reforef.ru 1


Реферат

Нравственное воспитание.

г. Новокузнецк, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….3

Понятие нравственности………………………………………………...5

Критерии нравственного развития личности…………………………..6

Этапы нравственного развития ребенка (по Л.Колбергу)…………….8

Процесс формирования нравственной личности……………………..11

Ребенок в этом процессе………………………………………………..13

Влияние отношений со сверстниками и взрослыми на нравственность подростка……………………………………………………………….. 15

Заключение……………………………………………………………... 18

Библиография…………………………………………………………... 20

Актуальность. Нравственное воспитание – это воспитание, без которого не может существовать ни одно цивилизованное общество и ни один человек, живущий в обществе.[3] Оно не теряет своей актуальности, наоборот, сегодня его значение особенно высоко. Мы живем в век контрастов, искушений, каждый день перед нами стоит выбор: куда пойти, что делать и делать ли вообще, как обращаться с близкими, друзьями и совсем незнакомыми людьми, чего бы нового попробовать.

И чтобы потом не жалеть, необходимо сделать правильный выбор, и здесь не обойтись без интуиции. Но интуиция это не просто шестое чувство, она не возникает на пустом месте, в её основе лежат заложенные в человеке знания, опыт, мораль. Так вот взращивание морали или нравственное воспитание человека – это формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношениях к другому человеку или к обществу. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает Л.Толстой утверждал, что уже в 5 лет был на 80% тем, чем стал в зрелые года. [5]

Безнравственность существовала всегда ее невозможно искоренить, невозможно и перевоспитать уже взрослого человека, поэтому этим нужно заниматься с младенчества. Нравственное здоровье, уважение и забота друг о друге должны стать главным жизненным ориентиром для каждого ребенка. Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о любви, о самом себе. Овладевая этим знанием, ребенок опирается на мнения и суждения взрослых, на их авторитет. Пример – великая сила в формировании нравственности, и лучше, когда это пример родителей. Но сегодня мало кто уделяет должное внимание семье. У нас в стране, да и во всем мире тысячи разрушенных семей: родители либо разводятся, либо занимаются только своими делами и проблемами, не задумываясь о воспитании своих детей, эту обязанность они перекладывают на чужих людей, работающих в детских учреждениях, школах. Хотя зарубежными психологами доказано, что усвоение этических норм и социализация нравственного поведения протекают только при определенных отношениях в семье. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь хотя бы с одним из родителей, если же она нарушена или отсутствует вовсе, ребенок развивается неполноценно.


Проблема.

Тема исследования. Нравственное воспитание.

Цель. Теоретически изучить нравственное воспитание.

Предмет исследования. Определение, принципы, методы, методики, средства и формы нравственного воспитания.

Задачи. Актуализировать нравственное воспитание среди подростков.

Изучить понятия нравственности, морали, критерий нравственного воспитания.

Рассмотреть периодизацию развития морального сознания личности.

Методы исследования. Синтез литературы, обобщение теоретических знаний и их анализ.

Методологический подход. Системный подход.

ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Нравственность – одно из измерений духовности, являющееся основополагающим, так как именно она определяет характер развития других сфер (эстетической и интеллектуальной), направленность деятельности личности по реализации ее интеллектуальных и эстетических способностей.

Нравственность – это личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро (В.И.Слодободчиков).

Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующее индивидуальное поведение человека. [10]

К числу ключевых моментов, влияющих на процесс духовно-нравственного развития учащихся относятся:


1) наличие морально-нравственных норм, идеалов, задающих направление духовно-нравственного развития учащихся и предполагающих определенную ответственность личности за свои поступки;

2) возможность свободного развития в рамках предложенных норм, развитие нравственной воли («соединение свободы с добром»);

3) наличие педагогических условий, средств и способов, адекватных сущности ребенка и процессу развития его духовно-нравственной сферы;

4) включение в процесс духовно-нравственного развития личности ее внутреннего мира, элементов самосознания и самоопределения, учет социальных и индивидуальных ценностей, потребностей личности.

Духовность человека не зависит от физического и даже эмоционально-психического здоровья. Она связана с миром ценностей – сверхиндивидуальных, сверхэмпирических. [9]

КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Понятие морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. [10]

В теории воспитания чаще всего используется не количественные, а качественные критерии, с помощью которых можно произвести замеры, отследить результаты деятельности, сделать выводы о достигнутых успехах, выявить ошибки.

Вопрос о критериях нравственного развития очень важный и достаточно сложный. Существует необходимость разведения понятий: «нравственность» и «мораль». Это происходит потому, что по привычке взрослый человек, воспитанный в социалистический период, в качестве норм нравственности берет моральные нормы. Именно в советской педагогике происходит смешение этих двух принципиально разных понятий: мораль и нравственность – «что приводит к подмене целей в практике». Б.Лихачев отмечает, что именно отсюда происходят все педагогические проблемы. При этой подмене нравственное развитие учащихся рассматривается не иначе, как обучения правилам поведения в обществе (усвоение моральных норм), что в действительности является хорошо разработанной технологией по приданию индивиду определенной социально значимой «формы» (социализация личности). Это, в лучшем случае, приводит к моральному просвещению и воспитанию, но не к нравственному.


Мораль – форма общественного сознания, социальный регулятор поведения человека.

Мораль имеет свойство меняться время от времени. В разных человеческих обществах может быть разная мораль. Более того, своя мораль может быть в разных социальных группах и слоях одного и того же общества. Поэтому понятие морали связано с тем, что «хорошо» или «плохо» в данное время в данном сообществе. В разные времена в разных обществах существуют моральные нормы, противоречащие нравственности.

Для морального воспитания личности, ее соответствия социальным требованиям нет необходимости осознания, самоопределения в нормах, важна лишь обязательность их выполнения. Поскольку при моральном воспитании не ставится задача формирования внутренней духовной опоры личности, то необходимы внешние карательные и стимулирующие меры. Но при снятии этих внешних стимулов в большинстве своем он теряет опору «нравственного» поведения. Тогда он ведет себя аморально. Это происходит потому, что нормы поведения, усвоенные ребенком в определенной среде, навязаны ему извне, усвоены, но не приняты им внутренне.

Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике – философской науке о морали – существует две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. [4]

Добро – нравственная категория, отражающая поведение людей на основе альтруизма и гуманизма.

Если исходить из того, что является абсолютным добром, то оно связано с любовью к другому человеку. Зло же имеет деструктивный характер: оно либо направлено на разрушение личности другого человека, либо – на саморазрушение. Критерием того, является ли нечто добром, будет определение мотива данного поступка: исходит ли этот мотив из любви и понимания проблем другого, по отношению к которому совершается данное действие. Таким образом, только те поступки можно считать нравственными, которые направлены к добру, т.е. соответствуют «золотому» правилу: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой!» Каждому человеку хочется, чтобы к нему относились с любовью, даже если он совершил нечто неблаговидное, надеется на прощение и милосердие. [9]


Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие.


Этапы нравственного развития ребенка (по Л.Колбергу).
Для понимания процесса духовно-нравственного развития личности необходимо знать сензитивные периоды нравственного развития.

Сензитивный период нравственного развития – наиболее чувствительный этап для развития определенных личностных черт, являющихся ключевыми или важными для нравственного становления.

Разные авторы в соответствии с теми основаниями, которые они избирают, создают авторские периодизации возрастного развития. Безусловно, духовное и нравственное становление и развитие человека продолжается всю жизнь, но есть периоды, где он еще не в состоянии вполне осмыслить происходящее и сделать осознанный выбор, там роль и ответственность взрослого: родителя, педагога, воспитателя – наиболее важна.

Существует шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.

Первый – доморальный уровень. Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (I стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая похвалу или какую-нибудь другую награду (II стадия).

Второй уровень – конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для III стадии, на авторитет – для IV. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Третий уровень – автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.


Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (V стадия), потом – на общечеловеческие этические принципы (VI стадия).

Такую модель предложил Лоренс Колберг. Он продолжил эксперименты Жана Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев рассказов и обосновать свои суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребенка, случайно разбившего несколько чашек, более виноватым и «более испорченным», чем другого, разбившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9-10 лет, иначе оценивают эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действий, но и на мотивы, стоящие за поступком.

Л. Колберг использовал рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. Вот пример одного из таких рассказов и типичные ответы. «Женщине, больной раком, не помогают никакие лекарства. Она просит своего дать ей смертельную дозу снотворного, чтобы избавиться от страданий. Должен ли врач удовлетворить её просьбу?»

Ребенок: Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы избавить её от боли. Но это могло бы быть неприятно её мужу – ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене.

Подросток: Врач не имеет на это права. Он не может дать жизнь и не должен её уничтожать.

Взрослый: Умирающая должна иметь свободный выбор. Значение имеет качество жизни, а не сам её факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись просто в нечто живое, но уже не человека, она имеет право выбирать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать, что с ними будет.


Из этих ответов видно, что ребенок исходит из чисто практических соображений, не обращаясь к моральным принципам. Категоричный в своих суждениях подросток рассматривает проблему с точки зрения одного абстрактного принципа – ценности жизни. Позиция взрослого многогранна.

Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже – у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенционная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Однако становление формально-логических операций недостаточно; даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. Что же касается подростков, то только 10% из них поднимаются до высшего уровня морального сознания. [1]
Процесс формирования нравственной личности.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия, осуществляемые педагогами и родителями, перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него нравственного опыта, особенностей его индивидуальности. Формируются мотивы поведения, нравственная позиция, в каждой конкретной ситуации ребенок сам осуществляет нравственный выбор своего поступка. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному в зависимости от характера потребностей, интересов личности, ее позиции, особенностей влияния на нее микросреды. Проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка. Точно предсказать, как воспитательное воздействие скажется на развитии личности, нелегко без досконального знания индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Необходимо больше доверять детям, быть с ними искренними, естественными, не допускать фальши, не приукрашивать достижений, не умалять трудностей. Ничто так не разлагает нравственность людей, как фальшь.


Мы приучаем детей к мелочной опеке, и они привыкают к тому, что кто-то за них думает, принимает решения. Они становятся способными на общественно полезную активность только в том случае, если к ней их кто-то побуждает. Эта активность не является собственной, внутренней активностью ребенка. В результате он не умеет организовать себя сам. Ощутив себя вне контроля со стороны взрослых, он становится неуправляемым.

Предоставьте детям необходимую для их развития меру свободы, но там, где есть свобода, должны быть и разумные ограничения. Свобода невозможна без дисциплины. Именно дисциплина требует сознательного выбора правильного, необходимого в данных условиях действия. Смысл дисциплины состоит в том, что человек испытывает потребность всегда поступать в соответствии с долгом, он не может поступать иначе. Дисциплинированный человек согласовывает свои личные стремления со стремлениями коллектива, общества, выбирает правильное поведение, наиболее полезное для общества.

Воспитывайте у детей чувство достоинства, уважения к себе как к человеку честному, порядочному, трудолюбивому. Опасайтесь подорвать репутацию ребенка в его собственных глазах и в глазах коллектива, потому что чувство собственного достоинства – тот нравственный стержень, который не даст человеку опуститься до безнравственных поступков.

Важнейшая задача педагога – сформировать у детей чувство долга, ответственности. Оно – свидетельство сложившейся субъективной позиции личности по отношению к обществу, когда социальные потребности приобретают для человека личностный смысл. Обладая чувством долга, чести, достоинства, человек поступает в соответствии со своими обязанностями без внешнего принуждения. Таким образом и достигается подлинная свобода личности.

Путь нравственного развития таков: от следствия нравственным нормам под руководством учителя, под влиянием коллектива – к самостоятельному следованию этим нормам, от руководства извне – к самостоятельному руководству собственным поведением, от требования извне – к требованию, предъявляемому самому себе. [2]


Детям нужна душевность, чтобы они выросли людьми, умеющими тонко понимать других, а не грубыми и бессердечными. Детям нужна наша твердость и разумная требовательность, чтобы они не выросли безвольными, изнеженными, нежизнеспособными. Детям нужна и строгость и ласка, ведь и то и другое – антиподы равнодушия, и дети чувствуют это.

Как показали исследования, только от 28 до 50% родителей проводят досуг с детьми. И дело тут не в недостатке свободного времени, а в его организации: почти 75% родителей предпочитают тратить свободное время на самообразование, просмотр телепередач, общение с другими семьями. Растет ребенок – и заметно сокращается время его общения с родителями. А между тем дети от класса к классу нуждается во все более содержательном общении.

Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, тем успешнее идет развитие личности ребенка.

Исключительно важно научить детей сознательно управлять собственным поведением, чтобы они выполняли все требования без напоминания, чтобы вступал в силу самоконтроль.

Совершенно очевидно, что ни один метод и ни одно средство воздействия не может абстрактно рассматриваться как заведомо плохое или хорошее, допустимое или недопустимое, эффективное, безрезультатное или вредное, если оно изолируется от всей системы воздействий, которой подвергается личность, абстрагируется от конкретных жизненных условий, в которых применяется. Значит, воспитатель может и должен влиять на подростка всеми педагогическими методами и средствами воздействия на личность, но не произвольно, а с учетом принципа педагогической целесообразности и намечающихся тенденций нравственного развития подростка.
Ребенок в этом процессе

Ребенок в любом возрасте не является пассивным объектом воспитания. Влияния окружающей среды и специальные воспитательные воздействия не прямо проецируются во внутренний мир и поведение ребенка, а опосредуется его отношением к ним, которое складывается в результате их осмысления и переживания, соотнесения с ранее усвоенными знаниями, требованиями и предшествующим жизненным опытом.


Чем старше становится ребенок, чем больше у него знаний и опыта, тем глубже и разностороннее он осмысливает воздействия, которым подвергается. В подростковом возрасте происходит не только количественное накопление знаний и опыта, но и глубокое качественное изменение обстоятельств жизни и внутреннего мира ребенка. Не случайно этот период жизни называют переходным, переломным и даже критическим, «трудным».

В подростковом возрасте протекает интенсивный процесс физического, социального и морального развития ребенка, происходят глубокие изменения в его организме, сознании, чувствах и поведении. Завершается половое созревание, сопровождающееся расцветом физических сил, энергии и активности, ловкости, выносливости и других качеств, а также пробуждением первых смутных половых влечений и чувства влюбленности. Одновременно у подростков значительно возрастает уровень общего интеллектуального развития не только в связи с физиологическим созреванием центральной нервной системы, но и с овладением научными знаниями в объеме восьмилетней, а к концу периода – и средней школы. У них развивается и заметно повышается способность критически мыслить, более самостоятельно подходить к анализу, обобщению и оценке не только усваиваемых знаний, требований, но и фактов, наблюдаемых в окружающей жизни, а также собственного опыта деятельности и поведения. На основе усвоенных теоретических знаний и жизненных наблюдений у подростков складываются уже определенные идеалы человека, образа его жизни и поведения, в соответствии с которыми они подвергаются критической переоценке, во-первых, себя как личность, свои права и обязанности, свое место и роль в коллективе и, во-вторых, других людей, прежде всего самых близких.

Возросшие физические и интеллектуальные силы и возможности постепенно осознаются подростком. Он стремиться быть похожим на взрослого, занимать приоритетную или по крайней мере равноправную позицию в коллективе сверстников, удовлетворяющую его возросшие притязания на самостоятельность и уважение к себе. В связи с этим у подростков сильно обостряется чувствительность к внешней оценке их деятельности и поведения, особенно – качеств личности, а также тону обращения к ним и характеру предъявляемых требований. Не случайно даже самые послушные и исполнительные дети в подростковом возрасте начинают критически относиться к требованиям и оценочным суждениям учителей, родителей, сверстников, задумываясь над их справедливостью и активно проявлять свое отношение к ним.


У подростков наблюдается повышенный интерес к своей личности: стремление к самопознанию и самооценке, активному самовыражению и самоутверждению в коллективах взрослых и сверстников, особенно в наиболее значимых для них сферах жизни и общения.

Субъективные ощущения взрослости и самостоятельности у подростка подкрепляются и стимулируются изменившимися объективными условиями его жизни. [7]
ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

НА НРАВСТВЕННОСТЬ ПОДРОСТКА

У подростка переход отношений типа «взрослый – ребенок» к отношению «взрослый – взрослый» является становлением способа его социального взаимодействия с другими людьми. В связи с этим переходом подросток овладевает новыми этическими нормами поведения, что является важным условием формирования его морального мировоззрения. Жизнь по системе норм и правил поведения, существующей для взрослых, позволяет подростку научиться думать, действовать в более сложных жизненных ситуациях, принимать в них самостоятельные правильные этические решения. Конфликты же подростка со взрослыми людьми и особенно с родителями объясняются часто не тем, что подросток плохо относится к тому или иному человеку, а тем, что он не приемлет «мораль послушания», предъявляемую взрослыми, не учитывающими противоречий этого возраста. В этом отношении показателен пример, когда пятиклассница, хорошо успевающая по всем предметам, дисциплинированная девочка, постоянно грубила матери. Как выяснилось, девочка не могла спокойно реагировать на то, что вечером мама всегда задавала ей один и тот же вопрос: выучены ли уроки – и просила дочь показать ей тетради. Как давление на их самостоятельность рассматривают подростки категоричность в требовании взрослых, назидательные беседы, отвечая грубостью, протестом, открытым или сдержанным упрямством. Подростку импонирует дружеский тон, уважительное и доверительное отношение к нему. Очень важно также учитывать и то, что, стремясь быть взрослыми, многие подростки еще не осознают всей ответственности, которая лежит на взрослом человеке. Быть взрослым для них значит лишь быть свободным от опеки, от требований, быть независимым, распоряжаться собой. Особенно обостренно это желание у старших подростков.


Конфликты между взрослыми людьми и подростками могут принять хронический характер. Это несет за собой самые неблагоприятные последствия, делая негативизм школьника устойчивым, способствуя развитию приспособительных форм поведения. Вместе с тем трудности в общении подростка со взрослыми могут появиться и в случае панибратских отношений, следствием чего является снижение авторитета взрослого в глазах подростка, а соответственно и исчезновение возможности предъявлять к ребенку какие-либо требования. Последнее часто встречается в семьях, где подростку все позволяется. Именно в таких семьях чаще всего вырастают нравственные уроды, правонарушители.

Только постоянное и тесное сотрудничество, основанное на взаимном уважении, доверии, разумной требовательности и помощи, может способствовать успешному нравственному формированию личности подростка.

Для нравственного становления личности важную роль играют и отношения подростков со сверстниками. Система отношений «подросток – подросток» основана на равенстве в предъявлении и выполнении нравственных требований, когда действующие нравственные нормы соблюдаются на паритетных началах. Отношения старших подростков между собой начинают приобретать черты взаимоотношений между взрослыми. Общение подростка со сверстниками нередко отодвигает на второй план его учебную деятельность. В практике воспитания подростков приходится сталкиваться с такими явлениями, когда интерес школьника к учебе снижается только из-за того, что сверстники, с которыми он общается, пренебрегают учением. Наблюдаются и такие случаи, когда общение между подростками занимает настолько много времени, вызывает такое эмоциональное состояние, что на учебную деятельность уже не остается ни сил, ни времени.

Важнейшим условием оптимального общения подростков является взаимоуважение и взаимопризнание достоинств, отсутствие которых часто побуждает некоторых подростков искать новых друзей. Иногда это приводит к печальным последствиям, выражающимся в негативном социальном поведении. [8]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Невоспитанный человек, нравственный невежда,
недоучка, - писал В.А.Сухомлинский: то же, что
самолет, выпущенный в полет с испорченными
двигателями: погибнет сам и принесет гибель другим».

[5]

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания…могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…». [4]

Воспитание – всегда большой труд для педагога. А нравственное воспитание – один из самых сложных видов этого труда, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил, специальных знаний и мастерства. И хотя нравственное воспитание осуществляется в рамках общей педагогической деятельности, неотделимо от нее, от учителя требуется особое умение преднамеренно усиливать связь различных сторон жизни учащихся с моральными нормами и требованиями, ненавязчиво, тонко и тактично привлекать к ним внимание воспитанников. Только так он сумеет постепенно раскрыть перед ними сущность этих норм и важнейшие каналы их реализации, нацелить и приучить учащихся к их выполнению в каждодневной деятельности и поведении. Можно сколько угодно говорить о морали, о ее значении и красоте, но, если слова не будут органически вплетаться в жизненную практику учащихся, у них не выработается способность и готовность постоянно следовать этим нормам и требованиям – то, что мы называем нравственным обликом личности.


Нравственное воспитание – не только сложный, но и длительный процесс. В период активного формирования личности заметны лишь отдельные симптомы отклонений от тех или иных канонов нравственного поведения. [6]

Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением норм, правил и требований.

Необходимо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. [4]

Библиография.


  1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

  2. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности школьника: книга для учителя./ Л. В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

  3. Гребенников И. В. Семейное воспитание: Краткий словарь./ И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319 с.

  4. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие./ И. Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

  5. Давыдов В. В. Психическое развитие школьников: Экспериментальное психологическое исследование./ В. В. Давыдов, М. Э. Боцманова, Н. С. Евланова и др.; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

  6. Богданова О. С. Нравственное воспитание старшеклассников./ О. С. Богданова, С. В. Черенкова. – М.: Просвещение, 1988. – 206 с.

  7. Высотина Л. А. Формирование моральных качеств подростка./ Л. А. Высотина. – Л.: «Знание», 1970. – 35с.
  8. Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков: (В помощь классным руководителям IV – VIII кл)./ О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. – М.: Просвещение, 1979. – 111с.

  9. Грибоедова Т. П. Нравственное развитие личности школьника: подходы и диагностика./ Т. П. Грибоедова. – Новокузнецк: ИПК, 2001. – 64с.

  10. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов ВУЗов./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256с.