reforef.ru 1


Федеральное агенство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра истории


Дисциплина: Культурология

Реферат
РУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Студент группы 1 ПЗ I

С.С.Суханова

Руководитель:

канд.ист. наук, доцент

С.Ю. Каргапольцев

Санкт-Петербург

2008

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………...3


  1. Край северный, лесной………………………………………………....4

  2. Про избу………………………………………………………………....6

  3. Деревня…………………………………………………………………..8

  4. Щит родины……………………………………………………………..9

  5. Колокольные звоны………………………………………………….…11

Заключение………………………………………………………………….…14

Приложение…………………………………………………………………...15

Список использованной литературы………………………………………...16
Введение

«Деревянное зодчество – это прежде всего зодчество народное, созданное его трудом и гением. Зодчество демократическое по своей природе, национальное по форме и реалистическое по творческому методу. В нем отражена художественная и строительная культура многих поколений наших предков. Кльтура яркая, самобытная, воплотившая в себе величие и дух создавшего ее народа, и в то же время общечеловеческая, одарившая мир шедеврами архитектуры непроходящей художественной ценности».1

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что не так давно – в 50-60-х годах 20-го века русским деревянным зодчеством интересовались, изучали описывали, составляли каталоги. Тогда же появилась и начала осуществляться идея музеев под открытым небом, где были бы собраны и отреставрированы наиболее ценные с художественной и общекультурной точки зрения памятники. Однако энтузиазм этот продержался недолго – сегодня у многих с деревянным зодчеством ассоциируется лишь многоглавая Преображенская церковь в Кижах. Уже сейчас наступило время спрашивать не «что делать?», а «быть или не быть?». Дерево – один из самых хрупких и недолговечных материалов, с которыми только приходилось иметь дело истории мировой архитектуры.

А сохранить объекты русского деревянного зодчества не так-то просто.

1.Край северный, лесной

Россия – страна лесная. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам рек и озер. По степи рыскали кочевники –печенеги, половцы, а позднее монголо-татарские орды. Лесные чащи бережно укрывали жителей, давали им приют, кров, пищу. Из дерева русский кретьянин рубил себе избу, возводил города и села, обносил крепости мощными стенами и башнями, строил церкви, мастерил почти все, что было ему нужно в быту,–от сохи до ложки. В лесу он бил зверя и птицу, добывал «пушной товар» и смолу, не мыслил без «дубравы чистой».

Давным-давно, еще в до киевского князя Владимира, принявшего христианство, славянские племена строили из дерева островерхие языческие храмы, сторожевые башни городищ, просторные жилища. Первые православные храмы тоже были деревянные.

До нашего времени дошло сравнительно немного старинных образцов народной деревянной архитектуры; большинство из них в Поволжье, на Урале, в Сибири, но главным образом – на Севере.

Русский Север – это громадный, единственный в своем роде заповедник народного деревянного зодчества. В Карельской и Коми автономных республиках, северных областях Российской Федерации – Архангельской, Вологодской, Костромской, Кировской и некоторых других – до наших дней сохранились замечатеьные памятники народного творчества, воссоздающие в своей совокупности яркую картину древнерусской архитектуры.

Русский Север – край сильных и мужественных людей, крестьян и рыбаков-поромов, охотников и лесорубов, плотников и поэтов. Закаленные в постоянной, непрерывной борьбе с суровой природой, они никогда не гнули спины перед чужими и своими угнетателями. Здесь, на Севере, никогда не было крепостного права в его законченной форме. Крестьяне платили подати, несли тяжелые «казенные» повинности, но барщины здесь не было.

Страшное проклятие крепостничества, уродовавшее человека, лишь затронуло, но не придавило северные районы страны, где распространилась так называемая черносошная форма феодальной зависимости. Это еще более укрепило и сохранило в северянах вечно живой дух вольнолюбия, горделивое сознание своей независимости, утвердившиеся еще тех времен, когда эти земли входили в состав Новгородского княжества.


Все это, конечно, сказалось на особенностях северного зодчества, вразившее языком и средствами архитектуры характер создавшего его свободолюбивого народа.

Образный лад – суровый и героический – укоренился во всем народном зодчестве и стал одной из его самых типичных и ярких особенностей. Силуэты величественных деревянных церквей и звонниц, «возвышабщихся где-нибудь в Кеми или Коле, Кондопоге или Кулиге, невольно вызывают в памяти образы былинных богатырей, стоящих в неусыпном дозоре вдоль всей северной границы Древней Руси ». 2
2.Про избу

Помимо грандиозных дворцов и храмов, есть еще один замечательный памятник архитектуры – русская изба. Простая деревенская изба.

На Севере русское деревянное зодчество сохранилось в наиболее чистом виде, не слишком замутненное позднейшими влияниями. И по сей день живы традиции народной культуры, рожденне далеком прошлом. Как и тогда, в деревнях строят все те же деревянные избы, и передают традиции от отца к сыну. Даже сли изба построена всего лишь в прошлом, ?I? веке (а более ранние, к сожалению, почти не сохранились), в ней видится характерный тип русского крестьянского жилища, всходящий к седой старине.

Строили раньше широко, с удалым размахом. Земли много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать. Избы большие, массивные, уютные, добротные. Иногда в один этаж, часто в два, со светелкой над ним, с обширным крытым двором.

Наиболее распространенным типом городского жилища в Древней Руси являлась односрубная четырехстенная изба с сенями, что подтверждается всеми источниками, включая археологические.

Бытует несколько типов крестьянских изб. Самый распространённый – это «брус» (см. прил.1). Называется он так потому, что в ней все помещения, жилые и хозяйственные, спланированы в один длинный, вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый общей двускатной кровлей. Обширные сени разделяют такую избу на две неравные части. Меньшая часть – жилая, выходит на главный фасад, а большую часть занимает крытый хозяйственный двор, уходящий на задворки.


Другой тип северной избы носит название «глаголь» и имеет форму буквы «Г»( см. прил.2). Здесь хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым.

И, наконец, «кошель», распространенный в Южной Карелии и примыкающих к ней районах. Все жилые и хозяйственно-бытовые помещения в таком доме сгруппированы и объединены в единый квадратный в плане сруб. Его огромный массив перекрыт общей двускатной крышей.

По способу отопления избы разделялись на белые, имевшие печь с дымоходом, и более древние -- pудные или курные, топившиеся "по-черному". Жилая часть в зависимости от размера дома состояла из одной или нескольких клетей. Большинство северных домов имеют подклеты – нежилые этажи на уровне земли. На первом этаже хозяйственной половины содержались домашние животные. Сверху располагалась поветь – обширное помещение, где хранились телеги, сани, орудия труда, а также находился сеновал. Лошадь с телегой могла подняться на поветь по бревенчатому пандусу – взвозу.

Особого внимания заслуживает декоративное убранство деревянных построек. Резьбой украшались концы кровельного теса, столбы-опоры, конструктивные элементы кровли, причелины и полотенца. Сочетание резьбы и поверхности бревенчатых стен придавало зданию живописный облик. «Классические образцы домовой резьбы оставили верхне-волжские резчики из Горьковской области».3

Известные только по старинным изображениям хоромы зажиточных горожан и местной знати отличались большим количеством помещений и представляли собой композицию из разновеликих срубов, соединенных переходами. В составе хором присутствовала "повалуша" – башнеобразный объем, являвшийсявысотным акцентом всей композиции. Хоромы выделялись в окружающей застройке своим масштабом и архитектурной обработкой.

3.Деревня

Русская северная деревня – это целый мир, яркий, цельный, своеобразный, полный жизни. Расположена она по берегам озёр и рек. Все избы обращены на озеро или реку. Избы крупные, добротные, красивые. Неподалёку – амбары, на задворках – риги, у самой воды – банька «по-чёрному».4


К отдельно стоящим хозяйственным постройкам относятся амбары, бани, овины, гумна. Устройство этих простых сооружений самым тесным образом связано с практическими потребностями. По сравнению с избами крестьянские амбары и бани невелики.

Очень интересными сооружениями были деревянные ветряные мельницы. В основном они были двух типов: столбовки и шатровки. Более древние и традиционные столбовки названы так потому, что все здание мельницы поворачивается к ветру вокруг столба-опоры. У шатровок вращается только верхняя часть, где установлен вал с крыльями.

Говоря о деревянном зодчестве, нельзя не упомянуть о рубленых мостах. Эти сооружения поражают сочетанием конструктивной логики и красоты. Деревянные мосты опирались на ряжи -- срубы, заполненные внутри валунами. Известны многопролетные мосты длиной свыше 120 метров.5 На некоторых северных реках подобные мосты функционируют до сих пор.

В центре деревни или где либо в стороне, но на лучшем и видном месте стоит церковь, если село большое, а чаще часовенка.

4.Щит родины

Город в Древней Руси – это прежде всего крепость. На протяжении многих столетий страна не знала покоя. Воинственные соседи, княжеские междоусобицы, нашествие могущественных держав с востока и запада не позволяли ей надолго вложить свой меч в ножны. Русские крестьяне и посадские люди брались за топор, рубили лес и городили крепости: города, городцы, детинцы, кремли, остроги. Само слово «город» означало тогда укреплённое место.

Летописи рассказывают, что уже в IX веке на заре русской государственности были построены деревянные города-крепости: Новгород, Полоцк, Белозёр, Ростов Великий и др. Иногда на стратегических рубежах возводились «стоялые остроги»; в них постоянно никто не жил, но в военное время сюда посылали гарнизоны.

Письменные, изобразительные и археологические материалы говорят о том, что наиболее древней формой деревянной крепости была ограда из вертикально врытых и заостренных наверху бревен («тын», «частокол»). Такие стены завершали земляные укрепления, состоявшие из вала и рва с водой.


Сторожевые и крепостные башни строились на Руси с древних времён и вплоть до конца XVII века. Они были разные – квадратные в плане, шести- и восьмиугольные, как правило, двухъярусные, с нижним и верхним боем, иногда с тесовым обламом над воротами, сделанным в виде крытого балкона.

Из разнообразных форм боевых башен восьмигранная «круглая» башня наиболее удачно соединяла в себе практические и художественно-эстетические требования. Самой простой и целесообразной формой покрытия восьмигранного сруба являлся шатёр – сужающаяся кверху восьмигранная пирамида, на вершине которой обычно устраивалась дозорная вышка. Конструктивную основу такого шатра составляет пирамидальный и тоже восьмигранный бревенчатый сруб, сложенный костром, то есть из венцов, срубленных «в режь» и постепенно уменьшающихся кверху.
5.Колокольные звоны

Древнерусские церкви – это для нас прежде всего памятники искусства, памятники национальной культуры. «Божий храм» сплошь да рядом был архитектурным и смысловым центром города или деревни, служил сторожевой башней, становился своеобразным символом и выражением духовных и творческих устремлений народа. Лучшие черты деревянного народного зодчества ярче всего проступают именно в древних северных церквах – высокой классике русской архитектуры.

На пустынных, низких берегах и островах озёр, по Северной Двине, Онеге и Печоре, таёжной глухомани и посреди больших деревень стоят ещё высокие, стройные колокольни, часовенки, укрытые в тени вековых елей, церкви, соборы, монастыри. Опустели они, но не забыты. По лесным дорогам, по озёрам и рекам, пешком, на машинах и лодках стекаются к ним люди, чтобы поклониться национальным святыням, замечательным созданиям известных крестьянских зодчих.

Клетские церкви.В основе представлявшие собой четырехугольный сруб -- клеть. Это самый простой тип церкви. Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема, к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Клетские церкви различаются по объемно-планировочному решению и характеру завершения. Для увеличения высоты здание поднимали на подклет, а двухскатное покрытие делали высоким и островерхим.


Шатровые церкви. Один из древнейших типов шатровых церквей в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами. В деревянном культовом зодчестве имели место многошатровые церкви. Храмы могли быть центрическими, когда шатрами завершались прирубы основного восьмерика, и симметричными относительно продольной оси, когда к церкви с трапезной примыкали шатровые приделы. При этом центральный шатер по размерам превосходил боковые.

Ярусные церкви.Основные объемы ярусных церквей состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане. Количество ярусов колеблется от двух до четырех (включая основание). Из этих различий складываются несколько вариантов объемно-пространственных решений.

Кубоватые церкви. Основанием таких церквей служит высокий четверик. Кубоватый верх представляет собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами. Эта форма не так величественна и лаконична, как шатер, но пластична и нарядна.

Многоглавые церкви. На массивном квадратном срубе размещалось пять глав, центральная из которых по размеру и высоте преобладала над остальными.

По своему характеру и масштабу деревянные культовые сооружения очень разнообразны. Кроме церквей это еще и отдельно стоящие колокольни, часовни ( см. прил.4), придорожные и памятные кресты. Культовые постройки нередко объединялись в величественные ансамбли. Некоторые из них сохранились до наших дней. Культовый ансамбль составляли обычно две, реже три церкви и колокольня. Церкви были летними и зимними. Первые отличались значительными размерами, вторые, напротив, более компактны. Существуют примеры совмещения отапливаемых трапезных с "холодными" храмами.

Нельзя не почувствовать тонкой поэзии в этой деревенской церкви. Ее очарование усиливается на редкость удачно выбранным местом.


Органическая связь архитектуры с природой – одна из главных особенностей русского зодчества. «Выбор места для храма мастера из народа придавали большое значение. Их ставили обычно в центре деревни или где-нибудь в стороне, но всегда на лучше месте».6

Заключение

Трудная судьба у памятников русской народной деревянной архитектуры. Рарушающее течение времени и огни пожарищ, вражеские нашествия и синод уничтожили десятки и сотни замечательных сооружений. Чудом уцелевшие варварски уродовались и искажались «не в меру усердными ревнителями «церковного благолепия». Стерлись в памяти веков имена их творцов – великих русских зодчих из плотницких артелей».7

И все же народное зодчество сохранилось, ибо нельзя уничтожить народ, его песни и историю.Душа народа живет в эпическом распеве старин и плаче Ярославны, в удивительных ликах икон и росписей Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, в белокаменных соборах Владимиро-Суздальской Руси и колокольном звоне Ростовского Кремля, сказочном великолепии Кижского ансамбля. Она в живописи Михаила Нестерова, Василия Сурикова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина; она в лирике Лермонтова и Есенина.

Человек живет на земле. Его родной язык, колыбельная, то пела мать над ним, сказки про Василису Премудрую, бессмертые подвиги дедов и отцов, дом, в котором он живет, деревни и города, леса, поля и реки, Москва и Волга – это и есть Родина. Забыть то лучшее, что создано нашими предками, – значит утратить почву под собой.

Памятники русской народной деревянной архитектуры – будь то изба, амбарчик, сторожевая башня или величавый храм – доставляют на громадное эстетическое наслаждение, учат понимать прекрасное в жизни и искусстве, помогают глубже познать и полюбить душу нашего народа, его характер и таланты, дают нам трепетно живое ощущение того, что называется Родиной.

Приложение

1.Изба северного крестьянина – тип «брус». 2. Не изба – хоромы. Тип «кошель».




3. Самая маленькая, самая древняя. Лазаревской церкви почти 600 лет.



4. Северная часовня, горделивая, уверенная в своей красоте (деревня Волкостров).



Список использованной литературы

Бодэ А.Б. Поэзия Русского Севера: Иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества. М.: издательская группа urss , 2002. 21 с.

Елкин В.Н. Дерево расказывает сказки. М.: Просвещение, 1978. 18 с.

Ополовников А.В., Островский Г.С. Русь деревянная:Образы русского деревянного зодчества. М.: Дет. лит., 1981. 14-184 с.

Фииппова Л.А. «Витославицы»–музей народного деревянного зодчества.Л.: Лениздат. 1979. 48 с.



1 Ополовников А.В., Островский Г.С. Русь деревянная:Образы русского деревянного зодчества. М., 1981. С. 8.

2 Ополовников А.В., Островский Г.С. Русь деревянная:Образы русского деревянного зодчества. М., 1981. С. 14.


3 Елкин В.Н. Дерево расказывает сказки. М., 1978. С.18


4 Ополовников А.В., Островский Г.С. Русь деревянная:Образы русского деревянного зодчества. М., 1981. С. 39.


5 Бодэ А.Б. Поэзия Русского Севера: Иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества. М., 2002. С. 21

6 Фииппова Л.А. «Витославицы»–музей народного деревянного зодчества.Л., 1979. С. 48.

7 Ополовников А.В., Островский Г.С. Русь деревянная:Образы русского деревянного зодчества. М., 1981. С. 184.