reforef.ru 1

www.koob.ru


18 Райгородский Д.Я.

Психология я психоанализ власти. Т. 2. Хрестома-

тия. - Самара: Издательский Дом "ВАХРАХ", 1999.

- 576 с.

Д. Я. Райгородский
ПСИХОЛОГИЯ

И
1 ПСИХОАНАЛИЗ

ВЛАСТИ
Хрестоматия

Том 2


Г С

1 Издательский Дом " БАХРАХ"
ББК 88

? 18
ХРЕСТОМАТИЯ

ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Редактор-составитель - Д.Я. Райгородский
Научные рецензенты:
доктор психологических наук Г. В. Акопов

кандидат философских наук Т. В. Борисова
18 Райгородский Д.Я.
Психология я психоанализ власти. Т. 2. Хрестома-

тия. - Самара: Издательский Дом "ВАХРАХ", 1999.

- 576 с.
ISBN 5-89570-011-Х
Это первая отечественная хрестоматия по психологии

власти.
Власть и свобода, власть и насилие, власть и авторитет,

власть и личность. Что скрывается за многогранным фе-

номеном власти, феноменом господства одного над другим,

личности над массами, лидера над ведомыми? Об этом книга,

адресованная психологам, социологам, политологам, профес-

сиональным политикам, широкому кругу профессионалов,

для которых актуальны проблемы власти и лидерства.
Во второй том хрестоматии вошли разделы: "Полити-

ческая психология лидерства", "Социальная психология ли-

дерства", "Психология власти, "Психоанализ власти".'
ISBN 5-89570-011-Х
c Д.Я. Райгородский, 1999. Составление

c Издательский Дом "БАХРАХ-М", 1999
ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

ЛИДЕРСТВА1
' Продолжение. Начало см. т.1, с. 393.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Том II
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЛИДЕРСТВА (продолжение)
?.?. ВЕЛИКАНОВА. Функции образа лиде-

ра В массовом сознании ..................................... 5

Трактовка культа лидера в историографии.... 6
Социализм и национализм как гражданская

религия .............................ъ.......................,. 7
Религиозный символ................................... 10
Родовой символ.......................................... 15
Политический символ ................................. 18
Национальный символ ................................20
Образец для подражания ............................22
Сексуальная ипостась лидера ...................... 23
Т.М. РЫСКОВА. Политический портрет ли-

дера: вопросы типологии................................... 26
Д.М. ФЕЛЬДМАН. Лидер в ситуации поли-

тического конфликта........................................ 31
П. ШТОМПКА. Великие личности как агенты

изменений .......................................................37
История как человеческий продукт .............. 37
Конкурирующие теории ..............................42
Становление героя......................................46
Быть героем...........................................51
Влияние на историю...................................53
М. ВЕБЕР. Харизматическое господство .......... 55
ФРЕД И. ГРИНСТАЙН. Личность и политика. 69

Распределение индивида по ролям............... 73
Личность и ее окружение ............................74
Психопатология и другие политические
.77

.79
мотивации ..................................
Личность и социальные основания

Влияние личности на события ......
572
Е. ЕГОРОВА. Президент Буш. Психологичес-

кий портрет ...................................................
Решающий поединок........................:........
Юноша из хорошей семьи .........................
"Синдром Феникса" ................................
"Броски" в политику................................

На "вторых ролях" ..................................

В Белом доме...........................................
Хозяининформации.................................
Сторонник "личной дипломатии"...............
Куда устремится президент? .....................
??. КОЧЕТКОВ. Какой президент нужен

ifc России? .......................................................
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЛИДЕРСТВА
О.Н. ЕМЕЛЬЯНОВ. Лидерство и групповая

F динамика.......................................................
Функции лидерства .................:.ъ...............
Лидеры и стиль их деятельности................
Авторитарный и демократический стили

лидерства .........................................;......
Восприятие лидера его группой .................
Личностные характеристики лидеров .........
Н.С. ЖЕРЕБОВА. Лидерство в малых груп-

г нах как объект социально-психологического

? исследования ................................................
;В.И. ЗАЦЕПИН. Структура вертикального

.рбщения в коллективе ....................................
ЦДХ. КЕНДЖЕМИ. Использование лидером

ЦВласти личного авторитета или власти закон-

дых полномочий ............................................
Развитие и потеря авторитета....................
Проблема руководства с помощью власти

полномочий ............................................
Основа создания власти-авторитета руково-

дителя ....................................................
873
165
167
168
169
170
174
175
177
Конкретный случай успешного возрождения

организации с помощью власти-авторитета

С.Е. ХЕЙНБАХ. Стремление к власти как мо-

тив принятия решений в организационной дея-

тельности .....................................................
Возникающий парадокс власти .................

Проблема ...............................................

Аддиктивность к власти и принимаемые

руководителем решения об использовании

внешних источников.................................
Слепота власти и адаптивное отрицание....
Заключение ............................................
А.И. КРАВЧЕНКО. Макиавелли: технология

эффективного лидерства................................
Предшественник европейского менеджмента 177

Историческое лицо эпохи.......................... 179
Страсть к приобретению и страх потерять ..180

Воля к власти .......................................... 182
Свобода - это желание не быть угнетенным 183

Толпа идет за видимостью успеха .............. 183
Страх и любовь..................................
Честный ошибается чаще.....................
Полезнее держать в страхе..................
Быть щедрым - значит быть зависимым

Вознаграждай постепенно, наказывай залпом 187

Качества льва и свойства лисицы .............. 188
Личность и безликость.............................. 189
Принцип относительности ......................... 190
Относительность и принцип разграничения. 190

Кругооборот форм управления .................. 192
Принцип принятия решений .....................
Теория политического опыта ....................
Г. ЛЕБОН. Вожаки толпы ............................
Способы действия вожаков: утверждение,

повторение, зараза ...................................
Обаяние ..................................................
184
185
186

186
192

192

,195
195

204
Э. АРОНСОН. Реакции на социальное влияние213

Послушание как форма подчинения........... 222
574
ПСИХОЛОГИЯ ВЛАСТИ
А. АДЛЕР. Психология власти ...................... 233
Т. АДОРНО. Авторитарная личность ............. 239

М.Е. БУРНО. Напряженно-авторитарный


характер ....................................................... 245
А. КЕМПИНСКИ. Психопатология власти ..... 251
Э. ФРОММ. Авторитарная личность.............. 276
X. ХЕКХАУЗЕН. Мотив власти .................... 299
Мотивационная основа ............................. 301
Источник власти ............................:......... 303
Поведение и власть .................................. 304
Индивидуальные различия действий власти 310

Определение мотива власти ...................... 316
Связь ожидания и ценности ...................... 326
Проблема валидности методик измерения

мотива власти .......................................... 329
Констелляция мотивов власти достижения
и аффилиации.......................................... 339
К. ХОРНИ. Стремление к власти................"... 352
К. ХОРНИ. Зов власти ................................. 371
Т. ШИБУТАНИ. Борьба за признание и власть394
ПСИХОАНАЛИЗ ВЛАСТИ
Н.С. АВТОНОМОВА. Власть у Фрейда:меж-

ду "либидо" и "сверх-Я" ................................
С. МОСКОВИЧИ. Психология харизматичес-

кого вождя ....................................................
Авторитет и харизма.................................
Принцип вождя ........................................
Культ отца .............................................
Э. ЭРИКСОН. Психоанализ Гитлера ............
Д. РАНКУР-ЛАФЕРРИЕР. Психоанализ

Сталина .......................................................
К. ЮНГ. Диагностика диктаторов .................
401
408

408

416

432

449
481

553
575
О.В. ВЕЛИКАНОВА1
функции образа лидера в массовом

сознании. Гитлеровская Германия

и советская Россия
Сравнение того, как возник и развивался культ лидера

в весьма различных культурах Германии и России, дало


возможность структурировать этот многоплановый фено-

мен и вычленить доминанты в его развитии. Изучение тео-

ретических подходов западной историографии к немецкой

истории, более глубокое знание о Гитлере и его культе по-

зволили по-новому подойти как к советскому культу, так и

к осмыслению самого феномена культа лидера.
Предметом рассмотрения будет не собственно тот или

иной лидер, но некий фантом, продукт пропаганды и массо-

вых представлений и иллюзий. Не Гитлер, Ленин или Ста-

лин как таковые, но какими они казались, как их образ

воспринимался людьми. Обобщения в этой статье сделаны

на основе источников, отображающих коллективные пред-

ставления, из которых для иллюстрации выбраны один-два

факта или высказывания.
Явление культа лидера обычно связывается с архаичес-

кими обществами, восточными деспотиями или рассматри-

вается как атавистический феномен массового сознания,

проявление отсталости или низменных, примитивных че-

ловеческих эмоций и инстинктов, не соответствующих при-

роде рационального человека и жизни индустриального

общества. Тем не. менее культ лидера был одной из ярких

черт истории XX века и проявился в государствах с раз-

личными социальными устройствами, с разной историей и

культурой - Германии, СССР, Италии, Китае, США и т.д.

Религиозное или полурелигиозное поклонение лидеру в

форме государственного ритуала имело место в различные

периоды их истории, но именно в первой половине XX века

проявилось в полную силу.
OHC, 1997, №6.
Трактовка культа лидера в историографии
При всем многообразии исследовательских подходов к

анализу культа лидера следует учитывать различную при-

роду культа. .

1. Культ как сконструированный, навязанный сверху


властью молчаливым пассивным массам посредством ма-

нипулирования общественным мнением, интенсивной про-

пагандой.
2. Культ как спонтанное явление, возникающее "снизу",

исходящее от масс при определенных обстоятельствах (на-

пример, кризис).
3. Культ как порождение исключительных качеств лич-

ности лидера (теория харизмы) или его воли.
Каждый конкретный случай культа не выступает в чис-

том виде. Например, в культе Гитлера одни исследователи

видели прежде всего результат государственной пропаган-

ды, искусственного манипулирования сверху. Эту точку

зрения еще в 1932 году высказал Т. Гесс. Другие анализи-

ровали его спонтанное развитие снизу и указывали на ре-

лигиозную сущность его природы, глубокие традиции по-

литической культуры, корни в массовой психологии. Неко-

торые сосредоточивали внимание на психопатологических

особенностях личности Гитлера, убежденного в своей из-

бранности и увлекшего за собой своих сторонников. По-

следняя точка зрения внутренне перекликается со взгля-

дом на культ Гитлера и вообще на немецкий фашизм как

на уникальное, случайное явление, выходящее за рамки "нор-

мального" исторического процесса и не имеющее глубоких

корней.
В трактовке советских культов также присутствовали

различные подходы. Для советской (дохрущевской) исто-

риографии было характерно подчеркивание спонтанности

культов В. Ленина и И. Сталина, что соответствовало офи-

циальной доктрине о демократичности советской власти как

построенной в соответствии с чаяниями народа.
После смерти Сталина как в советской историографии,

начиная с доклада Н. Хрущева, так и в некоторых запад-

ных работах центр тяжести в объяснении культа лидера


переносится на качества личности Сталина, свойственную
ему мегаломанию. Этот подход отражался в обосновании

некоторых атрибутов режима, таких, например, как террор,

психопатологическими чертами характера Сталина. Демо-

низация личности вождя имела место в Германии сразу

после 1945 года, так же как в России после XX съезда и

еще раз после крушения коммунистического режима, когда

нация пыталась оправдаться и спрятаться от ответственно-

сти за спинами демонических фигур Гитлера/Сталина/

Ленина, на которых возлагалась вся вина и ответственность.

Такие оценки были лишь оборотной стороной только что

пережитого культа. . .
В советской историографии взгляд на культ Сталина

отмечается и как "извращение", случайное отклонение, не-

нормальность в развитии социалистической демократии,

вызванные ее незрелостью.
Итак, к такой форме взаимоотношений лидера и народа,

как культ, исследователи подходили с'разных сторон, обра-

щая внимание на ту или иную составляющую этого слож-

ного исторического, психологического и социального явле-

ния. Как мы видим, в историографии преобладает подход к

культу вождя как к социально-политическому феномену,

автор же попробовала взглянуть на него в антропологи-

ческом измерении. Дело в том, что не все стороны культа

могут быть поняты в терминах политической теории. Для

ответа на вопрос, почему возникает культ, продуктивно бу-

дет привлечение методов массовой психологии, а также

изучение представлений, глубоких верований, иллюзий, ми-

фов массового сознания, поскольку мы не'можем обойти

вниманием иррациональный элемент в культе лидера. Бла-

годаря вкладу 3. Фрейда, Г. Ле Бона, И. Тарда в науку об

обществе было признано, что не только рациональный рас-


чет двигает людьми в их стремлении к интеграции; В под-

держании социального порядка болыйую роль играют и

иррациональные элементы. " ;..-ъ.:
Социализм и национализм

как гражданская религия
На мой взгляд, феномен культа вождя может быть рас-

смотрен в категориях "гражданской религии". Под граж-
далекой (светской) религией обычно понимают возникшее

ещеъ в архаические времена видение мира через мифы и

символы, осуществление человеком своих надежд и фобий

в ритуальных и литургических формах. Э. Дюркгейм ука-

зывал, что даже на поздних стадиях социокультурного раз-

вития всякое общество нуждается в "функциональном эк-

виваленте" религиозной системы (называют ее "религией"

или нет - имеет в основном семантическое значение). Ми-

фологизированное видение мира может реализовываться

не только в форме устоявшихся религий, но и в процессе

секуляризации принимать иную направленность и иные

формы. В XX веке к таким светским воплощениям религи-

озной системы представлений можно отнести социалисти-

ческую и националистическую идеи.
В России, разрушив такие цементирующие социум ос-

новы, как религия и монархия советская власть не могла

обойтись без новой, сплачивающей общество парадигмы.

Она должна была сконструировать объясняющую мир

альтернативную православной религии систему представ-

лений, предложить пути "спасения". В русском марксизме

существовало понимание важности обращения к сфере под-

сознательного, к эмоциям. "Богостроители" во главе с

А. Луначарским полагали, что социализм нуждается в ис-

пользовании воодушевляющей силы мифа. Марксизм-ле-.

нинизм в советской России стал такой гражданской рели-

гией - мировоззрением, способом восприятия мира с боль-


шой долей веры. На это указывали М. Левин, Р. Стайте и

другие. Так воспринимали это и обыкновенные люди. В

частном письме из Ленинграда в Англию в 1925 году гово-

рилось': "Теперь здесь новая религия, так называемый Ле-

нинизм.ПовсюдУвидйшь. портреты этого человека, как и

старое время Юсони;;* w ;ъъ1' ъ ' \ъ-\ '.'н<и-. ъ ъ ъ-ъ
'В Германий' -в' качестве 'сплачивающей общество пара-

дигмы выступал национализм. Д. Лангевише пишет: "На-

ционализм принймаеТ на себя функций некоей идеологии

интеграции. Ему удастся сплотить массовое еознание в нечто

целое, имеющее общее прошлое, общего врага и определяю-

щего общую цель на будущее". Уже начиная со времени

Великой Французской революции многие современники

отмечали в Германии появление обостренной "жажды
мифа". На религиозную природу национал-социализма с

культом Фюрера в центре указывали многие исследовате-

ли - Юнг, Моссе, Стерн и другие. Но еще в' 1936 году Геб-

бельс заявлял: "Германия превратилась в единую великую

церковь, охватывающую все классы, профессии, вероиспо-

ведания".
Присутствие компонента веры в культе лидера пред-

ставляется мне важным аспектом. Э. Фромм относит веру

к одной из основных человеческих потребностей, считает

ее сущностным атрибутом человеческой природы. Ирра-

циональную веру Фромм рассматривает как веру в челове-

ка, или идею, или символ, которая опирается не на личный

опыт, интеллектуальный или эмоциональный, но основыва-

ется на эмоциональном подчинении некоему иррациональ-

ному авторитету.
Многие люди обрели в социализме веру, в которой Ре-

волюция выступала.как акт творения нового мира. Они

были полны уверенности в возможности переделки челове-

ка и мира, ощущения своей призванноеT нести "дух рево-

люции" . Идею коммунизма они находили достойной, чтобы

во имя нее жить и за нее умереть. Это давало им чувство

правоты, великий стимул и энтузиазм. Во многих советс-

ких людях, включая жертвы, даже террор не поколебал

веры в историческую миссию партии и безошибочность

лидера. Мы знаем, что заключенные сталинских лагерей

писали Сталину письма с уверениями в своей преданнос-

ти. Слово "энтузиазм", которое часто сопровождает харак-

теристику сталинизма, очень близко по значению к "вере".

Пережившие Третий рейх замечали, что "это было время

искренней, веры". Как слово г".эятузиа9м" было раепросг-

раненов,советское время, ???,# определение "фанатичны"

было излюбленным выражением Гитлера-,. Кстати, и в; Со-

ветском Союзе это слово было .лишено негативной конно-
тапииъ . .,;:.7. ъ . ?;,:.'Г.,,.,.:../.;ъ ;ъ.-.....-:
Итак, и социализм, ИгИащвднализм выступали в качестве

светских воплощения религиозной по сути системы пред-

ставлений, сплачивающих общество. Лидер персонифици-

рует эту парадигму. .
Образ вождя живет в коллективном сознании в различ-

ных ипостасях, формах, отвечая различным человеческим
потребностям - потребности в идентификации покровите-

лю, стремлению к интеграции. В полифоническом образе

вождя можно различать ипостаси, грани этого образа, с од-

ной стороны, предлагаемые властью, и с другой - выдвигае-

мые коллективным сознанием, а иногда и коллективным

бессознательным. Образ лидера выступает в роли родово-

го символа, религиозного, классового, политического, нацио-

нального, в качестве образца для подражания.
Религиозный символ
Как показывают источники, образ лидера и в Германии,

и в России (даже. при антирелигиозной пропаганде в по-

следней) выполнял роль религиозного символа с такими

атрибутами, как вездесущность, бессмертность и совершен-

ство высшего существа. Иллюзию вездесущности создава-

ли бесчисленные изображения лидера, присутствие его имени

в названиях улиц, городов, институтов. Распространение

визуального образа вождя имело особое значение в дотеле-

визионную эру. Это'подтверждается характеристикой, ко-

торую давал Я. Хейзинга применительно к XV веку: "Од-

нажды приписав действительное существование какому-то

понятию, рассудок хочет видеть его в реальности и может

достичь этого через персонализацию его". Для обыденного

сознания толпы "простого присутствия визуального образа

святых вещей было достаточно, чтобы установить их истин-

ность". Это вполне применимо к коллективным представ-

лениям и в XX веке, особенно в отношении преобладавшей

внетекстовой массовой культуры в России первой трети XX

века,опиравшейся не на письменное, но на устное слово

или зримый образ: Сохранение внешнего облика,мертвого

Ленина, возможность обозрения его массами непременно в

открытом гробу было главным требованием Политбюро в

. задании, поставленном перед врачами и специалистами в

1924 году. Его нетленный образ должен был быть подтвер-

ждением истинности идеи, которую он олицетворял.
Место образа Ленина внутри иерархии коллективных

представлений было зримо обозначено в интерьере кресть-

янской избы. Начиная с 1920-х годов и даже еще в годы

Великой Отечественной войны, в крестьянских жилищах
10
фотопортрет Ленина нередко помещался в красный уго-

лок, рядом с иконами. Сводки о настроениях в Третьем

рейхе также сообщали о сооружении домашних алтарей с


фотографией Гитлера на месте дароносицы. Журнал "Das

Freic Wort" наставлял: "Нежная рука и сердце должны

предлагать ему (портрету фюрера) маленькие дары каж-

дый день - цветы или растения". Это касается зрительного

знака.
Вездесущность вождя подчеркивалась лозунгами; на-

пример, после смерти Ленина в 1924 году: "Ленин молчит,

но мы, рабочие, слышим его голос внутри нас". Еще в 1918

году в Петрограде о Живом вожде говорилось: "Во многих

из нас незаметно для нас есть маленькая частица от вели-

ких трудов товарища Ленина, от его неустанной работы".
Аналогичный мотив божественной вездесущности зву-

чал в словах Г. Фихте о Бисмарке: "Бисмарк - это Герма-

ния.. . Из него мы вышли, через него мы стали, что-то от его

жизни, от его силы живет в каждом истинном немце".

В 1932 году очевидцы подчеркивали, что впечатление вез-

десущности фюрера создавали его предвыборные полеты

(Deutschlandflug), разрекламированные под лозунгом "Фю-

рер над Германией". Пользуясь самолетом, за шесть дней

Гитлер смог выступить на массовых митингах в 20 горо-

дах. В четырех вылетах между апрелем и ноябрем 1932

года Гитлер выступил на 148 митингах и был увиден лич-

но и услышан миллионами немцев. Трудно переоценить

значение личного контакта участников этих митингов с

фюрером, спустившимся с небес, особенно в то время, когда

это было в новинку. Помимо визуального ряда, значение

лидера как религиозного образа находило отражение в

лексике. Бесчисленные официальные и частные докумен-

ты свидетельствуют об употреблении религиозных терми-

нов в отношении, например, Ленина, что указывает на то

"-измерение" тот. уровень общественного сознания, в кото-

ром жил этот образ. Уже в 1918 году близкий соратник


Ленина Г. Зиновьев называл его "апостолом социалисти-

ческой революции">, а его книгу "Что делать?" сравнивал с

Евангелием. Г. Плеханов еще в 1903 году считал эту книгу

"катехизисом для наших практиков". В 1923 году Л. Троц-
11
кий писал: "Маркс - пророк со скрижалями, а Ленин - ве-

личайший выполнитель заветов"'.
Видение мира в религиозных символах как арены борь-

бы божественных сил порядка и сатанинских сил хаоса

было характерно и для тех членов социума, которые не

принимали официальной системы ценностей. В их глазах

образ Ленина приобретал если не божественные, то демо-

нические черты. Оппоненты из самых различных слоев

общества называли его антихристом, дьяволом. Вот лишь

одно из многочисленных аналогичных высказываний в част-

ных письмах, вскрытых цензурой'(март 1924): "У нас от-

реклись от Бога истинного и признали себе Богом черта,

кровопийцу людоеда Ленина и Троцкого". В процессе де-

ленинизации проявились те же стереотипы, и многие ора-

торы на митинге 1990 года, требовавшие переименовать

Ленинград, называли Ленина сатаной.
Религиозный дискурс был характерен для языка Тре-

тьего Рейха. Рядовой нацист в интервью американскому

социологу Т. Абелю в 1934 году говорил: "Моя вера в том,

что наш вождь, Адольф Гитлер, дан судьбой немецкой на-

ции как наш Спаситель, несущий свет в темноту". Другой

рассказывал о впечатлении от митинга: "Его слова подей-

ствовали на меня как обращение пророка". Гамбургская

учительница писала об одном из митингов: "Какое множе-

ство людей взирали на него, ощущая веру в него как своего

защитника и помощника, своего спасителя, своего избавите-

ля от невыносимых невзгод; на того, кто спасает Прусского


принца, ученого, священника, фермера, рабочего, безработ-

ного, который объединяет их разрозненных в единую на-

цию".
И сам Гитлер в своих ;речах, и его сторонники часто

прямо сравнивали фюрера с Иисусом Христом, признава-

ли его Спасителем нации.: Гитлер говорил, что довершит

дело, которое .начал Христос. Речи Гитлера были прониза-

ны религиозной символикой. Иногда он их заканчивал

"Аминь". Свою речь 1 мая 1933 года в Национальный день

труда он завершил прямым обращением к Богу: "Господи,

ты видишь, мы преобразились. Немецкий народ более не

народ без чести, опозоренный, разрываемый на части, мало-

душный, слабый в своей вере. Нет, Господи, немецкий народ
12
снова силен в своей вере, в своей целеустремленности, в

своей готовности к жертве. Господи, мы не оставили тебя.

Благослови же нашу борьбу за свободу, наш народ и отече-

ство". Таким образом, он выступал прямым посредником

между народом и Богом.
В целом религиозное измерение было очень важным

компонентом в мифе Гитлера. Участники массовых митин-

гов в присутствии фюрера отмечали, что их атмосфера была

ближе к атмосфере богослужений, чем к политическому

собранию. В своем дневнике за 1945 год Г. Геббельс поме

чал: "Когда говорит Фюрер - это как религиозная служ-

ба". В 1935 году простые бедные люди воспринимали со-

циальную помощь как личное благодеяние непосредствен-

но Гитлера. Районный нацистский руководитель рассказы-

вал о благодарности одной женщины: "Мы были коммуни-

стами. Но когда ты четыре года остаешься безработным, ты'

становишься радикалом. Уже два года мой. муж работает в

Тогинге. Посмотрите, теперь фотография Фюрера висит в

нашей когда-то коммунистической лачуге, и под этой фото-


графией я научила свою девочку "Отче наш". Я, которая

рассталась с церковью в 1932 году. Каждый день моя доч-

ка произносит "Отче наш" перед Фюрером, потому что он

дает нам насущный кусок хлеба". Доклады Социалисти-

ческой партии Германии в изгнании сообщали о том, .что в

1933 году дом в Оберзалцберге, где жил Гитлер, стал мес-

том паломничества, кусочки ограды у него часто забирают

как реликвии, а одна женщина собрала землю со следом

ноги Гитлера. Свидетельства-о религиозном значении фи-

гуры лидер>, как Ленина и Сталина, так и Гитлера, бесчис-

ленны. ъ
Мотив вечности, бессмертности присущ любому куль-

ту. Статус высшего существа предполагает его неподвласт-

ность времени. Идеальный образ несовместимо болезнями,

присущими простым смертным. Отсюда атмосфера секрет-

ности вокруг болезни Ленина, затушевывание художника-

ми парализованной левой руки Сталина, тайна его болезни

и последних дней. Когда же вождь все-таки умирает, кон-

струкция ритуала вокруг его могилы, сооружение Мавзо-

лея (можно вспомнить также изготовление effigy-скульп-

турного изображения короля в средневековой Франции и
13
Англии) отражают стремление "обессмертить", продлить

во времени функцию, выполнявшуюся им, - функцию ин-

теграции, социализации новых поколений, а также стремле-

ние обеспечить преемственность власти. В этом смысле

умерший вождь продолжает и после смерти выполнять свою

функцию. В годы первой мировой войны в дни поражений

Германии там выпускались открытки, изображавшие Вис-

марка, воскресшего, чтобы защитить Германию. Мавзолей

Бисмарка в Фридрихсруэ не только вскоре после смерти,

но и в 20-е годы был местом паломничества и националис-

тических демонстраций. Перед ним проходили марши и

парады молодежной организации Бисмарк-Югенд. Гитлер

пришел к саркофагу Бисмарка 14 февраля 1939 года, что-

бы подчеркнуть преемственность власти.
Но наиболее ярко качество бессмертности в видении об-