reforef.ru
добавить свой файл
1


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Псковский государственный политехнический институт»
Электромеханический факультет

Специальность «Электропривод»




Реферат по психологии
Внимание


Выполнил: студент группы






Проверил:

« »____________2011 года

Подпись__________________



Псков 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Внимание — катализатор успешной деятельности 3 стр

Физиологические основы внимания 3 стр

Внимание — это, прежде всего, контроль 5 стр

Три вида внимания 8 стр

Основные причины невнимательности (свойства внимания) 10 стр

Психогигиена внимания 12 стр

Как управлять своим вниманием 13 стр

Упражнения для тренировки внимания 16 стр

Использованная литература 20 стр
Внимание — катализатор успешной деятельности

Роль внимания в жизни человека исключительно велика. Внимание определяет в значительной степени эффективность многие виды челове­ческой деятельности. Внимание — один из признаков воли. Степень сосредо­точения или организации внимания есть показатель успешности во многих видах деятельности.

По образному выражению К. Д. Ушинского, «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внеш­него мира».

Итак, внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.

Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невоз­можно.


Психологи называют вниманием избирательную направленность созна­ния при выполнении определенной работы.
Физиологические основы внимания

Нейрофизиологический механизм внимания сложен. Большинство физиологов рассматривает его как фильтр, действующий в центральной нервной системе и располо­женный на различных ее уровнях. Основной функцией это­го фильтра является отсеивание малозначимых сигналов и преимущественная обработка сигналов, имеющих для ин­дивида особое значение. Анатомически и функционально внимание связывается с ретикулярной формацией и таламической системой, которые имеют связи с корой головно­го мозга, субталамусом, гипоталамусом и специфическими нейронами, участвующими в процессах селективного вни­мания (нейроны внимания, детекторы новизны, нейроны неспецифического типа).

Благодаря ретикулярной формации организм челове­ка входит в состояние общего бодрствования, в силу чего он может активно управлять своим вниманием. Активирующее действие ретикулярной формации происходит в ре­зультате поступающих в нес импульсов или со стороны периферических рецепторов различных органов чувств (зрения, слуха), или идущих из коры головного мозга, воз­никающих там, в результате ассоциаций в процессе мышле­ния. Если импульсы имеют умеренную интенсивность, то влияние ретикулярной формации оказывается тонизирую­щим, оптимальным для выполнения функции внимания. Если же импульсы достигают чрезмерной силы, то возника­ет блокада ретикулярной активизации коры, это приводит к нарушению внимания. Например, чрезмерное эмоциональ­ное возбуждение, вызванное сильным раздражителем, при­водит к снижению внимания.

Собственно фильтрующим механизмом является неспе­цифическая таламическая система, которая обладает спо­собностью усиливать одни импульсы, «отсеивать» другие, переключать внимание с одного раздражителя па другие. Здесь же происходит интеграция всех импульсов, поступа­ющих в организм от органов чувств, к коре головного мозга. Совместное функционирование таламической системы и связанных с нею корковых механизмов осуществляет изби­рательный контроль поступающей в мозг информации.


В зависимости от вида внимания задействуются различ­ные отделы головного мозга. Например, непроизвольное внимание может осуществляться на подкорковом уровне; произвольное внимание требует участия корково-ретикуляриых механизмов; осуществление высших форм произ­вольного внимания (интеллектуального внимания) проис­ходит с участием коры головного мозга, ее фронтальных отделов (лобные доли) и специфических нейронов.

Итак, с физиологической точки зрения внимание есть рефлекторная деятельность мозга по избирательному вы­делению одних раздражителей, их активной обработке (т.е. происходит возбуждение определенных нервных центров) и торможению других раздражителей и нервных центров. Простейшим примером этого является ориентировочный рефлекс, который И.П. Павлов называл рефлексом «что та­кое?» (то же самое — рефлекс сосредоточения по В.М. Бех­тереву). Благодаря этому рефлексу животные и человек выделяют в окружающем среде значимые для них раздра­жители и адекватным образом реагируют на них. При этом происходит не только активация определенных отделов мозга, но и изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других системах, благодаря ко­торым в организме создаются наиболее благоприятные ус­ловия для обработки раздражителя и выработки реакции на него.

Активация определенных отделов мозга при реакции на раздражитель и торможение остальных отделов носит название оптимального очага возбуждения. Он возникает согласно закону индукции нервных процессов, открытому И.П. Павловым: очаг возбуждения в одной части коры го­ловною мозга вызывает торможение окружающих его областей, и наоборот, очаг торможения оказывает возбуждающее действие на другие отделы коры головного мозга.

Таким образом, оба эти процесса — возбуждение и тор­можение — не статичны, а находятся в постоянной динами­ке. «Если бы можно было, — говорил И.П. Павлов, — видеть сквозь черепную крышку, и если бы место больших полуша­рий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увиде­ли бы на думающем сознательном человеке, как по его боль­шим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».


Для понимания физиологических основ внимания важ­но ознакомиться с учением Л.А. Ухтомского о доминанте. Доминанта — это господствующий очаг возбуждения, кото­рый отличается от подвижного оптимального очага возбуж­дения повышенной устойчивостью. Данная устойчивость возникает в результате того, что доминанта не только тормо­зит окружающие ее очаги возбуждения, но и способна уси­ливаться за счет них, переключая на себя процессы возбуж­дения, возникшие в других нервных центрах. Основой этого является не только сила возбуждения доминанты, но и со­стояние нервной системы: наличие в мозгу уже проторенных путей нервных связей благодаря предшествующему опыту, легкое образование новых ассоциативных связей, подтвер­ждающих данный раздражитель. В результате образования доминирующего очага возбуждения человек способен на та­кую степень сосредоточенности в интеллектуальной работе, при которой посторонние раздражители (уличный шум, ок­рик, вспышка света и т.д.) не воспринимаются, внимание не рассеивается, человек не отвлекается от работы.

Есть люди, от рождения обладающие усидчивостью. Как установил А. А. Ухтомский, очаг оптимальной доминантной возбудимости не только не ослабляется, но даже усиливается возбуждением, вызываемым действием несильных побочных раздражителей.

Но, как правильно отмечают психологи и физиологи, ни оптимальный очаг возбуждения, ни доминанта не объяс­няют до конца истинного механизма внимания человека, особенно произвольного вида. Поиски нейрофизиологиче­ского механизма внимания и его психологических законо­мерностей продолжаются, появляются новые гипотезы.

Мы ни в коем случае не отвергаем всех вышеизложен­ных положений о природе внимания. Но, тем не менее, в понимании его истинной сути нам ближе теория о вни­мании как самостоятельной, отдельной форме психическо­го процесса, суть которого заключается в том, что внима­ние есть идеальная, сокращенная и автоматизированная форма контроля.

Внимание — это, прежде всего, контроль


Мысль о том, что внимание есть контроль, впервые была высказана Ж.О. Ламетри еще в 1925 г. Гипотеза о внимании как самостоятельной форме психической деятельности, про­дуктом которой является контроль над деятельностью дру­гих психических процессов, была выдвинута П.Я. Гальпери­ным в 1958 г.

До появления гипотезы П.Я. Гальперина основными доводами, отрицающими внимание как самостоятельную форму психической деятельности, были следующие:

— внимание никогда не выступает отдельно от других психических процессов, но всегда им сопутствует.

— внимание не имеет специфического продукта дея­тельности, его эффект сказывается только в улуч­шении той психической деятельности, к которой оно присоединяется.

Но эти доводы не выдерживают серьезной критики. Если два психических процесса происходят одновременно, это не значит, что один из них не должен обладать самосто­ятельной формой. Можно объяснить также, не привлекая какого-либо дополнительного фактора (в данном случае — внимания), улучшение психической деятельности. Напри­мер, лучшая организация труда, активное сосредоточение на нем сами по себе способствуют повышению производи­тельности психической деятельности, и при этом сосредо­точенность и направленность сознания па данный вид дея­тельности являются самостоятельными видами психической деятельности.

Все виды умственной познавательной деятельности можно разделить на две большие группы. Первая — про­цессы образования образов, фантазии, направленности логического мышления, и вторая — процессы контроля за тем, чтобы образы и направление мышления не уходили слишком далеко от действительности. Отсюда понятно, что контроль — это отдельное психическое действие. Именно благодаря ему происходит совершенствование всякой дея­тельности.

В большинстве случаев контроль за психической, в том числе интеллектуальной, деятельностью происходит авто­матически, таким образом, что человек не осознает его, а видит только готовый результат в виде улучшения своей деятельности. На самом деле, процесс контроля за интеллектуальной деятельностью до его автоматизации проходит определенные этапы формирования. Данное явление осо­бенно заметно в процессе образования какого-либо нового навыка или умения.


Первоначально контроль следует за основным действи­ем, он производится после выполнения работы как сличение достигнутого результата и необходимого образца. Как правило, в таком случае образец имеет форму материального носителя: это может быть схема поэтапного выполнения дей­ствий, развернутая картина структуры результата и т.д. Затем в результате систематического применения схемы она запоминается, надобность в ее наглядности отпадает, таким образом, схема действий превращается в умственное представление. В таком случае выполнение психической деятельности и ее контроль все более сближаются.

По мере тренировки и автоматизации психического дей­ствия схема его выполнения из представления превращает­ся в динамический стереотип, сокращается до его «нервной модели». Здесь действие и контроль уже совмещаются, они автоматизируются, и таким образом сама функция контроля уже становится незаметной для человека, он видит толь­ко результат деятельности, достигнутый за счет сосредото­ченности и направленности сознания на деятельность.

«Нервная модель» контроля за деятельностью остается в памяти человека. В дальнейшем эта модель уже опережает само действие, она превращается в тот сгусток конт­роля, который определяет: нужно — не нужно, интересно — не интересно и т.д. Именно эта «нервная модель» контроля и есть то, что мы называем вниманием.

Для наглядного представления приведем пример. Вы сидите в читальном зале и внимательно читаете книгу, не замечая ничего вокруг. Вдруг сзади себя вы слышите свое имя. Это тут же привлекает ваше внимание, вы мгновенно анализируете: «Голос я не узнаю, значит, зовут не меня», и, не отрываясь от книги, продолжаете читать. Наличие ра­нее сформированных двух центров контроля — свое имя и незнакомый голос — позволили вам мгновенно оценить ситуацию. Здесь не было предварительного направления восприятия, сосредоточенности сознания на новом раздра­жителе (голос).

Следовательно, внимание по своей внутренней сути есть не направленность и сосредоточенность сознания па объек­те, а функция контроля, представленная в его сокращенной, умственной, автоматизированной форме. «Не всякий конт­роль есть внимание, но всякое внимание есть контроль».


Отрицание внимания как самостоятельной формы психической деятельности создавало большие сложности в его формировании. Многие педагоги-практики знают, что формирование внимания — самая сложная работа, так как воздействие в данном случае производится не напрямую на соответствующую функцию, а опосредованно — на умение сосредоточивать своп усилия, направлять сознание на не­обходимые объекты, выработку усидчивости и т.д.

Как показывают наблюдения над процессом чтения, многие читатели в те минуты, когда они не понимают текст или устают, невольно переводят взгляд на отвлекающий предмет, например картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним тихим звукам. Такое мгновенное отвле­чение внимания создает некоторую разрядку в напряженной умственной ра­боте. Отвлекающее сосредоточение способствует последующей концентрации внимания на нужном предмете. Но это бывает только в том случае, если по­сторонние раздражители не вызывают полного переключения внимания (на­пример, сильный шум, громкая речь, вид грозы с громом и молнией) или вя­лости и сонливости (ритмически, монотонно действующие слабые раздражи­тели в течение продолжительного времени) (2).

Правильная организация внимания имеет огромное значение для психи­ческой деятельности человека. Какую роль она играет в процессе обучения, можно узнать, например, рассмотрев различные способы организации внима­ния при конспектировании речи преподавателя непосредственно во время ее прослушивания на занятиях.

Существует три способа организации внимания на занятиях. Вос­приятие можно построить так, что почти все внимание будет обращено на составление конспекта. В основном тут действует оперативная память, и запись идет почти под диктовку. При проверке обнаруживается, что школьник многое не понял. Усвоить материал можно и таким образом, что 50% внимания будет уделено составлению конспекта, 50%—прослушиванию нового материала без записи. Это весьма распространенная форма. И, наконец, третий вариант. Он реализован в одном из экспериментов, проведенных в Москве. Запись прослу­шанного не велась. Стопроцентное внимание было сконцентрировано только на понимании. Здесь после изложения материала достигается первая ступень понимания, возникают весьма неопределенные вопросы, затем непонятный материал повторяется, еще вопросы, потом возникает стремление записать. Через некоторое время опять задают вопросы, и, наконец, усвоение. Итог такой работы — запись усвоенного на «языке собственных мыслей».


Такая алгоритмическая схема оказалась наиболее продуктивной. Очевидно, что и при самостоятельном изучении учебного материала целесообразно ее придерживаться.
Три вида внимания

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т. е. не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного «серого» фона или когда предмет-раздражитель интересен и за­нимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример: за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пере­сказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало не­обычные факты.

Произвольное внимание мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно — результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отли­чается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный. Это интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный ха­рактер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя, мы перестаем делать над собой усилие, читаем без напря­жения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения (как и любой иной вид деятельности) сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной сте­пени и определяют темп и качество чтения. При чтении текста непроизволь­ное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произ­вольное — от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет пси­хологическую активность читателя — его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвое­ния содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время (2).


Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентра­цией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей спо­собствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Про­дуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоцио­нальной настроенностью: если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания.. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания выполняемой деятельности. Если она непонятна, внимание падает.

Исследования, проведенные психологами, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда сле­дует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Особое место при чтении принадлежит так называемому зрительному вни­манию. В его основе лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Характерная особенность оперативного поля зрения — чрезвычайная подвижность его границ. Чаще все­го оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в дан­ный момент. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуа­ции, когда луч прожектора как бы шарит по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изме­няет размеры светового пятна, освещающего текст (2).

Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умею­щего быстро читать. А различная ясность или различная степень осознания того содержания, на которое в данный момент направлен взор, выражается интенсивностью зрительного внимания. Если продолжить аналогию с прожек­тором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняя свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. Тогда наступает состояние психической слепоты, или невидящего взора, при котором внимание как бы гаснет.


Отсюда следует, что при чтении, как и при любой иной человеческой деятельности, нужно уметь произвольно управлять вни­манием с помощью специальных приемов и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания — важнейшего параметра психической деятельности. Внимание — своего рода катализатор процесса деятельности человека. Эффективность любой деятельности во многом зависит от того, насколько человек способен управ­лять своим вниманием. Оно определяет темп деятельности: как очень высокий, так и замедленный темп деятельности утомляет, способствует снижению внимания.

Деятельность в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективна. Необходимо в первую очередь научиться управлять произвольным вниманием, а затем формировать послепроизвольное из устойчивого произвольного.

Основные причины невнимательности (свойства внимания)

Многие школьники часто жалуются на рассеянность: «Не обратил внима­ния», «Отключился и не слышал». Большинство людей относятся к своей невни­мательности и рассеянности достаточно снисходительно, не придавая этому серьезного значения.

Но в школе вам бывает, известна высокая «цена» такой рассеянности. «Про­бежал глазами» — и вот вынужден второй раз перечитывать домашнее зада­ние, снова затрачивать время. А если пропустил важное место в учебнике или опоздал на занятия, пропустил объяснения учителем сложной теоремы, на­пример, то это зачастую значительно усложняет жизнь. Рассеянность можно разделить на подлинную и мнимую. В их основе лежит неравномерность раз­вития отдельных свойств внимания. Дело в том, что различные свойства внимания — объем, распределяемость, переключаемость, устойчивость в значительной степени независимы друг от друга. Внимание, хорошее в одном отно­шении, может иметь целый ряд недостатков в другом. Подлинную рассеян­ность характеризует большая переключаемость и низкая устойчивость внимания.

Мнимую рассеянность иногда называют «профессорской». Внешне она мо­жет быть похожа на первый вид: человек не сразу отвечает на поставленный вопрос, он его пропускает «мимо ушей», не обращает внимания на людей, на то, что происходит вокруг. Однако внутренние механизмы ее совершенно иные, чем в первом случае. Если подлинная рассеянность — это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, на­против, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.


Наличие двух противоположных видов рассеянности доказывает, что за внешне похожими проявлениями в поведении человека могут скрываться со­вершенно различные психологические факторы.

Иногда бывает трудно определить, за счет, какого именно свойства внимания достигаются успехи в учебе. Когда о вашем товарище говорят как о вниматель­ном человеке, то имеют в виду не отдельное свойство, а целостную характерис­тику его личности.

Что такое наблюдательность

Порой встречаются люди, просто не привыкшие быть внимательными с детства. Они смотрят вокруг, но мало что видят. Здесь мы сталкиваемся со второй причиной рассеянности — отсутствием привычки наблюдать. Если человека попросить подробно, в деталях вспомнить и описать что-то по памяти (например, посещение актового зала, где обычно проводятся собрания), то выяснится, что на некоторые детали он просто не обращал внимания. Вспомним, как Шерлок Холмс «экзаменовал» своего друга доктора Ватсона:

— Вы смотрите, но не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?

— Часто.

— Как часто?

— Ну, несколько сот раз.

— Отлично, сколько же там ступенек?

— Сколько? Не обратил внимания.

— Вот-вот. Не обратил внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал.

Можно возразить, что не следует перегружать свою память и вни­мание массой несущественных деталей. Все это так. Однако для успешной работы, для сокращения времени, которое тратится при выполнении заданий, внимательность и наблюдательность в любых, в том числе и в самых неблагоприятных обстоятельствах, особенно нужны и должны стать при­вычкой, чертами характера, свойствами личности.

Внимательность предполагает определенное отношение к окружающим лю­дям. Это выражается не только в способности замечать, но активно реаги­ровать на психическое состояние окружающих вас людей, быть чутким к ним. Внимательность накладывает отпечаток на протекание всех познавательных процессов и умственную деятельность в целом, положительно сказывается на ее результатах.

Психогигиена внимания

Способность к поддержанию активного внимания связана и с состоянием нервной системы человека. Поэтому третью причину невнимательности мы обозначим как нарушение психогигиены внимания. Здесь речь пойдет о его психофизиологических основах.

Как мы уже отмечали ранее, физиологической основой внимания является повышение уровня возбуждения в определенных участках головного мозга — возникновение так называемой доминанты. Как утверждают специалисты, наличие очага оптимальной возбудимости обеспечивает наилучшее при данных условиях отражение того, что воздействует на мозг. Тем самым определяется существенная роль внимания в познавательных процессах.

Изменение уровня возбуждения зависит от действия двух законов индук­ции и доминанты. Согласно первому из них возбуждение в одном участке коры головного мозга приводит к торможению других. Так, если вы все свое внимание сосредоточили на слушании собеседника (т. е. повышено возбуждение в слуховой зоне коры головного мозга), то до определенного предела пони­жается его «зрительное» внимание (т. е. понижается возбуждение в зритель­ной зоне коры головного мозга). По закону доминанты слабые возбуждения в других участках мозга подкрепляют ведущий доминантный очаг, усиливая внимание и сосредоточенность. В этом плане велика роль тренировки чело­века.

Человек, с детства привыкший работать в идеальных «тепличных» зву­ковых условиях, не сможет некоторое время полноценно заниматься в зале публичной библиотеки: его постоянно будут отвлекать проходящие мимо люди, их тихий шепот и т. п. И, напротив, после большой комнаты, где находилось в группе еще много других детей, заниматься в «тепличных» условиях вам будет мешать тишина.

А если в комнате, где вы занимаетесь, звучит тихая музыка, то работается лучше или труднее? Большинству людей тихая музыка помогает сосредоточить внимание.

Интересно отметить, что эта закономерность широко использовалась в Древней Греции, в философской школе Аристотеля, получившей название «пе­рипатетиков» или «прогуливающихся», поскольку обучение там происходило во время прогулок. Основатели этой школы полагали, что физическая актив­ность отражается на сосредоточенности внимания, на интеллектуальной - дея­тельности. Когда «тело разогрето прогулкой», то и «мысль становится жи­вее».


Сопутствующие привычные движения, не требующие к себе пристального внимания и большого напряжения сил, положительно влияют на работоспо­собность, на сосредоточенность внимания. И. П. Павлов писал, что для деятель­ного состояния коры больших полушарий необходима минимальная сумма раздражений. Вот почему трудно длительно сохранять сосредоточенность внимания в полной тишине, в пассивном, бездеятельном положении тела. Вни­манию не хватает «подкрепляющих» впечатлений.

Еще раз подчеркнем, что сопутствующие, параллельные движения должны быть автоматическими, а звуковые впечатления не должны привлекать вни­мания своим содержанием.
Как управлять своим вниманием

Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической дея­тельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда не теряет своей актуальности.

Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о взаимосвязи и взаимо­обусловленности овладения управлением внимания других людей с управле­нием собственным вниманием. Психолог Л. С. Выготский в свое время выдви­нул и обосновал положение, что управление собой более сложно, чем управ­ление другими людьми. Поэтому переход от управления другим к управлению самим собой, от подчинения к самоуправлению, представляет собой более вы­сокую ступень личностного развития.

Внимание относится к числу пара­метров психической деятельности, которые труднее всего поддаются трени­ровке.

3 месяца — это минимальный срок, в течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, можно заметить некоторые сдвиги в своем внимании. Вместе с тем вы должны помнить, что, совершенствуя свое внима­ние, обучаясь управлять им, вы решаете комплексную задачу повышения про­изводительности многих форм умственной и физической деятельности.

Концентрация внимания

Известно, что качественно, т. е. точно, быстро и аккуратно, выполнить любую работу можно лишь в том случае, если вы будете максимально собраны и внимательны. В противном случае все усилия могут оказаться напрасными.


Из курса физики знаком пример с линзами. Так, солнечные лучи, со­бранные при помощи лупы в точку, способны прожечь лист бумаги или зажечь кусок дерева. Подобно этому качество выполняемой работы, решаемой задачи может быть значительно улучшено, если нам удастся сконцентрировать на них свои усилия, энергию.

Строго говоря, абсолютное, полное внимание может существовать лишь в течение очень короткого времени. Экспериментами установлено, что макси­мальная концентрация внимания возможна в течение 30 сек., максимум — 90 сек. После этого срока внимание рассредоточивается и «собрать» его, на­править на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря опре­деленным усилиям, волевым и физическим. Таким образом, концентрацию внимания можно определить как активное противодействие его рассеиванию, рассредоточению. Одной из важнейших характеристик высокого интеллекта, как мы уже знаем, как раз и является отчетливо выраженная способность концентрировать свое внимание на содержании рассматриваемой проблемы.

Устойчивость внимания

Особое значение для достижения успеха в любом виде деятельности, помимо кон­центрации, имеет устойчивость внимания. Именно эти свойства отличают людей, увлеченных своим делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

В одной из индийских сказок, рассказывается о том, как использовалась устойчивость внимания в целях профессионального отбора. Магараджа объ­явил, что возьмет себе в министры того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом в руках, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их отвлекали, пугали, и они проливали моло­ко. «Это не министры»,— говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни выстрелы, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. «Это министр»,— сказал магараджа.

Однако даже при устойчивом внимании есть кратковременные изменения интенсивности, колебания внимания, например часы в вашей комнате перио­дически «слышатся» то тише, то громче, будто бы изменяя свой звук. Это при­мер естественного колебания нашего внимания. Экспериментальные исследова­ния показали, что подобные первичные колебания внимания протекают с перио­дом в среднем около 10—12 сек. Следует подчеркнуть, что если бы и наша умственная работа была подвержена колебаниям с подобной периодичностью, то наша деятельность была бы просто невозможна. В работе же такие малые периоды колебания внимания не составляют всеобщей закономерности и от­носятся лишь к элементарным впечатлениям (как в примере с часами). Коле­бания внимания легко наблюдать с помощью так называемых двойственных изображений (ваза на черном фоне или два профиля на белом фоне?). Как только человек увидит два изображения, в силу вступают колебания внимания: изображение начинает, как бы пульсировать — то профили, то ваза.


Распределение внимания

Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновре­менно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам. О Н. Г. Чернышевском биограф А. П. Примаковский пишет: «Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя дру­гое дело, например, диктуя секретарю перевод с немецкого «Всемирной исто­рии» Шлоссера».

Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину.

Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предла­гается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые зада­ния могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень слож­ности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выпол­нения заданий (например, тест — «корректурная проба» - нужно за 5 мин., внимательно просматривая буквенную таблицу, как можно быстрее зачеркивать раз­ными способами буквы с, к, а букву а обводить кружком).

Объем внимания

На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, «схватить» при быстром предъявлении. В психо­логических лабораториях для этой цели используется специальный прибор — тахистоскоп (название произошло от древнегреческих слов тахис — «быстро», скопео — «смотрю»). На экране на короткое время показывают буквы, циф­ры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых элементов. Иными словами, объем внимания — это широта той области, на которую оно может быть распространено.

Упражнения для тренировки внимания

Прежде чем перейти к описанию упражнений для тренировки внимания, хотелось бы напомнить, что внимание является общим свойством пси­хики, явлений и процессов, составляющих основной объем психической дея­тельности человека. Внимание сопровождает, направляет и целесообразно ор­ганизует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Но быть занятым исключительно одним процессом внимания оказывается невозможно. Вместе с тем нормальный человек в бодрствующем состоянии быть абсолютно невнимательным тоже не в состоянии. Его вни­мание всегда бывает чем-то привлечено и на чем-то сосредоточено, а имен­но на объекте деятельности.

Установлено, что внимание повышает эффективность любой психической деятельности. Оно вызывает более ясное и отчетливое протекание психи­ческих процессов. При этом внимательное восприятие служит своеобразным фильтром для раздражений, не связанных с объектом внимания.

Наконец, внимание оказывается механизмом, при помощи которого наше сознание организует свою деятельность избирательно, избегая перегрузки и направляя ее на то, чтобы каким-то образом удовлетворить потребности инди­вида. Таким образом, избирательный характер внимания служит основной предпосылкой целесообразной направленности как психической, так и трудо­вой деятельности личности. А направляется психическая деятельность личностью на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость.

Для получения длительного устойчивого внимания необходимо, как мини­мум, учесть два условия. Во-первых, на сосредоточенность и устойчивость внимания влияет общее самочувствие. Так, при значительном перена­пряжении и утомлении отмечается ухудшение устойчивости внимания, пони­жение так называемой помехоустойчивости, человек чаще отвлекается на побоч­ные впечатления, становится труднее длительно удерживать свое внимание на определенном занятии.

Во-вторых, наиболее существенным условием устойчивости внимания яв­ляется возможность раскрывать в том предмете, на котором сосредоточено внимание, новые стороны связи. Там, где содержание предмета не дает осмыс­ления возможности для дальнейшего углубления в него, создаются пред­посылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступает рассеянность, вызванная колебаниями внимания. Любое однообразие, монотонность, отсут­ствие новизны в получаемых сведениях способно притупить внимание вос­принимающего информацию.


Предлагая упражнения, выбранные из серии психотехнических игр, используемых в спорте, хотелось бы напомнить, что 3 месяца — это мини­мальный срок, в течение которого, аккуратно выполняя упражнения, можно получить положительные результаты.

Упражнение «Пальцы»

Сядьте удобно в кресле или на стуле. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их4 один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточьте внимание на этом движении. Первые две недели следует выполнять упражнение ежедневно по 5 мин., затем 10 мин. Постепенно нужно довести время выполнения упраж­нения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев.

Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным именно из-за того, что объект сосре­доточения слишком необычен. Возможно, вас станет клонить ко сну. Возмож­но также появление необычных ощущений: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточиться на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, взгляд следит за движением облака за окном, а мысли заняты совершенно другим.

Упражнение «Муха»

Упражнение выполняется вдвоем с товарищем по обучению. Для упражне­ния потребуется доска (30X30 см) с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3X3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). При­соска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально. Суть упражнения заключается в том, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд. По одной из четырех возможных команд: вверх, вниз, вправо, влево — «муха» перемещается соот­ветственно команде на соседнюю клетку. Ее исходное положение — цент­ральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками игры по оче­реди.


Играющие должны, постоянно следя за перемещением «мухи», не до­пустить ее выхода за пределы игрового поля. После предварительной трени­ровки на доске игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет на своем экране мысленного взора. Если вы или ваш товарищ теряете нить игры или видите, что «муха» покинула поле, да­ется команда «Стоп!». Вернув «муху» на центральную клетку, начинаете игру сначала.

Упражнение «Муха» требует постоянной сосредоточенности: стоит кому-либо из участников хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-то постороннем, как он тут же потеряет нить игры и вынужден будет остано­виться.

Упражнение «Стрелка»

Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение 3 мин. наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упраж­нение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнару­жите, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке.

Упражнение «Читать неинтересную книгу»

Что мы обычно читаем? То, что нам нужно, интересно, полезно. Очень редко мы беремся за чтение текста, заранее зная, что он не нужен и бес­полезен. В этом упражнении мы предлагаем читать книги, заведомо для нас неинтересные. Но читать не механически, а творчески, следя за переключе­нием своего внимания. Вначале оно носит характер явно произвольного. Вы с трудом заставляете себя читать текст. Все кажется вам скучным. Но вот вдруг появилась какая-то интересная мысль. Что-то вас увлекло. Незаметно для себя вы внимательно вчитываетесь в текст, забывая о том, что книга-то, в общем, для вас неинтересная. Внимание становится послепроизвольным. Умение «втягиваться» в любую работу, сделать ее любимой — огромное достоинство, помогающее продуктивно выполнять многие виды чело­веческой деятельности. Какие книги выбирать для этого упражнения? Мы рекомендуем обычно читать книги не вашего профиля деятельности.


Понимание внимания как самостоятельной формы психической деятельности позволяет целенаправленно его формировать.

Людям, не имеющим опыта интеллектуальной работы, полезно научиться составлять и применять алгоритмы чте­ния, то есть сознательно формировать в своем мозгу те очаги контроля, которые позволят им в процессе чтения, не напря­гая волю, автоматически отмечать все необходимые момен­ты. В данном случае наблюдается поразительный факт: еще до начала чтения значительную часть утомительного для не­рвной системы произвольного внимания мы переводим в го­раздо более легкое послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание также по сути своей есть контроль. Но в отличие от произвольного и послепроизвольного видов внимания, когда контроль нами формируется со­знательно в зависимости от целей и задач практической деятельности на основе заранее составленного плана, с по­мощью заранее установленных критериев и способов их применения, непроизвольное внимание возникает как кон­троль, который диктуется особенностями объекта, за счет того, что «само бросается в глаза». Особенности объекта анализируются в сознании человека, сопоставляются с уже имеющимся опытом. Эти процессы есть не что иное, как ис­следовательская деятельность в отношении нового объек­та. В физиологии она носит название ориентировочного рефлекса (рефлекса сосредоточения), контролирующую часть которого и составляет собственно непроизвольное внимание.
Использованная литература


  1. Андреев О.А. Техника развития внимания. М., 2007.

  2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М., 1991.

  3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Романова. М., 2000.

  4. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. М., 1976.
  5. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание М., 1072.


  6. Добрынин Н.Д. О теории и воспитании внимания // психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Романова. М., 2000.

  7. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. М., 1987.

  8. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

  9. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. М., 1976.

  10. Рогов Е.И. Психология познания. М.. 1998.