reforef.ru 1



Реферат
Психогенетические исследования темперамента

Красноярск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…3


  1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ………..……4

  2. КРИТЕРИИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕН..……………........…6

  3. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ,

ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА…….…....8

3.1. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента......8

3.2. Трехкомпонентная структура темперамента…………………10

3.3. Психобиологическая модель темперамента………………..….11

3.4. Исследование заторможенности (Гарвардское направление

исследования темперамента)……………………………………12

3.5. Луизвильское близнецовое исследование…………………...…12

3.6. Исследования темперамента в отечественной психологии..…13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………………..…..15

ЛИТЕРАТУРА………………………….…………………..…..…16
ВВЕДЕНИЕ
Исследования темперамента и личности занимают заметное место в современной психогенетике [4]. Актуальность данной темы обусловлена тем, что психогенетические исследования (в том числе исследования темперамента) оказались необходимым средством для понимания человеческого поведения [3], позволили понять ряд закономерностей развития психики, которые долгое время оставались за рамками психологических и психофизиологических исследований, поскольку методами, используемыми в психологии и психофизиологии, они не выявлялись [6].

Люди отличаются друг от друга уже с момента рождения. И одно из различий - различие по темпераменту. Известно, что такой сложный психологический признак, как темперамент имеет генетически обусловленный характер [7]. Возникает вопрос, а что дают психогенетические исследования темперамента? Каков относительный вклад генотипа и среды в вариативность темперамента у людей, какие именно гены и кодируемые ими белки влияют на межиндивидуальные различия, какие психологические механизмы могут опосредствовать такое влияние [1] — эти и некоторые другие вопросы, касающиеся структуры индивидуальности, являются предметом большого количества психогенетических исследований.


Прежде чем приступить к изложению психогенетических исследований в этой области, остановимся на том, что такое темперамент с точки зрения психогенетики.

Темперамент – это формально-динамическая характеристика поведения (стиль поведения), связанная с биологическими структурами, проявляющаяся с раннего детства в широком спектре ситуаций, стабильная в онтогенезе [8].

История изучении индивидуальных различий поражает удивительным постоянством интереса исследователей к темпераменту человека [3].

I. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА
Концепции темперамента весьма разнообразны. Представление о темпераменте появилось еще в античной философии в IV в. до н.э. [3]. Гиппократ и его последователи первыми выделили широко известные четыре типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик), которые включают биологические составляющие в число параметров, определяющих свойства темперамента [4]. Такое гиппократовско-галеновское описание темпераментов представляло собой первую типологическую теорию [3].

По мере развития естественнонаучных представлений о строении человеческого организма менялись и представления о механизмах, лежащих в основе темперамента. В результате открытия системы кровообращения появилась типология темперамента П.Ф. Лесгафта, основанная на особенностях строения кровеносных сосудов [5]. В разные времена различия между типами темперамента видели в величине мозга и в морфологии нервов, в деятельности эндокринной системы и, начиная с XVII в., в разной чувствительности нервной системы человека [3].

В конце XIX – начале XX вв. в психологии начинаются систематические исследования темперамента. Благодаря исследованиям В. Вундта возникают типологии темперамента, основанные на обобщении клинического опыта [5].

В 80-ые и 90-ые годы еще больше возрастает интерес изучения темперамента. К темпераменту обращаются психологи, занимающиеся психологией личности и возрастной психологией, исследованием индивидуальных различий и поиском их психофизиологических оснований, анализом особенностей поведения детей в первые годы жизни и изучением их адаптации к социальным условиям [3].


В 90-х гг. началось изучение молекулярно-генетических основ отдельных свойств темперамента и личности. Поиск генов, участвующих в формировании психологических характеристик, осуществляется двумя методами: методом сцепления, который позволяет установить, с каким участком в определенной хромосоме может быть связан качественный признак, и методом ассоциаций, с помощью которого можно исследовать влияние отдельных форм гена на количественный признак [1].

Многовековая история развития представлений о темпераменте создала прочную базу для развития современных теорий темперамента [4]. Возможно, с этим связано относительное единодушие в определении критериев темперамента, существующее на сегодняшний день.


II. КРИТЕРИИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Анализируя темперамент, современные исследователи предпочитают описывать и исследовать его отдельные свойства [3]. Выбор тех или иных психологических особенностей к числу свойств темперамента, осуществляется на основании ряда критериев, в которых суммируются теоретические представления о темпераменте, сформулированные за долгую историю его изучения [8].

Итак, основные критерии (признаки) темперамента:


  • Формально-динамический характер или стиль поведения;

  • Связь с биологическими подструктурами;

  • Генетическая обусловленность;

  • Проявление в раннем детстве;

  • Онтогенетическая стабильность;

  • Проявление в широком классе ситуаций (кросс-ситуативность);

  • Проявление в максимально трудных для человека условиях [4].

В чем же заключаются эти критерии?

В отечественной психологии считается, что свойства темперамента «формальны» [3], т.е. не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность [8]. Также считается, что свойства темперамента являются «динамическими» [3], т.е. определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность [4].


Свойства темперамента в значительной степени зависят от биологической организации человека [3]. Во все времена теоретические представления о темпераменте исходили из предположения о различиях между людьми в свойствах темперамента, связанных с индивидуальными различиями в их биологических подсистемах [5]. В настоящее время можно говорить о том, что индивидуальные особенности связаны с психофизиологическими и нейродинамическими свойствами человека [3].

Обсуждая биологические основания темперамента, было выявлено, что свойства темперамента связаны с генотипом [4].

Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве [8]. Исключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, т.е. описывают особенности поведения, характерные для человека в течение длительных отрезков времени [3].

Говоря об онтогенетической стабильности свойств темперамента, необходимо помнить, что: 1). свойства темперамента изменяются с возрастом; 2). одни и те же свойства по-разному обнаруживают себя в разных возрастах и 3). чем старше становится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормы общества [8] и тем труднее становится определить особенности его темперамента.

Тем не менее диагностика темперамента у взрослого возможна. Дело в том, что свойства темперамента определяют динамику психической деятельности в самых разных ситуациях (кросс-ситуативные). Предполагается, что те динамические особенности психической жизни человека, которые наиболее для него характерны, обнаруживаются наиболее часто и свойственны ему в разных ситуациях, и являются проявлениями его темперамента [3].

Кроме того, свойства темперамента отчетливо проявляются в тех случаях, когда человек попадает в новую, непривычную для него или трудную ситуацию [8].

III. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

Для выявления особенностей поведения, которые могут рассматриваться как свойства темперамента и удовлетворяющие перечисленные критерии, необходимо рассмотреть шесть исследовательских направлений.


Для психогенетического исследования существенны несколько моментов:


  • в разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным;

  • методы диагностики динамических характеристик — вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, проективные методики, наблюдение, как правило, имеют значительно меньшую (чем, например, тесты IQ) статистическую надежность и часто дают разные результаты;

  • существует традиционная для психологии проблема соотношения темперамента и характера (хотя последний, в отличие от темперамента, часто связывается с содержательной стороной личности, это не позволяет надежно развести проявления одного и другого: динамические характеристики деятельности могут в конкретных случаях определяться не только чертами темперамента, но и, например, высокой мотивированностью к данной деятельности, т.е. собственно личностной чертой) [2].




    1. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента


В начале 60-х годов в Нью-Йоркском университете под руководством А. Томаса и С. Чесс было начато лонгитюдное исследование темперамента, которые продолжается и в настоящее время [3]. Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации [4].

На основании опросников и интервью авторами было выделено 9 свойств темперамента:

1). активность - уровень двигательной активности;

2). ритмичность - регулярность времени появления поведенческих реакций (ритмы сна-бодрствования, потребности в кормлении и т.п.);

3). приближение или удаление - реакция на новые стимулы;

4). адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке;

5). интенсивность реакций - уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.);


6). порог реактивности - интенсивность воздействия, необходимая для возникновения реакции;

7). преобладающее настроение;

8). отвлекаемость - возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов;

9). устойчивость внимания/настойчивость - склонность длительное время заниматься чем-либо и стремление продолжать деятельность при возникновении препятствий [8].

Помимо отдельных характеристик темперамента А. Томас и С. Чесс выделили 3 синдрома, объединяющих различные свойства. Это синдромы «легкого темперамента», «трудного темперамента» и «темперамента с длительным привыканием» [4].

Таким образом, особенности темперамента, рассматриваемые в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, оказались онтогенетическим устойчивыми на протяжении многих лет, но в то же время их роль в адаптации оказалась тесно связана с условиями развития и воспитания ребенка [3].

Используя описанный выше подход к исследованию темперамента, А. Торгерсен провела лонгитюдное прослеживание МЗ и ДЗ близнецов в течение 15 лет. Близнецы обследовались в возрастах 2 мес., 9 мес., 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы.

Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента [4].


    1. Трехкомпонентная структура темперамента


Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт [8].

Авторами было выделено три основных свойства темперамента:

1) активность - проявление энергетического уровня в двигательной деятельности (темп движений, интенсивность и выносливость);


2) эмоциональность - проявление негативных эмоций гнева и страха;

3) социабельность (общительность) - стремление к контактам с людьми [4].

В этом направлении исследования темперамента особое внимание уделялось анализу генотипических влияний и их роли в детерминации свойств темперамента [3].

При сравнении МЗ и ДЗ близнецов по этим свойствам авторами также было отмечено высокое внутрипарное сходство МЗ близнецов и низкое - ДЗ близнецов. Психогенетические исследования темперамента велись в различных экспериментальных схемах, как за рубежом, так и у нас в стране. Исследователи, в зависимости от принимаемой ими концепции темперамента, выделяли и подвергали анализу различные свойства темперамента. Возраст и типы обследованных родственников также варьировали, однако основную массу составляли близнецовые исследования, проводимые на детях и подростках, включая младенческий возраст [4].

Таким образом, свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, в значительной мере зависят от влияний генотипа [8].
3.3. Психобиологическая модель темперамента
Авторы этого подхода, М.К. Ротбарт и Д. Дерриберри, считают, что темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и в динамических (стилевых) особенностях поведения [3].

К свойствам темперамента авторы относят:

1). реактивность – результат реакции активации, проявляется в двигательной активности, эмоциональности, в деятельности нервной и эндокринной систем;

2). саморегуляция – динамические особенности поведения, которые снижают или повышают активизацию и показатели реактивности. К числу таких особенностей относится приближение-удаление, т.е. желание поближе подойти к новому стимулу или же, наоборот, - избежать контакта с ним [4].

Свойства темперамента совпадают с теми, которые выделяли авторы Нью-Йоркского лонгитюда и трехкомпонентной структуры темперамента [3].


В рамках этого подхода также проводились близнецовые исследования. Существенные различия во внутрипарном сходстве М3 и Д3 близнецов обнаружены для уровня активности детей и для негативных эмоций [4].

Таким образом, есть основания полагать, что показатели и реактивности (активность, эмоциональность), и саморегуляция (приближение и удаление), рассматриваемые в психологии биологической модели темперамента, обнаруживают связи с генотипом [3].
3.4. Исследование заторможенности (Гарвардское направление исследования темперамента)
Психологи Гарвардского (Дж. Кэган, Н. Снидман) и Йельского (Дж. Резник) университетов считают основными параметрами темперамента высокую или низкую заторможенность [3].

При сравнении внутрипарного сходства близнецов по заторможенности М3 близнецы обнаружили большее сходство, чем Д3, во всех трех возрастах, что свидетельствует о генетической обусловленности заторможенности: наследуемость определяла более половины индивидуальных различий по заторможенности, несколько снижаясь с возрастом [4].

Таким образом, в этом направлении исследований темперамента в качестве основного показателя темперамента называют заторможенность, связанная с реакциями ребенка на новую и незнакомую ситуацию, и продемонстрирована связь этой характеристики с генотипом [3].
3.5. Луизвильское близнецовое исследование
Исследование начато в конце 50-х годов Ф. Фолкнером и продолжается в настоящее время. Целью Луизвильского лонгитюдного исследования близнецов является выявление роли генотипа в физическом и психологическом развитии ребенка [3].

В рамках Луизвильского лонгитюда было проведено первое генетическое исследование темперамента новорожденных близнецов. При сравнении внутрипарного сходства новорожденных М3 и Д3 близнецов оказалось, что нет ни одного показателя, по которому М3 близнецы оказались бы внутрипарно более похожими, чем Д3 близнецы. Такое соотношение внутрипарных корреляций М3 и Д3 близнецов указывает на то, что в первые годы жизни индивидуальные различия в темпераменте отражают особенности систематических и случайных средовых влияний и никак не связаны с различиями в генотипе. Но в более старшем возрасте влияние генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента проявляется достаточно отчетливо, независимо от того, какими методами диагностируется темперамент [3].


Таким образом, данные Луизвильского лонгитюдного исследования показывают, что генотип влияет на формирование индивидуальных различий в свойствах темперамента с первого года жизни и что изменения и возрастная стабильность свойств темперамента в некоторой степени зависят от генотипических факторов [8].

3.6. Исследования темперамента в отечественной психологии
Основоположниками данного направления являются Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын [8].

Б.М. Тепловым была разработана программа дифференциально-психологического исследования, цель которой состояла в том, чтобы подойти к пониманию и возможно более точному изучению некоторых индивидуально психологических различий людей, отправляясь от изучения типологических свойств нервной системы [3].

Темперамент рассматривается В.Д. Небылицыным как характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. ритма, быстроты, темпа, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. В структуре темперамента он выделил два основных компонента [8] – активность (энергетический потенциал человека) и эмоциональность (особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений) [3].

Также проводились исследования внутрипарных близнецов, после чего стало ясно, что генотип влияет на индивидуальные различия по активности и эмоциональности, однако динамические показатели активности, которые проявляются в ситуации общения, к подростковому возрасту оказываются связаны исключительно со средовым влиянием [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К темпераменту относятся те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом. Свойства темперамента обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях.


Теоретическое и экспериментальное изучение темперамента в разных научных школах показало, что к свойствам темперамента относятся те динамические особенности поведения, которые связаны с активностью, эмоциональностью и общительностью.

Исследования генетической обусловленности индивидуальных различий в свойствах темперамента продемонстрировало, что наследуемость определяет до половины индивидуальных различий в таких свойствах темперамента, как активность, эмоциональность и общительность и, что генетические влияния на темперамент имеют неаддитивный характер.

Таким образом, психогенетические данные позволят разработать метод индивидуального прогноза, на основе наследственной информации человека. Что позволит выявить генетические сочетания, которые маркируют определенные черты темперамента, что в дальнейшем поможет оценить, например, устойчивость человека.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии, 2000, № 2, с. 128–137

  2. Лучинин А.С. Психогенетика: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений / А.С. Лучинин. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 158 с.

  3. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. - М.: Эпидавр, 1998. – 744с.

  4. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика: Учебник для ВУЗов. – СПб: Изд-во Питер, 2008. Том 1. – 408 с.

  5. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.. С. 153-159

  6. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 447с.

  7. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. — 1985. - № 11. - С. 19-33
  8. Трубников В.И. Психогенетика. Юнита 2. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. — 71 с.