reforef.ru 1
Содержание


1. Добро и зло, как понятие морального создания категории этики. 2

1.1. Понятие этической категории. 2

1.2. Природа и содержание добра и зла 3

2. Ответственность, справедливость и обязательства. 6

2.1. Ответственность и обязателсьва личности. 6

2.2. Определение и область применения понятия "справедливость" 8

3.Смысл жизни и счастья. 10

3.1. Основные концепции смысла жизни. 10

3.2. Счастье – фундаментальная категория бытия человека. 12

4.Честь, совесть. 15

4.1. Понятие о чести 15

4.2. Совесть – категория этики. 16

Литература 18


1. Добро и зло, как понятие морального создания категории этики.

1.1. Понятие этической категории.

Изучение содержания первого вопроса начнем прежде всего с рассуждения о том, что любая наука в процессе своего развития накапливает массу фактических знаний. Чтобы легче было ими пользоваться, возникает необходимость в их систематизации и уплотнении их смыслового содержания. Эту задачу в значительной степени и выполняют этические категории. Термин «категория» происходит от греческого слова kategqrein, что в переводе на русский язык означает суждение, определение, высказывание. Но не всякое высказывание принято называть категорией. Как мы знаем из курса философии, категориями науки являются наиболее общие понятия, которые служат для выражения связей и отношений в вещах. Это понятия для обозначения основных форм бытия объектов, понятия, от которых происходят все остальные. Основатель учения о категориях Аристотель считал, что имеется всего 10 категорий (сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, положение).


Категории этики отличаются от категорий других наук рядом особенностей, которые связаны с самим предметом этики. Во-первых, категории этики отражают многогранные связи людей, которые возникают в данном обществе в системе общественных отношений. Во-вторых, именно с помощью категорий этики дается положительная или отрицательная оценка поведения людей. В-третьих, категории этики имеют значение нормы, побуждая каждого к определенным действиям, которые одобряются общественным мнением. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение: категории этики -это наиболее общие понятия морали, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, одобряя или порицая свое собственное поведение и поведение других. Категории этики - основные понятия, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали, которые составляют теоретический аппарат этической науки. Следует иметь в виду, что о категориях этики можно вести речь только на уровне научного сознания. Эмпирическое сознание фиксируется в представлениях, понятиях, нормах, принципах, чувствах, оценках, которые возникают и существуют в сердцах людей и составляют важную сторону их внутренней душевной жизни, проявляясь внешне как нравственная культура личности.

Большие трудности вызывает вопрос о субординации категорий, то есть соподчиненности, о том, какие понятия являются категориями, какие являются главными. Из всех категорий этика традиционно выделяет такие общие моральные понятия, как благо, добро, зло, долг, счастье, совесть, честь, достоинство, смысл жизни, справедливость - понятия, которые образуют логическую основу нравственных знаний и нравственной жизни человека и общества. Без знания этих и других категорий трудно разобраться в содержании и сущности нравственных чувств, эмоций, поведения, поступков.

1.2. Природа и содержание добра и зла

«Что качается добра и зла, то они не показывают ничего положительного в вещах, если их рассматривать самих по себе…..»


«Под добром я понимаю то, что, как мы знаем, для нас полезно.

Под злом – то, что, как мы знаем, препятствует на обладать каким-либо добром.» [2]

Добро и зло являются самыми важными, первыми категориями этики, поскольку добро и зло служат для различения морального и аморального, нравственного и безнравственного, ответственного и безответственного в поведении человека.

Люди с древнейших времен пользовались понятием добра, связывая его с тем, что полезно человеку вообще. То, что приносило людям вред, именовалось злом. Возникает вопрос, что полезно человеку? Вспомним отрывок из Козьмы Пруткова: «Если у тебя будет спрошено, что полезнее - луна или солнце, смело ответствуй: луна. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло, а луна - ночью».

На языке древних греков добро означало сильный, мужественный. Трусость, физическое уродство рассматривалось древними как зло. В Спарте новорожденного, если он оказывался хилым, больным - убивали. С развитием человечества понятия добра и добродетели расширялись и усложнялись. Добром стали признавать не только мужество и физическую силу, но мудрость, правдивость, великодушие, дружбу. С появлением частной собственности понятие добра стало ассоциироваться главным образом с богатством человека. Ведь собственность предъявляла высокие требования к личным качествам ее владельца: он должен был обладать воинскими доблестями, чтобы завоевать и сохранить собственность. Да и сегодня мы часто видим, как нелегко быть собственником. Мало владеть собственностью, надо уметь ее сохранить, приумножить, защитить. В мировой и отечественной литературе немало примеров того, как расточительность наследника, неумение быть хорошим хозяином губят добро, нажитое родителями, богатый человек утрачивает собственность, становится нищим, теряет добро. В Англии, например, не уважают того, кто не оставил после смерти ничего для детей и близких. В русском языке, да и в большинстве современных европейских языков слово «добро» многозначно, употребляется для обозначения материальных благ и благ моральных, но в первую очередь оно означает имущество, достаток. В словаре В. Даля слово «добро» определяется вначале как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» - как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина.


Слово «добрый» как свойство у В. Даля также относится в первую очередь к вещи, скоту, а потом только к человеку. Как характеристика человека «добрый» сначала означает «дельный», «сведущий», «умеющий», а затем уже собственно моральные качества - «любящий», «творящий добро», «мягкосердный».

В понятии добра отражается в виде абстрактной моральной идеи то, что должно быть и заслуживает одобрения; люди выражают в понятии добра свои наиболее общие интересы, пожелания, надежды на будущее. Понятие «зло» - это категория этики, которая по своему содержанию является противоположностью добру. Зло как понятие морального сознания выражает представления о безнравственном, о том, что противоречит требованиям морали, заслуживает осуждения. Зло является общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств, таких, как жестокость, ненависть, порок, насилие, предательство, жадность, скупость. В русском языке имеются специальные слова, которые обозначают силы зла и тьмы - бес, сатана, дьявол, ведьма, леший, черт, змея, ехидна, демон. При этом существует некий суеверный запрет на их употребление, эти слова нельзя произносить вслух, они таят опасность.

При помощи понятий добра и зла люди дают оценку поступкам человека, моральным качествам личности, взаимоотношениям людей, состоянию общества в целом. Если оценивают поступок человека, то его соотносят с понятиями, с одной стороны, благодеяния, доброты, и с другой стороны, зла, жестокости. Моральные качества людей получают оценку с точки зрения имеющихся в обществе представлений о добродетели - с одной стороны, и в то же время с точки зрения порока, лжи, греха. Состояние общества в целом, взаимоотношения социальных групп оценивают, опираясь, с одной стороны, на понятие социальной справедливости, равноправия, свободы, а с другой стороны, на понятие несправедливости, неравноправия, угнетения.

Добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимноопределяют друг друга и всегда сосуществуют в единстве, выступая как один из атрибутивных, фундаментальных признаков бытия, как одна из его существенных закономерностей. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном горьком опыте, что такое зло. Существование зла выступает как условие или непременное сопутствующее обстоятельство существования зла. Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга, но вместе с тем они и как бы определяют друг друга. Какую бы грань добра, доброты, добродетели мы ни взяли, им непременно сопутствуют, соответствуют, с ними рядом сосуществуют некие грани, свойства, качества зла, плохого, порока, греха.

2. Ответственность, справедливость и обязательства.

2.1. Ответственность и обязателсьва личности.


Ответственность - 1) обеспеченность правами и обязанностями в осуществлении какой-либо деятельности; 2) необходимость, обязанность на основе зафиксированных в законах и актах санкций отвечать за свои решения, неправильные действия, поступки.

Виды ответственности определяются, тем, перед кем (чем) и за что человек несет ответственность. В этом смысле можно выделить:

  • ответственность человека перед самим собой: я делаю выбор и в конечном итоге «выбираю себя», свою жизнь, свою судьбу и поэтому несу за нее ответственность; этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувстве вины, страха и пр.;

  • ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми, особенно если затрагиваются их интересы; здесь моральная ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) зачастую совпадает с правовой и административной ответственностью,

  • ответственность человека перед миром и человечеством, проявляющаяся в заботе о мире, вызванная тревогой о нем. Это наиболее сложный и трудно идентифицируемый вид ответственности, выраженный обычно формулой «Я отвечаю за все».

Из этих трех видов ответственности наиболее распространенным и общепринятым является второй — он конкретнее, понятнее и привычнее. Попытки внушить человеку ответственность первого и третьего вида, как правило, вызывает негативную реакцию.

Ответственность второго вида определяется тем, что человек, живущий среди людей, своими действиями всегда как-то влияет на окружающих. Мы должны учитывать это, а значит, и нести ответственность за каждый свой поступок, затрагивающий интересы других людей. Диапазон и мера ответственности здесь чрезвычайно широки — от так называемой «трамвайной этики» до отношений в любви.


Поэтому быть ответственным — значит думать о других, о последствиях своих действий — не будут ли они в ущерб другому. Основанием здесь выступает «золотое правило»- нравственности.

Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. Зависит мера ответственности прежде всего от самостоятельности совершаемого действия. Однако наличие принуждения не снимает ответственности с человека. И если он совершает подлый, Низкий поступок под принуждением, то все равно должен нести моральную ответственность: действительно порядочный, честный человек никогда не пойдет на подлость и предательство.

Мера ответственности зависит также от значимости совершаемого деяния для судеб других людей. Так, в экстремальной ситуации, когда нужно немедленно принять решение, от которого может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время.

Мера ответственности определяется и масштабами принимаемых решений: она может быть различной в зависимости от того, идет ли речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства.

Наконец, она определяется влиятельностью, авторитетом, общественным положением или должностью личности, принимающей решения: ответственность президента страны намного выше, чем ответственность трамвайного диспетчера.

Принять обязательство сделать что-то — значит связать себя словом сделать именно это.

Обязательства должны быть следствием специфического акта. Обычно такой акт — обещание, но обещания имеют разные формы, в т.ч. задолженность, контракт, партнерство, брак, договор и конвенция. Очень часто функционально необходимо, чтобы принятие обязательства сопровождалось торжественной церемонией, символизирующей важность момента (обмен кольцами, печатями, использование Священного писания, подписей или других адекватных символических действий и предметов). Для обязательств существенно то, что они должны приниматься, причем достоверно, абсолютно добровольно, а не под принуждением. В этом строгом смысле слова политическое обязательство представляет собой редкое и довольно расплывчатое явление. Натурализованные граждане страны и принявшие присягу офицеры могут давать формальные политические обязательства, но большинство из нас не выбирает страну, в которой родились, лишены реального выбора остаться или покинуть ее и не дают ей никаких обещаний. В этом смысле пытаться вывести общее для всех граждан обязательство признать данное государство и исполнять директивы его чиновников — все равно что пытаться сделать из круга квадрат.

2.2. Определение и область применения понятия "справедливость"


«Правильно», «верно» и «справедливо» — этические понятия. Они выражают суждение относительно поведения людей, которое считается справедливым.

Понятие справедливости – одно из самых этических измерений права. Как заметил В.С.Соловьев, право есть не что иное как выражение правды или справедливости, которое в конечной среде сводятся и все добродетели.

Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием. Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей (классов).

Справедливость является центром пересечения правовых и нравственных норм понятий «правосудия», то есть «справедливое право» включающем в себя требования справедливого суда, приговора и наказания.

В этических концепциях справедливости, делающих акцент на мерной характеристике данной категории, авторы понимают справедливость как равенство. При таком понимании справедливость оказывается рассудочной категорией, выполняющей функцию соизмеримости усилий и вознаграждений, нарушений и наказаний. В данном аспекте она является понятием скорее социально-правового значения, нежели этического.

Теория справедливости Ролза является рациональной моделью общественного равенства как равенства честных возможностей. Эта теория, по мнению американского мыслителя, наиболее эффективно и оптимально может описать справедливость, которую можно установить среди рациональных существ. Кроме того, она может служить "наилучшим ответом каждого на соответствующие требования других"7. Хотя автор и отмечает, что справедливость как честность есть теория наших моральных чувств, все же последние должны подвергаться рефлективному равновесию, чтобы на них можно было опираться. То, что честность есть основа справедливости, выступает у Ролза интуитивным аргументом. Сама же честность есть рассудочная категория, подчиненная "строгой моральной геометрии" разума.

3.Смысл жизни и счастья.

3.1. Основные концепции смысла жизни.


Во всякой этической системе всегда имеются представления о смысле жизни. Смысл жизни у Сократа - в разумном содержании «искусства жить», у Платона понятие о смысле жизни связывается с идеей высшего блага, смысл жизни в совершенной деятельности - у Аристотеля, в соблюдении заповедей и стремлении к божественному совершенству - у Иисуса Христа. Весьма условно в истории этики можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: пессимистический, скептический, оптимистический.

1 Пессимистический подход состоит в нигилистическом отрицании какого-либо смысла в жизни. Жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней, смерти. По Эпикуру, безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство и, следовательно, смысл жизни.

Киники видели в качестве смысложизненного принципа борьбу со страстями, победу над желаниями. Блаженство доставляет нам не обладание вещами и вожделениями, а преодоление влечения к ним: кто ничем не владеет, тому нечего терять.

Человек один из всех живых существ обременен настоящей смертью, осознанием конца личного бытия. Смерть для человека - трагедия, зло, бессмыслица, не имеющая оправдания. Ведь гибнет не просто биологический организм, а личность; не только тело, но и душа, уникальное существо, замены которому нет. Именно перспектива исчезновения заставляет человека искать смысл своего скоротечного существования. «Memento mori» («помни о смерти») - старинное латинское изречение напоминает о скоротечности сущего.

Пессимистические интерпретации смысла жизни нередко приводят человека к роковому шагу - к самоубийству. Причем экзальтированные романтические натуры, вспоминая литературных и исторических персонажей - Ромео, Вертера, Клеопатру, - лишают себя жизни, чтобы что-то сделать «назло», доказать родителям, учителям, окружающим свое достоинство, свою правоту. Какая жестокость и легкомыслие прежде всего по отношению к самому себе, по отношению к своей собственной уникальной и единственной реальной конкретной жизни! Ведь другой у тебя никогда не будет. Задача родителей, воспитателей сформировать у молодого человека трепетное, уважительное отношение к собственной жизни, к жизни, которую всегда есть шанс сделать такой какой ты сам ее видишь.


2. Скептический подход к пониманию смысла жизни связан с наличием сомнения в смысле и значимости земного бытия. Возникнув в античности, скептицизм абсолютизировал принципы невозмутимости, бесстрастности, воздержания от суждений. Вопрос о том, как правильно жить, скептицизм оставлял открытым, хотя скептиков называли «ищущими».

Цель скептика достигается беспрекословным пассивным подчинением, без попыток что-либо изменить.

Скептицизм выражается в чрезмерной осторожности, подозрительности ко всему необычному, своеобразному; в боязни поступка, в бездействии, в отсутствии какой бы то ни было активности. Принцип «как бы чего не вышло», который с сарказмом и иронией отобразил, например, М.Е. Салтыков-Щедрин, представлен довольно широко в нашей литературе. «Человек в футляре» А.П. Чехова - классический пример человеческой несостоятельности героя.

3. Оптимистический подход к вопросу о смысле жизни выражается в признании жизни как наивысшей ценности и возможности ее реализации. Оптимизм в подходе к пониманию смысла жизни требует обратиться в первую очередь к самой жизни, сфере основных человеческих желаний и интересов. Смысл жизни - получать максимум наслаждений.

3.2. Счастье – фундаментальная категория бытия человека.

Счастье - это не просто очередная моральная тема. Это вопрос, который затрагивает самые сокровенные, волнующие надежды и потребности каждого человека, независимо от его достатка, пола, национальности, религиозных убеждений и даже возраста. Вопрос о счастье и о том, как его достичь, всегда волновал этику, ведь недаром эту науку называют «практической философией». Не одно тысячелетие люди размышляют и спорят о том, «как прожить счастливо», «как быть счастливым». Существует множество толкований счастья. Ш.Фурье (1722 - 1837) писал, что только в Древнем Риме, «по официальным источникам», существовало 278 представлений об «истинном счастье». Да и в наши дни единого, общепризнанного определения счастья в этике не существует.


Счастье - фундаментальная категория человеческого бытия. В самом общем виде счастьем обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. .

Слово «счастье» (в древнегреческом означало покровительство доброго гения) имеет много аспектов. Этики выделяют несколько основных значений понятия счастья: а) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; б) состояние интенсивной радости; в) обладание наивысшими благами; г) чувство удовлетворения жизнью.

Обобщенный взгляд на проблему в культуре повседневности связывает счастье с устойчивым, долговременным обладанием благами (или высшим благом). Очевидно, что люди ассоциируют счастье с материальным достатком, физическим здоровьем, высоким социальным статусом, уважением со стороны других людей, успешным самовыражением в труде, творчестве, благодатью Божьей (для верующих людей).

Счастье - это комплекс переживаний, связанных с положительной оценкой человеком своей жизни. Счастливый человек оптимистично оценивает себя, других людей, действительность. Он переживает эмоциональный подъем, удовлетворенность.

Однако очень часто всевозможные препятствия мешают человеческому счастью.

Поэтому этический анализ счастья исследователи начинают с разграничения в его содержании двух начал: а) того, что зависит от самого человека, определяется мерой его активности и б) того, что от него не зависит, как бы задано внешними обстоятельствами.

То, что в счастье зависит от человека, получило название добродетели. Учение о добродетелях формировалось в истории этики в связи с понятием счастья. Именно в поиске ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет его к счастью, было выработано понятие нравственных добродетелей. Соотношение добродетели и счастья фактически и явилось центральной проблемой этики. В ее решении в европейской этике выделяют три основные традиции: эвдемонистическая (эпикурейская), стоическая, аристотелевская.


Эвдемонизм считает нравственные добродетели средством по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. При этом счастье отождествляется: а) с удовольствием (гедонизм); б) с пользой, успехом (утилитаризм); в) с отсутствием страданий для тела и безмятежностью души (Эпикур). Человек достигает счастливого состояния непосредственно в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. «Благополучие и счастье - не в обилии денег, не в высоте положения, не в должностях каких-либо или силе, но в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающих (всему) пределы, назначенные природой». Эпикур считал, что счастье бывает двух родов: «высочайшим, которое уже нельзя умножить» и другое, которое «допускает и прибавление и убавление наслаждений». Первое свойственно богам, второе - людям. Эти идеи получили развитие в религиозно-философских учениях в виде разграничения между земным счастьем и потусторонним блаженством.

Стоицизм исходит из представлений о том, что нравственное совершенство человека не зависит от его индивидуальной судьбы, конкретных обстоятельств жизни; жизнь согласно разумной природе тождественна счастью и добродетели, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем («добродетели довольно для счастья»). Путь к счастью никак не связан с чувством удовольствия. Знаменитый античный стоик Антисфен был убежден, «что целью жизни является непритязательность», «у людей богатство и бедность не в хозяйстве, а в душе», человек «должен оставаться на родине и довольствоваться тем, что имеет»; «добродетель - оружие, которое нельзя отнять»; «добродетели можно научиться»; «благородство и добродетельность одно и то же, для счастья достаточно одной добродетели, а она нуждается лишь в сократовой силе. Добродетель же состоит в делах и не нуждается ни в многословии, ни в науках». Стоики выдвинули апатию в качестве идеала независимости от чувств и страстей. Стоический идеал счастья — это не только бесстрастие, но и аскеза (духовное упражнение в воздержанности, отрешенности от бренного мира), отрешенность от земных чувств, невозмутимость. Счастье заключается в душевном спокойствии и безмятежности. Мудрец свободен от страстей.


Аристотелевская традиция полагает, что нравственные добродетели - это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. «Счастье - это высшее и самое прекрасное (благо), доставляющее величайшее удовольствие». Счастье рассматривается как вторая природа, выступающая как совершенная деятельность, активный разум, который воплощается в общественных привычках, нравах, институтах (например, семья). Различают счастье человека и счастье общества (государства); выделяются собственно человеческий уровень счастья и блаженство как божественное состояние, которого могут достичь редкие люди в редкие мгновения жизни.

4.Честь, совесть.

4.1. Понятие о чести


Честь - понятие, которое отражает признание достоинства человека со стороны других, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг и находит отражение в его репутации, почитании, авторитете, славе. Честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию (общее мнение), которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит.

Честь - это оценка человека с точки зрения норм социальной группы. Поэтому существуют понятия воинской чести, девичьей чести, профессиональной чести, рыцарской чести, чести семьи. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой человек принадлежит. С понятием чести связаны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили названия «кодекса чести».

Категория чести занимает особое место, в протестантской этике. Понятие чести закрепляется за теми людьми, кто преуспевает. Ибо преуспеяние в делах является показателем предопределенности человека ко спасению Богом, неудачный в делах будет осужден. Именно в таком ключе - как проявление «духа капитализма» -толкует понятие чести М. Вебер.


Собственно христианское понимание чести определяется учением о первородном грехе и обретаемой через благодать праведностью. Индивидуальная честь христианина достижима только после смерти, и то в случае его церковной канонизации. В земной жизни достижение индивидуальной чести невозможно, однако к другому христианину верующий должен относиться как к субъекту чести. Истинный христианин обязан не допускать клеветы, брани на ближнего, лжи словом, соединенной с ложью мысли, неверности данным обещаниям и излишнего любопытства. В соответствии с христианским принципом совершенствования («Будьте совершенны, как-совершен Отец ваш Небесный») честь христианина состоит в богоуподоблении, т.е. в святости. Канонизированный святой обладает всей полнотой христианской чести, которой стремится обладать каждый христианин.

4.2. Совесть – категория этики.

Совесть — это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть, таким образом, является внутренним контрольным механизмом сознания. Человек переживает свое поведение и поведение окружающих, задумывается над тем, кто он и как он должен поступать. В момент самого поступка этот рациональный момент — осмысление поступка — проходит мгновенно, человек вынужден быстро принять решение и поступать определенным образом, но это не значит, что рациональный момент — осмысление поступка — не происходит. На самом деле, совершая поступок под влиянием чувства, человек обязательно затем осмысливает его, оценивает с точки зрения общепринятых норм. Если человек осуждает себя за нечестный, несправедливый поступок, значит, в нем пробуждается нравственное начало, человеку стыдно, так как он нарушил этические нормы общества. Следовательно, еще до поступка человек знает, как надо правильно поступать, каковы моральные нормы, которые он нарушил. Иными словами, вопрос о совести нельзя решить, не выходя за рамки внутреннего мира личности. Человек не может быть независим от окружающего мира. Совесть, таким образом, есть соизмерение своих поступков с моральными нормами общества, это комплекс реакций нравственного сознания на поведение человека и других людей, который выражается в чувстве удовлетворения поступком или осуждении его. Совесть формируется в процессе воспитания и социализации ребенка. Воспитатели, родители, призывая ребенка поступать «хорошо» и не поступать «плохо», опираются на требования послушания, исполнительности, а в противном случае -на страх неодобрения, осуждения, наказания. Но зрелая совесть говорит на языке вневременном и внепространственном.


В обыденной речи люди часто употребляют слова «спокойная совесть», «чистая совесть». Эти выражения означают, что человек с чистой совестью исполнил свои моральные обязанности честно, достойно. Однако не случайно А. Швейцер назвал спокойную совесть изобретением дьявола. Ибо спокойная совесть - это совесть, утратившая чувствительность ко злу, это верный признак отсутствия потребности в совести, равнодушие к ее запросам.

Совесть постоянно напоминает человеку, что нужно поступать хорошо, правильно, что нельзя нарушать моральных норм. Совесть – это в определенном смысле самый строгий судья, который постоянно присутствует на нашей душе, в нашем сердце, в нашем сознании и направляет к добру, даже вопреки нашим желанием.

Литература


  1. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 77-90

  2. Бенедикт Спиноза. Этика Издательство: Азбука, Т 1.2001 г.

  3. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. С. 216-258

  4. Бердяев Н. О назначении человека. –М., 1993.

  5. Введение в философию./Фролов И. –М., 1994.

  6. Гусейнов А., Апресян Р. Этика. –М., 1998.

  7. Ойзерман Т. Философия И. Канта.- М., 1974.