чтобы иметь пространственный образ. Только пространст- венное мышление может помочь выполнить задание. Для того чтобы облегчить эту задачу, следует предварительно дать упрощенную схему строения каждой части (это может быть обрубовка, графическое изображение на доске или таблица). Лепка с натуры или копирование всегда направлены на правдоподобную передачу формы объекта, что часто ведет к бессмысленному повторению оригинала. Достижение внешнего сходства не должно быть самоцелью, только изучение конструкции предмета (его внутреннего строения) может помочь увидеть то, что скрыто внутри.


Отличие скульптуры от рисунка состоит в том, что при лепке художнику необходимо видеть все сразу, в трехмерном пространстве. Освещение играет немаловажную роль в передаче объема, но не влияет на конструкцию формы. При работе с гипсовыми частями лица нельзя обойти стороной и такую важную вещь, как анатомическое строение этих частей.

Этап выполнения задания:

1) изучение анатомического строения формы;

2) конструктивный анализ формы;

3) подготовка плинта;

4) набор объема (общей массы) и уточнение объема (основных высот) при помощи измерительных приборов (циркули, рейки);

5) разбор модели на простейшие геометрические формы;

6) уточнение формы отдельных деталей и их проработка;

7) сравнительный анализ и обобщение формы от общего к частному и от частного к общему.

Есть один момент, на который следует обращать внимание. Когда разбивка формы на отдельные плоскости идет не от внутреннего строения формы, а от псевдоконструктивизма, не от внутреннего объема, а от наружной оболочки, состоящей из отдельных поверхностей, это приводит к тому, что форма теряет свою конструкцию. Принцип моделировки подразумевает приведение общей формы и ее деталей к соответствию с изображаемой. Задача обучаемого – контролировать свои действия, не увлекаться мелочами, забывая о целостности и соразмерности отдельных частей. Способность «мыслить формой» поможет в дальнейшей работе над более сложными заданиями: лепка черепа, головы и фигуры человека.

3.1. Лепка губ
!губы.png безымянный2.png

Рис. 6. Гипсовая модель и анатомическое строение губ:


1 – квадратная мышца верхней губы; 2 – круговая мышца рта;
3 – квадратная мышца нижней губы; 4 – треугольная мышца
Перед началом выполнения задания необходимо ознакомиться с анатомическим строением губ (рис. 6), чтобы иметь более верное представление о конструкции формы. Лучше, когда рядом с моделью висят рисунок анатомического строения губ, схема конструктивного строения и обрубовка формы. Работа над заданием начинается с подготовки рабочего места. Нужно установить крышку станка на такой уровень, чтобы работа и модель были на одной высоте и одновременно на уровне зрения. Доску смочить и укрепить на каркасе
(рис. 5). Приготовить необходимое количество глины. Работа и модель должны находиться в горизонтальном положении. Набить плинт толщиной примерно
3 см и чуть больше по площади, чем модель. Отметить на плинте при помощи циркуля или рейки ширину и высоту основания гипсовой модели. Излишки глины срезать ножом (стекой) параллельно краю доски.

Пролепить все боковые грани (рис. 7), проверяя размеры и их рисунок.

1.png

Рис. 7. Боковые грани модели губ: 1 – вид сверху; 2 – вид снизу; 3 – вид сбоку

Только после этого необходимо продолжить набирать основные высоты (высоту верхней и нижней губы, подбородка). Измерение таких высот внутри рельефа следует произвести при помощи «прямого угла» (рис. 8). Для этого нужно взять две рейки и приложить одну вертикально к основанию доски, другую горизонтально, приложив к самой выступающей точке. Удерживая прямой угол, перенести его на работу и проложить нужный объем.
15.png
Рис. 8. Измерение высоты губ при помощи прямого угла

После того как намечена высота рельефа, начинается работа над формой. Для этого работу и модель нужно поставить в вертикальное положение. Далее провести среднюю линию (ось симметрии) на плинте. При помощи циркуля наметить уголки губ, сравнив расстояние от краев плинта (сверху и сбоку).


Затем необходимо наметить линию смыкания губ (рис. 9), и уже от этой линии, проанализировав форму верхней и нижней губы, набрать их объём. Нужно представить, что каждая из них состоит из двух плоскостей (рис. 10): одна идет параллельно плоскости доски, а другая развернута под углом внутрь к линии смыкания губ. Следует обратить внимание, что контур губ может появиться только тогда, когда будет набран и проработан окружающий губы объем. Здесь следует обратиться к анатомическому строению губ и представить, что под поверхностью кожи находится круговая мышца рта.

В ходе работы нужно постоянно вести сравнительный анализ, поворачивать работу под разным углом к источнику света, что дает различные вариации в выявлении поверхностей формы. Свет должен быть мягким и рассеянным. Дополнительный источник искусственного света не должен создавать резких падающих теней, так как это визуально разрушает и дробит форму.

4.png2.png
После того как основной объем набран и намечены основные плоскости формы, идет работа над моделировкой – более тщательная проработка отдельных элементов (деталей) и подчинение их основной форме. Далее следует провести сравнительный анализ работы и модели, при этом нужно проверить все ракурсы, отойдя на небольшое расстояние так, чтобы работа и модель были одинаково отдалены и освещены.

Работу можно считать законченной, когда достигнуто сходство и детали не мешают восприятию целого, верно передана конструкция.

3.2. Лепка носа

Последовательность выполнения основных этапов работы точно такая же, как и при лепке губ. Первый этап – набивка плинта толщиной примерно 3 см и площадью чуть больше чем модель (рис. 11). Работа и модель находятся в горизонтальном положении.

После этого нужно отрезать лишнее, произведя измерения при помощи циркуля или рейки. Затем проработать все боковые грани (рис. 12).


Далее необходимо набрать основные высоты по профилю – это лоб, переносица и кончик носа. Измерения нужно произвести при помощи «прямого угла» (рис. 13).

Когда основные массы по высоте уже набраны, работу и модель следует расположить вертикально. После этого провести ось симметрии по вертикали, отметить самую широкую (по ноздрям) и самую узкую (переносица) часть носа. Через эти точки нужно набрать боковые плоскости, схематично представив конструкцию носа в виде трапеции (рис. 14).

!нос.png безымянный1.png

Рис. 11. Гипсовая модель и анатомическое строение носа:
1 – пирамидальная мышца; 2 – носовая мышца; 3 – большой хрящ крыла носа;
4 – квадратная мышца верхней губы

3.png 13.png

16.png

Следует обратить внимание на то, что ноздри лежат в боковой плоскости. Для того чтобы это проверить, нужно положить ладонь на боковую поверхность модели носа, тогда проще будет обозначить вокруг ноздри складку, которая одним концом направлена на кончик носа, а другая является началом носогубной складки (рис. 13). На центральной части носа необходимо отметить два равных участка: первый – от переносицы до расширения на уровне, где заканчивается носовая косточка и начинается хрящ, и второй – до сужения на уровне верхней части ноздрей (рис. 15).

6.png 14.png


Чтобы проработать нижнюю часть носа и носовые отверстия, нужно работу и модель положить горизонтально. Обобщенная форма нижней части носа (рис. 16) представляет собой равносторонний треугольник с двумя отверстиями яйцевидной формы (узкий конец направлен вверх).

Отметив высоту носовой перегородки и отступив расстояние вниз от кончика носа, нужно наметить два отверстия, расположив их в плоскостях, которые развернуты под углом друг к другу, так как середина находится ниже, чем плоскости, в которых находятся ноздри. Вокруг ноздри проходит узкая площадка, образуя ободок, соответствующий толщине тканей.

Вернуть работу в вертикальное положение, проработать части глаз (слезники и части век), лоб. После этого провести сравнительный анализ и завершить работу, уточнив все детали при разных ракурсах и различном освещении.
3.3. Лепка уха

Начать работу нужно с разбора анатомического и конструктивного строения уха (рис. 17). Всю поверхность уха можно вписать в прямоугольную форму, которую следует разделить по вертикали на три части, в средней части которой будет находиться ушная раковина (рис. 18).
!уха.png ухо.tif

Рис. 17. Гипсовая модель и анатомическое строение уха:
1 – завиток; 2 – противозавиток; 3 – ушное отверстие; 4 – углубление ушной раковины;

5 – мочка; 6 – противокозелок; 7 – козелок; 8 – ножки завитка; 9 – треугольная ямка

17.png 18.png

Рис. 18. Упрощенные схемы строения уха
Абрис уха выглядит так, как если бы у прямоугольной формы отсекли углы. Углы представляют собой треугольники различной величины, самый большой находится внизу за мочкой. Завиток, проходя вдоль края и начинаясь от мочки, поднимается вверх, а затем опускается вниз в ушную раковину, деля ее пополам по диагонали, образуя небольшую перегородку. Противозавиток в верхней части образует «рогатку», состоящую из двух ветвей с углублением между ними в виде треугольной ямки. Мочка уха представляет небольшую площадку округлой формы – «подушечку».

Для того чтобы представить ухо в пространстве, нужно понять, как оно «сидит» на голове. Обратить внимание на наклон уха по вертикали и к голове
(к щеке).

После анализа формы и изучения анатомического строения начинается работа с глиной. Следует набить плинт толщиной примерно 3 см, выровнять поверхность и обрезать лишнее по размерам (при этом работа и модель находятся горизонтально). Далее набрать высоту боковых граней (локоны). Для этого можно использовать дополнительную дощечку, поставив ее вертикально
к краю (при этом работа находится в горизонтальном положении). Глину нужно набить на дощечку чуть больше высоты боковой грани. Убрать дощечку и срезать все лишнее по контуру края (абриса). То же проделать с остальными гранями (рис. 19).
5.png

Рис. 19. Боковые грани модели уха:

1 – вид слева; 2 – вид снизу; 3 – вид сверху; 4 – вид справа

Затем работу нужно поставить вертикально и, наметив контуры уха, набрать его объем полностью (без углублений), представив все детали лежащими в одной наклонной плоскости (рис. 21).


Для этого нужно положить руку ладонью на поверхность модели уха. Тогда станет понятно, что кажущаяся сложность на самом деле таковой не является (рис. 20). Как бы ни были разнообразны формы ушей, они имеют общую схему строения.

7.png 20.png

Когда общая форма набрана в объеме и уточнен абрис, следует разделить площадку уха на три части по вертикали и наметить ушную раковину в средней части глубже, чем уровень плинта. Наметить завиток, заканчивающийся диагональной перегородкой посередине раковины, и противозавиток, заканчивающийся рогаткой. Затем необходимо провести сравнительный анализ и, убедившись в сходстве и верном конструктивном решении, завершить работу, уточняя все детали.
3.4. Лепка глаза

!глаз.png безымянный.png
Рис. 22. Гипсовая модель и анатомическое строение глаза:

1 – круговая мышца глаза
Работа начинается точно так же, как и ранее – со знакомства с анатомическим и конструктивным строением глаза (рис. 22).

После набивки плинта идет уточнение размеров и формы боковых граней (работа находится в горизонтальном положении) (рис. 23). Затем работу необходимо поставить вертикально и провести горизонталь, которая потом пройдет через середину глазного яблока, слезник и внешний уголок глаза.

9.png19.png

9.png9.png



Отметить на горизонтали точки, через которые пройдет глазное яблоко, и провести окружность, которая будет разделена этой горизонталью пополам. Вылепить сферу по размеру глазного яблока и высотой равной примерно одной трети от диаметра глазного яблока (рис. 24).

Наложить эту сферу на окружность с небольшим уклоном, как если бы глаз смотрел из-под брови (рис. 25).
12.png 10.png


Провести горизонталь по поверхности сферы и наметить зрачок. Далее можно предложить простую схему, по которой легко наметить верхнее и нижнее веко и роговицу (рис. 26).

Нужно обратить внимание на то, что основные плоскости на верхнем и нижнем веках определяют положение зрачка, то есть при движении зрачка меняется направление движения плоскостей век. Чтобы вылепить веки, нужно заранее подготовить полоски глины на всю длину века и уложить их по линии, нарисованной предварительно. Причем верхнее веко должно быть значительно толще нижнего, так как это самая подвижная часть орбитальной, или круговой, мышцы глаза (рис. 27). На веках необходимо показать направление плоскостей, дающих направление взгляда (рис. 26).
11.png 8.png

Далее нужно проработать надбровье, разделив его на две части: центральная (лобная) и боковая (височная), так как разлом формы происходит на их границе (рис. 28). Уточняя все детали, нужно не забывать разворачивать работу в разные ракурсы (как бы по кругу и горизонтали) и сравнивать с моделью, отходя на небольшое расстояние. Это дает возможность анализировать ход работы и отмечать недостатки.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После выполнения всех заданий по лепке частей лица проводится контрольное задание по лепке их по памяти. В небольшом размере нужно вылепить отдельную часть, используя предложенную схему построения. При этом модель не демонстрируется. Студент должен выполнить задание, используя только схему, воссоздавая форму модели по памяти, восстанавливая все этапы работы и их последовательность. Цель этого задания состоит в выработке у студента навыков самостоятельной работы и способности анализировать свои действия в ходе работы.

Понимание конструктивного строения каждой части (модели) развивает аналитическое и пространственное мышление, что в дальнейшем помогает не только при лепке, но и при рисовании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барчаи Е. Анатомия для художников: [альбом] / Е. Барчаи. – М.:
ЭКСМО – ПРЕСС, 2001.

2. Иогансон Б.В. Школа изобразительного искусства: учеб.-метод. пособие / Б.В. Иогансон. – М.: Изобразит. искусство, 1998. – Вып. 2.

3. Павлов Г.М. Пластическая анатомия / Г.М. Павлов, В.Н. Павлова. – М.: Искусство, 1967.

4. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на её основах / М.Ц. Рабинович. – М.: Изобразит. искусство, 1985.

5. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция / Н.Н. Ростовцев,
С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1989.

6. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / гл. ред. В.М. Полевой. – М.: Сов. энциклопедия.


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абрис (нем. Abri? – план, чертеж) контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-либо объекта.

Академизм (франц. academisme) – направление, сложившееся в художественных академиях в XVI–XIX вв. и основанное на догматичном следовании внешним формам классического искусства.


Архитектоника (от греч. architektonike – строительное искусство) – тектоника – художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства.

Барельеф (франц. bas-relief, буквально – низкий рельеф) – вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

Бюст (франц. buste от лат. bustum – место кремации, надгробный памятник) – погрудное, большей частью портретное изображение человека в круглой скульптуре.

Ваяние (скульптура или пластика) – в широком значении слова искусство создавать скульптурные изображения из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов.

Горельеф (франц. haut-relief – высокий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.

Декоративность – совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организующую роль произведения пластических искусств в окружающей предметной среде.

Живописность – специфическое свойство пластических искусств, выражающееся в динамичном взаимодействии форм, объемов, цветовых пятен, света и тени, линий, при котором возникает яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия аспектов.

Зодчество – искусство проектировать и строить здания; также само проектирование и строительство зданий.

Композиция (от лат. compositio – составление, сочинение) – в пластических искусствах композиции объединяет построение художественной формы (реальная или иллюзорная, формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, соотношение целого и деталей…).


Конструктивизм (от лат. constructio – построение) – направление в советском искусстве 20-х–нач. 30-х гг. ХХ в. (в архитектуре, оформительских и театральных декорациях, искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, конструкций, материалов… Конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм…

Копия (от лат. copia – множество) – художественное произведение, повторяющее другое произведение и исполненное самим автором либо другим художником.

Лепка – создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путем наращивания или удаления пластической массы.

Лепка – придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда до произведений, близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов техники.

Моделировка (от франц. modeler – лепить) – передача, выявление объема, пластики, пространственных свойств изображаемых предметов и фигур посредством светотеневых градаций (в живописи и графике) или с помощью соответствующей обработки трехмерных форм (в скульптуре).

Монументальность – свойство художественного образа, родственное эстетической категории «возвышенное».

Натурализм – стиль, противостоящий реализму, художественный метод, выражающийся во внешне жизнеподобным воспроизведении реальности, но без ее идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора.


Пластика – искусство создания объёмных изображений путём лепки, высекания, резьбы и т. п.; ваяние, скульптура.

Плинт – нижняя часть пьедестала или базы (колонны) в форме архитектурного облома типа «полочка».

Пропорции (лат. proportio – соотношение, соразмерность) – соотношение величин, элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом.

Реализм (от позднелат. realis – вещественный) – правдивое, объективное отражение действительности в искусстве.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo – высекаю, вырезаю) – ваяние, пластика; (греч. plastice леплю) – вид изобразительного искусства, в основе которого лежит принцип объемного физически трехмерного изображения.

Стека (итал. stecca) – инструмент скульптора, применяемый при лепке из глины и других мягких материалов. Палочка с расширенными в виде лопатки концами.

Стилизация (франц. stylization, style – стиль) – намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МАТЕРИАЛЫ ЛЕПКИ, ОБОРУДОВАНИЕ И ОСВЕЩЕНИЕ
МАСТЕРСКОЙ 3

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СКУЛЬПТУРЫ 5

3. ЛЕПКА С НАТУРЫ ГИПСОВЫХ ЧАСТЕЙ ЛИЦА
(ГУБЫ, НОС, УХО, ГЛАЗ) 5

3.1. Лепка губ 7

3.2. Лепка носа 9

3.3. Лепка уха 12

3.4. Лепка глаза 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 19

Редактор О. В. Маер
Компьютерная верстка Е. В. Беспалова
ИД № 06039 от 12.10.2001 г.

Сводный темплан 2011 г.

Подписано в печать 11.03.11. Формат 60Ч84 1/16. Бумага офсетная.

Отпечатано на дупликаторе. Усл. печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,5.

Тираж 50 экз. Заказ 171.

_________________________________________________________

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11; т. 23-02-12

Типография ОмГТУ