reforef.ru 1


Министерство образования и науки Российской Федерации




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»



Л. Д. ПРОХОРОВА

Музеи и библиотеки
Конспект лекций

Омск

Издательство ОмГТУ

2010

УДК 069+021

ББК 79.1+78.34

П 84

Рецензенты:

С. А. Кациель, зав. кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Омского гос. ин-та сервиса, доцент, канд. социол. наук;

С. А. Величко, канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой истории и философии
Омского юридического института;
Прохорова, Л. Д.

П 84 Музеи и библиотеки: Конспект лекций / Л. Д. Прохорова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 56 с.


Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «Музеи и библиотеки», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют Государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение».

Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского госу­дар­ственного технического университета


УДК 069+021

ББК 79.1+78.34


© ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010


ВВЕДЕНИЕ


В предлагаемом конспекте лекций излагают­ся теоретические основы музееведения и библиотековедения: история музеев и библиотек, их социальные функции, научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, методика музейной и библиотечной работы. Материал конспекта лекций дан в соответствии с разделами дисциплины, определенными рабочей программой и учебным планом, и соответствует Государственно­му образовательному стандарту Министерства образования РФ.


Пособие адресовано студентам факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета, обучающихся по специальности 030402 – «Историко-архивоведение», прежде всего, дистанционной формы обучения.

Лекция 1

ДисциплинА «Музеи и библиотеки»
в системе гуманитарного знания



    1. Цель и задачи дисциплины

Человечество стремится осмыслить каждый шаг своего развития, оценить достоинства и проблемы каждой ступени процесса становления своего общества и государства, сформировать у подрастающих поколений историческую память, национальное самосознание, нравственно-эстетическую культуру. Решить эту задачу в первую очередь призваны музеи и библиотеки как центры хранения и пропаганды непреходящих ценностей истории и культуры.

Как говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, если генетическое воспроизводство людей предопределяется наследственностью, то основу развития ее духовной жизни составляет непрерывный процесс передачи из поколения в поколение опыта и знаний, материализованной формой которых, в частности, выступают ценности истории и культуры, находящиеся в музеях и библиотеках.

Как хранилища материальных и духовных ценностей музеи и библиотеки за последние столетия утвердили себя особым типом научно-просветительных учреждений, которые отражают социальный подход к познанию, осмыслению и отражению мира. Развитие науки, успехи системы образования, появление информационных технологий побудили рост знаний, вызвали новые духовные потребности, изменили современный мир. Пропагандируя ценности истории и культуры, музеи и библиотеки стремятся обеспечить их эффективное использование. Отсюда особая роль музеев и библиотек в государственной политике в области культуры и образования.

Именно музеи и библиотеки находятся в центре изучения предлагаемой дисциплины – одной из общепрофессиональных дисциплин в системе подготовки студентов специальности «Историко-архивоведение».


Главной целью является систематическое ознакомление студентов с опытом создания и деятельности музеев и библиотек, категориальным аппаратом данной области знания.

Задачи дисциплины «Музеи и библиотеки»:


  • знакомство с историей создания музеев и библиотек;

  • рассмотрение места и роли музеев и библиотек в системе культуры, в области сохранения, изучения и трансляции исторического опыта, популяризации культурного наследия;

  • изучение теоретических основ деятельности музеев и библиотек: основных типов и видов музеев и библиотек, социальных функций музеев и библиотек, типов и видов музейных предметов и коллекций;

  • изучение особенностей научно-справочного аппарата современных библиотек; современных поисковых систем в библиотеках; научно-справочного аппарата музея;

  • изложение методов получения информации, заложенной в музейных и библиотечных фондах;

  • изучение специфических особенностей экспозиции как коммуникационной системы, ее типов и видов; методов построения выставок в музеях и библиотеках; форм и особенностей научно-просветительской работы.




    1. Структура дисциплины: музееведение и библиотековедение

При общности задач, решаемых музеями и библиотеками, целесообразно разделить представляемый курс на два самостоятельных раздела: музееведение и библиотековедение (история, теория и практика музейного и библиотечного дела в нашей стране и за рубежом).

Музееведение как научная дисциплина утверждается с начала ХХ в. с появлением первых периодические изданий, освещающих методологические разработки в музееведческой проблематике: «Museums Journal» в 1901 г. в Великобритании, «Museumskunde» в 1905 г. в Германии. В 1946 г. в Париже учреждается Международный Совет Музеев (ИКОМ), цель которого – организация сотрудничества и взаимопомощи между музеями всего мира. В 1977 г. на XI Генеральной конференции ИКОМа, проходившей в Москве – Ленинграде, был создан Международный комитет по музееведению (ИКОФОМ).


В настоящее время существует несколько подходов к определению предмета музееведения:


  1. Институциональный.

Музей рассматривается как социокультурный институт. Возможные направления в рамках этого подхода:

а) предмет музееведения – это совокупность специализированной деятельности, путем которой музейное дело реализует свои социальные функции (Бенеш, Словакия);

б) предмет музееведения – изучение истории музеев и их роли в обществе (Ривьер, Франция).

2. Предметный.

Музееведение – это наука о сборе, хранении, изучении и использовании музейных предметов (Шрайнер).

3. Комплексный.

Музееведение – это круг объективных закономерностей, относящихся к процессам:

а) накопления и сохранения социально информации;

б) познания и передачи знаний, традиций, эмоций посредством музейных предметов;

в) возникновения, развития и общественного функционирования музеев.

Объект музееведения – это совокупность реальностей, на которые направляются познавательные усилия. Объект изучается с разных позиций несколькими науками: философией, историей, искусствоведением, социологией и т. д.

Методы исследования в музееведении:

  • методы истории и вспомогательных исторических дисциплин (методы археологии, палеографии, нумизматики, литературоведения, сфрагистики – в процессе исследования музейных предметов);

  • методы естественных наук (рентгенографии и т. д.);

  • методы педагогики и психологии (при создании экспозиций, выставок, в культурно-образовательной деятельности, при изучении музейной аудитории).


Основные элементы раздела:

  1. История:

  • история появления музеев и их функционирование в разных условиях;

  • музейная политика;

  • формирование музейной сети и организация музейного дела;


2. Теория:

  • общая (разработка понятийного аппарата, изучение музейных предметов, классификация и типология музеев, их функции);

  • теория документирования (комплектование музейных фондов, методология и методика сбора объектов);

  • теория тезаврирования (научно-фондовая работа, исследования музейных предметов, установление их ценности, учет и сохранность);

  • теория коммуникации (культурно-образовательная деятельность).

4. Источниковедение – определение музейных предметов как источников для использования в других науках.

5. Прикладное музееведение:

  • научная методика (построение экспозиций, принципы хранения фондов, принципы экскурсионной работы);

  • техника музейной работы (проектирование зданий, техника экспонирования различных типов музейных материалов, технические способы передачи информации, консервация и реставрация);

  • организация музейного дела и управление музейной деятельностью, т. е. менеджмент и маркетинг.

Библиотековедение – отрасль науки, изучающая цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования книгами.

В разделе рассматриваются основные элементы библиотековедения:

1. История библиотечного дела – изучение содержания, форм, методов и организации общественного пользования книгами в условиях различных общественно-экономических формаций.

2. Общее библиотековедение:

  • место и роль библиотеки в обществе;

  • основы организации библиотечного дела, принципы построения сети библиотек и их типизация и т. д.;

  • библиотечные фонды (вопросы комплектования, организации и хранения фондов библиотек);
  • библиотечные каталоги (описание и классификация произведений печати и методика составления каталогов;


  • работа с читателями (система обслуживания читателей в библиотеке, формы и методы работы с ними, руководство их чтением, воспитание культуры чтения, привитие навыков самообразовательного чтения, изучение интересов и запросов читателей).

В библиотековедении объект исследования – Библиотека (вообще), рассматриваемая как система. Таким образом, объект библиотековедения – объект теоретический. Когда мы говорим о системе Библиотека (Архив, Музей...), то фокусируем внимание на сути деятельности этих учреждений, объединяя их со своими пользователями в единую коммуникационную систему. Таким образом, модель системы Библиотека отражает строение социального института, который понимается здесь как объединение людей, выполняющих специфические функции по удовлетворению общих потребностей.

Как и любую систему, библиотеку можно рассматривать в разных аспектах, отражающих главные, сущностные признаки объекта:

  • в структурном – изучается способ организации системы, обеспечивающий её целостность (интегративное свойство) и отношения между элементами. Библиотека рассматривается здесь как принципиальная модель, общая для всех, самых разных библиотек: и научных, и детских, и массовых и т. д.;

  • в функциональном – изучается роль библиотеки, назначение (массовая публичная, учебная, научная и т. д.), функции и вся деятельность библиотеки (обслуживание, сохранность фондов, управление библиотекой, научно-педагогическая деятельность, взаимодействие библиотек между собой, с обществом и т. д.);

  • во временном, т. е. историческом – изучение становления и судьбы отдельных библиотек, их роль в обществе в различные периоды. Временной взгляд на развитие любого объекта позволяет увидеть, в чем он, как система, может проявлять гибкость, а в чем должен быть принципиально устойчив.


Контрольные вопросы
  1. Какую роль играют в жизни общества музеи и библиотеки?


  2. Назовите основные задачи дисциплины «Музеи и библиотеки».

  3. Какие существуют подходы к определению предмета музееведения? Дайте их характеристику.

  4. Что является объектом и предметом изучения в музееведении?

  5. Что является объектом и предметом изучения в библиотековедении?



Лекция 2

Создание и развитие музеев
в мировой исторической практике

2.1. Предпосылки появления музеев.
Первые опыты коллекционирования в эпоху древнего мира


Первопричина появления музеев трактуется исследователями по-разному, но, как правило, в связи с предшествовавшим ему коллекционированием. Американский ученый Э. Александер утверждал, что мотивация коллекционирования обусловливается человеческой склонностью, восходящей к древнейшей деятельности людей – собирательству.

Английский исследователь А. Уиттмен потребность в собирательстве объяснял экономическими и магическими мотивами, социальным престижем, любознательностью и эмоциональным впечатлением людей. Это привело его к выводу, что коллекционирование (собирательство) – прежде всего, частное дело каждого конкретного человека.

Создание же музеев подразумевает элемент публичности и становится возможным с появлением таких предпосылок, как наличие свободного времени, развитие науки, техники, коммуникаций и т. д.

Еще до появления цивилизаций первые жители Земли находили ракушки, камни оригинальной формы и хранили их в одном месте. Со II тыс. до н. э. в Уре и других городах Месопотамии писцы собирали научные тексты. Так возникали первые частные и царские библиотеки. Крупнейшая из них – библиотека Ашшурбанапала в VII в. до н. э., в которой насчитывалось более 30 тыс. табличек. В VI в. до н. э. вавилонский царь Набонид собирал древности, занимался раскопками и даже восстановил часть древнего города (так называемый Ур Халдейский). Его дочь организовала «школьный» музей древностей, на экспонатах которого обучали истории, ремеслу и письменности. В Египте в пирамидах собирались предметы погребального культа и священные книги жрецов.


Термин «музей» («храм муз», святилище) рождается в Древней Греции. Дом Платона (428–347 гг. до н. э.), при котором существовала Академия – союз во имя служения Аполлону и музам – называли Мусейоном. Мусейон существовал и при философской школе Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) – Ликее. Часто Мусейоны становились центрами литературных сообществ.

В Беотии на склонах горы Геликон раз в 5 лет проходили общегреческие празднества в честь муз – Мусеи. В святилище собирались особые дары, названные впоследствии вотивными предметами (от «votives» – посвященный богам). Дары представляли собой изваяния богинь (работы Праксителя, Лисиппа, Мирона), живописные работы, предметы декоративно-прикладного искусства, реликвии, военные трофеи. Так формировались первые античные коллекции. Ими ведали особые служители, которые занимались охраной и учетом даров. Описания вещей включали их название, материал, вес, особые признаки, степень сохранности, имя бога, повод и дату посвящения. Указывались также этническая принадлежность и имя дарителя.

По мере накопления даров, составлялись списки на их изъятие, которые утверждались Советом храма. Уничтожать ничего не разрешалось, поэтому не обладавшие художественной ценностью изделия из золота и серебра переплавляли в слитки, которые посвящали богам. Прочие предметы зарывали в специальные храмовые резервуары или подземные хранилища. Произведения живописи греки хранили в специальных помещениях – пинакотеках. Самая известная из них находилась в Афинском акрополе. В 437–432 гг. архитектор Мнесикл построил из белого и фиолетового мрамора вход в акрополь – Пропилеи, в северном крыле которого и находилась галерея.

Первые греческие коллекции формировались стихийно, имели сакральный характер, являясь общим достоянием граждан, имели неоднородный состав.

Как целенаправленное явление коллекционирование возникает в эпоху эллинизма (323–30 гг. до н. э.). Самый яркий пример – Александрийский Мусейон, наивысший расцвет которого приходится на правление Птолемея III Эвергета по прозвищу Мусикотатос – «поклонник изящных искусств». В разных странах он скупал редкие книги и оригиналы древних текстов. Птолемей III собрал более 200 тыс. свитков, которые хранились в Александрийской библиотеке. Его потомки продолжили сбор книг, и через 200 лет коллекция насчитывала 700 тысяч экземпляров. Свитки хранились в специальных футлярах на полках из кедра. К футлярам прикреплялись таблички с названием сочинений. При Птолемее III книгами заведовал библиотекарь Эратосфен, который систематизировал коллекцию. В 47 г. до н. э. часть библиотеки сожгли солдаты Цезаря, подавляя восстание местных жителей против Рима. Другая часть была сожжена в 391 г. при подобных обстоятельствах. Многое было уничтожено мусульманами, когда они завоевали Александрию. Халиф Омар говорил: если в книгах сказано не то, что в «Коране», их надо уничтожить, если то, что в «Коране» – они не нужны.


В 272 г. до н. э. впервые воины Рима, возвращаясь из похода, демонстрировали толпе не сломанное оружие врагов, а картины, золото, предметы роскоши. Окончательный перелом в системе древнеримских ценностей произошел в 212 г. до н. э., когда после разгрома Сиракуз консул и военачальник Марк Клавдий Марцелл все награбленное отправил в Рим. Начинает меняться облик города, распространяются украшения, богатое убранство. Во II–I вв. до н. э. в Рим стекаются произведения греческого искусства. Богатства приносятся в дар храмам. Часть награбленного оставалась в собственности триумфатора, что дало толчок к формированию частных коллекций, дворцовых и храмовых собраний редкостей. У этого была определенная цель: все эти предметы являлись свидетельствами могущества их владельца. Самые крупные коллекции – галереи Варреса, наместника в Сицилии, и диктатора Суллы, коллекции Красса, Помпея, Цезаря и Лукулла.

Диапазон коллекций был разнообразный. Собирали всякие диковинки. Помпей привез в Рим черное эбеновое дерево, пасынок Суллы Марк Скавр из похода в Иудею – скелет морского чудовища (считали, что именно ему должна была быть принесена в жертву Андромеда), император Август – огромные кости (якобы останки чудищ-великанов, восставших против Зевса и ввергнутых Гераклом в Тартар). Особо ценными считались коллекции гемм – дактилиотеки. Помпей, разбив Понтийского царя Митридата Евпатора, завладел его коллекцией камней, опись которой заняла 30 дней. Эту коллекцию он подарил храму Юпитера Капитолийского. У Цезаря было 6 коллекций, которые он посвятил храму Венеры. Марк Антоний также увлекался собиранием гемм. Круг коллекционеров складывался из наиболее образованных представителей общества.

С развитием частного коллекционирования складывается художественный рынок. В I в. до н. э. появляются первые аукционы. Это в свою очередь рождало потребность в экспертах, консультантах.

Античный мир не создал в привычном смысле музея, но элементы того, что принято считать музейной деятельностью, уже наблюдаются:


1. Строгий надзор за состоянием храмов, общественных сооружений и находившихся в них предметов. Учетом ведали цензоры (вели документацию); за сохранностью следила семья и потомки триумвира; эдилы осуществляли общее наблюдение, найм храмовых служителей и контроль за их работой.

2. Борьба с разрушительным воздействием климата и времени, первые опыты реставрации.

3. Разработка принципов эффективного показа даров.

4. Со второй половины II в. до н. э. появляются специальные архитектурные сооружения для демонстрации произведений искусства. Первым из них считается Портик Метелла (148 г. до н. э.), где выставлялись 26 трофейных бронзовых конных статуй работы скульптора Лисиппа. Во времена Октавии, сестры Августа, здесь была сосредоточена коллекция мраморных изваяний Фидия. Архитектор Витрувий (середина I в до н. э.) написал трактат «Об архитектуре», содержащий советы по постройке галерей и экседр. Витрувий, в частности, отмечал, что галереи и мастерские художников всегда должны выходить окнами на север, что дает постоянный ровный свет.

5. Развитие художественной критики. В школах риторов вводились специальные предметы по описанию картин и скульптур, появляются первые гиды и экскурсоводы.



2.2
. Музеи в эпоху Возрождения и в новое время

Для эпохи европейского средневековья характерны новые черты в эволюции культуры:


  • наука существует в форме теологии;

  • искусство служит религиозно-церковным потребностям;

  • архитектуру и скульптуру называют «Библией в камне»;

  • низвергнуты античные идеалы мудрости, красоты, культа античного тела;

  • вещь признается реликвией, если она подтверждает христианскую догму или связана с христианскими лицами и событиями.

К VII в. относятся первые сведения о церковных сокровищницах Западной Европы, рост которых приходится на конец правления Карла Великого

(768–814 гг.): одну треть своих богатств он отписал потомкам, а две трети разделил между 24 аббатствами. В XI–XIII вв. главным источником пополнения богатств становятся крестовые походы. Самым успешным из них был четвертый, закончившийся взятием Константинополя в 1204 г. и грандиозным его разграблением.

Первые учреждения музейного типа появились только в эпоху Возрождения и имели разные названия:


  • галереи;

  • кабинеты (камеры): мюнцкабинет – монеты, медали, штатцкамера – изделия из драгоценных камней, кунсткамера – редкости природы и др.;

  • антикварии – собрания античных древностей;

  • студиоло – кабинеты для гуманистических занятий, где размещались библиотеки и художественные коллекции; были наиболее популярны в Италии и возвращали к античным идеалам «ученого досуга»;

  • музеи – теперь так назывались коллекции и помещения для их хранения.

Коллекции этого времени отражают стремление собирателей удовлетворить собственные познавательные интересы, прежде всего, к миру природы. Они сыграли незаменимую роль в фундаментальных исследованиях XVI в. Появляются открытые коллекции профессоров, врачей, аптекарей, с помощью которых обучали студентов и вели исследования. Среди первых и самых известных из них – естественно-научные кабинеты швейцарского естествоиспытателя Конрада фон Геснера (1516–1565), Улисса Альдрованди (1522–1605) в Болонье, Франческо Кальчолари (1521–1600) в Вероне. Все аналогичные коллекции создавалась в дидактических и профессиональных целях.

Коллекции становятся обязательным светским атрибутом для знати. Многие закрытые собрания постепенно открываются для посетителей. Первый такой опыт связан с именем Франческо I Медичи. В 1584 г. его частная коллекция во Флоренции превратилась в открытую для публики. Архитектор Вазари даже построил для нее специальное здание. Одной из целей Медичи была демонстрация богатств его семьи. Коллекция содержит работы в основном итальянских мастеров (Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело). Ныне это Галерея Уффици.


В начале XVI в. основана Дрезденская галерея, что связано с именем Саксонского курфюрста Фридриха Мудрого – известного покровителя искусств. При его дворе жил Лукас Кранах, его заказы исполнял Альбрехт Дюрер. Курфюрст Август I в 1560 г. создал кунсткамеру, на основе которой возник музей при его приемниках – Августе II и Августе III. Официальной датой основания Дрезденской галереи считается 1722 г., когда архитектор Пёппельман построил для нее специальное здание – дворец Цвингер. Уже к 1742 г. здесь экспонировалось 1938 полотен величайших мастеров.

В ходе Реформации (XVI–XVII вв.) в Швейцарии, Голландии и Германии происходят погромы католических храмов, что привело к известным последствиям: муниципалитеты приобретали различные предметы для муниципальных музеев и заказывали специально работы у ряда художников. Так возникли Национальный музей в Цюрихе, Исторический музей в Берне, Базельский и Гарлемский музеи с открытым доступом для всех желающих.

XVII век называют «золотым веком» коллекционирования. Вслед за Италией, Францией, Испанией, Австрией, Германией коллекции появляются в Англии, Швеции, Дании. Расширяется социальный состав коллекционеров: от королей до садовников. Коллекционирование становится всесословным и общенациональным явлением. Первым истинным коллекционером в Англии считают Карла I Стюарта. После его смерти коллекцию вывезли из страны, и она разошлась по частным собраниям. Во Франции уникальную коллекцию имел кардинал Ришелье, собравший 150 бесценных картин. В коллекции у Мазарини насчитывалось 877 картин, из них 385 являлись бесценными шедеврами. В Испании в коллекции Филиппа IV было 2 тысячи произведений. Большой вклад в собирание этой коллекции внес Веласкес, бывший придворным художником.

В Швеции королева Христина в 28 лет отреклась от трона и уехала в Италию. Ею было собрано самое большое собрание полотен Тициана. Впоследствии эта коллекция была перемещена в Париж, где во время Великой Французской революции распалась по частям: античная скульптура ушла в Прагу, мюнцкабинет – в Ватикан (Наполеон позднее вывез его в Париж; ныне хранится в Национальной библиотеке Франции). Одна из известных камей коллекции – Гонзаго – когда-то находилась у супруги Наполеона Жозефины Богарне. Сейчас ­она хранится в Эрмитаже: в 1814 г. Александр I помог семье Жозефины, которая в благодарность преподнесла ему этот подарок.


До конца XVII в. четкой грани между научным и мистическим в коллекциях не было. Яркий пример этого – появление в середине XVII в. анатомических театров или кабинетов. Лучшим из них был Кабинет Фредерика Рюйша
(1638–1731 гг.), профессионального бальзамировщика, создавшего целые композиции на основе коллекций из засушенных растений, насекомых, редких рептилий. Позднее, Петр I купил эту коллекцию и привез в Петербург.

В эпоху Просвещения появляются первые специальные сочинения о принципах организации, способах работы, проблемах систематизации коллекций (И.Д. Майор, Д.В. Моллер, Д.Ф. Никелиус). Возникают первые научные общества: Музей Академии дель Чименто во Флоренции, Публичная галерея Этрусской академии, Кабинет и коллекция научных инструментов в XVIII в. в Гарлеме, Библиотечное общество в Чарлзстоуне, Массачусетское историческое общество и др. Главная задача таких учреждений – совместное собирание коллекций и их представление широкому кругу зрителей.

В целом для рассматриваемого периода характерен ряд общих проблем в экспонировании художественного наследия:


  • главной целью его являлось создание ощущения богатства;

  • роскошь интерьера;

  • излишество картин, скульптуры, мебели, ювелирных изделий;

  • отдельные произведения не имели самостоятельного значения, т. к. все они являлись декоративным элементов общего убранства;

  • подгоняя под нужный контур корпуса или размер рамы, картины обрезали, надставляли, превращали в овал или многоугольник;

  • картины располагались без наклона, рама к раме, от пола до потолка («ковровая» или «шпалерная» развеска);

  • подбор картин осуществлялся не по национальным школам или эпохам, а по декоративным качествам.

Примером подобного типа организации музея служит Палатинская галерея во Флоренции или Галерея Питти.
2.3. Крупнейшие музейные коллекции мира

Первым музеем современного типа считается Лувр. Он возник в конце XII в. как одна из крепостей Парижа. В XIV в. крепость представляла собой целую сеть башен, древнейшая из которых была тюрьмой и сокровищницей. До наших дней замок не сохранился. В 1540-х гг. возведено новое здание по проекту Пьера Леско и скульптора Жана Гужона. В конце XVI в. в Большой Галерее Лувра Генрих IV поселил лучших художников. Там же были устроены ковровые мастерские, чеканились монеты и медали, с 1640 г. печатались книги. В XVII в. здание подверглось реконструкции. В 1678 г. король перенёс резиденцию в Версаль, куда переместились многие экспонаты. В 1765 г. Лувр был открыт для избранных лиц. В ходе Великой Французской революции 26 июля 1791 г. Учредительное Собрание законом объявило его собственностью государства. В сентябре 1792 г. Конвент принял закон об открытии в Лувре Музея Франции. Его новой функцией стало распространение знаний. В 1796 г. Лувр переименовали в Центральный музей искусств.


В основе музея лежала королевская коллекция, национальные коллекции Франции, монастырей, церквей, знатных семей. Позднее в Лувр поступили трофеи Наполеона – художественные ценности из Брюсселя, Антверпена, Брюгге, Берлина, Праги, Польши, Папской области, Испании. Тогда же во Франции были открыты другие музеи: Музей национальных памятников – собрания скульптуры, Особый музей французской школы в Версале, Музей естественной истории в Парижском Ботаническом саду, Консерватория искусств и ремесел (первый в мире музей науки и техники) в монастыре Сен-Мартин де Шамп. Главный лозунг проводимой политики – искусство должно служить свободным людям, а не тиранам.

Первый крупный национальный музей Англии – Британский музей в Лондоне. В его основе – коллекция Хэнса Слоуна (1660–1753 гг.), врача, натуралиста, президента Лондонского королевского общества. За свою жизнь он собрал 43 тысячи книг, 7 тысяч рукописей, 12,5 тысячи образцов растений, 334 тома гербария, минералогические и зоологические образцы, 23 тысячи медалей и монет, более 80 тысяч произведений искусства, редкостей, инструментов. В 1751 г. Слоун выступил на заседании парламента с предложением купить у него коллекцию всего за 20 тысяч фунтов стерлингов на содержание дочерей. В год его смерти вышел декрет парламента о создании музея, а в 1759 г. в доме лорда Галифакса Монтегю-Хаус в Блумсбери Британский музей был открыт. Его цели – сосредоточение уникальных знаний как «энциклопедии жизни», развитие национальной культуры, науки, искусства, просвещение граждан. Основу музея составили еще два собрания: богатейшая коллекция манускриптов, книг и монет сэра Джеймса Коттона (передана в дар государству еще в 1700 г.) и приобретенная парламентом коллекция рукописей Гарлея. Сначала вход в музей был ограничен, не более 60 человек в день, группами в сопровождении работника музея, который без всяких комментариев заводил посетителей в зал и звуком колокольчика оповещал о времени перехода в другой зал. Через 50 лет правила остались прежними, лишь количество посетителей увечилось до 120 человек. Экспонаты Британского музея постоянно пополнялись.


Музей Прадо в Мадриде, открытый в 1819 г. – это Национальный музей живописи и скульптуры Испании. В его основе – королевская коллекция, собранная за 300 лет. Впервые в XVI в. Карл V купил иностранные картины, в основном Тициана. Филипп II расширил коллекцию, украсив ею загородный дворец Прадо. Основной вклад в коллекцию внес Филипп IV и его главный советник в приобретении произведений искусства – художник Веласкес. Сначала собрание составляло 311 картин, в 1821 г. – 512 и более. В 1826 г. коллекция особенно сильно пополнилась картинами Академии Сан Фернандо. В XX в. в нее вошли работы Эль Греко, Гойи, Ван дер Вейдена и др. из частных коллекций. В настоящее время музей насчитывает 6 тыс. картин и 400 скульптур.

В конце XVIII в. в Пруссии под влиянием Просвещения появляется идея открыть доступ к коллекциям Бранденбургских курфюрстов и королей. В 1810 г. вышел указ Фридриха III о создании публичного музея в Берлине, куда вошли фамильная сокровищница Гогенцоллернов, вернувшиеся из Франции художественные ценности, приобретения из частных и публичных музеев дипломатами в других странах. В 1822 г. в восточной части Берлина на острове строится здание (Шинкель) в античном стиле. Это был Старый музей. Он состоял из картинной галереи, гравюрного кабинета, кабинета античной скульптуры, антиквария, нумизматической коллекции. В1843–1847 гг. рядом был построен Новый музей (Штюлер), где размещались египетские древности.

Метрополитен-Музей был основан в 1870 г., из дарованных ему частных коллекций. Инициатором создания музея была творческая интеллигенция и члены Клуба Союзной Лиги США. Было избрано правление музея – Совет попечителей. Первоначальная сумма пожертвований составила 25 тысяч долларов, благодаря чему в 1871 г. была куплена коллекция из 174 картин мастеров XVII–XVIII вв. В марте 1880 г. было открыто специальное здание музея. Государство денег не выделяло. Организованное «Общество друзей музея» являлось его главным помощником. Каждый, кто уплачивал не менее 10 долларов, становился членом этого общества и мог бесплатно посещать выставки. Так собирались средства на развитие музея. Коллекция пополнялась также за счет дарений и завещания музею частных собраний. Через полвека Метрополитен стал крупнейшим музеем мира.


Итогом развития науки и дифференциации научных знаний в XIX в. явилась специализация музеев:

1823 г. – Египетский музей в Берлине

1837 г. – Грегорианский этрусский музей в Ватикане

1863 г. – Музей искусств и промышленности в Вене

1867 г. – Музей прикладного искусства в Берлине

1872 г. – Политехнический музей в Москве

1873 г. – Музеи графики (крупнейший из них – Альбертина в Вене)

1882 г. – Музей декоративного искусства в Париже.

1885 г. – Торгово-промышленный музей кустарных изделий в Москве.

Появление специализированных музеев вызвало новые подходы к экспонированию их собраний – систематические экспозиции:

– археологические (в соответствии с материалом орудий труда);

– этнографические (по частям света и государствам);

– художественные («академический ряд» на основе истории искусства).

Цель – показать прогресс искусства и переход на качественно новую ступень.

В конце XIX в. в Европе появляется принципиально новый тип музея – «музей под открытым небом». Его создатель – шведский филолог и этнограф Артур Хаселиус (1833–1901 гг.), увидевший в процессе урбанизации угрозу уничтожения национальной самобытности и культуры. В 1870-е гг. в разных районах Швеции он организовал выставки народных жилищ, костюмов и старинной утвари. Лучшая из них – «Скандинавская этнографическая коллекция» (1873), ставшая основой Северного Музея. Постройки, интерьер, утварь, чучела животных, манекены в народных костюмах Хаселиус расположил на одном из островов Стокгольма. Здесь в XVII в. существовали фортификационные сооружения, и местность называлась Скансен. Отсюда и название нового типа музея, официально открытого в 1891 г. – скансен (перемещенные строения и воссоздание интерьеров). До 1914 г. в странах Северной Европы было создано 104 музея такого типа. Наряду со скансенами стали появляться музеи «in situ», т. е. размещаемые в сохраняемых на месте сооружениях, а также музеи смешанного типа. Так появилась еще одна новая тенденция в создании музеев – упор на этническое своеобразие наций и национальную культуру.

Постоянно растущая в мире сеть музеев сейчас насчитывает свыше 13 тысяч учреждений. Больше всего музеев в США – около 2000, в Италии – примерно 1500, во Франции, Германии и России – свыше 1000, в Великобритании – около1000. Развивающиеся страны Азии и Африки активно создают национальную музейную сеть, призванную содействовать развитию националь­ного самосознания и охране культурно-исторических ценностей. Музеи мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев (ИКОМ), в который входят национальные комитеты музеев, в том числе российский комитет.