reforef.ru 1

Книга предоставлена исключительно в ознакомительных целях.


Рецензенты: директор Учебно-методического кабинета, разработчик стандарта

по специальности 0205 «Социальная работа» М.П.Лукина; преподаватель юридического колледжа «Ьех» Н.В.Дмитриева

Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф.

Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. — 192 с.

15ВК 5-294-00014-8 (Мастерство)

15ВК 5-06-003924-2 (Высшая школа)

Социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, социальная защита инвалидов и пожилых, развитие системы социальных служб, государственные пенсии и пособия. Особое внимание уделено организации работы органов социального обеспечения.
Может быть полезно для практических работников органов социальной защиты.

УДК 362 ББК 65.272

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Мастерство» и его воспроизведение любым способом без согласия издательства запрещается.

I8ВN 5-294-00014-8 © Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф., 2001

I8ВN 5-06-003924-2
© Издательство «Мастерство», 2001

Глава I
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является соци­альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспи­тания детей и иных случаях, установленных законом.


Социальная защита населения в широком смысле этого поня­тия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетру­доспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсия­ми по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помо­щи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попав­шим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и пересе­ленцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессио­нальное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров соци­ального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.

Социальное обеспечение — это основная часть социальной защи­ты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное стра­хование, создание дополнительных форм социального обеспече­ния и благотворительности.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Кон­ституция возлагает обязанность на государство создавать все необ­ходимые условия для осуществления этого права.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также приня­тие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов», 10.12.95 г. — «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», 24.11.95 г. — «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации».


В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:


  • граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко
    проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);

  • инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших
    военнослужащих;

  • инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;

  • инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

  • граждане, пострадавшие от последствий аварии на Черно­
    быльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

  • безработные;

  • вынужденные беженцы и переселенцы;

  • дети — круглые сироты;

  • дети с девиантным поведением;

  • семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круг­
    лые сироты, алкоголики и наркоманы;

  • малообеспеченные семьи;

  • многодетные семьи;

  • одинокие матери;

  • молодые, студенческие, семьи;

  • граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;

  • лица с ограниченными возможностями;

  • бомжи.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государ­ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвали­дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви­тие системы социальных служб, реализацию государственной по­литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

1.2. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского стра­хования.


Фонд социального страхования Российской Федерации — специа­лизированное финансово-кредитное учреждение при Правитель­стве Российской Федерации. Основная задача Фонда социально­го страхования — обеспечение гарантированных государством по­собий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения по­лутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановле­нием Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государ­ственного управления финансами пенсионного обеспечения в Рос­сийской Федерации. Пенсионный фонд России является самосто­ятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ве­дении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:


  • страховых взносов работодателей;

  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной
    предпринимательской деятельностью;

  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;

  • ассигнований из федерального бюджета и др.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России опреде­ляется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонд занятости — государственный внебюджетный фонд Рос­сийской Федерации, предназначенный для финансирования ме­роприятий, связанных с разработкой и реализацией государствен­ной политики занятости населения.

Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.

Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:

  • обязательных страховых взносов работодателей;

  • обязательных страховых взносов с заработка работающих;

—- ассигнований из федерального бюджета Российской Феде­рации.


Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготов ке безработных граждан; организацию общественных работ; вы­плату пособий по безработице, компенсаций; оказание матери­альной и иной помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет из, себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обяза­тельного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское стра­хование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды социальной поддержки населения — это один из источни­ков финансовых средств для осуществления деятельности по со­циальному обслуживанию населения.

Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной под­держки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной со­циальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития определяет основ­ные направления расходования средств этого фонда. На террито­рии субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населе­ния действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, ин­валидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособ­ным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.


Средства Фондов социальной поддержки населения расходу­ются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование ме­роприятий по следующим направлениям:


  • предоставление натуральной помощи в виде предметов пер­
    вой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно
    или по льготным ценам;

  • оказание социальных услуг, в том числе и на дому;

  • организация бесплатного питания;

  • предоставление дотаций на приобретение лекарств, протез­
    но-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых
    услуг;

  • обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

  • создание собственных предприятий;

  • содействие в предоставлении кредитов и прочее.
    Правительство Российской Федерации содействует развитию

негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударствен­ных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд — социально-финансовая некоммерческая организация, осуществ­ляющая деятельность по формированию активов путем привлече­ния добровольных целевых денежных взносов юридических и фи­зических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных вып­лат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обя­занности производить обязательные отчисления в государствен­ный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пен­сионным фондом и страхователем.


1.3. МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основным федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и управление в области тру­да, занятости и социальной защиты населения, является Мини­стерство труда и социального развития Российской Федерации.

Министерство в своей деятельности руководствуется Консти­туцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Пре­зидента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Мини­стерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.

Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру­гими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга-

нами местного самоуправления, общественными и иными объе­динениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с задачами, поставленными перед министер­ством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуще­ствляет свои функции в следующих областях: решение комплекс­ных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; соци­альное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; за­нятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита насе­ления; социальное обслуживание населения; государственная служ­ба; законодательство о труде, занятости и социальной защите на­селения; международное партнерство.

Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представле­нию Председателя Правительства Российской Федерации. Предсе­датель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.


1.4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В различных регионах, субъектах Российской Федерации орга­ны социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Коми­теты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

Органы социальной защиты населения области, края находят­ся в двойном подчинении — подчиняются администрации облас­ти, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные за­дачи Департамента, его структуру.

Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защи­ты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие систе­мы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Департамент является юридическим лицом, имеет самостоя­тельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Феде­рации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

Основные задачи Департамента


  1. Организация совместно с территориальными органами ис­
    полнительной власти государственного пенсионного обеспечения.

  2. Создание государственной системы социального обслужива­
    ния населения, содействие ее развитию.

  3. Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации
    инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению.

  4. Организация социальной поддержки семьи, пожилых граж­
    дан и ветеранов.
  5. Участие в обеспечении функционирования и совершенство­

    вания системы соци&чьной защиты граждан, уволенных с воен­
    ной службы, и членов их семей.


  6. Участие в формировании и проведение финансово-экономи­
    ческой и инвестиционной политики, направленной на реализа­
    цию программ и мероприятий по социальной защите населения.

  7. Осуществление контроля за профессиональной подготовкой
    кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.

  8. Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий,
    предусмотренных действующим законодательством по социально-
    трудовым вопросам, а также по вопросам охраны условий труда.

  9. Осуществление контроля за правильным применением дей­
    ствующего законодательства в подведомственных учреждениях,
    организациях и в органах системы социальной защиты населения.




  1. Привлечение на договорной основе юридических и физичес­
    ких лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке
    программ, проектов законодательных и нормативных актов по воп­
    росам социальной защиты.

  2. Информирование населения по вопросам социальной защи­
    ты и трудовых отношений.

Функции Департамента

А. В области пенсионного обеспечения:

  • организует работу органов социальной защиты населения по
    назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных
    пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение;

  • создает и развивает автоматизированные системы назначе­
    ния и выплаты государственных пенсий;

  • Ера должорганизует и осуществляет контроль за правильностью на­
    значения и выплаты государственных пенсий, пособий и компен­
    саций, выделяемых из федерального, краевого бюджетов, а также
    из Пенсионного фонда Российской Федерации органам социаль­

    ной защиты населения;


  • осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодар­
    ского края выплату пенсий гражданам, находящимся за предела­
    ми Российской Федерации.

Б. В области социального обслуживания населения:

  • организует и развивает совместно с органами исполнитель­
    ной власти с учетом социально-демографических особенностей
    регионов и потребностей различных категорий и групп населения
    разветвленную сеть комплексных и специализированных государ­
    ственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляю­
    щих социальное обслуживание населения, учреждений по реаби­
    литации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и
    нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на
    дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и
    подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения
    родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с
    ограниченными возможностями и т. д.;

  • участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в эк­
    стремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного мес­
    та жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.

В. В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инва­лидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:

  • разрабатывает предложения по формированию государствен­
    ной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимо­
    действии с органами исполнительной власти;

  • осуществляет меры по организации и развитию службы ме­
    дико-социальной экспертизы и государственной системы реаби­
    литации инвалидов, а также по обеспечению их специальными
    транспортными средствами реабилитации и ухода за ними;

  • обеспечивает организацию протезно-ортопедической помо­
    щи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ,
    предоставляемых гражданам при протезировании;

  • содействуют созданию и совершенствованию деятельности
    Центров медико-социальной и профессиональной реабилитации
    инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осу­
    ществляющих социальную защиту инвалидов;


  • оказывает помощь общественным объединениям инвалидов
    в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения
    инвалидов, воинов-интернационалистов.

Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и вете­ранов:


  • разрабатывает предложения по формированию государствен­
    ной политики в области социальной поддержки пожилых граждан
    и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами испол­
    нительной власти;

  • осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре­
    ализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граж­
    дан и ветеранов действующим законодательством.

Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцов­ства и детства:

  • разрабатывает предложения по формированию государствен­
    ной политики в области социальной поддержки семьи, материн­
    ства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с орга­
    нами исполнительной власти;

  • осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий,
    установленных для семьи, женщин и детей действующим законо­
    дательством;

  • осуществляет социальную поддержку выпускников детских
    домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставших­
    ся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.

Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:

  • подготавливает проекты нормативных актов, краевых про­
    грамм, а также обеспечивает организацию социальной поддержки
    членов семей военнослужащих, погибших при прохождении воен­

    ной службы, ветеранов войны и военной службы;


  • координирует создание и совершенствование системы соци­
    альной реабилитации инвалидов военной службы.

Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной поли­тики:

  • финансирует подведомственные Департаменту учреждения и
    организации, краевые программы и мероприятия по социальной
    защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из
    краевого бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реа­
    лизацию краевых программ и мероприятий по социальной защите
    населения;

  • рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной
    деятельности подведомственных ему учреждений и организаций;

  • осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по
    совершенствованию организации и нормирования труда работни­
    ков подведомственных ему учреждений и организаций.

3. В области подготовки и повышения квалификации кадров:

— разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для
государственной системы социальной защиты населения, органи­
зует подготовку и повышение квалификации работников и специ­
алистов органов социальной защиты населения и их контроль.
И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:

  • осуществляет меры по повышению роли тарифных соглаше­
    ний, коллективных договоров между работодателями, наемными
    работниками и профсоюзами;

  • осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате
    труда;

  • изучает причины возникновения коллективных трудовых кон­
    фликтов и принимает участие в их разрешении;

  • разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные
    на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюде­
    ния норм и правил по охране труда работников подведомственных
    ему учреждений и организаций.

Структура Департамента


Департамент возглавляет генеральный директор. Его назначает и освобождает от должности глава администрации края.

Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.

Генеральный директор имеет заместителей, назначаемых и ос­вобождаемых от должности по его представлению главой админи­страции края.

Генеральный директор Департамента:

— распределяет обязанности между своими заместителями;


  • руководит на принципах единоначалия деятельностью Де­
    партамента;

  • координирует и контролирует деятельность подведомствен­
    ных ему учреждений, организаций, предприятий;

  • в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции
    и дает указания, обязательные для исполнения всеми подведом­
    ственными организациями и органами системы социальной защи­
    ты населения края;

  • назначает и освобождает от должности работников аппарата
    Департамента и руководителей подведомственных организаций,
    предприятий;

  • налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата;

  • представляет в установленном порядке особо отличившихся
    работников к присвоению почетных званий и наград;

  • имеет другие права в соответствии с действующим законода­
    тельством.

В Департаменте образуется Коллегия. В ее состав входят: гене­ральный директор (председатель Коллегии), его заместители, ру­ководящие работники аппарата Департамента. В состав Коллегии

могут входить руководители и специалисты подведомственных и других организаций, учреждений. Состав Коллегии утверждается постановлением главы администрации края.

Коллегия Департамента по социальной защите населения ад­министрации края создана в целях организации эффективного управления системой социальной защиты населения края, для совместного обсуждения и принятия решений по наиболее важ­ным и сложным вопросам деятельности Департамента.


Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие воп­росы социальной защиты населения, перспективы деятельности подведомственных подразделений, подбора, расстановки и вос­питания кадров и другие основные вопросы деятельности Депар­тамента, вырабатывает главные направления развития системы социальной защиты населения края.

Постановления Коллегии оформляются протоколами и прово­дятся в жизнь приказами генерального директора.

В ведении Департамента находится краевой Фонд социальной защиты населения, действующий в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением главы администрации края.

1.5. РАЙОННЫЕ (ГОРОДСКИЕ) ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Районные (городские) органы социальной защиты населения — это муниципальные органы управления в структуре администра­ции района, города. Они подчиняются как администрации райо­на, города, так и органам социальной защиты населения области, края.

Управление социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития си­стемы социального обслуживания населения.

Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по ре­шению органов местного самоуправления. Управление в своей де­ятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями выше­стоящего органа социальной защиты населения края, области и другими нормативными актами.

В своей структуре Управление социальной защиты населения имеет:

подразделения:


  • пенсионный отдел;

  • отдел по труду и социальным вопросам;
    подведомственные учреждения:

  • Центр социальной помощи семье и детям;




  • Социально-реабилитационный центр для несовершеннолет­
    них детей;

  • службы социального обслуживания;

  • социальную гостиницу и др.

Основные задачи и функции Управление социальной защиты населения города или района осуществляет в соответствии с «По­ложением об управлении социальной защиты населения», кото­рое утверждает глава администрации города или района.

Управление социальной защиты населения администрации го­рода (именуемое далее Управление) является муниципальным ор­ганом управления в структуре администрации города и подчиняет­ся в своей деятельности как администрации города, так и Департа­менту по социальной защите населения администрации края.

Рассмотрим как функционирует Управление социальной защи­ты населения на примере г. Армавира.

. 1. Управление и подведомственные ему учреждения системы со­циальной защиты населения обеспечивают реализацию государствен­ной политики в области пенсионного обеспечения, труда и трудо­вых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граж­дан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

  1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодей­
    ствии с органами местного самоуправления, государственными
    внебюджетными фондами, сбербанками, узлами связи, предпри­
    ятиями, учреждениями, организациями, общественными объеди­
    нениями, гражданами. Управление в своей деятельности руковод­
    ствуется законами Российской Федерации, указами и распоряже­
    ниями Президента Российской Федерации, постановлениями и
    распоряжениями Правительства Российской Федерации и Крас­

    нодарского края, главы администрации края и города, актами

    Законодательного собрания края, приказами, указаниями, поста­
    новлениями вышестоящего органа социальной защиты населения
    края и другими нормативными актами.


  2. Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по
    решению органов местного самоуправления,

  3. Управление состоит на бюджете города.

  4. Управление является юридическим лицом, имеет самостоя­
    тельный баланс, свой расчетный счет, гербовую печать, штампы,

бланки, обладает правом оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Место нахождения управления — г. Армавир, ул. Тургенева, 106.

6. Структура Управления:

подразделения:

  • пенсионный отдел;

  • отдел по труду и социальным вопросам;

  • централизованная бухгалтерия;
    подведомственные учреждения:

  • Центр социальной помощи семье и детям «Доверие»;




  • Социально-реабилитационный центр для несовершеннолет­
    них «Улыбка»;

  • служба социального обслуживания;

  • социальная гостиница;

  • строящийся центр «Надежда».

Основные задачи Управления социальной защиты населения

  1. Участие в разработке прогнозов социально-экономического
    развития города.

  2. Разработка на основе прогнозирования социальных процес­
    сов и реализация городских программ по социальной поддержке
    инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспечен­
    ных групп населения.

  3. Разработка мер, направленных на реализацию законодатель­
    ства Российской Федерации в области социальной защиты насе­
    ления.
  4. Организация социальной поддержки семьи, материнства и

    детства, пожилых граждан, ветеранов, людей, оказавшихся в эк­
    стремальных ситуациях.


  5. Обеспечение реализации государственной политики в обла­
    сти пенсионного обеспечения, проведения пенсионной рефор­
    мы.

  6. Защита прав граждан, их интересов, государственных гаран­
    тий, предусмотренных действующим законодательством.

  7. Осуществление мер по практической реализации государствен­
    ной политики в социально-трудовой сфере.

  8. Развитие системы социального партнерства и договорного ре­
    гулирования трудовых отношений.

  9. Координация вопросов охраны и условий труда.

Функции Управления социальной защиты населения

А. В области пенсионного обеспечения:

  • обеспечивает правильное и своевременное назначение, пе­
    рерасчет и выплату пенсий, пособий и других компенсационных
    выплат в соответствии с действующим законодательством;

  • осуществляет контроль за расходованием средств, предназ­
    наченных на пенсионное обеспечение;

  • ведет прием граждан, представителей предприятий, учреж­
    дений и общественных организаций по вопросам пенсионного за­
    конодательства, дает необходимые консультации, оказывает пра­
    вовую помощь в подготовке документов;

  • рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан и
    организаций по вопросам пенсионного обеспечения и готовит от­
    веты на них; анализирует причины возникновения жалоб и заяв­
    лений и принимает меры к их устранению;

  • ведет кодификацию пенсионного законодательства;

  • формирует и отправляет выплатные документы в городской
    узел федеральной почтовой связи и отделения Сбербанка, форми­
    рует и отправляет почтовые переводы, осуществляет ежемесячно
    расчеты с узлом связи;

  • ежемесячно обрабатывает исполнительные машинограммы и

    списки Сбербанка, готовит по итогам соответствующую отчетность

    для представления в вышестоящий орган социальной защиты;


  • ведет всю статистическую и бухгалтерскую отчетность по на­
    значенным и выплаченным суммам пенсий, оформляет заявки на
    выделение средств для выплаты, производит массовые перерасче­
    ты пенсий и замену выплатной документации;

  • ведет учет переплат, разрабатывает меры по их погашению;

  • обеспечивает накопление и хранение информации на ПЭВМ,
    осваивает и внедряет новые программные средства, организует
    прием и эксплуатацию новых версий программ, их установку;

  • организует документальные проверки предприятий связи,
    сбербанков по вопросам целевого расходования средств, своев­
    ременной и правильной выплаты пенсий, пособий, компенса­
    ций;

  • распоряжается средствами, ассигнованиями на выплату пен­
    сий, пособий, компенсаций с последующей отчетностью по всем
    источникам финансирования перед Департаментом по социаль­
    ной защите населения администрации края, казначейством и ме­
    стными финансовыми органами;

  • взаимодействует с Департаментом по социальной защите на­
    селения администрации края, городским управлением финансов,
    казначейством, соцстрахом и другими службами в вопросах фи­
    нансирования.

Б. В области социального обслуживания:

  • с учетом социально-демографических особенностей города и
    потребностей различных категорий и групп населения вносит пред­
    ложения о создании на правах юридических лиц муниципальных
    учреждений социального обслуживания и социальной помощи для
    инвалидов, граждан пожилого возраста, для малообеспеченных
    семей и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • оформляет документы на помещение престарелых граждан,
    инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие государственные
    дома-интернаты;
  • оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граж­

    дан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц без
    определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужден­
    ных переселенцев;


  • осуществляет координацию деятельности учреждений соци­
    ального обслуживания, расположенных на территории города, и
    оказывает им организационно-методическую помощь;

  • проводит прием граждан по вопросам социальной защиты
    населения.

В. В области реабилитации инвалидов:

  • осуществляет реализацию программ по социальной поддер­
    жке инвалидов;

  • оформляет документы для обеспечения инвалидов специаль­
    ными транспортными средствами;

  • оказывает помощь общественным объединениям инвалидов
    в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения
    инвалидов, воинов-интернационалистов и ветеранов;

  • вносит предложения по созданию и совершенствованию де­
    ятельности учреждений медико-социальной и профессиональной
    реабилитации инвалидов.

Г. В области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий граждан:

  • осуществляет в пределах своей компетенции разработку и
    реализацию городских программ по улучшению положения пожи­
    лых граждан и ветеранов;

  • осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре­
    ализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граж­
    дан и ветеранов и других льготных категорий граждан действую­
    щим законодательством;

  • координирует работу общественных организаций в вопросах
    улучшения социального положения ветеранов войны, воинов-ин­
    тернационалистов, ветеранов труда, граждан, пострадавших вслед­
    ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, бывших несовершен­
    нолетних узников фашистских лагерей и других категорий граж­
    дан, нуждающихся в социальной поддержке;
  • осуществляет обеспечение граждан документами, дающими

    право пользования льготами;


  • осуществляет обеспечение санаторно-курортными путевка­
    ми льготных категорий граждан и контроль за их использованием;

  • производит компенсационные выплаты льготным категори­
    ям граждан, предусмотренные законодательством Российской
    Федерации.

Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцов­ства и детства:

  • осуществляет реализацию краевых и городских программ по
    улучшению положения семьи, женщин и детей, направленных в
    первую очередь на оказание поддержки наиболее нуждающимся в
    ней;

  • осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре­
    ализацией социальных гарантий, установленных для семьи, жен­
    щин и детей действующим законодательством;

  • производит назначение и выплату ежемесячных пособий на
    детей;

  • осуществляет меры, направленные на создание условий для
    социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограни­
    ченными физическими возможностями;

  • осуществляет социальную поддержку выпускникам школ-
    интернатов, не имеющим родителей или оставшимся без попече­
    ния, на начальном этапе их самостоятельной жизни;

— обеспечивает совместно с органами исполнительной власти,
негосударственными организациями и объединениями отдых и
оздоровление детей в период школьных каникул.

Е. В области труда и охраны труда:

  • осуществляет контроль за реализацией государственной по­
    литики в области труда, трудовых отношений;

  • осуществляет меры по повышению роли тарифных согла­
    шений, коллективных договоров, организует работу по заключе­
    нию коллективных договоров на предприятиях и организациях
    города;




  • проводит уведомительную регистрацию коллективных дого­
    воров;

  • осуществляет контроль соблюдения трудового законодатель­
    ства Российской Федерации на предприятиях и организациях го­
    рода всех форм собственности;


  • координирует работу по подготовке и заключению «Согла­
    шения о социальном партнерстве» между администрацией города,
    профсоюзами и товаропроизводителями;

  • проводит анализ заработной платы, сложившейся в городе,
    осуществляет контроль за уровнем минимальной и максимальной
    заработной платы на предприятиях;

  • принимает участие в работе конфликтных комиссий по уре­
    гулированию трудовых конфликтов, возникших на предприятиях
    города;

  • с целью определения уровня жизни населения осуществляет
    по единой методологии расчет прожиточного минимума для раз­
    личных социально -демографических групп населения;

  • проводит анализ демографической ситуации в городе;

  • организует работу в пределах своей компетенции по реализа­
    ции единой государственной политики в области охраны и улуч­
    шения условий труда;

  • разрабатывает городские программы по охране и улучшению
    условий труда;

  • анализирует состояние условий и охраны труда в городе;

  • осуществляет работу по созданию здоровых и безопасных ус­
    ловий труда на производстве, предупреждению несчастных случа­
    ев и профессиональных заболеваний на предприятиях, в органи­
    зациях и учреждениях города;

  • осуществляет работу по обеспечению взаимодействия адми­
    нистрации города с государственными органами надзора и конт­
    роля по вопросам охраны и условий труда;

  • осуществляет методическое руководство службой охраны труда
    предприятий и организаций города.

Организация деятельности Управления социальной защиты населения

  1. Управление через средства массовой информации консульти­

    рует население по вопросам социальной защиты и трудовых отно­

    шений. Взаимодействует со службами Департамента по социаль­
    ной защите населения администрации края.


  2. Управление осуществляет контроль за качественной и эффек­
    тивной работой подведомственных учреждений социальной защи­
    ты, а также контроль за их финансово-хозяйственной деятельнос­
    тью.

  3. Управление возглавляет начальник, который назначается и
    освобождается от должности главой города по согласованию с Де­
    партаментом по социальной защите населения администрации края.

Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и осуществление им своих фун­кций.

4. Начальник Управления распределяет обязанности между за­
местителями начальника Управления, руководит деятельностью
Управления на принципах единоначалия, координирует и конт­
ролирует деятельность подведомственных ему учреждений в пре­
делах своей компетенции, издает приказы, инструкции и дает ука-

зания, обязательные для исполнения всеми работниками Управ­ления и подведомственными ему учреждениями.

Начальник Управления утверждает штатное расписание подве­домственных учреждений, не являющихся юридическими лица­ми, в пределах установленного фонда оплаты труда и численности его работников, а также смету расходов на его содержание в пределах средств, выделяемых из городского бюджета, утверждает положе­ния о структурных подразделениях Управления, а также устав по­ложения подведомственных Управлению учреждений; вносит пред­ложения по назначению на должность и освобождению от долж­ности работников аппарата Управления и руководителей подве­домственных учреждений, возлагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата, предоставляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград.

1.6. ОТДЕЛ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

Структурным подразделением Управления социальной защиты является Отдел по труду и социальным вопросам, поэтому перед этим отделом стоят те же задачи, что и перед Управлением соци­альной защиты населения.


В сферу компетенции Отдела по труду и социальным вопросам входят следующие области социальной защиты населения:

а) социального обслуживания;

б) реабилитации инвалидов;

в) социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и дру­
гих категорий граждан;

г) социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и дет­
ства;

д) труда и его охраны.

Организация деятельности Отдела по труду и социальным вопросам

Отдел осуществляет контроль за качественной и эффективной работой подведомственных учреждений социальной защиты.

Отдел возглавляет заведующий, который назначается и осво­бождается от должности главой города по согласованию с началь­ником Управления по социальной защите населения администра­ции города.

Заведующий несет персональную ответственность за выпол­нение возложенных на отдел задач и осуществление им своих функций.

Заведующий отделом распределяет обязанности между специа­листами, руководит деятельностью отдела на принципах единона­чалия, координирует и контролирует деятельность подведомствен­ных ему учреждений в пределах своей компетенции, дает указа­ния, обязательные для исполнения всеми работниками отдела и подведомственными ему учреждениями.

Рис. 1. Структура Отдела по труду и социальным вопросам

1.7. ПЕНСИОННЫЙ ОТДЕЛ ГОРОДА ИЛИ РАЙОНА

Пенсионный отдел является структурным подразделением Уп­равления социальной защиты населения.

Пенсионный отдел города или района организует свою работу или по участковой системе, или с применением функциональной специализации.

Как бы ни была организована работа Пенсионного отдела, на­значения, выплаты пенсий, делопроизводство, бухгалтерские опе­рации производятся с помощью компьютеров.

Если Пенсионный отдел организует свою работу по участковой системе, то город или район разбивается на определенные участки по улицам города или районам и по почтовым отделениям связи. Каждый участок возглавляет специалист, который ведет прием


граждан, принимает документы для назначения пенсий, работает с ответственными представителями предприятий, учреждений, организаций, отвечает на письма граждан и т. д.

Если Пенсионный отдел строит работу с применением функ­циональной специализации, то город или район не разбивается на участки, а специалисты по назначению и выплате пенсий разби­ваются на определенные группы. Например, одна группа специа­листов занимается только приемом граждан и документов для на­значения пенсий, другая группа готовит проект решения комис­сии по назначению пенсий, третья группа специалистов занима­ется выплатой пенсий и т. д. Можно выделить столько групп спе­циалистов, сколько необходимо для успешной работы региона. В Российской Федерации некоторые пенсионные отделы организу­ют работу по участковой системе, а некоторые отдают предпочте­ние функциональной специализации. Структура такого Пенсион­ного отдела дана на рис. 2.
Рис. 2. Структура Пенсионного отдела
для представления работников предприятия к назначению пенсий. Комиссия оказывает помощь работникам в востребовании необ­ходимых документов для назначения пенсий, готовит макеты пен­сионных дел, ведет разъяснительную работу и пропаганду пенси­онного законодательства. Работает Комиссия на общественных на­чалах.

для представления работников предприятия к назначению пенсий. Комиссия оказывает помощь работникам в востребовании необ­ходимых документов для назначения пенсий, готовит макеты пен­сионных дел, ведет разъяснительную работу и пропаганду пенси­онного законодательства. Работает Комиссия на общественных на­чалах.

1.9. КОМИССИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПЕНСИЙ


Одним из органов, принимающих участие в пенсионном обес­печении трудящихся, является Комиссия по назначению пенсий. Состав Комиссии утверждается администрацией города или райо­на, председатель Комиссии — заведующий районным, городским Пенсионным отделом, в состав Комиссии входят представитель районного (городского) финансового органа, представитель проф­союзной организации предприятий, учреждений, организации города или района. При назначении пенсий военнослужащим и членам их семей присутствует районный (городской) военный


комиссар.

Функции Комиссии по назначению пенсий:


  • назначение пенсий;

  • отказ в назначении пенсий;

  • перерасчет пенсий;

  • перевод с одного вида пенсии на другой;

  • установление трудового стажа по свидетельским показа­
    ниям;

  • рассмотрение спорных вопросов, связанных с подсчетом тру­
    дового стажа и заработка.

Решение Комиссия принимает голосованием. Оформляется ре­шение Комиссии протоколом, который подписывают все члены Комиссии. Если кто-либо из членов Комиссии не согласен с мне­нием других, то его особое мнение оформляется отдельно и при­общается к протоколу.

При отказе в назначении пенсии или рассмотрении спорных вопросов на заседание Комиссии вызывается заявитель, которому разъясняется причина отказа со ссылками на законодательные акты и одновременно разъясняется порядок обжалования решения про­токола комиссии. Если заявитель не явился на заседание Комис­сии, то выписка из протокола Комиссии ему направляется почтой в течение пяти дней после вынесения решения.

В последнее время практикуется назначение пенсий без реше­ния комиссий, когда однотипные, несложные пенсионные дела рассматриваются одним председателем Комиссии по назначению пенсий и только им одним подписывается протокол о назначении

пенсии. Во всех других случаях вопросы решаются Комиссией по назначению пенсий.

1.10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Особое место в системе органов управления социальной защи­ты населения занимают учреждения государственной службы ме­дико-социальной экспертизы (МСЭК). В целях реализации Феде­рального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации приняло по­становление от 13.08.96 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами». Этим постановлением утверждены «Положение о при­знании лица инвалидом» и «Примерное положение об учреждени­ях государственной экспертизы».


Основные задачи учреждений государственной службы медико-со­циальной экспертизы — определение группы инвалидности, ее при­чин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Учреждения в своей деятельности руководствуются федераль­ными законами, указами и распоряжениями Президента Россий­ской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правитель­ства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также Положением об учреждениях.

Учреждения при установлении инвалидности руководствуются «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным Пра­вительством Российской Федерации.

Учреждения осуществляют деятельность во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здраво­охранения, службой занятости и другими органами и учреждени­ями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также с представителями обществен­ных организаций инвалидов.

Решение об установлении инвалидности принимается коллеги­ально простым голосованием специалистов учреждения, прово­дивших медико-социальную экспертизу, и является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной вла­сти, органами местного самоуправления, а также организациями всех форм собственности.

Учреждения несут в установленном законодательством Россий­ской Федерации порядке ответственность за выполнение возло­женных на них задач.

Учреждения в своей деятельности используют формы первич­ных учетно-отчетных документов и бланков строгой отчетности, утверждаемых в установленном порядке.

Управление учреждением осуществляется его руководителем.

Руководитель учреждения назначается и освобождается от дол­жности органом социальной защиты населения субъекта Рос­сийской Федерации, в ведении которого находится учрежде­ние.

На должность руководителя учреждения назначается лицо, име­ющее высшее медицинское образование.


Руководитель учреждения исполняет следующие функции:


  • организует медико-социальную экспертизу и обеспечивает
    ее качественное проведение;

  • утверждает структуру, штатное расписание и должностные
    обязанности работников;

  • устанавливает ставки заработной платы (должностные окла­
    ды) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате тру­
    да работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-ква­
    лификационными требованиями, определяет виды и размеры над­
    бавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пре­
    делах средств, направляемых на оплату труда;

  • несет персональную ответственность за деятельность учреж­
    дения и проведение медико-социальной экспертизы граждан.

Признание лица инвалидом

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении ме­дико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки со­стояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты населения Российс­кой Федерации и Министерством здравоохранения и медицинс­кой промышленности Российской Федерации.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ог­раничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возра­сте до 16 лет — категория «ребенок-инвалид».

Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактичес­кому учреждению здравоохранения (далее именуется — учрежде­ние здравоохранения).

В случае, если в соответствии с заключением учреждения здра­воохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.


Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения.

Лицо без определенного места жительства принимается на ме­дико-социальную экспертизу по направлению органа социальной защиты населения.

Учреждение здравоохранения направляет в установленном по­рядке гражданина на медико-социальную экспертизу после про­ведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитаци­онных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стой­кое нарушение функций организма, обусловленное заболевания­ми, последствиями травм и врожденными дефектами.

В направлении учреждения здравоохранения указываются дан­ные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нару­шения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реаби­литационных мероприятий.

Форма направления учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством здравоохра­нения и медицинской промышленности Российской Федерации. Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-со­циальной экспертизы, включаются в базовую программу обязатель­ного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

Орган социальной защиты населения может направлять на ме­дико-социальную экспертизу лицо, имеющее признаки ограниче­ния жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нару­шение функций организма, обусловленное заболеваниями, послед­ствиями травм и врожденными дефектами.

Форма направления органа социальной защиты населения на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством со­циальной защиты населения Российской Федерации.

Учреждения здравоохранения и органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту све­дений, указанных в направлении на медико-социальную экспер­тизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


В случае отказа учреждения здравоохранения или органа соци­альной защиты населения в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель имеет право об­ратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих наруше­ние функций организма, обусловленное заболеваниями, послед­ствиями травм и врожденными дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности

1.11. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ

Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) является доброволь­ной общественной организацией инвалидов, действующей на ос­нове собственного Устава, в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации и действующим законодательством на всей территории Российской Федерации.

ВОИ осуществляет свою деятельность под руководством своих выборных органов независимо от политических и общественных организаций, нейтрально в религиозном отношении.

ВОИ строит свою работу на основе Программы Всероссийско­го общества инвалидов.

Цели ВОИ:


  • защита прав и интересов инвалидов в Российской Федерации;

  • создание инвалидам условий, обеспечивающих равные с дру­
    гими гражданами Российской Федерации возможности участия во
    всех сферах жизни общества;

— интеграция инвалидов в общество.
Задачи ВОИ:

  • выражать и защищать законные интересы и права инвалидов в
    центральных и местных органах государственной власти и управле­
    ния, используя в этих целях право законодательной инициативы;

  • участвовать в формировании органов государственной влас­
    ти и управления, выработке принимаемых ими решений, в случа­
    ях и порядке, предусмотренных законодательством;

  • содействовать инвалидам в реализации установленных зако­
    нодательством льгот и преимуществ, в получении медицинской

    помощи, образования, трудоустройстве, улучшении материального

    положения, жилищных и бытовых условий, в реализации духов­
    ных запросов;


  • вовлекать инвалидов в члены Общества, вести широкую про­
    паганду деятельности ВОИ;

  • участвовать в проводимых другими организациями програм­
    мах и осуществлять собственные программы по медицинской, про­
    фессиональной и социальной реабилитации инвалидов;

  • взаимодействовать с государственными и общественными
    организациями и движениями, действующими в интересах инва­
    лидов;

  • развивать международные связи инвалидов и организаций
    инвалидов;

  • организовывать научные и социологические исследования по
    проблемам инвалидности;

  • осуществлять предпринимательскую, хозяйственную, произ­
    водственную и иную не запрещенную законодательством деятель­
    ность для обеспечения программ ВОИ и решения уставных задач:

— свободно распространять информацию о своих целях и дея­
тельности, осуществлять в установленном порядке редакционно-
издательскую деятельность, иметь свои печатные органы и иные
средства массовой информации.

Принципы деятельности ВОИ:

  • гуманизация и милосердие;

  • уважение личного достоинства и мнения каждого инвалида,
    недопущение дискриминации инвалидов в зависимости от катего­
    рии, причины и тяжести инвалидности, возраста, пола, нацио­
    нальности;

  • приоритетная поддержка членов Общества, находящихся в
    наиболее тяжелом положении;

  • выборность всех органов снизу доверху;

  • гласность в работе органов ВОИ, доступность информации о
    деятельности ВОИ, обязательный учет мнения членов Общества
    при выработке и принятии решений;

  • посильное участие членов ВОИ в работе организаций ВОИ
    и др.

Членами ВОИ могут быть инвалиды, родители, опекуны и по­печители инвалидов, а также граждане, активно работающие в Обществе, достигшие 16 лет, проживающие на территории Рос­сийской Федерации, признающие и выполняющие Устав и Про­грамму ВОИ.


Прекращение членства во Всероссийском обществе инвалидов производится:


  • по личному письменному заявлению члена ВОИ;

  • в случае исключения из членов ВОИ.

Средства Всероссийского общества инвалидов образуются:

  • из вступительных и членских взносов членов ВОИ;

  • доходов от предпринимательской, хозяйственной, производ­
    ственной, издательской и другой не запрещенной законодатель­
    ством деятельности, лотерей, аукционов, выставок и других ме­
    роприятий, проводимых ВОИ;

  • добровольных взносов и пожертвований юридических и фи­
    зических лиц;

  • поступлений от благотворительных акций;

  • дарений учреждений, организаций и граждан, в том числе
    иностранных;

— других поступлений, не запрещенных законом.
Средства ВОИ расходуются в соответствии с задачами и про­
граммами Общества.

В случае прекращения деятельности ВОИ его средства и иму­
щество используются на цели и в порядке, предусмотренном на­
стоящим Уставом.

1.12. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ

Всероссийское общество слепых (ВОС) — добровольная обще­ственная организация инвалидов I и II групп по зрению, создан­ная в целях их социальной защиты, действующая на основе само­управления в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации.

ВОС осуществляет деятельность под руководством своих выбор­ных органов на основе демократических принципов.

Центральные, республиканские (республик в составе Россий­ской Федерации) правления, а также краевые, областные, Мос­ковское городское и Санкт-Петербургское правления (в дальней­шем местное правление) ВОС представительствуют по делам Об­щества в государственных, общественных и других организациях.

Всероссийское общество слепых в случаях и порядке, предус­мотренных законодательством, обладает правом законодательной инициативы и полномочно вносит в соответствующие органы про­екты законов, постановлений и предложений по изменению и дополнению законодательства по вопросам, связанным с деятель­ностью Общества и положением инвалидов по зрению.


Всероссийское общество слепых самостоятельно или в блоках и движениях участвует в выборах в федеральные, местные предста­вительные органы, выдвигает кандидатов в Государственную Думу и Совет Федерации, в местные представительные органы.

Цели и задачи ВОС:


  • защита прав и интересов инвалидов по зрению;

  • их социальная реабилитация и интеграция;

  • приобщение к труду, культуре, спорту;

  • развитие общественной активности;

  • содействие государственным и общественным организациям
    в решении этих задач, г

Основные направления деятельности ВОС:

  • выявлять слепых граждан, вести их учет и вовлекать в члены
    ВОС. Привлекать зрячих граждан к участию в работе Общества;

  • популизировать деятельность Общества;

  • совместно с государственными органами участвовать в раз­
    работке индивидуальных и комплексных программ реабилитации
    инвалидов по зрению и оказывать содействие в их реализации;

  • для осуществления уставных задач создавать республиканс­
    кие, местные, первичные организации и группы ВОС, производ­
    ственные объединения, учебно-производственные и другие пред­
    приятия, типографии, издательства, кооперативы, конструкторс­
    кие бюро, базы снабжения, институты повышения квалифика­
    ции, институты реабилитации, школы восстановления трудоспо­
    собности слепых, специализированные магазины по продаже то-

варов инвалидам по зрению, музыкально-эстрадные объединения, дома культуры, клубы, санатории, дома и базы отдыха и другие учреждения;

  • осуществлять производственное и профессиональное обуче­
    ние и повышение квалификации работающих;

  • организовывать рациональное трудоустройство слепых на соб­

    ственных предприятиях и в учреждениях, принимать меры к тру­

    довому устройству слепых на государственных предприятиях и в
    учреждениях, на предприятиях других организаций, в сельском,
    хозяйстве; оказывать им содействие в развитии индииидуальной
    трудовой деятельности;


  • способствовать созданию благотворительных условий работы
    предприятий и организаций ВОС, развитию предпринимательс­
    кой деятельности в Обществе;

  • развивать изобретательскую и рационализаторскую деятель­
    ность на предприятиях и организациях ВОС. Осуществлять разра­
    ботку современных конструкций технических приборов, специ­
    альных приспособлений, облегчающих труд слепых в простран­
    стве, привлекать к этому министерства, государстненные комите­
    ты, ведомства, НИИ и предприятия. Участвовать в формировании
    доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;

  • шефствовать над школами-интернатами для слепых и слабо­
    видящих детей, способствовать повышению общеобра юпательно-
    го уровня взрослых слепых и организовывать их обучение чтению
    и письму по системе Брайля;

  • создавать условия для развития личности, удовлетворения, ее
    духовных вопросов. Осуществлять нравственно-эстетическое воспи­
    тание, экономическое и правовое образование членов Общества;

  • учреждать газеты и журналы, выпускать научно-техничес­
    кую, художественную и другую литературу;

  • содействовать органам здравоохранения в улучшении меди­
    цинской помощи слепым, в проведении работы по предупрежде­
    нию слепоты, сохранению остаточного зрения, а также осязания
    и слуха;

  • принимать меры к улучшению бытового обслуживания и
    жилищных условий членов Общества. В установленном законом
    порядке распределять жилую площадь, построенную или приоб­
    ретенную на средства ВОС;

  • поддерживать связи и деловые контакты с общестепными

    объединениями и организациями, занимающимися проблемами

    инвалидов;


  • вступать в международные общественные организации инва­
    лидов, заключать с ними соглашения, участвовать в осуществле­
    нии мероприятий, не противоречащих международным обязатель­
    ствам Российской Федерации;

устанавливать отношения с благотворительными фондами и
организациями, организовывать работу по сбору добровольных

|; пожертвований в пользу Общества.

Членами ВОС могут быть граждане Российской Федерации, 1 постоянно проживающие на территории Российской Федерации, I достигшие 14 лет и являющиеся инвалидами I и II групп по зре-' нию. ■

Членами ВОС могут быть также инвалиды III группы по зрению и зрячие граждане, принимающие активное участие в деятельнос­ти Общества.

Инвалиды I и II групп по зрению, не являющиеся членами ВОС, учитываются первичными организациями ВОС. Принципы деятельности ВОС:

  • все руководящие органы Общества избираются членами ВОС
    и регулярно перед ними отчитываются;

  • организации Общества осуществляют свою деятельность на
    основе настоящего Устава и решений вышестоящих органов Об-

| щества;

  • решения принимаются большинством голосов;

  • нижестоящие органы подчиняются вышестоящим в пределах
    их полномочий.

1.13. ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ

Всероссийское общество глухих (ВОГ) — добровольная обще­ственная организация инвалидов I и II групп по слуху, созданная в целях их социальной защиты, действующая на основе самоуп­равления в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации.

ВОГ осуществляет свою деятельность под руководством своих выборных органов на основе демократических принципов.

Всероссийское общество глухих в случаях и порядке, предус­мотренным законодательством, обладает правом законодательной инициативы и полномочно вносить в соответствующие органы проекты законов, постановлений и предложений по изменению и дополнению законодательства по вопросам, связанным с деятель­ностью Общества и положением инвалидов по слуху.


Всероссийское общество глухих самостоятельно или в блоках и движениях участвует в выборах в федеральные, местные предста­вительные органы, вьщвигает кандидатов в Государственную Думу и Совет Федерации, в местные представительные органы.

Цели ВОГ:


  • защита прав и интересов инвалидов по слуху;

  • приобщение к труду, культуре и спорту;

- развитие общественной активности;

— содействие государственным и общественным органам в ре­
шении этих задач.

Задачи ВОГ:

— выявить глухих граждан, вести их учет и вовлекать в члены