Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Псковский государственный политехнический институт»
Электромеханический факультет
Специальность «Электропривод»

Реферат по психологии
Внимание
Выполнил: студент группы
Проверил:
«
»____________2011 года
Подпись__________________
Псков 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Внимание — катализатор успешной деятельности 3 стр
Физиологические основы внимания 3 стр
Внимание — это,
прежде всего, контроль 5 стр
Три вида внимания 8 стр
Основные причины невнимательности (свойства внимания) 10 стр
Психогигиена внимания 12 стр
Как управлять своим вниманием 13 стр
Упражнения для тренировки внимания 16 стр
Использованная литература 20 стр
Внимание — катализатор успешной деятельности
Роль внимания в жизни человека исключительно велика. Внимание определяет в значительной степени эффективность многие виды человеческой деятельности. Внимание — один из признаков воли. Степень сосредоточения или организации внимания есть показатель успешности во многих видах деятельности.
По образному выражению К. Д. Ушинского, «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Итак, внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.
Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невозможно.
Психологи называют вниманием избирательную направленность сознания при выполнении определенной работы.
Физиологические основы внимания
Нейрофизиологический механизм внимания сложен. Большинство физиологов рассматривает его как фильтр, действующий в центральной нервной системе и расположенный на различных ее уровнях. Основной функцией этого фильтра является отсеивание малозначимых сигналов и преимущественная обработка сигналов, имеющих для индивида особое значение. Анатомически и функционально внимание связывается с ретикулярной формацией и таламической системой, которые имеют связи с корой головного мозга, субталамусом, гипоталамусом и специфическими нейронами, участвующими в процессах селективного внимания (нейроны внимания, детекторы новизны, нейроны неспецифического типа).
Благодаря ретикулярной формации организм человека входит в состояние общего бодрствования, в силу чего он может активно управлять своим вниманием. Активирующее действие ретикулярной формации происходит в результате поступающих в нес импульсов или со стороны периферических рецепторов различных органов чувств (зрения, слуха), или идущих из коры головного мозга, возникающих там, в результате ассоциаций в процессе мышления. Если импульсы имеют умеренную интенсивность, то влияние ретикулярной формации оказывается тонизирующим, оптимальным для выполнения функции внимания. Если же импульсы достигают чрезмерной силы, то возникает блокада ретикулярной активизации коры, это приводит к нарушению внимания. Например, чрезмерное эмоциональное возбуждение, вызванное сильным раздражителем, приводит к снижению внимания.
Собственно фильтрующим механизмом является
неспецифическая таламическая система, которая обладает способностью усиливать одни импульсы, «отсеивать» другие, переключать внимание с одного раздражителя па другие. Здесь же происходит интеграция всех импульсов, поступающих в организм от органов чувств, к коре головного мозга. Совместное функционирование таламической системы и связанных с нею корковых механизмов осуществляет избирательный контроль поступающей в мозг информации.
В зависимости от вида внимания задействуются различные отделы головного мозга. Например, непроизвольное внимание может осуществляться на подкорковом уровне; произвольное внимание требует участия корково-ретикуляриых механизмов; осуществление высших форм произвольного внимания (интеллектуального внимания) происходит с участием коры головного мозга, ее фронтальных отделов (лобные доли) и специфических нейронов.
Итак, с физиологической точки зрения внимание есть рефлекторная деятельность мозга по избирательному выделению одних раздражителей, их активной обработке (т.е. происходит возбуждение определенных нервных центров) и торможению других раздражителей и нервных центров. Простейшим примером этого является ориентировочный рефлекс, который И.П. Павлов называл рефлексом «что такое?» (то же самое — рефлекс сосредоточения по В.М. Бехтереву). Благодаря этому рефлексу животные и человек выделяют в окружающем среде значимые для них раздражители и адекватным образом реагируют на них. При этом происходит не только активация определенных отделов мозга, но и изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других системах, благодаря которым в организме создаются наиболее благоприятные условия для обработки раздражителя и выработки реакции на него.
Активация определенных отделов мозга при реакции на раздражитель и торможение остальных отделов носит название оптимального очага возбуждения. Он возникает согласно закону индукции нервных процессов, открытому И.П. Павловым: очаг возбуждения в одной части коры головною мозга вызывает торможение окружающих его областей, и наоборот, очаг торможения оказывает возбуждающее действие на другие отделы коры головного мозга.
Таким образом, оба эти процесса — возбуждение и торможение — не статичны, а находятся в постоянной динамике. «Если бы можно было, — говорил И.П. Павлов, — видеть сквозь черепную крышку, и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».
Для понимания физиологических основ внимания важно ознакомиться с учением Л.А. Ухтомского о доминанте. Доминанта — это господствующий очаг возбуждения, который отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью. Данная устойчивость возникает в результате того, что доминанта не только тормозит окружающие ее очаги возбуждения, но и способна усиливаться за счет них, переключая на себя процессы возбуждения, возникшие в других нервных центрах. Основой этого является не только сила возбуждения доминанты, но и состояние нервной системы: наличие в мозгу уже проторенных путей нервных связей благодаря предшествующему опыту, легкое образование новых ассоциативных связей, подтверждающих данный раздражитель. В результате образования доминирующего очага возбуждения человек способен на такую степень сосредоточенности в интеллектуальной работе, при которой посторонние раздражители (уличный шум, окрик, вспышка света и т.д.) не воспринимаются, внимание не рассеивается, человек не отвлекается от работы.
Есть люди, от рождения обладающие усидчивостью. Как установил А. А. Ухтомский, очаг оптимальной доминантной возбудимости не только не ослабляется, но даже усиливается возбуждением, вызываемым действием несильных побочных раздражителей.
Но, как правильно отмечают психологи и физиологи, ни оптимальный очаг возбуждения, ни доминанта не объясняют до конца истинного механизма внимания человека, особенно произвольного вида. Поиски нейрофизиологического механизма внимания и его психологических закономерностей продолжаются, появляются новые гипотезы.
Мы ни в коем случае не отвергаем всех вышеизложенных положений о природе внимания. Но, тем не менее, в понимании его истинной сути нам ближе теория о внимании как самостоятельной, отдельной форме психического процесса, суть которого заключается в том, что внимание есть идеальная, сокращенная и автоматизированная форма контроля.
Внимание — это, прежде всего, контроль
Мысль о том, что внимание есть контроль, впервые была высказана Ж.О. Ламетри еще в 1925 г. Гипотеза о внимании как самостоятельной форме психической деятельности, продуктом которой является контроль над деятельностью других психических процессов, была выдвинута П.Я. Гальпериным в 1958 г.
До появления гипотезы П.Я. Гальперина основными доводами, отрицающими внимание как самостоятельную форму психической деятельности, были следующие:
— внимание никогда не выступает отдельно от других психических процессов, но всегда им сопутствует.
— внимание не имеет специфического продукта деятельности, его эффект сказывается только в улучшении той психической деятельности, к которой оно присоединяется.
Но эти доводы не выдерживают серьезной критики. Если два психических процесса происходят одновременно, это не значит, что один из них не должен обладать самостоятельной формой. Можно объяснить также, не привлекая какого-либо дополнительного фактора (в данном случае — внимания), улучшение психической деятельности. Например, лучшая организация труда, активное сосредоточение на нем сами по себе способствуют повышению производительности психической деятельности, и при этом сосредоточенность и направленность сознания па данный вид деятельности являются самостоятельными видами психической деятельности.
Все виды умственной познавательной деятельности можно разделить на две большие группы. Первая — процессы образования образов, фантазии, направленности логического мышления, и вторая — процессы контроля за тем, чтобы образы и направление мышления не уходили слишком далеко от действительности. Отсюда понятно, что контроль — это отдельное психическое действие. Именно благодаря ему происходит совершенствование всякой деятельности.
В большинстве случаев контроль за психической, в том числе интеллектуальной, деятельностью происходит автоматически, таким образом, что человек не осознает его, а видит только готовый результат в виде улучшения своей деятельности. На самом деле, процесс контроля за интеллектуальной деятельностью до его автоматизации проходит определенные этапы формирования. Данное явление особенно заметно в процессе образования какого-либо нового навыка или умения.
Первоначально контроль следует за основным действием, он производится после выполнения работы как сличение достигнутого результата и необходимого образца. Как правило, в таком случае образец имеет форму материального носителя: это может быть схема поэтапного выполнения действий, развернутая картина структуры результата и т.д. Затем в результате систематического применения схемы она запоминается, надобность в ее наглядности отпадает, таким образом, схема действий превращается в умственное представление. В таком случае выполнение психической деятельности и ее контроль все более сближаются.
По мере тренировки и автоматизации психического действия схема его выполнения из представления превращается в динамический стереотип, сокращается до его «нервной модели». Здесь действие и контроль уже совмещаются, они автоматизируются, и таким образом сама функция контроля уже становится незаметной для человека, он видит только результат деятельности, достигнутый за счет сосредоточенности и направленности сознания на деятельность.
«Нервная модель» контроля за деятельностью остается в памяти человека. В дальнейшем эта модель уже опережает само действие, она превращается в тот сгусток контроля, который определяет: нужно — не нужно, интересно — не интересно и т.д. Именно эта «нервная модель» контроля и есть то, что мы называем вниманием.
Для наглядного представления приведем пример. Вы сидите в читальном зале и внимательно читаете книгу, не замечая ничего вокруг. Вдруг сзади себя вы слышите свое имя. Это тут же привлекает ваше внимание, вы мгновенно анализируете: «Голос я не узнаю, значит, зовут не меня», и, не отрываясь от книги, продолжаете читать. Наличие ранее сформированных двух центров контроля — свое имя и незнакомый голос — позволили вам мгновенно оценить ситуацию. Здесь не было предварительного направления восприятия, сосредоточенности сознания на новом раздражителе (голос).
Следовательно, внимание по своей внутренней сути есть не направленность и сосредоточенность сознания па объекте, а
функция контроля, представленная в его сокращенной, умственной, автоматизированной форме.
«Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль».
Отрицание внимания как самостоятельной формы психической деятельности создавало большие сложности в его формировании. Многие педагоги-практики знают, что формирование внимания — самая сложная работа, так как воздействие в данном случае производится не напрямую на соответствующую функцию, а опосредованно — на умение сосредоточивать своп усилия, направлять сознание на необходимые объекты, выработку усидчивости и т.д.
Как показывают наблюдения над процессом чтения, многие читатели в те минуты, когда они не понимают текст или устают, невольно переводят взгляд на отвлекающий предмет, например картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним тихим звукам. Такое мгновенное отвлечение внимания создает некоторую разрядку в напряженной умственной работе. Отвлекающее сосредоточение способствует последующей концентрации внимания на нужном предмете. Но это бывает только в том случае, если посторонние раздражители не вызывают полного переключения внимания (например, сильный шум, громкая речь, вид грозы с громом и молнией) или вялости и сонливости (ритмически, монотонно действующие слабые раздражители в течение продолжительного времени) (2).
Правильная организация внимания имеет огромное значение для психической деятельности человека. Какую роль она играет в процессе обучения, можно узнать, например, рассмотрев различные способы организации внимания при конспектировании речи преподавателя непосредственно во время ее прослушивания на занятиях.
Существует три способа организации внимания на занятиях. Восприятие можно построить так, что почти все внимание будет обращено на составление конспекта. В основном тут действует оперативная память, и запись идет почти под диктовку. При проверке обнаруживается, что школьник многое не понял. Усвоить материал можно и таким образом, что 50% внимания будет уделено составлению конспекта, 50%—прослушиванию нового материала без записи. Это весьма распространенная форма. И, наконец, третий вариант. Он реализован в одном из экспериментов, проведенных в Москве. Запись прослушанного не велась. Стопроцентное внимание было сконцентрировано только на понимании. Здесь после изложения материала достигается первая ступень понимания, возникают весьма неопределенные вопросы, затем непонятный материал повторяется, еще вопросы, потом возникает стремление записать. Через некоторое время опять задают вопросы, и, наконец, усвоение. Итог такой работы — запись усвоенного на «языке собственных мыслей».
Такая алгоритмическая схема оказалась наиболее продуктивной. Очевидно, что и при самостоятельном изучении учебного материала целесообразно ее придерживаться.
Три вида внимания
Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т. е. не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного «серого» фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример: за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.
Произвольное внимание мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно — результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный. Это интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной.
Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя, мы перестаем делать над собой усилие, читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения (как и любой иной вид деятельности) сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произвольное — от самого читателя.
Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя — его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время (2).
Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью: если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания.. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания выполняемой деятельности. Если она непонятна, внимание падает.
Исследования, проведенные психологами, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.
Особое место при чтении принадлежит так называемому зрительному вниманию. В его основе лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Характерная особенность оперативного поля зрения — чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда луч прожектора как бы шарит по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего текст (2).
Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. А различная ясность или различная степень осознания того содержания, на которое в данный момент направлен взор, выражается интенсивностью зрительного внимания. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняя свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. Тогда наступает состояние психической слепоты, или невидящего взора, при котором внимание как бы гаснет.
Отсюда следует, что при чтении, как и при любой иной человеческой деятельности, нужно уметь произвольно управлять вниманием с помощью специальных приемов и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания — важнейшего параметра психической деятельности. Внимание — своего рода катализатор процесса деятельности человека. Эффективность любой деятельности во многом зависит от того, насколько человек способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп деятельности: как очень высокий, так и замедленный темп деятельности утомляет, способствует снижению внимания.
Деятельность в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективна. Необходимо в первую очередь научиться управлять произвольным вниманием, а затем формировать послепроизвольное из устойчивого произвольного.
Основные причины невнимательности (свойства внимания)
Многие школьники часто жалуются на рассеянность: «Не обратил внимания», «Отключился и не слышал». Большинство людей относятся к своей невнимательности и рассеянности достаточно снисходительно, не придавая этому серьезного значения.
Но в школе вам бывает, известна высокая «цена» такой рассеянности. «Пробежал глазами» — и вот вынужден второй раз перечитывать домашнее задание, снова затрачивать время. А если пропустил важное место в учебнике или опоздал на занятия, пропустил объяснения учителем сложной теоремы, например, то это зачастую значительно усложняет жизнь. Рассеянность можно разделить на подлинную и мнимую. В их основе лежит неравномерность развития отдельных свойств внимания. Дело в том, что различные свойства внимания — объем, распределяемость, переключаемость, устойчивость в значительной степени независимы друг от друга. Внимание, хорошее в одном отношении, может иметь целый ряд недостатков в другом. Подлинную рассеянность характеризует большая переключаемость и низкая устойчивость внимания.
Мнимую рассеянность иногда называют «профессорской». Внешне она может быть похожа на первый вид: человек не сразу отвечает на поставленный вопрос, он его пропускает «мимо ушей», не обращает внимания на людей, на то, что происходит вокруг.
Однако внутренние механизмы ее совершенно иные, чем в первом случае. Если подлинная рассеянность — это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.
Наличие двух противоположных видов рассеянности доказывает, что за внешне похожими проявлениями в поведении человека могут скрываться совершенно различные психологические факторы.
Иногда бывает трудно определить, за счет, какого именно свойства внимания достигаются успехи в учебе. Когда о вашем товарище говорят как о внимательном человеке, то имеют в виду не отдельное свойство, а целостную характеристику его личности.
Что такое наблюдательность
Порой встречаются люди, просто не привыкшие быть внимательными с детства. Они смотрят вокруг, но мало что видят. Здесь мы сталкиваемся со второй причиной рассеянности — отсутствием привычки наблюдать. Если человека попросить подробно, в деталях вспомнить и описать что-то по памяти (например, посещение актового зала, где обычно проводятся собрания), то выяснится, что на некоторые детали он просто не обращал внимания. Вспомним, как Шерлок Холмс «экзаменовал» своего друга доктора Ватсона:
— Вы смотрите, но не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
— Часто.
— Как часто?
— Ну, несколько сот раз.
— Отлично, сколько же там ступенек?
— Сколько? Не обратил внимания.
— Вот-вот. Не обратил внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал.
Можно возразить, что не следует перегружать свою память и внимание массой несущественных деталей. Все это так. Однако для успешной работы, для сокращения времени, которое тратится при выполнении заданий, внимательность и наблюдательность в любых, в том числе и в самых неблагоприятных обстоятельствах, особенно нужны и должны стать привычкой, чертами характера, свойствами личности.
Внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это выражается не только в способности замечать, но активно реагировать на психическое состояние окружающих вас людей, быть чутким к ним. Внимательность накладывает отпечаток на протекание всех познавательных процессов и умственную деятельность в целом, положительно сказывается на ее результатах.
Психогигиена внимания
Способность к поддержанию активного внимания связана и с состоянием нервной системы человека. Поэтому третью причину невнимательности мы обозначим как нарушение психогигиены внимания. Здесь речь пойдет о его психофизиологических основах.
Как мы уже отмечали ранее, физиологической основой внимания является повышение уровня возбуждения в определенных участках головного мозга — возникновение так называемой доминанты. Как утверждают специалисты, наличие очага оптимальной возбудимости обеспечивает наилучшее при данных условиях отражение того, что воздействует на мозг. Тем самым определяется существенная роль внимания в познавательных процессах.
Изменение уровня возбуждения зависит от действия двух законов индукции и доминанты. Согласно первому из них возбуждение в одном участке коры головного мозга приводит к торможению других. Так, если вы все свое внимание сосредоточили на слушании собеседника (т. е. повышено возбуждение в слуховой зоне коры головного мозга), то до определенного предела понижается его «зрительное» внимание (т. е. понижается возбуждение в зрительной зоне коры головного мозга). По закону доминанты слабые возбуждения в других участках мозга подкрепляют ведущий доминантный очаг, усиливая внимание и сосредоточенность. В этом плане велика роль тренировки человека.
Человек, с детства привыкший работать в идеальных «тепличных» звуковых условиях, не сможет некоторое время полноценно заниматься в зале публичной библиотеки: его постоянно будут отвлекать проходящие мимо люди, их тихий шепот и т. п. И, напротив, после большой комнаты, где находилось в группе еще много других детей, заниматься в «тепличных» условиях вам будет мешать тишина.
А если в комнате, где вы занимаетесь, звучит тихая музыка, то работается лучше или труднее? Большинству людей тихая музыка помогает сосредоточить внимание.
Интересно отметить, что эта закономерность широко использовалась в Древней Греции, в философской школе Аристотеля, получившей название «перипатетиков» или «прогуливающихся», поскольку обучение там происходило во время прогулок. Основатели этой школы полагали, что физическая активность отражается на сосредоточенности внимания, на интеллектуальной - деятельности. Когда «тело разогрето прогулкой», то и «мысль становится живее».
Сопутствующие привычные движения, не требующие к себе пристального внимания и большого напряжения сил, положительно влияют на работоспособность, на сосредоточенность внимания. И. П. Павлов писал, что для деятельного состояния коры больших полушарий необходима минимальная сумма раздражений. Вот почему трудно длительно сохранять сосредоточенность внимания в полной тишине, в пассивном, бездеятельном положении тела. Вниманию не хватает «подкрепляющих» впечатлений.
Еще раз подчеркнем, что сопутствующие, параллельные движения должны быть автоматическими, а звуковые впечатления не должны привлекать внимания своим содержанием.
Как управлять своим вниманием
Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической деятельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда не теряет своей актуальности.
Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о взаимосвязи и взаимообусловленности овладения управлением внимания других людей с управлением собственным вниманием. Психолог Л. С. Выготский в свое время выдвинул и обосновал положение, что управление собой более сложно, чем управление другими людьми. Поэтому переход от управления другим к управлению самим собой, от подчинения к самоуправлению, представляет собой более высокую ступень личностного развития.
Внимание относится к числу параметров психической деятельности, которые труднее всего поддаются тренировке.
3 месяца — это минимальный срок, в течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, можно заметить некоторые сдвиги в своем внимании. Вместе с тем вы должны помнить, что, совершенствуя свое внимание, обучаясь управлять им, вы решаете комплексную задачу повышения производительности многих форм умственной и физической деятельности.
Концентрация внимания
Известно, что качественно, т. е. точно, быстро и аккуратно, выполнить любую работу можно лишь в том случае, если вы будете максимально собраны и внимательны. В противном случае все усилия могут оказаться напрасными.
Из курса физики знаком пример с линзами. Так, солнечные лучи, собранные при помощи лупы в точку, способны прожечь лист бумаги или зажечь кусок дерева. Подобно этому качество выполняемой работы, решаемой задачи может быть значительно улучшено, если нам удастся сконцентрировать на них свои усилия, энергию.
Строго говоря, абсолютное, полное внимание может существовать лишь в течение очень короткого времени. Экспериментами установлено, что максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 сек., максимум — 90 сек. После этого срока внимание рассредоточивается и «собрать» его, направить на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря определенным усилиям, волевым и физическим. Таким образом, концентрацию внимания можно определить как активное противодействие его рассеиванию, рассредоточению. Одной из важнейших характеристик высокого интеллекта, как мы уже знаем, как раз и является отчетливо выраженная способность концентрировать свое внимание на содержании рассматриваемой проблемы.
Устойчивость внимания
Особое значение для достижения успеха в любом виде деятельности, помимо концентрации, имеет устойчивость внимания. Именно эти свойства отличают людей, увлеченных своим делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.
В одной из индийских сказок, рассказывается о том, как использовалась устойчивость внимания в целях профессионального отбора. Магараджа объявил, что возьмет себе в министры того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом в руках, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их отвлекали, пугали, и они проливали молоко. «Это не министры»,— говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни выстрелы, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. «Это министр»,— сказал магараджа.
Однако даже при устойчивом внимании есть кратковременные изменения интенсивности, колебания внимания, например часы в вашей комнате периодически «слышатся» то тише, то громче, будто бы изменяя свой звук. Это пример естественного колебания нашего внимания. Экспериментальные исследования показали, что подобные первичные колебания внимания протекают с периодом в среднем около 10—12 сек.
Следует подчеркнуть, что если бы и наша умственная работа была подвержена колебаниям с подобной периодичностью, то наша деятельность была бы просто невозможна. В работе же такие малые периоды колебания внимания не составляют всеобщей закономерности и относятся лишь к элементарным впечатлениям (как в примере с часами). Колебания внимания легко наблюдать с помощью так называемых двойственных изображений (ваза на черном фоне или два профиля на белом фоне?). Как только человек увидит два изображения, в силу вступают колебания внимания: изображение начинает, как бы пульсировать — то профили, то ваза.
Распределение внимания
Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.
Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновременно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам. О Н. Г. Чернышевском биограф А. П. Примаковский пишет: «Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод с немецкого «Всемирной истории» Шлоссера».
Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину.
Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задания могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень сложности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выполнения заданий (например, тест — «корректурная проба» - нужно за 5 мин., внимательно просматривая буквенную таблицу, как можно быстрее зачеркивать разными способами буквы с, к, а букву а обводить кружком).
Объем внимания
На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, «схватить» при быстром предъявлении. В психологических лабораториях для этой цели используется специальный прибор — тахистоскоп (название произошло от древнегреческих слов
тахис — «быстро»,
скопео — «смотрю»). На экране на короткое время показывают буквы, цифры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых элементов. Иными словами, объем внимания — это широта той области, на которую оно может быть распространено.
Упражнения для тренировки внимания
Прежде чем перейти к описанию упражнений для тренировки внимания, хотелось бы напомнить, что внимание является общим свойством психики, явлений и процессов, составляющих основной объем психической деятельности человека. Внимание сопровождает, направляет и целесообразно организует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Но быть занятым исключительно одним процессом внимания оказывается невозможно. Вместе с тем нормальный человек в бодрствующем состоянии быть абсолютно невнимательным тоже не в состоянии. Его внимание всегда бывает чем-то привлечено и на чем-то сосредоточено, а именно на объекте деятельности.
Установлено, что внимание повышает эффективность любой психической деятельности. Оно вызывает более ясное и отчетливое протекание психических процессов. При этом внимательное восприятие служит своеобразным фильтром для раздражений, не связанных с объектом внимания.
Наконец, внимание оказывается механизмом, при помощи которого наше сознание организует свою деятельность избирательно, избегая перегрузки и направляя ее на то, чтобы каким-то образом удовлетворить потребности индивида. Таким образом, избирательный характер внимания служит основной предпосылкой целесообразной направленности как психической, так и трудовой деятельности личности. А направляется психическая деятельность личностью на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость.
Для получения длительного устойчивого внимания необходимо, как минимум, учесть два условия. Во-первых, на сосредоточенность и устойчивость внимания влияет общее самочувствие. Так, при значительном перенапряжении и утомлении отмечается ухудшение устойчивости внимания, понижение так называемой помехоустойчивости, человек чаще отвлекается на побочные впечатления, становится труднее длительно удерживать свое внимание на определенном занятии.
Во-вторых, наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором сосредоточено внимание, новые стороны связи. Там, где содержание предмета не дает осмысления возможности для дальнейшего углубления в него, создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступает рассеянность, вызванная колебаниями внимания. Любое однообразие, монотонность, отсутствие новизны в получаемых сведениях способно притупить внимание воспринимающего информацию.
Предлагая упражнения, выбранные из серии психотехнических игр, используемых в спорте, хотелось бы напомнить, что 3 месяца — это минимальный срок, в течение которого, аккуратно выполняя упражнения, можно получить положительные результаты.
Упражнение «Пальцы»
Сядьте удобно в кресле или на стуле. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их4 один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточьте внимание на этом движении. Первые две недели следует выполнять упражнение ежедневно по 5 мин., затем 10 мин. Постепенно нужно довести время выполнения упражнения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев.
Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным именно из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Возможно, вас станет клонить ко сну. Возможно также появление необычных ощущений: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточиться на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, взгляд следит за движением облака за окном, а мысли заняты совершенно другим.
Упражнение «Муха»
Упражнение выполняется вдвоем с товарищем по обучению. Для упражнения потребуется доска (30X30 см) с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3X3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально. Суть упражнения заключается в том, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд. По одной из четырех возможных команд: вверх, вниз, вправо, влево — «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Ее исходное положение — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками игры по очереди.
Играющие должны, постоянно следя за перемещением «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После предварительной тренировки на доске игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет на своем экране мысленного взора. Если вы или ваш товарищ теряете нить игры или видите, что «муха» покинула поле, дается команда «Стоп!». Вернув «муху» на центральную клетку, начинаете игру сначала.
Упражнение «Муха» требует постоянной сосредоточенности: стоит кому-либо из участников хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-то постороннем, как он тут же потеряет нить игры и вынужден будет остановиться.
Упражнение «Стрелка»
Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение 3 мин. наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаружите, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке.
Упражнение «Читать неинтересную книгу»
Что мы обычно читаем? То, что нам нужно, интересно, полезно. Очень редко мы беремся за чтение текста, заранее зная, что он не нужен и бесполезен. В этом упражнении мы предлагаем читать книги, заведомо для нас неинтересные. Но читать не механически, а творчески, следя за переключением своего внимания. Вначале оно носит характер явно произвольного. Вы с трудом заставляете себя читать текст. Все кажется вам скучным. Но вот вдруг появилась какая-то интересная мысль. Что-то вас увлекло. Незаметно для себя вы внимательно вчитываетесь в текст, забывая о том, что книга-то, в общем, для вас неинтересная. Внимание становится послепроизвольным. Умение «втягиваться» в любую работу, сделать ее любимой — огромное достоинство, помогающее продуктивно выполнять многие виды человеческой деятельности. Какие книги выбирать для этого упражнения? Мы рекомендуем обычно читать книги не вашего профиля деятельности.
Понимание внимания как самостоятельной формы психической деятельности позволяет целенаправленно его формировать.
Людям, не имеющим опыта интеллектуальной работы, полезно научиться составлять и применять алгоритмы чтения, то есть сознательно формировать в своем мозгу те очаги контроля, которые позволят им в процессе чтения, не напрягая волю, автоматически отмечать все необходимые моменты. В данном случае наблюдается поразительный факт: еще до начала чтения значительную часть утомительного для нервной системы произвольного внимания мы переводим в гораздо более легкое послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание также по сути своей есть контроль. Но в отличие от произвольного и послепроизвольного видов внимания, когда контроль нами формируется сознательно в зависимости от целей и задач практической деятельности на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения, непроизвольное внимание возникает как контроль, который диктуется особенностями объекта, за счет того, что «само бросается в глаза». Особенности объекта анализируются в сознании человека, сопоставляются с уже имеющимся опытом. Эти процессы есть не что иное, как исследовательская деятельность в отношении нового объекта. В физиологии она носит название ориентировочного рефлекса (рефлекса сосредоточения), контролирующую часть которого и составляет собственно непроизвольное внимание.
Использованная литература
Андреев О.А. Техника развития внимания. М., 2007.
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М., 1991.
Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Романова. М., 2000.
Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. М., 1976.
-
Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание М., 1072.
Добрынин Н.Д. О теории и воспитании внимания // психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Романова. М., 2000.
Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. М., 1987.
Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.
Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. М., 1976.
Рогов Е.И. Психология познания. М.. 1998.