reforef.ru 1

Казанский Федеральный Университет


Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра Менеджмент в образовании

Реферат на тему:

«Права несовершеннолетних»

Выполнила:

студентка гр.1105 Дмитриева Римма

Проверил:

к.п.н., доцент кафедры «Менеджмент в образовании»

Назмутдинов В. Я.

Казань-2011

План

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I.Защита прав несовершеннолетних в России 1.1.«Несовершеннолетний» как термин и юридическое понятие………………5

1.2. Основные проблемы защиты прав и интересов несовершеннолетних в современной России……………………………………………………………………….8

Глава II. Ювенальная юстиция: исторический опыт и современные подходы

2.1. Становление ювенальной системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России (XIX -начало XX века)……………………………12

2.2. Основные направления правовой защиты прав несовершеннолетних в современной России……………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………20

Список использованной литературы……………………………………….21

Введение

Современное российское общество характеризуется ежегодным ростом количества преступлений, совершаемых детьми и подростками. Ежегодно расследуется более миллиона преступлений с участием несовершеннолетних, значительная часть которых относится к категории особо опасных. На протяжении многих лет высокой остается рецидивность преступности несовершеннолетних[1,28].

Российские ученые (педагоги, психологи, юристы, социологи) все чаще задумываются о поиске оптимальных методов борьбы с преступностью в детской и подростковой среде, захлестнувшей современное общество. В современном российском обществе назрела необходимость создания ювенального судопроизводства, которое давно и успешно функционирует за рубежом и было апробировано в судебной практике России дооктябрьского периода.


Цель данного исследования – проанализировать основные проблемы защиты прав и интересов несовершеннолетних в России

Задачи исследования:

-проанализировать понятие «несовершеннолетний» и особенности правового статуса несовершеннолетних;

-сформулировать основные направления совершенствования законодательства и правовых процедур в обеспечении прав несовершеннолетних в современной России;

-выявить особенности становления ювенальной системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России (XIX -начало XX века);

-рассмотреть и проанализировать возрождение ювенальной юстиции как формы защиты прав несовершеннолетних в России.

Актуальность изучения данной проблемы объясняется тем, что особенности правового положения несовершеннолетних, специфика их правового статуса на сегодняшний день вызывает серьезные опасения и рождает оживленную дискуссию в обществе. Среди отечественных исследователей, хотелось бы отметить труды С.С.Алексеева, С.А.Авакьяна, Г.В.Атаманчука, А.Г.Бережного, Н.А.Бобровой, В.В.Бойцовой, Н.С.Бондаря, А.В.Васильева, Н.В.Витрука, Л.Д.Воеводина, Г.А.Гаджиева, Беляевой Л.И. Мельниковой Э.Б Мелешко Н.П. и др.

Отдельные аспекты исследуемой проблемы были разработаны представителями отечественной науки XIX и начала XX века, среди которых работы А.Ф.Кистяковского, П.И.Люблинского, И.В.Михайловского, П.И.Новгородцева, Л.И.Петражицкого, Е.П.Тарасовой, Е.Н.Трубецкого и других.

В данной работе использованы учебные пособия Исмаилова Б.И. (2002г.), Кудрявцевой Н.И (2003г.), Мельниковой Э.Б (2000г.), А.В.Заряева, В.Д.Малкова (2005г.), а также ряд статей в журналах «Российская юстиция», «Вопросы юстиции», «Ювенальное право» и другие источники.

Работа состоит из двух глав, по два параграфа в каждой, список использованной литературы содержит десять источников.

Глава I.Защита прав несовершеннолетних в России

    1. «Несовершеннолетний» как термин и юридическое понятие»


В современном законодательстве, юридической практике и юридической литературе чаще всего используется термин «несовершеннолетний», реже–«несовершеннолетие».Понятие «несовершеннолетие» больше привлекает гуманитарную науку в теоретическом плане – изучение возрастного периода несовершеннолетних [1,21.Несовершеннолетний – тот, кто не достиг определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т.е. возможность реализовать в полном объеме предусмотренные Конституцией и другими законами страны субъективные права, свободы и юридические обязанности.

Возраст несовершеннолетия не является универсальным для всех государств мира. Обычно– это 18 лет. Но есть страны, где совершеннолетними считаются лица, достигшие возраста 15, 20 лет и даже 21 года. Поэтому когда о возрастной группе несовершеннолетних идет речь в международных правовых актах, обычно границей несовершеннолетия указывается 18 лет, после чего делается оговорка: «если иной возраст не установлен национальным законодательством»[2,23].

Термин «несовершеннолетний» - порождение национальных законодательств, поэтому часто можно встретить синонимы этого термина: подросток, ребенок, частично дееспособный и т.д. Это учитывают, чтобы не принять как не относящиеся к несовершеннолетним те или иные национальные законы или международно-правовые акты. Например, самый универсальный документ о защите детства – Конвенция ООН по правам ребенка 1989 г.– разъясняет, что под ребенком понимается несовершеннолетний в возрасте до 18 лет. Тем самым Конвенция 1989 г. распространяется на всю возрастную группу несовершеннолетних, а не только на детей, как это можно предположить, исходя из ее наименования.

Включив в законы понятие несовершеннолетнего, законодатели государств и всего международного сообщества установили юридическую границу между несовершеннолетием и совершеннолетием, создав тем самым автономную демографическую группу людей – носителей специфических прав и обязанностей. Потребность создания такой автономной группы диктуется (как указывают многие отечественные исследователи, например, Слуцкий Е.Г., Скомарцева И.В., Мельникова Э.Б. и др.) необходимостью особой, специальной правовой защиты несовершеннолетних, обусловленной особыми психофизиологическими и социальными качествами личности детей и подростка плохо защищенными от неблагоприятных внутренних и внешних влияний. Это может привести к конфликту с окружающими, с требованиями закона, к более частым нарушениям прав несовершеннолетних со стороны взрослых. Эта возрастная неадаптированность несовершеннолетних к меняющимся условиям жизни требует ее компенсации с помощью специальной, повышенной правовой защиты лиц, не достигших совершеннолетия. Такая защита, предусмотренная в законах, также считается неотъемлемым признаком юридического понятия несовершеннолетнего. Возраст 18 лет как рубеж достижения совершеннолетия является достаточно условным не только потому, что в ряде стран, как уже отмечалось, установлен иной возраст. Он условен и в чисто индивидуальном плане. Личность конкретного человека может не соответствовать заложенному в законе представлению о моменте наступления юридической зрелости. Подросток может отставать в развитии или, наоборот, обогнать свой возраст. Такие ситуации особенно чреваты конфликтами. Отставший в развитии скорее станет жертвой преступления, «акселерат», напротив, имея завышенные, не соответствующие его возрасту требования к окружающим, скорее сам может нарушить закон[3,26].


Защитой несовершеннолетних в подобных случаях выступают специальные нормы права в разных его отраслях. Примером может служить требование обязательного установления в необходимых случаях возраста несовершеннолетнего, равно как и особое внимание к деяниям несовершеннолетних, имеющих признаки умственной отсталости. Для защиты несовершеннолетних, к примеру, в судебном процессе определен большой объем полномочий их законных представителей (родителей или лиц, их заменяющих).

Анализируя понятие несовершеннолетнего нельзя забывать об объеме прав, свобод и обязанностей несовершеннолетних, предоставляемых им разными отраслями права, в которых существуют разные возрастные границы реализации несовершеннолетними предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей. А зависит это не только от возраста, но и от специфики тех правоотношений, в которые вступают несовершеннолетние и которые предусмотрены конкретными отраслями права. Например, Уголовный кодекс РФ установил два возраста уголовной ответственности: 16 и 14 лет[4]. Преступления, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет (перечень их дан в ст. 20 УК РФ), характеризуется повышенной общественной опасностью, доступной для ее осознания 14-летними подростками. Эти правовые и возрастные границы учитываются и в уголовно-процессуальном законодательстве России. Вместе с тем в судебном процессе есть особые возрастные группы несовершеннолетних, для которых предусмотрены свои правила защиты прав и законных интересов, равно как и реализация уголовного преследования [5,27]. Возраст уголовной ответственности в России – 14 и 16 лет; во Франции -13 и 16 лет, в Англии – 12 и 17, в Германии – 14 и 17, в США от 10 до 17 лет (по законам разных штатов). А в качестве другого примера можно привести современную тенденцию преимущественного применения к несовершеннолетним правонарушителям принудительных мер воспитательного воздействия, а не наказания.

1.2. Основные проблемы защиты прав и интересов несовершеннолетних в современной России


Проблема защиты прав несовершеннолетних для России всегда была болезненной. Нарушения прав этой конкретной категории населения стали особенно распространенными за последние десятилетия. Одной из основных причин кризиса семьи и детства, поразившего нашу страну на современном этапе ее развития, как считают современные социологи, психологи, педагоги и юристы, является отсутствие целостной системы защиты прав детей.

Основными международными документами в сфере защиты прав детей считаются Конвенция о правах ребенка, принятая единогласно Генассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., участником которой является и Российская Федерация, и Декларация тысячелетия ООН, принятая 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция № A/RES/52/2). В Конвенции о правах ребенка содержатся статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов несовершеннолетнего, а ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества[1,14].

Определяя права несовершеннолетних, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция установила и правовые нормы ответственности государства, создала специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка. Со дня подписания Конвенции о правах ребенка (26 января 1990 г., ратифицирована - 13 июня 1990 г.)[2, 16] Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ней национальное законодательство.

В России в соответствии с международными документами созданы основы национального законодательства, направленного на защиту интересов детей. Так, были приняты Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации (гл. 11. Права несовершеннолетних детей), Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13 октября 2009 г.), Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др[3,17].


Определяются следующие основные направления государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:

- охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

- обеспечение качественного образования и воспитания детей;

- улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;

- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах[4,54].

Осуществление прав детей обеспечивается все большей их информированностью о принадлежащих им правах, созданием государственных учреждений и институтов в целях оказания помощи при осуществлении несовершеннолетними их прав — это и Уполномоченный по правам ребенка, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Управление по делам молодежи в Министерстве образования и науки РФ и многие другие учреждения и организации[5,55].

Государство приняло на себя обязательство гарантировать ребенку право на достойную жизнь и свободное развитие, что вытекает из Конвенции о правах ребенка, иных международных актов в области социального обеспечения и ст. 7 Конституции РФ. Данный принцип пока не реализован. Как считает Л.Н Симанович, в последние годы было внесено множество ухудшающих положение детей поправок в нормативные акты, регулирующие эту сферу[6,]. Очень много государственных гарантий, которые сейчас есть и действуют на федеральном уровне, перекладывается на плечи субъектов Российской Федерации, и каждый субъект уже сам устанавливает, что он может предоставить той или иной категории детей, исходя из своих финансовых возможностей. Принят новый Жилищный кодекс РФ, где установлены категории очередников, льготников. Одновременно все эти нормы были изъяты из других действующих федеральных законов, например из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, назначаемое в фиксированном размере, не достигает уровня прожиточного минимума в нашей стране для данной социально-демографической группы. На федеральном уровне отменена такая важнейшая правовая гарантия охраны детства, как «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей», что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России. Никитина указывает на малоэффективность деятельности органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав[7]. В целях соблюдения права ребенка на проживание и воспитание в семье (ст. 54 Конституции РФ) соответствующим государственным органам и учреждениям необходимо более тщательно подходить к анализу семейных проблем и, по возможности, более эффективно осуществлять «семейный патронат», то есть социальное сопровождение неблагополучной семьи без изъятия из нее ребенка. Существующая в государстве система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания). Как считает Никитина, необходимо проводить превентивную (предупредительную) работу с семьями и с детьми.


Проблемным и до сих пор нерешенным вопросом в России является учреждение ювенальной юстиции, хотя в этом имеется острейшая социальная потребность; в замечании Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999 г., четко сказано: «6. Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия...»[8,]. Ребенок должен иметь право на рассмотрение его дела особенным судьей - ювенальным, который специально подготовлен для рассмотрения дел несовершеннолетних и специализируется только на таких делах, привлекая к работе социальных работников, психологов, педагогов, детских врачей, для того чтобы выявить причину, которая толкнула ребенка на преступление.

Идея создания ювенальной юстиции в России не нова[9,14]. Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальную юстицию (1910 г.). В свое время она считалась одной из наиболее передовых. Необходимость создания ювенальных судов подчеркивалась не только в Конвенции о правах ребенка и Концепции судебной реформы. Верховный Суд РФ в Постановлении от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» признал необходимость специализации судей по делам несовершеннолетних, повышения их профессиональной компетенции «путем обеспечения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и вопросам педагогики, социологии и психологии». Следующим шагом, по-видимому, должно стать внедрение в судебную практику вынесения подобных частных определений при рассмотрении всех категорий дел, связанных с судьбой ребенка, в том числе при рассмотрении дел о лишении родительских прав: чтобы те сотрудники и руководители органов системы профилактики, включая органы опеки и попечительства, которые пренебрегли своими прямыми обязанностями и не помогли вовремя неблагополучной семье, почувствовали реальную ответственность за такое «нарушение прав ребенка бездействием».


Глава II. Ювенальная юстиция: исторический опыт и современные подходы

2.1. Становление ювенальной системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России (XIX -начало XX века)

В XIX веке с развитием идей гуманизма и свободного воспитания личности возникла и мысль об учреждении особых, специализированных судов, которые рассматривали бы дела о несовершеннолетних правонарушителях. В России под влиянием прогрессивных общественных сил в законодательство были внесены изменения, ориентированные на смягчение положения осужденных несовершеннолетних.

К числу таких законов следует отнести: 20 мая 1892 г. «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и со­держания в них малолетних преступников», Закон 8 февраля 1893 г. «Об изменении порядка заключения и пере­сылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом» и др.[1]. Особого же внимания заслуживает закон, принятый под влиянием Съез­дов представителей русских исправительных заведений для несовершен­нолетних правонарушителей «Об изменении форм и обрядов судопроиз­водства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолет­них (2 июня 1897 г.). В определении Правительствующего Сената отме­чалось, что закон вызван к жизни признанием в качестве главнейшего средства воздействия на малолетних и несовершеннолетних, впавших в преступления, мер не карательных, а воспитательно-

исправительных. Соответственно этому, наряду с расширением мер исправительного вос­питания к малолетним до 14-летнего возраста, «действовавшими с разуме­нием, и несовершеннолетним в возрасте от 14 до 17 лет, действовавшим без разумения, признано необходимым изменение в интересах нравственного исправления обвиняемых форм и порядка производства уголовных дел»[2].

Закон 1897 г. ознаменовал собою начало коренной реформы института ответственности несовершеннолетних, внеся существенные изменения практически во все действовавшие прежде законы. Вот только некоторые из новых положений:


- особое производство о разумении несовершеннолетних, совер­шивших преступление;

- закрепление системы участия законных представителей (родите­лей или лиц, на попечении которых находились несовершеннолетние
обвиняемые);

- введение обязательной защиты;

- регламентирование новых мер пресечения, к каковым закон отнес
заключение в отделение при исправительных колониях и приютах; отдачу под ответственный надзор законных представителей или лиц, изъявивших на то согласие; помещение в монастыри исповедания подсудимых;

- выделение в особое производство дел о соучастии несовершеннолетних.

Как отмечали современники [3], новый закон был создан в соответствии с идеями гуманизма, идеей исправления, а не устрашения, как
это было прежде. Суды по делам несовершеннолетних полностью и бесповоротно отрекались от идеи возмездия и наказания. Суд ставил задачи педагогиче­ские и имел свои особенности судопроизводства: подростки и взрослые обязательно разобщались; суд был единоличный; ограничивался доступ публики; судопроизводство по таким делам было упрощено; оглашение дел в печати ограничивалось.

Принятый закон вызвал большое общественное оживление, активные дискуссии в печати, в которых принимали участие и ученые, и практики, и просто неравнодушные люди. Закон подвергался разностороннему об­суждению. Неоднократно отмечались как его достоинства, так и недос­татки. К числу последних относили многосло­вие, неясность изложения в некоторых местах, трудности, связанные с его применением: к примеру, в части приискания благонадежных людей из-за неясного обозначения в законе трудно было установить, на кого возлагается обязанность, кому предписывается определение благонадеж­ности и т.п[5]. В результате данная мера превращалась в простую формаль­ность. Вместе с тем, несмотря на наличие ряда недостатков, как в самом законе, так и затруднений, связанных с его применением, надо признать, что он явился значительным шагом вперед по пути развития и совершен­ствования уголовного права и процесса, стал важным событием в законо­творчестве России, и во многом опередил законодательство Запада.


Инициатива введения в России специализированного суда по делам несовершеннолетних принадлежала Петербургскому Обществу патро­ната, которое создало особую комиссию для выработки рекомендаций. В работе комиссии участвовали известные ученые, сторонники гуман­ного отношения к несовершеннолетним: И. Фойницкий, П. Люблинский и др. Первым таким судьей был опытный юрист с прогрессивными взглядами Н. Окунев, который лично изучил практику подобных судов в Западной Европе. Основным руководящим принципом суда стала ценность ребенка как индивидуума и как члена общества. Учредители суда исходили из того, что возможности ребенка в результате должного воспитания могут быть обращены на пользу общества, и государство должно позаботиться о развитии его положительных задатков. Сам по себе ребенок не виновен в том, что он плох. Его как преступника формируют условия, в которых он развивается, взрослые, которые его окружают. М. Теодорович писал: «Государство со­вершает преступление худшее, чем все преступления малолетних, взятые вместе, когда оно подводит ребенка, совершившего преступление, под руб­рику преступника и ставит его в условия, чтобы сделать настоящим»[6, 63]. Активное развитие идей создания ювенальной юстиции нашло свое отражение в российской правовой доктрине середины XIX в. Выступления выдающихся правоведов конца XIX — начала XX в. Н.С. Таганцева, А.Ф. Кистяковского, М.Н. Гернета, Е.П. Тарасовой, В.И. Шевелкина в защиту создания судов по делам несовершеннолетних оказали огромное влияние на судебную власть и всю судебную систему Российского государства начала XX столетия.

Основной задачей создания особых детских судов являлась: «Помешать совершению преступлений. Надо исправить, укрепить и охранить от падения всех тех, кто мог бы стать преступником... Детский суд имеет дело с детьми в том возрасте, когда характер еще складывается. Надо помочь образованию характера ребенка, а не увеличивать зло стараниями его переделать... Мы смотрим на ребенка с точки зрения врача. Мы говорим: этот ребенок болен не телом, но характером»[7, 67].


Анализируя отечественный опыт, нужно отметить, что решался этот вопрос без достаточного нормативного регулирования. Суды назывались по-разному: «суды для малолетних», «суды для детей», «детские суды», «суды для несовершеннолетних» и т.п [8,54]. Их организация и дея­тельность основывалась на частной инициативе и общественной самодея­тельности, откуда и проистекали недостатки; сказывалось отсутствие за­щитников, длительность рассмотрения дел. Суды были единичны и лишь в крупных городах. В остальных местностях дети «стояли» перед миро­вым и проходили всю длинную дорогу уголовного преследования. Несмотря на законодательные усовершенствования, к несовершеннолетним в общих судах применялись и заклю­чение в тюрьму и в смирительный дом, и пр.

Под влиянием идей российских правоведов и в связи с внесением в законодательство значительных изменений, способствующих возникновению и развитию идей ювенальной юстиции, начинается активная организация детских судов в России. Так, 21 января 1910 г. в Санкт-Петербурге учреждается первый детский суд, 23 апреля 1912 г. открывается подобный суд в Москве, а потом в Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове. Судьями по делам несовершеннолетних были избраны известные юристы начала XX в., специализирующиеся в данной области, в Санкт-Петербурге — Н.А. Окунев, в Москве — В.И. Шевелкин, в совершенстве владеющие знаниями по детской психологии и педагогике.

С внесением соответствующих поправок в законы, регулирующие правосудие по делам несовершеннолетних, и учреждением специальных детских судов в России был признан особый статус детей и подростков как субъектов судебного разбирательства.

Также юристы начала XX в., исследовавшие причины правонарушений несовершеннолетних, предлагали создать в России кодекс, содержащий в себе все постановления, относящиеся к жертвам жестокого обращения, беспризорным, безнадзорным и преступным несовершеннолетним до 18 лет. Однако принятие такого кодифицированного нормативного акта в связи с Октябрьской революцией и коренным преобразованием всех общественных отношений отложилось на неопределенный срок.


2.2. Основные направления правовой защиты прав несовершеннолетних в современной России

В настоящее время проблеме совершенствования социально-правовой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации на различных уровнях уделяется самое пристальное внимание. Так, 1 июня 2006 г. состоялось заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Было отмечено [1,4],

что в целях реализации положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Российской Федерации принимаются меры по совершенствованию механизма взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в сфере исполнения правового обеспечения законных интересов несовершеннолетних. Реализуются Федеральные целевые программы «Дети России», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы», направленные на совершенствование деятельности органов системы профилактики в борьбе с безнадзорностью, правонарушениями и наркоманией несовершеннолетних, защите их прав Правительственная комиссия отметила, что принимаемые меры не адекватны сложившейся ситуации. Необходимо проведение мониторинга законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, определение приоритетных направлений в этой сфере. Требует скорейшего решения вопрос создания межведомственного банка данных о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, помещенных в детские учреждения всех видов и находящихся в розыске. Необходимы неотложные меры по расширению сети учреждений дополнительного образования и досуговых центров для несовершеннолетних.

Как отмечает Г.И.Забрянский, перечисленные правительственные декларации до сих пор не получили реального развития (ни в форме законодательных инициатив, ни в правоприменительной форме)[2,28]. В связи с этим проблемы социально-правовой защиты несовершеннолетних не теряют своей актуальности и в настоящее время. Особенно это заметно в области уголовного права, где несовершеннолетние, будучи особым субъектом (в силу своего возраста, физиологических, социально-психологических и иных признаков ), должны быть обеспечены максимальным количеством гарантий их прав и законных интересов. Анализируя состояние социально-правовых механизмов защиты прав несовершеннолетних в уголовном праве, Забрянский указывает, что основными задачами поступательного развития данной области права следует считать:

●замену «карательной» модели стратегии противодействия преступности несовершеннолетних» на «восстановительную» модель;
●создание в Российской Федерации единой системы противодействия преступности несовершеннолетних, включающей в себя две подсистемы: профилактику и ювенальную юстицию;
●внедрение в Российской Федерации системы ювенальной юстиции;
создание ювенального суда и определение места данного органа в уже существующей судебной системе Российской Федерации.

Так, в последнее время не только ученые, но и практические работники системы юстиции отмечают «карательный уклон» в деятельности правоохранительных органов и судов.
Основными элементами карательной модели являются:
-суровость наказания несовершеннолетних;
-длительность сроков лишения свободы;
- узость установленного законодателем правового пространства применения альтернативы наказанию (например, принудительные меры воспитательного воздействия);
- ограниченные возможности использования элементов восстановительной модели правосудия (например, института примирения).

Основная причина распространенности карательной модели стратегии противодействия преступности несовершеннолетних состоит в том, что в настоящее время российские правоприменители обладают ограниченными возможностями применения мер воздействия, не связанных с лишением свободы (это ограничение зависит как от несовершенства закона, так и от недостаточного развития инфраструктуры реабилитационного пространства).

Другой задачей совершенствования уголовно-правовой защиты несовершеннолетних является необходимость создания в Российской Федерации работающей системы ювенальной юстиции. К сожалению, отсутствие системной согласованной политики привело к тому, что у ученых и практиков не сложилось единого мнения о том, какое место занимает ювенальная юстиция в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Одни считают, что ювенальная юстиция - элемент системы профилактики [3,44]. Другие полагают, что профилактика входит в ювенальную юстицию [4,31]. Третьи, вообще не озабочены определением границ ювенальной юстиции [5]. По их мнению, она охватывает все органы и учреждения, включая уполномоченного по правам ребенка, которые так или иначе связаны с жизнью подростка. Некоторые отождествляют ювенальную юстицию с ювенальным судом, полагая, что ювенальная юстиция представляет собой судебную систему.Помимо этого еще одной задачей совершенствования уголовно-правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации является создание ювенального суда и определение его в судебной системе.

Исходя из этого отметим два аспекта. Во-первых, ювенальные суды, безусловно, - центральное звено ювенальной уголовной юстиции, но недостаточное. Чтобы оно эффективно работало, необходимо одновременно создать ювенальное следствие, ювенальную прокуратуру, ювенальную адвокатуру, а также специальную инфраструктуру. Во-вторых, недостаточно учредить эти институты. Важно подготовить следователей, прокуроров, адвокатов, судей, которые глубоко изучили бы не только все тонкости ювенального права (не ограничиваясь уголовным и уголовно-процессуальным), но и были бы знакомы с детской психологией, педагогикой и другими областями знаний об особенностях детей.

Заключение

Основные принципы, положенные в основу создания ювенальной юстиции, - это ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед правосудием, повышенная судебная защита несовершеннолетнего во время судебного процесса, в каком бы качестве он ни находился, особые методы ведения судебного процесса с участием несовершеннолетних, проходящие, как правило, в закрытых судебных заседаниях при упрощенном судебном производстве, это применение более мягкого наказания, а также замена его карательной направленности на более действенную - воспитательную.

Идея создания детских судов зародилась в Австралии XIX в., но особенно широкое применение она нашла в Соединенных Штатах Северной Америки, где при помощи детских судов были достигнуты блестящие результаты. Зарубежный опыт был воспринят российскими юристами конца XIX столетия и положен в основу создания российской модели правосудия в отношении несовершеннолетних.

Хотелось бы отметить, что современная законодательная база и судебная система нуждаются в реформировании, об этом говорят многие. Введение специализации судей, владеющих знаниями педагогики и детской психологии, и реформирование судебной системы в целом позволит не только значительно снизить рост правонарушений среди несовершеннолетних, но и сократить рецидив детской и подростковой преступности. Для этой цели необходимо использовать исторический опыт формирования идей и принципов отправления правосудия по отношению к несовершеннолетним в России XIX -начала XX.

Список использованной литературы:


  1. Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: материалы «круглого стола» / Под ред. Пристанской О.В.; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2010. – 104 с. ;

  2. Беляева,Л.И. Ювенальная юстиция: история и современность / Материалы семинара «Преподавание ювенального права и ювенальной юстиции в российских ВУЗах»/ Л. И. Беляева Москва 25-28 апреля 2000 г. – М.: «Статус», 2000. – 176 с., С.60-70. ;

  3. Ведерникова, О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом/ О. Н. Ведерникова // Российская юстиция. — 2005. - С. 43-52.

  4. Забрянский, Г.И. Несовершеннолетние: преступность и противодействие/ Г. И. Забрянский // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. – С.28-31. ;

  5. Исмаилов, Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие/ Б. И. Исмаилов. – Ташкент: Академия государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, 2002.-231с. ;

  6. Кудрявцева, Н.И. Ювенальная юстиция в России и Франции: Сравнительная характеристика. / Н. И. Кудрявцева – Курск., 2003.-105с. ;

  7. Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция. Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений./ Э. Б. Мельникова - М.: Фонд НАН. 2000.-176с. ;

  8. Никитина, Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России, пути решения этих проблем/ Е. М. Никитина //Вопросы юстиции, 2007-2(11)., С. 21-34. ;

  9. Симанович, Л.Н. Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних/ Л. Н. Симанович // Вопросы ювенальной юстиции, 2010 -6(32),эл.ресурс: http://juvenjust.org/index.php?showtopic=1569


  10. Ювенальное право. Учебник для Вузов. Под ред. А.В.Заряева, В.Д.Малкова.-М.: ЗАО Юстицинформ. 2005., -189с.