reforef.ru 1




Содержание
Введение 3

  1. Характеристика понятий «функция» и «форма»

и их классификация 5

  1. Основные функции физической культуры 10

  2. Специфические функции физической культуры 15

    1. Специфические образовательные функции 16

    2. Специфические прикладные функции 17

    3. Рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции 25

Заключение 27

Список литературы 30


Введение
Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании»1.

Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. «Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника творческих сил, бодрого, жизнерадостного ощущения»2.

Физическая культура - явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.


Этим определяется актуальность данного исследования. Цель курсовой работы – рассмотреть функции физической культуры. Объект данной курсовой – специфические и основные функции физической культуры. Предмет – физическая культура, как социальный феномен.

Задача данной работы - рассмотреть основные и специфические функции физической культуры, значение данных функций для развития и совершенства здорового общества в целом и каждой отдельной личности.
1. Характеристика понятий «функция» и «форма» и их классификация
Первым шагом для оценки любого явления, предмета является определение его функциональной стороны и структурной. Для того чтобы охарактеризовать содержание и форму физической культуры вводятся понятия: «функция» и «форма». Термин «функция» в общественных науках связан с понятием «функционировать» - действовать, воздействовать.

Под функциями физической культуры понимаются «присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определённые потребности личности и общества». Функции физической культуры реализуются в полной мере не сами по себе, а главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей.

Функции физической культуры неотделимы от определённых форм, на основе которых они проявляются. Термин «формы» означает то, что структурно отличает виды и разновидности физической культуры, т.е. их структурную определенность, оформленность. Под видами подразумеваются крупные сочетания элементов физической культуры, а под разновидностями - менее крупные формы, представляющие собой варианты видов. Функции и формы физической культуры необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо функция и форма не существуют независимо друг от друга и взаимно обусловливают друг друга.


Общая культура



Физическая культура





Формы

Функции







Р

а

з

н

о

в

и

д

н

о

с

т

и


В

и

д

ы


О

б

щ

и

е

С

п

е

ц

и

ф

и

ч

е

с

к

и

е



Схема 1. Формы и функции физической культуры
Следует различать специфические и общие функции физической культуры. Рассмотрим основные положения, на базе которых осуществлено выделение конкретных функций и форм физической культуры и их классификация (схема 2).

1. С точки зрения диалектики, основными признаками выделения тех или иных функций и форм физической культуры могут браться лишь свойства, объективно присущие ей в действительности, реальные отношения с другими сферами жизни. В этой связи нельзя физической культуре приписать те специфические функции, которые ей не свойственны. К примеру, спортсмен в процессе занятий формирует, совершенствует свои эстетические ценности. Но эти эстетические вкусы, чувства, идеалы обусловлены преимущественно двигательной, физической сферой деятельности, они не обладают всем богатством эстетических свойств, которые дает искусство. Для спорта же они являются второстепенными, не основополагающими.


2. специфическими функциями физической Культуры правомерно считать лишь такие, в которых выражаются ее особенности, отсутствующие у других видов общей культуры. Поэтому не все, что достигается с помощью физической культуры, можно отнести к специфическим функциям. К примеру, через спортивную деятельность человечество познает свои потенциальные возможности, однако для спорта познание вообще не является спецификой.


Функции физической культуры







Интегральные

Видовые

Эстетические





Нормативные


Обеспечение оптимизации физического состояния и развития, общей физической подготовленности

Образовательные


Прикладные

Информационные

Спортивные

Воспитательные

Рекреативные

Социализации личности


Оздоровительные


Социальной интеграции


Реабилитационные

Схема 2. Функции физической культуры

Для познания существует другая область действительности - сфера науки. Но коль скоро спорту характерно в какой-то мере свойство науки (познавать) и оно достаточно выражено, то имеется основание попытаться обнаружить взаимосвязи этих двух областей культуры - науки и физической культуры. И тогда очевидно, что одной из общих социальных функций физической культуры (но не специфических) выступает познавательная функция3.


С учетом этого целесообразно различать специфические функции физической культуры и общекультурные (общие функции). Общие функции основываются на взаимосвязях между физической культурой и другими общественными реалиями. Таким образом, если физическая культура способна оказать достаточно заметное влияние на другую область, то правомерно говорить о наличии конкретной функции. Название такой функции можно обозначить термином, совпадающим со специфическим назначением данного общественного явления.

3. Функции физической культуры необходимо рассматривать в единстве с ее формами, так как функция и форма не могут существовать абсолютно независимо друг от друга. Функция не может проявиться вне реального способа существования конкретного вида физической культуры, вне формы. Более того, каждая форма имеет определенное назначение. К примеру, такая форма как производственная физическая культура, не может обеспечить человеку максимальное развитие физических способностей, а спорт может. Поэтому попытки выделить функции физической культуры, не соотнося их с основными формами, не могут быть удачными. В идеале было бы весьма ценным, если бы удалось корректно определить основные формы физической культуры и для каждой из них выявить всю систему функций.

4. Всестороннее полноценное представление о формах и функциях физической культуры можно получить, если исходить из положения, что физическая культура органически включена в общую социальную структуру и имеет множество связей с другими сторонами общественной действительности. При этом физическая культура в решающей мере определяется основными чертами структуры образа жизни людей. Отсюда принципиальные особенности ее отдельных форм существенно обусловлены особенностями тех социальных сфер, в которые включены данные формы. Так, физическая культура, существующая в системе производства, серьезно отличается от физической культуры, функционирующей в условиях повседневного быта. А обе эти формы разнятся от физической культуры в системе образования. Следовательно, при выделении отдельных форм физической культуры надо исходить из основных социально значимых областей, в которых физическая культура играет существенную роль.

2. Основные функции физической культуры
Важнейшей специфической функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Функции физической культуры частного характера4:


  1. образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;

  2. прикладные - имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;

  3. спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;

  4. рекреативные и оздоровительно-реабилитационные, связанные с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить:

  1. воспитательную,

  2. нормативную,

  3. эстетическую.

Ценности, продуцируемые в сфере физической культуры, для многих наук являются источником новых фактов и закономерностей, в том числе и для педагогики. В этом заключается информационно-трансляционная функция физической культуры, которая связана с ее ценностным содержанием.

Большие расхождения в представления о функциях физической культуры затрудняют создание единой научной концепции. Изучение социальных функций позволяет глубже вникнуть в сущность физической культуры, лучше представить ее роль и место в обществе. Доктор педагогических наук профессор Н.И.Пономарев выделяет 4 типа функций физической культуры, тесно связанных с материально-производственной, социальной, политической и духовной сферами жизнедеятельности общества5.


Материально-производственная функция физической культуры является фундаментальной по отношению к другим функциям: социальной, политической и духовной.

Материально-производственная сфера:

а) функция производства и воспроизводства человеческой жизни способствует формированию и совершенствованию биологической (телесной) организации человека, участвует в общем процессе продолжения человеческого рода. Эта функция подразделяется на более конкретные:

- оздоровительную, благодаря которой физическая культура способствует сохранению и повышению общего состояния здоровья людей;

- рекреативную, назначение которой восстанавливать физические и психические силы человека с помощью средств физического воспитания: туризма, гимнастики, различных игр, использования природных факторов (физическая рекреация – использование игровых и других элементов физической культуры для активного отдыха; рекреация от латинского recreatio – отдых и французского – recreatif – cодержащий в себе элементы развлечения, занимательности);

- лечебную, в соответствии с которой с помощью средств физической культуры восстанавливают разрушенные органы и функции человеческого организма;

б) профессионально-прикладная, назначение которой – обучение и совершенствование профессиональных навыков и умений работников различных специальностей посредством физических упражнений. Она включает:

- функцию совершенствования профессиональных навыков и умений работников различных сфер производства;

- производственно-профилактическую, с помощью которой предупреждаются производственные травмы и профессиональные заболевания;

- производственно-стимулирующую, благодаря которой поддерживается работоспособность и снижается утомление во время работы.

Социальные функции – это функции, которые характеризуют особенности функционирования физической культуры и спорта применительно к различным социальным группам. Ее разновидности:


- социализирующая, назначение ее способствовать процессу социализации личности, связанной с физической культурой (т.е. личность приобретает определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные роли);

- коммуникативная, функция межличностных отношений, благодаря которой люди вступают в процесс общения как физического, так и духовного;

- интегративная, в соответствии с которой происходит объединение людей в различные социальные группы – спортивные клубы, коллективы и т.д.;

- зрелищная – наиболее характерна для спорта. Благодаря ей люди удовлетворяют свои потребности в зрелищах;

- семейно – бытовая – физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные семьи);

- воспитательная – благодаря ей происходит процесс целенаправленного формирования личности;

- престижная – дух состязательности помогает самоутвердиться как личности, добиться признания спортивного результата обществом.

Политические функции. Так как физическая культура и спорт связаны с другими социальными сферами, то они включены в политическую жизнь общества, т.е. осуществляют определенные политические функции. (Например, попытка сорвать Олимпийские игры в Москве: решение администрации американского президента Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских игр, по мнению конгресса, сильнее экономических санкций);

- военно – прикладная – связана с совершенствованием профессиональных навыков и умений военнослужащих;

- классовая – зависимость от интересов классов и слоев общества, которые она выражает;

- агитационно – пропагандистская, благодаря которой в сфере физической культуры и спорта проводится пропаганда преимуществ соответствующего социального и государственного устройства;

- управленческая (регуляторная) – функционирование и развитие физической культуры осуществляется под воздействием государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных органов управления;


- отвлечение – как средство отвлечения отдельных личностей и социальных групп от антиобщественных поступков;

- сотрудничества – укрепление сотрудничества между спортивными представителями различных стран посредством соревнований, обмена тренерами и спортсменами.

Духовные функции:

-мировоззренческая, данные функции отражают идеологическая, особенности проявления философская, форм общественного научная, сознания в сфере ФК идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная

- творческая – способность принимать решение в экстремальной ситуации, поиск нового, нестандартного;

- информационная – состоит в культурной связи поколений (накопление, сохранение и передача социального опыта физической культуры);

- нормативно-оценочная – нормирование общественной потребности в развитии физической способности членов общества (они имеют нормативную и оценочную сторону – эталоны, нормативы);

- гедонистическая – выражается в том, что люди, занимаясь физическими упражнениями, получают физическое и духовное удовольствие от этих занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления;

- катарсическая (функция «очищения») состоит в том, что с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение. После активной двигательной деятельности наступает приятное психическое состояние;

- эстетическая – формирование эстетических способностей (относят и к воспитательным).

Все функции – материально-производственная, социальная, политическая и духовная – находятся в диалектическом единстве.

Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо повысить физическую активность людей.


Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и духовные функции.

Будучи органически включенной в образ жизни, физическая культура испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, она выступает как активный фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры. Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические функции и общекультурные.


3. Специфические функции физической культуры
Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Специфические функции выражают социальное бытиё физической культуры как общественного явления, её способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания в широком смысле слова6. Им выделено четыре группы (по признакам общности их проявления):


  1. Общее развитие и укрепление организма.

  2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.

  3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени.

  4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Уточняя и конкретизируя специфические функции физической культуры Л. П. Матвеев7 выделяет следующие из них: образовательные, прикладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационные.

Специфические функции различных видов физической культуры и их проявление в различных сферах





Специфические образовательные функции


Специфические прикладные функции


Специфические спортивные функции

Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции




В системе образования

В сфере производственной и служебной деятельности


В сфере спорта высших достижений

В сфере организации досуга и восстановительных мероприятий

Схема 3. Специфические функции различных видов физической культуры и их проявление в различных сферах8
3.1. Специфические образовательные функции
В системе образования и воспитания (детский сад, школа, профессионально-техническое училище, техникум, лицей, колледж, высшее учебное заведение) эта функция выражена наиболее ярко. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.

Физкультурная практика свидетельствует, что в результате систематических занятий заметно совершенствует двигательный и вестибулярный анализаторы, возрастает сама способность к быстрому и эффективному освоению новых движений. Овладение разнообразными двигательными умениями и навыками в сочетании с параллельным воспитанием физических качеств повышает не только двигательную культуру человека, но и формирует особый стиль двигательной деятельности. С одной стороны, движения физкультурника обладают высокой экономичностью (тратится меньше энергии), с другой – в случае необходимости они всегда будут более результативными.


Еще одна образовательная функция заключается в том, что характер преимущественной двигательной деятельности будет обуславливать специфику приобретенных в результате занятий способностей. Так, в гимнастике, акробатике, прыжках в воду, т.е. там, где человек старается освоить большое разнообразие двигательных умений и навыков, высокой степени развития достигает способность к овладению новыми движениями. В движениях циклического характера (плавание, бег, лыжи и др.) совершенствуются уже другие способности – экономичность, ритмичность, способность к расслаблению и эффективному использованию движущих сил.
3.2. Специфические прикладные функции
Использование физической культуры в системе подготовки человека к конкретной деятельности является делом государственной важности. Имеется немало профессий, которым обучают в системе ПТУ, техникумах, институтах, университетах требующих достаточно хорошей профессиональной прикладной подготовки. Она включает в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет будущей профессиональной деятельности, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых имеет немаловажную роль для развития профессионально важных способностей. Таким образом, физическая культура выступает здесь как фактор профессионально-прикладной физической подготовки9.

«Спортивные функции»

Занятия физическими упражнениями без стремления к превышению превращаются в обычную игру, или, физическое воспитание, где целью и мотивом выполняемых движений может быть получение удовольствия, укрепление здоровья, снятие утомления и др., но не максимальное развитие своих способностей. Упражняясь подобным образом, человек обычно не проявляет максимальных усилий систематически, и вполне естественно, что такая деятельность, не вызывающая предельных усилий, не может служить эффективным средством совершенствования его физических сил. Таким образом, исключение из спорта соревновательных начал превращает его в другую реальность.


Отсюда становится понятным, чтобы считаться спортом в настоящем понимании этого термина, ему должны быть внутренне присущи такие свойства, которые бы активно побуждали человека к постоянному стремлению улучшать свои результаты. При анализе нами обнаружено, что основными обязательными структурными образованиями спорта являются следующие взаимосвязанные между собой компоненты: усилие, препятствие, достижение, соревнование. При этом оказывается, что спорт как специфический вид деятельности может существовать только при наличии в нем этих четырех признаков. Исключение хотя бы одного из них переводит спорт, как уже было подчёркнуто, в другую реальность.

Известно также, что любая социально значимая деятельность человека имеет определенную цель, наличие специфических для ее реализации средств, личную побудительную мотивацию, а также соответствующую данной деятельности форму реализации.

Логично в связи с этими положениями общей теории деятельности полагать, что основной целью собственно-соревновательной деятельности конкретного спортсмена является производство личного спортивного достижения, которое может оказаться и рекордом того или иного уровня. Средством реализации этой цели, безусловно, может считаться выполняемая мышечная работа, обобщенно названная термином «усилие». Побудительным мотивом служит стремление преодолеть то или иное препятствие. Соревнование же выступает в качестве формы деятельности, обеспечивающей реализацию поставленной цели. И в этом плане именно соревнование, как объединяющее начало по отношению к другим элементам, правомерно считать ядром спорта. Для полного представления о функции достижения, в полной мере присущей лишь спорту, необходимо рассмотреть основные составляющие спортивной деятельности.

Материальной основой спорта в приведенной выше его структуре выступает категория усилия (т.е. определенные мышечные, волевые или интеллектуальные действия). Чаще всего в спорте усилия носят не изолированный, а комплексный характер. Спортивная тренировка развивает у человека, прежде всего саму способность к проявлению не просто усилий, а именно максимальных усилий, специфичных для разных видов спорта (в метаниях - взрывной силы, в спринте - быстроты, в марафоне - предельной выносливости, в гимнастике - максимальной сложности и точности движений и т.д.)10.


В других, кроме спорта, видах физкультурной практики максимальные усилия обязательными не являются. К примеру, в рекреативной физической культуре, когда человек хочет просто поиграть в футбол для своего удовольствия, он вряд ли станет упражняться в ударах по мячу до такой степени владения техникой и силой удара, как это имеет место в спорте. Поэтому в спорте стремление к максимальному проявлению усилий является основным фактором совершенствования специфических и иных способностей человека, определяющих его спортивный результат. А сами условия соревновательного сопоставления мастерства служат дополнительным стимулом для демонстрации максимальных усилий и тем самым побуждают спортсмена систематически совершенствовать необходимые способности, умения и навыки.

Вместе с тем значительные усилия, особенно на максимальном уровне, сами по себе вне категории препятствия (т.е. специфического для спорта мотива побуждения) вряд ли возможны. Выполняя любую работу, человек обычно заинтересован в том, чтобы видеть её результаты. И эти конкретные результаты будут служить ему своего рода дополнительным стимулом к совершенствованию. Отсюда в спортивной деятельности, где результат тренировочной работы далеко не всегда реально осязаем (допустим, сразу после тренировки утомленный спортсмен совсем не уверен, что занятие принесло ему пользу), необходимы свои видимые критерии, служащие мотивом к проявлению максимальных усилий. Таковыми выступают самые разнообразные препятствия (вес поднимаемой штанги, дальность полета копья, время преодоления дистанции; побежденный в единоборстве соперник и т.д.). Преодоление препятствий стимулирует спортивную деятельность, вызывает и обеспечивает максимальные напряжения. И в этом плане именно постоянное преодоление препятствий, будь то в тренировочной или соревновательной деятельности, даёт возможность спортсмену оценивать свои силы и соответственно их развивать.

При этом в спорте, в отличие от других видов деятельности (труда, науки, искусства), наблюдается четко выраженная тенденция к постоянному повышению препятствий. Выполняемые элементы в фигурном катании усложняются, вес штанги увеличивается, планка для прыжков в высоту поднимается. Величина препятствия в данном случае является объективным показателем или измерителем проявленного усилия. Субъективным критерием величины препятствия остается внутреннее ощущение эмоционального напряжения, степень утомления, ощущение борьбы с самим собой и т.п. И в этом смысле, очевидно, что спорт - это, прежде всего преодоление самого себя, своего внутреннего состояния. Поэтому, кроме прочего, он по праву признается одним из эффективных средств воспитания волевых качеств. И в обществе, пожалуй, нет лучшего средства для воспитания воли в сфере двигательной деятельности11.


Следующим атрибутом спорта выступает компонент - достижения. Спортивное достижение является, с одной стороны, целью спортивной деятельности, с другой - объективным выражением проявленного усилия и преодоленного препятствия. Оно как бы аккумулирует в себе как усилие, так и препятствие и может выступать в различных величинах - от личного или коллективного достижения, до национальных и мировых рекордов.

Хотя достижения в спорте и являются целью спортсмена, однако эта цель не представляется конечной. Истинная ценность достижения заключается в стимулировании последующего достижения. Дело в том, что без первичного достижения не могло бы возникнуть и последующего, т.е. прогресс в спорте был бы практически незаметен и невозможен. Поэтому достижения - не только мера проявленного усилия, но и своего рода установка на дальнейшее существование спорта как вида добровольной деятельности. Спорт с его довольно контрастными уровнями спортивных результатов одинаково притягателен как для новичков, так и для мировых рекордсменов, благодаря возможности превзойти, превысить существующий для каждого из них личный результат. И хотя для начинающего этот результат может быть довольно скромным, но он потребовал от спортсмена его предельного на данный период усилия, и в силу этого становится уже субъективно значимой ценностью. Кроме того, спортивные достижения, особенно в сфере большого спорта, получают общественное признание, служащее дополнительным фактором для их постоянного роста.

Вместе с тем, рассмотренные категориальные признаки спорта (усилие, препятствие, достижение) еще недостаточны для того, чтобы спорт мог существовать в обществе. Способ его бытия всецело определяется наличием своеобразной формы, которая называется соревнованием.

Соревнование как способ сопоставления сил и способностей многих людей, в настоящее время существует не только в спорте. Оно широко распространено и в других областях жизни (в труде, науке, искусстве и т.д.). Однако исключительно в спорте оно проявляется в наиболее полной мере и в наиболее чистом виде. Идея соревнования предполагает проведение по обусловленным правилам сопоставление сил, способностей и результатов деятельности, в которой каждый участник стремится одержать победу. Соревнование в спорте имеет свою ярко выраженную специфику и во многих случаях отличается от соревнований в других областях действительности. Система обязательных признаков спортивного соревнования выглядит следующим образом12:


  1. чисто символический характер победы, т.к. при этом не создаются материальные ценности;

  2. единство и взаимосвязь двух противоречивых сторон - сотрудничества и противоборства. Это противоречие не носит разрушительного (как на войне) характера, оно выступает как необходимый способ его проведения вообще;

  3. обязательное наличие гласности, т.к. соревнования всегда открыты для непосредственного или опосредованного наблюдения. Закрытые для зрителя соревнования мало для кого представляют интерес, их ценность резко снижается;

  4. соблюдение определенных правил соревнований и обусловленных взаимоотношений с соперниками для всех участников строго обязательны (нарушение приводит к наказанию);

  5. состав действий соревнующихся строго унифицирован (оговоренная правилами дистанция, вес снаряда, противника и т.д.);

  6. способы оценки результатов имеют чётко выраженные и заранее обусловленные критерии;

  7. условия соревнования обязательно равны для всех участников, никто не имеет заранее какого-либо преимущества. Последовательно выдерживается принцип равенства шансов;

  8. существование специального аппарата судейства;

  9. соблюдение определенных ритуалов и традиций, праздничная обстановка начала и окончания соревнований, награждение победителей.

Все эти признаки, как уже указывалось, в спортивном соревновании обязательны, для соревнований в других областях действительности некоторые из них могут отсутствовать. Особенно стоит отметить ценность соревнований в плане развития самого спорта и спортивного движения. Она может быть выражена в следующих положениях13:

  1. соревнования служат средством приобщения к спорту, т.к. люди значительно чаще наблюдают не тренировочные занятия, а соревнования и таким образом получают соответствующие представления о спорте;
  2. соревнования служат фактором прогресса не только в спорте, но. и в других формах физической культуры. Они побуждают поиск наиболее эффективных средств и методов общей и специальной подготовки спортсменов. Апробированные в спорте рациональные способы увеличения работоспособности человека внедряются и используются в сфере физического воспитания, профессионально-прикладной физической подготовки летчиков, космонавтов, подводников, монтажников и т.д.;


  3. соревнования позволяют выявлять как индивидуальные, так и командные достижения, что даёт возможность сравнивать уровни спортивных достижений в различных странах и в определенной мере свидетельствовать о массовости развития спорта.

Функциональная роль соревнования в спорте заключается в том, что каждый участник стремится стать либо первым, либо превысить свой личный результат. Соревновательные условия повышают уровень усилий и побуждают человека максимально проявить свои силы, умения, волю. Вся история спортивной деятельности свидетельствует о страстном желании превысить, обогнать, победить. Стремление человека к сопоставлению себя с другими, наряду с потребностью в творческом труде, познании, общении является сущностной силой и потребностью человека. Поэтому без присущего личности порыва на опережение, спорт не получил бы массового развития, о чем красноречиво свидетельствует рост числа-участников Олимпийских игр, рост национальных и мировых достижений, популярность спорта как массового явления14.

Существование у спортсмена стремления к достижению подтверждается тем фактом, что при отсутствии личного прогресса он теряет интерес к спорту, прекращает активные занятия и уходит из него. Рекордные результаты всегда несут в себе стимул на последующие достижения и в этом плане они служат своеобразным источником, порождающим у спортсмена новые, более значительные усилия. Поэтому данная функция заключается в том, что достижения, как цель деятельности, содержат в себе постоянную, непреходящую установку сделать лучше, быстрее, сильнее. Любое достижение люди пытаются не просто повторить или приблизиться к нему, а стремятся его превзойти, улучшить. В свою очередь подобное - стремление формирует и усиливает у человека потребность в опережении.

3.3. Рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции

Как известно, важной основой нормального функционирования человеческого организма является его двигательная деятельность, вызывающая обязательный расход мышечной энергии. Для организма не имеет особого значения, в какой форме осуществляется двигательная деятельность, то ли в виде физического труда, то ли в форме физических упражнений. Однако с учетом принципиального несовпадения целей труда и физических упражнений роль физкультурной физической работы, как оздоровительного фактора, неизмеримо более высока, т.к. в этом случае нагрузку можно легко определять и дозировать практически для любого индивида, для любого психического и физического состояния организма. С помощью определенных физкультурных программ возможно решение лечебных задач восстановления работоспособности, поддержания физической кондиции, увеличения физической работоспособности и т.д.


Физическая культура является незаменимым средством удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной деятельности, и в этом плане выполняет компенсаторную роль при дефиците мышечной активности. Значение физической культуры, как фактора удовлетворения двигательных потребностей, обусловлено, прежде всего, тем, что человек формировался с момента своего появления как деятельное существо. Двигательная активность всегда была, есть и будет оставаться абсолютно необходимым условием нормального функционирования, развития и существования человеческого организма. Поэтому физическая бездеятельность неизбежно вызывает различные болезни. Аристотель более двух тысяч лет назад заметил: «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие!»15. Современная наука причину появления болезней века, особенно сердечно-сосудистых, связывает, кроме, прочего, с гипокинезией, слабой двигательной деятельностью. Отсюда и возникает необходимость внедрения физической культуры в повседневный образ жизни человека.

Коль скоро речь зашла о повседневной физической культуре, то выскажем следующее предположение. Психологически человек готов заниматься такой деятельностью, которая ему не только необходима, но и приносит удовольствие, развлечение. Поэтому в развитых странах все большую популярность и развитие получают рекреативные формы физкультурных занятий: массовые спортивные игры, различные виды туризма, охота, рыбалка, плавание и купание, лыжные прогулки и т.д. Следовательно, в будущем рекреативная направленность физической культуры неизменно будет возрастать, возможно, в ущерб спортивной и образовательной. Большие перспективы, очевидно, ожидает в будущем так же лечебное направление в физической культуре.

Немаловажна также роль гигиенических факторов в укреплении и поддержании здоровья. Соблюдение режимов сна, питания, личной гигиены в сочетании с разумными физическими нагрузками значительно укрепляет не только здоровье и повышает физическую работоспособность, но и обеспечивает творческое долголетие.


Заключение
Таким образом, физическая культура является незаменимым средством удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной деятельности. Значение физической культуры, как фактора удовлетворения двигательных потребностей, обусловлено, прежде всего, тем, что человек формировался с момента своего появления как деятельное существо. Двигательная активность всегда будет оставаться важным условием нормального функционирования, развития и существования человеческого организма. И необходимым условием нормального функционирования человеческого организма, поскольку физическая бездеятельность неизбежно вызывает различные болезни.

Вполне естественно, что в реальной жизни помимо отмеченных типичных целей могут иметь место их разные сочетания (к примеру, восстановить работоспособность и приступить к ее повышению). Кроме того, цели участия в физической культуре могут меняться в зависимости от возраста, условий жизни, наличия возможностей и т.д.

Особенность реализации функций состоит в том, что в зависимости от целевой установки, человек выбирает себе ту форму физической культуры и то ее содержание, которые наиболее адекватны именно для данной цели. А уже отсюда степень проявления функций физической культуры будет всегда зависеть от цели участия в физкультурных занятиях, а также от самой формы ее существования.

Одним из важнейших компонентов физической культуры выступает следующий: достижения. Спортивное достижение является, с одной стороны, целью спортивной деятельности, с другой - объективным выражением проявленного усилия и преодоленного препятствия. Оно как бы аккумулирует в себе как усилие, так и препятствие и может выступать в различных величинах - от личного или коллективного достижения, до национальных и мировых рекордов.

Хотя достижения в спорте и являются целью спортсмена, однако эта цель не представляется конечной. Истинная ценность достижения заключается в стимулировании последующего достижения. Дело в том, что без первичного достижения не могло бы возникнуть и последующего, т.е. прогресс в спорте был бы практически незаметен и невозможен.


Общекультурная функция физической культуры - нормативная, сущность которой состоит в том, что в процессе физкультурной практики вырабатываются, конкретизируются и закрепляются определенные нормы, имеющие оценочное и регулирующее значение, т.е. являющиеся как бы эталонами для оценки достигнутого уровня физической культуры личности. Они оказывают существенное влияние на отношение обучающихся к физической культуре; эстетические функции физической культуры связаны с ее специфическими свойствами удовлетворять потребности человека в физическом совершенстве и ее общекультурным значением как одного из действенных средств всестороннего гармонического развития личности и определяются в решающей мере идейными, воспитательными, общесоциальными основами ее организации16.

Физическая культура может быть использована в качестве средства достижения многих социально значимых целей. Среди них центральной является проблема формирования физической культуры личности человека. Благодаря занятиям физической культуры осваиваются выразительные движения, формируется представление о прекрасном в движении, способность переживать это чувство при выполнении упражнений. Расширяются двигательные возможности, а переживания обогащаются положительно окрашенными эмоциями, делают жизнь эмоционально насыщенной.

Гармоничное тело, правильная осанка, энергичная походка, пластичные движения - вот далеко не полный перечень качеств, воспитываемых физической культурой. Неумение правильно держать своё тело влияет не только на внешний вид, но и на состояние их внутренних органов. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем. Дефект осанки может стать причиной моральных переживаний. Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки - физические упражнения. Данная взаимосвязь функций физической культуры определяет значимость физической культуры, как компонента гармоничного развития личности.

Список литературы


  1. Бальевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека. //Геор. и практ. физ. культ, 1991, № 7, с. 37-39.

  2. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физ. культ.: воспит., образов, тренир., 1996, № 1, с. 27-32.

  3. Выдрин В.М. Методологические проблемы теории физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1984, Me б, с. 5,

  4. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учебн. пос. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988, 45 с.

  5. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: Учебн. пос. - Воронеж: ВГУ, 1991, 160с.

  6. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование /Теор. и практ. физ. культ., 1995, N 5-6, с. 15-17.

  7. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВДКИФК, 1985, 132 с.

  8. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. М., 2001.

  9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Часть 1. Введение в общую теорию физической культуры). Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений : - М.РГАФК. 2002.

  10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

  11. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физ. культ.: воспит., образов., тренир., 1996, № 1, с. 11-17.

  12. Николаев Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры: Автореф. дисс. Л., 1976.

  13. Пономарев Н.И. Еще раз о теории физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1985, NB 6, с. 46-49.

  14. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004.
  15. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей редакцией Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). М.,: Физкультура и спорт, 1976.


  16. Теория и методика физической культуры /Под общей редакцией Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001.

  17. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  18. Шитиков Г.Ф. Теоретико-методические особенности физической рекреации школьников /Актуальн. пробл. физ. культ, как учебн. дисципл. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1986, с. 59.




1 Бальсввич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2

2 . Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование /Теор. и практ. физ. культ., 1995, N 5-6, с. 15

3 Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВДКИФК, 1985, стр.65

4 Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2004., стр.147

5 Пономарев Н.И. Еще раз о теории физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1985, с. 46.

6 Выдрин В.М. Методологические проблемы теории физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1984, Me б, с. 5,

7 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Часть 1. Введение в общую теорию физической культуры). Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений : - М.РГАФК. 2002., стр.95

8 Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физ. культ.: воспит., образов., тренир., 1996, № 1, с. 11-17.


9 Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. М., 2001., стр.47

10 Теория и методика физической культуры /Под общей редакцией Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001., стр.24

11 Бальсввич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека. //Геор. и практ. физ. культ., 1991, № 7, с. 37-39.

12 Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВДКИФК, 1985, стр. 41

13 Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физ. культ.: воспит., образов., тренир., 1996, № 1, с. 11-17.

14 . Пономарев Н.И. Еще раз о теории физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1985, NB 6, с. 46-49

15 Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физ. культ.: воспит., образов., тренир., 1996, № 1, с. 11-17.

16 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991, стр.22