reforef.ru 1

Московский Педагогический Государственный Университет



Реферат на тему:
«П.Ф. Каптерев о детских играх и развлечениях»


Студентка:

Группа:
Москва, 2006

План:
1. Введение

2. Источники и общий ход развития детских игр и развлечений

3. Игры и инстинкты

4. Подвижные игры

5. О пределах вмешательства взрослых в игры детей

Введение.
Детские игры такое явление, которое многим, кажется совершенно ясным и простым. Между тем простота детских игр обманчива, это явление все знают, но не все понимают.

Рассмотрим суждения об этой проблеме выдающегося русского педагога Петра Федоровича Каптерева.

В своей работе «О детских играх и развлечениях» Петр Федорович обращает наше внимание на то, что игра - явление весьма широкое. «Играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные». Детская же игра, помимо приятности развлечения, имеет важное значение в развитии человека. « ... игра весьма и весьма характерное, существенное явление в детской жизни. Не понять его - значит не понять детства; не суметь удовлетворить потребности детей в игре - значит не дать им самой нужной и подходящей к их возрасту пищи». Именно поэтому П. Ф. Каптерев призывает самым серьезным образом относиться к детской игре. Предлагает присмотреться к ней и прежде всего к ее источникам и общему ходу ее развития.
Источники и общий ход развития детских игр и развлечений.

П. Ф. Каптерев разделяет всю деятельность людей на два рода, исходя из того, каким потребностям она отвечает: естественно-органическим или социально-культурным. При этом «деятельность, вызываемая естественными причинами, необременительна, для нее не нужно ставить каких-либо особенных целей, ... , она носит награду в самой себе, ... , она вообще имеет непосредственный характер и ровное течение. Деятельность для удовлетворения социально-культурных потребностей по большей части тяжела, неприятна, однообразна».


Дети гораздо больше живут естественно - органическими потребностями, чем социально-культурными. Таким образом Петр Федорович объясняет появление у детей «массы свободных сил и энергии, которые не расходуются на труд по удовлетворению потребностей». Эти силы и энергии требуют выхода, который они находят в непосредственно приятной детской деятельности - игре. Дальше, рассматривая деятельность человека Каптерев выделяет такие свойства: «восприимчивость, пассивность, подчинение влиянию окружающей среды и самодеятельность, влияние на других, творчество в широком смысле слова». Он отмечает, что «человек начинает пассивным состоянием - восприятием, а кончает активным - деятельностью». «Эти две стороны человеческой природы - пассивность и активность - неразрывно связаны между собой, образуют нечто единое; простое восприятие постепенно и незаметно, множеством переходных ступеней и процессов превращается в творчество, в активность».

Рассматривая развитие ребенка П. Ф. Каптереф указывает на первоначальность пассивной стороны, которая состоит из усвоения разнообразных впечатлений. «Потешать и забавлять дитя значит доставлять ему приятные впечатления на органы чувств. Орудием забавы могут служить предметы и явления природы, вещи домашнего обихода и обстановки, игрушки». «Взрослые должны постоянно забавлять и потешать малое дитя, само оно еще не может забавляться и потешаться» - таково мнение Петра Федоровича. При этом действие забавы должно заключаться в сильном приятном раздражении нескольких органов внешних чувств.

По мере накопления впечатлений ребенок развивается, обогащается его память, возникают чувствования более сложного порядка. «Забавы, действующие только на внешние чувства, постепенно теряют часть своей прелести в глазах дитяти, пере стают удовлетворять его». Каптерев предлагает использовать новый вид забав - развлечения, которые должны действовать не только на анализаторы ребенка, но и на память, на чувства, вызывать «легкие формы умственной деятельности». Сообразно с тем, какой вид деятельности развлечения возбуждают у ребенка Петр Федорович подразделяет их на группы: действующие на память, например, картины; обращенные к уму, такие как, посещение музея; возбуждающие детское чувство, например, трогательный разговор о приключениях с человеком или животным.


Возвращаясь к сторонам человеческой природы, нельзя не заметить, что активность, самодеятельность организма также очень рано выражается в человеческой жизни.

«Дети, как известно, крайне непоседливы и суетливы, всякого рода движения с самых первых лет своей жизни они очень любят; когда они сыты, выспались, здоровы, они охотно совершают движения ручками и ножками, с чувством удовольствия они издают разные неопределенные звуки, стараются захватить попавшиеся им предметы, ко всему тянутся». Именно в таких движениях и звуках Каптерев видит первые зародыши детской игры.

Самые ранние и простые игры - физические, подвижные, главное содержание которых составляют движения. Их автор предлагает разделить на две группы: игры совершаемые с помощью одних органов тела, без всяких орудий, и игры, совершаемые с помощью разнообразных орудий.

С развитием психической жизни психическое содержание детских игр будет постепенно усложняться. Сначала это выражается в воспроизведении в играх предметов, лиц и событий из окружающей жизни. Эти игры носят строго подражательный характер. Затем «в играх начнет проступать самодеятельность дитяти» и они будут носить в себе творческое начало. «Психическое содержание, психический элемент игры достигает высшего своего развития в общественной игре, когда участники распределяют между собой роли, когда игра превращается нередко в почти драматическое действие ... » «Таким образом, одиночные подвижные игры, с одной стороны, и общественно драматические, с другой, представляют начало и конец в развитии детской игры, ее исходный пункт и ее высшее завершение».

П. Ф. Каптерев выделяет следующие этапы: « ... самый простой вид игры есть такая игра, которая начинается исключительно вследствие доставляемого удовольствия и может быть окончена в любой момент, когда, следовательно, конец, результат игры не представляет никакого интереса, а важен лишь сам процесс». С развитием детей результат игры начинает их интересовать все в большей степени. Что является важным моментом, в том отношении, на что указывает автор, «что прокладывает путь к новой деятельности, сначала занятием, а потом и работам». Интерес к достижению результата подготавливает детей к более высокой ступени: интересу к цели, который предполагает гораздо большее умственное развитие.


«Таким образом, из пассивной стороны человеческого существа развиваются в жизни детей потешки, забавы и развлечения с оттенками эстетическим и умственным: из активной стороны развиваются игры различных видов, занятия и работы».

Делая вывод, Петр Федорович отмечает, что они лежат «глубоко в природе человека, это не какое-либо мимолетное явление в жизни детей. Развлечения и игры находятся в прямой и непосредственной связи со всей жизнью и деятельностью детей, затрагивают как физические, так и душевные детские силы, упражняя их в разнообразных направлениях».
Игры и инстинкты.
Размышляя над возникновением и развитием детской игры Каптерев задается вопросом о существовании специального инстинкта - инстинкта ИГРЫ. В этом ключе он рассматривает теорию детской игры Карла Гросса, по определению которой все игры основываются на инстинктах. По этой теории существуют «отдельные инстинкты, имеющие важное жизненное значение, которое сполна еще не обнаруживается в детстве, не в состоянии еще вызвать в это время серьезную деятельность, соответствующую их природе, но возбуждает людей и животных к предварительным упражнениям, в духе и направлении того или другого инстинкта». «Игра есть преддверие жизни, предварительное упражнение в позднейшей серьезной деятельности, подготовка к ней».

П. Ф. Каптерев считает, что основные положения данной теории не совсем справедливы, поскольку считает наличие свободных сил и энергии главнейшей причиной детской игры. Другим же существенным возбудителем игры выделяется удовольствие от упражнения сил в игре. При этом автор отмечает, что при отсутствии этих двух факторов ничто не может заставить ребенка продолжать игровую деятельность. Хотя и соглашается, что существуют причины, определяющие направление и характер детской игры, которые не могут быть приведены к указанным общим свойствам и условиям жизни человека, например, игры мальчиков и девочек почти с самого начала получают несколько особенное содержание и своеобразный характер.


В то же время Петр Федорович указывает на несправедливость взгляда на игру как на подготовительные упражнения к последующей серьезной деятельности. Он считает, что «непосредственно е и главное значение игры для дитяти заключается в настоящем, а не в будущем». «Цель игры в самой игре, в ее интересе, а не в чем-либо внешнем и постороннем игре».
Подвижные игры.

Это первоначальные игры. «У очень маленьких детей они состоят в упражнениях преимущественно рук и ног, а отчасти и других органов тела». «8 дальнейшем игры органами тела не прекращаются, а развиваются в целые системы стройных движений ... » Когда в таких играх, как пятнашки, горелки, чехарда, и многих других, начинают пользоваться орудиями, игры значительно осложняются.

П. Ф. Каптерев, рассматривая подвижные игры, указывает на особое значение правил, которые делают игры «общественными» и способствуют развитию выдержки, настойчивости, характера, т. е. вносят психологическое содержание. В основе же своей подвижные игры «выражают общечеловеческую потребность в движениях приятных, легких и интересных, самая суть их - движение ... ».
О пределах вмешательства взрослых в игры детей.
Касаясь роли взрослых в играх детей, Каптерев указывает ряд причин, при которых вмешательство необходимо. Это подавление личности более слабого ребенка, ведение грубой игры с побоями и унижениями. В остальном, детям должна быть предоставлена свобода. Взрослые могут косвенно помогать: предоставлением средств для получения разнообразных впечатлений, материала для игры и «показыванием, объяснением, своими примерными работами, если бы дитя обратилось за помощью».

«Простирать далее вмешательство взрослых в детскую игру нет достаточных оснований, дальнейшее вмешательство существенно повредит самой игре, будет противно ее природе» - так считает Петр Федорович Каптерев.